УДК 372.016+373.3/.5+37.0
О.А. Сень
соискатель кафедры информатики и дискретной математики
ФГБОУВПО «Новосибирский государственный
педагогический университет»
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
В статье анализируются понятия и различные виды, классификации компетенций, как профессиональных, так и общих, необходимых для формирования у учащихся. Цель данной статьи: анализ подходов к этому вопросу отечественных педагогов и зарубежных авторов. Отмечается, что профессиональная компетентность в основном выражена в готовности и способности специалиста принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности; характеризуется совокупностью интегрированных знаний, умений и опыта, личностных качеств, позволяющих эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность.
Ключевые слова: сравнительный анализ, компетентностный подход, профессиональная сфера, познавательная деятельность.
В наше время компетентностный подход активно внедряется в образование, включая средние общеобразовательные учреждения. Везде в средствах массовой информации широко и громко произносят заветные слова «формирование компетенций у учащихся». Поэтому и появилась необходимость осмысления вопроса самих компетенций. Целью данной статьи, считаю анализ подходов к этому вопросу отечественных педагогов и зарубежных авторов.
Конечно, можно ссылаться на общество, на его проблемы и недостатки, но пути решения я вижу в поиске возможностей для развития компетенций, и прежде всего самого педагога.
Во многих школах новое веяние и переход к компетентностному образованию определили как «те же ЗУНы, только по-другому названные». Не это ли происходит в действительности? Действуют по старым принципам и нормам, называя их другими модными словами, тогда как ученик продолжает сталкиваться с огромными и сложными задачами: вхождение в социальный мир, адаптация в этом мире, использование полученных компетенций в школе в
совокупности с умением самостоятельно получать и вырабатывать нужные компетенции.
Так что же такое компетентность? В «Толковом словаре русского языка» Ушакова под компетенцией [латин. competentia] (книжн.) понимают круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.
В «Кратком словаре иностранных слов» [2] приводится следующее определение: «компетентный (лат competens, competentis - надлежащий, способный) - знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем- либо».
Материал из Википедии — свободной энциклопедии (Интернет-ресурс):
• Компетенция (от лат. competere - соответствовать, подходить) - это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников).
• Компетенция - это способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
• Компетенция - совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица; определяет его место в системе государственных органов (органов местного самоуправления).
• Общая компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач общего рода деятельности.
• Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности.
На Западе к вопросам компетенции обращались еще в 70-х годах прошлого века, тогда и сложилось ориентированное на компетенции образование (competence-based education) (Д. Хаймс, Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равен).
В России в период 1970 - 1990-х годов разрабатываются различные классификации компетенций, признанные педагогической общественностью. Е.В. Бондаревская, А.А. Деркач, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.В. Мясищев, А.Ш. Палферова, Л. А. Петровская и другие авторы используют понятия «компетентность» и «компетенция» как для описания конечного
результата обучения, так и для описания различных свойств личности (присущих ей или приобретенных в процессе образования).
П.Ф. Каптерев внес большой вклад в разработку компетентностного подхода к профессиональной подготовке учителей. Он подразделял все качества личности педагога на объективные (степень знания учителем своего предмета, степень владения методологией науки и глубина его научных знаний, владение общими дидактическими и методическими принципами, способность проникать и комплексно воспринимать особенности детской психологии) и субъективные (преподавательское искусство, педагогический талант, творчество и т.п.) [4].
В 1990 году вышла книга Н.В. Кузьминой «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения», где на материале педагогической деятельности компетентность рассматривается как «свойство личности». Профессионально-педагогическая компетентность, по Н.В. Кузьминой, включает пять элементов, или видов, компетентности [5, с. 90].
1. Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины.
2. Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у учащихся.
3. Социально-психологическая компетентность в области процессов общения.
4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направлений учащихся.
5. Аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности [5, с. 90].
Немного позже, в 1993году, в книге «Психология труда учителя» А.К. Маркова выделяет четыре блока в структуре профессиональной компетентности учителя:
а) профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания;
б) профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения;
в) профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией;
г) личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями [7, с. 7].
Но при этом она говорит, что при оценке компетентности важно учитывать как степень приближения учителя к требованиям профессии (стандартам), так и уникальность и неповторимость каждого учителя как профессионала [7, с. 10].
В некоторых работах прослеживается применение термина «профессиональная компетентность». К.В.Шапошников понимает категорию «профессиональная компетентность» как готовность и способность специалиста принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности [11]. Профессиональная компетентность «в целом характеризуется совокупностью интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих человеку эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром» [11,с.13]. К.В. Шапошников и А.Н.Дорофеев считают, что в основу показателей субъектной профессиональной компетентности могут быть положены характеристики актуальной и потенциальной деятельности специалиста [там же].
Если эти компетенции относились к профессиональной сфере, то для учащихся формирование компетенций - еще более сложный процесс, также многогранно представленный в современной литературе. Освоение четырех типов опыта (на основе целей общего образования) позволяет сформировать у учащихся способности осуществлять сложные культуросообразные виды действий, которые в современной педагогической литературе носят название компетентностей:
1) опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов - знаний;
2) опыта осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу;
3) опыта творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях;
4) опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений - в форме личностных ориентаций.
Определение компетентности у учащихся широко представлено во многих работах, что затрудняет ее измерение и оценку результата обучения, на что обращают внимание и сами разработчики. Об этом же свидетельствует и приводимое А.В. Хуторским содержание основных, ключевых компетенций, в перечень которых входят ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенции [10].
В работах И.А. Зимней проанализированы все подходы к компетентности, как профессиональной, так и компетентности учащихся, с точки зрения трех основных групп компетентностей:
• компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;
• компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;
• компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах, представленных в таблице 1 [1].
Таблица 1
Годы Субъект - личность Субъект - субъектное взаимодействие Деятельность
Дж. Равен 1984 39 мотивированных способностей (ценностей), или видов компетентностей, типа «уверенность в себе», «поиск и использование обратной связи», «адаптивность», «настойчивость», «использование ресурсов» и т.д. Трудно классифицируемые по этим трем основаниям, ибо преимущественно они личностные
Н.В. Кузьмина 1990 аутопсихологические дифференциально-психологические; социально-психологические методические; специальные и профессиональные компетенции
А.К. Маркова 1990 профессиональные позиции, личностные особенности профессиональные знания, профессиональные умения
1996 личностная, индивидуальная социальная специальная
Г.Э. Белицкая (зарубежн. опыт) 1995 способность интегрировать знания; концептуальная; эмоционально-перцептивная компетенция в определенных сферах деятельности
Совет Европы 1996 способность учиться; саморазвитие социально- политическая; способность жить в многокультурном обществе; коммуникативная работа с информацией
B.А. Кальней, C.Е. Шишов* 1998 бытовая гражданская профессиональная
«Стратегия модернизации» 2001 познавательная; бытовая; культурно-досуговая гражданско-общественная социально-трудовая
А. В. Хуторской 2002 ценностно-смысловая; общекультурная; личностная коммуникативная учебно-познавательная; информационная; социально-трудовая
Н.В.Кузьмина 2001 знание достоинств и недостатков собственной деятельности дифференциально-психологическая; социально-психологическая знание предмета; знание методов
Клаус Скала 2003 самовоспитание и саморефлексия; способность социального диагноза ведение разговора; способность работать в команде; управление рабочими процессами; организационная компетенция в коммуникации (работе) с новыми медийными средствами internet, E-mail и др.
Всего И.А. Зимняя выделяет 10 основных компетенций (видов). Представим их в таблице 2.
Изучая эти работы, можно убедиться, что научные и теоретические подходы к рассмотрению компетенций растут и развиваются. Однако в действительности очень плохо доходят все эти научные разработки на места, так сказать, в массы.
Таблица 2
« к 1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения - компетенции здоровьесбережения; - компетенции самосовершенствования; - компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире;
я к <и н <и а а - компетенции интеграции; - компетенции гражданственности
о 2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы - компетенции социального взаимодействия; - компетенции в общении
3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека - компетенция познавательной деятельности; - компетенции деятельности; - компетенции информационных технологий
Хочется поставить два насущных вопроса о современном образовании. Первый: «Какими все же компетенциями должен обладать учитель (педагог)?». И второй: «Какие и как в действительности могут быть сформированы и развиты компетенции у учащихся?»
Кажется, между теоретическими вопросами о компетенциях и настоящей педагогической деятельностью лежит целая пропасть.
Следует определить итоговые стандарты и оценки, практическое значение цели изучения как отдельного предмета, так и образования в целом. Обновление учебных планов и образовательных программ за последние годы во многих странах свидетельствует о значительных усилиях по изменению целей по многим предметам и определению более ясной позиции в отношении компетенций, которые должны «распространяться» среди учащихся. Данный компетентностный подход, где предметы, знания рассматриваются и формируются как часть компетенции, гораздо продуктивнее, чем традиционное обучение отрывочным предметным знаниям. Однако в таком подходе есть свои недостатки, теряется очень много теоретико - научных знаний (особенно в естественнонаучных областях) [3].
При рассмотрении учеников с точки зрения разнообразия их когнитивных возможностей, интересов и потребностей можно определить два подхода: во-первых, обучение должно осуществляться в рамках «традиционной академической» средней школы; во-вторых, требуется создание условий для самообразовательной деятельности, а также расширение связи с внешкольным окружением, введение в учебные планы и образовательные программы образовательного пространства, предназначенного для реализации учениками своих возможностей и способностей.
Сейчас прилагаются усилия, чтобы перейти от центрально-учительского, дидактически-педагогического подхода к активным методам обучения, предполагающим, прежде всего, обучение учащегося и развитие его способности организовывать свой образовательный процесс и свое образовательное пространство. Это необходимо внедрять уже на начальном уровне. Но это не всегда представляется возможным по причине инертности школ. Необходимо сформировать единые требования не только к академическим знаниям, но и выделить значимые для учащихся компетентностные знания, которые могут быть культивированы и передаваемы. Хотелось бы, чтобы в этих разработках участвовали реальные учителя и педагоги. И надеюсь, что наше образование переживет сложные периоды в становлении компетентностного подхода.
Список литературы
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 5 мая.
http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm. В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected].
2. Краткий словарь иностранных слов. М., 1952 .
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
4. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.
5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
6. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. - 1990. - № 8.
7. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
8. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
9. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002. (англ. 1984).
10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос», http://www.eidos.ru/iournal/2002/0423.htm
11. Шапошников К.В. Контекстный подход в процессе формирования профессиональной компетентности будущих лингвистов-переводчиков: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2006.