9. Фирсов Г.А., Макаров Н.Д. Правовое обучение и воспитание в ССУЗАХ / Г.А. Фирсов, Н.Д. Макаров // Вестник среднего профессионального образования. - 1999. - № 4.
Педагогика
УДК: 373.1
доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник НИЦ-2 Сергеева Марина Георгиевна
Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт
Федеральной службы исполнения наказаний России» (ФКУ НИИ ФСИН России) (г. Москва)
КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СУЩНОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЕНЕДЖЕРА ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена анализу управленческой культуры менеджера образования в контексте компетентностного подхода; установлены границы применения компетенций и компетентности; сделан акцент на управленческой коммуникации и изучении ее функционального назначения при формировании управленческой культуры менеджеров образования.
Ключевые слова: компетенции, компетентность, менеджер в сфере образования, критерии, принятие решений.
Annotation. Article is devoted to the analysis of administrative culture of the manager of education in the context of competence-based approach; borders of use of competences and competence are established; the emphasis on administrative communication and studying of its functional purpose when forming administrative culture of managers of education is placed.
Keywords: competences, competence, the manager in education, criterion, decision-making.
Введение. Высокий профессионализм включает в себя не только профессиональную компетентность, но и достаточный уровень управленческой культуры. Однако для успешного трудоустройства, а также последующей адаптации к условиям работы обязательным условием можно считать именно профессиональную компетентность. Рассмотрим, какие именно определения термину «компетентность» были даны зарубежными и отечественными учеными. По мнению Дж. Равена, компетентность - это специфическая способность, позволяющая выполнять конкретное действие в некоторой предметной области, которая формируется из узкоспециальных знаний, особых предметных навыков и способов мышления и включает в себя также осознание ответственности за собственные действия.
Зимняя И.А. под компетентностью предлагает понимать некоторую совокупность внутренних потенциальных психологических новообразований (знаний, алгоритмов действий, понятий, представлений, систем ценностей), в последующем проявляющихся в деятельности. С точки зрения Ю.Г. Татура, компетентность следует трактовать как практическое проявление готовности и стремления к реализации собственного потенциала (знаний, навыков, личностных качеств и т.д.) с целью обеспечения эффективной творческой/продуктивной деятельности как в профессиональной, так и в социальной сферах, в сочетании с осознанием социальной значимости и личной ответственности за ее итоги, а также потребности в непрерывном ее совершенствовании [6].
Изложение основного материала статьи. Понятие компетентности следует разграничивать с понятием компетенции. Первое представляет собой совокупность характеристик личности, которые дают возможность эффективно осуществлять некоторую деятельность для решения соответствующих задач, тогда как под вторым понимается перечень вопросов, в отношении которых специалист обладает необходимыми знаниями.
Термины «компетентность» и «компетенция» (в пер. с лат. «принадлежность по праву») - однокоренные, однако по своей сути они несколько отличаются. Понятие «компетенция», как правило, употребляется в 2-х значениях: объем полномочий, присущих определенному должностному лицу либо органу или перечень вопросов, в отношении которых у этого лица имеются профессионально значимые знания, навыки, опыт. Под «компетентностью» обычно имеется в виду знание выполняемой работы, ее сущности, т.е. подразумевается понимание внутренней логики функционирования разнообразных процессов, связей, систем, а также возможных средств и способов разрешения поставленных задач благодаря наличию глубоких профессиональных и сопутствующих знаний. В последние годы содержание компетентности по отношению к работе менеджера образования формулируется все более четко. Специалист в области управления образованием должен уметь квалифицированно исполнять публичные обязанности. С учетом персонификации компетентности по отношению к соответствующим лицам, работающим на публично значимых должностях, можно выделить 3 наиболее важных критерия. Первый из них - это достаточный уровень знания своих служебных обязанностей, который может быть обеспечен благодаря четкому определению функций таких сотрудников в должностных инструкциях, законах, нормативно-правовых актах. Второй - корректное понимание задач, решаемых конкретным органом. Благодаря заданности статуса можно в отношении их использовать такие составляющие компетенции, как задачи, полномочия, права и обязанности, поощрения, взаимоотношения, основания возникновения ответственности и ее виды. Третий - в общегражданском понимании компетентность подразумевает осуществление деятельности работником/служащим в интересах общества и государства [1].
Термины «компетентность» и «компетенция» применяются в самых разных областях деятельности. Целый ряд факторов влияет на формирование управленческой компетенции. К ним относятся требования конкретного времени, специфика развития общества, социальный заказ, особенности методов и форм управления. Личностным характеристикам специалиста в этом случае отводится большая роль. Среди всех требований, предъявляемых к компетентности работников образовательной сферы, в том числе -руководителей, можно выделить 5 категорий, в каждую из которых входит несколько параметров [7]:
1. Исполнение гражданского долга, соблюдение государственной политики и интересов государства в сфере управления; соблюдение положений Конституции, законов, нормативно-правовых актов; соблюдение правил профессиональной и международной этики; осознание теоретических проблемных вопросов и практических задач, их эффективное разрешение; отслеживание тенденций развития как в рамках нашей
страны, так и общемировых, организация деятельности с их учетом; знание или изучение как минимум 1 иностранного языка.
2. Высокий уровень методологической культуры в управленческой сфере; навыки целеполагания, разработки стратегии и тактики управления; способность выбирать правильные решения при наличии альтернативных вариантов и реализовывать корректные управленческие действия; умение использовать коммуникации и коммуникационные технологии.
3. Способность осуществлять целеполагание коллегиально; навыки коммуникации и поддержания самоорганизации в коллективе; умение разрабатывать и реализовывать кадровую политику; стремление к повышению квалификации, предоставление возможностей для этого; профессиональный долг, профессиональная честь и достоинство; способность обеспечивать на разных уровнях (от локального до регионального и даже глобального) достижения организации.
4. Готовность руководителя отвечать за принятие решений; гражданская позиция; духовно-нравственные черты; умение проводить анализ, обнаружить причинно-следственные связи, а также выполнять самоанализ; навыки командной работы; творческий подход; умение проводить диагностирование и осуществлять социальное прогнозирование и т.д.
5. Правильная, понятная, точная, чистая речь, логичность высказываний, соблюдение норм языка, корректное применение профессиональных терминов или понятий из иностранных языков, несение ответственности за все, что сказано.
Соответствие требованиям последнего пункта является подтверждением нравственно-речевой компетентности работника, причем последняя базируется, в том числе на владении навыками полемического мастерства.
В настоящее время уровень речевой культуры у населения в целом существенно упал. По этой причине особое значение приобретает воспитание у студентов ответственного отношения к языку, прививание стремления к совершенствованию речевой культуры. Решение этих задач должно осуществляться в вузе как в рамках любых учебных занятий, так и в ходе внеучебной деятельности. Под нравственно-речевой компетентностью понимается в первую очередь хорошее владение грамотным, литературным языком, знание и корректное использование языковых норм и профессиональной терминологии. Все это отражает и интеллектуальный, и нравственный уровень индивида. Развитию нравственно-речевой компетентности учащихся может способствовать организация целого ряда мероприятий. К ним можно отнести проведение дебатов, диспутов, дискуссий, самопрезентаций (выставок портфолио). Немалую роль также могут сыграть разнообразные пресс-конференции, круглые столы и т.д.
Существует ряд критерием, по которым может оцениваться речь будущего специалиста. Основными из них могут считаться [8]: логический (последовательность речи, ее убедительность, познавательная активность, взаимопонимание); содержательно-информационный (информативность высказываний и их актуальность); нравственно-оценочный (истинность сказанного, преследование благородных целей); нормативный (ясность речи, ее соответствие нормам произношения, корректность использования языковых средств); выразительность (интонационные особенности, тембр и тон речи, ее темп, расстановка ударений в словах, использование пауз, артистический компонент, позволяющий полнее раскрыть сущность сказанного).
По нашему мнению, особого внимания в ходе профессиональной подготовки студентов-менеджеров образования заслуживает совершенствование техники речи в рамках реализации всех форм работы, перечисленных выше. В этой связи мы стремились достичь осознания студентами-менеджерами образования важности чистоты и правильности речи, отражающей нравственно-профессиональный уровень специалиста. Следует отметить, что речь может мотивировать к приобретению новых знаний, а также стремлению к профессиональному росту. Соблюдение ряда организационных принципов речевой коммуникации при этом является обязательным. Таковыми можно считать, например, принцип вежливости и доверия (т.е. тактичность, доброжелательность, позитивность, одобрение) или принцип соответствия между сказанным и воспринятым (т.е. сохранение смысла без изменения). Благодаря данному принципу каждый из говорящих может донести до слушателей свое мнение. Также он обеспечивает равенство возможностей в получении сведений для последующего аргументирования собственной точки зрения или решения. В процессе реализации диалоговых форм работы (дебатов, диспутов, круглых столов, т.д.) и с учетом этических кодексов, разрабатываемых учащимися, был предложен ряд рекомендаций, нацеленных на развитие речевой коммуникации, являющейся важнейшим элементом управленческой культуры студентов-менеджеров образования. Основными из них стали: проявление интереса к тому, что говорит другой человек; развитие умения слушать окружающих; поиск именно того смысла в сообщаемых сведениях, который имеет в виду собеседник; исключение неоднозначных выводов; отслеживание сути без отвлечения на незначительную информацию и т.д.
Под управленческой культурой понимается сложное, многогранное явление. Оно включает в себя культуру власти в общем; управленческую культуру в образовательной отрасли; управленческую профессиональную компетентность и прочее. На эффективность вышеуказанных компонентов оказывают влияние многие факторы. В частности, она зависит от репрезентативного состава администрации, административного профессионализма, партийно-политической нейтральности и административной автономии, прозрачности административной работы, взаимодействия культур. Мы полагаем, что в рамках образования в вузе студенты должны иметь возможность получить знания относительно вышеприведенных компонентов управленческой культуры в качестве собирательного, многогранного понятия [2].
Представляется, что преподавателям вузов следует при формировании управленческой культуры у студентов-менеджеров образования уделить большое внимание самосовершенствованию, самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию учащихся. С этой целью можно использовать ряд особых форм работы. По нашему мнению, наиболее эффективными будут следующие: организация лекториев (хотя бы один раз в месяц), посвященных проблемам профессиональной компетентности; проведение открытых микрофонов (т.н. вечеров вопросов и ответов) и круглых столов; обеспечение встреч и общения со специалистами образовательной сферы, НИРС; разрешение профессиональных задач и т.д.
Развитие информационной культуры в рамках подготовки студентов-менеджеров образования в стенах вузов представляется крайне важным, т.к. она составляет основу управленческой культуры. Так, педагогическое воздействие, в частности, должно быть нацелено на формирование у будущих специалистов универсальных умений по обработке информации. Учащиеся должны научиться анализу, прогнозированию,
проектированию, рациональному выбору информационных технологий. Всего этого можно достичь в процессе реализации всевозможных проектов в рамках освоения разнообразных учебных дисциплин. Воплощение в жизнь проектов учащимися вузов возможно как индивидуально, так и в группах или в коллективной форме.
При формировании управленческой культуры студентов-менеджеров образования большое значение имеет развитие как личностных качеств, так и профессиональных характеристик. Интересное мнение по этому вопросу высказал Сластенин В.А. Данный автор предлагает под личностно-профессиональным развитием понимать процесс развития личности, нацеленный на обеспечение серьезных профессиональных достижений, высокого уровня профессионализма, который реализуется в рамках саморазвития, профессиональной деятельности, а также профессиональных взаимодействий. Формирование высокого уровня профессионализма требует обеспечения соответствующих организационных, психологических, материально-технических, информационных, социально-педагогических и прочих условий [3].
Мы полагаем, что при формировании управленческой культуры будущих менеджеров образования следует делать акцент на управленческой коммуникации и изучении ее функционального назначения. В этой связи учащимся был предложен для изучения ряд видов управленческой коммуникации с расшифровкой их функционального назначения. Основными среди них можно назвать следующие [5]:
- приказ (донесение решения, принятого руководителем, до сведения подчиненных);
- совещание (выбор наиболее эффективного и рационального варианта управленческого решения среди нескольких альтернативных предложений);
- переговоры (обсуждение управленческого решения между несколькими субъектами управления);
- отчет (подведение итогов, сообщение их студентам).
В рамках задания, предложенного учащимся, необходимо было выполнить разработку этических требований к разным видам управленческой коммуникации. Работа по выбранным видам коммуникации велась студентами в условиях микроколлективов. В частности, этическими требованиями, предложенными учащимися по отношению к управленческой коммуникации в виде приказа, стали достоверность, объективность и гласность.
В рамках настоящего исследования мы предлагаем модель личности менеджера образования, сформулированную с учетом требований, которые сегодня предъявляются к таким специалистам. Представляется актуальным ее использование при организации образовательного процесса в вузах в сфере формирования у студентов управленческой культуры. Итак, основными здесь являются такие элементы как компетентности [4]:
- в области методологии и стратегии управления: навыки прогнозирования, умение использовать методы коммуникации; способность применять инструментарий стратегического целеполагания, мышления;
- когнитивная: знание государственных интересов, способность их выражать согласно законам страны, профессиональной этике, гражданскому долгу и ответственности; изучение теории управления, определение ведущих тенденций социального развития как внутри государства, так и в мировых масштабах;
- управленческая (профессиональная): понимание основных принципов управления (целостности, системности, гуманизации, совмещения единоначалия и коллегиальности, полноты и объективности информации); владение управленческими функциями (информационно-аналитической, организационно-исполнительской, регулятивно-коррекционной, мотивационно-целевой, контрольно-диагностической и проч.); способность использовать новые организационные структуры управления;
- информационно-технологическая: способность к анализу, прогнозированию, проектированию, выбору технологий;
- коммуникативно-информационная: владение навыками делового общения, культурой общения (как на внутригосударственном, так и на международном уровнях), языком; изучение инновационных ИКТ;
- персональная: наличие нравственных регулятивов, их проявление в деятельности и поведении; признание общечеловеческих ценностей (нравственных: отзывчивость, благородство, добро и т.д.; экзистенциальных: свобода, любовь, ответственность, совесть, т.п.; эстетических, прочее); определение своей профессиональной позиции; креативность; владение инструментарием рефлексии, а также контрольно-оценочными средствами, т.д.;
- общекультурная: наличие знаний в сфере аксиологии (учение в философии о сущности материальных и духовных ценностей); наличие нравственной устойчивости, этики субъект-субъектного взаимодействия, профессиональной культуры; стремление сохранить и развивать ценности как национальной, так и общемировой культуры, т.д. Здесь решающая роль отводится ценностной ориентации как ключевому компоненту структуры личности, т.е. ее направленности на определенные ценности. Под ценностной ориентацией понимается система устойчивых отношений индивида к самому себе и окружающей реальности, проявляющаяся в виде фиксированных установок на конкретные ценности духовной и материальной культуры социума. Ими характеризуется содержательная сторона направленности личности. В них отражается специфика отношения человека к действительности, его идеалы, цели, убеждения, потребности, интересы.
Выводы. Благодаря использованию вышеприведенной модели личности специалиста-менеджера образования в образовательном процессе в рамках обучения в вузах можно обеспечить:
- ориентацию учащихся на личностные качества, важные в профессиональном отношении, которые требуются в обязательном порядке всем педагогическим работникам для эффективного осуществления ими деятельности;
- актуализацию привития студентам управленческой культуры в ходе осуществления учебной деятельности, в процессе производственной практики, а также во внеучебной деятельности;
- мотивацию учащихся к обучению, формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности после окончания обучения;
- формирование индивидуального стиля деятельности, целевых установок, перспектив профессиональной деятельности на ближайшее будущее, а также средне- и долгосрочных. Таким образом, можно констатировать, что управленческая культура имеет личностную значимость. В развитии человекотворческого потенциала ее можно считать одним из ключевых факторов.
Нами была проведена экспериментальная работа, направленная на формирование у студентов-менеджеров образования управленческой культуры. Благодаря этому мы определили ряд педагогических
условий, позволяющих получить положительный эффект в этом направлении:
- обеспечение позитивной мотивации, понимания учащимися личностной и социальной значимости управленческой культуры;
- учет специфических личностных характеристик каждого из студентов в процессе формирования их собственного стиля профессиональной деятельности;
- восприятие преподавателями студентов в качестве субъектов культуры как в рамках учебной, так и в ходе внеучебной деятельности;
- стимулирование самосовершенствования, саморазвития, самовоспитания личности будущих менеджеров образования;
- осуществление развития человекотворческого потенциала учащихся в рамках разнообразных видов деятельности.
Вышеуказанные условия могут быть использованы педагогами вузов в процессе формирования управленческой культуры будущих менеджеров образования.
Литература:
1. Колчина В.В. Современные подходы к формированию готовности менеджера к инновационнопредпринимательской деятельности//Профессиональное образование и общество. 2017. № 4. С. 56-66.
2. Колчина В.В. Формирование готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности как педагогическая проблема//Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 3. С. 2834.
3. Колчина В.В. Состояние проблемы и условия формирования инновационно-предпринимательских умений в педагогической теории и практике//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 196-201.
4. Павлова Е. В. Управленческая культура: понятие, сущность, основные черты // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1059-1061.
5. Плотникова О. А. Управленческая культура в условиях модернизации российского общества: социально-философский подход / О. А. Плотникова — Пятигорск: Изд-во «Пятигорский гуманитарно-технологический ун-т», 2012. — 80с.
6. Соколова А.С., Колчина В.В. Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения// Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 275-278.
7. Пичугина, Е. В. Профессиограмма как основа профессиональной подготовки менеджера образования / Е.В. Пичугина // Теоретические и прикладные проблемы сервиса. — Москва: «Луч», - 2006, - № 4 (21 ) - 0,5 пл.
8. Пичугина, Е.В. К вопросу о моделировании управленческо-педагогической деятельности менеджеров образования / Е.В. Пичугина // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: тезисы научных докладов 13-й Всероссийской научно-практической конференции. — Екатеринбург: РГППУ, 2006. -С.141-142.
Педагогика
УДК: 373.1
доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник НИЦ-2 Сергеева Марина Георгиевна
Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт
Федеральной службы исполнения наказаний России» (ФКУ НИИ ФСИН России) (г. Москва)
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО
ПЕДАГОГА
Аннотация. Качество труда работников сферы образования складывается из множества культурных составляющих, включая профессиональную культуру, особенности взаимоотношений в команде, осознание общей и личной ответственности, уровень самодисциплины, взаимопомощи. Работники образования в наше время призваны выполнять единовременно задачи по наставничеству, творчеству и организации. Многофункциональность труда каждого педагога предопределяет многофункциональность труда всего состава педагогов учреждения.
Ключевые слова: управленческая культура, профессиональная педагогическая деятельность, подготовка специалистов в области управления, менеджер образования.
Annotation. The quality of work of educators consists of a set of cultural components, including professional culture, features of relationship in team, awareness of the shared and personal responsibility, level of self-discipline, mutual aid. Educators are called to carry out at a time tasks of mentoring, creativity and the organization presently. The multifunctionality of work of each teacher predetermines multifunctionality of work of all list of teachers of establishment.
Keywords: administrative culture, professional pedagogical activity, training of specialists in the field of management, the manager of education.
Введение. Результативность совместной деятельности педагогических работников находится в прямой зависимости от уровня их профессиональной культуры; специфики отношений, сложившихся в данном коллективе; осознания индивидуальной и общей ответственности, а также от межличностного взаимодействия в рамках выполнения своих служебных обязанностей. В наши дни и учитель, и преподаватель, и педагог дополнительного образования не только помогают учащимся получать новые знания, но и воспитывают, и руководят, и мотивируют. Наличие нескольких функций у каждого отдельно взятого педагога детерминирует многофункциональный характер деятельности всего профессионального сообщества.