ББК Ю949
КОМПЕНДИУМ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК РОССИИ: ОПИСАНИЕ И ПЕРВИЧНЫЙ АНАЛИЗ
Н.А. Батурин, А.В. Пичугова ЮУрГУ
Рассматриваются понятия «компендиум» и «компендиум психодиагностических методик». Проведен анализ созданного в Америке в 1961 г. первого компендиума психодиагностических методик (Test in Print), который лежит в основе Компендиума психодиагностических методик России и СССР. Описаны этапы его создания и актуальность этой работы. Представлен анализ полученных данных по 3-м направлениям: соотношение методик в Компендиуме по типу, их соотношение в Компендиуме по предмету и в разные десятилетия.
Ключевые слова: компендиум психодиагностических методик, Test in Print, Компендиум психодиагностических методик России и СССР, форма описания методик, тип методики, предмет методики.
В словарях дается следующее определение слова «компендиум» - это сжатое, суммарное изложение основных положений какой-либо науки и т.п.» [1]. Соответственно, компендиум психодигностических методик предполагает, с одной стороны, суммарное изложение сведений о большинстве методик за определенный период, с другой стороны, - сжатое краткое описание психодиагностических методик.
Первый компендиум психодиагностических методик был издан в США в 1961 году Оскаром Бэросом. Он назывался Test in Print (TIP). Работа по его подготовке длилась более 20 лет. На сегодняшний день выпущено 6 сборников TIP. Начиная с TIP V, институтом Бэроса было принято решение издавать подобный сборник каждые 5 лет. Кроме краткого описания методик по единой схеме, в TIP приводится список публикаций, в которых использовалась данная методика. Это своеобразный «индекс используемости» методик. Анализ используемости методик, приведенных в TIPV, позволил сформировать следующий перечень самых популярных за рубежом методик:
1. Методики измерения интеллекта (Векслер, Равен, Стенфорд Бине) - 4052 шт.
2. Методики тревоги, депрессии, аффективных расстройств -1908 шт.
3. Личностные опросники - 1529 шт.
4. Методики по симптоматике - 791 шт.
5. Тесты достижения и тесты образования - 739 шт.
Еще одна важная характеристика Test in Print - в него включаются только методики, издающиеся в период публикации TIP специализированными издательствами. В Test in Print V содержится описание 2939 методик. Причем специально приводится список методик, издание которых прекращено за этот период и по нему можно вычислить индекс обновляемости психологического инструментария. В TIP V сообщается о 516 методиках, издание которых прекращено, значит индекс обновляемости составляет 15%.
Кроме Test in Print V в США издаются ежегодные обзоры тестов (MMY). Всего к настоящему времени издано 15 выпусков MMY.
К сожалению, в России на данный момент нет подобных изданий. Поэтому, нам показалось актуальным создание первого Компендиума психодиагностических методик, который позволил бы, с одной стороны, хотя бы частично отобразить историю психодиагностики в России а, с другой стороны, сформировать представление о ее современном состоянии. И, самое главное, Компендиум можно использовать как пособие по оперативному поиску необходимых методик или сведений о них.
В отличие от TIP и MMY в наш Компендиум вошли все опубликованные в печати, но необязательно издаваемые в специализирующихся издательствах методики. Поскольку, во-первых, нам хотелось собрать и «сосчитать» отечественный арсенал методик; во-вторых, в нашей стране очень малое количество методик издается в качестве
психологического инструментария. Многие из методик авторы никогда и не предполагали издавать. Они скорее были разработаны для одноразового использования в конкретном исследовании. Кроме того, на протяжении десятилетий у нас в стране не было специализированных организаций, занимающихся изготовлением для продажи и разработкой психологического инструментария. Профессиональным сообществом не были выработаны требования ни к самим методикам, ни к способам их распространения, ни к компетенции пользователей, что уже давно сделано в развитых странах. Только сейчас РПО предпринимает усилия в этом направлении. До сих пор существует вопиющая практика нарушений правил, признаваемых подавляющим большинством стран. В первую очередь - это запрет на публикацию в открытой печати текстов самих методик, ключей для обработки и критериев для интерпретации результатов. Однако, например, издательство «Речь» с молчаливого согласия психологического сообщества регулярно издает психологические методики в открытой печати полностью. Еще хуже то, что даже специализированный психологический журнал «Психодиагностика» нарушил это правило. Совсем недавно (№2, 2007) он полностью опубликовал методику С. Розенцвей-га, не только, нарушив все правила распространения методики, но, не сообщая о наличии у автора каких-либо прав на ее адаптацию и распространение в России. Данный факт, как и многие другие, является свидетельством незнания, а часто даже непонимания о существовании авторских прав, как на отечественные, так и на зарубежные методики. Издательства и фирмы, фактически распространяют контрафактную продукцию, что является в соответствии с законом об охране авторских прав уголовным правонарушением.
Создание Компендиума психодиагностических методик России включало несколько этапов:
1. Поиск методик
Для реализации данной задачи были просмотрены книги и учебники, словари, справочники и практикумы по психодиагностике, сборники и энциклопедии психодиагностических методик и т.п. Поиск методик также осуществлялся пока только в 15 наиболее распространенных психологических журналах:
1. Вестник МГУ. Серия 14. Психология.
2. Вестник практической психологии образования.
3. Вопросы психологии.
4. Журнал практического психолога.
5. Мир психологии.
6. Прикладная психология.
7. Психологическая диагностика.
8. Психологическая наука и образование.
9. Психологический журнал.
10. Психологическое обозрение.
11. Психология в вузе.
12. Психология зрелости и старения.
13. Психология и школа.
14. Психология. Журнал Высшей школы экономики.
15. Сибирский психологический журнал.
Помимо этого были разосланы электронные письма в крупнейшие университеты страны с просьбой выслать описание тех методик, которые разработаны на соответствующих факультетах и отдельными авторами. С данной просьбой мы обращались и к некоторым известным разработчикам методик.
На данный момент Компендиум российских психодиагностических методик включает более 500 методик за период с 1907 г. по 2007 г., т. е. за 100 лет.
2. Описание методик
В Компендиуме представлена краткая информация о каждой методике по следующей схеме, аналогичной схеме описания методик в Test in Print V [2]:
1. Название.
2. Сокращенное название.
3. Цель исследования.
4. Форма проведения.
5. Исследуемые.
6. Автор(ы).
7. Год издания.
8. Структура методики.
9. Время проведения.
10. Информация о стандартизации.
11. Источник.
12. Издатель.
13. Комментарии.
Раздел «Структура» предполагает краткое изложение структуры методики:
а) количество вопросов, утверждений, описание заданий, этапов проведения методики;
б) форма ответов; в) наличие шкал; г) обработке и оценка результатов.
В разделе «Источник» указывается книга или статья, где соответствующая методика подробно описана. В большинстве случаев - это первоисточники, в которых впервые была опубликована данная методика. Помимо этого в Компендиум включены и сами выдержки из книг и журнальные статьи, где описана методика, и на которые мы делаем ссылки.
Раздел «Издатель» предполагает ссылку на организации, в которых можно приобрести данную методику. На сегодняшний день по нашим данным существует 6 центров, занимающихся изданием психологических методик: «Иматон» (г. Санкт-Петербург), «Психодиагностика» (г. Ярославль), «Гуманитарные технологии» (г. Москва), Психологический центр «ПсиХрон» (г. Челябинск), «Когито-Центр» (г. Москва), НПФ «АМАЛТЕЯ» (г. Санкт-Петербург). Кроме того, к сожалению, методики продолжают издаваться не специализированными фирмами, а различными книжными издательствами.
Раздел «Комментарии» включает дополнительную информацию о методике: наличие вариантов, параллельных форм, сти-мульного материла, какой-либо аппаратуры для ее проведения и т.п.
3. Создание электронной версии Компендиума российских психодиагностических методик
Компендиум представлен в электронной форме. Данный вариант наиболее оптимален, поскольку дает возможность осуществлять быстрый поиск необходимой методики. При этом поиск может осуществляться в 2 вариантах:
1. Простой поиск - по ключевым разделам, которые входят в структуру описания методики (название, сокращенное название, автор (ы), исследуемые).
2. Сложный поиск - по типу и предмету методики, а также по ключевым словам (словосочетаниям).
Все методики в Компендиуме классифицированы по типу и предмету. Данные классификации методик отличаются от научных: они является рабочим вариантом, удобным для структурированного поиска.
В ходе анализа выделены следующие типы методик:
1. Опросники и шкалы.
2. Тесты способностей и достижений.
3. Проективные методики.
4. Психосемантические методики.
5. Ассоциативные методики.
6. Анкеты.
7. Экспертные методики.
8. Методики попарного сравнения.
9. Методики свободного выбора.
10. Методики ранжирования.
11. Комбинированные методики (состоящие из нескольких типов).
12. Структурирование интервью.
13. Психофизиологические методики.
14. Клинико-психологические методики.
15. Аппаратурные методики.
16. Другое.
Также все методики в Компендиуме классифицированы по предмету. В ходе анализа были выделены следующие категории для данной классификации:
1. Личностные особенности (свойства, качества).
2. Направленность и мотивация.
3. Темперамент и свойства нервной системы.
4. Характер.
5. Самооценка, самоотношение.
6. Интеллект, специальные способности, достижения.
7. Когнитивная сфера.
8. Волевая сфера.
9. Эмоциональная сфера.
10. Состояния.
11. Стили.
12. Ценности и смыслы.
13. Межличностные отношения.
14. Аттитюды (установки и отношения).
15. Нарушения и отклонения психического функционирования.
16. Полиориентированные методики (включающие несколько предметов исследования).
17. Прочее.
Любой вид поиска предполагает получение информации о каждой методике по всем 13 разделам структуры описания методик.
Компендиум включает только краткую информацию о методиках, при этом сами методики не публикуются. Также в Компендиуме собраны, насколько это было возможным, первоисточники, тексты авторских публикациях о методиках. Особо подчеркнем, что в Компендиум вошли только найденные нами или присланные авторами методики. Поэтому, понятно, что перечень методик является неполным и предполагается постоянная его доработка.
4. Первичный анализ сийских психодиагностических проведен в
Первичный анализ Компендиума рос- 3-х направлениях:
Рис. 1. Соотношение методик по типу
Как видно из рис. 1 более половины методик Компендиума (57 %) - это опросники и шкалы. Далее 11% составляют тесты способностей и достижений. На третьем месте
(8%) - проективные методики. Остальные 13 типов методик в сумме составляют лишь 24% от общего количества.
Рис. 2. Соотношение методик по предмету
Распределение методик по предмету оказалось более разнородным. Для анализа было условно выделено 3 группы методик. Как видно из рис. 2 в большей степени в Компендиуме представлены методики, объединенные нами в первую группу - это ме-
тодики, исследующие личностные особенности (свойства, качества) (12 %), межличностные отношения (11%), направленность и мотивацию (10%). Самым многочисленным оказался раздел «Прочее» (методики, которые не удалось отнести ни к одной катего-
рии) (13%). Как правило, это методики, созданные для очень узкого, конкретного исследования, частного случая, и для более широкого использования не предназначены. Наконец, самыми малочисленными методиками в Компендиуме оказались методики, измеряющие характер, самооценку и само-
отношение, стили, состояния и полиориен-тированные методики (1-2 %). Возможно, с одной стороны, это связано с тем, что данные разделы сформулированы слишком узко, с другой стороны, данные методики могут быть действительно наименее представлены в российской психодиагностике.
%
И Количество методик (в %)
1907 1920 1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990 2000
Годы
Рис. 3. Соотношение количества методик в разные десятилетия
Как видно из рис. 3 за первые шесть десятилетий удалось найти только около 4% методик от общего количества. Как известно, данный период был очень сложным для развития психодиагностики в России. После постановления ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» многие методики, как и предписывалось постановлением, были изъяты и уничтожены. Только в некоторых библиотеках сохранились библиографические карточки (формуляры), но самих книг в хранилищах почти нет. Тем не менее нам удалось найти описание 20 методик за данный период (авторы благодарят к. пс. н., ст. н. с. факультета психологии СПбГУ Курганского Н.А. за оказанную помощь в библиографическом поиске публикаций о методиках за период 1910— 1940 гг. в БАН). Кроме уже отмеченного постановления ЦК ВКПб, следует упомянуть и знаменитую «павловскую» сессию двух Академий (1950). Было фактически запрещено не только практическое использование тестов, но под идеологическим нажимом были
разработаны теории о ненужности и буржуазности тестов. Даже период «оттепели» (50-60-х годов) не изменил ситуации. Число методик созданных за эти два десятилетия составило около 2%. Однако, возможно, что многие методики данных периодов по разным причинам оказались недоступными для нас. Начиная, с 1970 г. можно отметить увеличение количества создаваемых методик. Именно с 1970-1980 гг. начинается период интенсивного развития отечественной психодиагностики. Только в 1970-е годы было опубликовано столько статей о создании методик, сколько нам не удалось найти в сумме за первые 6 десятилетий (11%). За последнее десятилетие (1997-2007 гг.) создано более 40% всех отечественных методик.
Кроме количественного анализа психодиагностических методик Компендиум позволяет провести и анализ качества нашего инструментария, культуры его разработки и изложения способов проверки. Так, в подавляемом большинстве публикаций с описанием методик не приводятся данные об их
психометрической проверке, отсутствуют какие-либо сведения даже о попытках проверки методик на валидность и надежность. А хорошо известно, что методики без такой проверки - это еще не методики, а только гипотетический тестовый материал. Для того, чтобы картина с качеством разработанного отечественного инструментария была очевидной, при описании соответствующих методик в Компендиуме, в разделе «информация о стандартизации» прямо указывается, что она отсутствует. Несмотря на отсутствие сведений о проверке на валидность и надежность нами было принято решение о включении данных методик в Компендиум, во-первых, для полноты картины, во-вторых, потому что ни в СССР, ни в России не был разработан и официально принят Стандарт разработки психодиагностических методик. Только в последние годы экспертным советом РПО предпринимаются попытки описать и узаконить правила Сертификации профессиональных психологов, продуктов и услуг. В данном журнале приведен предложенный для обсуждения проект.
Таким образом, нами был кратко описан первый Компендиум психодиагностических методик России, этапы его создания, проведен первичный анализ полученных данных. В дальнейшем планируется включить в Компендиум перечень компьютерных психодиагностических программ и адаптированных зарубежных методик. Также планируется провести анализ процентного соотношения методик по типу, предмету исследования в разные десятилетия и др. рабо-
та. Но самое главное, необходимо продолжать поиск еще неописанных методик. В связи с этим, мы обращается к авторам методик, которые не вошли в Компендиум, с просьбой прислать нам необходимые сведения о методиках и тексты первоисточников по электронным адресам: [email protected], [email protected], [email protected], [email protected].
По вопросам приобретения Компендиума можно обращаться в Психологический Центр «Психрон»: г. Челябинск, ул. Воровского, 17 г, офис 1.
Телефон: +7(351)261-99-91.
Факс: +7(351)264-09-79.
E-mail: [email protected].
Литература
1. Большой энциклопедический словарь / А.М. Прохоров. -М.: Большая Рос. энцикл., СПб.: Норинт, 2000. -1434 с.
2. Linda, L.. Test in print V. An index to tests, tests reviews, and the literature on specific tests. / L. Linda et al. // The Buros Institute of Mental Measurements; The University of Nebraska - Lincoln; Nebraska, 1999.
3. Шмелев, А.Г. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов пед. Вузов / А.Г. Шмелев и др. - Москва, Ростов н/Дону: «Феникс», 1996. - 544 с.
4. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика. / Л. Ф. Бурлачук. - СПб.: Питер, 2002. - 352 с.
5. Батурин, НА. Психодиагностика в России / НА. Батурин // Вестник практической психологии образования, 2004. - №1.
6. Словарь иностранных слов / А.Г. Спи-ркин. - М: Рус. яз., 1979. - 622 с.