Научная статья на тему 'Компаративная риторика'

Компаративная риторика Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1387
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / РИТОРИКА / КОММУНИКАЦИЯ / АРГУМЕНТАЦИЯ / ИЗОБРЕТЕНИЕ / УКРАШЕНИЕ / РАСПОЛОЖЕНИЕ / ОРАТОР / СТИЛЬ / ФИГУРЫ / ТРОПЫ / ДИСКУРСИВНЫЕ ФОРМАЦИИ / METHODS OF TEACHING / RHETORIC / COMMUNICATION / ARGUMENTATION / INVENTION / ORNAMENT / DISPOSITION / ORATOR / STYLE / FIGURES / TROPES / DISCOURSE FORMATIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Махов Александр Евгеньевич

Дисциплина «Компаративная риторика» является частью профессионального цикла (вариативная часть) дисциплин подготовки студентов по направлению «Филология». Преподавание реализуется на историко-филологическом факультете РГГУ кафедрой теоретической и исторической поэтики. Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с законами порождения и построения речи, принципами эффективной коммуникации, многообразием риторических стратегий в разных исторических и национальных культурах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative Rhetoric

The discipline «Comparative Rhetoric» is part (optional) of professional disciplines preparing students in the field of philology. It is taught at Institute of Philology and History, RSUH, the Chair of Theoretical and Historical Poetics. The content of the discipline includes questions about the laws of producing and constructing speech, principles of effective communication, diversity of rhetorical strategies in different historical and national cultures.

Текст научной работы на тему «Компаративная риторика»

А.Е. Махов

КОМПАРАТИВНАЯ РИТОРИКА

Дисциплина «Компаративная риторика» является частью профессионального цикла (вариативная часть) дисциплин подготовки студентов по направлению «Филология». Преподавание реализуется на историко-филологическом факультете РГГУ кафедрой теоретической и исторической поэтики. Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с законами порождения и построения речи, принципами эффективной коммуникации, многообразием риторических стратегий в разных исторических и национальных культурах.

Ключевые слова: методика преподавания; риторика; коммуникация; аргументация; изобретение; украшение; расположение; оратор; стиль; фигуры; тропы; дискурсивные формации.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме проблемных вопросов и письменных контрольных работ, итоговый контроль в форме зачета с оценкой.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные и семинарские занятия - 54 часа, самостоятельная работа студента - 54 часа.

Рабочая программа дисциплины

Предметом дисциплины является круг вопросов, связанных с законами порождения и построения речи, принципами эффективной коммуникации, многообразием риторических стратегий в разных исторических и национальных культурах.

Цель дисциплины - формирование у студентов знания основ классической и неклассических риторик, владения принципами эффективной организации речи и приемами аргументации.

Задачи дисциплины:

- показать фундаментальную значимость риторики как науки о принципах эффективной коммуникации;

- ознакомить студентов с основными понятиями и структурой классической риторики;

- изложить учения о родах речи, о целях и обязанностях оратора, о стадиях подготовки речи;

- ввести в теорию аргументации и познакомить с основными типами аргументов;

- познакомить с основными стилистическими средствами риторики, с системой фигур и тропов;

- ввести в проблему относительности принципов классической риторики, показать ее историческую ограниченность и возможность иных риторико-коммуникативных систем;

- показать взаимосвязь коммуникативных стратегий и дискурсных формаций;

- показать сходство и различие коммуникативных стратегий в культурах разного типа (традиционных и нетрадиционных, устных и письменных, восточных и западных).

Место дисциплины в структуре ООП'. Дисциплина «Компаративная риторика» входит в Блок 2 «Общепрофессиональный цикл. Вариативная часть» учебного плана подготовки студентов по направлению подготовки Филология (профили: Зарубежная филология. Отечественная филология). Преподавание реализуется на историко-филологическом факультете кафедрой теоретической и исторической поэтики.

Дисциплина является курсом по выбору профессионального цикла дисциплин (Б.2), читается в 7 семестре.

Данная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами Введение в теорию коммуникации. Основы дискурсного анализа. Основы межкультурной коммуникации.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Дисциплина участвует в формировании следующих компетенций:

ОК-1 владения культурой мышления: способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-6 стремления к саморазвитию, повышению уровня своей профессиональной квалификации;

ОК-7 критической саморефлексии;

ОК-8 осознания социальной и культурной значимости своей профессии;

ОК-9 умения использовать основные концепции и методы компаративной риторики при решении социальных и профессиональных задач;

ПК-1 понимания основных положений и концепций в области компаративной риторики;

ПК-2 опыта самостоятельного сбора и обобщения фактов в области компаративной риторики;

ПК-5 способности применять полученные знания в собственной научно-исследовательской деятельности;

ПК-6 способности проводить под научным руководством локальные исследования в области компаративной риторики.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования.

Знать:

- функции риторики как науки о речевой коммуникации;

- систему основных понятий классической риторики;

- принципы теории аргументации и типы аргументов;

- систему стилистических приемов риторики;

- основы кросс-культурных исследований коммуникативного поведения;

- принципы коммуникативных стратегий неклассических риторических практик в разных исторических и национальных культурах;

- стадиальную типологию дискурсных формаций.

Уметь:

- анализировать тексты различных жанров, выявляя в них элементы риторической структуры (аргументы, фигуры, тропы);

- определять принадлежность текста к данному типу культуры, дискурсной формации.

Владеть:

- основами анализа коммуникативных структур текста;

- основами кросс-культурного подхода к риторике;

- основными риторическими приемами построения речи, эффективной аргументации.

Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов). Из них: аудиторная работа (лекционные и семинарские занятия) - 54 ч., самостоятельная работа студентов - 54 ч., в т.ч. подготовка и защита исследовательского проекта, подготовка к семинарским занятиям и промежуточной аттестации (зачет с оценкой).

Данный курс отражает авторский подход к кросс-культурному исследованию риторики.

Основными методами изучения курса являются: усвоение лекционного материала, работа с источниками по истории и теории риторики, анализ предложенных преподавателем текстов, представляющих риторические практики разных эпох, культур и дискурсных формаций, изучение научной литературы по теме, дискуссии по основным проблемам курса.

Содержание дисциплины

1. Введение. Происхождение риторики, краткий кросс-культурный очерк развития.

Риторика как наука о порождении, построении и воздействии речи. Возможность различных определений риторики, их относительность. Смысл античного определения риторики как аге Ьепе сНсспсП. Понятие компаративной риторики как кросс-культурного исследования риторических традиций в различных обществах; междисциплинарный характер

компаративной риторики (участие антропологов, историков, биологов, лингвистов). Гипотеза об элементах риторики в коммуникации высших животных (Дж. Кеннеди). Зарождение в Европе риторики как практического искусства (свидетельства гомеровских поэм) и теории (на Сицилии в 5 в. до н. э.). Кросс-культурные параллели: риторика в бесписьменных традиционных обществах, памятники риторического мастерства в Древних Египте, Китае, Индии, древних государствах Америки. Специфика европейской риторической традиции. Упадок европейской риторической науки в ХУ1П-Х1Х вв., ее возрождение в середине XX в. Неориторика: обобщающие труды по теории аргументации (X. Перельман), по общей системе классической риторики (Г. Лаусберг). Возникновение компаративной кросс-культурной риторики (Дж. Кеннеди), компаративной риторики дискурсных формаций (В .И. Тюпа).

2. Понятийная система классической риторики и других риторических культур.

Место классической риторики в системе айев, ее отношение к поэзии и философии. «Правдоподобное» как область риторики, убеждение как ее главная цель. Кросс-культурный обзор содержаний понятия «убеждение». Основные категориальные структуры классической риторики. Дихотомия «слово - вещь». Триада «с1оссгс - с1е1ес1аге/сопсШаге - тоусгс» как три аспекта процесса убеждения. Три основные стадии порождения речи: изобретение/нахождение (шуеШю) - расположение (сЦвровШо) - изложение/ украшение (е1осийо). Три рода речей по Аристотелю как основа классификации риторических жанров и коммуникативных ситуаций. Степень универсальности классификации Аристотеля (неразвитость судебной речи в неписьменных традиционных культурах и др.). Теория четырех статусов, ее отображение в литературе. Различение этоса и пафоса (Аристотель, Квинтилиан). Сравнение данной категориальной системы с неклассическими и неевропейскими категориальными системами риторики («пять канонов» древнеегипетской риторики и др.).

3. Система аргументации в классической риторике (учение об тгепйо) и в других риторических культурах. Современные представления об аргументации.

Изобретение/нахождение как первая стадия порождения речи. Античные представления: понятие об «общем месте» как источнике аргументов. Отличие риторической аргументации от логического доказательства. Современные представления: аргументация, направленная на консолидацию аудитории и учитывающая ее ценностные предпочтения. Понятие об «аксиоматических предпочтениях», их относительности в разных культурах, социумах, возрастных, социокультурных и гендерных группах (на примере рекламы, политического дискурса и др.). Предпочтение боль-

шего меньшему, рода виду, части целому и т.п.; обратные предпочтения. Приемы аргументации, их многообразие, способность принимать разный стилистико-речевой облик (от псевдосиллогизма до «поэтического» образа). Их псевдологический характер. Понятие энтимемы как неполного или неправильного силлогизма. Основные типы аргументов, их примеры из текстов разных жанров. 1) «Правило справедливости» и аргумент взаимности. Их значение в различных дискурсных формациях и жанрах (моральная максима, политический трактат и др.). 2) Аргумент перехода. Его типичность для китайской речевой культуры. 3) Группа аргументов, построенных на отношении части и целого. Прием деления, его применение в текстах различных жанров. «Исчерпывающее деление» как принцип поэтики классицизма. Принцип дилеммы. Дилемма реальная и фиктивная, ее применение в политической риторике. 4) Аргумент жертвы, аргумент «от расточительства». 5) Эмоциональный «аргумент невыносимости». 6) Аргументы заражения и вульгаризации. 7) Аргументы, построенные на отношениях причины - следствия, средства - цели. Прагматический аргумент, его применение в политической риторике. 8) Аргумент движения. 9) Аргументы, построенные на отношении «личность - ее атрибуты», их использование в эпидейктической речи. 10) Аргумент авторитета. Его особая значимо сть в не письменных традиционных культурах. 11) Аргументы, основанные на скрытом (невысказанном) сравнении (аргумент двойной иерархии). Аргумент a fortiori. Прием аналогии, его использование в текстах разных типов для достижения разных риторических целей. 12) Пример как средство аргументации. 13) Сентенция как средство аргументации. Аргументация в различных дискурсных формациях (специфические приемы консолидации аудитории в традиционных обществах и др.), национальных и исторических культурах: общее и различное.

4. Стилистические средства риторики (учение об elocutio).

Базовое противопоставление «простой» и украшенной речи. Операции, превращающие простое высказывание в украшенное: добавление, убавление, перестановка, замена. Понятие о фигурах и тропах. Различные степени распространенности украшенной речи у разных народов. Фигуры речи и фигуры мысли. Принципы добавления: простой повтор (контактный и дистанционный), вариация звукового состава, вариация смысла. Фигуры добавления: удвоение, анадиплосис, градация, просаподосис, анафора и эпифора, симплока, диафора, антанакласис, полиптотон, синонимия, паро-номасия, гомеотелевт, полисиндетон, перифраза и др. Фигуры убавления: эллипс, апосиопесис, зевгма, асиндетон. Фигуры перестановки: анастрофа, гипербат, тмесис, хиазм. Понятие о колоне и исоколоне. Фигуры мысли, разнообразие их типов (коммуникативные, аффективные, ориентированные на предмет речи). Антитеза, ее применение в текстах различных жанров и с различными коммуникативными целями. Фигура сближения

(сопаПаПо) как противоположность антитезы. Фигура соттЩайо (антиметабола) как смысловой хиазм. Оксюморон. Этопея, просопопея. Н\51сгоп ргШсгоп. Тропы как операции замены. Метафора, ее разновидности. Применение метафор. Эффект катахрезы. Метонимия, ее разновидности. Синекдоха, гипербола, антономасия, ирония и антифрасис, литота. Специфика применения фигур и тропов в различных исторических и национальных культурах.

5. Высказывание как целое. Коммуникативный акт, оратор и слушатель.

Представления классической риторики. Учение о сНвровШо. Части речи. Обрамляющие части речи как коммуникативная рама, позволяющая оратору манипулировать аудиторией. Три орудия убеждения по Аристотелю: этос, пафос, логос. Представления о необходимом этосе (характере) оратора в западной классической риторике и в других риторических культурах. Значимость этоса оратора в традиционных неписьменных культурах. Представления о слушателе. Три качества идеального слушателя в классической риторике (внимательный, расположенный к восприятию, благосклонный). Мотивы и формулы, обеспечивающие коммуникативный успех оратора. Современные представления о высказывании как целом и коммуникативном акте. Теория речевых жанров в металингвистике М.М. Бахтина. Теория перформативных высказываний Дж. Остина, ее расширенная интерпретация у Ж. Деррида и Дж. Батлер. Основные понятия теории речевых актов. Локутивное значение, иллокутивная сила, пер-локутивный эффект. Понятие успешности речевого акта. Дискурсный анализ Т. Ван Дейка: понятие ситуационной модели как основы построения дискурса. Нарративные схемы дискурса. Дискурс как орудие производства социальной реальности (Н. Филлипс и С. Харди).

6. Типология колтуникативных практик.

Типы культур и типы слова. Понятие дискурсной формации. Слово античности, средневековья, ренессанса, барокко, романтизма и др. Проблема соотношения риторики и литературы. Типы слова в различных культурных сферах: слово бытовое и ритуальное, прагматическое и «художественное», непосредственное и рефлектирующее, и т.д. Локусы речевого воздействия: площадь, храм, поле битвы, симпозион, суд, университетская кафедра, будуар и др. Эффективность слова: исторический обзор «речей, изменивших мир». Институциональный аспект коммуникативных практик: риторика в институтах общества (религиозных, политических и др.). Интермедиальный аспект коммуникативных практик: словесная риторика и другие виды искусства (феномен музыкальной риторики, риторические принципы в живописи, эмблематике и др.). Роль дискурса в современном мире: неявное выражение предубеждений и пристрастий, осуществление

власти посредством дискурса. Дискурсивное воспроизводство злоупотребления властью, социального неравенства.

Контрольные вопросы Задачи риторики в сравнении с поэзией и философией.

Основная цель риторики и средства ее достижения.

Смысл триады «docere - delectare/conciliare - movere».

Три стадии порождения речи.

Риторические традиции Древнего Востока.

Возникновение и развитие риторики в Древней Греции.

Римское ораторское искусство: основные имена и труды.

Три рода речей по Аристотелю.

Теория четырех статусов.

«Пять канонов» древнеегипетской риторики.

Понятие о риторической аргументации, ее отличие от доказательства. Аргумент взаимности.

Аргументы, построенные на отношении части и целого.

Аргумент жертвы, аргумент «от расточительства», «аргумент невыносимости».

Аргументы заражения и вульгаризации.

Прагматический аргумент, аргумент движения.

Аргумент двойной иерархии. Аргумент a fortiori.

Аргументация в различных исторических и национальных культурах: общее и различное.

Понятие об основных операциях украшения речи: фигуры и тропы. Фигуры добавления.

Фигуры убавления.

Фигуры перестановки.

Фигуры мысли.

Тропы.

Специфика применения фигур и тропов в различных исторических и национальных культурах.

Общие принципы построения речи, ее части в представлениях классической риторики.

Оратор и слушатель.

Основные понятия теории речевых актов.

Дискурсный анализ. Дискурс в современном мире.

Понятие речевых жанров.

Проблема соотношения риторики и литературы.

Риторика дискурсных формаций.

Риторика в различных институтах общества.

«Речи, изменившие мир».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примерная тематика исследовательских проектов и докладов

Эпидейктическая риторика на Западе и на Востоке.

От речи к поступку (на самостоятельно выбранных исторических примерах).

Аргументация в риторике современных политических деятелей.

Барак Обама и В.В. Путин: риторические стратегии, сходное и различное.

Риторическое movere в речи перед войском: Фемистокл, Наполеон, Сталин.

Фигуры и тропы в заговорах и заклинаниях.

Техники «убеждения» у высших животных.

Риторические аспекты ритуала в сравнительном аспекте (например, речевые стратегии ритуала интронизации в средневековой Европе и у древних ацтеков).

Приемы любовного дискурса: галантный стиль, романтизм.

Аргумент a fortiori и «кал ва-хомер» в талмудической традиции.

Риторическая аргументация в поэзии барокко и классицизма.

Риторика рекламы.

Риторика избирательной кампании.

Совещательная речь в социальных сетях.

Аналогия как метод убеждения: западная и восточная традиция.

Риторика в кризисные моменты истории: Россия и риторический образ ее врагов.

Коммуникативные стратегии в современном «молодежном дискурсе».

Образ врага и образ друга: риторические приемы построения.

Фигуры и тропы в классической и авангардной поэзии.

Риторика поэтов и поэзия риторов.

Непрямая речь: риторические способы завуалированного выражения мнений.

Риторика в интернете и социальных сетях: приемы манипуляции мнением, консолидации и диссоциации аудитории.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Список источников и литературы.

Источники

Обязательные:

Аристотель. Риторика (любое издание).

Древнеегипетская проза / Пер. М.А. Коростовцева. М., 1978.

Квинтилиан. Двенадцать книг риторических наставлений. СПб.,

1834.

Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.

Дополнительные:

Античные риторики. М., 1978.

Русская риторика: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1996.

Литература

Обязательная:

Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 446 с.

Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 237-280.

Гаспаров М.Л. Античная риторика как система // Избранные труды: В 2 т. М., 1997. Т. 1. С. 556-586.

Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. 311 с.

Дюбуа Ж., Эделин Ф., Клинкенберг Ж.-М. и др. Общая риторика. Благовещенск: Благовещенский гуманитарный колледж, 1998. 391 с.

Лахманн Р. Демонтаж красноречия. Риторическая традиция и понятие поэтического. СПб., 2001.

Перельман Л', Ольбрехт-Тытека Л. Из книги «Новая риторика»: Трактат об аргументации // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987.

Рождественский Ю.В. Теория риторики: Учебное пособие для студентов филологических специальностей университетов. М.: Наука, 2004. 510 с.

Тюпа В.II. Дискурсные формации: Очерки по компаративной риторике. М.: Языки славянской культуры, 2010. 320 с.

Дополнительная:

Волков А.А. Курс русской риторики: Пособие для учебных заведений. М., 2001.474 с.

Вомперский В.П. Риторики в России ХУП-ХУШ вв. М.: Наука, 1988. 180 с.

Горте М.А. Фигуры речи: Терминологический словарь. М.: ЭНАС,

2007. 206 с.

Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации: Учебное пособие для студентов. М.: Форум, 2007. 223 с.

Захарова О.II. Риторика и западноевропейская музыка XVII - первой половиныXVIII века: принципы, приемы. М.: Музыка, 1983. 76 с.

Каверин Б.II., Демидов II.В. Логика и теория аргументации: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ, 2005. 285 с.

Ковельман А.Б. Риторика в тени пирамид: массовое сознание римского Египта. М.: Наука, 1988. 190 с.

Копнина Г.А. Речевое манипулирование: Учебное пособие. М.: Флинта, 2007. 169 с.

Корнилова Е.Н. Риторика - наука убеждать: своеобразие публицистики античной эпохи: Учебное пособие. М.: УРАО, 1998. 203 с.

Макуренкоеа С.А. Джон Данн: поэтика и риторика. М.: Академия,

1994.206 с.

Маркасова Е.В. Представления о фигурах речи в русских риториках XVII - начала XVIII века. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского гос. университета, 2002. 179 с.

Махов А.Е. Любовная риторика романтиков. М.: Знание, 1991. 59 с. Неориторика: Генезис, проблемы, перспективы. М., 1987.

Николози Р. Петербургский панегирик XVIII века. М.: Языки славянской культуры, 2009. 215 с.

Пастернак Е.Л. «Риторика» Лами в истории французской филологии. М.: Языки славянской культуры, 2002. 325 с.

Пешков II.В. Риторика поступка. М.: Лабиринт, 1998.

Рабинович Е.Г. Риторика повседневности: Филологические очерки. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2000. 237 с.

Kennedy G. Comparative Rhetoric: An Historical and Cross-Cultural Introduction, by George Kennedy. Oxford: Oxford University Press, 1998.

Lausberg H. Handbuch der Literarischen Rhetorik. Eine Grundlegung der Literaturwissenschaft. 2 Bd. Munchen, 1960 (также в английском переводе). Morier Н. Dictionnaire de poetique et de rhetorique. P., 1998.

Perelman Ch., Olbrechts-Tyteca L. Traite de Г argumentation. Bruxelles,

2008.

Планы семинарских занятий

Тема 1. Общая система классической риторики.

1. Задачи риторики и роды речей.

2. Стратегия оратора.

3. Стадии подготовки речи.

4. Система статусов.

Контрольные вопросы:

1. Три рода речей, их направленность во времени, вызываемые ими чувства.

2. Эгос и пафос.

3. Нахождение/изобретение как основной этап подготовки речи.

Список литературы и источников

Источники

Обязательные:

Аристотель. Риторика (любое издание).

Цицерон. Оратор // Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972. ’

Дополнительные:

Русская риторика: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1996.

Литература

Обязательная:

Гаспаров М.Л. Античная риторика как система // Гаспаров M.J1. Избранные труды: В 2 т. М., 1997. Т. 1. С. 556-586.

Дополнительная.

Волков А.А. Курс русской риторики: Пособие для учебных заведений. М., 2001.474 с. ’ ’ ’

Lausberg Н. Handbuch der Literarischen Rhetorik. Eine Grundlegung der Literaturwissenschaft. 2 Bd. Munchen, 1960 (также в английском переводе).

Тема 2. Риторика в кросс-культурном аспекте.

1. Риторика в письменных и традиционных неписьменных культурах.

2. Риторические традиции классической античности и Древнего Востока.

3. Риторика разных дискурсных формаций.

Контрольные вопросы:

1. Европейские стратегии оратора и «пять канонов» древнеегипетской риторики.

2. Типы и стратегии ораторских речей в традиционных обществах.

3. Риторика классики и риторика романтики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы и источников

Источники

Обязательные:

Античные риторики. М., 1978.

Древнеегипетская проза / Пер. М.А. Коростовцева. М., 1978. Дополнительные:

Русская риторика: хрестоматия. М.: Просвещение, 1996.

Литература

Обязательная:

Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 446 с.

Ковельман А.Б. Риторика в тени пирамид: Массовое сознание римского Египта. М.: Наука, 1988. 190 с.

Корнилова Е.Н. Риторика - наука убеждать: своеобразие публицистики античной эпохи: Учебное пособие. М.: УРАО, 1998. 203 с.

Лахманн Р. Демонтаж красноречия. Риторическая традиция и понятие поэтического. СПб., 2001.

Тюпа В.II. Дискурсные формации: Очерки по компаративной риторике. М.: Языки славянской культуры, 2010. 320 с.

Дополнительная:

Макуренкоеа С.А. Джон Данн: поэтика и риторика. М.: Академия,

1994.206 с.

Махов А.Е. Любовная риторика романтиков. М.: Знание, 1991. 59 с.

Тема 3. Аргументация.

1. Аргумент и доказательство.

2. Типы аргументов.

3. Аргументация в различных типах речей и речевых жанрах.

Контрольные вопросы:

1. Прагматический аргумент в политическом красноречии.

2. Специфика аргументации в риторике Востока.

3. Аргументация в рекламе.

4. Аргументы против «чужих»: риторика и ксенофобия.

Список литературы и источников

Источники

Обязательные:

Аристотель. Риторика (в любом издании).

Дополнительные:

Русская риторика: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1996.

Литература

Обязательная:

Перельман А', Ольбрехт-Тытека Л. Из книги «Новая риторика»: Трактат об аргументации // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987.

Дополнительная:

Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации: Учебное пособие для студентов. М.: Форум, 2007. 223 с.

Копнина ГА. Речевое манипулирование: Учебное пособие. М.: Флинта, 2007. 169 с.

Рабинович Е.Г. Риторика повседневности: Филологические очерки. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2000. 237 с.

Perelman Ch., Olbrechts-Tvteca L. Traite de Г argumentation. Bruxelles,

2008. '

Тема 4. Стилистические средства риторики.

1. Простая и украшенная речь; типы операций, создающих стилистические эффекты.

2. Фигуры.

3. Тропы.

Контрольные вопросы:

1. Фигуры добавления, убавления, перестановки.

2. Фигуры мысли.

3. Отличие фигур от тропов.

4. Метафора, ее применение в античном ораторском искусстве.

5. Метафора и метонимия в дискурсной практике современного общества (реклама, интернет-общение и др.).

Список литературы и источников

Источники

Обязательные

Античные риторики. М., 1978.

Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972. Квинтилиан. Двенадцать книг риторических наставлений. СПб.,

1834.

Дополнительные:

Русская риторика: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1996.

Литература

Обязательная:

Гаспаров М.Л. Античная риторика как система // Гаспаров МЛ. Избранные труды: В 2 т. М., 1997. Т. 1. С. 556-586.

Дюбуа Ж., Эделин Ф., Клинкенберг Ж.-М. и др. Общая риторика. Благовещенск: Благовещенский гуманитарный колледж, 1998. 391 с. Дополнительная:

Маркасова Е.В. Представления о фигурах речи в русских риториках XVII - начала XVIII века. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского гос. университета, 2002. 179 с.

ЬаияЬещ Н. НатИгасЬ der ЬИсгапвсИсп Югйопк. Еше Grundlegung der ЬйегайидаввешсЬай. 2 Bd. МипсИсп. 1960 (также в английском переводе).

Тема 5. Высказывание как целое, типология колтуникативных практик.

1. «Успешность» говорящего в теории речевых актов.

2. Теория речевых актов в металингвистике М.М. Бахтина.

3. Дискурс и идеология в современном мире.

Контрольные вопросы:

1. Локуция, иллокуция, перлокуция.

2. Понятие ситуационной модели как основы построения дискурса.

3. Дискурсивное воспроизводство злоупотребления властью.

Список литературы и источников

Литература

Обязательная:

Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 237-280.

Дейк ван ТойнА. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989.

Рождественский Ю.В. Теория риторики: Учебное пособие для студентов филологических специальностей университетов. М.: Наука, 2004. 510 с. ’ ’

Тюпа В. II. Дискурсные формации: Очерки по компаративной риторике. М.: Языки славянской культуры, 2010. 320 с.

Дополнительная:

Неориторика: Генезис, проблемы, перспективы. М., 1987.

Phillips N., Hardy С. Discourse Analysis: Investigating Processes of Social Construction. Thousand Oaks (Ca), 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.