Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. Т. 27. № 4. С. 159-171 Lomonosov Linguistics and Intercultural Communication Journal, 2024, vol. 27, no. 4, pp. 159-171
ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ КУЛЬТУРЫ
Н.В. Карташева
КОМПАРАТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва,
Россия; natkartasheva@gmail. com
Аннотация: Компаративные исследования культуры — одно из перспективных, активно формирующихся направлений российской гуманитарной науки. Развитие полярных процессов глобализации и локализации культур, этноцентризма и мультикультурализма актуализирует задачу изучения культурного многообразия мира. Выявление единых принципов гармонизации человеческого сообщества и природы в культурах разных стран и континентов открывает новые пути предотвращения и решения острых политических конфликтов и экологических проблем современности. Созданная на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова научная группа «Компаративные исследования культуры: традиции и современность» объединила сотрудников различных кафедр факультета, занимающихся комплексными исследованиями культурных практик прошлого и настоящего. Особое внимание уделяется актуализации ценностных и смысловых оснований традиционных культур мира. Наряду с теоретическими проблемами научная группа по компаративным исследованиям культур вовлечена в разработку и моделирование новых форм межкультурного взаимодействия и путей повышения культурологической компетентности студентов и школьников, в том числе путем организации полевых исследований культуры с активным участием студентов ФИЯР. О перспективности и востребованности теоретических и прикладных изысканий данной научной группы свидетельствует большое число докладов и публикаций. Актуальность научных исследований в области культурологической компаративистики обусловлена насущной потребностью в обновлении межкультурных, межрегиональных, межэтнических и межконфессиональных аспектов современного гуманитарного знания.
Ключевые слова: компаративистика; традиционная культура; этнические культуры; методология исследований культуры; герменевтика; гуманитарные науки в Московском университете
Карташева Наталья Валерьевна — кандидат культурологии, зав. кафедрой сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; [email protected].
О Карташева Н.В., 2024
doi: 10.55959/MSU-2074-1588-19-27-4-12
Финансирование: Исследование выполнено при поддержке Научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».
Для цитирования: Карташева Н.В. Компаративные исследования культуры: традиции и современность // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. Т. 27. № 4. С. 159-171.
Научная группа «Компаративные исследования культуры: традиции и современность» была образована на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова в 2023 г. Она объединила активно работавшие с 2012 г. научные группы «Компаративные исследования культуры» (руководитель профессор А.В. Ващенко, после 2013 г. — доц. О.А. Комков) и «Традиционные культуры в современном мире» (руководитель доц. Н.В. Карташева). Проведенное объединение позволило укрупнить масштаб изучаемых явлений и совместить синхронические и диахронические подходы к исследованию культуры. Кроме того, среди участников объединенных групп много исследователей, чьи научные интересы лежат в сфере сравнительного изучения традиционных, этнических культур, мифологии и фольклора. Соединение двух тем в рамках одной группы позволило более рационально выстраивать исследовательские стратегии.
Присутствие в научной деятельности факультета культурологического направления не является случайным или вторичным явлением. Факультет иностранных языков МГУ был создан в период радикальных изменений в жизни страны, во многом, как ответ на запрос общества, оказавшегося не вполне готовым к полноценной коммуникации с представителями иных культур. Но с самого начала существования ФИЯР было очевидно, что утилитарное изучение языков недостаточно для выстраивания полноценного взаимопонимания людей различных культурных габитусов. В связи с этим в образовательных программах факультета появились уникальные курсы под общим названием «Мир изучаемого языка»; в русле лингвокультурологии стало активно развиваться преподавание основ межкультурной коммуникации, а для обеспечения культурологической и литературоведческой составляющей подготовки лингвистов была создана кафедра сравнительного изучения национальных литератур и культур. Но, как известно, преподавание — лишь одна из форм деятельности университета. Классический университет призван, по словам Вильгельма Гумбольдта, «возделывать науку в самом широком и глубоком смысле этого слова и употреблять ее в качестве материала для духовного и нравственного образования» 160
[Гумбольдт]. Публикации результатов научной работы в форме статей и монографий, подготовка научных кадров в аспирантуре и докторантуре, проведение международных конференций — все составляющие академической университетской науки способствовали развитию фундаментальных междисциплинарных исследований культуры на факультете иностранных языков и регионоведения, обеспечивая ему достойное место среди «старших» гуманитарных факультетов Московского университета. Таким образом, фундамент для возникновения научной группы по компаративным исследованиям культуры был заложен с первых лет существования факультета иностранных языков и регионоведения. Последующие годы, отмеченные масштабными и неоднозначными процессами в мировой и отечественной культуре, подтвердили актуальность компаративной методологии в науке и важность обращения к традиционным ценностям и смыслам.
В 2020 г. ректор Московского университета академик Виктор Антонович Садовничий инициировал создание новых форм организации научной жизни в университете, отвечающих основным тенденциям развития современной науки и позволяющих оптимизировать исследовательский потенциал различных факультетов. Основные задачи отечественной гуманитарной науки в МГУ была призвана решать Междисциплинарная научно-образовательная школа Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия». На факультете иностранных языков и регионоведения в рамках НОШ под руководством декана профессора Галины Георгиевны Молчановой было сформировано направление научных исследований «Когнитивные модусы коммуникации как средства формирования общегуманитарных компетенций человека нового поколения». Само название направления свидетельствует о верности университетским традициям — не только образование и наука, но и формирование личности, способной сохранить и творчески развить общемировое и отечественное культурное наследие. Научная группа «Компаративные исследования культуры: традиции и современность» органично включилась в работу в рамках нового научного направления.
Происходившее в последние 30 лет интенсивное переосмысление истории отечественной культуры, развитие процессов глобализации и локализации культур, мультикультурализма и этноцентризма, активное развитие новых форм информационного обмена и транскультурного взаимодействия на фоне многочисленных «столкновений цивилизаций» поставили перед гуманитарной наукой целый ряд новых задач по изучению истории формирования культурного многообразия мирового сообщества и принципов его существования
в современном мире. Как справедливо отмечал С. Хантингтон, «за годы, прошедшие после окончания холодной войны, мы стали свидетелями начала огромных перемен в самоидентификации народов и символах их идентичности. Глобальная политика начала выстраиваться вдоль новых линий — культурных» [Хантингтон, 2014]. Сравнительные исследования предполагают качественно новый уровень категориальных и типологических сопоставлений, которые поднимались бы над сложившимися научными стереотипами в области сравнительно-исторического изучения цивилизационного треугольника «Россия — Запад — Восток». Разработка методологии компаративистики подразумевает как освоение опыта сравнительно-исторических исследований в различных областях гуманитарного знания, так и создание собственного исследовательского аппарата, основанного на понимании культуры как целостной системы, все элементы которой соотнесены с ценностным ядром.
Компаративная культурология — широкое интердисциплинарное научное поле взаимодействия истории, этнографии, социологии, антропологии, лингвистики, философии, искусствознания, литературоведения. Эвристический потенциал компаративистики обусловлен ее интегративным характером, основывающимся на рефлексии культурного многообразия мира. Выбор методологических подходов в сравнительных исследованиях определяется различными аспектами — социальными, языковыми, этническими, религиозными, позволяющими в совокупности идентифицировать культурные целостности и определять их индивидуальные особенности. В сущности, в процессе мощных трансформаций, переживаемых культурой в постновейшую эпоху, именно компаративистика становится наиболее конструктивным подходом в гуманитарных исследованиях, так как компаративный принцип позволяет, с одной стороны, признавать наличие различий и тем самым постулировать разнообразие как имманентное свойство человеческой цивилизации, а с другой стороны — выявлять тонкие нити родства и сходства, связывающие, объединяющие различные культурные миры и не дающие этому пестрому миру «рассыпаться» на автономные и враждебные атомы.
В отличие от классической модели культуры, четко очерчивающей компоненты исследовательского поля гуманитарных наук (язык, искусство, религия, фольклор и т.п.), современная культура значительно расширяет возможности сравнительных исследований, актуализируя наряду с традиционными объектами изучения субкультурные, информационные, идентификационные, гендерные, технологические и иные аспекты. Кроме того, само определение «сравнительный» в наше время уже не ограничивается непосред-162
ственной характеристикой метода исследования, а приобретает концептуальное звучание, подчеркивая невозможность изучения какого-либо культурного феномена без включения его в широкий культурно-исторический контекст, без сопоставления его в диахронии и синхронии с множеством иных предшествовавших, последовавших или соположенных феноменов. И если первоначально компаративистика понималась как сравнение сосуществующих в едином временном континууме объектов, то современный подход, апеллируя к одному из базовых принципов культурологической науки, принципу историзма, легитимизирует сравнение феноменов различных культурных эпох. Таким образом, название научной группы «Компаративные исследования культуры: традиции и современность» вбирает в себя все многообразие возможных сопоставлений в процессе научного изучения культуры. В частности, в задачи данного научного направления входит глубокое изучение этнокультурной специфики и полиморфизма русской культуры; исследование инокультурных миров в их взаимном влиянии; выявление типологических, морфологических, функциональных, пространственно-временных закономерностей развития культурных форм. Особое место в деятельности группы занимает анализ константных составляющих человеческого способа существования (язык, речь, мышление, понимание, интерпретация, общение, деятельность, отношение, целеполагание и т.д.) с позиций междисциплинарного, интегрирующего научно-гуманитарного подхода.
Теоретические основы культурной компаративистики разрабатывались в трудах участников группы О.А. Комкова, И.Л. Анастасьевой, Е.Ю. Деревцовой, К.В. Дудакова-Кашуро, Н.В. Кузнецовой, А.В. Богомаз, А.И. Кашковой. В рамках теоретического направления был уточнен категориальный аппарат исследования по проблематике группы, проанализированы новые ряды функциональных и пространственно-временных закономерностей развития культурных форм. Важными результатами работы группы стало обоснование в ряде статей и докладов особой значимости нового уровня категориальных и типологических сопоставлений в области сравнительно-исторических исследований, а также дальнейшее развитие основ культурфилософской антропологии [Комков, 2018; Анастасьева, 2020]. Развитие теоретических принципов и методологии иконоло-гической герменевтики художественного теста как особого направления в интерпретационном подходе к изучению истории культуры стало основным содержанием работ кандидата культурологии, доцента О.А. Комкова. Своеобразие его научного метода обусловлено, также, профессиональной переводческой практикой, которая в основе своей имеет все то же сопоставление ментальных образов
и вербальных моделей разных языковых миров. К теоретическому направлению в деятельности группы относятся работы доцента, кандидата культурологии И.Л. Анастасьевой по теории игровой культуры и аксиологии межкультурного взаимодействия, исследования доцента, кандидата культурологии К.В. Дудакова-Кашуро по проблемам взаимодействия массовой и элитарной культуры, экспериментальным и авангардным явлениям в искусстве, а также исследования молодых участников группы, посвященные феномену автобиографизма, онтологическим категориям в художественной структуре античной трагедии, художественным практикам модернизма и постмодернизма, феномену искусства наива в контексте традиционной культуры.
Совершенно особое место в сфере интересов научной группы занимает русская культура — ее традиции и духовные основы, судьбы и свершения ее выдающихся представителей, взаимодействие с иными культурными мирами. Идея России — самобытного государства-цивилизации, заявленная как концептуальная основа государственной политики в выступлении президента Российской Федерации В.В. Путина1, еще в конце 1990-х годов была положена в основу авторского курса «Русский мир в контексте мировых цивилизаций», разработанного заслуженным профессором МГУ имени М.В. Ломоносова, первым руководителем кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур Валентином Ивановичем Фатющенко (1935-2006). Этот курс стал фундаментом для дальнейшего развития исследований русской культуры на ФИЯР. Участники группы И.В. Моклецова, М.М. Лоевская, Н.В. Карташева, И.В. Васильева сфокусировали свое внимание на духовных основах и идейно-философском наследии русской культуры, рассматривая их в историческом и цивилизационном контексте. Профессор доктор филологических наук И.В. Моклецова последовательно изучает традиционные духовные практики русского народа, а также их рефлексию в творчестве выдающихся представителей русской культуры — П.А. Вяземского, А.Н. Муравьева, Н.В. Гоголя, Я.П. Полонского, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова [Моклецова, 2020]. В круге научных интересов профессора доктора культурологии М.М. Лоевской тексты русской культуры — летописные, агиографические, исторические и художественные [Лоевская, 2020]. В их сопоставлении обнаруживаются те составляющие русской духовной
1 «Россия — это не просто страна, это действительно отдельная цивилизация: это многонациональная страна с большим количеством традиций, культур, вероисповеданий», — заявил Владимир Путин в программе «Москва. Кремль. Путин» на телеканале «Россия 1». URL: https://rg.ru/2020/05/17/putin-nazval-rossiiu-otdel-noj-civilizaciej.html (дата обращения 07.05.2024).
культуры, которые не теряют своего значения даже при радикальной трансформации культурно-исторического контекста. Проблема сохранения ценностей и смыслов русской культурной парадигмы при переходе российского общества в эпоху модерна исследуется в ряде работ Н.В. Карташевой. Е.В. Жбанкова и Л.Ю. Чашкина сосредоточили свое внимание на изучение русской культуры повседневности в ее советском изводе.
Одной из базовых исследовательских задач научной группы является реконструкция традиционных мировоззренческих моделей, определивших облик культурных эпох и региональных ойкумен в их развитии. Исследование традиционных культур мира как особого феномена и культурных традиций как основного механизма культурной динамики имеет давнюю историю на факультете иностранных языков и регионоведения. Его основы во многом были сформированы профессором доктором филологических наук Александром Владимировичем Ващенко (1948-2013), крупнейшим исследователем этнических культур России и Америки, знатоком фольклора и мифологии. Ученики Александра Владимировича — Н.В. Карташева, Ю.С. Овчинникова, К.С. Романов развивают это направление в рамках работы научной группы «Компаративные исследования культуры: традиции и современность» и, в свою очередь, воспитывают новое поколение исследователей традиционной культуры.
Так, продолжая развивать идеи профессора А.В. Ващенко, кандидат культурологии, доц. Н.В. Карташева в своих работах рассматривает культуры малых народов Сибири, Америки и Дальнего Востока сквозь призму национальной политики Российской империи и миссионерской деятельности РПЦ [Карташева, 2022]. Доцент, канд. культурологии Ю.С. Овчинникова специализируется в сферах этно-музыкологии и этнопедагогики. Музыкальный код, как известно, один из базовых кодов культуры, затрагивающий глубинные слои психологии и отражающий накопленный коллективный опыт взаимодействия человека с миром природы [Баркова, 2013; Овчинникова, 2022]. Этномузыкальные исследования позволяют выявить основу жизнепонимания этноса на самых ранних этапах его существования и спроецировать этот опыт на современный мир, так остро нуждающийся в осознанном и гармоничном взаимодействии с природой. Вполне закономерно, что от изучения музыки в традиционных культурах исследовательница перешла к изучению народной педагогики и той роли, которую в ней играет воспитание красотой и творчеством [Овчинникова, 2019]. Иное направление научных интересов А.В. Ващенко продолжено в работах кандидата культурологии, доц. К.С. Романова. Предмет его изучения — столкновение
этнических традиций и постмодернистской парадигмы сегодняшней западной цивилизации, а также современные методологические подходы в зарубежных cultural studies [Романов, 2015].
Этническое как предмет разностороннего исследовательского внимания занимает значительное место в трудах участников группы. Так, работы О.А. Егоровой, Е.Г. Грушевской, В.М. Махлина, Н.А. Протоповой, С.А. Сидневой посвящены культурному синкретизму в различных этнических традициях, сравнительному изучению британского и русского фольклора, этническому своеобразию современных культур Средиземноморья и многому другому. В результате проведенных исследований были выявлены культурные формы и практики, позволяющие этническим культурам адаптироваться к современной цивилизационной реальности и продолжать выполнять важнейшие функции духовного жизнеобеспечения и культурной идентификации.
Традиционная культура как одна из базовых исторических моделей культуры требует разработки особых подходов к ее изучению. Важно выявить различные формы актуализации традиционных культур в современном культурном пространстве, исследовать педагогические и психологические аспекты популяризации традиционных культур. В рамках группы проводится работа по анализу наиболее актуальных в современной социокультурной ситуации аспектов традиционной культуры: этноконфессионального, педагогического, интегративного, визуального, социального. Проблематика традиции и новации сквозь призму творческой личности исследуется в рамках регулярно проводимой с 2005 г. кафедрой сравнительного изучения национальных литератур и культур Международной научной конференции «Феномен творческой личности в культуре. Фатющенковские чтения». Ее итоги нашли отражение в публикации сборников докладов и материалов [Феномен творческой личности в культуре, 2023].
Своеобразие бытования традиционных культур в современном мире стало также предметом эмпирических исследований с использованием разнообразного методологического инструментария: включенное наблюдение, полевые исследования, опросы, анализ информационного поля и др. Активное участие в данных исследованиях студентов позволило выстроить полный цикл научно-исследовательской работы: от проведения полевой практики в культурном пространстве исторического города (Каргополь, Елец, Рязань), сельского поселения (с. Константиново Рязанской области) до презентации полученных результатов на факультете иностранных языков и регионоведения, публикации научных статей. Проводимые 166
исследования также получили освещение в социальных сетях и СМИ.
Характеризуя деятельность группы по компаративным исследованиям культуры, нельзя не упомянуть о постоянно развивающемся академическом сотрудничестве. Известно, что научные коммуникации, обмен суждениями и совместные исследования — значимый компонент развития любого научного направления. Участники группы взаимодействуют с исследователями российских и зарубежных университетов и научных институтов РАН, с музеями, архивами, библиотеками, научными обществами и общественными организациями (в частности, с Научно-образовательным культурологическим обществом (НОКО), Международной ассоциацией преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), Императорским Православным Палестинским обществом (ИППО), Российским обществом по изучению США и Канады, Союзом переводчиков Сербии, Институтом итальянской культуры, Культурным центром Смедерево (Сербия), Научно-образовательным центром «Гнозис» (Кипр), Китайской академией искусств и др.). География научных конференций и совместных проектов, участниками которых были члены группы, весьма обширна. Это Рязань, Елец, Петрозаводск, Ярославль, Симферополь, Вологда, Тотьма, Санкт-Петербург и другие российские города, а также Никосия (Кипр), Смедерево (Сербия), Барселона, Гранада, Валенсия (Испания), Оломоуц (Чехия), Стамбул (Турция), Минск (Белорусь), Астана (Казахстан), Ереван (Армения) и др.
Особое внимание участники группы уделяют разработке методических аспектов преподавания культурологических дисциплин. На основе полученных научных результатов разработаны и введены в преподавание новые курсы: «Формы визуальной репрезентации культуры в современном мире», «Сравнительная мифология», «Русский театр в мировом контексте», «Современные формы трансляции нематериального культурного наследия», «Традиционные культуры в современном мире», «Музейная культура в России и за рубежом», «История и культура сквозь призму литературного текста», «Россия Х1Х-ХХ вв.: социальные трансформации и художественная культура», «Культуры народов России». Была разработана серия спецкурсов и спецсеминаров, учебных программ и учебно-методических работ, посвященных истории антропологической мысли в культурах России, Европы и Востока. Под руководством сотрудников группы ежегодно защищаются курсовые и выпускные квалификационные работы, магистерские диссертации.
Количественные данные являются сугубо формальным показателем интенсивности научного труда и не могут выразить всей полноты объективной картины проведенной работы. Однако резуль-
таты деятельности объединенной группы только за 2023 г. всё же свидетельствуют о большой интенсивности научного поиска. Была проведена апробация полученных научных результатов в виде публикации 48 статей, девяти монографий и книг переводов; участники группы за год выступили с 82 докладами на международных и всероссийских конференциях. Была продолжена фиксация полученных в результате научной работы выводов в докторских и кандидатских диссертациях участников группы. Перспективы работы научной группы «Компаративные исследования культуры: традиции и современность» определяются как актуальностью проблематики проводимых исследований, так и вовлеченностью в работу группы молодого поколения — студентов, магистрантов, аспирантов. Переживаемые европейской цивилизацией кризисные явления настоятельно побуждают российских ученых расширять пространство научных интересов, включая в него культуры Юга и Востока, и в этой ситуации сложившиеся на факультете иностранных языков и регионоведения традиции изучения этнических культур позволяют внести весомый вклад в активно развивающиеся новые направления. Внимание к традиционным ценностям и духовным основаниям культуры сегодня все больше осознается как важнейшая опора и залог выживания российского общества, и в этом ключе исследования российской цивилизации, проводимые участниками группы по компаративным исследованиям культуры, приобретают особую значимость.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анастасьева И.Л. Феномен игры в шар как опыт мистической практики движения души к себе (Николай Кузанский) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. N° 4. С. 105-115.
2. Баркова Ю.С. Музыкальное Миротворчество: традиционная музыка народов мира в духовно-экологической цивилизации. М., 2013.
3. Гумбольдт В. О внутренней и внешней организации высших научных учреждений в Берлине // Перевод и комментарий Виталия Куренного. Публикация на сайте Высшей школы экономики. URL: https://www.hse.ru/data/746/451/123 3/%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9_ %D0%92%D0%90_%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B1%D0%BE%D0%BB% D1%8C%D0%B4%D1%82_%D0%9E%20%D0%B2%D0%BD%D1%83%D1%82. rtf (дата обращения: 11.05.2024).
4. КарташеваН.В. Проблема русификации коренных народов Сибири в православной миссионерской публицистике второй половины XIX в. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 4. С. 173-184.
5. Комков О.А. Imago hominis: образы человека в философии культуры XX-XXI веков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 3. С. 200-207.
6. Лоевская М.М. Истоки эмоционально-экспрессивного стиля в житии протопопа Аввакума // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2020. № 1. С. 37-48.
7. Моклецова И.В. Традиция милосердия в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 2. С. 76-85.
8. ОвчинниковаЮ.С. Педагогическая значимость постижения трансформационных музыкальных практик народов мира в современном образовании // Музыкальное искусство и образование. 2019. Т. 7. № 2. С. 57-76.
9. Овчинникова Ю.С. Этнокультурные интонационные коды музыкальных практик: опыт построения культурологической модели анализа // Культура и цивилизация. 2022. Т. 12. № 5-1. С. 412-420.
10. Романов К.С. Перемена перспективы: благородный дикарь, колонизация и постколониализм в художественном мире Кента Монкмана // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 1. С. 64-71.
11. Феномен творческой личности в культуре: Фатющенковские чтения. Вып. 10: Материалы X Международной научной конференции: Сб. статей / [отв. ред. Н.В. Карташева]. Вып. 10. М., 2023.
12. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2014. URL: https://www.litres. ru/book/semuel-hantington/stolknovenie-civilizaciy-129246/chitat-onlayn/ (дата обращения: 11.05.2024).
Natalya V. Kartasheva
COMPARATIVE CULTURE STUDIES: TRADITIONS AND MODERNITY
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; [email protected]
Abstract: Comparative culture studies is one of the promising and actively forming areas of the Russian humanities. The development of polar processes of globalization and localization of cultures, ethnocentrism and multiculturalism actualizes the task of studying the cultural diversity of the world. The discovery of common principles of harmonization of the human society and nature in the cultures of different countries and continents opens up new ways to prevent and solve acute political conflicts and environmental problems of our time. Created at the Faculty of Foreign Languages and Area Studies of Lomonosov Moscow State University, the research group brought together staff from various departments of the faculty engaged in holistic studies of cultural practices of the past and present. Special attention is paid to the actualization of the values and conceptual foundations of traditional cultures of the world. Along with theoretical problems, the research group in comparative culture studies is involved in the development and modeling of new forms of intercultural interaction and ways to improve the cultural competence of university and high school students. This is achieved, among other things, by organizing field culture studies in which the students of the faculty take an active part. The prospects and relevance of both theoretical and applied work of the research group "Comparative Culture Studies: Traditions and Modernity" are evidenced by a large number of conference papers and publications. The importance of scientific research in the field of comparative culture studies is due to the urgent need to update the
intercultural, interregional, interethnic and interconfessional aspects of modern humanitarian knowledge.
Keywords: comparative studies; traditional culture; ethnic cultures; methodology of culture studies; hermeneutics; humanities at Moscow State University
Funding: This research has been supported by the Interdisciplinary Scientific and Educational School of Moscow University "Preservation of the World Cultural and Historical Heritage".
For citation: Kartasheva N.V. (2024) Comparative Culture Studies: Traditions and Modernity. Lomonosov Linguistics and Intercultural Communication Journal, vol. 27, no. 4, pp. 159-171. (In Russ.)
About the author: Natalya V. Kartasheva — PhD in Cultural Studies, Associate Professor, Head of the Department of Comparative Literature and Culture, Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University; [email protected].
REFERENCES
1. Anastas'eva I.L. 2020. Fenomen igry v shar kak opyt misticheskoi praktiki dvizheni-ya dushi k sebe (Nikolai Kuzanskii) [Play As a Mystical Practice of the Soul Moving Toward Itself in the Writings of Nicolaus Cusanus]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 4, pp. 105-115. (In Russ.)
2. Barkova Yu.S. 2013. Muzykal'noe MiroTvorchestvo: traditsionnaya muzyka narodov mira v dukhovno-ekologicheskoi tsivilizatsii [Musical Peacemaking: Traditional Music of the Peoples of the World in a Spiritual and Ecological Civilization]. Moscow, Tipografiya MGU. (In Russ.)
3. Gumbol'dt V. O vnutrennei i vneshnei organizatsii vysshikh nauchnykh uchrezhde-nii v Berline [The internal and external organization of higher scientific institutions in Berlin.]. (In Russ.) URL: https://www.hse.ru/data/746/451/1233/%D0%9A%D1% 83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%92%D0%9 0_%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4 %D1%82_%D0%9E%20%D0%B2%D0%BD%D1%83%D1%82.rtf (accessed: 11.05.2024)
4. Kartasheva N.V. 2022. Problema rusifikatsii korennykh narodov Sibiri v pravoslavnoi missionerskoi publitsistike vtoroi poloviny XIX v [The issue of the Russification of indigenous peoples in Siberia through Orthodox missionary activities in the second half of the 19th century.]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 4, pp. 173-184. (In Russ.)
5. Komkov O.A. 2018. Imago hominis: obrazy cheloveka v filosofii kul'tury XX-XXI vekov [Imagohominis: human images in the philosophy of culture of the 20th-21st centuries: the program of the inter-faculty course]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no 3, pp. 200-207. (In Russ.)
6. Loevskaya M.M. 2020. Istoki emotsional'no-ekspressivnogo stilya v zhitii protopopa Avvakuma [The origins of the emotionally expressive style in the writings of Archpriest Avvakum]. Sotsial 'nye i gumanitarnye nauki na Dal 'nem Vostoke, no. 1, pp. 37-48. (In Russ.)
7. Mokletsova I.V. 2020. Traditsiya miloserdiya v poeme N.V. Gogolya Mertvye dushi [The Tradition of Mercy in N. V. Gogol's Poem "Dead Souls"]. Moscow State Uni-
versity Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 2, pp. 76-85. (In Russ.)
8. Ovchinnikova Yu.S. 2019. Pedagogicheskaya znachimost' postizheniya transformat-sionnykh muzykal'nykh praktik narodov mira v sovremennom obrazovanii [The pedagogical importance of understanding the transformational musical traditions of the people of the world in contemporary education.]. Muzykal'noe iskusstvo i obra-zovanie, vol. 7, no. 2, pp. 57-76. (In Russ.)
9. Ovchinnikova Yu.S. 2022. Etnokul'turnye intonatsionnye kody muzykal'nykh praktik: opyt postroeniya kul'turologicheskoi modeli analiza [Ethnocultural Intonation Codes of Musical Practices: The Experience of Building a Cultural Analysis Model]. Kul'tura i tsivilizatsiya, vol. 12, no. 5-1, pp. 412-420. (In Russ.)
10. Romanov K.S. 2015. Peremena perspektivy: blagorodnyi dikar', kolonizatsiya i postkolonializm v khudozhestvennom mire Kenta Monkmana [Perspective Shift: "the Noble Savage", Colonization and Post-colonialism in Kent Monkman's Art]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 1, pp. 64-71. (In Russ.)
11. Kartasheva N.V., ed. 2023. Fenomen tvorcheskoi lichnosti v kul'ture: Fatyushchen-kovskie chteniya. [The Phenomenon of Creative Personality in Culture: Readings in Memory of V.I. Fatyuschenko]. Moscow, Nauka. (In Russ.)
12. Khantington S. 2014. Stolknovenie tsivilizatsii [The Clash of Civilizations]. Moscow, AST Publishers. (In Russ.) URL: https://www.litres.ru/book/semuel-hantington/ stolknovenie-civilizaciy-129246/chitat-onlayn/ (accessed: 07.05.2024).
Статья поступила в редакцию 13.05.2024; одобрена после рецензирования 29.05.2024;
принята к публикации 28.06.2024;
The article was submitted 13.05.2024; approved after reviewing 29.05.2024; accepted for publication 28.06.2024.