Научная статья на тему 'Коммуникация в приграничье: литовско-ливонская дорога в XVI В. По материалам личного архива прусского герцога Альбрехта Бранденбургского (к постановке проблемы)'

Коммуникация в приграничье: литовско-ливонская дорога в XVI В. По материалам личного архива прусского герцога Альбрехта Бранденбургского (к постановке проблемы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
296
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HISTORY OF ROADS / GDL / GRAND DUCHY OF LITHUANIA / LIVONIA / LIVONIAN WAR / WAR OF COADJUTORS / WILHELM VON BRANDENBURG / ALBRECHT VON PREUßEN / ALBRECHT VON BRANDENBURG / SIGISMUND II AUGUST / ИСТОРИЯ ДОРОГ / ВКЛ / ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ / ЛИВОНИЯ / ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА / ВОЙНА КОАДЪЮТОРОВ / ВИЛЬГЕЛЬМ БРАНДЕНБУРГСКИЙ / АЛЬБРЕХТ ПРУССКИЙ / АЛЬБРЕХТ БРАНДЕНБУРГСКИЙ / СИГИЗМУНД II АВГУСТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бессуднов Д. А.

Данная статья посвящена рассмотрению небольшого исторического сюжета, связанного с запретом на использование дороги, ведущей из Ливонии в Великое княжество Литовское в XVI в. Данный сюжет является весьма показательным для оценки политической значимости путей коммуникации между соседними странами в контексте череды событий, происходивших в Ливонии в XVI в. и в конечном счете приведших ее к утрате независимости. Глубокий внутренний кризис Ливонии вылился в конечном счете в противостояние за гегемонию в ливонских землях между городом Ригой, рижским архиепископом Вильгельмом Бранденбургским (1498‒1563) и Ливонским Орденом. Дело о литовской дороге, являющееся наглядным примером данного кризиса, будет рассмотрено сквозь материалы архива, содержащего личную переписку прусского герцога Альбрехта Бранденбургского (1490‒1568), который приходился старшим братом рижскому архиепископу Вильгельму и постоянно оказывал ему всестороннюю помощь во всех его проектах. Кроме того, в деле о литовской дороге проявил заинтересованность польский король и великий князь литовский Сигизмунд II Август, который, пользуясь внутренним ослаблением Ливонии, искал оптимальный путь к инкорпорации ливонских земель в состав своего государства. История дорог в целом является весьма малоизученным направлением в исторической науке, несмотря на вполне очевидную высокую экономическую и политическую значимость путей сообщения. Данная статья ставит целью наглядно проиллюстрировать, насколько высокое значение имела одна конкретная дорога в политической жизни Рижской епархии. В деле о запретной литовской дороге ярко проявили себя противоречия, раздиравшие Ливонию накануне ее скорого крушения. К несчастью, в современной исторической науке дороги и связанные с ними исторические сюжеты не выделяются в качестве самостоятельной проблематики, а воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, по причине чего они находятся на периферии исследования, что, конечно же, недопустимо для исследователя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION IN THE BORDERLANDS: LITHUANIAN-LIVONIAN ROAD IN THE XVI CENTURY BASED ON THE PERSONAL ARCHIVE OF THE PRUSSIAN DUKE ALBRECHT OF BRANDENBURG

This article is devoted to a brief historical story about forbidden road leading from Livonia to the Grand Duchy of Lithuania in the 16 century. This story is very indicative to assess the political importance of the communication paths between neighboring countries in the context of the series of events that took place in Livonia in the 16 century and eventually led to the loss of its independence. The Case of the Lithuanian road as a clear example of the crisis will be considered through the archive materials of the Prussian Duke Albrecht von Brandenburg (1490-1568), which was the elder brother of the Archbishop of Riga Wilhelm. In addition, in the case of the Lithuanian road shown concernment King of Poland and Grand Duke of Lithuania Sigismund II Augustus, who taking advantage of the internal weakening of Livonia, was looking for the best way to incorporate the Livonian land in his state. History of roads in general, is very little known part of history, despite the quite obvious high economic and political importance of communication paths. This article is aimed to illustrate the high value of one particular road in the political life of the Diocese of Riga. Contradictions, tearing apart Livonia prior to its imminent crash, clearly manifested themselves in the case of forbidden Lithuanian road. Unfortunately, in modern historical science history of the road and related historical subjects do not stand out as independent subjects, and are taken for granted, that puts roads on the periphery of the study, which, of course, is unacceptable for the researcher.

Текст научной работы на тему «Коммуникация в приграничье: литовско-ливонская дорога в XVI В. По материалам личного архива прусского герцога Альбрехта Бранденбургского (к постановке проблемы)»

УДК 94(47).043

БЕССУДНОВ Даниил Александрович, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия

krokobes@mail.ru

КОММУНИКАЦИЯ В ПРИГРАНИЧЬЕ: ЛИТОВСКО-ЛИВОНСКАЯ ДОРОГА В XVI в. ПО МАТЕРИАЛАМ ЛИЧНОГО АРХИВА ПРУССКОГО ГЕРЦОГА АЛЬБРЕХТА БРАНДЕНБУРГСКОГО (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)

Данная статья посвящена рассмотрению небольшого исторического сюжета, связанного с запретом на использование дороги, ведущей из Ливонии в Великое княжество Литовское в XVI в. Данный сюжет является весьма показательным для оценки политической значимости путей коммуникации между соседними странами в контексте череды событий, происходивших в Ливонии в XVI в. и в конечном счете приведших ее к утрате независимости. Глубокий внутренний кризис Ливонии вылился в конечном счете в противостояние за гегемонию в ливонских землях между городом Ригой, рижским архиепископом Вильгельмом Бранденбургским (1498-1563) и Ливонским Орденом. Дело о литовской дороге, являющееся наглядным примером данного кризиса, будет рассмотрено сквозь материалы архива, содержащего личную переписку прусского герцога Альбрехта Бранденбургского (1490-1568), который приходился старшим братом рижскому архиепископу Вильгельму и постоянно оказывал ему всестороннюю помощь во всех его проектах. Кроме того, в деле о литовской дороге проявил заинтересованность польский король и великий князь литовский Си-гизмунд II Август, который, пользуясь внутренним ослаблением Ливонии, искал оптимальный путь к инкорпорации ливонских земель в состав своего государства. История дорог в целом является весьма малоизученным направлением в исторической науке, несмотря на вполне очевидную высокую экономическую и политическую значимость путей сообщения. Данная статья ставит целью наглядно проиллюстрировать, насколько высокое значение имела одна конкретная дорога в политической жизни Рижской епархии. В деле о запретной литовской дороге ярко проявили себя противоречия, раздиравшие Ливонию накануне ее скорого крушения. К несчастью, в современной исторической науке дороги и связанные с ними исторические сюжеты не выделяются в качестве самостоятельной проблематики, а воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, по причине чего они находятся на периферии исследования, что, конечно же, недопустимо для исследователя.

Ключевые слова: история дорог, ВКЛ, Великое княжество Литовское, Ливония, Ливонская война, война коадъюторов, Вильгельм Бранденбургский, Альбрехт Прусский, Альбрехт Бранденбургский, Сигизмунд II Август.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -00-00

Daniil A. BESSUDNOV

Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russia

krokobes@mail.ru

COMMUNICATION IN THE BORDERLANDS: LITHUANIAN-LIVONIAN ROAD IN THE XVI CENTURY BASED ON THE PERSONAL ARCHIVE OF THE PRUSSIAN DUKE ALBRECHT OF BRANDENBURG

This article is devoted to a brief historical story about forbidden road leading from Livonia to the Grand Duchy of Lithuania in the 16 century. This story is very indicative to assess the political importance of the communication paths between neighboring countries in the context of the series of events that took place in Livonia in the 16 century and eventually led to the loss of its independence. The Case of the Lithuanian road as a clear example of the crisis will be considered through the archive materials of the Prussian Duke Albrecht von Brandenburg (1490-1568), which was the elder brother of the Archbishop of Riga Wilhelm. In addition, in the case of the Lithuanian road shown concernment King of Poland and Grand Duke of Lithuania Sigismund II Augustus, who taking advantage of the internal weakening of Livonia, was looking for the best way to incorporate the Livonian land in his state. History of roads in general, is very little known part of history, despite the quite obvious high economic and political importance of communication paths. This article is aimed to illustrate the high value of one particular road in the political life of the Diocese of Riga. Contradictions, tearing apart Livonia prior to its imminent crash, clearly manifested themselves in the case of forbidden Lithuanian road. Unfortunately, in modern historical science history of the road and related historical subjects do not stand out as independent subjects, and are taken for granted, that puts roads on the periphery of the study, which, of course, is unacceptable for the researcher.

Keywords: history of roads, GDL, Grand Duchy of Lithuania, Livonia, Livonian War, War of Coadjutors, Wilhelm von Brandenburg, Albrecht von Preußen, Albrecht von Brandenburg, Sigismund II August.

Благодарность. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований: «"Свои" и "чужие": феномен пограничья в средние века и раннее Новое время в Восточной Европе как фактор формирования социо- и этнокультурной идентичности населения регионов», проект 15-21-01003 а(м).

Acknowledgement. The study was funded by The Russian Humanitarian Scientific Foundation, the project research «"Their" and "Foreign": the phenomenon of Borderland in the Middle Ages and the early modern period in Eastern Europe as a factor of socio- and ethno-cultural identity of the population», project 15-21-01003 a(m).

С самого зарождения истории как науки в центре ее внимания находились события максимального общественного и политического резонанса - в первую очередь войны, деятельность правителей и отдельных значимых личностей, дипломатические сношения держав и так

далее. Данный вектор интереса историков по понятным причинам сохраняется и в наше время в силу политической ангажированности, вопросов идеологии и самого факта того, что связанные с этим события в прошлом и настоящем так или иначе затрагивают всех нас. Однако история как наука никогда не стояла на месте, и ее развитие ставило перед историками новые, еще не изученные проблемы, открывало новые темы для исследования. В современной исторической науке наметилась тенденция к появлению новых отраслей, таких как история повседневности, «женская история», история костюма, изучение вопросов восприятия смерти и жизни в прошлом и т.д.

Но кроме вышеперечисленных тем, которым присуща некая нацеленность на широкий интерес общественности, существуют проблемы, которые либо изучались в недостаточной степени, либо не изучались вовсе ввиду отсутствия к ним интереса. Одной из таких малоизученных тем является история дорог. Несмотря на вполне очевидную высокую экономическую и политическую значимость путей сообщения, ученые исследователи не слишком интересовались данной тематикой, отдавая предпочтение изучению вопросов, имевших больший общественный резонанс. В силу этих обстоятельств в настоящее время существует очень малое количество исследований, посвященных проблеме путей сообщения и коммуникации в мире Средневековья и раннего Нового времени как в отечественной науке, так и за рубежом. Среди самых значительных работ стоит выделить статью немецкого ученого Георга Ландау, в которой автор рассматривает историю немецких дорог эпохи Средневековья [1, с. 103]; две весьма обстоятельные монографии Максвелла Лэя [2, с. 1-401; 3, с. 1-254], а также очерк российского историка А.А. Селина, посвященный истории Ивангородской дороги [4, с. 1-34]. Скудость исследований отчасти объясняется отсутствием источников, специально посвященных данной тематике. Обращение к картографическому материалу того времени также не дает желаемого результата, поскольку на карте XVI в. автор в первую очередь старался зафиксировать условные границы земель, расположение крупных городов, особенности рельефа, а также географические ориентиры вроде рек и лесов, однако пути и торговые тракты чаще всего никак не обозначались. Поэтому примерное расположение, а также значение той или иной дороги зачастую приходится восстанавливать при помощи информации, почерпнутой из косвенных свидетельств, что в значительной мере усложняет процесс и снижает его точность. Поэтому в рамках данной работы основное внимание будет сосредоточено не на географическом месторасположении дороги, а на рассмотрении небольшого связанного с ней исторического сюжета, который является весьма показательным для оценки ее политической значимости в контексте событий, происходивших в Ливонии в XVI в. Но сначала, для лучшего понимания этого контекста, необходимо провести краткий исторический экскурс в политическую жизнь Ливонии XVI в., где происходили вышеуказанные события и пролегала та самая дорога.

Как известно, Ливония не являлась страной в привычном смысле этого слова. Она состояла из нескольких отдельных субъектов, объединенных в некое подобие федерации, которая включала в себя Ливонский орден, земли Рижского архиепископа, земли Тартуского епископа, земли Курляндского епископа и города-члены Ганзейского союза [5, с. 24-28; 6, с. 148-157]. Собственно, Ливонский Орден, «де юре» представлявший собой государственную власть в Ливонии, переживал в тот момент не лучшие времена. Несмотря на тот факт, что Орден все еще располагал финансовыми средствами, которые позволяли ему вербовать наемников за рубежом и производить оружие [5, с. 24-28; 6, с. 148-157], налицо была растущая внутренняя парализация системы, обусловленная непреодолимой косностью уже изживших себя структур, недостаточностью притока рыцарей в орден, слабостью моральных связей внутри сообщества, а главное - отсутствием способных личностей во главе организации [7, с. 275]. Не имея ярко выраженного гегемона и по факту являясь единым государством лишь номинально, Ливония стала площадкой для непримиримой внутренней борьбы за политическое лидерство между субъектами этой федерации, что лишь усугубилось с развитием и распространением идей Реформации, выступившей в роли катализатора.

Рижская епархия, являвшаяся значимым членом федерации, весьма показательна в качестве примера богатого спектра внутренних противоречий, раздиравших Ливонию в XVI в. Внутри епархии имело место жесткое противостояние между архиепископом и жителями самого города Риги - для рижан, большую часть среди которых составляли протестанты, архиепископ являлся полномочным представителем столь ненавистной папской власти, а также главным распространителем католических (читай: антипротестантских) идей в регионе. Под знаменами борьбы с католическими ставленниками, манипулируя утопичной идеей создания «единой Ливонии», против архиепископа выступали в том числе и другие субъекты Ливонской конфедерации, и особенно сам Ливонский Орден, который стремился любой ценой усилить свои позиции в непрекращающейся борьбе за гегемонию внутри государства. Противостояние Риги, архиепископа и Ордена ярко проявило себя в деле о запрещенной литовской дороге, информацию о

котором мы можем почерпнуть из архива, содержащего личную переписку прусского герцога Альбрехта Бранденбургского (1490-1568 гг.), который приходился старшим братом рижскому архиепископу Вильгельму Бранденбургскому (1498-1563 гг.) и постоянно оказывал ему всестороннюю помощь во всех его проектах.

Начиная с 1551 г. в архиве герцога Альбрехта появляются упоминания о ходатайствах архиепископа Вильгельма перед польским королем и великим князем литовским Сигизмундом II Августом касательно дороги, ведущей из Ливонии в Литву [8, с. 2]. Действующий на тот момент путь был открыт в период многолетнего противостояния между Орденом, рижским епископатом и Ригой в XV в., «в начале рижского восстания для блага Риги и в ущерб архиепископству» [8, с. 2]. Впервые эта тема поднимается в письме канцлера архиепископа Кристофа Штурца к герцогу Альбрехту от 11 августа 1551 г., где говорится о ходатайстве, в котором Вильгельм просит Си-гизмунда закрыть существующий путь и возобновить сообщение по закрытой старой дороге [8, с. 2]. К сожалению, попытка восстановить географическое расположение запретной дороги, в силу вышеуказанных обстоятельств, вызывает серьезные трудности, однако в переписке герцога Альбрехта встречаются отдельные упоминания, благодаря которым можно представить себе примерный маршрут ее пролегания, что будет рассмотрено далее. В том же письме канцлера епископа Кристофа Штурца имеется информация, что старая, закрытая на момент написания литовская дорога проходила непосредственно через земли епископства [8, с. 2]. Это вполне объясняет недовольство Вильгельма существовавшим на тот момент положением дел - наличие дороги, ведущей из Литвы прямо в Ригу в обход территории епископства, осложняло контроль за коммуникациями, а значит и ослабляло позиции Вильгельма по отношению к непокорному протестантскому городу. Из обращения послов герцога Иоганна Альбрехта Мекленбург-ского к герцогу Альбрехту также становится известно, что запрещенная старая литовская дорога проходила через Жемайтию, затем три мили по землям, принадлежащим Ордену, и вела прямо в Кокенхузен, который являлся одной из главных резиденций епископа [8, с. 187-188]. Аналогичную информацию можно обнаружить в мемориале архиепископа Вильгельма к герцогу Альбрехту от 3 октября 1552 г. [8, с. 56-58], в котором Вильгельм просит герцога о содействии делу о дороге перед польским королем.

Ходатайствуя о закрытии существующего пути и открытии старой дороги, Вильгельм направил к Сигизмунду своего канцлера Кристофа Штурца, и, несмотря на небольшой казус, связанный с прибытием Штурца ко двору монарха в неподобающем для королевской аудиенции виде, Сигизмунд II Август благосклонно принял просьбу архиепископа, обещав поспособствовать наилучшему решению дела и оказать всяческую помощь в достижении экзекуции против города [8, с. 8-9]. Особый интерес в исследовании дела о литовской дороге представляет письмо к герцогу Альбрехту от архиепископа Вильгельма, датируемое 4 октября 1551 г., в котором епископ вновь говорит о расположении Сигизмунда разрешить проблему литовской дороги в интересах епископа, но даже более того, он открыто сообщает о том, что закрытие существующего пути в Литву вкупе с блокированием Зундского пролива датским королем Кристианом III более всего подходит в качестве рычага давления на Ригу [8, с. 13]. Располагая этой информацией, становится понятна внутренняя подоплека просьб епископа к Сигизмунду Августу о закрытии действующей дороги и возобновлении сообщения по старому пути. Однако, в силу особенностей политической системы Великого княжества Литовского, подобное дело не могло быть решено одной лишь волей великого князя и его разрешение было отложено до получения согласия сословий на литовском сейме, который был назначен на 28 октября 1551 г. [8, с. 8-9]. К несчастью для Вильгельма, литовская шляхта традиционно оказалась более заинтересована в расширении собственных прав и привилегий, нежели в перекройке путей сообщения с Ливонией, тем более что это неминуемо грозило бы ухудшением отношений с Орденом и Ригой. Единственный, кто выразил свою заинтересованность в помощи архиепископу, был видный политический деятель Великого княжества Литовского Николай Радзивилл Черный, который в своих письмах обещал Вильгельму свою помощь в продвижении вопроса об открытии запретного пути [8, с. 115]. Впрочем, как показало время, его поддержки оказалось недостаточно - дело вновь было отсрочено до 11 ноября 1554 г. и вскоре просто «повисло в воздухе» [8, с. 115]. Однако для архиепископа запретная литовская дорога нисколько не потеряла свою значимость.

Следует понимать, что ценность запретного литовского пути для Вильгельма не заключалась только лишь в осуществлении давления на Ригу. Данная дорога пролегала через Же-майтию, литовскую область, располагавшуюся в непосредственной близости от владений его старшего брата, прусского герцога Альбрехта, с которым епископ поддерживал активную переписку, совещаясь о своих делах и планах. Открытие дороги через епископство и Жемайтию предоставляло Вильгельму возможность наладить прямой путь сообщения через подконтрольные земли, что открывало возможность для быстрого и гораздо более безопасного обмена информацией как с Альбрехтом, так и с Сигизмундом, который в рамках активизации своей бал-

тийской политики искал оптимальный путь к инкорпорации ливонских земель [9, с. 24-29]. Подобные перспективы хорошо сознавались Орденом, который, как видно из дальнейших событий, старался контролировать ситуацию на запретном литовском пути. В мемориале архиепископа Вильгельма к герцогу Альбрехту от 3 октября 1бб2 г. сообщается о том, что на запрещенной литовской дороге Иоганном фон Плеттенбергом был остановлен брат Ордена Иероним Коммерштадт. Последний пытался продолжить свой путь, огласив, что он движется по важному делу епископа Вильгельма. Иоганн фон Плеттенберг не внял его увещеваниям, поскольку Ком-мерштадт не имел права пользоваться данной дорогой, особенно в условиях бушующей в то время чумы, и задержал его [8, с. б6-б8]. Хотя в документе не имеется подробностей о сути дела, порученного Вильгельмом Коммерштадту, данный эпизод является весьма примечательным. Еще более примечательно то, что именно запрещенную литовскую дорогу рекомендует герцог Альбрехт своему протеже, кандидату в коадъюторы архиепископа Кристофу Меклен-бургскому как скорейший и наиболее безопасный путь в Ливонию [8, с. 187-188]. В той же рекомендации имеется вероятная стартовая точка данного пути - замок Тильзит на северовосточной границе Пруссии и Литвы, где в ожидании Кристофа находился опытный проводник, целью которого являлась скорейшая транспортировка будущего коадъютора к архиепископу Вильгельму по запрещенной литовской дороге. Вскоре, уже в ходе междоусобицы, разразившейся в Ливонии по поводу неправомерного назначения Кристофа коадъютором Вильгельма, ту же самую литовскую дорогу использовал для отступления сначала в Литву, а затем в Пруссию известный сторонник архиепископа, ландмаршал Ордена Яспер фон Мюнстер (?-1б77 гг.), чему имеется подтверждение в его письме к герцогу Альбрехту [8, с. 313]. Исходя из всего сказанного, неудивительно, что ливонские сословия, настроенные против Вильгельма из-за его махинаций с коадъюторской должностью, на Вольмарском ландтаге 1бб6 г. единодушно потребовали строгого соблюдения запрета на использование литовской дороги [8, с. 261-262].

В качестве итога следует отметить, что описанные выше сюжеты весьма иллюстративны как для истории Ливонии, так и для истории дорог как темы для исследования. В деле о запретной литовской дороге ярко проявили себя противоречия, раздиравшие Ливонию накануне ее скорого крушения. Эта литовская дорога выступала как инструмент политического давления, а также как относительно безопасный канал передачи информации между политическими противниками Ордена и, не в последнюю очередь, как прямой путь сообщения между ними. В современной исторической науке дороги и связанные с ними исторические сюжеты не выделяются в качестве самостоятельной проблематики, а воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, по причине чего они находятся на периферии исследования. Между тем очевидно, что данная тема нуждается в большей разработке, поскольку сущность истории как науки заключается в ликвидации «белых пятен» и расширении нашего знания о прошлом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Landau G. Beiträge zur Geschichte der alten Heer- und Handelsstraßen in Deutschland. Kassel; Bärenreiter, Bärenreiter, 19б8.

2. Lay M.G. Ways of the World. Sydney, Rutgers University Press, 1992.

3. Lay M.G. Strange Ways. Crows Nest, EA Books, 2010.

4. Селин А. А. Ивангородская дорога. - СПб.: изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 1996.

5. Калынь В. Общественно-политический строй и право феодальной Латвии в XI-XVI вв. - Рига: изд-во Латвийского гос. ун-та, 1962.

6. Арбузов Л.А. Очерк истории Лифляндии, Эстляндии и Курляндии. - СПб., типография М.М. Стасюлевича, 1912.

7. Hartmann S. Neue Quellen zur livländischen Koadjutorfehde 1ббб/6. // Aus der Geschichte Alt-Livlands: Festschrift für Heinz von zur Mühlen zum 90. Geburtstag. Herausgegeben von Bernhart Jähnig und Klaus Militzer. Bd. 12. Münster, Lit Verlag, 2004.

8. Herzog Albrecht von Preußen und Livland. Regesten aus dem Herzoglichen Briefarchiv und den Ostpreußischen Folianten. Bd. 2 (1557-1560). Köln, Böhlau Verlag GmbH & Cie, 2006.

9. Филюшкин А.И. Польско-прусский план инкорпорации Ливонии в 1бб2-1ббб // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Вып. 2. - СПб.: изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2011.

REFERENCES

1. Landau G. Beiträge zur Geschichte der alten Heer- und Handelsstraßen in Deutschland. Kassel, 19б8, Bärenreiter.

2. Lay M.G. Ways of the World. Sydney, 1992, Rutgers University Press.

3. Lay M.G. Strange Ways. Crows Nest, 2010, EA Books.

4. Selin A.A. Road of Ivangorod. [Ivangorodskaya doroga]. Sankt-Petersburg, 1996 Sankt-Petersburg State University Publishing.

- 5B -

5. Kalyn V. Socio-political system and the law of feudal Latvia in XI-XVI centuries. [Obshestvenno-politicheskij stroj i pravo feodalnoj Latvii v XI-XVI vekah]. Riga, 1962, Latvian State University Publishing.

6. Arbusow L.A. Historical overview of Livland, Estland and Kurland. [Ocherk istorii Liflandii, Estlandii i Kurlandii]. Sankt-Petersburg, 1912, printing house of M.M. Stasulevich.

7. Hartmann S. Neue Quellen zur livländischen Koadjutorfehde 1555/6. Aus der Geschichte Alt-Livlands: Festschrift für Heinz von zur Mühlen zum 90. Geburtstag. Herausgegeben von Bernhart Jähnig und Klaus Militzer. Bd. 12. Münster, 2004, Lit Verlag.

8. Herzog Albrecht von Preußen und Livland. Regesten aus dem Herzoglichen Briefarchiv und den Ostpreußischen Folianten. Bd. 2 (1557-1560). Köln, 2006, Böhlau Verlag GmbH & Cie.

9. Filjushkin A. I. Polish-Prussian plan of Livonian incorporation in 1552-1555 [Polsko-prusskij plan inkorporacii Livonii v 1552-1555. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta = Messenger of Sankt-Petersburg State University. No. 2. Sankt-Petersburg, 2011, Sankt-Petersburg State University Publishing.

Информация об авторе

Бессуднов Даниил Александрович, аспирант, кафедра истории славянских и балканских стран, Институт истории, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия krokobes@mail.ru

Получена:18.05.2016

Для цитирования статьи: Бессуднов Д.А. Коммуникация в приграничье: литовско-ливонская дорога в XVI в. по материалам личного архива прусского герцога Альбрехта Бранденбургско-го (к постановке проблемы). Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 4. Часть 1. с. 00-00. Сок 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00.

Information about the author

Daniil A. Bessudnov, Postgraduate Student, Department of Slavic and Balkan History, Institute of History, Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russia

krokobes@mail.ru

Received: 18.05.2016

For article citation: Bessudnov D.A. Kommu-nikatsiya v prigranich'e: litovsko-livonskaya doroga v XVI v. po materialam lichnogo arkhiva prusskogo gertsoga Al'brekhta Branden-burgskogo (k postanovke problemy). [Communication in the borderlands: Lithuanian-Livonian road in the XVI century based on the personal archive of the Prussian duke Albrecht of Brandenburg]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. no. 4. Part. 1. Pp. 00-00.

doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.