УДК: 355.451, ББК: 76, ГРНТИ: 19.01.11, ВАК: 5.9.9
DOI: 10.24412/2949-2513-2023-32-120-135
Минаева Л.В. Москва, Россия
КОММУНИКАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности коммуникации в процессе реализации концепции устойчивого развития, которые проявились сравнительно недавно. Как государства, так и корпорации, которые заявляют о приверженности принципам устойчивого развития по-разному относятся к данной концепции, что отражается в их коммуникационной политике. С одной стороны, коммуникация может быть инструментом распространения в обществе информации об ответственном отношении государств и корпораций к реализации концепции устойчивого развития. С другой стороны, их коммуникационная политики вводит общество в заблуждение и подрывают веру людей в социальную значимость данной концепции.
Ключевые слова: устойчивое развитие, «зеленая повестка», корпоративная социальная ответственность, корпоративная коммуникация, «гринвошинг»
Liudmila Minaeva Moscow, Russia
COMMUNICATION IN THE PROCESS OF IMPLEMENTING SUSTAINABLE DEVELOPMENT CONCEPT
Abstract. The paper considers some specific features of communication in the process of implementing sustainable development concept which have recently become conspicuous. Both states and companies which declare commitment to the principles of sustainable development treat the concept in question differently in terms of their communication policy. On the one hand, communication can be an instrument of dissemination information of their true commitment to sustainable development principles. On the other hand, their communication misleads the society and undermines the social significance of the concept under discussion.
Key words: sustainable development, «green agenda», corporate social responsibility, corporate communication, "greenwashing"
Введение
Совокупность глобальных экологических проблем поставила перед человечеством задачу по поиску нового подхода к осуществлению своей деятельности, не наносящей вреда будущим поколениям. Стало очевидно, что экономические и экологические проблемы не могут быть отделены от проблем социальных, а, поскольку процессы глобализации заставляют разные государства искать выход из сложившейся ситуации, объединение усилий в этих областях является просто необходимым и делает обсуждение данного вопроса актуальной повесткой международной коммуникации. Будущее человечества во многом зависит от того, насколько развитие экономики сможет предусмотреть сокращение антропогенного воздействия до уровня, позволяющего обеспечивать способность биосферы к воспроизводству здоровой окружающей среды [Drexhage, Murphy, 2012].
Следует отметить, что устойчивое развитие по определению не связано и не ограничено национальными аспектами, не говоря уже о территориальных границах. Напротив, устойчивое развитие можно понимать только как отсылку к глобальному подходу. Тем не менее, государства не всегда думают в терминах глобального благополучия, а сосредоточены лишь на национальных интересах. Поэтому есть все основания утверждать, что
реализация концепции устойчивого развития приобретает геополитическое значение.
Так, несмотря, на то, что абсолютное большинство стран, включая Россию, подписали и ратифицировали Парижские соглашения, которые регулируют меры по снижению выброса углекислого газа, в реальности используются разного рода обходные пути, чтобы «сохранить лицо». Например, развитые страны, в частности, США и Евросоюз постарались вывести большинство неэкологичных производств именно туда, где экологическое законодательство не соблюдается так жестко, как следует. Тем самым создается видимость соблюдения договоренностей, хотя на самом деле в глобальном плане ситуация не улучшается.
Еще серьезнее обстоит дело с утилизацией отходов. Если говорить о пластиковых отходах, то ситуация накалена до предела: в мире перерабатывается лишь порядка десяти процентов от всего объема таких отходов. До 1 января 2021 года, то есть до того, как вступил в силу закон, запрещающий странам ЕС вывозить пластиковые отходы в другие страны, а Китай запретил ввоз твердых бытовых отходов, пластиковые отходы, которые отправлялись кораблями в Китай через внутренние водные пути страны вымывались в Мировой океан. В настоящее время по утверждению экологов, главной свалкой планеты стала Африка [Стригин, 2021].
Огромную роль в процессе реализации концепции устойчивого развития помимо государственных структур играет бизнес, особенно компании, работающие на мировом рынке. В настоящей статье будет рассмотрена коммуникационная деятельность именно таких компаний.
История вопроса
К пониманию своей ответственности перед будущими поколениями бизнес пришел не сразу. В течение довольно продолжительного времени социальная ответственность бизнеса понималась в рамках «реализации той политики, принятии таких решений либо следовании такой линии поведения,
которые были бы желательны с позиций целей и ценностей общества» [Благов, 2015: 18].
В конце 1970-х годов А. Кэрролл, один из ведущих теоретиков в области корпоративной социальной ответственности, предложил рассматривать деятельность фирмы с позиций, охватывающих ее экономическую ответственность перед инвесторами и потребителями, юридическую ответственность перед правительством или законом, этические обязанности перед обществом и дискреционную (филантропическую) ответственность, которая, в свою очередь, соотносилась со сферой, в которой общество еще не сформировало определенных ожиданий и которая предполагает добровольный выбор менеджера [Carroll, 1979].
Постепенно распространенным становится представление о том, что долгосрочная доходность должна сочетаться с социальной справедливостью и охраной окружающей среды [Marrewijk, Were, 2003]. Корпорации рассматриваются как полноценные коллективные члены общества или корпоративные граждане, которые вносят свой вклад в благосостояние региона и страны в рамках осуществления программ корпоративной социальной ответственности.
Вторая половина XX века продемонстрировала глобальный масштаб изменений, произошедших в атмосфере, климатической системе, почве, воде, животном и растительном мире. Проблема истощения озонового слоя стала первой глобальной экологической проблемой. Было установлено, что на стратосферный озон оказывают разрушающее действие молекулы веществ, созданных человеком, — хлорфторуглеродов. Мировое сообщество пришло к соглашению о прекращении производства и потребления веществ - 16 сентября 1987 г. был принят Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой.
В период с 1970-х по 2015 г. происходило постепенное развитие взаимосвязи политики корпоративной социальной ответственности и концепции устойчивого развития, что отражается в серии документов,
подписанных на международных встречах на высоком уровне, посвященных проблемам защиты окружающей среды, на которых, в том числе, обсуждались вопросы корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития.
Сам термин «устойчивое развитие», впервые употребленный в природопользовании в 1980г., был перенесен в экологию [Данилова-Данилъян., Пискулова, 2015:21]. А в 1992 г. концепция устойчивого развития была официально поддержана Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (United Nations Conference on Environment and Development -UNCED), а также послужила основой создания Делового совета по устойчивому развитию (Business Council for Sustainable Development -BCSD), который в 1995 г. был преобразован во Всемирный деловой совет по устойчивому развитию (World Business Council for Sustainable Development -WBCSD).
В 2015 году Россия вместе с другими 192 странами подписала резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН «Преобразование нашего мира: Повестка в области устойчивого развития на период до 2030 года» («Повестка-2030»). Документ содержит 17 целей устойчивого развития (ЦУР), направленных на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия. Достижение этих целей поможет прийти к балансу между экономическим ростом и экологическим и социальным благополучием.
Таким образом, можно сделать заключение, что концепция устойчивого развития стала важной темой в международной коммуникации за последние годы. Значение самой коммуникации в процессе осуществления концепции устойчивого развития трудно переоценить: эффективная коммуникация объединяет стремления и возможности правительства, гражданского общества и частного сектора для создания видения будущего и тактической работы в направлении его построения. Она способствует диалогу между разными участниками процесса осуществления концепции,
повышая осведомленность общества о деятельности по ее реализации, способствует поведенческим изменениям граждан и мобилизует общественную поддержку. Международная стратегическая коммуникация играет решающую роль в устойчивом развитии, поскольку она способствует сотрудничеству всех заинтересованных сторон, невзирая на границы и разницу культур [Oepen, Willner, 2006].
Какие же инструменты и технологии коммуникации используются бизнесом при коммуникационной поддержке процесса осуществления принципов устойчивого развития? Для ответа на этот вопрос были рассмотрена деятельность таких крупных международных компаний, как российская государственная корпорация «Росатом», американская пищевая корпорация Coca-Cola и французская холдинговая компания Moet Hennessy Louis Vuitton Group (сокращенно LVMH), включающая в свой портфель около семидесяти престижных брендов класса люкс. Выбор компаний, работающих в разных отраслях промышленности, дает возможность определить общие для всех международных компаний виды коммуникации, используемые для продвижения концепции устойчивого развития и обозначить ее специфические черты.
В ходе исследования были использованы общенаучные методы и подходы: ситуационный, комплексный, исторический.
Результаты исследования
Поскольку корпорации часто рассматриваются как «агенты изменений», именно они в возрастающей степени берут на себя ответственность за реализацию таких пунктов повестки устойчивого развития, как устойчивые производство и потребление, климатические изменения и нехватка энергии, охрана природных ресурсов и устойчивое развитие местных сообществ [Moon 2007].
Чтобы сохранить конкурентоспособность и доступ к инвестициям, работающим на глобальном рынке компаниям пришлось изменяться и следовать международному тренду на социально-экологическую
ответственность, поскольку потребители уже сейчас обращают внимание на экологичность и ответственность корпораций. Со временем для многих людей это станет ключевым элементом при выборе продуктов и услуг. Кроме того, удовлетворение базовых потребностей сотрудников и повышение качества их жизни способствуют развитию и росту бизнеса.
Для того, чтобы заявить о своей приверженности концепции устойчивого развития компании используют целый ряд коммуникационных инструментов и технологий. Конечно же, среди них такие традиционные методы, как работа с прессой. Но компании особое внимание уделяют коммуникационным инструментам, которые позволят подчеркнуть их вклад в реализацию концепции. Выбор инструмента зависит от целей компании, аудитории и конкретной проблемы устойчивого развития, которую они решают.
Одним из самых распространенных коммуникативных инструментов, которые используются корпорациями для информирования общественности о своей деятельности по реализации требований концепции устойчивого развития являются отчеты. Это официальные документы, содержащие подробную информацию о результатах деятельности компании в области устойчивого развития и ее инициативах. В отчеты об устойчивом развитии обычно включают данные по экологическим, социальным вопросам и вопросам управления (ESG). Они предоставляются инвесторам, клиентам, сотрудникам и широкой общественности как доказательство приверженности компании устойчивому развитию.
Так, например, Отчет госкорпорации «Росатом» о прогрессе в области устойчивого развития показывает, каким образом организация оказывает влияние на достижение Целей устойчивого развития ООН (ЦУР ООН). Акцент делается на реализации продуктовой линейки и финансово-экономических результатах деятельности. «Росатом» стремится обеспечивать устойчивость внутренних процессов в области охраны окружающей среды, социальной сферы и качества системы управления.
В Отчете за 2022г. последовательно описываются ключевые результаты, достигнутые госкорпорацией за истекший год, среди которых особо подчеркивается, что «зеленая» выручка в объеме ~40% получена благодаря новым направлениям бизнеса. Отдельный раздел посвящен вкладу в достижение ЦУР ООН. Поскольку атомная энергетика обществом воспринимается настороженно в силу произошедших крупных катастроф, Госкорпорация специально останавливается на том, что делает в области экологии и радиационной безопасности.
Среднесписочная численность персонала госкорпорации составляет 329,2 тысяч человек. Этот большой коллектив требует постоянного внимания, что отражено в разделе «Социальный аспект».
Заключает отчет раздел «Корпоративное управление», в котором описывается система отраслевого регулирования и стандартов деятельности в области устойчивого развития. Подчеркивается, что госкорпорация обеспечивает прозрачность своей деятельности за счет максимального раскрытия информации.
Каждая компания отражает в отчете специфические именно для нее аспекты концепции устойчивого развития и способы, которые помогают ей добиваться ЦУР ООН. Например, компания Coca-Cola в качестве своих целей обозначает увеличение процента переработки отходов своей потребительской упаковки, увеличение производства бутылок из облегченной преформы путем сокращения толщины ПЭТ-упаковки, снижение потребления воды и электроэнергии.
Экологический отчет группы LVMH информировал общественность, что поскольку воздействие их магазинов на окружающую среду является достаточно сильным, компания поменяла освещение на полностью основанное на светодиодах, что позволяет экономить энергию на 40%.
Группа LVMH сосредоточила свое внимание на четырех стратегических моментах в области экологически устойчивого развития, которые включают в себя продукцию, выбросы углекислого газа, цепочку поставок и заводы. Среди
целей, которые, были достигнуты на данный момент, можно выделить повышение производительности во всех категориях продуктов и переработка непроданных товаров, сокращение выбросов С02 на 25% и адаптация 70% жилых домов холдинга к передовым моделям устойчивого развития. Магазины, офисы и производство также улучшили свое воздействие на окружающую среду на 10%.
Красочный отчет, содержащий яркую инфографику и подробное описание деятельности компании в области устойчивого развития, используется на презентациях, а также на различного рода бизнес-семинарах и мастер-классах, которые организуются на экономических форумах, где присутствует представители целевых групп компании, а именно, большое число инвесторов, в том числе, из других стран, потенциальных бизнес-партнеров, а также представители прессы. Журналисты в своих публикациях комментируют факты, представленные в отчетах, и, таким образом, распространяют информацию о компании в профессиональной и общенациональной прессе.
Понятно, что официальные веб-сайты компаний часто являются первым местом контакта для людей и организаций, ищущих информацию об инициативах компании в области устойчивого развития. Поэтому корпоративные отчеты о реализации принципов концепции устойчивого развития непременно размещаются на сайте. Возможности цифровой коммуникации превышают ресурсы печатного текста. Опубликованный на сайте отчет обогащается огромным объемом дополнительной информации, которая представлена визуально в виде фотографий, видеороликов, анимации и т.д.
Как правило, вербальная информация представлена хотя бы на двух языках, что значительно расширяет аудиторию. Если опубликованный отчет интересен, как было показано выше, тем целевым аудиториям, которые полезны с точки зрения развития бизнеса, то цифровой отчет скорее выполняет имиджевую функцию, поскольку пользователи не обязательно
профессионалы, а граждане, которые интересуются вопросами работы компании и, конечно, ее вкладом в реализацию концепции устойчивого развития. Поэтому особое значение имеют ссылки на социальные сети, которые позволяют компании информировать самую широкую общественность о своих инициативах в области устойчивого развития.
Платформы социальных сетей в целом часто используются для продвижения мероприятий в области устойчивого развития и взаимодействия с целевыми аудиториями. Цифровые платформы стали экономически эффективным способом для коммуникационных проектов с охватом большой аудитории. Особенно важно, что, используя цифровые платформы, компании также могут продемонстрировать свою приверженность прозрачности и вовлечь пользователей в диалог о своих показателях в области устойчивого развития, а также привлечь их к своим проектам.
Специальные события служат не только способом информирования общественности об экологически важных знаниях, но и вовлекают ее в реальную деятельность по воплощению принципов устойчивого развития в жизнь. Так, например, компания Coca-Cola заявляет, что ее «бизнес-стратегия основана на фундаментальном принципе совместного создания ценности со всеми заинтересованными сторонами: клиентами, потребителями, местными сообществами, органами государственной власти, организациями по защите прав потребителей и негосударственными организациями экологического, научно-образовательного, культурного и спортивного профиля, сотрудниками и акционерами», и доказательством этого служат проекты, в которых участвуют как сотрудники компании, так и привлеченные волонтеры, представляющие разные группы общественности. В России компания реализовывала такие проекты, как «Разделяй с нами», «За чистое будущее Байкала», реализуемые в рамках глобальной стратегии корпорации Coca-Cola по сокращению мусора «Мир без отходов» (World Without Waste).
Госкорпорация «Росатом» проводит большое число мероприятий, направленных на образование как для школьных учителей и университетских
преподавателей, так и для молодежи, школьников и студентов. Для каждой аудитории предлагается определенный формат мероприятий: конкурсы, дискуссионные клубы, сказки, спортивные соревнования. Например, «Большая ЛАБА» от клуба «Эрудит», уроки «Добыча урана в Казахстане» и «Урановая таблетка», интерактивные видео сеансы: «Безопасное обращение с радиоактивными отходами в России», «Атомный ледокольный флот», «Путешествие в мир атомной энергии», «Горизонты атома», «Загадки атома» [Минаева, 2022].
Весьма эффективным средством демонстрации приверженности концепции устойчивого развития является спонсорство разного рода мероприятий так или иначе связанных с реализацией ее принципов. Например, компания Coca-Cola регулярно участвовала в Международном празднике «День Черного моря». «Росатом» спонсировал Конгресс молодых ученых (2021г.), в программе которого повестка устойчивого развития занимала заметное место. LVMH поддерживает мероприятия, организуемые ЮНЕСКО, включая Конференцию по изменению климата.
Корпоративная пресса также участвует в освещении деятельности компании в области устойчивого развития. Причем, если пресса b-2-p (business-to-personnel) важна для пропаганды усилий компании по удовлетворению базовых потребностей сотрудников и повышению качества их жизни, что также является одним из требований концепции, то пресса b-2-c (business-to-client) ориентирована на широкую публику и создает имидж социально ответственной компании в целом, а пресса для партнеров и коллег - b-2-b (business-to-business) - переводит обсуждение вопроса в профессиональную сферу и способствует продвижению компании в бизнес среде. Таким образом укрепляются партнерские отношения, которые могут быть использованы для совместного создания инициатив в области устойчивого развития, обмена передовым опытом и усиления обмена сообщениями, связанными с реализацией концепции устойчивого развития.
Еще одним распространенным коммуникативным инструментом являются сертификаты и этикетки в области устойчивого развития. Компании получают сертификаты или этикетки, например, такие, как LEED, Fair Trade или B-Corp, которые демонстрируют их приверженность устойчивому развитию. Такие сертификаты и этикетки оказывают влияние на сознание клиентов, которые с большим уважением относятся к тем компаниям, которые поддерживают усилия государства по сохранению окружающей среды и продвигают так называемую «зелёную повестку».
Таким образом, компании, выделяющие значительные ресурсы на разработку экологически чистых продуктов, меняют отношение людей к бренду. Было отмечено, что распространение меньшего количества «зеленых» сообщений усиливает взаимосвязь между «зелеными» продуктами и изменениями во взглядах и поведении потребителя [Mastria, Verzzil, de Cesarei,2023].
Концепция устойчивого развития не только претерпела длительную эволюцию за последние десятилетия, но и продолжает видоизменяться в соответствии с новыми вызовами, появляющимися в настоящее время.
Так, в рамках «зеленого маркетинга» компании направляют свои коммуникационные усилия на продвижение «зеленых» продуктов и разработку «зеленых» брендов. Чтобы быть успешными в долгосрочной перспективе, им необходимо учитывать концепции «зеленого имиджа бренда», «зеленой удовлетворенности» и «зеленого доверия» [Olsen, Slotegraaf, Chandukala, 2014].
Проблема, однако, заключается в том, что далеко не во всех случаях потребитель способен оценить степень правдивости информации, с которой он имеет дело. Сегодня быть экологичным важно и модно для покупателей. Этим пользуются не очень добросовестные производители товаров. Для того, чтобы представить себя в более выгодном свете как социально ответственную компанию, которая заботится об окружающей среде, такие производители выборочно раскрывают позитивную экологическую информацию [Lyon,
Maxwell 2011]. Другими словами, компания заявляет, что она безвредна для окружающей среды, но это не соответствует ее действиям. Такое управление информацией получило название гринвошинг.
Данная коммуникационная практика способствует формированию у потребителей ложного представления об экологических проектах компании. В результате, разочарование потребителей в экологическом поведении компании приводит к растущему скептицизму потребителей по поводу претензий компаний на экологичность [Kim, Lyon 2014]. А это, в свою очередь, может пошатнуть веру общества в социальную значимость концепции устойчивого развития.
Следует подчеркнуть, что гринвошинг может принести лишь краткосрочные результаты и выгоды. Противодействие гринвошингу возможно при уменьшении информационного разрыва между компаниями и потребителями и обеспечении прозрачности корпоративной коммуникации.
Заключение
Как показывает практика, компании используют широкий спектр коммуникационных инструментов, технологий и продуктов для информирования общественность о мерах по реализации концепции устойчивого развития, а также вклад в развитие местных сообществ. Но общественность не является пассивным получателем информации об устойчивом развитии, а является силой, способной ее создавать, оценивать, распространять, оказывая существенное влияние на ее содержание. Поэтому компании должны с большой ответственностью относиться к коммуникации этого рода. В противном случае страдает не только их собственная репутация, но отношение общества к самой концепции.
Библиография
Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. — СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2015.
Данилова-Данильян Н.А., Пискулова В.И. Устойчивое развитие: Новые вызовы. — М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2015.
МинаеваЛ.В. Специальное событие как тактика продвижения компании за рубежом (на примере госкорпорации «Росатом»).//Российская школа связей с общественностью. 2022. Вып.27. С. 24-43.
Стригин А. Мода на экологичность. Как продавцы обманывают покупателей// 05.10. 2021 https://rg.ru/2021/10/05/reg-szfo/moda-na-ekologichnost-prodavcy-obmanyvaiut-
pokupatelej.html
Carroll A. B. (1979) Three-dimensional conceptual model of corporate performance. The Academy of Management Review. 4(4):.497-505.
Chen, Y.-S. (2010) The Drivers of Green Brand Equity: Green Brand Image, Green Satisfaction, and Green Trust. Journal of Business Ethics.93(2): 307-319.
Drexhage J., Murphy D. (2912) Sustainable development: From Brundtland to Rio 2012. Дата обращения 28.02.2024. URL:
https://www.un.org/wcm/webdav/site/climatechange/shared/gsp/docs/GSP1-6_Background_20on_20Sustainable_20Devt.pdf.
Kim, Eun-Hee, Lyon, Thomas P. (2015) Greenwash vs. Brownwash: Exaggeration and Undue Modesty in Corporate Sustainability Disclosure. Ross School of Business Paper. №1256. Дата обращения 28.02.2024. URL:
https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2546497
Lyon, Thomas P., Maxwell, John W. (2011) Greenwash: Corporate Environmental Disclosure under Threat of Audit. Journal of Economics & Management Strategy. 20(1): 3-41.
Marrewijk V., Werre M.(2003) Multiple levels of corporate sustainability./ Journal of Business Ethics. 44(2/3): 107-119
Mastria S., Verzzil A., Andrea de cesarei (2023) Going Green: A Review on the Role of Motivation in Sustainable Behavior// Sustainability. 15 (21).№15429. Дата обращения 28.02.2024. URL:
https://www.researchgate.net/publication/375098398_Going_Green_A_Review_on_the_Role_of _Motivation_in_Sustainable_B ehavior
Moon J. (2007) The contribution of corporate social responsibility to sustainable development. Sustainable Development. 15(5): 296-306.
Oepen, Manfred, Willner, Susanne (2006) Strategic Communication for Sustainable Development A conceptual overview. Дата обращения 28.02.2024. URL: https://www.cbd.int/cepa/toolkit/2008/doc/Strategic%20Communication%20for%20Sustainable %20development.pdf
Olsen, M.C., Slotegraaf, R.J., Chandukala, S.R. (2014) Green Claims and Message Frames: How Green New Products Change Brand Attitude. Journal of Marketing. 78(5): 119-137.
References
Blagov Yu.E. (2015). Korporativnaya social'naya otvetstvennost': evolyuciya koncepcii. [Corporate social responsibility: evolution of the concept]. StPetersburg: Vysshaya shkola menedzhmenta Pbl.
Carroll A. B. (1979) Three-dimensional conceptual model of corporate performance. The Academy of Management Review. 4(4):.497-505.
Chen, Y.-S. (2010) The Drivers of Green Brand Equity: Green Brand Image, Green Satisfaction, and Green Trust. Journal of Business Ethics.93(2): 307-319.
Danilova-Danil'yan N.A., Piskulova V.I. (2015) Ustojchivoe razvitie: Novye vyzovy. [Sustainable development: New challenges.]. Moscow: «Aspekt Press» Pbl.
Drexhage J., Murphy D. (2912) Sustainable development: From Brundtland to Rio 2012. Date of access: 28.02.2024. URL:
https://www.un.org/wcm/webdav/site/climatechange/shared/gsp/docs/GSP1-6_Background_20on_20Sustainable_20Devt.pdf.
Kim, Eun-Hee, Lyon, Thomas P. (2015) Greenwash vs. Brownwash: Exaggeration and Undue Modesty in Corporate Sustainability Disclosure. Ross School of Business Paper. №1256. Date of access: 28.02.2024. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2546497
Lyon, Thomas P., Maxwell, John W. (2011) Greenwash: Corporate Environmental Disclosure under Threat of Audit. Journal of Economics & Management Strategy. 20(1): 3-41.
Marrewijk V., Werre M.(2003) Multiple levels of corporate sustainability./ Journal of Business Ethics. 44(2/3): 107-119
Mastria S., Verzzil A., Andrea de cesarei (2023) Going Green: A Review on the Role of Motivation in Sustainable Behavior// Sustainability. 15 (21).№15429. Дата обращения 28.02.2024. URL:
https://www.researchgate.net/publication/375098398_Going_Green_A_Review_on_the_Role_of _Motivation_in_Sustainable_Behavior
Minaeva Liudmila V.(2022) Specziafnoe soby'tie kak taktika prodvizheniya kompanii za rubezhom (na primere goskorporaczii «Rosatom»). [Special event as a tactic of promoting a company abroad (the case of —ROSATOM)]. Rossijskaya shkola svyazej s obshhestvennost 'yu.. Vol.27. 24-43.
Moon J. (2007) The contribution of corporate social responsibility to sustainable development. Sustainable Development. 15(5): 296-306.
Oepen, Manfred, Willner, Susanne (2006) Strategic Communication for Sustainable Development A conceptual overview. Date of access: 28.02.2024. URL: https://www.cbd.int/cepa/toolkit/2008/doc/Strategic%20Communication%20for%20Sustainable %20development.pdf
Olsen, M.C., Slotegraaf, R.J., Chandukala, S.R. (2014) Green Claims and Message Frames: How Green New Products Change Brand Attitude. Journal of Marketing. 78(5): 119-137.
Strigin A. (2021) Moda na ekologichnost'. Kak prodavcy obmanyvayut pokupatelej. TEco-friendly fashion. How sellers deceive buyers] / 05.10. 2021. Date of access: 28.02.2024 URL: https://rg.ru/2021/10/05/reg-szfo/moda-na-ekologichnost-prodavcy-obmanyvaiut-pokupatelej.html
Сведения об авторе
Минаева Людмила Владимировна - заведующая кафедрой международной коммуникации факультета мировой политики МГУ, доктор филологических наук, заслуженный профессор Московского университета; email: [email protected]
Minaeva Liudmila V. - Head of the International communication Department, School of World Policy, Lomonosov Moscow State University, doctor of philological sciences, the Honored Professor of Moscow University; e-mail: [email protected]