Научная статья на тему 'Компенсация погрешностей изготовления и монтажа цепных передач в технологическихи транспортирующих машинах'

Компенсация погрешностей изготовления и монтажа цепных передач в технологическихи транспортирующих машинах Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
157
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Ковалевский В. И.

Рассмотрена возможность компенсации погрешностей изготовления и монтажа цепной передачи, имеющих случайный характер проявления, методом продольной модификации зубьев звездочки. Решение задач позволило увязать параметры модификации с противоречивыми требованиями по контактной прочности зуба и недопущению выхода точки начального контакта на его торец. Показано, что использование метода продольной модификации зубьев звездочки позволяет повысить качество зубчатой передачи за счет снижения высокой чувствительности цепной передачи к погрешностям изготовления и монтажа, характерным для технологических и транспортирующих машин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компенсация погрешностей изготовления и монтажа цепных передач в технологическихи транспортирующих машинах»

го квазиоптимальную по быстродействию диаграмму перемещения ЭП с УВ без ограничений по току и скорости [3].

Разработанная квазиоптимальная по быстродействию диаграмма перемещения ЭП с УВ без ограничений по току и скорости справедлива при малых значениях угла поворота (перемещения) ИОМ. При увеличении значения угла поворота (перемещения) ИОМ необходимо ограничивать максимальное значение тока якорной цепи электродвигателя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Добробаба Ю.П., Коноплин В.И. Разработка оптимальных по быстродействию диаграмм перемещения микропозицион-ны1х электроприводов с упругими валопроводами // Изв. вузов. Электромеханика. - 2008. - №3.- С. 39-42.

2. Добробаба Ю.П., Барандыч В.Ю., Еременко П.С., Ли-таш Б.С. Определение параметров рациональной диаграммы перемещения электропривода с упругим валопроводом при ограничениях по току и скорости механизма // Электроэнергетические комплексы и системы: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Кубан. гос. технол. ун-т. - Краснодар, 2007. - С. 163-171.

3. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2008614542. Квазиоптимальная по быстродействию диаграмма перемещения электропривода с упругим валопроводом без ограничений по току и скорости / Б.С. Литаш // Зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 19.09.2008 г.

Поступила 22.10.08 г.

DEVELOPMENT QUASIOPTIMUM ON SPEED DIAGRAM OF MOVING ELECTRIC DRIVE WITH ELASTIC DRIVING SHAFT

YU.P. DOBROBABA, B.S. LITASH

Kuban State Technological University,

2, Moskovskaya st., Krasnodar, 350072; e-mail: [email protected]

Application in installations of the food-processing industry quasioptimum on speed of diagrammes of moving of electric drives with elastic driving shaft will allow to reduce essentially at insignificant decrease in speed both capital, and operational expenses. There are four kinds of similar diagrammes of moving of electric drives. Is developed out quasioptimum on speed of the diagramme of moving of the electric drive with elastic driving shaft without restrictions on a current and speed. For the diagramme parametres are found, living conditions are defined, dependences of coordinates of the electric drive on time are constructed. The software is developed are programmed PC compatible controller for formation diagram.

Key words: diagram of moving, elastic driving shaft, parameters, conditions of existence.

621.855

КОМПЕНСАЦИЯ ПОГРЕШНОСТЕЙ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И МОНТАЖА ЦЕПНЫХ ПЕРЕДАЧ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И ТРАНСПОРТИРУЮЩИХ МАШИНАХ

В.И. КОВАЛЕВСКИЙ

Кубанский государственный технологический университет,

350072, г. Краснодар, ул. Московская, 2; тел.: (861) 275-22-79

Рассмотрена возможность компенсации погрешностей изготовления и монтажа цепной передачи, имеющих случайный характер проявления, методом продольной модификации зубьев звездочки. Решение задач позволило увязать параметры модификации с противоречивыми требованиями по контактной прочности зуба и недопущению выхода точки начального контакта на его торец. Показано, что использование метода продольной модификации зубьев звездочки по-

(4) _11 lucy(J,+J2) Су

«е =-J- у Л ; (см/да, -к);

12 V 6 J 1 J2 J 1 J2

t,= 5

Фш„ -Ф„а,

64

К =16 Г,;

/_ =1£1+£з_еоС4) ,з +^±2_(0(у +К т“ 6 JIJ2 1 смсу т“ 1 см

Г ________1 Л_+_^2_ 1,44) Г3 _А±^2-т{4) t -4-^-0-

1тт , Т т тах1 1 п п тах М ' п

6 /! / 2 С м С у С м

ютш =8 «о;,

(41 л - - -

где со т'х - максимальное значение 4-и производной угловой скорости ИОМ, рад/сё; - - длительность этапа движения, с; /тах, /т;п - максимальное и минимальное значения тока якорной цепи электродвигателя, А; со тах - максимальное значение угловой скорости ИОМ, рад/с.

Определены условия, при выполнении которых существует квазиоптимальная по быстродействию диаграмма перемещения ЭП с УВ без ограничений по току и скорости:

(ф,0, -ф„а, )<Ф,,1 =

192 JtJ2 См/Д0„ —Мс 11С,(У,+У2) Jt+J2

Разработано программное обеспечение программируемого PC-совместимого контроллера, формирующе-

зволяет повысить качество зубчатой передачи за счет снижения высокой чувствительности цепной передачи к погрешностям изготовления и монтажа, характерным для технологических и транспортирующих машин.

Ключевые слова: цепная передача, погрешность цепных передач, метод продольной модификации.

Работоспособность передач зацеплением во многом обусловлена полнотой продольного контакта - основным показателем качества зацепления. Этот показатель зависит от погрешностей взаимного положения поверхностей контактирования по причинам технологического и деформативного происхождения. По характеру проявления технологические погрешности можно отнести к одной из двух групп. В первую группу входят погрешности, не зависящие от частоты вращения, во вторую - погрешности, изменяющиеся от зуба к зубу при вращении зубчатого колеса. Погрешности первой группы переменны в связи со случайным характером их образования (они проявляются от изделия к изделию), второй - в связи с их кинематическим происхождением (они проявляются на каждом обороте каждой звездочки). Погрешности деформативного происхождения возникают в результате упругих деформаций конструктивных элементов передачи под нагрузкой. Величины их зависят от нагруженности передачи и в связи с этим также переменны.

В цепных передачах и транспортирующих устройствах технологические погрешности включают: погрешности изготовления элементов корпусов и опор и выборки зазоров в подшипниках, которые приводят к погрешностям монтажа - отклонениям взаимного расположения звездочек; погрешности изготовления элементов и сборки звеньев цепи, которые приводят к не-параллельностям и перекосам осей валиков; погрешности формы роликов (втулок) и поперечного профиля зубьев звездочки; торцовое биение зубчатого венца звездочки. Причины торцового биения зубчатого венца относительно эксплуатационной оси вращения: торцовое биение заготовки на зубообрабатывающем станке вследствие погрешностей базирования при нарезании зубьев и торцовое биение звездочки вследствие погрешностей ее установки на валу.

Торцовое биение зубчатого венца приводит к ухудшению основного показателя качества зацепления -размера, формы и положения пятна контакта, которые переменны от зуба к зубу при вращении звездочки в передаче. При этом пятно контакта перемещается от одного торца к другому за один оборот, а дополнительные шаговые погрешности, связанные с торцовым биением зубчатого венца, проявляются дважды за один оборот. Этот дефект может быть практически устранен или уменьшен на самих звездочках при монтаже передачи, в которой используются составные звездочки со специальным компенсирующим устройством [1]. Если в цепной передаче используются цельные звездочки, то вредные последствия указанного дефекта можно предотвратить или существенно уменьшить при нарезании зубьев [2] в том числе путем продольной модификации.

Поскольку действующие в цепном зацеплении углы перекоса переменны не только по величине, но и по направлению, то для их уменьшения невозможно эффективно использовать метод прямолинейной коррекции направления зуба звездочки. Здесь целесообразно ис-

пользовать более универсальный способ повышения качества зацепления - продольную модификацию зубьев, хорошо зарекомендовавшую себя в зубчатых передачах.

Одной из основных задач продольной модификации зубьев является предотвращение выхода точки начального контакта элементов зацепления на торец зуба. Задача заключается в том, чтобы увязать параметры модификации с погрешностями взаимного положения ролика (втулки) цепи и зуба звездочки. Выбор необходимой величины радиуса кривизны профиля зуба в продольном направлении р0 должен осуществляться, исходя из противоречивых требований по контактной прочности зуба, являющейся критериемработоспособ-ности звездочки, и недопущения выхода точки начального контакта на торец зуба при наличии погрешностей изготовления и монтажа и упругих деформаций элементов передачи. Последние являются причиной концентрации нагрузки в шарнире и неравномерного ее распределения между пластинами цепи.

Увеличение радиуса кривизны р0 приводит к уменьшению уровня контактных напряжений в зацеплении и поэтому желательно стремиться к его увеличению. Увеличение же ро ухудшает локализацию контакта, в связи с чем погрешности и упругие деформации элементов цепной передачи или устройства приведут к выходу начальной точки контакта на торец зуба. В свою очередь это обусловливает неравномерность распределения удельных давлений в шарнире, нагрузки между пластинами цепи и между соответствующими сопряжениями пластин с втулками и валиками. Поэтому желательно стремиться к уменьшению ро-

Отсутствие теоретической основы для расчета рациональной величины ро, по-видимому, является одной из причин, по которой продольная модификация зубьев звездочек практически не используется для повышения качества цепных передач. Следует отметить, что ГОСТ 592-81 в транспортирующих устройствах допускает изготовление для пластинчатых цепей звездочек с бочкообразным зубом при установке их со смещением. При углах условного смещения ф с = 3... 10° в транспортирующих устройствах рекомендуемый радиус кривизны бочкообразной поверхности

Ро=-

28,65 Ъш

Фс

(1)

где Ъвн - расстояние между внутренними пластинами.

Звенья цепи на таких зубьях частично самоустанав-ливаются, благодаря чему возможно снижение концентрации напряжений и удельных давлений в шарнире и повышение работоспособности цепи.

Бочкообразный зуб получают при нарезании с помощью смещения инструмента, плавно меняющегося от нуля в середине зуба до -ДА у его торцов. Степень бочкообразности устанавливается в зависимости от угла перекоса в зацеплении передачи. Отсутствие углового (кромочного) контакта в бочкообразных зубьях

Рис. 1

Рис. 2

сопровождается начальной концентрацией нагрузки, вызванной их продольной кривизной. В процессе нагружения зуб звездочки и ролик (втулка) взаимно перекатываются в продольном направлении, пятно контакта при этом перемещается в сторону одного из торцов зубьев звездочки. Одновременно с ростом нагрузки и, следовательно, контактной деформации рабочих поверхностей элементов зацепления увеличиваются размеры пятна контакта и активная длина контактных площадок.

В настоящем исследовании рассматривается вопрос о выборе рациональной величины радиуса р0, исходя прежде всего из требований по контактной прочности зубьев звездочки. Иначе, определяется Ро лишь из одного условия !м = ПЪ, т. е. длины пятна контакта для требуемой локализации П.

Оценим влияние, оказываемое искривлением образующей зуба, на характер изменения просвета между зубом и роликом (втулкой), на погрешность положения элементов зацепления и на смещение точки начального контакта при наличии погрешностей и упругих деформаций конструктивных элементов цепной передачи или цепного устройства. Как и в зубчатой передаче [3], изменение просвета между зубом звездочки и роликом (втулкой) вдоль их прямолинейных образующих характеризуется уравнением

Д?(х, 0) = Дг, + Д^2 + х^Ду н + Ду )2 ),

(2)

А?'

2Ро

(3)

С учетом этой составляющей переменный по длине зуба звездочки просвет вдоль линии начального касания будет распределяться согласно схеме контактирования зуба и ролика (рис. 2) по зависимости

Дг( х,0) = 0,5 Ъ + х( Ду г, + Ду г2) +

2

+ Х 2р0со5\|/соз(Ду).1 + Ду)2)

(4)

где у = 2 л/г + ф — угол давления, который на схеме не показан; г -число зубьев звездочки.

Бочкообразность зуба в связи со смещением точки начального контакта к середине зуба вызовет дополнительную составляющую постоянного просвета - погрешность положения ролика (втулки), эквивалентную погрешности вращения ведомой звездочки:

^ ор (х’°) = 0,5 й( Дуі + Ду )2 ) —

2р0 сое ф

(5)

где Аг\ + Дг2 = Аг(| - представляет постоянную составляющую, а последний член - х (Ау>>1+Ау>,2) - переменную составляющую просвета вдоль длины зуба звездочки, обусловленную первичными погрешностями передачи.

Постоянная составляющая представляет собой погрешность положения ролика, эквивалентную погрешности вращения ведомой звездочки, и на распределение нагрузки вдоль длины зуба не влияет. Переменная составляющая характеризует распределение просвета между зубом и роликом (втулкой) вдоль их длины и является объективной характеристикой погрешности продольного контакта.

Продольная модификация зубьев звездочки вносит в угловой просвет в нормальном к профилю зуба сечении дополнительную составляющую, эквивалентную просвету, образующемуся в связи с бочкообразностью (рис. 1).

где 0,5/? - координата точки начального контакта ролика и зуба с прямолинейной образующей, отсчитанная от среднего сечения зубчатого венца; х* — то же с продольной модификацией зуба.

Для зубьев с прямолинейной образующей координата точки с минимальным просветом всегда известна, так как эта точка находится на одном из торцов. Чтобы найти координату точки с минимальным просветом для зубьев с продольной модификацией, требуется отыскать экстремум функции (4), т. е. выполнить условие

Э(д?(х,0))

дх

= 0.

(6)

Решение этой задачи позволит оценить чувствительность цепного зацепления в передаче с модифицированным зубом звездочки к погрешностям взаимного положения контактирующих элементов и определить рациональную величину радиуса продольной кривизны зуба р0.

Продифференцировав уравнение (4) и выполнив условие (6), получим

х

Рис. 3

дх

= Лу,,1 + Лу,,2-

p0cos v|/cos(Ayl>1 + Лу,,2)

= 0,

откуда искомая координата начального контакта бочкообразного зуба

х, = (Ду vl + Ду v2)p0 cos у = Ду vp0 cos Ду(7)

Зависимостью (Т) выражена линейная связь между

приведенной погрешностью монтажа

aYv =(aTvi + Atv2) cos у и координатой х» точки начального контакта зуба с продольной модификацией и ролика (втулки).

В реальных цепных передачах пищевых машин Ду < O,O1 рад, в связи с чем без заметной потери точности примем в формуле (7) cos Ду v « L Тогда

х, = Ду,.р(|

(Т, а)

х, +0,5/м <0,5776,

(8)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где0,5 ПЪ-допустимоесмещениекрайнейточки пятнаконтакта, отсчитанное от среднего сечения зуба звездочки; !м - длина площадки контакта.

Из рис. 1 следует зависимость продольной кривизны зуба звездочки от заданной степени локализации и требования по локализации площадки контакта Д/г

Ро

2 Д/г А1 (0,5 /и Д/г = -

(O5/„

2Ро

(9)

откуда 0,5 /м = (2Д/гр0)‘,\

Из условия (8) с учетом (Т, а) и (9) получим

Ду уРо + (2 Д/гр0) 1,2 < 0,5Ий;р 0 = — °,5Ш

2 Д/г

Ду,.+

Используя метод последовательных приближений, освободимся от ро в правой части последнего выражения. В первом приближении примем р ц(! | =0,5 ИЬI Ду, тогда во втором приближении с достаточной точностью окончательно получим расчетную зависимость в явном виде

Ро=-

Ду,.

1+

O,5m

' 2 Д/г

0,5 ПМу,.

(1O)

Площадка контакта при наличии погрешности монтажа Ду,. не выйдет за пределы длины зуба (рис. 3), если выполнится условие

Формулой (10) определяется значение радиуса продольной кривизны зубьев звездочки Ро, при котором крайняя точка пятна контакта будет удалена от середины сечения зуба на расстояние 0,5ПЪ в зависимости от требования по локализации площадки контакта (Д/г) и погрешностей монтажа (Ду,) - по величине нагрузочного параметра йДу,./Д/г. Эта формула учитывает лишь геометрию контактирующих поверхностей элементов цепного зацепления. Она не показывает, что рациональная величина ро зависит от нагруженности передачи, поскольку приведенная погрешность Ду,. принята зависящей только от погрешностей изготовления и монтажа цепной передачи, т. е. является технологической составляющей суммарной погрешности

Ду§ = Ду, + Ду - Деф,

где Ау>1ДСф - деформативная составляющая, связанная с нагруженно-стью передачи.

Под нагрузкой пятно контакта формируется в связи с контактными деформациями (сближением) поверхностей зуба и ролика на величину Д/г. Для цепной передачи его целесообразно выбирать из условий контактной прочности и равномерного распределения нагрузки на длине шарнира и между пластинами цепи. Для оптимизации геометрических параметров контактирующих поверхностей могут быть использованы параметры контакта зубьев зубчатой передачи, поскольку и в зубчатом и в цепном зацеплении контакт моделируется цилиндрическими поверхностями.

Пользуясь работой [4] можно, например, определить допустимую величину радиуса продольной кривизны из условия, что под нагрузкой длина площадки контакта будет

г., =п'ь.

(її)

Подстановкой в (11) значений длины площадки контакта, найденной путем решения задачи о контакте двух упругих тел с конечными радиусами кривизны в двух направлениях (решение Г. Герца), получено соотношение радиусов, при котором обеспечивается заданная степень локализации

_Р_

Po

1,465

^Р]8

Ь3Е)

(12)

где р - приведенный радиус кривизны зуба и ролика (втулки) в поперечном направлении; Е - приведенный модуль упругости материалов ролика и звездочки.

Известно, что каждый шарнир цепи находится на рабочей части профиля зуба звездочки от начала входа в зацепление и почти до самого выхода из зацепления. Контактные напряжения в зубе звездочки от статического приложения нагрузки определяются по нормальному давлению между контактирующими поверхностями тел шарнира цепи и зуба звездочки. Известно также, что нормальное давление наиболее нагружен-

x

2

ного шарнира изменяется от нуля в начальный момент входа в зацепление до наибольшего при повороте вокруг оси вращения звездочки на угол 2 пЬ в конце входа в зацепление

вт-

2 71

Т7 =5.

вт \|/

(13)

участке РС и — = — + —Р гі

на участке СК. Здесь г° - ра-

диус ролика (втулки), г\ - радиус переходного участка зуба ЕР, ®2 - то же выпуклого РС. Очевидно, что максимальными контактные напряжения по Г. Герцу при контактировании цилиндров будут на выпуклом участке зуба, для которого приведенный радиус поперечной кривизны в формуле (12) следует определять по г2 стандартного профиля

(14)

Наиболее благоприятным с точки зрения работоспособности цепной передачи можно считать контактирование ролика и зуба на переходной кривой профиля (на участке ЕР с радиусом кривизны ®[), т. е. на участке нормального зацепления. Приведенный радиус кривизны при таком контактировании определяется по радиусу ®1 стандартного профиля

(14, а)

р„ =0,2355

(15)

Из формулы (15) следует, что рациональная величина р0 определяется лишь геометрическими (Ь) и точностными (у) параметрами.

Воспользовавшись зависимостью (15) и формулой (12), найдемтребуемуюлокализацию контакта, при ко-

торой достигается максимальный эффект продольной модификации зубьев звездочки.

После подстановки (15) в (12) получим, приняв у = Ду„ выражение

Ъ

= 0,2355

1,465' 8/3

П' Ь3Е

где 5в - сила натяжения ведущей ветви цепи.

В процессе длительной эксплуатации цепной передачи контактирование зуба и ролика происходит на вогнутом и переходном участке профиля в начале эксплуатации, затем на прямолинейном и на выпуклом участке в последний период эксплуатации. В связи с этим, для звездочки, выполненной по ГОСТ 591-69, приведенные радиусы кривизны зуба и ролика определяются кривизнами соответствующих участков боко-

* 1 1 1 7777 1 1

вого профиля: — = — —---------на участке Ьг; — =----------на

Р >] Р

из которого найдется требуемая локализация контакта в зависимости от геометрического и нагрузочного параметров:

П' = 0,852

Ъ 3/8 ^,,Р]

рДу Ь3Е.

(16)

где Л р Ау. - геометрический; ^„р 11уЕ - нагрузочный параметры.

Если поставить задачу снижения максимальных контактных напряжений в цепном зацеплении, вызванных погрешностями изготовления и монтажа передачи СТу, методом продольной модификации зубьев звездочки в М раз, т. е. до величины а = ау/М, то она может быть решена следующим образом. Сначала находится допустимая величина р/ро, например, по формулам (14), (14, а) и (15), после чего с учетом условия /м = П' Ь найдется требуемая величина локализации П'.

В работе [4] путем соответствующих подстановок и преобразований получено выражение, которое с учетом аналогии контактного взаимодействия поверхностей в зубчатом и цепном зацеплении может быть применено к цепной передаче:

П' = 1,465

ЕЪ3

Ъ

(17)

В результате исследования контактных напряжений в передачах зацеплением с локализованным контактом зубьев, выполненных в работе [5], обоснована зависимость для определения радиуса продольной кривизны, при котором достигается максимальный эффект продольной модификации зубьев:

По оценке характерных для цепной передачи нагрузок и суммарных углов перекоса Дуг =Дун +Дуг, в зацеплении нагрузочный параметр, выражающий требование по локализации контакта, Д/г / рДу г < 0,5. При таких значениях нагрузочного параметра по данным [4]: ® = 0,941, т = 0,683, п = 0,06.

Из соображений равномерного распределения удельных давлений в шарнире и нагрузки от натяжения цепи между ее пластинами нельзя допускать выхода площадки контакта на торец зуба и необходимо стремиться к минимальному значению х» - смещению от середины зуба точки начального контакта (7, а). Решение аналогичной задачи для зубчатой передачи [4] дает для условия 0,5/м =0,5й —Ду).рц допустимое соотношение

— > 17,578 Ро

Т7 'I8/9

4е) ■

Ь3Е]

Чтобы оценить влияние локализации контакта на распределение нагрузки между пластинами цепи, введем в рассмотрение коэффициент неравномерности распределения нагрузки от натяжения ведущей ветви цепи между пластинами звена

т

Рис. 4

Ks=-

(18)

где ль .?2 - усилие в пластинах звена.

В результате смещения точки начального касания профилей бочкообразного зуба и ролика (рис. 4) линия действия усилия натяжения цепи смещается относительно продольной оси цепи на величину х». Из условия равновесия звена под действием сил

яьх. — 0,5(й+8')(1?1 — .?2) = 0, —яь +.9, -К?, =0 следует

(■?< +^); 0,56

В полученном выражении примем х, / 0,5 Ь = Кр -коэффициент относительного смещения площадки контакта, вызванного бочкообразностью зуба звездочки, и учтем (18). После соответствующих подстановок и преобразований получим коэффициент

к=к*~х

Ks + 1

1+*'

ъ

(19)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

устанавливающий связь между положением пятна контакта относительно середины ролика, требованием равномерности распределения нагрузки между пластинами (К£)11 конструктивным фактором (8'1Ь).

На основании изложенного можно заключить, что локализация контакта методом продольной модификации зубьев звездочки позволяет существенно повысить качество работы передачи за счет уменьшения высокой

чувствительности цепной передачи к неточностям изготовления и монтажа ее элементов в технологической или транспортирующей машине.

Рассмотренный метод компенсации результирующих погрешностей, неизбежных в пищевых и транспортирующих машинах, позволяет: снизить интенсивность износа элементов шарнира цепи и зубьев звездочки за счет увеличения поверхности трения, связанного с уменьшением концентрации нагрузки по длине шарнира и зуба звездочки; уменьшить неравномерность распределения натяжения цепи между пластинами звена и сопряжениями элементов; снизить интенсивность отрицательного воздействия торцового биения звездочки на возбуждение колебаний цепи в направлении нормальном к плоскости цепного контура и снизить износ шарниров цепи, связанный с этими колебаниями; уменьшить составляющую погрешности шага, вызванную торцовым биением венца звездочки, тем самым уменьшить силу ударов при входе в зацепление, разрушающее воздействие на элементы зацепления и интенсивность возбуждения продольных колебаний цепи и связанного с этим износа шарниров цепи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ковалевский В.И., Ковалевский С.В. Компенсация торцового биения звездочки цепной передачи // Тр. КубГТУ. Т. XX. Сер. Механика и машиностроение. Вып. 2. - Краснодар: КубГТУ. 2004. - С. 65-73.

2. Ковалевский В.И. Компенсация торцового биения зубчатого венца колеса при нарезании зубьев // Вопр. механики и технологии производства машин и материалов: Сб. науч. тр. / Под ред. проф. В.И. Ковалевского, проф. И.Н. Ефимова. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 1997. - С. 13-22.

3. Ковалевский В.И. Оценка влияния первичных погрешностей цепной передачи на полноту контакта в зацеплении // Тр. КубГТУ. Т. XX. Сер. Механика и машиностроение. Вып. 2. - Краснодар: КубГТУ, 2004. - С. 49-56.

4. Айрапетов Э.Л., Айрапетов С.Э., Мамонова Т.Н., Мельникова Т.Н. Оптимизация геометрии контактирующих поверхностей зубьев зубчатых колес // Разработка и внедрение систем автоматизированного проектирования в машиностроении: Тез. докл. науч.-техн. конф. - Ижевск, 1983. - С. 69-72.

5. Айрапетов Э.Л., Айрапетов С.Э., Мельникова Т.Н. Расчет контактных напряжений в передачах зацеплением с локализованным контактом зубьев // Вестн. машиностроения. - 1985. -№ 12. - С. 6-8.

Поступила 13.05.08 г.

2

INDEMNIFICATION OF ERRORS OF MANUFACTURING AND INSTALLATION OF CHAIN TRANSFERS IN TECHNOLOGICAL AND TRANSPORTING MACHINES

V.I. KOVALEVSKY

Kuban State Technological University,

2, Moskovskaya st., Krasnodar, 350072; ph.: (861) 275-22-79.

The opportunity of indemnification of errors of manufacturing and the installation of chain transfer having casual character of display, by a method of longitudinal updating gear teeth is considered. The decision of tasks has allowed coordinating parameters of updating to inconsistent requirements on contact durability of a tooth and prohibiting an exit of a point of initial contact on its end face. It is shown, that use of a method of longitudinal updating of gear teeth allows increasing quality of a tooth gearing due to decrease in high sensitivity of chain transfer to errors of manufacturing and installation, characteristic for technological and transporting machines.

Key words: chain transfers, error of chain transfers, method of longitudinal updating.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.