Научная статья на тему 'Компетентностный подход и его использование в социально-культурном развитии личности старшеклассников'

Компетентностный подход и его использование в социально-культурном развитии личности старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / CULTURAL DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF PUPILS / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ УЧЕБНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / COMPETENCE-BASED APPROACH / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В КУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ И ОБУЧЕНИИ / PEDAGOGICAL INTERACTION IN THE CULTURAL DEVELOPMENT AND LEARNING / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ОБРАЗОВАНИЕ / TRAINING AND EDUCATION / ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ / FOSTERING CULTURAL DEVELOPMENT AND ACTIVITIES OF STUDENTS / IN THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL AND SOCIAL ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева Екатерина Викторовна

Рассматривается культурное развитие личности старшеклассников с использованием компетентностного подхода развития личности в условиях учебной и социальной среды, под воздействием определенных условий и механизмов, которые характеризуются: отношением к учебной, спортивной и профессиональной деятельности, требовательности к окружающему социуму. Дана оценка субъектной позиции личности старшеклассников по отношению к собственному обучению и культурному развитию, и, как следствие, к учебной деятельности. Рассмотрен компетентностный подход в достижении учебных, профессиональных и жизненных планов; индивидуальный и компетентностный подход в учебной и социально культурной деятельности у старшеклассников; показаны реальные пути их достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мальцева Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence-based approach and cultural development of the personality of the pupil

The article considers the cultural development of the personality of pupils using the competence approach personal development in terms of educational and social environment, under the influence of certain conditions and mechanisms that are characterized by: their relation to academic, athletic and professional activities, the demands of the surrounding society. The estimation of the subjective position of the personality of pupils in relation to their own learning and cultural development, and, consequently, to educational activity. Considered the competence approach in the achievement of educational, professional and life plans. Individual and competence-based approach in educational and socio cultural activities for high school students, shows the actual path to achieve them.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход и его использование в социально-культурном развитии личности старшеклассников»

УДК 37 ББК 74.00

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ

ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА МАЛЬЦЕВА,

соискатель Московского Государственного Университета Культуры и Искусств Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

E-mail: [email protected] Научный руководитель: Ласкин А.А., доктор педагогических наук, профессор

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается культурное развитие личности старшеклассников с использованием компетентностного подхода развития личности в условиях учебной и социальной среды, под воздействием определенных условий и механизмов, которые характеризуются: отношением к учебной, спортивной и профессиональной деятельности, требовательности к окружающему социуму. Дана оценка субъектной позиции личности старшеклассников по отношению к собственному обучению и культурному развитию, и, как следствие, к учебной деятельности. Рассмотрен компетентностный подход в достижении учебных, профессиональных и жизненных планов; индивидуальный и компетентностный подход в учебной и социально — культурной деятельности у старшеклассников; показаны реальные пути их достижения.

Ключевые слова: культурное развитие личности старшеклассников, физическое развитие, компетентностный подход в развитии учебной и социальной среды старшеклассников, педагогическое взаимодействие в культурном развитии и обучении, профессиональная подготовка и образование, воспитание культурного развития и деятельности учащихся.

Annotation. The article considers the cultural development of the personality of pupils using the competence approach personal development in terms of educational and social environment, under the influence of certain conditions and mechanisms that are characterized by: their relation to academic, athletic and professional activities, the demands of the surrounding society. The estimation of the subjective position of the personality of pupils in relation to their own learning and cultural development, and, consequently, to educational activity. Considered the competence approach in the achievement of educational, professional and life plans. Individual and competence-based approach in educational and socio — cultural activities for high school students, shows the actual path to achieve them.

Keywords: cultural development of the personality of pupils, physical development, competence-based approach in the development of the educational and social environment of high school students, pedagogical interaction in the cultural development and learning, training and education, fostering cultural development and activities of students.

На наш взгляд, компетентностный подход к развитию личности старшеклассника в условиях социально-культурной деятельности предполагает преобразование личности в более сложное состояние, конституирующее свои собственные элементы.

Понятие «компетентностный подход» получило распространение в начале 21 в. в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Компетентностный подход предполагает не просто усвоение учеником отдельных друг

от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по иному определяется система методов обучения и развития личности старшеклассника. В основе выбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функций, которые они выполняют в образовании и социально-культурном развитии личности молодых людей.

Общеобразовательная школа сформировывает основной уровень компетентности учеников, до-

статочный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы — формирование ключевых компетентностей. Компетентностный подход, социально-культурное развитие и модернизации образования предполагают, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены ключевые формы компетентностного подхода. Предполагается, что в число формируемых и развиваемых в школе ключевых компетентностей должны войти информационная, социально-правовая, культурная и коммуникативная компетентность. Данный подход к определению ключевых компетенций соответствует пониманиюфундаментальных целейобщешкольного образования:

Ф научить получать знания (учить и учиться); ф научить работать и зарабатывать (учение для

труда);

научить жить в социуме (учение для бытия);

научить жить вместе (учение для совместной

жизни).

Компетентностный подход формируется в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. Таким образом, реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. Применительно к каждой компетентности можно выделять различные уровни ее освоения: минимальный, продвинутый или высокий.

Прежде чем приступить к построению самого элементарного фрагмента методологического подхода, необходимо указать реальные образования, репрезентирующие, по крайней мере, исходные идеальные параметры личности школьника.

С точки зрения методологических подходов к развитию личности старшеклассника в социально-культурной деятельности компетентностный подход и социально-культурное развитие личности рассматривается как синоним диады «отдых — работа» и т.д. Он нацелен на то, чтобы помочь молодым людям добиться успеха в жизни, сохранить здоровье, которое, по определению Всемирной организации

здравоохранения, есть не только отсутствие болезней, но и состояние культурного и духовного благополучия. В условиях социально-культурной деятельности методологический подход приобретает значимость в контексте становления личности «здоровой во всех отношениях».

На этом основании выходим на уровень исследования компетентностного подхода и социально-культурного развития личности старшеклассника в широком смысле — как развитие творческих возможностей личности. Индивидуальные возможности старшеклассников и компетентностный подход в социально-культурном развитиии личности определяются гибкой системой, включающей творческую составляющую, ибо одна и та же деятельность может рассматриваться и с точки зрения творческой или репродуктивной деятельности. Социально-культурная деятельность может различаться по видам, что определяет необходимость комплексного учета всех факторов, связанных с активизацией одних и «отдыхом» других функциональных систем молодого организма старшеклассника.

Поэтому особую значимость приобретает содержание социально-культурной деятельности и развитие в компетентностном подходе способностей, раскрывающих творческий потенциал личности. Развитие творческих возможностей личности в условиях социально-культурной деятельности обеспечивается целями развития культуры «идеальной» личности.

На основании этого можно сделать вывод о том, что социально-культурная деятельность способствует воссозданию личности в психическом (интеллектуальном, эмоциональном), культурном, духовном и физическом аспектах целостного развития личности старшеклассника. Компетентностный подход в развитии личности старшеклассника в условиях социально-культурной деятельности, в котором должны учитываться возможности восстановления физической и интеллектуальной трудоспособности личности, его выхода из стрессовых состояний, вызванного нарушением естественного ритма жизни в современном урба-низованном и техногенном обществе, которое распространяется на работу, обучение, быт. При этом проблемы здоровья молодого человека во многом зависят от экологического, социальными, культур-

ного, политического, экономического состояния общества.

Появилась новая отрасль знания — рекреало-гия, которая, в отличие от терапии, направлена на создание благоприятных в физическом, социальном, культурном и т.д. режимов жизнедеятельности, которые определяют самочувствие и трудоспособность личности. Данное обстоятельство имеет существенное значение в компетентностном подходе и социально-культурном развитии личности старшеклассника. При разработке и внедрении методологических подходов к развитию личности старшеклассника в условиях социально-культурной деятельности идея может быть реализована не в отдельности от других, а в контексте интеграции развивающей воспитательной, образовательной, развлекательной и, собственно, рекреационной функций [1].

Разработка и реализация компетентностного подхода и социально-культурных программ должна осуществляться рабочими группами, в состав которых входят специалисты в разных областях: педагоги, социологи, культурологии, медики, психологи, что может обеспечить системный, междисциплинарный подход к решению проблемы. Для этого необходима специальная подготовка указанных специалистов к сотрудничеству, нахождению «единого языка». А специалисты социально-культурной деятельности должны быть готовы к плодотворному сотрудничеству с медико-психологическими службами (на базе школ, спортивно-оздоровительных, туристических и других учреждений), овладевать соответствующими знаниями и умениями при работе по социально-культурному развитию личности старшеклассника.

Следует остановиться и на таком понятии, как физическая рекреация, которая понимается как формы двигательной активности, направленные на восстановление сил, израсходованных в процессе учебы, как восстановление сил средствами спорта или понимания ее как социально-культурного явления. В изучении физической рекреации выделяются многочисленные признаки, составляющие ее основное содержание. Это двигательная активность, физические упражнения, которые осуществляются в свободное или специально выделенное время. И, наконец, культурно-ценностные ориентации, кото-

рые содержат интеллектуальные, эмоциональные и физические компоненты в развитие личности старшеклассника.

Здесь преимущество компетентностного подхода в социально-культурном развитии и педагогическом воздействии состоит в том, что воспитательные компоненты носят часто развлекательный (гедонистический) характер, преимущественно в естественных условиях. Соответственно такому многообразию признаков физической и культурной рекреации выделяются и разные ее формы.

В настоящее время методологический подход к социально-культурному развитию личности старшеклассника наиболее полно разработан в теории и методике физической культуры, что обеспечивает нормальное ее функционирование.

В данной концепции основной акцент делается на физиологической стороне развития личности старшеклассника, другие же стороны: познавательная, культурологическая, коммуникативная, развлекательная — рассматриваются как сопутствующие для решения главной задачи. Такой подход определенным образом сужает концепцию компетентно ст-ного подхода, однако, на наш взгляд, представляет несомненный интерес в качестве основной составляющей методологического подхода к развитию личности старшеклассников в условиях социально-культурной деятельности.

Особенно следует отметить, что компетентно ст-ный подход и социально-культурное развитие личности старшеклассника в условиях социально-культурной деятельности приводят к пониманию культуры, физического воспитания, интеллектуального развития, имеет познавательные, оздоровительные, ценностно-ориентированные и другие составляющие, позволяющие выйти за пределы отдельных направлений и рассматриваются системно.

Таким образом, компетентностный подход и методологические подходы к развитию личности старшеклассников в условиях социально-культурной деятельности дают возможность глубже постичь и в дальнейшем осмыслить связь творчества и самореализации. Речь идет не просто о компенсации личностью в условиях социально-культурной деятельности в физических, психической, интеллектуальной сферах, но и в культурной, духовной, экзистенциальной деятельности, связанных с реа-

лизацией своих способностей, стремлений, потребностей в самовыражении, в проявлении своих сущностных сил, самосовершенствовании, творческом развитии.

Отсюда, ведущим в компетентностном подходе к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности является общение.

Именно, в условиях социально-культурной деятельности молодой человек имеет возможность действовать в своих собственных интересах, на основе общения, тогда как в сфере наступающей профессиональной деятельности общение носит локальных характер. Поэтому личность старшеклассника при компетентностном подходе в условиях социально-культурной деятельности имеет доступ к тем ценностям, которые невозможно получить в процессе труда.

В социально-культурном развитии личности старшеклассника обнаруживается истинный облик личности, ее сущность. Здесь в гораздо большей степени, нежели профессиональной деятельности осуществляется влияние на иерархию ценностей старшеклассников, их отношение к вопросу о смысле жизни, цели человеческого существования. Следовательно, достижение целеполагания в социально-культурной деятельности во многом предопределяется способностью педагогов к предвидению результата еще до того, как будет реально осуществлено, что задумано.

Анализируя совпадения и различия в выборе культурно — досуговых занятий, мы выделяем, что преобладающее число совпадений относится к занятиям, связанным либо косвенно, либо непосредственно с основной деятельностью окружающего социума. Так, посещение театров и чтение литературы для пожилых людей являются наиболее распространенными видами досуговых увлечений. А менее распространенными оказались занятия для молодежи, наиболее удаленные от групповых интересов и задач, например, туристические поездки, занятия физкультурой и спортом.

Насколько сильным будет влияние компетент-ностного подхода и социально-культурное развитие личности старшеклассника, зависит от двух основных факторов: уровня сплоченности участников художественной самодеятельности, клубов по интересам и характера ориентации участников

на культурные ценности преподавателя — руководителя. Поэтому перед руководителями коллективов художественной самодеятельности всегда должна быть задача нового поиска и предоставления участникам именно той информации, которая в той или иной ситуации будет не только актуальной, полезной, но и легко усваиваемой, соответствующей их подготовленности. Многое зависит от того, как преподаватель передает информацию, как расставляет оценочные акценты, и на что ориентирует в организации самостоятельной работы. Кроме того, преподавателю всегда следует учитывать атмосферу, настроение, эмоциональное состояние и индивидуальные психологические особенности и социально-культурное развитие личности старшеклассника.

Следовательно, межличностное общение внутри коллектива старшеклассников выступает одним из основных культурно — ориентирующих факторов. Прежде всего, коллектив одноклассников становится основным организатором культурно — досуговой деятельности личности, поскольку наибольший объем в досуге у молодежи принадлежит домашним занятиям и подготовке, мелкогрупповым занятиям и репетициям, выступлениям на спортивных соревнованиях и различных совместных культурных мероприятиях. При опросе старшеклассников, в противовес социально-культурному развитию личности старшеклассника, не было выявлено активного интереса к языку, стремления добиться грамотной речи культурного человека. Поэтому, увидев глубину проникновения в человеческие взаимоотношения у классиков отечественной литературы, постигнув, насколько разнообразны эти взаимоотношения, старшеклассники приобщались не только к культуре речи, но и к подлинной культуре человеческих взаимоотношений.

Анализируя полученные в ходе наблюдения за учащимися данные мы обнаружили значительные изменения в выборе и организации участниками языковых средств, в выборе способов выражения ритуальных приветствий, прощаний и слов для выражения сильных эмоций. Речь старшеклассников стала намного богаче, образней, состав лексики заметно расширился, молодые люди практически перестали допускать «переборы» в использовании средств просторечия и молодежных жаргонов. Со-

вершенствуя свою речь, они заметно приблизились к носителям литературного языка.

Чтобы сравнить изучение процесса социально-культурного развития личности старшеклассника в обычных условиях, и компетентностный подход в условиях организации досугового общения, мы выделяем высокий уровень компетентности, положительную динамику развития всех качеств личности и развитие личности в условиях социально-культурного развития учреждениий культуры.

Итак, компетентностный подход и социально-культурное развитие личности старшеклассника с учетом социально-культурного пространства достаточно эффективно обеспечивает развитие учебных, воспитательных, профессионально — значимых и личностных качеств личности подростка, позволя-

ющее успешно осуществлять его развитие и деятельность.

Литература

1. Лазарев М.А. Технология творческого развития студентов педагогических вузов на основе формирования художественной культуры // Гуманитарное пространство. Международный альманах. М., 2012. Т. 1. № 3. С. 523—532.

References

1. Lazarev M.A. Technology of creative development of students of pedagogical higher education institutions on the basis of formation of art culture // Humanitarian space. International almanac. M., 2012. T. 1. № 3. P. 523—532.

УДК 37 ББК 74.00

ЗАЧЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ПАШКОВ,

кандидат педагогических наук Московского гуманитарного университета Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

E-mail: [email protected]

Научный консультант: Ситаров В.А., заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», доктор педагогических наук, профессор

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируется значение духовных ценностей для военнослужащих в процессе их деятельности; особое внимание уделяется наиболее важным ценностям, которые имеют особое влияние на человека. Предлагается краткая классификация ценностей.

Ключевые слова: ценности, воспитание, понимание, военнослужащий.

Annotation. The article talks about the importance of spiritual values for military personnel in the course of their activity, paid attention to the most important values that have a particular impact on people. A brief classification of values.

Keywords: values, education, understanding, a serviceman.

Человек, организуя свою деятельность, ищет в жизни правильные направления, ориентиры, ценности, пути решения своих задач, определяется с критериями правильного выбора и осмысления своего

предназначения. При этом направлений и ориентиров перед людьми имеется множество. Одни стремятся познать окружающий мир с научной точки зрения, другие стараются практически совершен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.