УДК 1(091)
КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ Э.В. ИЛЬЕНКОВА И РЕАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ1
А.Д. Майданский
Белгородский государственный национальный исследовательский университет Белгородский государственный институт искусств и культуры Институт философии РАН e-mail: maidansky@caute.ru
Коммунистический идеал Маркса, в понимании советского философа Э.В. Ильенкова, состоит в свободном и всестороннем развитии личности. Меж тем исторический вектор развития «реального социализма» чем дальше, тем больше расходился с этим идеалом. Ильенков пытался теоретически осмыслить это расхождение и предлагал радикально ограничить вмешательство государства в рыночную экономику. Эта классическая марксистская линия «отмирания государства» оказалась, однако, утопией.
Ключевые слова: Эвальд Ильенков, Маркс, коммунизм, социализм, обобществление, индивидуальная собственность, личность, государство.
Ильенков был коммунистом, в этом нет никаких сомнений. Коммунизм, однако, бывает разный. Иные коммунистические движения и доктрины, по словам молодого Маркса, не только не возвысились над уровнем частной собственности, но и не доросли до нее. То же самое можно сказать и о социализме советского образца. Ильенков рисковал даже писать об отчуждении при социализме - «том самом "отчуждении", которого, если верить некоторым чересчур оптимистичным писателям, при социализме не только нет, но и быть не может "по определению"»2.
Собственные писания Ильенкова на эту тему были запрещены к печати при жизни философа (чему вряд ли кто удивится). Но хотя сейчас эти тексты уже изданы, Ильенкова - по незнанию или иным причинам - часто изображают адептом советской версии социализма. Критиковал, мол, но ведь не отвергал, остался верным ленинцем и в теории, и в жизни.
Мы же начнем с констатации пары простых - как говорят, «медицинских» -фактов, требующих своего объяснения.
Факт первый. У Ильенкова совсем не много текстов, в которых исследуется современная ему историческая реальность - коммунистическое движение общества, именуемого «реальным социализмом». Всего несколько штук. Гораздо больше Ильенков написал о прошлой истории коммунистического движения и о формировании коммунистического идеала Маркса. Отсюда вопрос: почему о современном социализме - так мало?
1 Публикуется при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 17-03-00160a «Подготовка к печати неизданных работ Э.В. Ильенкова 60-70-х годов из архива философа».
2 Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. С. 170-171.
Факт второй. Все эти немногие тексты написаны в 60-е годы. Последними по времени стали письма к Ю.А. Жданову от января 1968 года. С этого момента Ильенков прекратил писать о «реальном социализме» - почему?
Факт третий. Тональность Ильенкова сделалась «ипохондрической». Надежды на лучшее сменились мрачным декадансом. Завершается письмо к Жданову словами: «Вот и впадаешь в пессимизм, особенно, когда устанешь, особенно, когда -оглянувшись - увидишь, как немного сил... Ежели у Вас есть лишняя капелька оптимизму - поделитесь!»3.
Кто-то может на это сказать: ну, просто черная полоса у человека случилась в 1968 году. Захандрил на время философ, бывает. Полоса действительно была черной, и не только у Ильенкова лично. В августе того года наши танки раздавят Пражскую весну, а с нею - и остаток ильенковских иллюзий. Путь «реального социализма» так резко разошелся с коммунистическим идеалом, что оптимизм у философа иссяк. Причем навсегда. До конца этой, как он выразился, «полосы тухлого безвременья» Ильенков не доживет.
А вот лично он знавал времена и похуже. Эта черная полоса выглядит просто бледной тенью на фоне тех, что Ильенков пережил в начале «оттепели»4. После чего надолго угодил в госпиталь и сам себя называл «Едвальдом». Однако веру в советский социализм не терял - заявлял даже, что, мол, «надо бросить всё и заняться политической экономией».
В том же 1968 году случилась и, может быть, самая светлая полоса в его жизни. Вышла книга «Об идолах и идеалах» и поставлен личный рекорд по числу публикаций (больше десятка). Ильенков защитил докторскую. Пост директора Института философии занял его старый друг Павел Васильевич Копнин. Весной Ильенков впервые приехал в Загорский интернат, познакомился с «ребятками» и, что называется, зажегся темой...
Для ответа на поставленные вопросы надо, во-первых, сказать о коммунистическом идеале Маркса - Ильенкова, а во-вторых, выяснить, в чем именно этот идеал разошелся с реальностью.
Все без исключения коммунисты требуют упразднения частной собственности, однако «общественная собственность» понимается ими очень и очень по-разному. Для Маркса обобществление собственности - только первый шаг в коммунистическую формацию. Шаг самый что ни на есть простой и естественный: «превращение капиталистической частной собственности, фактически уже основывающейся на общественном процессе производства, в общественную собственность», - если процитировать «Капитал»5. Описанное превращение частной собственности в общественную осуществляется путем «экспроприации экспроприаторов». Этой первичной цели служат десять мероприятий из «Манифеста компартии».
Далее же, по мысли Маркса, должен начаться процесс превращения общественной собственности в индивидуальную, каковая и является чисто коммунистической формой собственности. Коммунизм определяется в «Манифесте» как сообщество «ассоциированных индивидов» (der assoziierten Individuen), или «ассоциацию, в которой свободное развитие каждого является условием свободного
3 Э.В. Ильенков: личность и творчество. М., 1999. С. 261.
4 См. об этом, в документальных подробностях, два недавних издания: Эвальд Ильенков, Валентин Коровиков: Страсти по тезисам о предмете философии. М.: Канон+, 1916; Ильенков Э.В. От абстрактного к конкретному. Крутой маршрут. 1950 - 1960. М.: Канон+, 2017.
5 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд. Т. 23. М., 1960. С. 773.
развития всех». На первом месте у Маркса всегда - человеческий индивид, личность. Развитие личности, создание условий для свободной самодеятельности индивидов, -цель всемирной истории и мерило общественного развития. Маркузе совершенно справедливо писал о «коммунистическом индивидуализме» Маркса6.
Перечитаем знаменитую концовку предпоследней главы «Капитала». Коммунизм, будучи отрицанием отрицания частной собственности, представляет собой «индивидуальную собственность на основе достижений капиталистической эры: на основе кооперации и общего владения землей и произведенными самим
7
трудом средствами производства» .
Первое, что стоит отметить: общее владение средствами производства - это достижение капиталистической эры. Стало быть, «реальный социализм» обеими ногами стоит в старой эре, т.е. в буржуазной общественно-экономической формации.
Второе: в коммунистическом обществе установится индивидуальная собственность (das individuelle Eigentum) на основе «общего владения» средствами производства. Этим-то Маркс и отличается от коммунистов-дураков/леваков...
Коммунистический процесс индивидуализации собственности у нас так и не начался. Дальше экспроприации дело не пошло. Стоит ли удивляться, что внуки тех экспроприаторов остались у разбитого корыта (в которое государство подбрасывает им корочку хлебца насущного) и добровольно посадили себе на шею нового самодержца, с дюжиной друзей юности за компанию...
Причину краха коммунистического проекта левые писатели любят объяснять разного рода просчетами Сталина, Мао или Горбачева. На самом деле итог этот был абсолютно закономерным, обусловленным «естественноисторически», как сказал бы Маркс. Превращение общественной собственности в индивидуальную никак не могло начаться в эпоху абстрактного труда - механического, конвейерного производства, основанного на всё углубляющемся разделении труда умственного и физического. А потому история «реального социализма» и не могла кончиться коммунизмом. Она могла кончиться только крахом. Коммунистическая индивидуализация собственности может начаться лишь на гораздо более высокой ступени развития человеческих производительных сил, чем думалось Марксу и Ленину.
Ильенков несколько корректирует терминологию Маркса. Коммунистическое движение он представляет как переход от формально-юридического обобществления собственности к обобществлению реальному - превращение экспроприированной государством частной собственности в личную собственность каждого индивида.
«В странах, где установлена законом общественная, общенародная форма собственности на все блага культуры, неизбежно встает задача перерастания этой формы собственности в личную собственность каждого члена общества, т. е. социалистической формы общественной собственности (сохраняющей еще от мира частной собственности унаследованное разделение труда, а потому - и деньги, и правовую форму регламентации деятельности, и государство как особый аппарат
6 Маркузе Г. Разум и революция. СПб., 2000. С. 376. Не так давно вышла и коллективная монография: Karl Marx' kommunistischer Individualismus (Hrsg. von I. Pies und M. Leschke). Tübingen: Mohr Siebeck, 2005.
7 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения Т. 23. М., 1960. С. 773. Русский перевод абсолютно точен. Вот это место в оригинале: «...Das individuelle Eigentum auf Grundlage der Errungenschaft der kapitalistischen Ära: der Kooperation und des Gemeinbesitzes der Erde und der durch die Arbeit selbst produzierten Produktionsmittel» (курсив мой. - А.М.).
управления людьми) - в коммунистическую форму собственности, не нуждающуюся уже более в "вещных", вне индивида находящихся "посредниках"»8.
Ключевое понятие в этой формуле Ильенков подчеркнул собственноручно: разделение труда. Реальное коммунистическое движение - это процесс снятия разделения труда и формирования универсальной, гармонически развитой личности.
Ничего подобного в странах реального социализма не происходило. Шел как раз обратный - притом объективный, «естественноисторический» - процесс углубления разделения труда (и, как следствие, развитие отношений частной собственности). Потому и государство не «отмирало», т.е. не передавало одну за другой все свои функции «человекам», а напротив - всё больше и больше отнимало у человеческой личности.
«Генеральной линией коммунизма остается курс именно на уничтожение государства, как особой сферы разделения труда, как особого аппарата управления», - твердил Ильенков азы марксизма в 1966 году9. - «Коммунизм состоит именно в том, чтобы вообще ликвидировать машинообразные функции... и перейти к демократическому самоуправлению коллектива, состоящего из живых, и притом всесторонне развитых людей», - говорится в подготовительной рукописи Ильенкова к той же работе «Машина и человек» (текст сохранился в архиве).
Два года спустя ему стало ясно, что генеральная линия «реального социализма» - ровно обратная: огосударствление всего и вся вокруг. Вместо социализма «с человеческим лицом» строится социализм машинный. Коммунизм как был бродячим призраком, так им и остался. Под его, коммунизма, маской обнаружился «кибернетический кошмар», которого так боялся Ильенков. «Машина победила человека», - цитировал он строфу из поэмы М. Волошина «Путями Каина» (к слову, «Каиновым братством» поэт называл мировой пролетариат).
Вот тут-то у философа руки и опустились, и захлестнула его та самая «ипохондрия» - череда глубоких депрессий, которую он оборвет своими руками десять лет спустя. Однако до того он успел еще сделать очень многое: с 1968 года с головой ушел в психологию и педагогику, в Загорский эксперимент, где практически шлифовались и проверялись принципы воспитания коммунистического типа личности.
Заниматься политэкономией социализма смысла больше не было - строй был обречен. У власти - живые трупы и «всякая нечисть, ничего не забывшая и ничему не научившаяся, только сделавшаяся еще злее и сволочнее, поскольку проголодалась»10. Дело шло, по выражению Ильенкова, к «топору».
Из видеозаписи интервью академика Б.М. Бим-Бада: «Основное содержание Ильенкова - это молчание... Но в этот вечер он говорил много... Не знаю кому, зачем он это говорил... На кухне был только я. Он говорил для меня. А я потом вздрогнул: "Так что революция неизбежна?!" Он ответил: "Серия революций". Он предвидел быстрый крах. Предвидел, что тот [первый] крах не будет окончательным, а сил у него уже не было».
Единственным человеком, с которым Ильенков обсуждал судьбы социализма письменно, и даже вступил в полемику, был Ю.А. Жданов. Это ему Ильенков с такой резкостью и откровенностью написал про «ничего не забывшую нечисть». Кого Ильенков имел в виду? Очевидно, сталинскую старую гвардию. Да ведь сам Юрий
8 Ильенков Э.В. Маркс и западный мир // Вопросы философии. 1988. № 10. С. 109-110.
9 Арсеньев А.С., Ильенков Э.В., Давыдов В.В. Машина и человек, кибернетика и философия // Ленинская теория отражения и современная наука. М., 1966. С. 280.
10 Э.В. Ильенков: личность и творчество. М., 1999. С. 258.
Андреевич - плоть от плоти ее: инициатор Павловских сессий, сын главного жреца и зять «корифея всех наук».
До последних дней жизни Жданов-младший печатно и устно Сталина защищал, сваливая все вины на Берию, Лысенко и прочих втершихся в доверие к вождю негодяев (исключая Жданова-старшего, разумеется). Ильенков же отзывался о Сталине так:
«Сама несчастная диалектика была распята <Сталиным> на кресте четырех черт». «... О Сталине - в нем сказался действительно "восточный колорит" в дурном смысле этого слова, в смысле недостатка настоящей западноевропейской культуры интеллекта и нравственного облика, - и за это коммунизм заплатил очень дорого». «Мао Цзэ-дун... во всех отношениях чувствует и сознает себя именно прямым и непосредственным преемником и продолжателем - и в теории, и в практике, - как раз Сталина. А не Маркса, Энгельса и Ленина»11. Как видим, Сталин и Мао в глазах Ильенкова - два сапога пара, учитель и его верный ученик...
Как-то раз Жданов прислал Ильенкову свою рукопись по политэкономии, где попытался взглянуть на характер общественного труда при социализме сквозь призму категорий «частичного» и всеобщего12. Ильенков одобрил выбор логических категорий и общий взгляд на «нынешнюю полосу» как фазу на пути от формально-юридического обобществления собственности к реальному. Однако начисто разошелся с автором в понимании сути процесса обобществления и требуемых для этой цели экономических реформ. Ильенков настаивал на «открытом признании прав товарно-денежных отношений». На территорию рынка чиновник «не имеет права совать носа», настаивал он. Надобно оградить рынок от государства китайской стеной: «На рынке пусть господствуют законы рынка. Со всеми их минусами. Ибо без этих минусов не будет и плюсов»13.
Государство же Ильенков именовал не иначе как «Абстрактно-Всеобщим, то бишь мнимо всеобщим», или - «частичностью под маской Всеобщего, возомнившей себя непосредственной всеобщностью». И это - нота бене! - написано о родном социалистическом государстве.
Рьяный государственник Жданов, разумеется, с этим согласиться никак не мог. Как так - удалить государство с рынка? Ради чего тогда Ленин и Сталин огород городили? Какое же может быть обобществление труда, если рынком рулить чиновникам воспрещается?
Жданов понимает обобществление как тотальное подчинение «частичного» олицетворяемой государством «всеобщности». Мечтает о «превращении всей страны в одну фабрику»14. Про всесторонне развитую личность в ждановских экономических штудиях и не вспоминается. В социалистической экономике главное -планомерность, кооперация и технологическое разделение труда. Вот что такое обобществление. А личность - это где-то там, по ту сторону экономики, в «культуре» (Жданов и про это книжечку написал: «Сущность культуры»). Личность пусть на досуге себя всесторонне развивает и гармонизирует - в музеи ходит и стихи читает.
11 Из материалов архива Ильенкова, которые в настоящее время готовятся к публикации.
12 Кто-то удивится - с чего вдруг химик по профессии углубился в политэкономию? На это надо заметить, что научные интересы Жданова простирались от микромира до высших этажей культуры, - и всюду, на каждом шагу, им применялись категории диалектики. Ученый люд называл это «бешенством диаматки».
13 Э.В. Ильенков: личность и творчество. М., 1999. С. 259-260.
14 Жданов Ю.А. Взгляд в прошлое: воспоминания очевидца. Ростов-на-Дону, 2004. С. 394.
Диалектика социализма, по Жданову, состоит в том, чтобы подчинить слепые, частно-анархичные силы рынка - государственной целесообразности, Госплану. «Ильенков фактически отрицает эту диалектику общественного бытия», - гласит его строгий вердикт15. Ждановская «диалектика общественного бытия», конечно, не его персональное открытие. Такой «диалектики» навалом в любом учебнике истмата или политэкономии социализма. Да и иного записного ильенковца поскреби - найдешь истматчика. А то и верного сталинца...
Любое государство - это Абстрактно-Всеобщее, Машина. Как всякая машина, государство - штука полезная, даже замечательная, когда она служит личности защитой от рыночной стихии и всяких прочих угроз. Однако цена этой защиты -превращение личности в винтик, в гражданина Машины. Вот почему Маркс мечтал об отмирании государства. Хорошее государство - мертвое государство. Об этом «марксисты» предпочли забыть, отложить его отмирание на завтра - потому, что сегодня обойтись без государственной машины нельзя. Попросту невозможно.
Проблема в том, что ограничить власть этой мегамашины над живой человеческой личностью можно лишь при помощи другой мегамашины - рынка. Иначе Левиафанов аппетит не унять... Нелепо думать, что Ильенков питал какие-то теплые чувства к рынку. Просто из двух этих машин - государственной и рыночной -он открыто предпочитал вторую.
«Рынок или его полярная противоположность, частичность под маской Всеобщего? Частичность, возомнившая себя непосредственной всеобщностью, или же частичность, честно понимающая, что она частичность и ничего более?»16.
Ответ ясен из самой постановки вопроса. «Честная» рыночная машина для коммуниста лучше, чем лживое, мнимо-всеобщее государство. Для Ильенкова это был горький, но трезвый выбор из двух зол. Однако и рынку дай волю - мало не покажется. Лишь государство может как-то обуздать рыночную стихию. Хитрость разума состоит в том, чтобы найти баланс этих машинных сил, оптимальный для саморазвития человеческой личности.
Нельзя, конечно, считать Ильенкова противником социализма. Наоборот, он был противником той линии развития социализма, которая в скором времени и привела социализм к краху. Трагедия в том, что именно эта линия была «естественноисторической», в то время как прочерченная Марксом линия «отмирания государства» - на данной ступени развития производительных сил - оказалась утопией. В тот момент, когда Ильенков окончательно это понял, он и впал в «ипохондрию» и прекратил заниматься политэкономией социализма.
Список литературы
1. Karl Marx' kommunistischer Individualismus (Hrsg. von I. Pies und M. Leschke). - Tübingen: Mohr Siebeck, 2005.
2. Арсеньев А.С., Ильенков Э.В., Давыдов В.В. Машина и человек, кибернетика и философия // Ленинская теория отражения и современная наука. - М., 1966. - С. 265-283.
3. Жданов Ю.А. Взгляд в прошлое: воспоминания очевидца. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - С. 394.
4. Ильенков Э.В. Маркс и западный мир // Вопросы философии. - 1988. - № 10. - С. 98-112.
5. Ильенков Э.В. От абстрактного к конкретному. Крутой маршрут. 1950-1960. - М.: Канон+, 2017.
6. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991.
7. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд. - М.: Политиздат, 1955-1981.
15 Жданов Ю.А. Взгляд в прошлое: воспоминания очевидца. Ростов-на-Дону, 2004. С. 395.
16 Э.В. Ильенков: личность и творчество. С. 260.
8. Маркузе Г. Разум и революция. - СПб.: Владимир Даль, 2000.
9. Э.В. Ильенков: личность и творчество. - М.: Языки русской культуры, 1999.
10. Эвальд Ильенков, Валентин Коровиков: Страсти по тезисам о предмете философии. - М.: Канон+, 1916.
E.V. ILYENKOV'S COMMUNIST IDEAL AND THE REAL SOCIALISM
A.D. Maidansky
Belgorod state national research university Belgorod state institute of arts and culture Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences e-mail: maidansky@caute.ru
The core of the Communist ideal of Marx, as the Soviet philosopher E.V. Ilyenkov understood it, is free and all-round development of the individual. Meanwhile, the historical vector of the development of "real socialism" the farther away, the more diverged from this ideal. Ilyenkov attempted to comprehend this divergence theoretically and proposed to restrict, radically, any state interference in the market economy. This classical Marxist line of "withering away of the state" was, however, a utopia.
Keywords: Evald Ilyenkov, Marx, communism, socialism, socialization, individual property, personality, state.