ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2010. № 1
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД И ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗА
В.В. Латюшин, Д.Ш. Матрос, Г.Б. Поднебесова, Л.И. Дудина
(Челябинский государственный педагогический университет, e-mail: [email protected])
Статья посвящена вопросам формирования ИКТ-компетентности преподавателей вуза в системе повышения квалификации. Одной из важнейших характеристик специалиста является компетентность, в том числе в области информационных технологий. В качестве основы конструирования процесса обучения в вузе на основе цифровых образовательных ресурсов выделены электронные УМК и рейтинговая система контроля знаний студентов.
Ключевые слова: модернизация образования, система повышения квалификации, компетентность, компетентностный подход, информатизация, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), ИКТ-компетентность, цифровые образовательные ресурсы, рейтинговая система контроля знаний.
Стратегия развития современного общества на основе знаний и высокоточных технологий потребовала внесения изменений в педагогическую теорию и практику, активизировала поиск новых технологий образования, направленных на повышение уровня квалификации и профессионализма педагогов, на удовлетворение потребностей общества в специалистах, способных к успешной адаптации и самореализации в новом, информационном обществе.
Как следствие на данном этапе актуальной становится задача повышения квалификации работников педагогического вуза, которая рассматривается как формирование новых компетенций преподавателей, одной из которых является владение информационными технологиями.
Под модернизацией образования понимается процесс перехода от традиционного к современному образованию, ориентированному на формирование личности деятельностного и толерантного типа, на создание условий для развития творческой активности преподавателей, на инновации и др.
В "Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г." определена главная задача государственной образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментализации и соответствия актуальным
потребностям личности, общества и государства [1]. Перспективным является рассмотрение качества подготовки учителя с позиций ком-петентностного подхода. Компетентность традиционно рассматривалась в качестве важнейшей характеристики специалиста. На современном этапе вновь актуальной стала проблема использования данного понятия для задания цели подготовки специалиста. Это обусловлено, во-первых, тем, что понятием "компетентность" определяется качественная характеристика специалиста, связанная не только с объемом и глубиной имеющихся у него профессиональных знаний, но и с их действенностью и адекватностью применения в соответствующих ситуациях, а во-вторых, активным использованием этого понятия в системе образования.
На наш взгляд, в системе повышения квалификации преподавателей вуза также целесообразно применение компетентностного подхода.
Под профессионально-педагогической компетентностью преподавателя понимается интегральная характеристика специалиста, обусловленная высоким уровнем психолого-педагогической, методической и предметной подготовки, проявляющаяся, с одной стороны, в высоком уровне проектирования, организации и управления процессом обучения, а с другой — в творческой самореализации преподавателя в этом процессе [2].
Так как обучение является процессом передачи информации студенту, то, следуя определению академика В.Н. Глушкова (информационные технологии — процессы, связанные с переработкой информации), можно сделать вывод о том, что в обучении информационные технологии использовались всегда.
Более того, любые методики или педагогические технологии описывают как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимися. То есть любая педагогическая технология — это информационная технология.
Когда же компьютеры стали широко использоваться в образовании и появилась необходимость говорить об информационных технологиях обучения, выяснилось, что они давно фактически реализуются в процессах обучения, и тогда появился термин "новая информационная технология обучения (НИТ)".
И тут встает, пожалуй, главный вопрос: к чему относится ключевое в этом определении слово "новые"?
Анализ многочисленной литературы и большого количества программных продуктов показал, что, по мнению их авторов, главное в НИТ — это компьютер с соответствующим техническим и программным обеспечением, отсюда и определение: новые информационные технологии обучения — процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер. То есть, если в процессе обучения применяется компьютер, то в вузе используются НИТ, а если не применяется, то в вузе используются
ИТ. Такой подход отражает первоначальное понимание педагогической технологии как применение технических средств обучения, а компьютер в таком представлении — еще одно ТСО в школе.
Таким образом, слово "новые" просто характеризует применение или неприменение компьютера в процессе обучения наряду с кодоско-пом, эпидиаскопом, разного рода таблицами и фолиями, кинопроектором, учебным телевидением, устройством для программированного контроля и т.д. Современный персональный компьютер, как это понимают подобные разработчики, вполне вписывается в этот ряд, обладая мощью всех предшественников вместе взятых. При таком подходе слово "новые" характеризует действительно новое техническое средство обучения.
В педагогическом же смысле слова никакой новизны нет. Дело в том, что все указанные устройства, включая и компьютер, при таком подходе всегда были и остаются лишь инструментами, а не подлинными машинами. Это связанно с тем, что каждый шаг по преобразованию информации контролируется и направляется человеком.
Но, как известно из других областей человеческой деятельности, решающее значение для высокой эффективности применения компьютеров имеет то обстоятельство, что они опираются на автоматизированные информационные базы. Это означает, что в памяти компьютера постоянно сохраняется информация, нужная для решения тех задач, на которые рассчитана система, и набор правил для их решения. Таким образом, речь идет о создании не базы данных, а базы знаний. На ее основе по запросу пользователя компьютер должен сам, без вмешательства человека, сообщить пользователю готовое решение поставленной задачи.
Достаточно очевидно, что создаваемая система должна решать педагогические задачи. Следовательно, в базе должна храниться вся необходимая информация для решения именно таких задач.
Суть же предлагаемого нами подхода заключена в идее максимально возможной управляемости работы вуза, прежде всего его основного звена — процесса обучения [3]. В этом случае главным становится процесс обучения со своими особенностями, а компьютер — это мощный инструмент, позволяющий решать новые, ранее не решенные дидактические задачи.
Как мы уже отмечали, в образовании термины "педагогическая технология" и "информационная технология" являются в определенном смысле синонимами. Можно ли считать использование компьютера достаточным основанием для названия этой технологии новой? По нашему мнению, нет.
Используя современные обучающие средства и инструментальные среды, создаются прекрасно оформленные программные продукты, не вносящие ничего нового в развитие теории обучения. Поэтому можно говорить только об автоматизации тех или иных сторон про-
цесса обучения, о переносе информации с бумажных носителей на магнитные и т.д.
Говорить же о новой информационной технологии обучения можно только в том случае, если:
• она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеобразование, целостность);
• она решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически и/или практически решены;
• средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер.
В последнее время вместо новых "информационных технологий" стали писать и говорить "информационные и коммуникационные технологии" (ИКТ), подчеркивая важность Интернета. Принимаем этот термин и далее в статье используем аббревиатуру ИКТ.
Информатизация системы образования требует дополнительных знаний и умений преподавателя, а именно — развития ИКТ-компе-тентности. Под ИКТ-компетентностью понимается уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированности обобщенных познавательных, этических и технических навыков [3]. (ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания.)
Выделяют следующие уровни овладения ИКТ-компетентностью: базовый, технологический и профессиональный.
Базовый — накапливаются базовые знания, умения и навыки, необходимые для знакомства с компьютерной грамотностью; применение ИКТ на данном уровне минимально (владение общими приемами создания, редактирования, сохранения, копирования и переноса информации в электронном виде, представления информации средствами презентационных технологий, освоение навыков поиска информации в Интернете и т.д.).
Технологический — информационно-коммуникационные технологии становятся инструментом в осуществлении прикладной деятельности (оценка потенциала Интернет-ресурсов), оценка качества, средств и форм представления в Интернете программно-технологического и информационного обеспечения и др.
Профессиональный — ИКТ позволяют преподавателю решать свои профессиональные задачи.
На факультете переподготовки и повышения квалификации научных и педагогических кадров ЧГПУ разработаны и реализуются программы, направленные на формирование профессиональной ИКТ-компетентности.
Собственные, традиционные для педагогики методы научных исследований (наблюдение, беседа, анкетирование, опрос) сами по себе весьма полезны на этапе получения фактического материала: его группировки и систематизации, установления тех или иных отношений. Они позволяют найти и сформулировать качественные признаки и структурные элементы педагогических объектов и явлений, способствуют накоплению эмпирических данных; в этом их несомненная ценность. Вместе с тем становится все более очевидным, что новые задачи педагогики, связанные с модернизацией образования, прогнозированием развития педагогических объектов и явлений, внедрением компьютеров, требуют применения адекватных научных методов. Не случайно поэтому в последние годы идет поиск таких методов исследования, которые позволили бы существенно повысить теоретический уровень разработок и вооружить педагогическую практику достоверными научными прогнозами.
В связи с этим в качестве основных выбраны три метода, которые уже давно применяются в различных отраслях деятельности человека, но в педагогике еще встречаются достаточно редко. Именно их применение и позволит проводить информатизацию и внедрять в вузе ИКТ в нашем понимании:
1) экспертные системы;
2) имитационное моделирование процесса обучения;
3) нечеткая логика в описании основных объектов процесса обучения — студент и содержание образования.
Процесс решения соответствующих дидактических задач, таким образом, строится как человеко-машинные имитационные системы. Быстро реагируя на различные изменения, компьютер сообщает возможные результаты этих действий (прогнозная функция).
Разработанная система реализована в виде серии деловых игр преподавателя с компьютером. Эта система отличается от ее прототипа (процесса обучения) тремя главными качествами:
1) реальные студенты заменяются компьютером, в котором программно заложена разработанная модель, позволяющая решить каждую указанную задачу (игровой аспект);
2) реальная информация о процессе обучения заменяется псевдореальной информацией, полученной с помощью имитации этого процесса (имитационный аспект);
3) сжимается масштаб времени (экспериментальный характер).
Имитационные игры обладают мощью трех методов — теоретического, экспертного и экспериментального. Теоретические методы использовались при построении игры. Привлекая преподавателей в качестве игроков, удается получить концентрированные суждения экспертов. Сжатый масштаб времени позволяет широко экспериментировать с процессом обучения [4].
По нашему мнению, преподаватель, овладевший ИКТ-компе-тентностью на профессиональном уровне, должен использовать компьютер в том смысле, как это было описано выше, на всех этапах процесса обучения — от проектирования этого процесса до контроля знаний. В связи с этим выделены следующие основные разделы, которые изучают слушатели курсов повышения квалификации по формированию профессиональной ИКТ-компетентности сотрудников образовательного учреждения:
1) организация личного информационного пространства (технология Share Point);
2) разработка учебно-методического комплекса (УМК) по предмету;
3) построение лекций на основе ИКТ;
4) рейтинговая система контроля знаний студентов по предмету;
5) организация самостоятельной работы студентов.
Обратим внимание на то, что мы не обучаем никаким компьютерным технологиям (как создавать презентации, "углубленное" изучение Word и т.п.), так как эти компетентности подразумеваются у наших слушателей. Мы прекрасно представляем себе реальную ситуацию в высшей школе и подобными компетенциями вооружаем преподавателей на других курсах.
Рассмотрим некоторые принципиальные моменты нашего подхода к повышению квалификации.
С помощью технологии Share Point возможна организация электронного документообмена. Различная информация выкладывается на сервер университета. Доступ к нему получают преподаватели, имеющие учетную запись в домене CSPU (см. www.cspu.ru).
Остановимся на технологии разработки УМК по предмету. Этот документ, созданный с использованием технологии Share Point, является основой для всей последующей работы преподавателя и студента. Построение его проводится в уже описанном человеко-машинном режиме, когда компьютер показывает преподавателю, как вели себя в подобной ситуации студенты, какие были приняты решения и с каким эффектом. Преподаватель может согласиться с предложенными решениями (в этом случае УМК практически создается самим компьютером) либо внести свои изменения.
Электронные УМК содержат собственно учебную программу с выпиской из ГОС ВПО, пояснительную записку, программу курса, список литературы, рабочую (модульную) программу, различные методические материалы (темы рефератов, курсовых и квалификационных работ и др.). Это — стандартный состав, который содержит все, что необходимо и желательно для построения современного учебного курса (см. www.cspu.ru).
Новым является то, что из любого раздела УМК студент или преподаватель сразу попадает вовнутрь этого раздела (система гиперссылок). Таким образом, действует принцип "одного окна":
1) студент видит весь необходимый материал для подготовки к занятию и экзамену, для проведения самостоятельной работы, свой рейтинг по темам и курсу в целом, темы своих курсовых и дипломных работ и т.д., все это он увидит через УМК;
2) преподаватель видит цикл лекций, ход рейтинговой системы и самостоятельной работы студентов, итоги работы в различных разрезах и т.д.
Слушатели курсов знакомятся с технологией создания УМК, а затем на практических занятиях создают УМК по читаемым ими курсам.
Перейдем теперь к лекциям. Каждая лекция представлена в компьютере в следующем виде (см. www.cspu.ru):
1) номер и тема лекции;
2) структурная формула лекции — ориентированный граф. Вершины графа — структурные элементы лекции (определения, аксиомы, теоремы, леммы, гипотезы и т.д.). Связи указывают логическую последовательность изложения, которую выбрал автор. Первая структурная единица — это обязательно основная идея лекции. Каждый тип структурной единицы имеет свое стандартизованное геометрическое представление. Внутри структурной единицы помещается ее краткое содержание;
3) при входе в каждую структурную единицу пользователю предъявляется следующая информация:
а) презентация, охватывающая основное содержание структурной единицы;
б) иллюстрации к содержанию структурной единицы. Это могут быть, например, анимации, видеоролики, фрагменты фильмов и т.д.;
в) имитационная модель (готовая к интерактивному режиму), характеризующая структурную единицу;
г) адреса и/или содержание электронных информационных ресурсов по теме структурной единицы.
Все перечисленное в пунктах а—г относится к цифровым образовательным ресурсам. Таким образом, в компьютере представлена вся необходимая информация для студентов и преподавателей по каждой лекции. Более того, наличие имитационной модели позволяет преподавателю на лекции "вживую" проиллюстрировать необходимый материал, а студенту в процессе самостоятельной работы достаточно глубоко понять тему лекции. Предлагаемые цифровые образовательные ресурсы дают возможность ознакомиться с разного рода дополнительной информацией, увидеть другие подходы к изложению рассматриваемой темы, получить необходимые материалы для начала работы над курсовой и квалификационной работами.
В связи с таким представлением информации по каждой лекции в компьютере меняется методика чтения лекции. Исчезает необходимость подробного изложения всех деталей, многие технические во-
просы излагаются только один раз (и то, если являются принципиальными) и в дальнейшем указываются только ссылки на соответствующий информационный ресурс. Лекция ни в коем случае не превращается в чтение с экрана, т.е. замену бумажного конспекта преподавателя на электронный. Основное внимание на лекции уделяется идейной стороне вопроса (зачем это, почему это, почему так, что это дает, кому и зачем это надо и т.д.). Это приводит к активизации мышления студентов в процессе лекции, так как они сосредоточиваются на содержании того, что рассказывает преподаватель, а не на том, чтобы успеть все записать. Студент практически ничего не записывает в течение лекции, так как УМК доступен для него в любой момент, т.е. в его распоряжении имеется вся необходимая информация (как для сдачи экзамена, так и дополнительный материал). Таким образом, время лекции расходуется на изложение и осмысление материала, причем весь необходимый материал присутствует в уже готовом виде. А это в свою очередь приводит к серьезной экономии времени. Основной для студентов становится самостоятельная работа, которая обеспечена всем необходимым методическим материалом.
Итак, создается информационная модель содержания образования, которая реализуется в процессе обучения.
Следующий шаг — построение мониторинга, который дал бы возможность полностью отследить реализацию процесса обучения. Этот мониторинг отвечает на два вопроса: как происходит усвоение студентом необходимого содержания и как происходит усвоение каждой единицы этого содержания.
Для этого составляется модульная программа, которая присутствует в электронном УМК. В каждом модуле указаны теоретическая и практическая части, относительная стоимость каждой части, контрольно-измерительные материалы (практические или лабораторные занятия с образцами выполнения заданий, индивидуальные задания, вопросы к тестам по модулям).
За каждый модуль выставляется балл, итоговая оценка по курсу выставляется, исходя из среднего балла по всем модулям (более 70% — 3, более 80% — 4, более 90% — 5). Материалы для рейтинговой системы также содержатся в УМК. Вся указанная работа полностью автоматизирована программой "Рейтинговая система". Вся информация о работе студентов в течение семестра доступна как самому студенту, так и преподавателю, руководителям кафедры и деканата (а также, что в современных условиях не менее важно, родителям студента).
Такой подход дает возможность добиваться от студентов регулярности в работе, позволяет вовремя увидеть намечающиеся отрицательные тенденции и принять необходимые меры. Немаловажно и то, что практически полностью исчезает субъективность при оценке работы студентов, что сильно способствует созданию хорошей моральной атмосферы.
С другой стороны, эта же программа сообщает преподавателю, какие единицы содержания и как усваиваются студентами в процессе обучения (под единицами здесь подразумеваются темы лекций и их структурные элементы). Полученная информация (обратная связь по содержанию) служит основой внесения необходимых изменений в создаваемое содержание, обсуждается на заседаниях кафедры и учебно-методической комиссии факультета.
Таким образом, электронные УМК и рейтинговая система контроля знаний студентов являются основой конструирования процесса обучения в вузе на основе цифровых образовательных ресурсов.
Остановимся на некоторых организационных моментах.
Для самооценки в начале занятий мы предлагаем слушателям оценить свои знания и умения базовой ИКТ-компетентности по следующим направлениям.
1. Организация собственного информационного пространства: общие знания информационных технологий и применения ПК в современной жизни; знания составляющих ПК — аппаратное обеспечение, программное обеспечение, устройства хранения данных; общие знания современных коммуникаций, сетевых приложений, вопросов безопасности и защиты данных и др.
2. Использование ИКТ в работе преподавателя: навыки владения компьютером и операционными системами, работа с текстом, распечатки электронных документов, компрессия данных, защита от вирусов; работа с электронной почтой, понимание основных концепций электронного документообмена, в том числе информационной безопасности и др.
3. Текстовой редактор, электронные таблицы, базы данных, редактор презентаций: основные навыки набора и редактирования документов, понимание OLE-технологии.
4. Информация и коммуникация: использование Интернета, использование поисковиков для работы с ресурсами сети и получения необходимой информации, заполнение сетевых анкет и распечатка вебстраниц.
Индивидуальная работа слушателей осуществляется в форме выполнения практико- ориентированного задания, материалы которого будут использоваться слушателем в научно-образовательном процессе вуза. После обучения проводится самоанализ практических (профессиональных) компетенций в сфере деятельности преподавателя. Необходимо определить, каким программным продуктом или цифровым образовательным ресурсом следует воспользоваться для реализации данной работы.
1. Организация собственного информационного пространства:
— организация переписки;
— наполнение информационного пространства;
— сервисы Интернета.
2. Использование ИКТ в учебной работе преподавателя:
— создание презентаций;
— создание анимаций, аудио- и видеосопровождения;
— организация консультаций и самостоятельной работы студентов;
— контроль усвоения знаний;
— дистанционное обучение.
3. ИКТ в методической работе преподавателя:
— систематизация предметного содержания;
— издательская деятельность;
— повышение квалификации.
4. Организация учебного процесса на основе ИКТ.
Например, для организации электронного документооборота
можно использовать технологию Share Point; для организации переписки — почтовые службы Mail.ru, Gmail.com и др.
В качестве зачетной работы, кроме теста по теории, слушатели выполняют проектные задания по определенной теме, например, "Электронные УМК для рейтинговой системы по предмету".
В программе курсов внимание уделяется не только применению ИКТ, но также созданию цифровых образовательных ресурсов для использования в процессе обучения. Использование качественных цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения в вузе позволит:
1) проектировать процесс обучения студентов, организовывать их деятельность по самостоятельному извлечению и представлению знаний;
2) применять возможности информационных и коммуникационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности;
3) использовать возможности мультимедиатехнологий, гипертекстовых и гипермедиа систем для лучшего восприятия учебного материала;
4) объективно диагностировать и оценивать результаты обучения, соизмерять результаты усвоения материала с требованиями Государственного образовательного стандарта.
На наш взгляд, предложенный подход позволит сформировать профессиональную ИКТ-компетентность преподавателей и послужит основой обеспечения качества подготовки будущих специалистов.
* * *
Статья подготовлена в рамках проекта 6818 Совершенствование и развитие системы повышения квалификации в рамках мероприятия 3-й аналитической ведомственной целевой программы "Развитие научного потенциала высшей школы" (2009—2010 гг.).
Список литературы
1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года (URL: http://www.president.kremlin.ru 5.10.2009).
2. Компетентностный подход в педагогическом образовании / Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
3. Матрос Д.Ш. Менеджмент качества в школе на основе стандартов серии ГОСТ РИСО 9000—2001, новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Центр педагогического образования, 2008.
4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2003.
COMPETENCE-BASED APPROACH AND DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES AT IN-SERVICE EDUCATION SYSTEM FOR UNIVERSITY ACADEMIC STAFF
V.V. Latjushin, D.Sh. Matros, G.B. Podnebesova, L.I. Dudina
The article is devoted to the problem of ICT competence development for university academic staff at in-service education system. Information competences are of crucial importance for a specialist. Electronic—methodology complex programmes and rating assessment system serve as a basis for educational process projecting.
Key words: modernization of education, in-service education system, competence, competence—based approach, information and communication technologies, ICT competence, digital educational resources, rating assessment system.
Сведения об авторах
Латюшин Виталий Викторович — кандидат педагогических наук, профессор, ректор Челябинского государственного педагогического университета (ЧПГУ). Тел. (351) 239-36-01; e-mail: [email protected]
Матрос Дмитрий Шаевич — доктор педагогических наук, профессор, проректор ЧГПУ по информационным технологиям. Тел. (353) 239-37-80; email: [email protected]
Поднебесова Галина Борисовна — кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета информатики ЧГПУ. Тел. (351)239-63-11; e-mail: celestia@cspu. ru
Дудина Людмила Ивановна — кандидат педагогических наук, доцент, декан ФПК ЧГПУ. Тел. (351) 265-37-55; e-mail: [email protected]
2 ВМУ, педагогическое образование, № 1