ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
В рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» в ВятГГУ 14-15 сентября 2012 года прошла Всероссийская молодежная конференция «Психолого-педагогические механизмы и средства формирования общекультурных, профессиональных и личностных компетентностей в условиях современных социокультурных изменений: теоретико-методологический и практико-ориентированный аспекты»*. По результатам работы конференции были отобраны лучшие статьи молодых ученых, которые представлены в данной рубрике.
УДК 316
Е. В. Митягина
КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА: ТРЕБОВАНИЯ ОБЩЕСТВА, ВУЗА, РАБОТОДАТЕЛЕЙ
В статье обсуждаются изменения проблемы профессионального самоопределения и трудоустройства выпускников в условиях изменившегося рынка труда, с точки зрения компетентностного подхода.
The article discusses the changes and challenges of professional self-employment of graduates.
Ключевые слова: компетентностный подход, работодатели, выпускники вузов, профессиональное самоопределение, трудоустройство.
Keywords: competence approach, employers, graduates, professional self-employment.
Развитие современной системы подготовки кадров высшей профессиональной квалификации напрямую связано с вхождением Российской Федерации в Болонский процесс, образовательные программы в котором характеризуются тремя важнейшими признаками: «компетентностным подходом (ориентация на результаты обучения, выраженные в форме компетенций); модульным пост-
* № 12.741.11.0169 от 31 мая 2012 г.
© Митягина Е. В., 2012
роением, трудоемкостью учебной нагрузки, исчисляемой в кредитах» [1]. Рассмотрим первую из этих характеристик, связанную с требованиями общества, вуза и работодателей к компетентности будущих специалистов. Под компетенциями, которые принято разделять на два основных вида (универсальные (ключевые) и профессиональные), понимается «мера соответствия знаний и умений конкретного человека уровню сложности выполняемых им задач и проблем» [2].
В основу работы положены результаты исследований, проведенных научной социологической лабораторией Вятского государственного гуманитарного университета [3]: «Портрет выпускника ВятГГУ: профессия и трудоустройство» (мониторинг с 2006 г.), «Требования работодателей к выпускнику вуза» (с 2010 г.) и «Уровень воспитанности студентов» (с 2009 г.). В стратегическом контексте мониторинги призваны комплексно изучить возможности взаимодействия образовательных учреждений и бизнес-структур в области построения ком-петентностной модели выпускника высшего учебного заведения, анализа политики на рынке труда, выявления методов решения проблем занятости, в первую очередь выпускников и молодых специалистов.
Результаты исследований позволили сформулировать следующие выводы.
Не секрет, что современный рынок труда претерпел существенные изменения. Если еще в 2006— 2008 гг. в нашей стране преобладал так называемый рынок «соискателя», когда сотрудники имели гораздо больше возможностей диктовать свои условия организациям, а количество вакансий во мно-
гих сферах превышало количество специалистов, то в 2009-2010 гг. ситуация значительно изменилась. Под влиянием экономического кризиса фокус сменился на рынок «работодателя», количество рабочих мест сократилось, и уже организации оказались в более выгодном положении относительно работников. Все это не могло не отразиться на рынке труда молодых специалистов, которые стали сталкиваться с все большими сложностями при трудоустройстве.
Как следствие, большое количество выпускников хочет покинуть Кировскую область в поисках трудоустройства, наблюдается устойчивый поток миграции наиболее трудоспособных и перспективных. На сегодняшний день, по результатам опросов выпускников вузов, в городе Кирове хотели бы трудоустроиться около 53,5% (процент достаточно устойчив на протяжении всех лет мониторинга), около 7,9% хотели бы трудоустроиться в Кировской области. Традиционными для области миграционными потоками становятся потоки в столичные города, за пределы области, не в столичные городах (Казань, Нижний Новгород, Пермь, Екатеринбург), страны зарубежья. Можно сделать вывод, что проблема оттока молодых, перспективных специалистов с высшим образованием за пределы области остается на сегодняшний день достаточно актуальной (табл. 1).
Закономерно возникает вопрос о намерениях выпускников трудоустраиваться по получаемым специальностям. Данные мониторинга на протяжении пяти лет фиксируют достаточно стабильную картину желания дипломированных специалистов трудоустраиваться именно по той профессии, которую они получили. Выпускники этого года в 69,1% случаев отвечают, что в той или иной степени намерены трудоустраиваться по специальности, примерно в 31% случаев отмечается их нежелание. Наблюдается статистически значимая зависимость между формой обучения и намерением трудоустраиваться по получаемой специальности. Студенты внебюджетной формы обучения в большей степени склонны к трудоустройству по специальности, чем студенты бюджетной формы обучения (72%
внебюджетной формы обучения отвечают «Да» и «Скорее да» против 63% бюджетной формы).
Основная часть студентов, как и несколько лет назад, полагает, что будет испытывать трудности при трудоустройстве (45,1%). Считают, что не будут испытывать трудности при трудоустройстве, 27,0% выпускников. Около 27,2% затрудняются с ответом. Процент «затруднившихся ответить » с каждым годом увеличивается. Мы считаем, это вполне закономерный процесс, так как в условиях постоянно трансформирующегося информационного общества абитуриенту все труднее определиться с выбором специальности. Ни у него, ни у вузов, ни, тем более, у работодателей нет понимания того, что будет с рынком труда, экономикой региона через 4-5 лет. Поэтому задача современного вуза -детальнее работать с абитуриентами уже на стадии довузовской подготовки.
Поскольку вуз является основным посредником между бизнес-сообществом и молодежной аудиторией, то одним из ключевых факторов, обусловливающих эффективность управления взаимодействием, является содержательный анализ требований работодателей к выпускникам и соответствия искомых профессиональных компетенций актуальным потребностям регионального рынка труда.
Современные работодатели рассматривают ситуацию на рынке труда с достаточной долей скептицизма. Особенно четко неблагополучная ситуация прослеживалась в 2009 г., который характеризовался наиболее кризисными тенденциями, когда не только работодатели, но и вузы стали бить явную тревогу по поводу вакансий молодым специалистам.
Около 60% работодателей в 2009 г. заявляли, что «выпускники трудоустраиваются значительно меньше». В 2010 г. можно было увидеть несколько иную картину, когда 43% работодателей заявили, что «потребность в молодых специалистах средняя». Однако в прошлом году мы констатировали, что рано было строить оптимистичные прогнозы, так как работодатели оценивали свои возможности по отношению к 2009 г., когда наблюдалось
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос: «Где Вы планируете свое трудоустройство?», (%)
Варианты ответа 2006-2007 2007-2008 2008-2009 2009-2010 2010-2011 2011-2012
В г. Кирове 59,8 58,6 59,6 56,9 60,9 53,5
В Кировской области 10,6 10 8 11,1 11,8 7,9
За пределами Кировской области За пределами Кировской области, не в столичных городах 29,6 31,4 32,4 32 27 13,9
Столичные города (Москва, Санкт-Петербург) 11,2
Страны зарубежья 3,2
явное уменьшение вакансий, поэтому данный ответ является вполне закономерным. И, действительно, наши опасения отчасти подтвердились в 2011 г., когда данный показатель сократился до 39%, а доля работодателей, заявляющих, что потребность в молодых специалистах минимальна, повысилась до 53%.
Ответы на вопрос, насколько велика потребность работодателей в молодых специалистах, еще раз доказывают, что 2009 г. стал для молодых специалистов достаточно критическим. Организации почти не испытывали настоятельной потребности в выпускниках, и 60% работодателей говорили о том, что выпускники сейчас им практически не нужны. Но, несмотря на текущую нестабильность ситуации, с 2010 года компании-работодатели стали показывать немного большую заинтересованность в молодых специалистах (сегодня о минимальной потребности заявляют 48% работодателей 2010 г. и 45% работодателей 2011 г.).
Очень любопытная картина складывается при анализе структуры спроса на выпускников и молодых специалистов среди различных по типу организаций на российском рынке труда. Как показывают данные статистических центров РФ и опросы работодателей, кризис на рынке труда существенно поменял и структуру востребованности выпускников среди различных работодателей. Если в 2007 г. большую долю объема рынка по «потреблению» выпускников занимали крупные организации (как российские, так и иностранные), то после 2009 г. многие из них свернули программы по взаимодействию с молодыми специалистами. Зато «навстречу» выпускникам вышли организации, представляющие малый бизнес и государственную сферу. Именно они стали и являются на сегодняшний день основными «потребителями» данной категории специалистов. В целом можно говорить о том, что в ближайший год данная ситуация вряд ли претерпит значительные изменения, и ставку на
трудоустройство как вузам, так и молодым специалистам стоит делать именно на небольшие предприятия и организации, а также структуры государственного сектора.
Следующим блоком наших исследований становится вопрос о востребованности тех или иных позиций на рынке труда молодых специалистов. По мнению работодателей, большинство из востребованных позиций находится в области продаж и работы с клиентами (более 50%), специалисты и рабочие, связанные со сферой инженерии и производства, идут на втором месте. Достаточной популярностью продолжают пользоваться 1Т-спе-циалисты. Среди наименее востребованных позиций по-прежнему фигурируют специалисты из области творческих и гуманитарных профессий, а также юристы и экономисты.
Мнение заканчивающих высшее учебное заведение по многим позициям совпадает с мнением работодателей. Более высокие позиции, чем работодатели, выпускники вузов дают представителям рабочих специальностей и специалистам в сфере экономики. Хотя, если соотнести проценты, несколько завышают значимость тех или иных позиций. Так, специалисты по продажам и торговле набирают у выпускников вузов 71% против 52% у работодателей. 1Т-специалисты набирают у выпускников 56%, против 27% - у работодателей (табл. 2).
Несмотря на значительные перемены по многим аспектам молодежного рынка труда, ключевые критерии работодателей по отношению к молодым специалистам остаются прежними. По-прежнему наиважнейшим критерием отбора служит оценка личностных характеристик и потенциала молодого сотрудника. Это в очередной раз указывает на необходимость формировать при обучении не только базу профессиональных знаний, но и базу актуальных личностных компетенций, востребованных на рынке труда. Следующим требовани-
Таблица 2
Наиболее востребованные на рынке труда позиции. Точка зрения работодателей и выпускников
Выпускники вузов % Работодатели %
Специалисты по продажам, торговля 71 Специалисты по продажам, торговля 52
Представители рабочих профессий 61 ГГ-специалисты 27
ГГ-специалисты 56 Производственно-инженерные специалисты 22
Производственно-инженерные специалисты 47 Специалисты в области бухгалтерии, аудита 21
Специалисты в сфере экономики 28 PR, маркетинг, реклама 20
PR, маркетинг, реклама 26 Управленческие кадры, проектные менеджеры 19
Специалисты в области бухгалтерии, аудита 24 Представители рабочих профессий 18
Back-office, администраторские позиции 17 Back-office, администраторские позиции 18
Управленческие кадры, проектные менеджеры 17 Специалисты в сфере экономики 15
HR-специалисты 17 HR-специалисты 9
Специалисты гуманитарных профессий 13 Специалисты творческих профессий 9
Специалисты творческих профессий 12 Специалисты в области юриспруденции 7
Специалисты в области юриспруденции 8 Специалисты гуманитарных профессий 6
ем является профессиональная подготовка выпускников - организации готовы «покупать» хорошие знания по специфике образования. Немаловажным фактором становится готовность работать вне зависимости от уровня оплаты труда - уже почти 70% работодателей посчитали его приоритетным при отборе молодых специалистов. Растет требование готовности специалиста переквалифицироваться под другую должность (43%). Этот процент явно говорит о том, что более трети выпускников могут столкнуться с необходимостью переквалифицироваться при трудоустройстве. Большинство организаций спокойно относятся к отсутствию опыта работы у молодых специалистов - уже менее 30% отмечают этот критерий. Тем не менее, в этих же 30% случаев трудоустройства опыт все-таки лучше иметь. Наконец, престиж образования практически не играет роли при трудоустройстве (9%). Поэтому стоит распрощаться с общепризнанным стереотипом, что если ты закончил, скажем, Кембридж, ты обязательно выгодно трудоустроишься.
Если говорить непосредственно о необходимых деловых чертах молодых специалистов, то работодатели отметили ряд важных для них характеристик. Приоритетными личными качествами и компетенциями, которые, с точки зрения работодателей, помогут выпускнику в трудоустройстве и последующем профессиональном росте, становятся ответственность, инициативность, активность, целеустремленность, работоспособность, трудолюбие, желание развиваться, обучаемость и т. д.
Как мы видим, список важных качеств отражает достаточно стандартный набор компетенций для современного рынка труда. По нашему мнению, данный список отражает те компетенции, на формирование которых может быть отведена и определенная зона работы еще на этапе обучения, что значительно повысит привлекательность выпускника для рынка труда.
Список нежелательных качеств возглавляют лень, повышенная агрессивность и конфликтность, пассивность, вредные привычки, чрезмерная амбициозность, безынициативность и т. д. Нежелательные качества отражают обратную сторону выпускника, с которой могут сталкиваться работодатели: неготовность работать, неуживчивость в коллективе, завышенные требования, аморальность и т. п. Соответственно, проработке данных качеств (во многом противоположных важным компетенциям) также необходимо уделять внимание еще на этапе обучения.
Полученные нами данные за последние несколько лет позволяют продемонстрировать, что рынки труда и образования являются живыми система-
ми, быстро реагирующими на текущие экономические изменения в стране. Это означает, что и вузы сами по себе должны быть столь же быстро адаптирующимися организациями, умеющими адекватно отвечать изменениям на рынке труда. Актуальность исследований рынка труда, тем более прогнозирование динамики изменений могут стать ключевыми факторами эффективности вуза при трудоустройстве выпускников. Ведь понимание того, что происходит и что произойдет на рынке, позволяет реализовывать адекватные меры по трудоустройству, повышающие эффективный процент трудоустройства выпускников.
Безусловно, государственная поддержка в чем-то помогает смягчить напряженность с трудоустройством. Многие государственные компании стали непосредственными работодателями для выпускников, ряд реальных программ в поддержку молодых специалистов был все-таки осуществлен при содействии государства.
Экономические сложности существенно изменили объем и структуру спроса на выпускников на рынке труда. Количество вакансий под них резко сократилось, многие крупные предприятия ушли с этого рынка. Зато молодые специалисты стали чаще находить себя в небольших организациях, в государственном секторе. Повысилась потребность в рабочих специальностях, определенная часть выпускников могла столкнуться с тем, что их профессия не востребована на рынке труда.
В качестве положительных тенденций можно отметить постепенное увеличение согласованности во взглядах на ситуацию с трудоустройством выпускников между вузами и работодателями, что в целом может приводить к улучшению взаимодействия между этими двумя ключевыми игроками рынка труда молодых специалистов. Подчеркнем, что работа по детальному анализу соответствия этих взглядов еще не завершена, и с нашей стороны требуется целый комплекс исследований, чтобы разобраться в ситуации и предложить возможные рекомендации.
Примечания
1. Ходырева Е. А. Инновационные технологии профессионального образования: компетентность, самостоятельность, творчество. Киров: Изд-во Вят-ГГУ, 2011. С. 4.
2. Там же. С. 10.
3. Эмпирические социологические исследования, построенные на репрезентативных выборках, выполнялись совместно с управлением по делам молодежи Кировской области, центром практики и содействия трудоустройству выпускников ВятГГУ, отделом воспитательной и социальной работы студентов ВятГГУ.