Научная статья на тему 'Компетентностная модель профессиональной подготовки военных специалистов с применением виртуальных симуляторов'

Компетентностная модель профессиональной подготовки военных специалистов с применением виртуальных симуляторов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
517
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНЫЙ СИМУЛЯТОР / PROFESSIONAL COMPETENCE / VIRTUAL SIMULATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дзюбенко Олег Леонидович

В статье отмечается, что в настоящее время в системе высшего военного профессионального образования актуальна концепция личностно-ориентированного обучения, основанная на приоритете познавательных потребностей личности, инновационных педагогических технологиях и интенсивном использовании информационных технологий обучения, в частности применения в учебном процессе военного вуза виртуальных симуляторов на основе персональных компьютеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дзюбенко Олег Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE MODEL OF MILITARY SPECIALISTS TRAINING WITH VIRTUAL SIMULATORS APPLICATION

Nowadays for the higher military education system it is topical to implement a conception of the person-focused training basing upon the priority of the individual cognitive needs, educational innovations and intensive application of the information technologies, particularly, personal computing virtual simulators.

Текст научной работы на тему «Компетентностная модель профессиональной подготовки военных специалистов с применением виртуальных симуляторов»

УДК 78.19.07

Дзюбенко Олег Леонидович

кандидат педагогических наук, доцент кафедры криогенной техники, систем кондиционирования и метрологического обеспечения Военного учебно-научного центра ВВС Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж) [email protected]

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ВИРТУАЛЬНЫХ СИМУЛЯТОРОВ

Dzyubenko Oleg Leonidovich

PhD in Education Science, Assistant Professor of the Cryogenic Equipment, Air Conditioning Systems and Metrological Support Department Air Force Academy [email protected]

COMPETENCE MODEL OF MILITARY SPECIALISTS TRAINING WITH VIRTUAL SIMULATORS APPLICATION

Аннотация:

В статье отмечается, что в настоящее время в системе высшего военного профессионального образования актуальна концепция личностно-ориентированного обучения, основанная на приоритете познавательных потребностей личности, инновационных педагогических технологиях и интенсивном использовании информационных технологий обучения, в частности применения в учебном процессе военного вуза виртуальных симуляторов на основе персональных компьютеров.

Ключевые слова:

профессиональная компетентность, виртуальный симулятор.

Summary:

Nowadays for the higher military education system it is topical to implement a conception of the person-focused training basing upon the priority of the individual cognitive needs, educational innovations and intensive application of the information technologies, particularly, personal computing virtual simulators.

Keywords:

professional competence, virtual simulators.

Возрастающие в условиях реформирования системы военного образования требования к будущим военным специалистам определяют изменение приоритетов в организации образовательного процесса в военных вузах, его направленность на личностнопрофессиональный рост выпускника, формирование профессиональной компетентности, обеспечение условий раскрытия его потенциала. Применение виртуальных симуляторов является важным инструментом совершенствования учебного процесса в военном вузе, поскольку оно позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность курсантов, содействует развитию интеллектуальных возможностей обучаемых, выработке высокой мотивации в процессе обучения, увеличению емкости учебных занятий, объема выполняемых заданий и в конечном итоге способствует формированию профессиональных компетенций военных специалистов.

Основной задачей военного авиационного инженерного вуза является подготовка военных специалистов, отвечающих современным требованиям профессиональной деятельности. При организации образовательного процесса в вузе перед профессорско-преподавательским составом возникает проблема поиска новых форм, методов и технологий, позволяющих повысить качество подготовки будущих офицеров. В настоящее время в Военном учебно-научном центре ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) наряду с традиционными апро-

бируются и внедряются новые информационные технологии обучения, в частности, с применением виртуальных симуляторов на основе персональных компьютеров.

Реформирование высшего образования, обусловленное социальноэкономическими и государственно-политическими преобразованиями, постоянный рост объема информации, увеличение количества изучаемых дисциплин при стабильных сроках обучения в военных вузах поставили перед системой профессиональной подготовки специалистов ряд серьезных проблем. Основными из них являются [1]:

- необходимость перевода подготовки обучающихся на качественно новый уровень с учетом многоуровневой структуры высшего образования России, в строгом соответствии с нормативными актами;

- повышение требований к фундаментальности образования, его гуманизации и гуманизации в сочетании с усилением практической направленности;

- необходимость интенсификации образовательного процесса за счет оптимального сочетания традиционных и инновационных форм, методов и средств обучения, четкой постановки дидактических задач и их реализации в соответствии с целями и содержанием обучения;

- необходимость информатизации образования, основанная на творческом внедрении новых информационных технологий обучения.

Последняя из названных проблем в настоящее время приобретает особую актуальность. Важное место в содержании обучения и в формировании профессиональных компетенций военных специалистов отводится освоению умений и навыков на основе теоретических знаний, приобретенных в ходе аудиторных занятий, в том числе знаний и опыта из различных областей науки и техники. Принципиальные изменения в мире, определенные возрастающей ролью знаний, революцией в информационнокоммуникационных технологиях, а также социально-экономическими переменами, диктуют новые требования к качеству подготовки военных специалистов, что обусловливает необходимость построения компетентностной модели их профессиональной подготовки.

В настоящее время в педагогической теории и практике используются различные методы построения моделей специалистов различных сфер деятельности [2], в соответствии с положениями системного подхода в научно-методических исследованиях [3], а также опираясь на исследования в области применения информационных технологий в обучении [4]. Процесс моделирования при изучении проблемы подготовки специалистов требует системного рассмотрения, с одной стороны, профессиональной деятельности, к которой готовят курсантов (модель деятельности и личности специалиста), с другой - содержания и технологии образования и обучения (модель подготовки). Вследствие значительной объемности и многогранности того и другого объекта необходимо представить их в виде модели, которая отражает наиболее существенные черты профессиональной деятельности, в том числе способность к самообучению и саморазвитию.

Моделирование предполагает изучение сложных процессов и является методом научного познания любого исследователя. Философский энциклопедический словарь дает определение модели как аналога (схема, структура, знаковая система), определенного фрагмента природной или социальной реальности, порождение человеческой культуры, концептуально-творческого образования и т. п. - оригинала модели [5].

Наиболее приемлемым для нашего исследования является определение понятия «модель», данное В.А. Штоффом. Модель - это такая мысленно представленная или материально реализованная система, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте [6].

Понятие модели нами представляется как образец для последующего воспроизведения и управления подготовкой специалистов наземного обеспечения ВВС, а также исследования проблем профессионального образования в военном авиационном инженерном вузе.

Модель может выполнять следующие функции:

- идеального или рабочего образца для управленческого процесса;

- образца для сравнения, сопоставления, определения правильности избранных форм, средств и методов управления;

- наглядности содержания, организации и развития процесса обучения и познания;

- проверки правильности и полноты теоретических и практических знаний, умений [7].

В педагогической, дидактической и методологической литературе моделирование

трактуется как воспроизведение характеристик некоторого объекта над другим, который специально создан для его изучения и называется при этом моделью.

По мнению В.Г. Афанасьева, «моделирование» - это непрерывный процесс, не ограничивающийся одной обособленной моделью. Это последовательная разработка серии сменяющих друг друга моделей, что обеспечивает большое приближение модели к моделируемому результату [8].

Педагогическое моделирование отражает характеристики существующей педагогической системы в специально созданном объекте, который называется моделью. Чтобы некоторый объект считался моделью другого объекта, называемого в данном случае оригиналом, необходимо, чтобы он находился в некотором отношении сходства с оригиналом, в определенных параметрах отличался от него, мог замещать его в определенных отношениях в процессе исследования и обеспечивать возможность получения нового знания об оригинале.

В.И. Михеев считает, что широкое применение распространения метода моделирования в педагогических исследованиях объясняется многообразием его гносеологических функций, что обусловливает изучение педагогических явлений и процессов на специальном объекте - модели, являющейся промежуточным звеном между субъектом - педаго-гом-исследователем и предметом исследования [9].

Педагогическая модель предназначена для замещения объекта в исследовательской деятельности, для чего необходимо определенное сходство модели и оригинала, что означает наличие некоторого соответствия между их характеристиками, поскольку только оно способно обеспечить возможность переноса знаний с объекта на модель. С одной стороны, данное соответствие выражается в сходности компонентного состава, последовательности этапов развития педагогической системы, сохранении признаков. С другой стороны, его сущность зависит от области использования моделирования и конкретных педагогических задач.

Моделируемый педагогический объект рассматривается как определенная целостность, представляющая собой педагогическую систему. Как правило, эта система сложна, многоаспектна и не охватывается непосредственным исследованием, поэтому возникает необходимость ее изучения через педагогическую модель, чтобы она отражала какие-либо существенные черты объекта. Для этого необходимо, чтобы она была педагогической системой, сложность которой определяется задачами исследования. Также необходимо, чтобы наряду со сходством модели и оригинала обязательным являлось и их определенное различие. Сама суть моделирования заключается в рассмотрении объекта, отличающегося от оригинала в тех отношениях, которые препятствуют его непосредственному познанию, что обеспечивает возможность обойти препятствия и сделать объект доступным для изучения. Если модель представляет собой обычную копию, то ее изучение

ничем не отличается от изучения оригинала, следовательно, в данном отношении нет моделирования. С другой стороны, полное расхождение в свойствах лишает модель всякой познавательной ценности.

Роль модельного исследования заключается в том, что оно позволяет получить отдельные характеристики оригинала на более простом объекте. Метод моделирования используется тогда, когда возникают объективные трудности в непосредственной работе с оригиналом. Поэтому обязательным свойством модели является ее способность к замещению оригинала в некоторых отношениях, определяемых целями педагогического исследования.

В методике, предлагаемой Р.В. Габдреевым, обучаемые сами моделируют явления, процессы, а затем их изучают. В данном случае моделирование имеет место как метод обучения. В случае создания и изучения учебных моделей, когда используются аналоги материальных или идеальных явлений и объектов, модель выступает в качестве средства обучения. Это могут быть схемы, чертежи, планы, образцы, а также имитация каких-то реальных явлений доступными для этого средствами в процессе обучения. Например: имитационные игры, имитирование технологических процессов с помощью моделей технического процесса и др. [10].

Общие исходные принципы построения моделей в социальных исследованиях и последовательность операций при их разработке предполагают [11]:

- определение целей и конкретных задач моделирования;

- сбор и систематизацию информации, относящейся к сформулированным задачам (достоверность и полнота исходной информации - необходимое условие построения обоснованной модели);

- выделение основных факторов, влияющих на изменение тенденций и закономерностей исследуемого объекта или явления;

- построение модели, исходя из задач, которые призвана решать данная модель.

Отмечается ряд рекомендаций по построению и структуре модели специалиста и

модели его подготовки [12]:

- модели специалиста могут быть различными для молодого, начинающего специалиста и опытного, успешного специалиста, ибо по мере профессионализации и на разных ее стадиях для специалиста будет характерно разное соотношение качеств;

- модель специалиста должна включать компоненты, определенно влияющие на эффективность деятельности и обеспечивающие контроль за ней, легко диагностируемые, создающие возможность вмешательства и коррекции;

- модели специалистов, имеющих одну и ту же специальность, но получивших разные специализации, могут очень отличаться;

- модель подготовки специалиста исходит из модели специалиста и включает виды учебной и познавательной деятельности по овладению профессиональной деятельностью, учебные планы и программы, воспитательные меры, формы связи с производством, квалификационные характеристики специалистов. Надо уметь построить модель специалиста и переводить ее в модели подготовки специалистов.

Механизм построения модели деятельности специалиста предполагает анализ профессиональной деятельности, включающий следующие составные компоненты (этапы):

- определение широты профиля деятельности специалиста;

- выявление обобщенных трудовых функций;

- анализ структуры труда;

- анализ профессиональных функций;

- анализ наиболее часто встречающихся у специалистов затруднений и ошибок;

- анализ прогноза сферы труда.

Руководствуясь общим методологическим принципом построения моделей специалистов продвижения «от абстрактного к конкретному» и изучая отдельные стороны профессиональной деятельности, можно установить связи между отдельными компонентами целостной модели деятельности. Анализ теоретических работ и различных видов деятельности позволяет выделить ее следующие функциональные блоки:

- мотивы деятельности;

- цели деятельности;

- программы деятельности;

- информационная основа деятельности;

- принятие решений;

- квалификационный профиль - сочетание необходимых видов профессиональной деятельности и степени их квалификации, квалификационные разряды для оплаты.

Получение нового педагогического знания об объекте является основной целью педагогического моделирования, которое и определяет весь набор требований к каждой конкретной модели. Без учета познавательного аспекта невозможно говорить о моделировании. Специфика применения моделей в процессе проектирования образовательной деятельности обусловливается рядом особенностей педагогической науки [13]:

- в ее структуру заложено специфическое отражение педагогических событий;

- педагог сталкивается со значительными трудностями при экспертизе исходного материала, из которого строятся модели;

- для педагогического исследования характерна двойная субъективность (авторов источников и исследователей, которые занимаются интерпретацией);

- недостаточности информационной базы сопутствует ограниченность возможностей ее пополнения;

- комплексное воспроизведение многообразия сторон педагогического материала является необходимым условием педагогического познания;

- педагогическое исследование характеризуется изначальным присутствием теоретического компонента в эмпирической модели как зависимость эффективности педагогического моделирования от мировоззренческой позиции исследователя.

По мнению М.И. Грабаря, наиболее важной задачей моделирования и наиболее познавательным уровнем является построение таких моделей, которые позволяют выявить коренную суть изучаемых явлений и процессов в целом, т. е. рассмотреть их как определенные системы. Системное моделирование основывается на дедуктивном подходе к реальности, на принципе и методах восхождения от абстрактного к конкретному [14].

Принципиальным отличием стандартов третьего поколения от стандартов второго поколения становится компетентностная модель выпускника. Иерархия компетенций и их сущностные характеристики будут задавать вектор подготовки специалиста, определяя цель и результат образования. Для каждой компетенции следует указать совокупность дисциплин, обеспечивающих ее формирование и развитие, благодаря чему будет обозначена непрерывность того или иного вида подготовки (информационной, математической, языковой и т. д.), инвариантной по отношению к сфере будущей деятельности.

Проведенный анализ совокупности актуальных и перспективных требований к военным специалистам, образовательного процесса, методологии и практики современной образовательно-воспитательной деятельности позволил определить ряд принципов и методов формирования компетентностной модели профессиональной подготовки военных специалистов, представляющей собой процессуально-компонентную дидактическую систему, состоящую из элементов, несущих свою индивидуальную функциональную

нагрузку, отражающую содержание и технологии организации учебного процесса в военном авиационном инженерном вузе с применением виртуальных симуляторов. Процессуальный и компонентный модули в определенной последовательности связаны между собой, начиная с цели, в качестве которой выступает государственный заказ на подготовку военных специалистов, и заканчивая результатом - подготовленным высококвалифицированным военным специалистом, обладающим профессиональными компетенциями.

Задача обучения при использовании виртуальных симуляторов естественным образом формулируется как задача управления. В этом случае обучаемый выступает в качестве объекта управления, а виртуальный симулятор и преподаватель - в качестве источников управления.

Важным шагом в разработке и реализации виртуальных симуляторов должно стать определение тех средств и способов, благодаря которым открывается возможность закономерно управлять процессом формирования военно-профессиональных компетенций военных специалистов.

Опираясь на положения психолого-педагогической теории и информатики, возможно существенно изменить функции преподавателя; постепенно традиционная функция (главным образом, информационная, функция источника знаний) будет рационализирована и выполнять в большей степени функции управления процессом формирования профессиональных и военно-профессиональных компетенций военных специалистов.

Сам учебный процесс характеризует цели, содержание, методы и средства взаимодействия преподавателя и курсанта, которые в совокупности представляют компоненты предметной педагогической подсистемы «виртуальный симулятор». Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, а деятельностный - взаимодействие преподавателя и курсанта, организацию и управление учебным процессом. Управление учебным процессом, как специфический вид педагогической деятельности, охватывает все его компоненты: выбор целей обучения, изменение содержания образования, выбор методов и средств обучения, управление учебно-познавательной деятельностью курсанта в ходе занятия.

Ссылки:

1. Дзюбенко О.Л. Педагогическое обеспечение внедрения геоинформационных систем и технологий в подготовку специалистов наземного обеспечения ВВС : дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2009. 198 с.

2. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Педагогика. 2003. № 4. С. 21-26.

3. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1990. 368 с.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2002. 271 с.

5. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989. 815 с.

6. Штофф В.А. Моделирование и философия. М., 1966. 301 с.

7. Ульшина Н.В. Формирование компетенций по рабочей профессии студентов профессиональнопедагогического вуза : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2010. С. 97-98.

8. Афанасьев В.Г. Указ. соч.

9. Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерения в педагогике. Изд. 3-е, стереотипное. М., 2006. 200 с.

10. Габдреев Р.В. Моделирование в познавательной деятельности студентов. Казань, 1983. 108 с.

11. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Технология прогнозных разработок социальных процессов. М., 1992. 141 с.

12. Афанасьев А.К. Формирование базовых профессиональных компетенций у студентов технических вузов, обучающихся по программе подготовки офицеров запаса автомобильных войск : дис. . канд. пед. наук. Самара, 2010. С. 61-65.

13. Черепанов М.А. Научно-методическое обеспечение дисциплины «Прикладная метрология» для подготовки педагогов профессионального обучения : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. 214 с.

14. Грабарь М.И., Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М., 1977. 136 с.

References (transliterated):

1. Dzyubenko O.L. Pedagogicheskoe obespechenie vnedreniya geoinformatsionnykh sistem i tekhnologiy v podgo-

tovku spetsialistov nazemnogo obespecheniya VVS : dis. ... kand. ped. nauk. Voronezh, 2009. 198 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Dakhin A.N. Pedagogicheskoe modelirovanie: sushchnost', effektivnost' i neopredelennost' // Pedagogika. 2003.

№ 4. P. 21-26.

3. Afanas'ev V.G. Sistemnost' i obshchestvo. M., 1990. 368 p.

4. Polat E.S. Novie pedagogicheskie i informatsionnie tekhnologii v sisteme obrazovaniya. M., 2002. 271 p.

5. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar'. 2nd ed. M., 1989. 815 p.

6. Shtoff V.A. Modelirovanie i filosofiya. M., 1966. 301 p.

7. Ul'shina N.V. Formirovanie kompetentsiy po rabochey professii studentov professional'no-pedagogicheskogo vuza : dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2010. P. 97-98.

8. Afanas'ev V.G. Op. cit.

9. Mikheev V.I. Modelirovanie i metody teorii izmereniya v pedagogike. 3rd ed, stereotipnoe. M., 2006. 200 p.

10. Gabdreev R.V. Modelirovanie v poznavatel'noy deyatel'nosti studentov. Kazan', 1983. 108 p.

11. Bestuzhev-Lada I.V., Namestnikova G.A. Tekhnologiya prognoznykh razrabotok sotsial'nykh protsessov. M., 1992. 141 p.

12. Afanas'ev A.K. Formirovanie bazovykh professional'nykh kompetentsiy u studentov tekhnicheskikh vuzov, obuchayushchikhsya po programme podgotovki ofitserov zapasa avtomobil'nykh voysk : dis. ... kand. ped. nauk. Samara, 2010. P. 61-65.

13. Cherepanov M.A. Nauchno-metodicheskoe obespechenie distsipliny «Prikladnaya metrologiya» dlya podgotovki pedagogov professional'nogo obucheniya : dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2005. 214 p.

14. Grabar' M.I., Primenenie matematicheskoy statistiki v pedagogicheskikh issledovaniyakh: Neparametricheskie metody. M., 1977. 136 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.