Научная статья на тему 'Компетентностно-ориентированный подход к обучению иноязычной деловой коммуникации специалистов индустрии гостеприимства'

Компетентностно-ориентированный подход к обучению иноязычной деловой коммуникации специалистов индустрии гостеприимства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
156
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенция / компетентностный подход / профессиональное образование / индустрия гостеприимства / сравнительный анализ информации / ЮНВТО / Ростуризм / профессионально ориентированная литература / менеджмент / competency / vocational education / hospitality industry / comparative information analysis / UNWTO / ROSTOURISM / professional literature / management

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Людмила Станиславовна Сорокина, Вера Викторовна Ламбрехт, Ольга Егоровна Бойко

Статья посвящена компетентностноориентированному подходу к обучению иноязычной деловой коммуникации специалистов в индустрии гостеприимства, что позволит им оказывать потребителям высококачественные сервисные услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Людмила Станиславовна Сорокина, Вера Викторовна Ламбрехт, Ольга Егоровна Бойко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competencies-Based Approach to Teaching Foreign Language Business Communication for Hospitality Industry Specialists

The article describes the competency oriented approach to teaching foreign language business communication for hospitality industry specialists in order to improve their professional competencies and to provide for the high quality customer service.

Текст научной работы на тему «Компетентностно-ориентированный подход к обучению иноязычной деловой коммуникации специалистов индустрии гостеприимства»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10050

Компетентностно-ориентированный подход к обучению иноязычной деловой коммуникации специалистов индустрии гостеприимства

Competencies-Based Approach to Teaching Foreign Language Business Communication for Hospitality Industry Specialists

Людмила Станиславовна СОРОКИНА,

старший преподаватель Института гостиничного бизнеса и туризма РУДН Вера Викторовна ЛАМБРЕХТ,

старший преподаватель Института гостиничного бизнеса и туризма РУДН

Ольга Егоровна БОЙКО,

кандидат экономических наук,

доцент Института гостиничного бизнеса и туризма РУДН

E-mail: lamvera@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена компетентностно-ориентированному подходу к обучению иноязычной деловой коммуникации специалистов в индустрии гостеприимства, что позволит им оказывать потребителям высококачественные сервисные услуги.

Ключевые слова: компетенция, компетентност-ный подход, профессиональное образование, индустрия гостеприимства, сравнительный анализ информации, ЮНВТО, Ростуризм, профессионально ориентированная литература, менеджмент

Одним из приоритетных направлений образовательной политики государства в настоящее время является переход от знаниевой парадигмы к компетентност-ному подходу. Согласно комплексной модернизации российского образования, целью современного профессионального образования является подготовка конкурентоспособных специалистов, способных системно мыслить и действовать, обладающих творческой активностью, лидерскими качествами, отличающихся инициативностью и самостоятельностью, т.е. обладающих ключевыми компетенциями [4, с. 102—104].

Компетентностно-ориентированный подход к обучению деловой коммуникации на английском языке (иноязычная коммуникация) специалистов индустрии гостеприимства направлен на формирование способности работника данной

Abstract. The article describes the competency oriented approach to teaching foreign language business communication for hospitality industry specialists in order to improve their professional competencies and to provide for the high quality customer service.

Key words: competency, vocational education, hospitality industry, comparative information analysis, UNWTO, ROSTOURISM, professional literature, management

сферы действовать в часто меняющейся стандартной / нестандартной ситуации неопределенности и эффективно решать проблему. Ключевая характеристика проблемы — не столько сложность ее решения, а ее неопределенность. Под неопределенностью понимается новизна ситуации в общении и отсутствие примера решения проблемы, неожиданность возникновения или особые условия ее решения.

Актуальность подхода связана с особенностями развития рынка труда в постиндустриальном обществе, для которого характеры неопределенность, интенсивная конкуренция, часто вынужденная мобильность работника, повышение требований работодателя к нему, его роли и компетентности в процессе свершения трудовой активности, а также интеграции знаний в процесс.

194

Oбpaзoвaниe. Hayêa. Hayчныe одры 2019 / № 1

Компетентностно-ориентированный подход традиционно выделяет следующие уровни компетенций, помогающие решать указанные проблемы в группе или индивидуально:

■ уровень образованности (знания);

■ готовности (готовность к исполнению, усилия, умение сделать выбор, творческая инициативность);

■ прикладной (навыки, владение средствами и методиками, стереотипами для решения ситуативной проблемы, творческая активность);

■ интерактивный, т.е. коммуникативный (осуществление акта коммуникации, дальнейшее осмысление и оценка результата как средства повышения компетенции).

Интерактивный уровень значительно расширяет понятие компетенции как просто набора знаний, умений и навыков, позволяет самообучаться, реагируя на неопределенность ситуации, приобретая новый опыт, который, в свою очередь, повышает профессиональную компетенцию работника и его конкурентоспособность.

Под профессиональной компетенцией подразумеваются знания, навыки, умения, которыми должен обладать работник в конкретной индустрии (в нашем случае — в индустрии гостеприимства). Он должен быть мотивированным и готовым осуществлять акт деловой иноязычной коммуникации и оценивать ее результат. Профессиональная компетенция должна оперативно реагировать на изменения в индустрии и на рынке труда, быть релевантной, современной и учитывать особенности конкретной индустрии.

Понятно, что без участия представителей индустрии гостеприимства в процессе формирования профессиональной компетенции не обойтись. Они помогут в становлении личности работника-специалиста, способного взаимодействовать с рынком труда, конкурентоспособного, готового к постоянной учебе и совершенствованию своей профессиональной компетенции, а также мобильности, которая подразумевает потребность в адаптации к условиям и логике трудовой деятельности. В свою очередь, представители индустрии имеют возможность экономного отбора персонала напрямую, не прибегая к сторонним услугам.

Области взаимодействия с профессорско-преподавательским контингентом могут быть следующими:

■ содержательный блок (определение требований к специалисту, отбор стереотипных ситуаций для учебно-практического изучения, а именно ситуационные кейсы);

■ процессуальный (помощь в выполнении задачи, решении проблемы);

■ результативный (осуществление диагностики и анализа как инструмента определения и развития профессиональной компетенции) [1, с. 26].

Преподаватель обеспечивает процесс творческого и иногда нестандартного подхода к решению ситуативной задачи (проблемы, кейса), увязывая его с освоенными коммуникативными навыками специалистов индустрии — участников процесса.

В качестве иллюстрации можно привести следующий бизнес-анекдот из рабочей реальности в отеле.

Место: стойка регистрации гостей в лобби отеля пять звезд, в Москве.

Участники: администратор стойки регистрации отеля и гость из США.

Проблема: гость забыл взять с собой в путешествие по России адаптер для подзарядки мобильного телефона (в США адаптеры отличаются от европейских) и просит предоставить ему нужный адаптер. Он называет мобильный телефон "cell", как это принято в Америке, а не "mobile", как это принято в Европе. Администратор не понимает американское название мобильного телефона и оказывается в неожиданной ситуации. Он не может оказать соответствующую услугу. Гость недоволен и готов жаловаться, посчитав, что администратор недостаточно компетентен.

Такая проблема неадекватного двухстороннего обмена информацией часто возникает в странах, где для вербального общения «лицом к лицу» используются разные языки, родные или иностранные, и менеджмент, конечно, должен делать скидку на тот факт, что при таком обмене информацией участники процесса вынуждены прибегать к иноязычной коммуникации, но в индустрии гостеприимства, где такт и вежливость играют важную роль, профессиональным и компетентным специалистам необходимо быть очень внимательными к подобной иноязычной коммуникации. Некоторые слова или фразы могут иметь разную коннотацию в разных странах, и именно это должно становиться образовательной задачей и для педагогов, и для менеджеров индустрии.

Данная ситуативная задача может становиться учебным кейсом, где преподаватели делового английского языка уделяют большее внимание различиям в американском и британском вариантах английского языка, творчески «проигрывая» подобные ситуации, делая их по возможности предсказуемыми и решаемыми.

Компетентностно-ориентированный подход может реализовываться в обучении не только на рабочих площадках в отеле или ресторане, но и через участие специалистов в деловых взаимоотношениях в рамках компетентностных площа-

2019 / № 1 Образование. Наука. Научные кадры

195

док типа ЕугоЯкШв и им подобных. В результате сформируются основные компетенции специалиста индустрии гостеприимства:

■ ценностно-смысловая;

■ общекультурная;

■ учебно-познавательная;

■ информационная;

■ коммуникативная;

■ социально-трудовая;

■ личностная (совершенствование) [5, с. 55—61].

Очень интересным представляется прозрачный

системный компетентностный подход, который осуществляется в ходе президентской программы «Лидеры России», который можно было бы применить в подобном конкурсе-обучении в индустрии гостеприимства «Лидер индустрии» или «Мастерская компетенций». Такой конкурс и программа помогли бы объединить индустрию и профессиональное образование, обеспечив совершенствование профессионального образования, профессиональной компетенции и создание карьерного лифта для специалистов индустрии гостеприимства.

Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов индустрии гостеприимства напрямую связано также с использованием профессионально ориентированной литературы и сравнительного анализа статистических данных при подготовке учебных студенческих проектов (докладов, выступлений, кейсов).

Так, при обучении деловой иноязычной коммуникации важным элементом в проведении занятий является обращение к научным данным ЮНВТО [6] и Ростуризма [7]. Поиск и отбор необходимых данных в зависимости от поставленной задачи (изучение региона, страны, динамики въездного и выездного туризма, целей потребителей), сравнительный анализ информации и полученные выводы логично используются в выступлении студента / студентов. Работа преимущественно осуществляется группой. Подобные ком-петентностно-ориентированные задания позволяют формировать профессиональные иноязычные коммуникативные и управленческие компетенции специалистов, так как в процессе подготовки проекта студентам приходится проводить исследование источников, критически осуществлять отбор материала, а также планировать работу и распределять роли для делового общения, например:

1) определить функции участников;

2) разделить объем работы между участниками группы;

3) определить сроки решения той или иной задачи;

4) обсудить проект со всеми участниками команды и принять максимально целесообразное решение о форме представления проекта;

5) определить вариант / варианты оформления;

6) осуществить следующие этапы:

■ деловое планирование;

■ исполнение;

■ наблюдение и контроль;

■ предоставление информации.

■ ведение переговоров (в данном случае между участниками проекта):

■ решение возникших сложностей;

■ принятие необходимых решений;

■ предоставление информации в соответствии с требованиями (в данном случае преподавателя, исполняющего роль клиента или руководства);

■ делегирование;

■ создание команды для выполнения работы [8].

Индустрия гостеприимства является специфической индустрией, производящей уникальный продукт, обладающий материальными и интеллектуальными характеристиками. Чтобы сделать этот продукт качественным, необходимо обладать мастерством. Путь к мастерству — овладение необходимыми профессиональными компетенциями. Компетентностно-ориентирован-ный подход к обучению может являться ключом, который позволяет овладеть этим мастерством с учетом глобальных изменений в мире и изменений в иноязычной коммуникации.

Список литературы

1. Давыдов Л.Д. Модернизация содержания среднего специального образования на основе компетентностной модели специалиста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.

2. Зимняя ИА. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.

3. Зимняя ИА. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностно-го подхода в образовании. М., 2004.

4. Кострова Ю.С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» // Молодой ученый. 2011. № 12. Т. 2. URL: https://moluch.ru/archive 135/4011

5. Хуторский A.B. Ключевые компетенции, технология конструирования // Народное образование. 2003. № 5.

6. http://statistics.unwto.org/

7. https://www.russiatourism.ru/contents/ statistika/

8. Udo, N. & Koppensteiner, S. (2004). What are the core competencies of a successful project manager? Paper presented at PMI® Global Congress 2004—EMEA, Prague, Czech Republic. Newtown Square, PA: Project Management Institute // https://www.pmi.org/learning/library/ore-competencies-successful-skill-manager-8426

196

Образование. Наука. Научные кадры 2019 / № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.