Научная статья на тему 'Коммунитаризм как альтернатива классическим идеологиям'

Коммунитаризм как альтернатива классическим идеологиям Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5143
618
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИТАРИЗМ / ИДЕОЛОГИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СООБЩЕСТВО / ОБЩИНА / СОЦИУМ / КОМЬЮНИТИ / COMMUNITARIANISM / IDEOLOGY / CIVIL SOCIETY / COMMUNITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Молчанов А. В.

Соотношение индивидуальных прав и прав сообщества пожалуй, самый актуальный и наиболее обсуждаемый вопрос ХХI в. Исследователи фиксируют возникшую потребность в новой социальности, которая, не ущемляя личностную и групповую автономию, сочетала бы ее с социальным долгом и понятием социального блага. Ответом на эту потребность стали идеи коммунитаризма, возникшие в конце ХХ в. на Западе. Коммунитаристские концепции предлагают свою, пожалуй, наиболее стройную и разработанную идейно-теоретическую парадигму, в соответствии с которой исследуются возможности оздоровления общества и укрепления его стабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNITARIANISM AS AN ALTERNATIVE TO CLASSICAL IDEOLOGIES

Correlation of individual rights and community rights is the most topical and discussing issue in the ХХI century. Researchers specify the need for a new sociality that would connect it with a social duty and the concept of social welfare. Appeared in the end of the XX century in the West ideas of communitarianism became the response to the need. Communitarianian concepts suggest their most developed ideological and theoretical paradigm that helps to study the ways of social improvement and increasing the social stability.

Текст научной работы на тему «Коммунитаризм как альтернатива классическим идеологиям»

КОММУНИТАРИЗМ КАК АЛЬТЕРНАТИВА КЛАССИЧЕСКИМ ИДЕОЛОГИЯМ

Молчанов Александр Викторович

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тамбов, Россия, магистрант направления подготовки 41.04.04 -

Политология, e-mail: ineternum@mail.ru

Соотношение индивидуальных прав и прав сообщества -пожалуй, самый актуальный и наиболее обсуждаемый вопрос XXI в. Исследователи фиксируют возникшую потребность в новой социальности, которая, не ущемляя личностную и групповую автономию, сочетала бы ее с социальным долгом и понятием социального блага. Ответом на эту потребность стали идеи коммунитаризма, возникшие в конце XX в. на Западе. Комму-нитаристские концепции предлагают свою, пожалуй, наиболее стройную и разработанную идейно-теоретическую парадигму, в соответствии с которой исследуются возможности оздоровления общества и укрепления его стабильности.

Ключевые слова: коммунитаризм, идеология, гражданское общество, сообщество, община, социум, комьюнити.

Становление коммунитаризма как идеологического течения

Коммунитаризм (лат. «соттипка» - единение; типш - обязанность) - ставшее популярным к началу XXI в. течение в социальной теории, которое стремится к сильному гражданскому обществу, в основе которого лежат не индивиды, а местные сообщества и общественные организации. Основой теории является поиск баланса между индивидуальной свободой и социальными обязательствами, правами личности и общества.

Находясь на позициях либеральной общественной мысли, коммунитаризм критикует те ее тезисы, которые, по мнению его последователей, не отвечают трендам современного этапа общественного развития, а именно положения о самодостаточности рынка и о неограниченной индивидуальной свободе.

Главной идеей коммунитаризма является необходимость заботы о сообществе наравне со свободой и равенством. Комму-

нитаристы полагают, что ценность сообщества недостаточно признана в либеральных теориях или общественной культуре либеральных обществ.

Идейные истоки коммунитаризма восходят к античной философии и религиозно-философским представлениям об обществе в Ветхом и Новом Завете. Немалую роль в появлении этого идейно-политического течения сыграли две традиции - коммунистическая, концентрирующая внимание на идее братства, и анархистская с акцентом на возможности существования общины без вмешательства государства.

Коммунитаризм, ставший популярным в 1980-е гг. благодаря работам Майкла Сандела, Майкла Уолцера, Алэсдера Макин-тайра, Дэниела Белла и Чарльза Тейлора, имеет довольно много различий от традиционного марксизма. Марксисты склонны рассматривать сообщество как нечто, достижимое путем революции, свержения капитализма и построения социалистического общества. Коммунитаристы, однако, считают, что сообщество не должно строиться заново, оно уже существует в виде общих социальных практик, культурных традиций и общественного взаимопонимания. Сообщество скорее нуждается в защите. В какой-то мере они видят сообщество в тех самых социальных практиках, которые марксисты рассматривают как эксплуататорские и отчуждающие.

Немалую роль в популяризации течения сыграла сформулированная в 1990 г. в Университете Джорджа Вашингтона «ком-мунитарная платформа», которую подписали многие общественные деятели и политики.

Манифестом коммунитаризма стала книга А. Этциони «Дух общности: права, обязанности и программа коммунитаризма», которая была опубликована в 1993 г. [1].

У Коммунитаристской Ассоциации есть журнал «The Responsive Community». А также вебсайт, который ассоциирован с Институтом коммунитаристских исследований государственной политики в Университете Джорджа Вашингтона (Вашингтон, штат Колумбия) [2].

Теоретические основы коммунитаризма

Коммунитаризм опирается как на теоретическую, так и на практическую западную политическую традицию - от добровольных религиозных сообществ до сложившихся естественным образом сельских и городских общин - комьюнити, получивших наибольшее влияние в истории США, поскольку служили компенсатором изначальной децентрализации государства. С их помощью рядовые американцы вовлекались в общественно-политический процесс, и происходило саморегулирование общественного механизма.

Социальный эффект данного явления выразился в противодействии индивидуализму, который считается основной характеристикой общества Соединенных Штатов. Данное мнение оспаривает Ф. Фукуяма, написав о том, что «с самого момента основания эта страна никогда не была индивидуалистическим обществом» и что американцы «всегда отличались большой склонностью к общественному поведению» [3].

Следует отметить, что практика комьюнити выявляет ком-мунитарный идеал: сообщество индивидуальностей, в котором коллектив создает условия для ее реализации личности в материальном и духовном плане, не обезличивая ее, а обеспечивая защищенность. Вокруг идеала, по мнению А. Этциони [1], формируются ценности, становясь в современных условиях важным фактором сопротивления дезинтеграции.

Каким способом коммунитаризм намерен совместить два различных друг от друга принципа - индивидуальной автономии и социального единения?

Социальный порядок, в понимании последователей коммунитаризма, требует моральной парадигмы, в рамках которой существует комплекс норм и ценностей, разделяемых обществом. Идеологи коммунитарной системы противопоставляют его как тоталитаризму, основанному на принуждении, так и либерализму, поддерживаемому финансовым стимулированием. «Хорошее общество, - по их мнению, - требует такого порядка, который увязан с нравственными ценностями его членов» [4].

Важным моментом программы является мнение, что нравственные нормы смогут выполнять скрепляющую общество функцию только в том случае, если они не станут внедряться принудительно. Нормативный порядок способен состояться тогда, когда граждане верят в принятые в обществе нормы, уверены в их справедливости, а не просто обязаны им подчиняться. Таким образом снимается разногласие личного и общественного: личные ценности обретают социальный масштаб и предстают в качестве общественных.

К коммунитарной идее нормативного порядка близка концепция «доверия» Ф. Фукуямы [3]. В его понимании доверие -это не просто доверие членов общества к социальным институтам и друг к другу. Это еще и определенные общественные установки, которые определяют социально-политическое и экономическое состояние общества, а кроме того его потенциал.

Объединение людей во имя общих целей может осуществляться как на основе договорных отношений, так и на базе личного интереса. Тем не менее наиболее стабильными и эффективными являются сообщества, членов которого объединяют общие ценности. «В таких сообществах, - полагает Фукуяма, -не требуется широкого договорного и правового регулирования отношений, так как между их членами существует предварительный морально-нравственный консенсус как основа для взаимного доверия». Стабильность социальной системы, экономическая и политическая, «зависит, в конечном счете, не только от принятия и соблюдения законов, но также и от способности личностей к самодисциплине» [3].

Коммунитаристы считают, что основой перестройки общества является совершенствование личности. Однако подчеркивая, что оно может улучшить общество лишь при условии, что индивиды будут действовать через социальные группы.

Более эффективным средством против разъединения являются комьюнити - посреднические органы между индивидами и государством. Формирование первичных самоуправляющихся сообществ представляет собой альтернативу как централизованному бюрократическому государству, так и превращению его в неконтролируемый анархический конгломерат.

В качестве инструментария достижения своих целей ком-мунитарии полагаются в первую очередь на общественный диалог, а также на просветительскую работу, воспитание и образование. Идея о продуктивности подобного диалога объясняется на примере двух общенациональных кампаний в США: одной безуспешной - антиалкогольной кампании 1920-х гг., при проведении которой пошли по пути запретов и санкций, и другой, весьма эффективной, - антитабачной кампании 1980-х гг., реализованной на базе общенационального диалога.

Теоретическим посылом своих концепций коммунитаристы считают отрицание общепринятой модели «индивидуализм -коллективизм», считая, что она является упрощением социальной реальности. Данное деление они заменили на понятие «коммунитаризм», рассматривая его как решение противоречия между коллективным и индивидуальным. Особенно последователен в этом Ф. Фукуяма, доказывающий, что в реальных социумах эти понятия обычно совмещаются. Фукуяма отказывается от традиционной типологизации социумов по принципу «индивидуалистский - коллективистский», на основе которой часто проводят грань между Западом и Востоком. «Ни индивидуализм, ни коллективизм в отдельности, но взаимодействие этих двух противоположных начал привело к успешному развитию демократии и экономическому прогрессу в США», - пишет Фукуяма, распространив этот тезис и на другие страны, независимо от их местоположения [5].

Однако, несмотря на провозглашаемый принцип соблюдения баланса между ценностями индивидуализма и коллективизма, идеологами коммунитаризма баланс по большей части нарушается в пользу последних.

Зарубежные коммунигарные сообщества, в отличие от общин, возникающих в России, имеют длительную историческую традицию. В связи с этим следует отметить, что понятие комму-нитарности можно найти еще в трудах H.A. Бердяева [6], которое он применял для описания жизнедеятельности русских общин. В нашей стране на современном этапе традиция такого рода утрачена, и возникновение такого рода сообществ по большей части коррелируется лишь с практическим опытом коммунитарности.

Заключение

При рассмотрении значения идеологии коммунитаризма в контексте развития теории гражданского общества следует отметить, что основные идеи коммунитаризма направлены на формирование общества предгражданского. Их реализация может способствовать достижению равновесия между изменяющимися активным образом условиями развития современных государств и традиционными ценностями народностей. Комму-нитаризм позволяет представить новую форму гражданского общества, способного удовлетворить потребности каждого члена социума и предоставить ему пути самовыражения.

Теоретический синтез коммунитарных идей и философии гражданского общества позволяет решить важнейшую проблему его становления в тех странах, где государственные элиты и рядовые граждане уделяют серьезное внимание задаче актуализации и умножения запасов социального капитала, а также максимально продуктивного их использования. Наличие в коммуни-тарной идеологии базовых идей, нацеленных на формирование как минимум предгражданского сообщества людей, способствует сохранению равновесия между позитивными вековыми ценностями народов и быстро изменяющимися условиями постиндустриального мира, находящегося в ситуации нарастающей глобализации на базе всепроникающей информационной революции.

В заключение необходимо отметить, что коммунитарная идеология и формы ее опредмечивания в практике соответствующих предгражданских сообществ достаточно молоды, но, на наш взгляд, весьма перспективны как альтернатива существующим классическим идеологиям и адекватным им практикам. Они характеризуются достаточно сложной системой идеологических принципов и тщательно проработанной программой альтернативного устройство социума. Базисные социально-политические идеи коммунитаризма представляют большое разнообразие теоретического и практического «материала», важного для целей его сравнения с моделями и опытом классического гражданского общества, что имеет немалое научно-эвристическое

значение. Анализируя формы коммунитарных сообществ в России и за ее пределами, мы наблюдаем рождение нового варианта организации совместного человеческого общежития - на базе формирования и реализации гражданского самоопределения личности. Правомерно ли утверждение сторонников коммуни-таризма о едва ли не триумфальном наступлении данной формы общественного устройства, не пронизано ли оно духом истори-цизма, не является ли неоправданной идеализацией рассмотренной формы бытия людей, покажет историческое время.

ЛИТЕРАТУРА

1. The Spirit of Community: Rights, Responsibilities and the Communitarian Agenda. N. Y.: Crown Publishers, Inc., 1993.

2. URL: http://communitariannetwork.org/

3. Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния. URL: http://portal.tpu.ru/SHARED/c/CHISTYAKOVANO/ educational/Tab2/%D0%94%D0%BE%D0%B2%D0%B5%Dl%80%D0%B 8%D0%B5.pdf

4. Этциони А. Новое золотое правило. Сообщество и нравственность в демократическом обществе. URL: http://www.studfiles.ru/ preview/3065343/

5. Фукуяма Ф. Конфуцианство и демократия. URL: http://gtmarket. ru/laboratory/expertize/3226

6. Бердяев Н.А. Царство Духа и Царство Кесаря. М.: Республика, 1995.

COMMUNITARIANISM AS AN ALTERNATIVE TO CLASSICAL IDEOLOGIES

Molchanov Alexander Victorovich, G.R. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russia, Candidate for a Master's Degree studying 41.04.04 - Political Science

Correlation of individual rights and community rights - is the most topical and discussing issue in the XXI century. Researchers specify the need for a new sociality that would connect it with a social duty and the concept of social welfare. Appeared in the end of the XX century in the West ideas of communitarianism became the response to the need. Communitarianian concepts suggest their most developed ideological and theoretical paradigm that helps to study the ways of social improvement and increasing the social stability.

Key words: communitarianism, ideology, civil society, community.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.