УДК 378.4
Компетентностный подход как основа развития предпринимательских вузов в национальной инновационной системе
Е. В. Волкодавова, Т. В. Горячева, А. П. Жабин, Р. И. Хансевяров
Волкодавова Елена Викторовна, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, Самарский государственный экономический университет, vev.sseu@gmail.com
Горячева Татьяна Владимировна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Коммерция и инжиниринг бизнес-процессов», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А., tvgsgtu@rambler.ru
Жабин Александр Петрович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента, Самарский государственный экономический университет, zhabin@sseu.ru
Хансевяров Рустам Идрисович, доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории, Самарский государственный экономический университет, rust1978@mail.ru
Введение. Интеграция российских предпринимательских университетов в знаниевое геоэкономическое пространство требует формирования компетенций самих вузов и профессорско-преподавательского состава в области предпринимательской деятельности. Теоретический анализ. Исследованы разработки отечественных и зарубежных ученых и практиков в области теорий предпринимательства в образовательной сфере, рассмотрены теоретические подходы к формированию профиля предпринимательского вуза, основа которого определяется компетенциями кадрового состава. Эмпирический анализ. Изложена авторская версия концепции формирования российского предпринимательского университета, сформулированы и охарактеризованы принципы, определяющие вектор его стратегического развития: ориентации на потребителя, сильного руководителя, коллегиальности, уникальности, непрерывного развития, сильного контроля, диверсификации деятельности. Результаты. Разработан авторский подход к формированию теоретической модели компетенций в предпринимательском вузе, определены формы предпринимательской деятельности современного российского университета для генерации экономических результатов, сформулированы общепрофессиональные компетенции преподавателей и вузов, функционирующих в глобальной среде.
Ключевые слова: предпринимательский университет, компетенции, национальная экономическая система, инновации, модель университета.
DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2019-19-2-134-141
Введение
Вызовы социально-экономического развития Российской Федерации, основанного на формировании постиндустриальной экономики
знаний, состоят в необходимости реализации принципов инновационного предпринимательства, охватывающего не только сферы материального и нематериального секторов экономики, но и институциональной, и образовательной областей общественного развития. Подобные изменения в национальной экономической системе обусловливают формирование качественно нового рынка интеллектуального труда, а неоиндустриальный сценарий развития экономики предполагает системную трансформацию, основанную на использовании потенциала всех субъектов экономики, консолидации ресурсов, научных разработок, ноу-хау. Драйвером развития инновационного предпринимательства должны быть вузовские инновации, являющиеся результатом преобразования потенциала знаний в коммерциализованные предложения.
Университетам как субъектам рыночных отношений, центрам инновационной активности национальных систем следует достойно отвечать на вызовы внешней среды, потребности рынка, при этом их предпринимательская активность должна проявляется во всех видах деятельности: образовательной, научной, хозяйственной и т. д.
Такой подход к пониманию сущности развития университетов в условиях неоиндустриализации ставит задачу формирования предпринимательского университета в национальной инновационной системе с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и эффективного управления ими.
Теоретический анализ
В настоящее время современный университет рассматривается как сложный ресурсный комплекс, направленный на сохранение традиций и внедрение инноваций в образование, интеграцию обучения, исследований и производства, решение социально-экономических проблем общества. Для создания новых знаний университету необходимы определенные условия, в которых он сможет сформировать экономический уклад этих знаний.
Исторический ракурс создания университетов начинается с Гумбольдтовской модели уни-
верситета, сформулированной В. Гумбольдтом в XIX в., которая позиционировалась как эффективная модель генерации и трансляции знаний и явилась основой развития многих университетов Европы и Северной Америки. Главными принципами модели являются свобода и единство преподавания и исследования. Актуальность Гумбольдтовской реформы университета была определена массовым созданием фабрик, заводов, требующих от университетов специально подготовленных специалистов и исследователей. Поэтому появились классические университеты, особенность которых заключалась в интеграции учебного процесса и научных практико-ориенти-рованных исследований [1, р. 28-33].
Первые российские университеты формировались на основе отраслевого принципа и были направлены на подготовку узких специалистов для развивающегося народного хозяйства. Го -сударство играло роль заказчика на подготовку высококвалифицированных кадров и потребителя выпускников, которые распределялись по регионам в нуждающиеся отрасли согласно действующим пятилетним программам. Но с 1992 г. университетское образование в России вступило в новый этап своего развития. Это связано с целым рядом обстоятельств, в первую очередь с распадом СССР, разрывом накопленных научных и научно-методических связей между университетами, что создало трудности и повлекло за собой перестройку всей системы высшего образования. Для вузов обозначили новые тенденции в развитии образования: преобразовать узкоспециализированные институты в университеты с расширением факультетов социального, гуманитарного и экономического направлений. Университетам расширили их права, стали разрабатываться уставы, отражающие университетскую специфику и традиции.
В дальнейшем университеты России стали стремиться к налаживанию связей с зарубежными учебными заведениями. В условиях рыночных отношений это способствует преодолению отрыва от западной университетской системы, а также привлечению дополнительных денежных средств. Перед системой российского высшего образования стоит непростая задача -соответствовать современным темпам мирового развития, не теряя при этом академических традиций, тем самым показывая возрастающую роль университета как ядра инновационной деятельности и возможность перехода к университетам предпринимательского типа, встроенного в спираль отношений: университет - государство - бизнес.
Формирование национальной инновационной системы также меняет всю систему образования. Изучение вопросов трансформации миссии университета и формирования предпринимательского университета представлено в работах Г. Ицковица, А. Уэбстера, Дж. Зимана, М. Гиббонса, П. Скотта, М. Троу, Л. Лейдес-дорфа, Б. Кларка, Д. Ропке, Д. Кирби, А. Гибба, П. Хэннона, Г. Н. Константинова и С. Р. Фило-новича, С. И. Ашмарина, И. А. Плаксина и др. [2-14].
Эмпирический анализ
Переход на новый уровень развития определяет необходимость пересмотра и перестройки образовательного процесса согласно быстро меняющимся требованиям к специалистам, акцентируя внимание на интеграции фундаментальных и прикладных знаний и умений. Университетам для динамичного развития и конкурентоспособности необходимо развивать систему управления, разрабатывать и реализовы-вать свою стратегию. Данная стратегия должна отражать приоритетные направления и цели, позволяющие университету осуществлять свою миссию, которая в связи с академическими революциями включает в себя три составляющих: образование, науку и предпринимательство. Переход на «тройную спираль» развития определяет необходимость разработки стратегии на основе принципов, сформулированных в табл. 1.
Перечисленные выше принципы являются залогом успешной трансформации университета и перехода на инновационный путь развития. Но добиться реального эффекта возможно только в том случае, если университет будет функционировать на основе симбиоза рекомендуемых принципов, лишь взаимодействие между ними приведет к желаемому результату.
В экономической литературе термин «предпринимательство» используется, как правило, применительно к деятельности предприятия. Российский ученый-экономист А. В. Бусыгин под предпринимательством понимает стремление и действия к самостоятельному ведению деловой активности в целях практической реализации конкретных идей на определенных формализованных условиях. Он считает, что предпринимательство - это искусство ведения деловой активности, мыслительный процесс, который реализуется в форме делового проектирования.
Таким образом, предпринимательская деятельность является генератором инноваций и локомотивом национальной экономики любого государства.
Таблица 1/Table 1
Принципы формирования стратегии предпринимательского университета Principles of Entrepreneurial University Strategy Formation
Принципы Содержание
Ориентация на потребителя Университету следует удовлетворять потребности обучающихся и ожидания работодателей; ориентироваться на своих потребителей, чтобы ожидания работодателей совпадали с уровнем подготовки выпускника, тогда университет создаст положительный имидж, что будет способствовать продвижению образовательных услуг на рынке
Сильный руководитель Необходимо чтобы деятельность возглавлял грамотный руководитель, способный организовать процесс, направленный на достижение целей, сплотить и мотивировать команду, создать корпоративную творческую культуру
Коллегиально сть Принцип коллегиальности заключается в совместном участии каждого члена коллектива в развитии университета, где все участники будут ощущать ответственность за общую деятельность и вносить свой личный вклад
Уникальность Вузу необходимо обладать уникальным конкурентным преимуществом: - разнообразие предоставляемых образовательных программах; - качество образовательных услуг; - квалификация педагогических кадров; - ценовая политика; - условия работы и обучения; - современное техническое обеспечение
Непрерывное развитие Удовлетворение потребностей общества, своевременное реагирование на изменения, опережая ожидания со стороны студентов и работодателей
Системный контроль Осуществлять мониторинг существующей ситуации в вузе и своевременно вносить изменения в найденных уязвимых местах
Диверсификация Диверсификация источников финансирования заключается в поиске и привлечении новых источников финансирования, либо модернизация существующих финансовых каналов, т.е. расширение финансовой базы и получение финансовых средств из разных независимых источников. Диверсификация портфеля продуктов - развитие инновационного образования, интеграция образовательной, научной и предпринимательской деятельности университета для создания новых инновационных «продуктов» и усовершенствования уже имеющихся
Примечание. Сост. по [15-18].
В системе образования понятие «предпринимательство» представляется как инициативная, креативная и инновационная деятельность образовательных учреждений, которые играют ключевую роль в создании, развитии образовательного потенциала общества и достижении на основе его реализации социально-экономического эффекта на всех уровнях экономики [1].
Результаты
Университет становится более интегрированным в национальную экономическую систему, интенсивнее развивается как институт, выполняющий предпринимательскую функцию. С точки зрения модели «тройной спирали» предпринимательский университет можно охарактеризовать следующими чертами:
- капитализация знаний;
- тесное взаимодействие с бизнесом и государством;
- независимость учреждения;
- рефлексивность, приводящая к внутренней
перестройке и пересмотру взаимоотношений университета с бизнесом и государством.
Таким образом, эволюция моделей университета предполагает следующие стадии: образовательную, исследовательскую и предпринимательскую.
В университетах предпринимательская деятельность представляет собой инновационную деятельность, которая позволяет сформировать и развить образовательный потенциал учреждения путем ведения активности в соответствии с законами рыночной экономики. Успех этой деятельности зависит от многих факторов. Проводя аналогию с коммерческой организацией, предпринимательский университет также должен иметь штаб компетентных сплоченных сотрудников, согласованно работающих для достижения поставленных целей. Поэтому немаловажно развивать корпоративный предпринимательский дух и культуру университета, а заработанные средства вкладывать в развитие собственной инновационной инфраструктуры.
Стоит также отметить, что одной из главных причин перехода университетов к предпринимательскому типу является сокращение их государственного финансирования, вузы вынуждены активно сотрудничать с бизнес-сообществом, участвовать в конкурсах, грантах для привлечения инвестиций.
На рисунке сформулированы ключевые направления деятельности современного российского университета, которые можно рассматривать как способы получения экономических результатов. Представленные способы позволяют генерировать вложения в развитие финансового благосостояния университета.
Предпринимательский университет
Традиционный университет
Компетенции вуза:
- профессионально-кадровые
- коммуникативные
- организационно-управленческие
Компетенции преподавателей:
- учебно-практические и методические
- управленческие
- научно-прикладные
- креативные
Формы предпринимательства Патентование, сертификация и лицензирование Консалтинг
Участие в грантах и конкурсах Публикация академических результатов Создание технопарков Генерация спин-офф компаний Выпуск высококвалифицированных специалистов свыше контрольных цифр приема
Подготовительные курсы Контрактные исследования Учебные и оценочные центры Хоздоговорные НИР Образовательные курсы по заказу бизнеса
Предоставление информационных услуг посредством Internet Научно-образовательные центры Опорные университеты
Формы предпринимательской деятельности современного российского университета для генерации экономических
результатов
Forms of Entrepreneurial Activity of a Modern Russian University for Generating Economic Results
Большое количество определений «предпринимательского университета» порождает проблему оценивания принадлежности того или иного университета к новому предпринимательскому типу.
В целях развития предпринимательской функции университетов следует формировать компетенции его сотрудников и менеджмента в трех основных направлениях, но при этом допускать вариативность процесса: 1) профессионально-кадровые; 2) организационно-управленческие; 3) коммуникативные. Исследования авторов по раскрытию сущности сформулированных компетенций представлены в табл. 2.
Сформулированные в табл. 2 компетенции по своей сущности являются общепрофессиональными и, по мнению авторов, составляют основу модели компетентностного подхода в вузе.
Безусловно, оценка вклада университета в развитие общества и его сферы не может огра-
ничиваться анализом вуза как экономического агента, так как даже при наличии положительных экономических результатов университет остается, в первую очередь, некоммерческим учреждением. Тем не менее, конкурентоспособность и предпринимательский потенциал современного российского университета формирует совокупность всех обладаемых им компетенций, которые позволяют вузу занять не только профессиональные, но и рыночные ниши.
В этом контексте разделяем мнение С. И. Аш-мариной и И. А. Плаксиной, что «инновационно-предпринимательские функции университета позволяют вести конкурентную борьбу по нескольким направлениям и достигать высокой конкурентоспособности:
1) на рынке образовательных услуг путем удовлетворения потребностей государства, обучающихся, общества в создании новых междисциплинарных знаний и навыков;
Таблица 2/Table 2
Предпринимательские компетенции преподавателей и вузов, функционирующих в глобальной среде Entrepreneurial Competence of Teachers and Universities Operating in a Global Environment
Компетенции вузов Компетенции преподавателей
Профессионально-кадровые Учебно-практические и методические
Наличие высококвалифицированного персонала, способность организовать его подготовку и переподготовку применительно к предпринимательской среде Владение различными методиками организации образовательного процесса и инструментарием организации обучающей среды
Способность сохранения темпов устойчивого развития в условиях значительной неопределенности экономической среды глобального рынка Быстрое реагирование; стрессоустойчивость
Организационно-управленческие Управленческие
Развитие стимулирующей системы в соответствии с учетом особенностей мотивационных методов, принятых в разных странах Управленческие умения и навыки (общий и педагогический менеджмент) с целью создания и управления коллективом студентов, обучения их работе «в команде», предпринимательским навыкам
Устойчивое функционирование на рынках стран моно-, поли-, реактивных национальных культур Умение планировать собственную деятельность и деятельность подчиненных в моно-, поли-, реактивной среде
Способность анализировать собственную деятельность и деятельность подчиненных
Коммуникативные Научно-прикладные
Способность создавать основу для развития у сотрудников когнитивных компетенций Умение осуществлять обратную связь; межличностное понимание
Постоянное развитие деятельности на отдельных сегментах международного рынка Умение руководить лабораториями, научными кружками, исследовательскими и производственными площадками (разработка инновационных проектов, программ, написание статей, руководство ВКР и др.)
Креативные
Владение методикой постановки и решения творческих задач, интуитивными и логическими методами, техниками вхождения студентов в ресурсное (творческое) состояние; методами повышения инновативности студентов; способами создания творческого коллектива и когнитивной среды
2) на рынке научных исследований и разработок: на основе удовлетворения потребностей государства и общества в новых научных результатах;
3) на рынке инновационной продукции: создание для государства, бизнес-сообщества, общества новых продуктов и услуг;
4) на рынке труда: подготовка для бизнес-сообщества инновационных кадров» [13, с. 218].
Предпринимательский потенциал современного российского университета во многом зависит от его статуса: исследовательский университет, опорный университет, прочие университеты
Исследовательский университет, как правило, один из ведущих российских университетов, особый статус которого закреплен в нормативных документах Правительства РФ, признан-
ный академическим сообществом, имеющий господдержку. Это, прежде всего, передовой научно-образовательный центр в определенной сфере исследований и технологий, реализующий образовательные и исследовательские программы в различных областях естественных и социально-гуманитарных наук, экономики и правоведения. Это динамично развивающийся университет -участник национальных инициатив развития и поддержки лидирующих российских вузов, входящий в наиболее авторитетные мировые рейтинги.
Опорные университеты ориентированы на решение прикладных задач экономик региона и на обеспечение местного рынка труда высококвалифицированными специалистами. Они призваны сдержать отток интеллектуального потенциала из регионов, повысить престижность
образования в регионах. Благодаря государственному финансированию и стратегическому плану развития опорные вузы могут сформировать сильный преподавательский состав и значительно улучшить техническое обеспечение.
Прочие университеты. Современный университет - это не только учреждение, ориентированное исключительно на развитие науки и подготовку кадров, это субъект предпринимательской деятельности, важнейший канал трансфера технологий. Без таких вузов невозможно создать инновационную экосистему и развить новые рынки. Российские университеты готовят профессионалов для рынков будущего, проводят научные исследования, налаживают связи с бизнес-сообществом, создают инновационную инфраструктуру, управляют интеллектуальной собственностью, коммерциализируют разработки и генерируют новые бизнес-проекты.
Предпринимательский потенциал современного университета во многом определяется и членством в научно-образовательном центре (далее - НОЦ), целями деятельности которого являются: интеграция исследовательских процессов и разработок с подготовкой высококвалифицированных кадров по перспективным приоритетным направлениям, формирование кадрового резерва, подготовка аспирантов и докторантов, повышение квалификации специалистов отрасли. Университеты, интегрированные в НОЦ, получают большие возможности для инновационного развития во всех областях деятельности за счет синергетического эффекта, базирующегося на совокупном научном, образовательном, знаниевом, кадровом и других потенциалах, господдержке НОЦ, интеграции с учеными ближнего и дальнего зарубежья в области фундаментальных, прикладных научных исследований, направленных на разработку прорывных технологий.
Заключение
Результаты выполненного исследования позволяют авторам сформулировать следующее: «предпринимательский университет» необходимо рассматривать как элемент национальной инновационной системы, постоянно генерирующий, распространяющий и трансформирующий новые знания и компетенции, результаты исследований в область инновационного предпринимательства с целью получения социально-экономического эффекта за счет синергизма потенциалов: образовательного, научно-исследовательского, кадрового, инфраструктурного, международного сотрудничества и повышения конкурентоспособности не только в образовании и науке, но и в других сферах и отраслях экономической деятельности.
Чтобы иметь конкурентные предпринимательские преимущества, современные университеты должны определить свою модель компетенций и соответствующую им модель компетенции преподавателей, аспирантов и студентов. Теоретический подход к формированию общепрофессиональных компетенций преподавателей, изложенный в данной статье, поможет менеджменту вуза, функционирующего в сегментах глобального образования, сформировать свою модель развития как предпринимательского университета.
Во многом способствует развитию предпринимательских компетенций и потенциала членство университетов в НОЦ, что обеспечивает их интеграцию в глобальное экономическое знаниевое пространство, соответствующую современным реалиям научно-исследовательскую и материально-техническую базу для разработки прорывных технологий.
Список литературы
1. Cantillon R. Essai sur la nature du commerce en general. Paris, 1952. 156 p.
2. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты, предприятия, государство. Инновации в действии. Томск : Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. 238 с.
3. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М. : Аспект Пресс, 2004. 400 с.
4. Zeeman E. C. A model for institutional disturbances // Br. Math. Statist. Phsych. 1976. Vol. 29. P. 66-90.
5. Gibbons M., Limoge C., Nowotn H., Schwartzma S., Scot P., Trow M. The new production of knowledge : The dynamics of science and research in contemporary societies. 1994, p. 1-16. URL: http://www.schwartzman.org. br/simon/gibbons.pdf (дата обращения: 13.03.2019).
6. LeydesdorffL., MeyerM. The scientometrics of a Triple Helix of University-Industry-Government Relations // Scientometrics. 2007. № 70. P. 2207-2222.
7. Clark B. R. Creating Entrepreneurial Universities : Organizational Pathways of Transformation. (Issues in Higher Education). N. Y., 1998. 164 p.
8. Ropke J. The Entrepreneurial University : Innovation, Academic Knowledge Creation and Regional Development in a Globalized Economy. N. Y., 1998. 464 p.
9. Kirby D. A. Creating Entrepreneurial Universities in the UK : Applying Entrepreneurship Theory to Practice // Journal of Technology Transfer. 2005. Vol. 31, iss. 5. P. 599-603.
10. Gibbs A. D. Sustainability Entrepreneurs, Ecopreneurs and the Development of a Sustainable Economy // Greener Management International. 2009. № 55. P. 63-78.
11. Gibb A. D., Hannon P. Towards the Entrepreneurial University // International Journal of Entrepreneurship Education. 2006. № 4. P. 73-110.
12. Константинов Г. Н., Филонович С. Р. Что такое предпринимательский университет // Вопр. образования. 2007. № 1. С. 49-62.
13. Ашмарина С. И., ПлаксинаИ. А. Роль инновационно-предпринимательской деятельности университета в повышении его конкурентоспособности // Вестн. Университета (Государственный университет управления). 2014. № 12. С. 216-219.
14. БунякН. М. Предпринимательский университет : сущность и особенности формирования // Juvenis scientia. 2016. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ predprinimatelskiy-universitet-suschnost-i-osobennosti-formirovaniya (дата обращения: 13.03.2019).
15. Барыбин А. В., Рогинко Е. В. О мерах повышения
конкурентоспособности современного вуза в условиях изменяющегося рынка образовательных услуг // Креативная экономика. 2013. № 12 (84). С. 89-94. URL: https://bgscience.ru/lib/4980/ (дата обращения: 13.03.2019).
16. Яблецка Ю. Миссия организации и университета : некоторые особенности // Alma Mater (Вестн. Высш. шк.). 2004. № 9. С. 3-16.
17. Ансофф И. Стратегическое управление. М. : Экономика, 1989. 520 с.
18. Горячева Т. В., Буренина М. П. Предпосылки и опыт создания университетов предпринимательского типа за рубежом // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2016. № 1 (09). С. 37-44.
Образец для цитирования:
Волкодавова Е. В., Горячева Т. В., Жабин А. П., Хансевяров Р. И. Компетентностный подход как основа развития предпринимательских вузов в национальной инновационной системе // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 134-141. БО!: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2019-19-2-134-141
Competence Approach as the Basis
for Entrepreneurial Universities Development
in the National Innovation System
E. V. Volkodavova, T. V. Goryacheva, A. P. Zhabin, R. I. Khansevyarov
Elena V. Volkodavova, https://orcid.org/0000-0002-3335-2016, Samara State University of Economics, 141 Sovetskoi Armii St., Samara 443090, Russia, vev.sseu@gmail.com
Tatyana V. Goryacheva, https://orcid.org/0000-0002-1129-7589, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, 77 Politechni-cheskaya St., Saratov 410054, Russia, tvgsgtu@rambler.ru
Alexander P. Zhabin, https://orcid.org/0000-0002-7171-4508, Samara State University of Economics, 141 Sovetskoi Armii St., Samara 443090, Russia, zhabin@sseu.ru
Rustam I. Khansevyarov, https://orcid.org/0000-0002-8601-9401, Samara State University of Economics, 141 Sovetskoi Armii St., Samara 443090, Russia, rust1978@mail.ru
Introduction. The Integration of Russian entrepreneurial universities into the knowledge geo-economic space requires the universities and faculty competencies formation in the field of entrepreneurial activity. Theoretical analysis. The works of domestic and foreign scientists and practitioners in the field of educational sphere entrepreneurship theories are studied, theoretical approaches to entrepreneurial University profile formation are considered, the basis of which is determined by the faculty. Empirical analysis. The author's version of the Russian Entrepreneurial University formation concept is presented; principles defining the vector of its strategic development: consumer orientation, strong leader, collegiality, uniqueness, continuous development, strong control, diversification of activities are formulated and characterized. Results. The author's approach to the formation of a theoretical competence model in an entrepreneurial university has been developed, the forms of entrepreneurial activity of a modern Russian university to
generate economic results have been defined, general professional competencies of teachers and universities functioning in a global environment have been formulated.
Keywords: entrepreneurial university, competence, national economic system, innovation, university model.
References
1. Cantillon R. Essai sur la nature du commerce en general. Paris, 1952. 156 p.
2. Ickovich G. Troinaiaspiral'. Universitety, predpriyatiya, gosudarstvo. Innovatsii v deistvii [Triple helix. Universities, enterprises, the state. Innovation in action]. Tomsk, 2010. 238 p. (in Russian).
3. Webster F. Teorii informatsionnogo obschestva [Theories of the Information Society]. Мoscow, 2004. 400 p. (in Russian).
4. Zeeman E. C. A model for institutional disturbances. Br. Math. Statist. Phsych, 1976, vol. 29, pp. 66-90.
5. Gibbons M., Limoge C., Nowotn H., Schwartzma S., Scot P., Trow M. The new production of knowledg: The dynamics of science and research in contemporary societies. 1994, рp. 1-16. Available at: http://www. schwartzman.org.br/simon/gibbons.pdf (accessed 13 March 2019).
6. Leydesdorff L., Meyer M. The scientometrics of a Triple Helix of University-Industry-Government Relations. Scientometrics, 2007, no. 70, pp. 2207-2222.
7. Clark B. R. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. (Issues in Higher Education). New York, 1998. 164 p.
8. Ropke J. The Entrepreneurial University: Innovation, Academic Knowledge Creation and Regional Development in a Globalized Economy. New York, 1998. 464 p.
9. Kirby D. A. Creating Entrepreneurial Universities in the UK: Applying Entrepreneurship Theory to
Practice. Journal of Technology Transfer, 2005, vol. 31, iss. 5, pp. 599-603.
10. Gibbs A. D. Sustainability Entrepreneurs, Ecopreneurs and the Development of a Sustainable Economy. Greener Management International, 2009, no. 55, pp. 63-78.
11. Gibb A. D., Hannon P. Towards the Entrepreneurial University. International Journal of Entrepreneurship Education, 2006, no. 4, pp. 73-110.
12. Konstantinov G. N., Filonovich S. R. Chto takoe predprinimatel'skiy universitet [What is an Entrepreneurial University]. Voprosy obrazovania [Educational Studies Moscow], 2007, no. 1, pp. 49-62 (in Russian).
13. Ashmarina S., Plaksina I. The Role of University's Innovative Entrepreneurship to Improve Its Competitiveness. Vestnik Universiteta, 2014, no. 12, pp. 216-219 (in Russian).
14. Buniak N. M. Entrepreneurial University: Essence and Peculiarities of Formation. Juvenis scientia, 2016, no. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article7n/
predprinimatelskiy-universitet-suschnost-i-osobennosti-formirovaniya (accessed 13 March 2019) (in Russian).
15. Barybin A. V., Roginko E. V. On measures of modern HEI competitiveness improvement in the conditions of changing market of educational services. Kreativnaia ekonomika [Creative Economy], 2013, no. 12 (84), pp. 89-94. Available at: https://bgscience.ru/lib/4980/ (accessed 13 March 2019) (in Russian).
16. Yabletska Yu. Missiya organizatsii i universiteta: nekoto-rye osobennosti [The mission of the organization and the university: some features]. Alma mater. Vestnik Vysshey Shkoly, 2004, no. 9, pp. 3-16 (in Russian).
17. Ansoff I. Strategicheskoe upravlenie [Strategic Management]. Мoscow, 1989. 520 p. (in Russian).
18. Goryacheva T. V., Burenina M. P. Preconditions and experience of creating entrepreneurial universities. Actual Problems of Economics and Management, 2016, no. 1 (09), pp. 37-44 (in Russian).
Cite this article as:
Volkodavova E. V., Goryacheva T. V., Zhabin A. P., Khansevyarov R. I. Competence Approach as the Basis for Entrepreneurial Universities Development in the National Innovation System. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Economics. Management. Law, 2019, vol. 19, iss. 2, pp. 134-141 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2019-19-2-134-141