Научная статья на тему 'Компетентностная модель подготовки сотрудников МВД России'

Компетентностная модель подготовки сотрудников МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ МВД РОССИИ / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДЕЛЬ СОТРУДНИКА / МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Купавцев Тимофей Сергеевич

В статье, с учетом требований современного законодательства, рассматриваются вопросы содержания профессионального образования в системе МВД России на основе реализации компетентностного подхода к организации учебного процесса. Приводится разработанная компетентностная модель сотрудника МВД России, в которой нашли отражение требования настоящей или предстоящей профессиональной деятельности. Исходя из этого, приводится разработанная компетентностная модель подготовки сотрудника МВД России в совокупности характеризующих признаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Купавцев Тимофей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence-based model of preparation of staff of the Ministry of Internal Affairs of Russia

In the article, taking into account the requirements of the modern legislation, the content issues of the vocational education in the Russian Ministry of Internal Affairs based on the competence approach to the organization of the educational process, have been analyzed. The competence-developed model of the Russian Interior Ministry official has been presented, reflecting the requirements to the present or future professional activity. Accordingly, the competence-developed model for training of the Russian Interior Ministry official in aggregate of characterizing features has been determined.

Текст научной работы на тему «Компетентностная модель подготовки сотрудников МВД России»

ружены связи между депрессией и алекситимией (r=0,40 при p<0,05), а также между депрессией и тревожностью (r=0,57 при p<0,05).

Таким образом, спортивная подготовка влияет на уровень депрессии и алексити-мии. Так, у студентов, не занимающихся спортом, выявлена прямая связь депрессии с алекситимией и тревожностью. Большая часть студентов имеет низкую тревожность, что может указывать на лёгкую депрессию. У них выражено негативное отношение к себе, окружающему миру, к людям вокруг. Для них характерно плохое настроение, склонность к долгому самоанализу и самокритике. На наш взгляд возможность зарождения у лиц данной группы депрессии глубокой стадии вполне возможно, может быть вызвано большими перегрузками в учёбе, при значительно меньшей их физической активности. Далее следует отметить, что большая часть студентов, занимающихся пауэрлифтингом, имеет умеренную и высокую тревожность. У этих студентов-спортсменов выявлена обратная связь между ситуативной тревожностью и алекситимией. Возможно, этот фактор положительно влияет на результаты спортивной деятельности в этом виде спорта. Понимание механизмов возникновения этих состояний дает возможность прогнозировать поведение спортсменов и студентов и управлять их состоянием.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакирова, З.А. Последствия нарушений психоэмоциональной сферы человека /

З.А. Бакирова, С.М. Мочалов, П.А. Куксо // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. - Т. 12. - № 3 (2). - С. 382-385.

2. Былкина, Н.Д. Алекситимия : (аналитический обзор зарубежных исследований) /

Н.Д. Былкина // Вестник московского университета. Сер.14 : Психология. - 1995. - № 1. - С. 43-53.

3. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2009. - 352 с.

4. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты /

Д.Я. Райгородский. - Самара : Издательский дом «Бахрах-М», 2006. - 672 с.

REFERENCES

1. Bakirova, Z.A., Mochalov, S.M. and Kukso, P.A. (2010), “Consequences of violations of the psychoemotional sphere of the person”, News of the Samara scientific center of the Russian Academy of Sciences, Vol. 12, No. 3 (2), pp. 382-385.

2. Bylkina N.D. (1995), “Alexitimiya (the state-of-the-art review of foreign researches)”, Bulletin of the Moscow University. Ser.14, Psychology, No. 1, pp. 43-53.

3. Illin, E.P. (2009), Psychology of sport, Peter, St. Petersburg.

4. Rajgorodsky D.Ja. (2006), Practical psychodiagnostics. Methods and tests, publishing house "Bahram-M", Samara.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.11.2013.

УДК 378.634

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МВД

РОССИИ

Тимофей Сергеевич Купавцев, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры огневой и технической подготовки,

Барнаульский юридический институт МВД России, (БЮИ МВД России)

Аннотация

В статье, с учетом требований современного законодательства, рассматриваются вопросы содержания профессионального образования в системе МВД России на основе реализации компе-тентностного подхода к организации учебного процесса. Приводится разработанная компетент-ностная модель сотрудника МВД России, в которой нашли отражение требования настоящей или предстоящей профессиональной деятельности. Исходя из этого, приводится разработанная компе-

тентностная модель подготовки сотрудника МВД России в совокупности характеризующих признаков.

Ключевые слова: сотрудники МВД России, система профессиональной подготовки, содержание профессиональной деятельности, профессиональная компетентность, личностная компетентность, модель сотрудника, модель подготовки сотрудника.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.11.105.p85-90

COMPETENCE-BASED MODEL OF PREPARATION OF STAFF OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Timofey Sergeevich Kupavtsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Head of the shooting and technical training department,

Barnaul Law Institute of the Ministry of Interior of Russia, Barnaul

Annotation

In the article, taking into account the requirements of the modem legislation, the content issues of the vocational education in the Russian Ministry of Internal Affairs based on the competence approach to the organization of the educational process, have been analyzed. The competence-developed model of the Russian Interior Ministry official has been presented, reflecting the requirements to the present or future professional activity. Accordingly, the competence-developed model for training of the Russian Interior Ministry official in aggregate of characterizing features has been determined.

Keywords: police officers, vocational training system, content of professional activity, professional competence, personal competence, model of employee, employee-training model.

В системе ведомственного профессионального образования МВД России в соответствии с федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012) реализована многоуровневая подготовка кадров, которая основывается на преемственности образовательных программ и в своей структуре содержит систему профессиональной ориентации, довузовскую подготовку, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное образование. Для приобретения сотрудниками, поступившими на службу, профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей функционирует система первоначального обучения; для действующих сотрудников - система профессиональной служебной и физической подготовки.

Такое построение системы профессионального образования обусловлено двумя генеральными целями: подготовка квалифицированного персонала для службы в органах внутренних дел; развитие личности сотрудника в избранной профессии.

Цели профессионального образования достигаются при помощи различных эффективных методик, методов, техник и технологий. Все они базируются на концепции личностно-ориентированного образования и направлены на реализацию компетентност-ного подхода. Связано это с тем, что современные федеральные государственные образовательные стандарты имеют выраженную компетентностью направленность. Кроме этого, ведомственные документы МВД России, регламентирующие содержание профессиональной подготовки, имеют аналогичный вектор.

Компетентностный подход в образовании предполагает освоение обучающимися умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. При этом особое значение придается умениям и навыкам, позволяющим действовать в новых, неопределенных, нестандартных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих методов и средств [1].

Под компетентностью сотрудника МВД России следует понимать динамическую, многокомпонентную характеристику личности, являющуюся интегральным показателем состоятельности специалиста, проявляющуюся в эффективной профессиональной дея-

тельности, личной успешности в жизни и деятельности, которая является следствием сформированного и постоянно развивающегося комплекса личностных качеств, мотивационных установок, универсальных и профессиональных знаний, умений, навыков, способов деятельности и активном творческом отношении субъекта деятельности к личному и профессиональному самосовершенствованию и продуктивному взаимодействию с коллегами и другими участниками общественных отношений.

Для совершенствования системы подготовки кадров для органов внутренних дел необходима разработка принципиальной компетентностной модели сотрудника, в которой, должно находить отражение содержание его настоящей или будущей профессиональной деятельности - профессиональная компетентность, а также мотивационноценностной сферы личности, ее самореализации и развития в рамках профессии, готовности к профессиональному росту, способности к личностному и профессиональному самосовершенствованию - личностная компетентность. Следует учитывать, что компе-тентностная модель является своеобразным эталонным ориентиром успешного специалиста, однако с совершенно конкретными элементами. Компетентностная модель сама по себе не может обеспечить подготовку квалифицированных кадров, для чего нужна ком-петентностная модель подготовки сотрудников, которая, с одной стороны вторична, т.к. строится вслед за компетентностной моделью специалиста, но с другой - стоит во главе, поскольку именно ее реализация обеспечивает достижение планируемого результата.

В контексте настоящего исследования под компетентностной моделью следует понимать научно обоснованную и практико-ориентированную совокупность компетенций, обеспечивающих процесс и результат подготовки сотрудника органов внутренних дел к выполнению профессиональных функций на каждой из ступеней профессионального образования, выражающуюся системным качеством - компетентностью, обеспечивающей готовность и способность сотрудников к оптимальной и эффективной деятельности в профессиональной и личностной сферах, содержательно представленной комплексом личностных, ключевых и профессиональных компетенций.

Суммируя теоретические данные по проблеме реализации компетентностного подхода в образовании, практику организации профессиональной подготовки, требования федеральных государственных образовательных стандартов и нормативных документов МВД России по организации профессиональной подготовки, в структуре компе-тентностной модели сотрудника МВД России можно выделить совокупность компетенций трех основных групп: а) группа личностных компетенций; б) группа ключевых компетенций; в) группа профессиональных компетенций (см. рисунок 1).

Отдельного внимания заслуживает группа личностных компетенций. Связано это с тем, что формирование и развитие компетенций данной группы происходит на протяжении всей профессиональной деятельности на каждой ступени профессионального образования и имеет двойную направленность: с одной стороны, их формирование и развитие происходит наравне с другими группами компетенций, а с другой - является еще и необходимым условием для успешного формирования и развития ключевых и профессиональных компетенций.

Группа личностных компетенций представляет собой совокупность компетенций, обеспечивающих достижение одной из целей функционирования системы профессионального образования сотрудников МВД России - развитие личности сотрудника в избранной профессии. К ним относятся: а) компетенции ценностно-смысловой сферы; б) компетенции морально-психологической сферы; в) компетенции сферы личностного и профессионального самосовершенствования.

Группа ключевых компетенций в модели сотрудника МВД России являются своеобразным связующим звеном между группами личностных и профессиональных компетенций, поскольку проявляются не только в решении профильных задач, но и в том, как человек воспринимает, оценивает, понимает мир за пределами служебной деятельности.

К ним относятся: а) компетенции общекультурной сферы; б) компетенции социальной сферы; в) компетенции интеллектуальной сферы.

Группа профессиональных компетенций направлена на реализацию одной из целей функционирования системы профессионального образования сотрудников МВД России - подготовка квалифицированного персонала для службы в органах внутренних дел и обеспечивает выполнение сотрудником функциональных обязанностей в соответствии с требованиями должностного регламента. Данная группа компетенций представлена двумя направлениями: а) общепрофессиональные компетенции; б) профильные (предметные) компетенции.

СОТРУДНИК МВД РОССИИ

ГРУППА ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

1 1 1

Компетенции ценностно- Компетенции сферы личностного и Компетенции морально-

смысловой сферы профессионального самосовершенствования психологической сферы

Рис. 1. Компетентностная модель сотрудника МВД России

Формирование и развитие общепрофессиональных компетенций способствуют выработке стереотипных способов деятельности в типичных ситуациях профессиональной деятельности. К ним относятся: а) компетенции коммуникативной сферы; б) компетенции информационной сферы; в) компетенции специально-экстремальной сферы; г) компетенции правоприменительной сферы; д) компетенции правоохранительной сферы.

Формирование и развитие профильных (предметных) компетенций обеспечивает подготовку сотрудников МВД России к выполнению профессиональных задач по непосредственной функциональной принадлежности, в конкретной профессиональной сфере деятельности. К ним относятся: а) компетенции в сфере непосредственной служебнопрофессиональной деятельности; б) компетенции в сфере организационноуправленческой деятельности.

Рассмотренные группы и сферы компетенций сотрудников МВД России формируются, развиваются и совершенствуются в организованном процессе профессионального образования, основным направлением и характеризующим элементом которого является учебная деятельность.

В современной дидактике понятие «учебная деятельность» не является однозначным. Для настоящего исследования существенными являются выводы отечественных педагогов В.В. Давыдова, А. К. Марковой, Д.Б. Эльконина о том, что учебная деятельность выступает как процесс овладения обобщенными способами учебных действий и

саморазвитию в процессе решения специально поставленных учебных задач на основе внешнего контроля и оценки, трансформирующихся в самоконтроль и самооценку на фоне мотивов собственного роста и личного усовершенствования [2].

Предмет, содержание и свойства учебной деятельности в системе профессионального образования являются ядром компетентностной модели подготовки сотрудника МВД России (см. рисунок 2). К основным ее характеристикам относятся: общественный характер; субъектность; активность; предметность; целенаправленность; осознанность; определенная структура и содержание.

Рис. 2. Компетентностная модель подготовки сотрудника МВД России

Учебная деятельность представляет собой систему взаимосвязанных последовательных действий, которые начинаются с постановки целей с учетом потребностей и мотивов, разработки плана предстоящих действий. Система учебных действий включает в себя: а) планирование учебной деятельности; б) организацию учебной деятельности; в) деятельность по передаче - получению (восприятию) информации; г) деятельность по обработке информации; д) деятельность по непосредственному выполнению учебных задач; е) деятельность по контролю и оценке результатов учебной деятельности.

Обобщая изложенное, необходимо отметить, что подготовка квалифицированных сотрудников для службы в органах внутренних дел, развитие личности сотрудника как представителя органа исполнительной власти, наделенного полномочиями правоприменительной и правоохранительной деятельности, в настоящее время может быть реализована в рамках компетентностно ориентированного подхода к образованию. Представленная компетентностная модель сотрудника МВД России, а также компетентностная модель подготовки сотрудника МВД России отражают требования к уровню подготовленности современного специалиста, содержание образовательного процесса, целевые ориентиры, а также средства и методы достижения необходимых результатов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванов, Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. - М. : Чистые пруды, 2007. - 32 с.

2. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.

REFERENCES

1. Ivanov, D.A. (2007), Competence and competence-based approach in modern education, publishing house “Chistie prudi”, Moscow, Russian Federation.

2. Elkonin, D.B. (1989), Selected psychological works, publishing house “Pedagogic”, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.11.2013.

УДК 378.147:378.018.43

МОНИТОРИНГ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Инна Геннадьевна Лучинина, старший преподаватель,

Татьяна Владимировна Тихомирова, старший преподаватель,

Ирина Сергеевна Ворошилова, старший преподаватель,

Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Систему высшего образования рассматривают как главный фактор формирования мобильной творческой личности, готовой к постоянному личностно-профессиональному росту (самосо-вершенствовавнию). Образовательный процесс должен быть ориентирован, прежде всего, на формирование готовности обучающегося к самостоятельной работе: без неё немыслимы реализация идеи непрерывного образования (“образования через всю жизнь”), постоянное пополнение банка знаний и умений в будущей профессиональной деятельности. Формирование готовности обучающегося к самостоятельной работе может осуществляться в компетентностной модели образовательного пространства. Суть инновационного образования: «Не догонять прошлое, а создавать будущее». Образование должно быть ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают в условиях “информационного взрыва”, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими приобретать знания самостоятельно. Инновационное образование направлено на сохранение и развитие личностного потенциала человека. Анализ новейших образовательных стандартов показал, что при освоении большинства учебных дисциплин доминирующей является самостоятельная работа студентов (время, отводимое на самостоятельную работу, превосходит объём аудиторных занятий). Главная задача высшего образования - научить человека самостоятельности.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, педагогический мониторинг, образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.