Научная статья на тему 'Компетентности учителя начальной школы, обусловленные введением требований ФГОС НОО'

Компетентности учителя начальной школы, обусловленные введением требований ФГОС НОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3577
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕДАГОГ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / УСЛОВИЯ / ФАКТОРЫ EDUCATIONAL STANDARDS / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETENCE / THE TEACHER OF AN ELEMENTARY SCHOOL / CONDITION / FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнилова Людмила Владимировна

В статье рассматриваются основные требования к профессиональной компетентности учителя начальных классов, факторы и условия, влияющие на развитие профессиональной компетентности учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корнилова Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competences of Primary School Teacher Caused by Introduction of FSES of PGE

In article the basic requirements to professional competence of the teacher of initial classes, factors and the conditions influencing development of professional competence of the teacher are considered.

Текст научной работы на тему «Компетентности учителя начальной школы, обусловленные введением требований ФГОС НОО»

УДК 371.12

КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ВВЕДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

Корнилова Л.В.

Аннотация. В статье рассматриваются основные требования к профессиональной компетентности учителя начальных классов, факторы и условия, влияющие на развитие профессиональной компетентности учителя.

In article the basic requirements to professional competence of the teacher of initial classes, factors and the conditions influencing development of professional competence of the teacher are considered.

Ключевые слова: образовательные стандарты, профессиональная компетентность, компетенция, педагог начальной школы, условия, факторы

Educational standards, professional competence, the competence, the teacher of an elementary school, a condition, factors.

Понятие «компетентность», «компетенция», «компетентностный подход» активно входят в научный и обыденный оборот, характеризуя соответствующий уровень профессиональной квалификации специалиста. Присоединение России к Болонскому процессу связано с формированием единого европейского образовательного пространства, повышением качества подготовки специалистов. Компетентность выступает как идея, как эталон качественной подготовки специалиста. Ядром компетентности является ориентация специалиста в профессиональных ценностях.

В условиях усложнения задач, стоящих перед школой, повышаются требования к учителю, его профессионализму и личностным качествам. В последнее время общепринятой характеристикой профессиональной деятельности учителя становится профессиональная компетентность - характеристика, отражающая не только профессиональные знания, но и умения опираться на них в своей профессиональной деятельности, отношение учителя к учащимся и личностные качества. В период реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования

особое внимание уделяется совершенствованию профессиональной компетентности учителя начальных классов.

Понятие профессиональной компетентности учителя формулируется в справочной литературе следующим образом: «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определённых ценностей, идеалов и педагогического сознания» [3, 8].

Английский психолог Дж. Равен определяет компетентность, как специфическую способность эффективного выполнения конкретных действий в предметной области, способы мышления, понимание ответственности за свои действия [5].

А.К. Маркова рассматривает проблему профессиональной компетентности через определение её характеристик: компетентность не сводится к образованности человека; компетентность представляет собой сочетание психических качеств, позволяющих действовать самостоятельно и ответственно; основой суждения о компетентности человека является оценка и измерение конечного результата дея -тельности [4].

Профессиональная компетентность является качеством, формирующимся в образовательном процессе, поэтому мы рассматриваем профессиональную компетентность педагога как субъектное качество, проявляющееся в проектировании и реализации деятельности с учетом квалификационных требований.

Таким образом, под педагогической компетентностью учителя можно понимать единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности [1].

Компетентность учителя определяется соотношением в его реальном труде профессиональных знаний и умений, профессиональных позиций и личностных качеств, самореализации педагогической деятельности. Следует от-

Система повышения квалификации работников образования в условиях внедрения 0ТОС

ЧИППКРО

метить, что в большинстве источников, раскрывающих сущность профессиональной компетентности, прослеживается ориентир на современные подходы гуманистической педагогики при определении и формировании профессиональной культуры педагога, отмечается, что гуманистическая мотивация должна преобладать в структуре личности учителя над предметной.

Таким образом, профессиональная компетентность учителя - это сложное индивидуально-психическое образование на основе социального опыта, теоретических знаний, практических умений и личностных качеств, это способность выполнять социально-педагогические функции, направленные на раскрытие внутренних возможностей к самореализации, самосовершенствованию в соответствии с принятыми в социуме нормами, стандартами, требованиями. Педагогический процесс и профессионально-педагогическая компетентность взаимосвязаны и действуют друг на друга. Структурные компоненты педагогической компетентности должны совпадать с компонентами педагогической деятельности, вследствие чего модель профессионально-педагогической компетентности выступает как единство его теоретической и практической готовности. Профессионально-педагогическая компетентность включает не только набор знаний и умений, которые являются ядром компетентности, но и некий сплав их с профессиональным опытом, функциями педагога и обязательно значимыми личностными качествами, ценностными ориентирами педагога, т.е. компетентность шире знаний, умений и навыков и не является их суммой [7].

Необходимо отметить, что в глоссарии стандартов второго поколения даются определения понятий, отражающих компетентност-ный подход [2]. Приведём основные из них: так, компетентность, определяется как умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. Различают общекультурную, социально-трудовую, информационную, коммуникативную компетентность в сфере личностного самоопределения и др., а также компетентность образовательную, которая определяется как способность активно использовать знания, умения, навыки, личност-

ные качества, обеспечивающие успешную подготовку учащихся в одной или нескольких об -разовательных областях. В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают ключевые - метапредметные, общепредметные и предметные компетенции. А компетенция определяется как: 1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов; 2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт. Следовательно, компетенция - это то, на что претендуют, или то, что назначается как должное быть достигнутым (некий образец).

Компетенция не сводится только к знаниям или только к умениям. Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в практике.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования определяют основные компетентности учителя начальных классов, обусловленные Требованиями к реализации основной образовательной программы начального общего образования [6, 8].

Компетентности учителя начальной школы, обусловленные Требованиями к структуре основных образовательных программ:

— осуществлять личностно-деятельност -ный подход к организации обучения;

— выстраивать индивидуальные траектории развития ученика на основе планируемых результатов освоения образовательных программ (далее — ПРООП);

— разрабатывать и эффективно применять образовательные технологии, позволяющие достигать ПРООП.

Компетентности учителя начальной школы, обусловленные Требованиями к результатам освоения основных образовательных программ должны:

— иметь соответствующие концепции ФГОС, представление о планируемых результатах освоения основных образовательных программ, уметь осуществлять их декомпозицию в соответствии с технологией достижения промежуточных результатов;

Выпуску 3(8) • 2011 Новой Школе — Новые Стандарты

— иметь современные представления об ученике как о субъекте образовательной дея -тельности и уметь проектировать соответствующую модель его деятельности в зависимости от возрастных особенностей и специфики учебного предмета;

— иметь научно обоснованные знания и умения, позволяющие проектировать социальный портрет ученика (ценности, мотивацион-ные, операционные, коммуникативные, когнитивные ресурсы), и осуществлять соответствующую диагностику сформированности социально востребованных качеств личности.

Компетентности учителя начальной школы, обусловленные Требованиями к условиям реализации основных образовательных программ:

— эффективно использовать имеющиеся в школе условия и ресурсы, собственный методический потенциал для реализации задач нового содержания образования, а именно:

— достижение планируемых результатов освоения образовательных программ;

— реализации программ воспитания и социализации учащихся;

— эффективного использования здоровь-есберегающих технологий в условия реализации ФГОС;

— индивидуальной оценки образовательных достижений и затруднений каждого обучаемого, диагностики сформированности универсальных учебных действий;

— собственного профессионально-личного развития и саморазвития;

— эффективно применять свои умения в процессе модернизации инфраструктуры учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.

Педагог, реализующий основную образовательную программу начального общего образования, должен:

— в общеобразовательной подготовке

а) знать основы современных концепций природы, общества и техносферы;

б) иметь навыки продвинутого пользователя информационными и коммуникативными технологиями;

— в профессиональной подготовке:

а) обладать ключевыми профессиональными компетентностями, такими, как профессиональная коммуникация, умение решать профессиональные проблемы, информационная компетентность;

б) знать:

— философию образования, философские и культурологические концепции, лежащие в основе образовательных парадигм;

— возрастную и педагогическую психологию, основы психологии девиантного поведения, историю педагогики, педагогику, современное состояние и тенденции развития систем образования в России и за рубежом, основные направления региональной образовательной политики;

— способы оценки показателей интеллектуального, нравственного и волевого развития ребенка;

— методы оценки степени социальной напряженности в отношениях ребенка с окружающей средой;

— показатели формирования гражданской зрелости человека;

— принципы организации образовательной среды, в том числе воспитательной и информационно-образовательной;

— сущность современных педагогических технологий и методик, таких, как развивающее, проблемное, дифференцированное обучение, метод проектов, модульная педагогическая технология, здоровьесберегающие технологии, технология портфолио, а также педагогических технологий и методик, признанных приоритетными для системы образования субъекта Российской Федерации на среднесрочную перспективу (5-7 лет);

— правовые нормы отношений участников образовательного процесса;

в) уметь:

— оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития обучающегося и предлагать научно обоснованные методы повышения их эффективности; учитывать индивидуальные особенности обучающихся в образовательном процессе;

— выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям, в том

Система повышения квалификации работников образования в условиях внедрения 0ТОС

ЧИППКРО

числе обеспечивающим интенсивность и индивидуализацию образовательного процесса;

— применять дидактические методы и приемы организации самостоятельной работы обучающихся в информационно-образовательной среде;

— организовывать взаимодействие с детьми и подростками, совместную и индивидуальную деятельность детей;

— реализовывать в своей деятельности функции управления, такие, как разработка модулей образовательных программ, в том числе реализуемых во внеурочной деятельности, а также формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;

— использовать данные профессионального мониторинга (психологического, социального, медицинского) для планирования и реализации педагогической деятельности;

— использовать современные способы оценочной деятельности, корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры, формировать оценочную самостоятельность обучающихся;

— использовать для обеспечения образовательного процесса современные ресурсы на различных видах носителей информации;

— осуществлять профессиональную рефлексию;

— вести документацию;

г) владеть:

— конкретными методиками психолого-педагогической диагностики;

— средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении;

— современными технологиями проектирования образовательной среды, в том числе способами сопровождения, поддержки, ком -пенсации, создания образовательных и тренин-говых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения;

— методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации;

— в предметной подготовке:

а) узнать:

— содержание отраслей научного знания, которые положены в основу преподаваемых предметов, и области их применения в различных сферах человеческой деятельности;

— частные методики, позволяющие реализовать содержание начального общего образования;

— состав и особенности учебно-методических комплексов и дидактических мтериалов, в том числе на электронных носителях;

б) уметь:

— использовать частные методики;

— анализировать программы, учебно-методические комплексы и отдельные дидактические материалы;

— разрабатывать программы внеурочной деятельности;

— разрабатывать дидактические материалы.

Надо отметить, что формирование профессиональной компетентности учителя связано с наличием определенных факторов и условий. Все факторы и условия можно разделить на несколько групп: социальную, педагогическую и психолого-педагогическую группы. Факторы являются движущими силами, выступающими в форме потребностей, причин.

К социальным факторам относятся:

— потребности общества в компетентном специалисте, обеспечивающем функционирование системы;

— заказ социокультурной сферы на общительного, компетентного организатора-профессионала;

— целевые установки на тип профессионала;

— системный подход к подготовке специалиста.

Реализация социального заказа проводится с опорой на педагогические факторы и условия, где одним из основных является формирование установки на овладение профессиональными компетенциями.

Известно, что процесс подготовки и переподготовки специалиста носит двусторонний характер, основывается на взаимодействии обучающихся и обучающих, т.е. носит психолого-педагогический характер. Поэтому следует вести речь о психолого-педагогических фак-

Выпуску 3(8) • 2011 Новой Школе — Новые Стандарты

торах и условиях подготовки компетентного специалиста. К ним относятся:

— взаимодействие участников педагогического процесса;

— наличие у учителя установки на профессиональную подготовку;

— ценностные ориентации на овладение профессиональными базовыми компетенциями;

— наличие позитивного настроя на профессиональную подготовку;

— организация профессиональной деятельности на основе нравственных норм;

— умение рефлексировать в процессе обучения и профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интенсивное развитие начального образования, разнообразие альтернативных программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвигает на первый план проблему качественного изменения личности учителя, его роли и деятельности в образовательном процессе.

Литература

1. Кондаков, А.М. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / А.М. Кондаков // Начальная школа. - 2009. - № 9. - С 3.

2. Мисаренко, Г. На пути к стандартам нового поколения [Текст] / Г. Мисаренко // Сельская школа. - 2008. - № 6. - С. 7.

3. Герасимова, А.В. Глоссарий ФГОС начального общего образования [Текст] / А.В. Герасимова // Управление начальной школой. -2011. - № 1. - С. 10.

4. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспи-ров. - М.: изд. центр «Академия», 2000. - С. 62.

5. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М.: изд-во «Институт практической психологии», 1996. - 308 с.

6. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [Текст] / Дж. Равен, пер. с англ. - М.: Коги-то-Центр, 2002. - 396 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт в начальном общем образовании [Электронный ресурс] //Ьйр^а^ай. edu.ru.

8. Гуров, В. Инновационная деятельность педагога / В. Гуров // Дополнительное образование и воспитание. - 2008. - № 2. - С. 9.

9. Скрипова, Н.Е. Обеспечение готовности педагогов начальной школы к работе в услови -ях ФГОС [Текст] / Н.Е. Скрипова, Л.В. Корнилова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. Научно-теоретический журнал. - Челябинск: ООО «Пронто», 2011. - № 1(6). - С. 107-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.