МАРКЕТИНГ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС
УДК 005.3:339.13
Компетентность управленческих кадров в коммерциализации высокотехнологичной продукции (реальность и возможности)
М. В. Акульчева, О. В. Седова
Национальный исследовательский университет «МИЭТ»
На основе рыночных исследований, проведенных авторами на высокотехнологичных предприятиях — участниках деловых сетей Зеленограда в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», рассматриваются актуальные вопросы анализа компетентности управленческих кадров в области знания и навыков применения инструментов и механизмов маркетинга и логистики и определяется потребность в ее повышении при коммерциализации высокотехнологичной продукции.
Ключевые слова: компетентность; управленческие кадры; высокотехнологичное предприятие; деловые сети; рыночные исследования.
Современный этап развития общества характеризуется ускорением научно-технического прогресса, что способствует росту скорости обновлений и активизации инновационной деятельности [1]. Вместе с тем большая продолжительность работ в цепи НИОКР — производство приводит к замедлению темпов обновления продукции и утрате адаптивности к рыночным потребностям (рис. 1) [2].
Фазы развития технологий
Массовое производство Серийное производство Мелкосерийное производство ОКР, опытный образец НИР, ПНИ Научный задел
Шлет 5-10 лет 3-5 Коммер-лет ческий
Скрытые фазы коммерциализации
На рЫНОК
Рис. 1. Длительность фаз коммерциализации объекта в РФ
В сложившихся условиях завоевание и удержание как отдельным предприятием, так и всей страной лидирующих конкурентных позиций на мировой арене зависит от скорости превращения нового знания в продуктовые или технологические нововведения.
Сокращение времени коммерциализации в фазе выхода разработанной продукции на рынок (рис. 1) во многом зависит от знаний и навыков управленческих кадров и их соответствия современным требованиям ведения бизнеса. Потребность
© Акульчева М. В., Седова О. В.
в повышении компетентности кадров особенно остро ощущается по мере освоения новой продукции: увеличение числа структурных подразделений и вызванное им снижение скорости принятия решений обусловливают необходимость изменить уровень квалификации персонала. В связи с этим становится актуальным определение реального уровня компетентности управленческих кадров, занимающихся коммерциализацией высокотехнологичной продукции, и возможностей его повышения.
Прежде всего необходимо обеспечить соответствие уровня кадровой составляющей темпам организационного развития бизнеса.
В рамках участия в федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (государственный контракт № 14.740.11.0220) авторы провели рыночные исследования компетентности работающих и потенциальных сотрудников высокотехнологичных предприятий, являющихся участниками деловых сетей Зеленограда, в области знания и навыков применения инструментов и механизмов маркетинга и логистики. На рис. 2 представлен алгоритм анализа компетентности управленческих кадров (авторские исследования послужили инструментом выполнения блоков 3 и 5).
Рис. 2. Алгоритм анализа компетентности управленческих кадров
Сбор и анализ первичной информации проведены посредством опроса целевой аудитории методом анкетирования. Применялись открытые и закрытые вопросы, в том числе альтернативные (ответ «да» или «нет»); с выборочным ответом (нужный отмечается определенным знаком); с использованием порядковых шкал и шкалы постоянной суммы. Форма проведения опроса — письменное заполнение анкеты (рейтинг опроса составил 83 %).
В первой части исследования выявлялась маркетинговая компетентность управленческих кадров высокотехнологичных предприятий Зеленограда. В целях интерпретации результатов опроса по каждому из инструментов и механизмов маркетинга были определены выраженная в процентах частота выбора респондентами каждого из ответов, а также мода и медиана (см. табл.).
Под модой, как известно, подразумевается наиболее часто встречающееся значение (в данном случае наибольшая частота выбора ответа на каждый из вопросов), под медианой — значение, ниже которого лежат 50 % наблюдений.
Частота выбора вариантов ответов, отражающая уровень знания и степень использования респондентами инструментов и механизмов маркетинга
Ответы, %
Инструменты и механизмы Не знаком(а) Слышал(а), Знаком(а), но не использую из-за Знаком(а) Использую, но требуется
но не знаю сущности и частично использую
отсутствия механизмов развитие
Методы 81 15 3 0 2
холистического мода,
маркетинга медиана
Методы 79 16 3 0 2
латерального мода,
маркетинга медиана
Методы выбора 39 34 14 8 4
варианта построе- мода медиана
ния системы
сервисного обслуживания
Маркетинг 42 29 15 8 5
взаимодействия мода медиана
как метод
коммерциализации
Аутсорсинг 31 мода 29 медиана 22 11 7
Методы 17 23 28 26 6
формирования мода,
устойчивого медиана
имиджа компании
Франчайзинг 27 2% 44 мода, медиана 6 3
Метод 32 35 24 6 3
провокационного мода,
маркетинга медиана
Механизм определения эффективности 29 29 медиана 25 11 6
маркетинговых
мероприятий
Продолжение таблицы
Ответы, %
Инструменты и механизмы Не знаком(а) Слышал(а), но не знаю сущности Знаком(а), но не использую из-за отсутствия механизмов Знаком(а) и частично использую Использую, но требуется развитие
Интегрированные, вертикально и горизонтально интегрированные методы распределения 59 мода, медиана 20 11 7 3
Метод расчета бюджета маркетинга 37 мода 28 медиана 17 11 7
Механизм управления маркетинговой активностью компании 35 мода 25 медиана 21 15 4
Методы бенчмаркинга 63 мода, медиана 25 10 0 3
Из таблицы видно, что практически по всем элементам столбца «Инструменты и механизмы» мода и медиана соответствуют первым двум вариантам ответа: «Не знаком(а)» и «Слышал(а), но не знаю сущности». Частота их выбора респондентами составляет более 50 % (58—96 %), исключение — два элемента: «Франчайзинг» и «Методы формирования устойчивого имиджа компании» (мода и медиана по ним соответствуют варианту «Знаком(а), но не использую из-за отсутствия механизмов»), при этом о последнем из них опрошенные чаще всего говорили: «Знаком(а) и частично использую» и «Использую, но требуется развитие» (в совокупности эти варианты составили 32 %). По степени возрастания их знания респондентами можно проранжировать инструменты и механизмы маркетинга в следующем порядке:
1) методы холистического маркетинга;
2) методы латерального маркетинга;
3) методы бенчмаркинга;
4) интегрированные, вертикально и горизонтально интегрированные методы распределения;
5) методы выбора варианта построения системы сервисного обслуживания;
6) маркетинг взаимодействия как метод коммерциализации;
7) метод провокационного маркетинга;
8) метод расчета бюджета маркетинга;
9) аутсорсинг;
10) механизм управления маркетинговой активностью компании;
11) механизм определения эффективности маркетинговых мероприятий;
12) франчайзинг;
13) методы формирования устойчивого имиджа компании.
Результаты изучения компетентности управленческих кадров высокотехнологичных предприятий в области знания и навыков применения инструментов и механизмов логистики отображены на рис. 3.
Анализ показал, что в 6 из 11 случаев мода и медиана соответствуют варианту ответа «Слышал(а), но не знаю сущности», в 4 из 11 — варианту «Не знаком(а)» и только по вопросу «Модели управления запасами» мода и медиана соответствуют варианту ответа «Знаком(а), но не использую из-за отсутствия механизмов». Частота выбора респондентами ответов «Не знаком(а)» и «Слышал(а), но не знаю сущности» составляет более 50 % (41—84 %), ответов «Знаком(а) и частично использую» и «Использую, но требуется развитие» — в среднем 11 % (4—17 %).
По степени возрастания их знания респондентами можно проранжировать инструменты и механизмы логистики следующим образом:
1) модель типового профиля интеграции деятельности фирмы в логистической системе;
2) методы учета дистанции интересов партнеров при решении логистических задач;
3) механизм уровневой интеграции логистических систем;
4) принципы обеспечения гармоничности производства и сбыта и возможности их учета в логистических системах;
5) реализация принципов аутсорсинга в логистических системах;
6) формирование логистических систем в условиях высокотехнологичного производства;
7) учет межотраслевых взаимодействий при формировании цепи поставок;
8) особенности управления запасами в условиях сетевой конкуренции;
9) механизм формирования клиентоориентированных структур;
10) управление рисками в логистических системах;
11) модели управления запасами.
Определено, что в повышении компетентности в области маркетинга и логистики заинтересованы более 80 % респондентов, при этом наибольшее предпочтение отдано курсам повышения квалификации (более 70 % респондентов). Рассматривались и другие форматы получения новых знаний и навыков: курсы переподготовки кадров, обучение в аспирантуре и магистратуре.
Приоритеты форм получения знаний и навыков в целях повышения компетентности в области маркетинга и логистики, выявленные в результате исследования, отражены на рис. 4.
Опрошенные высказали следующие основные рекомендации и пожелания по организации доообучения: предпочтительная форма подачи материала — тренинги по коммуникациям; наиболее актуально привлечь к учебному процессу представителей бизнес-структур, имеющих положительный опыт коммерциализации наукоемких разработок; есть потребность в других знаниях (финансовый анализ, аналитика в экономике, тайм-менеджмент; как управлять персоналом с целью улучшить работоспособность; бухгалтерский учет; принципы отчетности перед инвесторами).
Опыт показал, что организация и проведение исследований в высокотехнологичном секторе деятельности (на примере ИТК «Зеленоград») имеют ряд особенностей.
Методы учета дистанции интересов партнеров при решении логистических задач
тмшх
Механизм формирования клиентоориентированных структур
Механизм уровневой интеграции логистических систем
¡Г
;и1
Особенности управления запасами в условиях сетевой конкуренции
Реализация принципов аутсорсинга в логистических системах
Модели управления запасами
Формирование логистических систем в условиях высокотехнологичного производства
Модель типового профиля интеграции деятельности фирмы в логистической системе
Принципы обеспечения гармоничности производства и сбыта и возможности их учета в логистических системах
Управление рисками в логистических
системах
а=с
р
шнхш
_:
Учет межотраслевых взаимодействий при формировании цепи поставок
II Не знаком(а) И Знаком(а), но не использую из-за отсутствия механизмов
т
"10 20 30 40 50 И Слышал(а), но не знаю сущности 0 Знаком(а) и частично использую ■ Использую, но требуется развитие
Рис. 3. Уровень знаний и степень использования респондентами инструментов и механизмов логистики, %
25
Практические задания по курсу
23
22
Лекционный материал
Анализ рабочей ситуации в форме диалога преподавателя со студентами
18
20
Дискуссия и обсуждение работ
Кейс-стади, включающие расчетную часть и ситуационный анализ для сам. раб.
Тестирование
□ по логистике, % □ по маркетингу, % 0
5
10
15
20
25
Рис. 4. Выбор респондентами соотношения форм получения дополнительных знаний
Как правило, для высокотехнологичного рынка не разработаны типовые аналитические проекты, статистическая информация часто представлена в небольшом количестве или отсутствует.
Обзоры рынка высоких технологий нередко отличает узконаправленный характер и небольшое количество рассматриваемых субъектов. В данной сфере бизнеса высока потребность в экспертных оценках и вторичных данных, поэтому маркетинговые исследования базируются в основном на последних, а первичную информацию собирают преимущественно с целью определить отношение к продукции организаций-покупателей и мотивы ее приобретения.
Границы рынка для ИТК «Зеленоград» определены еще нечетко, а конкурентные угрозы могут исходить из совершенно разных направлений. Технологическая неопределенность неизменно высока, конкуренты и новые участники постоянно появляются и исчезают. Деление на секторы или рыночные сегменты еще не устоялось: происходит либо перегруппировка сегментов и образование нового базового рынка высоких технологий кластера, либо дробление традиционного рынка на узкоспециализированные сегменты. Данные особенности наукоемких и высокотехнологичных отраслей требуют от процесса создания новых изделий быстрых и гибких разработок, тесного взаимодействия с покупателями и постоянного исследования технологической среды. Следовательно, грамотное использование инструментов и механизмов маркетинга и логистики наиболее важно для обеспечения конкурентоспособности продукции в инновационной деятельности.
В условиях высокотехнологичного производства для решения задач ускорения диффузии инноваций необходима подготовка персонала к эффективной работе как внутри деловых сетей, являющихся самыми устойчивыми структурами бизнеса, так и за их пределами. Территориальное ограничение деловой сети, с одной стороны, замедляет диффузию знаний из внешней среды (что потенциально грозит дисбалансом требуемой и реальной компетентности кадров), с другой — может способствовать ускорению диагностики текущего уровня компетентности кадров и определения возможностей его повышения путем своевременной реализации соответствующих мероприятий.
Маркетинг и международный бизнес
Проведенные исследования позволили не только выявить узкие места кадровой политики высокотехнологичных предприятий, но и спрогнозировать возможные проблемные зоны и способы их ликвидации в будущем. Исходя из них, предприятия получат возможность своевременно реагировать на проблемы кадрового обеспече-
Предложенные направления, формы и форматы повышения компетентности управленческих кадров высокотехнологичных предприятий, учитывающие требования внешней среды и согласованные с пожеланиями респондентов, будут содействовать росту конкурентоспособности участников деловой сети.
Система взаимодействия субъектов деловой сети предполагает обмен информацией, знаниями и опытом между отдельными ее элементами, поэтому повышение компетентности каждого из участников будет способствовать усилению конкурентных преимуществ всей деловой сети и устойчивости бизнеса в целом.
Литература
1. Моисеева Н. К., Седова О. В. Маркетинговые отношения на основе разности потенциалов партнеров // Маркетинг. 2011. № 5 (120). С. 37—54.
2. Азоев Г. Л. Маркетинговый анализ рынков нанопродуктов (результаты аналитического проекта) // Маркетинг. 2009. № 5 (108). С. 3—23.
Акульчева Маргарита Викторовна — аспирантка, преподаватель кафедры маркетинга и управления проектами (МиУП) МИЭТ. E-mail: [email protected]
Седова Ольга Валерьевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры МиУП МИЭТ, заместитель начальника Центра коммерциализации и трансфера технологий МИЭТа. E-mail: [email protected]