Таблица 3
Средние значения (в мм) отклонений от центра при делении отрезков правой и левой рукой у аддиктов и контрольных испытуемых
Испытуемые Количество Правая рука Левая рука
Аддикты 20 1,22±0,36 0,38*±0,31
Контроль 20 0,78±0,28 0,46±0,37
*—достоверность латеральных различий Р<0,05 по t-критерию для сопряженных значений.
У аддиктов выявлено усиление функциональной активности правого полушария в сочетании с нарушением парного, согласованного функционирования полушарий в восприятии и моторной оценке пространственных отношений. Латеральные особенности воспроизведения нейтральных и эмоциональных слов у аддиктов также указывают на нарушение баланса полушарной активации.
Выводы.
1. Особенности сенсомоторной интеграции указывают на снижение у аддиктов пластичности нервной системы.
2. Среди испытуемых со склонностью к аддиктивному поведению достоверно больше левшей и амбидекстров, чем в контроле, и меньше правшей.
3. Взаимоотношения полушарий головного мозга у ад-диктов отличаются от таковых в контрольной группе. У ад-диктов определяется усиление функциональной активности правого полушария, что свидетельствует о вовлечении правого полушария в речевую деятельность.
3. Парное и согласованное функционирование полушарий мозга у аддиктов затруднено вследствие нарушения баланса полушарной активации.
Библиографический список
1. Немцов, А.В. Алкоголизм в России: история вопроса, современные тенденции // Алкоголизм. Приложение к ж. Неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 2007. - Вып. 1.
2. Караяни, А.Г. Психологическая реабилитация участников боевых действий // Психологическая реабилитация участников боевых действий / под ред. А.Г. Караяни, М.С. Полянского. - М., 2003.
3. Краснов, В.П. Профилактика психологических потерь в мирное время. - Саратов: Изд-во «МАТИ-ПРЕСС», 2008.
4. Николаева, Е.И. Психофизиологические, психологические и социальные механизмы формирования аддикции. - СПб.: РГПУ, 2008.
5. Каменская, В.Г. Сенсомоторная интеграция как маркер интеллектуального развития // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Природные факторы и социальные условия успешности обучения». - СПб.: САГА, 2005.
6. Chukhrova, M.G., Krivoschekov S.G. Functional brain asymmetry in alcoholism // International Journal of Psychophysiology. - 1998. - V. 30. - № 1-2.
7. Chukhrova, M.G. Peculiarities of forming and development of chronic alcoholism // 7th Congress of the European Society for Biomedical Research on Alcoholism. - Barcelona, Spain, 1999. - June 16 - 19.
8. Янсон, В.Н. Связь латерализации механизмов речевой деятельности с индивидуальными различиями психофизиологических реакций / В.Н. Янсон, З.Ф. Кенга // Изв. АН Латв. ССР. - 1983. - № 7.
Статья поступила в редакцию 01.12.10
УДК 377.112-057.85
Н.О. Ваганова, асп. СГУПС; Н.В. Силкина, д-р. пед. наук, проф. СГУПС, Новосибирск, E-mail: [email protected]
КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Рассмотрен вопрос профессионально-педагогических компетенций преподавателей средних специальных учебных заведений в процессе подготовки специалиста. Мы предлагаем способ формирования профессионально-педагогических компетенций преподавателей в практи-ко-ориентированной среде.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, преподаватели специальных дисциплин, средние специальные учебные заведения.
Железнодорожная отрасль в нашей стране - одна из тех ровому составу, выработанные в процессе развития отрасли и отраслей, от которых зависит рост экономики страны и ее обусловленные особенностями работы на железнодорожном регионов, бескризисное развитие промышленности, безопас- транспорте [1, с.2-9]. Обеспечить сохранность перевозимых ность государства. Руководители предприятий железнодо- грузов, безопасные условия проезда пассажирам могут только рожного транспорта предъявляют высокие требования к кад- специалисты, получившие железнодорожное образование в
соответствии с государственными требованиями и требованиями работодателей. В систему профессиональной подготовки кадров для предприятий железнодорожного транспорта входят образовательные учреждения высшего и среднего уровней.
Среднее профессиональное образование представляет собой важное звено в подготовке специалистов и решения важных государственных задач. Президент РФ Дмитрий Медведев в приветствии делегатам V съезда союза директоров средних специальных учебных заведений отметил: «Сегодня техникумы и колледжи должны сыграть определяющую роль в формировании высокопрофессионального кадрового резерва. От них прямо зависит подъем российской промышленности и социальной сферы, прорывное развитие страны на годы вперед» [2, с. 12, 13].
Иными словами, результат деятельности педагогического коллектива - это качество образования выпускника, которое выражается в готовности выпускника к профессиональной деятельности, конкурентоспособности на рынке труда. Подготовка такого выпускника возможна только в определенной образовательной системе при соответствующей ей организации образовательного процесса и наличии преподавателей специальных дисциплин, у которых сформированы необходимые для удовлетворения социального заказа профессионально-педагогические компетенции. Последнее условие является чрезвычайно важным, так как преподаватель остается ведущим субъектом образовательного процесса, никем и ничем не заменимым.
Из этого следует, что готовность выпускников средних специальных учебных заведений, в том числе и техникума железнодорожного транспорта, к трудовой деятельности, соответствие выпускников техникума требованиям общества и работодателя зависит от компетентности преподавателя, от сформированных профессионально-педагогических компетенций.
Э.Ф. Зеер, рассматривая различия между понятиями «компетентность» и «компетенция», подчеркивает, что «знания, умения и опыт определяют компетентность человека; способность мобилизовать эти знания, умения и опыт в конкретной социально-профессиональной ситуации обусловливают компетенцию образованной и профессионально успешной личности» [3, с. 23-30]. А. В. Хуторской различает понятия «компетенция» и «компетентность» следующим образом. Под компетенцией ученый подразумевает «отчужденное, наперед заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере» [4, с. 9, 10, 32]. В научной литературе проблема компетентности и компетенций преподавателя рассматривается как «профессиональная компетентность» [5, с.7] или «педагогическая компетентность» [6, с. 46], или профессионально-педагогическая компетентность» [7, с. 90].
Профессионально-педагогическая компетентность в работе Н.В. Кузьминой «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения» рассматривается как «свойство личности» и включает 5 видов (или элементов) компетентности:
1. специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины;
2. методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у учащихся;
3. социально-психологическая компетентность в области процессов общения;
4. дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направлений учащихся;
5. аутопсихологическая компетентность в области достоинства и недостатков собственной деятельности и личности.
Учитывая наличие нескольких точек зрения на понимание компетентности и компетенций, в данной статье компетентность преподавателей средних специальных учебных заведений определяем как знания, умения, опыт и личностные качества, позволяющие осуществлять образовательную деятельность, а профессионально-педагогические компетенции как способность успешно применять свой жизненный, производственный опыт, профессиональные знания и умения в решении профессионально-педагогических задач. Считаем, что у преподавателя специальных дисциплин средних специальных учебных заведений железнодорожного транспорта должны быть сформированы следующие профессиональнопедагогические компетенции:
1. В области преподаваемых дисциплин:
- реализация требований практической подготовки;
- реализация требований современной научнотеоретических основ преподаваемой дисциплины;
- диагностика затруднений студентов;
- промежуточный и итоговый мониторинг качества подготовки студентов.
2. В области методической работы:
- создание учебно-методического сопровождения преподаваемой дисциплины;
- овладение современными педагогическими технологиями, в том числе информационными, и их использование.
3. В области связи с производством:
- постоянная актуализация теоретических и практических знаний по преподаваемой дисциплине;
- мониторинг качества обучения студента на соответствие требованиям работодателя.
4. В области воспитания работника железнодорожного транспорта:
- формирование мотивации к получению профессии железнодорожника;
- формирование у студентов качеств, необходимых железнодорожнику: корпоративная культура, ответственность, добросовестность, исполнительская дисциплина.
В Новосибирском техникуме железнодорожного транспорта в течение 2005 - 2010 г.г. проводился эксперимент по формированию профессионально-педагогических компетенций, в котором приняли участие 70% не имеющих педагогического образования преподавателей специальных дисциплин. Специальные дисциплины в государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования -это цикл дисциплин, реализующих государственные требования к профильной подготовке выпускника. Преподаватели специальных дисциплин техникума имеют базовое железнодорожное образование и выполняют различные виды деятельности, соответствующие будущей профессиональной деятельности выпускника, работника железнодорожного предприятия [8, с. 22].
Эксперимент позволил выявить уровень сформированно-сти профессионально-педагогических компетенций преподавателей техникума на начальном этапе (2005г.), сделать вывод об успешности используемых методов по их формированию.
К 2010 году уровень профессионально-педагогических компетенций преподавателей специальных дисциплин техникума повысился.
Для достижения результатов были применены следующие существующие методики формирования профессиональнопедагогических компетенций: организация и проведение методической работы, прохождение курсов повышения квалификации, стажировки на производстве, проведение занятий школы профессионального становления и др.
В дополнение к существующим методикам мы организовали формирование профессионально-педагогических компетенций в практико-ориентированной среде, представляющей собой педагогические условия для формирования компетенций в процессе профессионально-педагогической практики при выполнении различных видов учебной деятельности в рамках преподаваемых дисциплин [9, с. 114-115].
Практико-ориентированная среда состоит из внешней и внутренней среды и включает:
- специально организованные учебные и внеучебные мероприятия;
- учебно-лабораторную базу учреждения;
- систему регулярной консультативной поддержки преподавателей;
- механизмы взаимодействия с социальными партнерами.
Внутренняя среда - это деятельность различных структур
учебного заведения по организации различных мероприятий с целью формирования профессионально-педагогических компетенций преподавателей.
Внешняя среда - это совокупность институционального окружения учебного заведения, которая объединяет государственные управленческие структуры, железнодорожные и другие предприятия, образовательные учреждения различного уровня подготовки.
Практико-ориентированная среда способствовала включению преподавателей техникума в профессиональнопрактическую образовательную деятельность, оптимальному сочетанию теоретических и практических методов и форм его профессионального становления.
Эта модель имеет значительное преимущество перед предлагаемыми теоретическими формами, такими как семинары, тренинги, коллоквиумы и т.д., так как позволяет формировать компетенции без отрыва от профессиональной деятельности преподавателя и корректировать промежуточные результаты формирования компетенций.
В практико-ориентированной среде преподаватель в процессе формирования компетенций приобретает умения, лежащие в их основе, и осваивает способы деятельности. Освоение педагогических терминов и основ дидактики в таком случае происходит в различных формах профессиональнопедагогической деятельности и ощущается преподавателем как насущно необходимые, без которых невозможна реализация конкретных учебных задач. В таких условиях преподаватель целостно и органично «проживает» свое становление, не испытывая разделения своей педагогической деятельности на искусственно смоделированную и настоящую.
Уровень сформированности компетенций преподавателей техникума непосредственно влияет на качество подготовки специалистов. В 2010 году общепринятые показатели абсолютной и качественной успеваемости студентов в среднем по техникуму значительно выше, чем в 2005 году.
Таким образом, выбранные нами педагогические условия
- практико-ориентированная среда и учебно-методическая поддержка - позволяют формировать профессиональнопедагогических компетенции преподавателей специальных дисциплин техникума железнодорожного транспорта.
Библиографический список
1. Морозов, В. Н. Актуальные задачи производственного блока компании в текущем году // Железнодорожный транспорт. - 2010. - № 2.
2. Тебенихина, Т. Союз директоров средних специальных учебных заведений России: эффект оптимизации управления в системе начального и среднего профобразования / Т. Тебенихина // Кто есть кто в образовании и науке. - 2009. - № 4 (4).
3. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер. Э.Э Сыманюк // Высшее образование в России. - 2006. - № 4.
4. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: МГУ, 2003.
5. Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. - 1990. - № 8.
6. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта, 1998.
7. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1990.
8. Педагогика профессионального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков [и др.]; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2008.
9. Ваганова, Н.О. Формирование профессионально - педагогических компетенций преподавателей средних специальных учебных заведений в практико-ориентированной среде // Гуманитарные исследования СГУПСа: сб. научных трудов. / под ред. Ю.Д. Мишина. - Новосибирск: СГУПС, 2010. - Вып.5.
Статья поступила в редакцию 01.12.10
УДК 355.133.4(075)
А.А. Тюрин, соискатель Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена г. Новосибирск, Е-mail: tyurin. [email protected]
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ И ДЕЗАДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Приводятся данные комплексного обследования военнослужащих с применением физиологических и психологических тестов. Выводятся психофизиологические детерминанты состояния адаптированности военнослужащих.