Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2018, №6, Том 10 / 2018, No 6, Vol 10 https://esj.today/issue-6-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/03ECVN618.pdf Статья поступила в редакцию 23.10.2018; опубликована 12.12.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:
Головецкий Н.Я., Мирошниченко Л.Н., Шарый В.И. Коммунизм и «уничтожение» частной собственности // Вестник Евразийской науки, 2018 №6, https://esj.today/PDF/03ECVN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Goloveckij N.Ja., Miroshnichenko L.N., Shariy V.I. (2018). Communism and «destruction» private property. The Eurasian Scientific Journal, [online] 6(10). Available at: https://esj.today/PDF/03ECVN618.pdf (in Russian)
УДК 314/316 ГРНТИ 06.03.07
Головецкий Николай Яковлевич
ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия Профессор Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления
Кандидат экономических наук, профессор E-mail: nik1957@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=715010
Мирошниченко Леонид Николаевич
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»
Московский областной филиал в г. Красногорск, Красногорск, Россия
Факультет «Экономики и менеджмента» Заведующий кафедрой «Гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин»
Кандидат философских наук, доцент E-mail: mirosh52@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=384935 Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/J-9777-2013
Шарый Валерий Иванович
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»
Московский областной филиал в г. Красногорск, Красногорск, Россия Факультет «Государственного управления и права» Профессор кафедры «Гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин»
Доктор исторических наук, доцент E-mail: shariyvi@rambler.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=501731
Коммунизм и «уничтожение» частной собственности
Аннотация. В настоящее время в экономической и философской литературе возникли дискуссии по проблеме соотношения коммунизма и частной собственности. В связи с этим многие исследователи обращаются к теоретическому наследию Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Наиболее распространенным является мнение о том, что ключевое положение коммунистической теории - уничтожение частной собственности. Это положение сформулировано в русском тексте «Манифеста коммунистической партии» и целом ряде других работ Маркса и Энгельса.
В представленной статье осуществлен сравнительный анализ оригинальных текстов основных работ Маркса и Энгельса и текстов этих же работ, опубликованных на русском языке.
В результате была выявлена тесная связь языка основоположников марксизма с диалектической лексикой немецкого философа Гегеля. Авторы поставили под сомнение широко распространенное мнение о том, что основоположники марксизма призывали к уничтожению частной собственности. На основе анализа марксистских первоисточников авторами сделан вывод о том, что распространенная точка зрения об отношении коммунистической теории к частной собственности носит поверхностный характер и является вульгаризацией марксистского подхода. На самом деле отношение Маркса и Энгельса к частной собственности носит более сложный, диалектический характер. В их работах речь идет не об уничтожении, а о диалектическом снятии частной собственности.
Авторы пришли к выводу, что у основоположников коммунистической теории на момент написания «Манифеста коммунистической партии» еще не сложились четкие представления о конкретных путях снятия частной собственности и становления общественной. Поэтому они в своих работах рассуждали достаточно осторожно и, говоря о перспективах частной собственности, использовали богатые возможности немецкого языка, прибегая к различной терминологии, стремясь подчеркнуть диалектический характер процесса перехода от частной собственности к общественной.
Ключевые слова: марксизм; коммунизм; частная собственность; общественная собственность; диалектика; уничтожение; снятие
В экономической и социально-философской литературе не прекращаются дискуссии об отношении коммунистического учения к частной собственности. В частности, в июне 2016 г. один из лидеров и активных идеологов проведенной в России в 90-х годах приватизации А.Б. Чубайс, давая интервью корреспонденту РБК, заявил: «Коммунист может выразить суть своей идеологии одной фразой: «Уничтожение частной собственности», - В.И. Ленин, том 36, страница 523, если я правильно помню»1.
Память А.Б. Чубайса, конечно же, подвела, потому что на приведенной странице 36-го тома опубликована краткая речь В.И. Ленина на заседании ВЦИК 15 июля 1918 г. по поводу просьбы германского правительства о допуске немецкого батальона в Москву якобы для охраны германского посольства. Приведенное же Чубайсом положение взято из другого произведения: «Манифеста коммунистической партии» (далее - Манифеста), написанного К. Марксом и Ф. Энгельсом и впервые опубликованного на немецком языке в феврале 1848 г.
Кстати, следует отметить весьма примечательный факт: в 1964 г. отец будущего «приватизатора» Чубайс Борис Матвеевич защищает философскую диссертацию на тему «Полная и окончательная победа социализма в СССР»2, а через 30 лет - его сын гордится тем, что ему и другим активным деятелям российской приватизации удалось «забить последний гвоздь в гроб коммунизма». Вот такая получилась семейная «преемственность».
Однако вернемся к проблеме «уничтожения частной собственности». Сторонники и противники марксистского учения, как правило, ссылаются именно на текст Манифеста. Действительно, в своем программном документе К. Маркс и Ф. Энгельс отмечают:
1 Анатолий Чубайс: «Мы можем вернуться к советскости, но не к коммунизму». - URL: https://www.rbc.ru/interview/technology_and_media/16/06/2016/5762abae9a794718b9569f80.
2 Карточка: Чубайс, Б.М. Полная и окончательная победа социализма в СССР - главный итог деятельности партии и народа [Текст]: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата философских наук / Воен. -полит. ордена Ленина Краснознам. акад. им. В.И. Ленина. Кафедра диалект. и ист. материализма. - Москва: [б.и.], 1964. - 19 с.; 21 см. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006378125.
Страница 2 из 9
03ECVN618
«Отличительной чертой коммунизма является не отмена собственности вообще, а отмена буржуазной собственности.
Но современная буржуазная частная собственность есть последнее и самое полное выражение такого производства и присвоения продуктов, которое держится на классовых антагонизмах, на эксплуатации одних другими.
В этом смысле коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности» (подчеркнуто нами - Н.Г., Л.М., В.Ш.) [1, с. 438].
Многие исследователи считают это положение классической формулировкой позиции основоположников марксизма по отношению к частной собственности. Однако не всё так просто и очевидно. Давайте обратимся к оригинальному тексту документа. Последний процитированный абзац на немецком языке выглядит следующим образом: «In diesem Sinn können die Kommunisten ihre Theorie in dem einen Ausdruck: Aufhebung des Private igentums, zusammenfassen» [2, s. 475].
Итак, в немецком издании Манифеста использовано выражение «Aufhebung des Privateigentums», которое переведено на русский язык как «уничтожение частной собственности». Отметим, что подобный перевод этого выражения впервые был сделан в 1869 г., вероятно, М.А. Бакуниным, известным русским анархистом. «На этом основании коммунисты и могут совместить свое учение в одном выражении: уничтожение частной собственности», - читаем мы в его варианте перевода Манифеста3.
Видимо, великий анархист, выступавший за уничтожение государства как социального института, осуществил подобный перевод выражения «Aufhebung des Privateigentums» в полном соответствии со своими идеологическими убеждениями. Однако в дальнейшем, несмотря на критику бакунинского перевода, выражение «уничтожение частной собственности» перекочевало в перевод Манифеста, выполненный в 1882 г. Г.В. Плехановым, одним из первых русских марксистов, а затем было воспроизведено во всех последующих изданиях этого документа на русском языке, в том числе и подготовленных Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.
Является ли такой перевод адекватным? Лингвистический анализ показывает, что - нет. С точки зрения этимологии, слово «уничтожение» буквально означает - «превращение в ничто»4. В немецком языке русскому слову «уничтожение» наиболее адекватно соответствует понятие «Vernichtung» (от нем. nichts - ничто)5.
Что касается термина «Aufhebung», который был использован в Манифесте, то К. Маркс и Ф. Энгельс заимствовали это понятие из лексикона известного немецкого философа Г. Гегеля, который вошел в историю философии как выдающийся представитель идеалистической диалектики. Как известно, философией Гегеля был увлечен молодой Маркс, что нашло отражение в его ранней работе «Экономическо-философские рукописи 1844 года».
Приведем основные варианты перевода слова «Aufhebung»:
1. упразднение; отмена; ликвидация; снятие (запрета); устранение; уничтожение; прекращение;
3 RARUS'S GALLERY. Fine Books, Prints, Photographs & Icons. - URL: http://raruss.ru/russian-thought/759-marx-manifesto.html.
4 Этимологический словарь русского языка. - URL: http://mv-dict.ru/dic/etimologicheskiv-slovar-russkogo-yazyka/1375875-unichtozhit.
5 Академик: перевод с немецкого на русский. - URL: https://translate.academic.ru/Vernichtung/de/ru/. Страница 3 из 9
03ECVN618
2. аннулирование, расторжение, денонсация (напр. договора, контракта);
3. закрытие (учреждения);
4. подъём;
5. сбережение, хранение6.
Однако нас в большей степени интересует философский смысл этого понятия. Согласно Философской энциклопедии, «Aufhebung» означает «снятие», т. е., преобразование, в котором наличные формы или принципы устраняются, отрицаются, но вместе с тем сохраняют,
.. 7
удерживают своё значение как подчинённые моменты новой целостности или системы7.
Именно в этом смысле использовал Гегель понятие «Aufhebung» в своей «Науке логики». Вообще «снятие» (Aufhebung) является одним из ключевых понятий гегелевской философии и его диалектической концепцией развития. Знаменитая гегелевская триада «понимание - диалектическое суждение - спекулятивное суждение» (чаще используется более популярная ее трактовка: «тезис» - «антитезис» - «синтез») предполагает, что на третьей стадии завершается определенный цикл развития. Согласно диалектике Гегеля, на этой стадии происходит, с одной стороны, устранение объекта, переход его в иной состояние, а, с другой, -воспроизведение первой стадии (тезиса) в «снятом» виде, т. е. на более высоком уровне. Именно эта сложная диалектическая взаимосвязь была выражена Гегелем с помощью термина «Aufhebung».
Учитывая наличие в содержании этого термина двух противоречивых аспектов (устранение, прекращение и в то же время сохранение, удержание), Гегель считал, что «снятое» выступает как нечто опосредствованное процессом развития. Следовательно, «снятие», по Гегелю, - это не просто уничтожение, а низведение некоторого реального основания до момента более развитого целого. Оно характеризует возникновение нового единства, более высокую ступень развития.
В марксистской философской литературе термин «снятие» (Aufheben) используется для характеристики диалектического закона отрицания, в соответствии с которым происходит развитие объекта. В частности, в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» К. Маркса мы читаем: «Поэтому у Гегеля отрицание отрицания не есть утверждение истинной сущности посредством отрицания мнимой сущности, а представляет собой утверждение мнимой или отчужденной от себя сущности в ее отрицании, или отрицание этой мнимой сущности как предметной, находящейся вне человека и независящей от пего сущности и превращение ее в субъект.
Поэтому своеобразную роль играет у него снятие, в котором соединены как отрицание, так и сохранение, утверждение» [3, с. 168].
В оригинале этому соответствует: «Bei Hegel ist die Negation der Negation daher nicht die Bestätigung des wahren Wesens, eben durch Negation des Scheinwesens, sondern die Bestätigung des Scheinwesens oder des sich entfremdeten Wesens in seinen Verneinung oder die Verneinung dieses Scheinwesens als eines gegenständlichen, außer dem Menschen hausenden und von ihm unabhängigen Wesens und seine Verwandlung in das Subjekt.
Eine eigentümliche Rolle spielt daher das Aufheben, worin die Verneinung und die Aufbewahrung, die Bejahung verknüpft sind» [4, s. 582].
6 Там же. - URL: https://translate.academic.ru/Aufhebung/de/ru/.
7 Философская энциклопедия. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3333/CH-ffraE. Страница 4 из 9
На самом деле в своих работах основоположники марксизма последовательно проводили мысль о том, что историческое развитие частной собственности, в конечном счете, приводит к возникновению буржуазной частной собственности, которая постепенно уничтожает индивидуальную частную собственность.
Например, в «Капитале» К. Маркс особо подчеркивает: «Итак, к чему сводится первоначальное накопление капитала, т. е. его исторический генезис? Поскольку оно не представляет собой непосредственного превращения рабов и крепостных в наемных рабочих и, следовательно, простой смены формы, оно означает лишь экспроприацию непосредственных производителей, т. е. уничтожение (Auflösung - вставка наша, Н.Г., Л.М., В.Ш.) частной собственности, покоящейся на собственном труде» [5, с. 770]. Обратим внимание, что здесь К. Маркс использует термин «Auflösung», который переводится как «разложение, распад; отмена, ликвидация».
А вот далее в оригинальном тексте «Капитала» К. Маркс впервые употребляет понятие «уничтожение» (Vernichtung) применительно к мелкобуржуазному способу производства. При этом речь идет об уничтожении частной индивидуальной собственности мелких производителей и уничтожает ее не коммунизм, а - именно буржуазный способ производства. Анализируя генезис этого способа производства, он пишет: «Но на известном уровне развития он сам создаёт материальные средства для своего уничтожения. С этого момента в недрах общества начинают шевелиться силы и страсти, которые чувствуют себя скованными этим способом производства. Последний должен быть уничтожен, и он уничтожается. Уничтожение его, превращение индивидуальных и раздробленных средств производства в общественно концентрированные, следовательно, превращение карликовой собственности многих в гигантскую собственность немногих, экспроприация у широких народных масс земли, жизненных средств, орудий труда, - эта ужасная и тяжёлая экспроприация народной массы образует пролог истории капитала (подчеркнуто нами - Н.Г., Л.М., В.Ш.) [5, с. 772].
Auf einem gewissen Höhegrad bringt sie die materiellen Mittel ihrer eignen Vernichtung zur Welt. Von diesem Augenblick regen sich Kräfte und Leidenschaften im Gesellschaftsschoße, welche sich von ihr gefesselt fühlen. Sie muß vernichtet werden, sie wird vernichtet. Ihre Vernichtung, die Verwandlung der individuellen und zersplitterten Produktionsmittel in gesellschaftlich konzentrierte, daher des zwerghaften Eigentums vieler in das massenhafte Eigentum weniger, daher die Expropriation der großen Volksmasse von Grund und Boden und Lebensmitteln und Arbeitsinstrumenten, diese furchtbare und schwierige Expropriation der Volksmasse bildet die Vorgeschichte des Kapitals [6, s. 790-791].
Известно, что появлению Манифеста предшествовала другая основополагающая работа марксизма - «Принципы коммунизма». Она была написана Ф. Энгельсом в октябре-ноябре 1847 года по поручению окружного комитета союза коммунистов в Париже как проект программы первого международного союза коммунистов в вопросно-ответной форме, разъясняющей научные положения марксистской теории.
При этом любопытно проследить эволюцию терминологии Ф. Энгельса в этой работе. Наиболее значимыми в контексте рассматриваемой нами проблемы являются 14, 15 и 16 вопросы.
Отвечая на 14-й вопрос: «Каков должен быть этот новый общественный строй», Энгельс подчеркивает: «...частная собственность должна быть также ликвидирована, а ее место заступит общее пользование всеми орудиями производства и распределение продуктов по общему соглашению, или так называемая общность имущества. Уничтожение частной собственности (Das Privateigentum wird also ebenfalls abgeschafft werden müssen [8, s. 370]) даже является самым кратким и наиболее обобщающим выражением того преобразования всего
общественного строя, которое стало необходимым вследствие развития промышленности. Поэтому коммунисты вполне правильно выдвигают главным своим требованием уничтожение (Abschaffung) частной собственности» [7, с. 329-330].
В 15-м вопросе: «Значит, уничтожение частной собственности раньше было невозможно?» также использован термин «Abschaffung», который переводится с немецкого языка как: отмена, устранение, упразднение, ликвидация.
А вот в 16-м вопросе в «Принципах коммунизма» впервые появляется гегелевское понятие «Aufhebung». Вопрос сформулирован следующим образом: «Возможно ли уничтожение частной собственности мирным путем?» [7, с. 330]. В оригинале: «Wird die Aufhebung des Privateigentums auf friedlichem Wege möglich sein?» [8, s. 372].
Итак, подведем итоги. Во-первых, на наш взгляд, представление о том, что в основе марксистского учения о коммунизме находится положение об уничтожении частной собственности, является вульгаризацией учения К. Маркса и Ф. Энгельса.
Например, к подобной трактовке сводятся статьи В.И. Дьяченко, посвященные анализу марксистской точки зрения на рассматриваемую проблему. В частности, автор полагает, что в марксизме речь идет не о диалектическом «снятии» частной собственности, а именно об ее уничтожении, но уничтожении постепенном [9; 10]. Мы полагаем, что В.И. Дьяченко в своих статьях представил достаточно тщательный анализ положений марксизма. Однако этому анализу, на наш взгляд, присущ недостаток: автор игнорирует оригинальный язык работ основоположников марксизма и трактует их взгляды на основе существующего официального (как выясняется, поверхностного) перевода этих работ с немецкого на русский язык.
Своеобразную позицию в оценке марксистского учения о коммунизме и частной собственности занимает Д.Б. Эпштейн. Он приписывает марксизму однозначное стремление уничтожить частную собственность, деньги, товарообмен, товарно-денежные отношения и, в связи с этим, обвиняет учение Маркса в «недиалектичности». Критикуя марксизм, автор справедливо отмечает, что «в реальности они не уничтожаются, а «снимаются», то есть, теряют часть своих свойств, преобразуются и воспроизводятся «на новом витке» с измененными свойствами и новой ролью в ходе «отрицания отрицания» [11, с. 63]. Но, как следует из нашего анализа в данной статье, именно это и пытались показать в своих работах К. Маркс и Ф. Энгельс.
Следует предположить, что у основоположников марксисткой теории к 1848 г. еще не сложились четкие представления о конкретных путях «снятия» частной собственности и становления общественной. Поэтому они рассуждали достаточно осторожно и, говоря о перспективах частной собственности, использовали богатые возможности немецкого языка, прибегая к различной терминологии, стремясь подчеркнуть диалектический характер процесса перехода от частной собственности к общественной. В связи с этим вызывает интерес фраза Маркса в разделе «Коммунизм» Экономическо-философских рукописей: «Снятие самоотчуждения проходит тот же путь, что и самоотчуждение» [3, с. 113]. Это означает, что К. Маркс к этому времени уже понимал: осуществление коммунизма и снятие частной собственности представляет собой такой же длительный, сложный, диалектический процесс, как и становление капитализма и буржуазной частной собственности.
Видимо, наиболее удачным термином, отражающим рассматриваемый процесс, основоположники марксизма посчитали гегелевское понятие «Aufhebung», поэтому оно и вошло в окончательный вариант Манифеста. Однако в процессе перевода этого документа на русский язык был утрачен диалектический смысл гегелевского понятия, и в отечественной научной литературе возобладал односторонний, негативистский подход к трактовке марксистского замысла.
К подобному выводу пришел также лидер украинских коммунистов П. Симоненко, который в своей статье «Коммунисты и частная собственность» отметил, что в более точном переводе с немецкого языка программа коммунистов сводится не к уничтожению, а «снятию», т. е. преодолению частной собственности [12].
Во-вторых, вряд ли стоит так рано хоронить коммунизм. Прошедшие несколько десятилетий функционирования частной собственности в нашей стране подтвердили прозорливость марксистского представления о преступной сущности буржуазной частной собственности («гигантской собственности немногих). Именно по вине частных собственников произошли многие трагедии: пожар в клубе «Хромая лошадь» в декабре 2009 г.; гибель теплохода «Булгария» в июле 2011 г.; катастрофа самолета Ан-148 авиакомпании «Саратовские авиалинии» в феврале 2018 г.; пожар в торговом центре «Зимняя вишня» в марте 2018 г. и целый ряд других. Невольно вспоминаются слова героини из известного фильма режиссера Н. Михалкова: «Господа, вы звери, господа».
Британскому деятелю профсоюзного движения XIX века Томасу Джозефу Даннингу принадлежит широко известное высказывание о сути капитализма, процитированное К. Марксом в «Капитале» и потому часто ошибочно ему приписываемое: «Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Доказательство: контрабанда и торговля рабами» [5, с. 770].
Нам представляется, что зигзаг истории, начавшийся в нашей стране в начале 90-х гг. ХХ века, носит временный, преходящий характер. Ибо «в идее бесклассового, трудового общества, в котором каждый работает для других и для всех, для сверхличной цели, не заключается отрицания Бога, духа, свободы и даже наоборот, эта идея более согласна с христианством, чем идея, на которой основано буржуазное капиталистическое общество». И далее «весь мир идет к ликвидации старых капиталистических обществ, к преодолению духа их вдохновлявшего. Движение к социализму - к социализму, понимаемому в широком, не доктринерском смысле - есть мировое явление. Этот мировой перелом к новому обществу, образ которого еще не ясен, совершается через переходные стадии. Такой переходной стадией является то, что называют связанным, регулированным, государственным капитализмом», - так писал в 1937 г. в своей книге «Истоки и смысл русского коммунизма» наш великий соотечественник, русский философ Н.А. Бердяев [13].
ЛИТЕРАТУРА
1. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии [Текст] // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. - Т.4. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. - С. 419-459.
2. Marx K., Engels F. Manifest der Kommunistischen Partei // Karl Marx / Friedrich Engels. - Werke. (Karl) Dietz Verlag, Berlin. - Band 4, 6. Auflage 1972, unveränderter Nachdruck der 1. Auflage 1959, Berlin/DDR. S. 459-493. - URL: http://www.mlwerke.de/me/me04/me04_459.htm#Kap_II.
3. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года [Текст] // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. - Т.42. - М.: Издательство политической литературы, 1974.- С. 41-174.
4. Ökonomisch-philosophische Manuskripte aus dem Jahre 1844 // K. Marx u. F. Engels, Werke, Ergänzungsband, 1. Teil. URL: https://www.marxists.org/ deutsch/archiv/marx-engel s/1844/oek-phil/3 -5_hegl.htm.
5. Маркс К. Капитал. Т.1. Критика политической экономии [Текст] // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. - Т. 23. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1960. - С. 5-900.
6. Karl Marx. Das Kapital. Band I. Kritik der politischen Ökonomie // Karl Marx -Friedrich Engels - Werke, Band 23, Dietz Verlag, Berlin/DDR 1962.
7. Энгельс Ф. Принципы коммунизма [Текст] // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. - Т.4. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. - C. 323-338.
8. Engels F. Grundsätze des Kommunismus // Marx-Engels Werke, Band 4, Seite 361380; Dietz Verlag Berlin, 1974. URL: http://www.mlwerke.de/me/me04/ me04_361.htm.
9. Дьяченко В.И. Уничтожение частной собственности - главное коммунистическое требование [Электронный ресурс]. - URL: http://za-kaddafi.org/node/38785.
10. Дьяченко В.И. Марксизм об уничтожении частной собственности как продукта разделения труда [Электронный ресурс]. - URL: http://classic.marxist.su/texts/ private_property.html.
11. Эпштейн Д.Б. О диалектичности некоторых положений революционной политико-экономической теории [Текст] // Вопросы политической экономии. -2018. - № 1. - С. 62-79. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32825392_ 12825906.pdf.
12. Симоненко П. Коммунисты и частная собственность [Электронный ресурс]. -URL: https://kprf.ru/international/79818.html.
13. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма [Электронный ресурс]. -URL: https://www.litres.ru/nikolay-berdyaev/istoki-i-smysl-russkogo-kommunizma/ chitat-onlayn/page-11/.
Goloveckij Nikolaj Jakovlevich
Financial university under the government of Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: nik1957@mail.ru
Miroshnichenko Leonid Nikolaevich
Russian presidential academy of national economy and public administration Moscow regional branch in Krasnogorsk, Krasnogorsk, Russia
E-mail: mirosh52@mail.ru
Shariy Valeriy Ivanovich
Russian presidential academy of national economy and public administration Moscow regional branch in Krasnogorsk, Krasnogorsk, Russia
E-mail: shariyvi@rambler.ru
Communism and «destruction» private property
Abstract. Currently, economic and philosophical literature emerged discussion on ratio of communism and private property. Therefore, many researchers are turning to the theoretical heritage of Karl Marx and Friedrich Engels. The most common is the view that a key provision of the Communist theory-the destruction of private property. This provision is drafted in the Russian text, the "Communist Manifesto" and many other works of Marx and Engels.
This article presents a comparative analysis of the original texts of major works of Marx and Engels and the texts of those same works published in the Russian language. The result was revealed a close relationship with the founders of Marxism dialectical language vocabulary of the German philosopher Hegel. The authors questioned the widely held view that the founders of Marxism have called for the destruction of private property. On the basis of an analysis of Marxist sources authors also concluded that the common point of view on the relation of the Communist theory of private property is superficial and is the vulgarization of the Marxist approach. In fact the ratio of Marx and Engels to the private property is more complex dialectical character. In their work it is not about destruction, but about the dialectic lifting private property.
The authors concluded that the founders of the Communist theory at the time of the writing of the "Communist Manifesto" has not yet developed a clear idea about the specific ways of lifting private property and becoming public. Therefore, they speculated in his works quite cautiously and, speaking about the prospects of private property, used the rich capabilities of the German language, resorting to different terminology, seeking to emphasize the dialectical nature of the process the transition from private ownership to public.
Keywords: Marxism; communism; private property; public property; dialectic; destruction; abolition