Научная статья на тему 'Компетентностная модель подготовки специалистов в медицинском вузе'

Компетентностная модель подготовки специалистов в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
75
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ганцева Х. Х., Бакирова З. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностная модель подготовки специалистов в медицинском вузе»

006. КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Ганцева Х.Х., Бакирова З.А.

ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет», г.Уфа

Целью нашего исследования было изучение возможности создания методологического подхода к качественной пролонгированной подготовке специалистов в системе здравоохранения в процессе всего цикла обучения в вузе.

Для достижения поставленной цели нами была использована компетентностная модель обучения. В качестве ориентиров мы выдвинули достижение следующих целей: формирование компетенций к

комплексному анализу разнородной информации для эффективной деятельности в рамках реализации современной стратегии развития здравоохранения; формирование практических навыков,

востребованных современными условиями работы практического врача; формирование способностей к исследовательской работе и практическому использованию результатов фундаментальных и прикладных исследований.

Применение компетентностной модели позволило нам выделить группу общих компетенций направленных на: широкое понимание происходящих в здравоохранении преобразований, понимание текущего состояния и актуальных потребностей здравоохранения, приобретение способности к анализу конкретных практических задач, умение находить, оценивать, классифицировать, обрабатывать и систематизировать информацию из разнородных источников и баз данных, умение анализировать и применять разнородную информацию, эффективное применение полученных знаний и навыков, умение работать в коллегиальных командах.

Формирование специальных компетенций должно быть направлено на приобретение знаний, овладение современными методами психодиагностики и психокоррекции, а именно, формирование навыков проведения диагностики реального состояния пациента, способности анализировать информацию на основе применения междисциплинарных

методологических подходов, способности

разрабатывать модели психокорректирующего и медико-педагогического воздействия для создания саногенного поведения, умения оценивать психологические, медицинские, педагогические и социальные последствия своего воздействия.

Аналитические компетенции в системе здравоохранения можно представить следующими профилями компетенций: управление информацией и знаниями; способности к анализу и синтезу; управление изменениями. Управление информацией и знаниями необходимо в связи с возросшими объемами информационного потока, которые не позволяют самостоятельно ориентироваться в необработанном материале. Конкретные компетенции, формируемые в образовательном процессе в этом направлении включают: способность к эффективному поиску

информации, к оценке и классификации данных; умение превращать полученную информацию в знания; эффективно сохранять, использовать и передавать полученные знания; способность

самостоятельно осваивать новые средства коммуникации и работы с ними; способность представлять и защищать свои реферативные сообщения и письменные работы. Способность к анализу и синтезу чрезвычайно важна для практического врача и должна включать следующие компетенции: способность к комплексному и

ситуационному анализу клинических случаев; способность к применению разнодисциплинарных аналитических навыков к решению конкретной задачи; способность к самостоятельному поиску и приобретению аналитических инструментов; овладение навыками экспертной оценки и планирования. Управление изменениями являются компетенциями наиболее высокого уровня, формируются у студентов старших курсов и включают следующее: осознание необходимости воздействия; определение четких и ясных целей; понимание технологий; способность к модификации воздействия; контроль текущего состояния; минимизация побочных результатов; предвидение возможных препятствий; управление конфликтами.

Достижение этих целей возможно в процессе оптимизации образовательного процесса в процессе внедрения структурированной системы

педагогических знаний в ходе повышения

педагогического мастерства преподавательского состава вуза, путем создания новых и преобразования образовательных программ (в рамках элективов),

разработки инновационных учебно-методических комплексов, создания учебных пособий и разработок.

Таким образом, применение компетентностой модели в процессе обучения позволяет определить стратегические цели системы обучения, выделить уровни и направления развития подготовки компетентного специалиста. Вместе с тем,

компетентностная модель обучения, может стать реальностью только при условии, что на каждом этапе обучения будут четко обозначены тактические решения конкретных задач. Более того, подготовка компетентного специалиста должна осуществляться не только на этапе обучения в высшей школе, но и в течение всего процесса становления личности врача на этапе послевузовского и дополнительного этапов обучения на базе сформированной готовности, практической способности и стремлении к самосовершенствованию.

007. ИЗМЕНЕНИЯ УРОВНЯ ПРОДУКТОВ ПЕРЕКИСНОГО ОКИСЛЕНИЯ ЛИПИДОВ И АКТИВНОСТИ ФЕРМЕНТОВ АНТИОКСИДАНТНОЙ ЗАЩИТЫ У БОЛЬНЫХ ХРОНИЧЕСКОЙ ОБСТРУКТИВНОЙ БОЛЕЗНЬЮ ЛЁГКИХ РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ

Ганцева Х.Х., Камилов Ф.Х., Ильясова Т.М., Габитова Д.М.

Башкирский государственный медицинский университет, г. Уфа, Россия

Актуальность: Хроническая обструктивная

болезнь лёгких (ХОБЛ) - является одной из ведущих причин заболеваемости и смертности современного общества и представляет собой значительную экономическую и социальную проблему во всём мире. Важной особенностью условий возникновения ХОБЛ у конкретного индивидума является длительное, исчисляемое десятилетиями, действие факторов риска, из которых ведущим является табакокурение .Согласно современной концепции, патофизиологической основой прогрессирующей обструкции дыхательных путей является хронический воспалительный процесс в лёгких, когда в ответ на действие повреждающих факторов внешней среды нарушается баланс между активностью про- и антиоксидантных, протеолитических и

антипротеолитических процессов. Центральное место в оксидативном стрессе занимает пероксидация липидов. Поэтому такое большое внимание уделяется развитию методов, которые могли бы количественно определить как первичные, так и вторичные продукты пероксидации .

Целью нашего исследования явилось изучение уровня продуктов липопероксидации и активности ферментов антиоксидантной защиты (АОЗ) в плазме крови и конденсате выдыхаемого воздуха у больных ХОБЛ различной степени тяжести в фазе обострения, как дополнительных диагностических критериев течения воспалительного процесса.

Материалы и методы.

Всего обследовано 55 мужчин, страдающих ХОБЛ средней и тяжёлой степени тяжести, средний возраст которых составил 56,7 + 4,6 лет. Критериями отбора в группу исследуемых больных ХОБЛ служили наличие у них объём форсированного выдоха за 1 секунду (ОФВ1) < 80%, ОФВ1/ФЖЕЛ < 70%,

длительный стаж курения более 20 лет, в среднем -34,4 + 1,8 лет. Критериями исключения служили: бронхиальная астма, сопутствующие заболевания в стадии декомпенсации. Из общего числа больных в I группу вошли 28 больных ХОБЛ средней степени тяжести, средний возраст которых составил 52,6 + 2.8 лет, стаж курения - 29,2+5.1 лет, индекс курящего человека (ИК) - 200,4 + 46,8, стаж болезни - 14,7 + 2,5 лет, объём форсированного выдоха за 1 секунду (ОФВ1)составил - 56,9 + 3,9 %, форсированная жизненная ёмкость лёгких (ФЖЕЛ) - 87,7 + 3,4%, ОФВ1/ ФЖЕЛ - 64.9 + 4,9, пиковая скорость выдоха (ПСВ) - 357,8 + 23,4 мл, среднее давление в лёгочной артерии (СДЛА) - 27,4 + 1,2 мм рт.ст., сатурация кислорода (Ба О2) - 95,5 +0,31 %. Во П группу вошли 27 больных ХОБЛ тяжелой степени тяжести, средний возраст которых составил 59,8 + 1,7 лет, стаж курения - 38,6 +4,2 лет, ИК - 334,4 + 24,6, стаж болезни - 19,4 + 1,1 лет, ОФВ1 - 31,1 +3,6 % , ФЖЕЛ - 45,8 + 4,7 %, ОФВ1/ФЖЕЛ - 67,9 + 6,4, ПСВ - 181,4 + 13,68 мл, СДЛА - 38,3 + 3,1 мм рт.ст., Ба О2 - 89,6 + 1,18 %. Контрольную группу составили 27 практически здоровых лиц мужского пола соответствующего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.