УДК 15.018
КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЩЕНИИ ПСИХОЛОГОВ © 2010 Л. Э. Филатова
ассистент каф. практической психологии e-mail: filatova_liliya@list. ru
Воронежский государственный педагогический университет
В статье приводится анализ особенностей профессиональной деятельности психологов, обосновывается потребность в разработке структуры, методов диагностики и развития компетентности в общении психологов, а также представлена модель развития компетентности в общении у студентов-психологов.
Ключевые слова: компетентность в общении, ценностные ориентации,
личностные качества психолога, компетентность и компетенция.
Компетентность в общении является одним из наиболее исследуемых психологами в последнее время понятий. Содержание этой категории представлено в работах Ю. Н. Емельянова, Л. А. Петровской, Ю. М. Жукова, В. А. Лабунской, Е. В. Сидоренко, А. А. Бодалева и др. Из современных представлений о компетентности в общении, наиболее обоснованным нам представляется подход Ю. М. Жукова и Л. А. Петровской которые предлагают следующее определение: компетентность в общении - это совокупность знаний и умений, обеспечивающих успешное протекание процесса общения [2].
Таким образом, можно сделать вывод, что компетентность в общении активно исследуется множеством авторов, однако проблема развития компетентности в общении окончательно не решена. Недостаточно изучена природа компетентности в общении, ее структура, специфика ее развития в зависимости от профессиональной деятельности человека, методы ее диагностики. Свои системные характеристики диагностика приобретает в связи с содержательным рассмотрением компетентности в общении. Содержательный же анализ требует опоры на определённую теоретическую базу. В качестве теоретической основы содержательного анализа коммуникативной компетентности нами принимаются представления о структуре деятельности.
Диагностика компетентности в общении, с нашей точки зрения, невозможна только при помощи стандартизированных методик. Это обширная категория, требующая комплексного подхода. Диагностика компетентности в общении будущих психологов может включать: стандартизированные методики; не стандартизированные методики: анкетирование с использованием шкалирования, где студенты будут иметь возможность дать субъективную оценку своим коммуникативным возможностям, экспертная оценка с привлечением компетентных специалистов - психологов; использование видеозаписей, позволяющих проанализировать и осознать студентам свои коммуникативные ресурсы; наблюдение, разработка специальной схемы наблюдения, позволяющей анализировать поведенческие реакции студентов во время выполнения упражнений, направленных на развитие компетентности в общении.
Исходя из того, что в состав компетентности включают некоторую совокупность знаний и умений, обеспечивающих успешное протекание процесса общения, можно выделить следующую стратегию построения системы диагностики: инвентаризация компонентов компетентности и подбор или создание для оценки каждого из компонентов соответствующей психологической процедуры. Поскольку всесторонняя
диагностика затруднительна, желательно определить критерии отбора основных компонентов компетентности для оценки.
Основаниями для выделения структурных уровней компетентности в общении студентов-психологов послужили исследования отечественных авторов, в которых показано, что:
• процесс образования ценностных ориентаций напрямую связан со становлением психологов (С.Л. Братченко, Д.А. Леонтьев, Л.А. Петровская и
др.);
• психолог должен обладать такими личностными характеристиками, которые позволяли бы ему заботиться о создании максимально благоприятных условий для развития самосознания и осуществления личностных изменений его клиентов (И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, Н.С. Пряжников и др.);
• выпускник-психолог должен обладать комплексом конкретных умений или компетенций (В.Н. Карандышев, Е.А. Климов, И.В. Вачков, Е.П. Кринчик, И.Б. Гиншпун, С.С. Степанов и др.).
Анализ научной литературы позволил выявить структуру профессиональной компетентности в общении психолога, которая состоит их трех взаимосвязанных компонентов (рис.1):
Компетентность в общении студентов-психологов
Ценностно-смысловой
компонент
Доброта
Универсализм
Конформность
Безопасность
Личностный компонент
Ґ Эмпатийность N
ч У
Рефлексивность
Интернальность
Коммуникативная
толерантность
Коммуникативнооперациональный компонент __________________
Умение слушать, считывать невербальные проявления
Ґ \
Умение устанавливать
контакт, снижать эмоц.
напряжение
ч
Ґ N
Умение принимать
обратную связь
V V
Умение подавать обратную связь, сообщать о чувствах
Рис.1. Структура компетентности в общении студентов-психологов
Ценностно-смысловой компонент, включающий аксиологические приоритеты психологической деятельности (по Ш. Шварцу, это доброта, самостоятельность, безопасность, универсализм).
1. Личностный компонент, включающий профессионально-
значимые качества личности (эмпатийность, рефлексивность, толерантность, интернальность).
2. Коммуникативно-операциональный компонент, включающий конкретные умения, овладев которыми будущий психолог сможет наиболее эффективно решать реальные практические задачи (умение устанавливать и поддерживать контакт, умение управлять своими невербальными проявлениями и считывать невербальные проявления партнера, умение слушать, умение подавать и принимать обратную связь и т.д.).
Современные модели развития, используемые в целом ряде исследований, ограничены и не позволяют, с нашей точки зрения, контролировать некоторые процессы. Потому мы в своей работе в качестве концепции развития выбираем подход П.Я. Гальперина. П.Я. Гальперин выделяет следующие основные задачи ориентировочно-исследовательской деятельности: уяснение наличной проблемной ситуации, выделение предмета актуальной потребности, выбор пути или способа действия, регуляция его исполнения. Особо важным является выделение ориентировочной и исполнительной части действия, а также понятие о внутренних средствах деятельности [1]. Первая дает возможность студентам получить наиболее полную информацию о способах действия в конкретных ситуациях, средствах достижения цели и т. д. (например, с помощью информационных листов).
Исполнительская часть делает возможным практическое применение полученных знаний, промежуточный анализ, исправление ошибок и проигрывание проблемных ситуаций профессиональной деятельности психолога. Таким образом, использование концепций отечественной психологии может, с нашей точки зрения, оказать весомую помощь в решении актуальных проблем подготовки специалистов-психологов.
Исходя из вывода о необходимости целенаправленного развития компетентности в общении, представляется возможным выделение этапов и согласующихся с ними технологий развития компетентности в общении, т.е. построение теоретической модели развития компетентности в общении в процессе вузовской подготовки психологов.
Методологическую основу модели развития компетентности в общении студентов-психологов в нашем исследовании составили:
• методология деятельностного подхода (П.Я. Гальперин, Н.Н. Нечаев);
• исследования, определяющие структуру и особенности развития компетентности в общении (Л.А. Петровская, Ю.М. Жуков, С.В. Петрушин, И.А. Зимняя, В.А. Лабунская, И.В. Вачков, В.Н. Куницына, Т.В. Зайцева, Е.В. Сидоренко);
• положения компетентностного подхода (В .И. Байденко, А.Г. Бермус, В. А. Болотов, И.А. Зимняя, И.Ф. Кузьмина, А.К. Маркова и др.);
• представления об особенностях психологической профессии (И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, С.С. Степанов);
• представления о соотношении субъективных и объективных факторов в процессе становления личности (Г.М. Андреева, А.В. Брушлинский, Л.Н. Куликова, В.С. Мерлин, С.Л. Рубинштейн и др.);
• представления о влиянии деятельности, педагогических условий, общения и отношений на становление личности (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, Б.Д. Парыгин, С. Л. Рубинштейн, В.Д. Семенов, В.В. Сериков, Д.Б. Эльконин и др.);
• практические разработки форм и методов групповой работы (А. С. Чернышев, С.В. Сарычев, И.В. Дубровина, Л.А. Петровская, Ю.М. Жуков, Ю.Н. Емельянов, Е.В. Сидоренко), методы активного социально-психологического обучения (Ю.Н. Емельянов, Ю.В. Пахомов).
На основании теоретического анализа психолого-педагогических исследований, а также практических результатов, полученных в ходе пилотажного исследования, нами разработана модель развития профессиональной компетентности в общении студентов-психологов и представлена как организованная система четырёх компонентов: целевого, содержательного, процессуального и результативно-
оценочного (рис. 2).
1.Целевой компонент модели отражает цель - развития компетентности в общении студентов-психологов и критерии ее достижения.
2. Содержательный компонент модели включает в себя совокупность психолого-педагогических условий:
• развитие рефлексии, эмпатии, толерантности, интернальности;
Целевой компонент
Развитие компетентности в общении у студентов психологов
Развитие ценностносмыслового компонента ^ Развитие личностного компонента Г—* Развитие коммуникативнооперационального компонента
Содержательный компонент
Психолого-педагогические условия успешного развития компетентности в общении
Внутренние условия Внешние условия
- актуализация и развитие способностей к проявлению профессионально значимых качеств и ценностей; - углубление представлений о своих коммуникативных ресурсах и возможностях их развития реализация модели, позволяющей формировать диагностический инструментарий и разрабатывать программу развития компетентности в общении
Процессуальный компонент
Предметный этап -► Теоретический этап -► Практический этап
_______________<2______________
Ориентировочная основа: информационные листы ▼
Исполнительская часть: ролевые игры, направленные на решение практических задач, видеотренинг
1 г
Результативно-оценочный компонент
Ценностные ориентации выражают интересы индивида, слабо развиты профессионально-значимые личностные качества и коммуникативные компетенции
Ценности ориентированны как на себя, так и на других, средне развиты профессионально-знач. личност. качества, знакомы с техниками эффективных коммуникаций, но применение их на практике вызывает затруднения
Уровень 1
развития
компетентности / ь
в общении \ Средний 1
Анализ видеоматериалов, метаплан, анализ записей практической работы психологов, упражн ения, направленные на сплочение группы
Лекции, семинары, тематические дискуссии, а также активные методы социальнопсихологического
7"ГТ ^ТТТХ СТ
Рис. 2. Модель развития компетентности в общении студентов-психологов
• углубление представлений студентов-психологов о своих коммуникативных ресурсах и возможностях их развития;
• реализация модели, позволяющей формировать диагностический инструментарий и разрабатывать программу развития компетентности в общении студентов-психологов в процессе обучения в вузе.
3. Процессуальный компонент модели предполагает в процессе групповой
работы актуализацию коммуникативных ресурсов студентов. Структура
компетентности в общении студентов-психологов обусловила 3 этапа ее развития: предметный, теоретический и практический. Главным теоретическим основанием выделения этапов явилось представление о процессе профессиональной подготовки специалистов Н.Н. Нечаева. С нашей точки зрения, развитие компетентности в общении должно включать в себя обзор предметной деятельности, которой будут заниматься студенты после окончания обучения, постановку цели ролевой игры; определение личностных качеств и умений, которые должны будут быть здесь актуализированы [4].
4. Результативно-оценочный компонент модели развития компетентности в
общении предполагал диагностику уровня коммуникативных умений студентов-
психологов, а также изучение их профессионально-значимых качеств личности и ценностных ориентаций.
Таким образом, чтобы подготовить компетентного психолога, способного к адекватному профессиональному самоопределению и саморазвитию, умеющего применять полученные во время обучения знания при решении конкретных профессиональных задач, необходимо продуктивно использовать наработки отечественных ученых, поэтапно формировать необходимые психологу
компетентности, в частности, компетентность в общении как ключевую для профессии психолога.
Библиографический список
Гальперин П. Я. Психология как объективная наука / под. ред.
А. И. Подольского. М.: Изд-во Московского психолого-социального института;
Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 480 с.
ЖуковЮ. М. Коммуникативный тренинг. М.: Гайдарики, 2004. 233 с. Карандышев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.
Нечаев Н. Н. Профессионализм как основа профессиональной мобильности. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 122 с.