[email protected] Лариса Владимировна Константинова,
доктор социологических наук, профессор, зам. директора по международной деятельности и дополнительному образованию, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
¡aa|i afina610 rtyandex.ru Наталия Вячеславовна Митяева,
доктор экономических наук, профессор, декан факультета магистратуры, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 378.1 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В МАГИСТРАТУРЕ
Статья посвящена перспективам развития и реализации компетентностного подхода к оценке преподавателя в магистратуре. Отмечается многоцелевое назначение магистратуры как уровня образования. Сформулирована перспективная задача оценки деятельности преподавателя магистратуры с позиции компетентностного подхода. Разграничены компетенции вузовских преподавателей, работающих с магистратами, и специалистов-практиков, задействованных в процессе подготовки магистров. Разработана совокупность индикаторов уровня компетентности. Результаты работы могут быть использованы при разработке стратегии развития магистратуры, а также при организации учебного процесса на факультете магистратуры.
Ключевые слова: магистратура, компетентностный подход, магистр, оценка сформированности компетенций, практикоориентированность программ магистратуры.
L.V. Konstantinova, N.V. Mitiayeva
COMPETENCE APPROACH TO THE ASSESSMENT OF TEACHING STAFF IN MASTER S DEGREE PROGRAMMS
The paper is devoted to the prospects of development and implementation of competence-based approach to the assessment of the teaching staff of master's courses. The authors stress the multi-purpose character of graduate level education, discuss the assessment of prospective teachers with the help of the competence-based, define the competencies of university professors who work at master's courses and experts who are involved in training students, and suggest using a set of indicators that show the level of competence. The results and findings of the research can be used in the development strategy of the master's programmmas well as in the organization of the educational process at the Faculty of Master studies.
Keywords: master's degree, competence approach, master, evaluation of competencies, practical orientation of master's programs.
Магистратура имеет многоцелевое назначение:
- во-первых, углубление и специализация профессиональных компетенций, сформированных в результате обучения в бакалавриате, что выводит на определенную профессиональную квалификацию;
- во-вторых, формирование компетенций в сфере научно-исследовательской, педагогической, аналитической, инновационной деятельности, что предполагает получение определенной ученой степени;
- в-третьих, формирование компетенций в сфере педагогической деятельности, определяющих возможность занимать преподавательские должности в высшей школе;
- в-четвертых, формирование организационно-управленческих компетенций, позволяющих осуществлять деятельность руководителя.
В новой системе уровневых степеней и квалификаций магистратура выступает как связующее звено между базовым уровнем профессионального образования (бакалавриатом) и образованием в научно-исследовательской сфере (аспирантурой). Это в очередной раз по-новому определяет специфику магистерской подготовки как специализации в конкретной профессиональной области и одновременно предаспирантуры в плане формирования компетенций научно-исследовательской деятельности.
Реализация образовательного процесса в магистратуре предъявляет особые требования к компетентности преподавателя: обучение в бакалавриате является знаниеориентированным, обучение в магистратуре -карьероориентированным. В соответствии с этим в современном профессиональном образовании намети-
♦
♦
лась тенденция реализации профессионального образования как процесса развития необходимой компетентности специалиста. Вместе с тем работодатели действуют в старой системе координат и не предъявляют вузам дифференцированных требований к уровню квалификации и набору компетенций магистров. Таким образом, на вузовское сообщество была возложена серьезная миссия: своими образовательными программами, их содержанием и результатами реализации, сформированными компетенциями заложить образ будущей системы распределения профессиональных квалификаций высшего образования по уровням для реальной профессиональной практики.
Во ФГОС ВПО сформулированы компетенции, которые должны быть сформированы у выпускников магистратуры. Требования к компетентности преподавателей прописаны формально: указано лишь процентное соотношение докторов и кандидатов наук. При существующих проблемах качества образовательного процесса в магистратуре складывается неоднозначная ситуация: магистратура рассматривается как основной канал воспроизводства педагогических кадров для высшей школы, а образовательные стандарты подготовки бакалавров не предусматривают формирования компетенций, необходимых для педагогической деятельности в вузе. Поэтому, имея степень бакалавра, невозможно начать преподавательскую карьеру в вузе. На должность преподавателя или ассистента могут претендовать выпускники, имеющие квалификацию специалиста или магистра. Именно поэтому во многие стандарты магистратуры закладывается педагогическая деятельность и обязательная практика в вузе как один из основных видов деятельности выпускника.
Современному образованию требуются квалифицированные специалисты, обладающие необходимыми компетенциями, способные быстро и качественно разрабатывать и осваивать новые курсы, достигать поставленные цели в динамически меняющихся условиях, владеющие методами решения большого количества задач - научных, педагогических, воспитательных.
Преподавание на факультете магистратуры предполагает реализацию образовательных программ, которые формируют способность выпускника самостоятельно применять в определенном контексте полученные в процессе прохождения подготовки знания, умения и навыки. Каждая образовательная программа подготовки магистров должна ориентироваться на реализацию компе-тентностного подхода и базироваться на передовых принципах, формах и методах обучения студентов, содержать четко сформулированные конкретные результаты обучения по образовательной программе в целом и ее ключевым элементам. В учебном заведении должна быть сформирована соответствующая среда обучения и работать квалифицированные в компетентностном обучении преподаватели.
Преподаватели, занимающиеся с магистрантами, должны обладать следующим комплексом компетенций:
- когнитивные компетенции (практическое использование теоретических знаний и навыков фундаментальных исследований, «скрытые» знания, приобретенные опытным путем в процессе преподавания);
- функциональные компетенции (комплекс умений для эффективной педагогической деятельности);
- личностные компетенции (поведенческие умения и навыки);
- этические компетенции (личностные и профессиональные ценности).
Ключевыми компетенциями специалистов, задействованных в процессе подготовки магистров, являются:
- умение применять теоретические знания на практике;
- умение самостоятельно раскрывать междисциплинарные связи и формировать междисциплинарные знания;
- способность организовать образовательный процесс в соответствии с предъявляемыми к результату образовательного процесса междисциплинарными и интегрированными требованиями;
- аналитический склад ума;
- психологические установки (ориентация на достижение высокой оценки содержания курса и лекторского мастерства);
- способность разрабатывать образовательные ноу-хау и применять их в процессе подготовки магистров;
- реализация поведенческой модели, позволяющей эффективно выполнять задачи в образовательном контексте;
- навыки педагогической работы со взрослой аудиторией.
Преподаватель магистратуры должен обладать многоуровневой компетентностью:
1) характеристики мышления:
- концептуальность мышления: видение основных взаимосвязей и множественности отношений, способность разъяснять сложные данные и ситуации, способность к созданию новых компетенций;
- инновационность мышления: открытость по отношению к новым знаниям, умение находить альтернативные пути решения проблем, способность к объективной оценке своей деятельности, своевременность реакции на изменения условий внешней и внутренней среды;
- аналитичность мышления: разработка и использование интерактивных образовательных технологий;
- творчество: анализ положительных и отрицательных сторон разных способов организации учебного процесса;
2) способность к лидерству и делегированию полномочий:
- потребность в изменениях, касающихся организации образовательного процесса, траекторий обучения, используемых образовательных технологий;
- способность эффективно разделять ответственность (частично или полностью разделять полномочия);
3) информирование:
- установление ясных и последовательных ожиданий и целей образовательного процесса.
Мы считаем, что в качестве индикаторов компетентности могут быть использованы следующие показатели.
Преподаватель курса, включенного в магистерскую программу:
1. Наличие собственных учебно-методических разработок:
- высокий уровень владения современными знаниями научных основ преподаваемых дисциплин;
- количество разработанных и читаемых курсов по магистерским программам;
♦
♦
- наличие и качество учебно-методических комплексов с документами, подтверждающими ежегодное обновление методических материалов;
- использование в учебном процессе активных методов обучения;
- методическое обеспечение организации и контроля самостоятельной работы магистрантов;
- банк тестовых заданий со свидетельствами ежегодного обновления;
- стаж преподавательской работы.
2. Участие в выполнении научно-исследовательских проектов:
- количество публикаций по проблемам, затрагиваемым в читаемых курсах;
- наличие монографий, учебников и учебных пособий;
- участие в научно-исследовательском семинаре в качестве руководителя, участника, эксперта и т.д.;
- организация индивидуальных траекторий обучения;
- уровень успеваемости обучающихся за ряд лет, использование знаний, полученных в процессе изучения курсов, в выпускной квалификационной работе.
Научные руководители магистерских программ:
- наличие компетентностной модели выпускника -функциональной карты магистра, в которой прописаны его основные функции и компетенции;
- определение конкретных способов достижения цели образовательного процесса;
- формулирование конкретных результатов обучения в форме конкретных компетенций.
Научные руководители магистранта:
- определение конкретной цели обучения исходя из базового образования, профессионального опыта, намерений обучающегося;
- индивидуальный коучинг слушателя;
- коучинг-сопровождение профессионального развития магистра.
В соответствии с разработанным комплексом профессиональных компетенций должна быть проведена адаптация содержания учебных курсов и планов к созданной модели магистра конкретного направления. На повестке дня - официальное признание ценности освоенных компетенций для рынка труда, дальнейшего образования и обучения. Должны быть разработаны различные педагогические измерения на основе сочетания оценок, полученных на количественном и качественном уровнях измерения. В перспективе целесообразно создание «карты компетенций», формирующей в итоге портрет идеального преподавателя магистерской программы. При оценке кандидата «карта компетенций» может использоваться как квалификационная карта: компетенции кандидата сравниваются с компетенциями идеального преподавателя. Миссия образовательной программы в дальнейшем определяет модель компетенций преподавателя магистратуры, которая используется для разработки программ и учебных планов.
Четкая формулировка компетенций и определение уровня компетентности преподавателя - вопрос завтрашнего дня. Сегодня можно очертить круг наиболее острых вопросов:
1) дифференцированный подход в распределении учебной нагрузки: преподаватели, задействованные на
разных уровнях высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, второе высшее образование, система дополнительного профессионального образования), должны иметь разную нагрузку - в количественном и качественном плане;
2) разнородный состав студентов магистратуры: выпускники разных лет - бакалавры и специалисты, имеющие профильное и непрофильное образование. Преподаватель должен быть готов к реализации студентами индивидуальных траекторий обучения: деление курсов по выбору по принципу профильности/непрофильности первого образования, организация факультативов и дополнительных занятий, ужесточение вступительных требований;
3) заказы факультета магистратуры на привлечение конкретных, наиболее квалифицированных преподавателей. От преподавателя требуются навыки использования интерактивных методов и прогрессивных способов обучения. Инициатива разработки курса в рамках конкретной магистерской программы - это показатель высокого уровня преподавателя;
4) организация и проведение научно-исследовательской работы и научно-исследовательского семинара: концентрация наиболее актуальных проблем развития изучаемой сферы, научных интересов руководителей семинара, профессиональных и научных интересов магистрантов;
5) организация и проведение практик: как правило, магистранты проходят практику по месту работы или на предприятиях желаемой для них (в профессиональном плане) сферы. Часто их профессиональные навыки более значимы, чем теоретические знания руководителя практики. Программы магистратуры должны быть «заточены» под конкретный анализ тех или иных сегментов рынка труда, секторов социально-экономической сферы, конкретных отраслей и предприятий вне зависимости от степени академичности или практикоориентированной программы, т.е. иметь профессиональную направленность, что повышает уровень требований к практической направленности преподаваемых в магистратуре дисциплин.
1. Блинов В.И., Сазонов Б.А., Лейбович А.Н. и др. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации. М.: ФИРО; Центр начального, среднего, высшего и дополнительного образования, 2010.
2. Константинова Л.В. Проблемы развития магистратуры в условиях реформирования высшего образования // Высшее образование в России. 2013. № 7. С. 30 - 36.
3. Марченко И.П. Идеология качественной организации магистерской подготовки // Инновационное образование. 2012. № 9. С. 4 - 15.
4. Митяева Н.В. Магистратура как уровень высшего образования: реалии и перспективы // Значение экономического образования населения для роста эффективности экономики России: сб. ст. регионал. науч.-практ. конф. Воронеж: Научная книга, 2010. С. 68 - 72.
5. Митяева Н.В. Новые образовательные технологии в СГСЭУ // Мой Казахстан: вчера, сегодня, завтра: матер. между-нар. науч.-практ. конф., посвященной 20-летию независимости Республики Казахстан. Талдыкорган, 2011.