КОММУНИКАЦИЯ С ВНЕШНИМИ ТРУДОВЫМИ МИГРАНТАМИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА Аверин А.Н.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Российская Федерация.
Аннотация: дан анализ коммуникативной составляющей привлечения и использования иностранных работников на российском рынке труда. Основное внимание уделено рассмотрению коммуникации между работодателями, заказчиками работ, услуг и иностранными работниками, взаимодействия государственных органов, прежде всего, федерального и территориального органов в сфере миграции с внешними трудовыми мигрантами, работодателями, заказчиками работ, услуг в области коммуникации,
Ключевые слова: гражданско-правовой договор, заказчик работ, услуг, коммуникация, патент, приглашение на работу, работодатель, рынок труда, трудовой договор, трудовой мигрант.
Для цитирования: Аверин А.Н. Коммуникация с внешними трудовыми мигрантами на российском рынке труда//Коммуникология: электронный научный журнал. 2019. Том 4. №2.
Сведения об авторе: Аверин Александр Николаевич, доктор философских наук, профессор Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 119 571. Москва, пр. Вернадского 82. E-mail: averin.ranepa.ru
Статья поступила в редакцию: 20.04.2019. Принята к печати:22.06.2019. Внешняя трудовая миграция и рынок труда
Трансформация российской экономики на рыночной основе позволяет России включиться в процессы международной трудовой миграции. Ее вхождение в международный рынок труда предполагает развитие внешней трудовой миграции. Внешняя трудовая миграция - это добровольное перемещение на законных основаниях людей, постоянно проживающих в одной стране, в другую страну с целью осуществления трудовой деятельности. Субъектами внешней трудовой миграции являются люди, которые занимались, занимаются или будут заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью в стране, гражданами которой они не являются. В основе внешней трудовой миграции находятся экономические причины - низкий уровень доходов, бедность и безработица. Трудовые мигранты представляют, по преимуществу,
экономически активное население. Внешняя трудовая миграция населения и национальный рынок труда между собой взаимосвязаны, поскольку на рынок труда оказывает воздействие внешняя трудовая миграция, в свою очередь, рынок труда может стимулировать или замедлять внешнюю трудовую миграцию. Влияние внешней трудовой миграции может быть положительным и отрицательным. К ее положительному влиянию следует отнести то, что мобильность внешних трудовых мигрантов способствует экономическому росту, свободному передвижению людей не только внутри страны, но и за ее пределами, поиску наиболее выгодного применения образования, профессии, специальности, квалификации, знаний, умений, навыков, опыта. Внешняя трудовая миграция дает возможность сократить безработицу на национальном рынке труда, приобрести более высокий уровень образования и квалификации за рубежом, поступлений валютных средств от трудовых мигрантов. Если среди трудовых мигрантов преобладают люди, находящиеся в трудоспособном возрасте, которые находят работу, то меняется соотношение между работающим и неработающим населением в той стране, куда прибывают трудовые мигранты. Между тем внешняя трудовая миграция может вызывать отрицательные последствия, поскольку возникает социальная напряженность в стране или в отдельном ее регионе. Она может привести к росту безработицы, обострению жилищной проблемы, увеличению стоимости жилья, значительному увеличению нагрузки на объекты социальной инфраструктуры, прежде всего, на государственные дошкольные, школьные и медицинские учреждения, росту цен на товары и услуги, развитию теневой экономики. Внешняя трудовая миграция может способствовать проникновению наркотиков, торговле оружием и наркотиками, ведению нелегальной деятельности, росту преступности. Возникают организованные преступные группы, состоящие из нелегальных мигрантов. Нелегальные мигранты формируют криминальные национальные сообщества, становятся наемниками в экстремистских и террористических организациях. В литературе рассматриваются различные аспекты внешней трудовой миграции. В опубликованных работах дан анализ привлечения и использования иностранных работников на российском рынке труда [Иностранная рабочая сила..., Иностранные трудовые мигранты..., Практика использования ..., Рубинская],взаимосвязи социально-трудовых отношений и внешней трудовой миграции [Акумова], управления и регулирования
внешней трудовой миграцией [Волох; Малышева, 2015,; Малышева, 2017; Регулирование внешней...; Шитова].
Статистические данные о внешней трудовой миграции
Субъектами внешней трудовой миграции являются российские граждане, выезжающие на работу в другие страны и иностранные граждане, приезжающие в Россию на работу. В 2016 году 59 999 российских граждан выехали на работу за рубеж, в том числе 21 250 в страны Европы, 8 915 - Азии, 9 721 - Африки, 14 828 - Америки, 5 285 -Австралию и Океанию [Труд и занятость...]. Преобладает численность выехавших на работу российских граждан в такие страны, как Либерия (8 176), Кипр (5 570), Мальта (5 564), Нидерланды (3 795), Германия (3 370). В основном выехали на работу по продолжительности профессиональной деятельности до 6 месяцев (48 586) и от 6 месяцев до одного года (9 824). Доля выехавших на 3 года и больше составила 1,9%, от 2 до 3 лет - 0,5%, от года до 2 лет - 0,3%.
В Российской Федерации разрешена трудовая деятельность иностранных граждан на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ, оказание услуг. В 2017 году 1 млн. 773,9 тыс. иностранных граждан получили разрешительные документы на работу в течение года, из них 1 млн 679,4 тыс. из стран СНГ, 1,8 тыс. - Европейского Союза, 92,4 тыс. - других стран [Российский статистический...]. Преобладают граждане Узбекистана (997 тыс.), Таджикистана (442,4), Украины (133,5 тыс.), из других стран - Китая (35,7 тыс.), Корейской Народно-Демократической Республики (27,2 тыс.), Вьетнама (11,5 тыс.). Действующие разрешения на работу имели 114,9 тыс. в том числе из стран СНГ - 19,9 тыс., стран Европейского Союза - 4,4 тыс., других стран - 90,5 тыс. Преобладают граждане Китая (34,4 тыс.), Корейской Народно-Демократической Республики (24,1 тыс.), Вьетнама (13 тыс.). 1 млн. 649,1 тыс. иностранных граждан имели действующий патент на осуществление трудовой деятельности: Узбекистан - 976,9 тыс., Таджикистан - 432,8 тыс., Украина - 132,8 тыс., Азербайджан - 53,7 тыс., Молдова - 52 тыс., Казахстан - 0,2 тыс., Киргизия - 0,1 тыс. На 2019 год установлена квота на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства 83 480 разрешений на временное проживание [Распоряжение Правительства...].
Существует потребность в привлечении квалифицированных внешних трудовых мигрантов. Вместе с тем приезжают трудовые мигранты для осуществления трудовой деятельности на непрестижных работах по уборке улиц и дворов, укладке асфальта, ухаживанию за газонами, уборке мусора, в строительстве. Следует отметить, что приезжают на работу легальные трудовые мигранты, однако их официальное оформление в организации работодатели по разным причинам не всегда делают. Приезжающие трудовые мигранты из стран, с которыми у нас не введен визовый режим, не квотируются, но они должны купить патент. Трудовые мигранты из Евразийского экономического союза - Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии не квотируются и могут трудиться без патента.
Приезжает много нелегальных трудовых мигрантов. По данным Пограничной службы ФСБ России, ежегодно на российской государственной границе выявляются 5-6 тысяч трудовых мигрантов при попытке незаконного въезда в страну [Егоров]. В 2018 году пограничные органы совместно с территориальными органами безопасности пресекли деятельность 119 организаторов незаконной миграции, из них 52 человека осуждены. Возбуждено 1 075 уголовных дел. Трудовые мигранты пытаются проникнуть в обход пунктов пропуска через границу, в укрытиях грузовых поездов и большегрузных автомобилей. На границе были остановлены свыше 65 тысяч человек с недействительными документами, более 60 тысяч иностранных граждан, въезд которым не разрешен. Попытки незаконного пересечения границы трудовыми мигрантами происходит, прежде всего, на российско-казахстанском участке границы, в пунктах пропуска московских аэропортов.
Правовая основа коммуникации с внешними трудовыми мигрантами
В России иностранный гражданин может пользоваться правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [Федеральный Закон...]. Коммуникация иностранного работника, достигшего восемнадцати лет, на российском рынке труда осуществляется в процессе получения необходимых документов, прежде всего, разрешения на работу,
патента, визы, договора (полиса) добровольного медицинского страхования. Разрешение на работу представляет собой документ, подтверждающий право прибывшего иностранного гражданина на основании визы на временное осуществление на российской территории трудовой деятельности. В отличие от разрешения на работу патент является документом, подтверждающим право иностранного гражданина, для которого не требуется получение визы, на временное осуществление трудовой деятельности на территории субъекта Российской Федерации. Временно пребывающий иностранный работник не имеет права осуществлять трудовую деятельность вне пределов региона, на территории которого ему выданы разрешение на работу, патент, по не указанной в разрешении на работу профессии, специальности, должности, виду трудовой деятельности. Временно проживающий иностранный гражданин также не должен осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. Иностранный гражданин, прибывший в порядке, не требующем получения визы, при выдаче ему разрешения на работу, патента подлежит фотографированию, обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим внесением полученных сведений в банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности. При осуществлении трудовой деятельности иностранный работник должен иметь действующий на российской территории договор (полис) добровольного медицинского страхования либо иметь право на получение медицинской помощи на основании заключенного работодателем, заказчиком работ, услуг с медицинской организацией договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования обеспечивает оказание иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.
Участие работодателя, заказчика работ, услуг в коммуникации с внешними трудовыми мигрантами
В процессе коммуникации участвуют работодатели, заказчики работ, услуг, которые должны иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Работодателем является физическое и юридическое лицо, получившее разрешение на привлечение и
использование иностранных работников, использующее их труд на основании заключенных с ними трудовых договоров, заказчиком работ, услуг - гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг. В качестве работодателя, заказчика работ, услуг может выступать иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Следует отметить, что работодатель, заказчик работ, услуг может привлекать и использовать иностранных граждан без разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если они прибыли в порядке, не требующем получения визы. Они не должны привлекать иностранного работника к трудовой деятельности вне пределов региона, на территории которого ему выданы разрешение на работу, патент, по профессии, специальности, должности, виду трудовой деятельности, не указанной в разрешении на работу. Работодатель, заказчик работ, услуг уведомляют территориальный орган в сфере миграции в регионе, на территории которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении, прекращении, расторжении с иностранным работником трудового договора, гражданско-правового договора на выполнение работ, оказание услуг. Уведомление может быть направлено в территориальный орган в сфере миграции на бумажном носителе или подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. После получения уведомления территориальный орган в сфере миграции проводит проверку регистрации работодателя, заказчика работ, услуг в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Участие органов государственной власти в процессе коммуникации с внешними трудовыми мигрантами
В процессе коммуникации с внешними трудовыми мигрантами участвуют органы государственной власти. Организации, оказывающие услуги по трудоустройству иностранных работников, уведомляют об их трудоустройстве территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. После принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному работнику разрешения на работу, патента федеральный орган исполнительной власти
в сфере миграции, его территориальный орган проверяет факт постановки на учет в налоговом органе на основании сведений, имеющихся в государственной информационной системе миграционного учета. При отсутствии сведений федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, его территориальный орган направляет сведения о постановке иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания в налоговый орган по месту своего нахождения. Налоговый орган направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, его территориальный орган сведения о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе. Территориальные органы в сфере миграции обмениваются с региональными органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения, налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями, заказчиками работ, услуг иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде. Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции ведет формируемый в рамках государственной информационной системы миграционного учета банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности, в который вносятся сведения о выдаваемых документах.
На основании соглашения о взаимодействии между федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции и регионом организация, уполномоченная субъектом Российской Федерации, участвует в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче иностранным гражданам патентов, осуществляет прием заявлений и документов, необходимых для выдачи и переоформления патента, оказывает содействие в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, обращающихся за получением патента, и их фотографировании.
Правительство Российской Федерации определяет потребность в привлечении иностранных работников, прибывающих на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным
группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы. Подготовка предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд осуществляется уполномоченным Правительством федеральным органом исполнительной власти. Региональные исполнительные органы государственной власти определяют потребность в привлечении иностранных работников, прибывающих на основании визы, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие региона. Потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности и их количество устанавливаются прогнозом социально-экономического развития региона. Они учитываются при подготовке высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего регионального исполнительного органа государственной власти) предложений о приостановлении на определенный период выдачи патентов на территории региона. Для обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству российских граждан, решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство имеет право устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим на основании визы, разрешений на работу на территории одного или нескольких регионов, на всей российской территории. Квоты могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных работников, страны их происхождения, в зависимости от иных экономических и социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда. На 2019 год определена потребность в привлечении иностранных работников на основании визы в количестве 144 583 человека [Постановление Правительства...№1494]. Утверждены квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим на основании визы, 144 583 приглашений на въезд для осуществления трудовой деятельности; 144 583 разрешений на работу.
Правительство ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства российских граждан устанавливает допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики
хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории одного, нескольких регионов, всей российской территории. На 2019 год установлена допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на российской территории [Постановление Правительства... № 1385]. Допустимая доля установлена в деятельности по выращивание овощей в размере 50% общей численности работников, используемых хозяйствующими субъектами; строительстве - 80%. В розничной торговле алкогольными напитками, включая пиво, табачными изделиями в специализированных магазинах доля составляет 15%; деятельности автомобильного грузового транспорта, прочего сухопутного пассажирского транспорта - 26%, в области спорта - 25%.
Федеральный орган исполнительной власти в сфере занятости населения и безработицы для поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов осуществляет мониторинг ситуации на рынке труда в регионах. Учитываются суммарная численность привлекаемых иностранных работников, общая безработица по методологии Международной организации труда, оформленное в виде решения мнение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Осуществляется проверка того, что доля привлекаемых иностранных работников в численности экономически активного населения и занятых в экономике не должна превышать уровня социальной напряженности на региональном рынке труда. По результатам мониторинга федеральный орган исполнительной власти в сфере занятости населения и безработицы направляет информацию о его результатах высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации.
Федеральные органы государственного контроля (надзора) осуществляют федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников на российской территории. Могут проводиться проверки о соблюдении работодателем, заказчиком работ, услуг, принимающей (приглашающей) стороной установленных обязательных требований по привлечению и использованию иностранных работников.
Органы государственной власти участвуют в депортации -
принудительной высылке иностранного работника в случае утраты,
15
прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти по обеспечению порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов иных органов и должностных лиц, его территориальный орган, пограничные органы осуществляют принудительное выдворение, направляют информацию об этом в федеральные органы исполнительной власти, ведающими вопросами иностранных дел, миграции. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, уведомляет об административном выдворении иностранного работника дипломатическое представительство, консульское учреждение иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный работник. Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции осуществляет контроль за исполнением иностранным работником назначенного ему административного наказания в виде административного выдворения в форме контролируемого самостоятельного выезда. Иностранные работники, подлежащие административному выдворению, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов безопасности либо в специальных учреждениях до исполнения решения об административном выдворении.
Особенности коммуникации с иностранными
высококвалифицированными специалистами
Россия нуждается в высококвалифицированных специалистах, поэтому практикуется их приглашение из других стран. Численность иностранных высококвалифицированных специалистов, имеющих действующее разрешение на работу, увеличилась в 2014 - 2016 годы с 26 523 до 41 295 [Труд и занятость...]. В 2016 году из стран СНГ имели разрешение 4 665 (11,3%) высококвалифицированных специалистов, Европейского Союза - 8 126 (19,7%), других стран - 28 450 (69%). Доля Китая составила 23,9% (9 863 человека), Вьетнама - 12,2% (5 019), Турции
- 7,4% (3 055), Украины - 5,1% (2 092), Германии - 3,4% (1 401), Франции
- 2,9% (1 200), Узбекистана - 2,5% (1 048), США - 2,4% (1 001), Великобритании - 2,3% (931), Италии - 2,3% (934), Азербайджана - 1,6% (665). Доля других стран составляет менее 1% от 8 (Киргизия) до 367 (Корейская Народно-Демократическая Республика) человек.
Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) [Федеральный Закон...]. Законодательно определены минимальные размеры заработной платы (вознаграждения), которая находится в интервале не менее от 58,5 тыс. до 167 тыс. рублей в месяц; не менее миллиона из расчета за один год для высококвалифицированных специалистов, являющихся медицинскими, педагогическими и научными работниками при их приглашении для занятия деятельностью на территории международного медицинского кластера; без учета требования к размеру заработной платы - для иностранных граждан, участвующих в реализации проекта «Сколково» и проекта создания и обеспечения функционирования инновационного научно-технологического центра. Иностранные граждане не могут привлекаться к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов для занятия проповеднической, иной религиозной деятельностью, включая совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание последователей какой-либо религии. Работодатель, заказчик работ, услуг не имеет права привлекать иностранных работников в качестве высококвалифицированных специалистов для торгового обслуживания покупателей в процессе розничной торговли товарами народного потребления, включая фармацевтические товары, независимо от ассортимента реализуемых товаров, торговых площадей и форм обслуживания покупателей. Исключение составляют работники, осуществляющие руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли. На высококвалифицированных специалистов и членов их семей не распространяются установленные Правительством квоты: на выдачу приглашений на въезд для осуществления трудовой деятельности; на выдачу разрешений на работу; допустимая доля иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории одного или нескольких регионов, на всей российской территории.
Коммуникация осуществляется в процессе взаимодействия работодателя, заказчика работ, услуг с иностранными
высококвалифицированными специалистами, органами в сфере миграции. Работодатель, заказчик работ, услуг самостоятельно осуществляет оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, которых он желает привлечь в качестве высококвалифицированных специалистов, и несет соответствующие риски. Для оценки их компетентности, уровня квалификации используются документы и сведения, подтверждающие наличие профессиональных знаний и навыков, сведения о результатах трудовой деятельности, включая отзывы работодателей, заказчиков работ, услуг, в том числе иностранных, сведения, представленные организациями, профессионально занимающимися оценкой и подбором персонала, сведения о результатах интеллектуальной деятельности, автором или соавтором которых является иностранный гражданин, сведения о профессиональных наградах и других формах признания профессиональных достижений, сведения об итогах проведенных работодателем, заказчиком работ, услуг конкурсов, иные объективные, достоверные и проверяемые документы и сведения.
Для выдачи высококвалифицированному специалисту разрешения на работу и продления срока его временного пребывания, оформления ему приглашения на въезд работодатель, заказчик работ, услуг представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, его уполномоченный территориальный орган: ходатайство о привлечении высококвалифицированного специалиста; трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ, оказание услуг, вступление в силу которых обусловлено получением высококвалифицированным специалистом разрешения на работу; письменное обязательство оплатить (возместить) расходы Российской Федерации, связанные с возможным административным выдворением или депортацией привлекаемого им высококвалифицированного специалиста. В ходатайстве отражаются сведения о компетентности и об уровне квалификации; о документах, подтверждающих наличие среднего профессионального или высшего образования для внесения сведений в банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности.
При рассмотрении ходатайства о привлечении
высококвалифицированного специалиста федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, его уполномоченный
территориальный орган запрашивает в федеральном органе
исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, сведения, подтверждающие факт государственной регистрации юридического лица. Он запрашивает в уполномоченном Правительством федеральном органе исполнительной власти сведения, подтверждающие факт аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица на российской территории, если они выступают в качестве работодателя, при этом соответствующие документы не представлены одновременно с ходатайством.
Разрешение на работу высококвалифицированному специалисту выдается на срок действия заключенного трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ, оказание услуг, но не более чем на три года. Срок действия разрешения на работу может быть неоднократно продлен на период действия трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ, оказание услуг, но не более чем на три года для каждого продления. Если в соответствии с трудовым или гражданско-правовым договором на выполнение работ, оказание услуг предполагается осуществление высококвалифицированным специалистом трудовой деятельности на территориях двух и более регионов, то выдается разрешение на работу, действующее на территориях этих регионов. В течение срока действия разрешения на работу, выданного высококвалифицированному специалисту, члены его семьи имеют право осуществлять на российской территории трудовую деятельность при наличии у них разрешения на работу, получать образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, заниматься иной деятельностью, не запрещенной законодательством.
Высококвалифицированный специалист и прибывшие члены его семьи, являющиеся иностранными гражданами, должны иметь действующий на российской территории договор (полис) медицинского страхования либо иметь право на основании соответствующего договора, заключенного работодателем, заказчиком работ, услуг с медицинской организацией, на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи. Обеспечение гарантий получения высококвалифицированным специалистом и членами его семьи медицинской помощи в течение срока действия трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ, оказание услуг является
обязательным условием трудового договора и существенным условием гражданско-правового договора на выполнение работ, оказание услуг.
Разрешение на работу выдается высококвалифицированному специалисту федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, его территориальным органом, при наличии в государстве его гражданства представительства, представителя федерального органа -представительством, представителем. Разрешение на работу выдается по предъявлении документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве. Для продления срока действия разрешения на работу работодатель, заказчик работ, услуг представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, его уполномоченный территориальный орган: заявление о продлении срока действия разрешения на работу; трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ, оказание услуг; копию договора (полиса) медицинского страхования либо договора, заключенного работодателем, заказчиком работ, услуг с медицинской организацией, на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи высококвалифицированным специалистом и постоянно проживающими совместно с ним членами его семьи, являющимися иностранными гражданами; сведения о размере заработной платы (вознаграждения); документы, подтверждающие постановку высококвалифицированного специалиста на учет по месту пребывания. При непредставлении работодателем, заказчиком работ, услуг сведений о постановке высококвалифицированного специалиста на учет по месту пребывания используются сведения о его постановке на учет по месту пребывания, имеющиеся в государственной информационной системе миграционного учета.
Иностранный гражданин имеет право самостоятельно заявить о себе как о высококвалифицированном специалисте. Он обращается в представительство федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в государстве его гражданства либо в российское дипломатическое представительство, консульское учреждение с ходатайством. Ходатайство содержит сведения, подтверждающие опыт работы, навыки, достижения в конкретной области деятельности, включая подтверждающие компетентность и уровень квалификации рекомендации лиц и организаций, согласие на внесение сведений в банк данных об
осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности и на представление сведений потенциальным работодателям, заказчикам работ, услуг на российской территории. Сведения размещаются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. Российская Федерация не несет ответственность за достоверность сведений, представленных иностранными гражданами. Иностранному гражданину, сведения о котором как о высококвалифицированном специалисте размещены на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, в целях проведения переговоров с работодателем, заказчиком работ, услуг и заключения трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ, оказание услуг может быть оформлена обыкновенная деловая виза для въезда сроком действия до тридцати суток. Она оформляется при наличии письменного предложения о въезде для проведения соответствующих переговоров, направленного иностранному гражданину работодателем, заказчиком работ, услуг. Обыкновенная деловая виза выдается без оформления приглашения на въезд. Иностранный гражданин должен подтвердить наличие средств для проживания и выезда по окончании разрешенного срока пребывания на основании обыкновенной деловой визы. При удовлетворении ходатайства работодателя, заказчика работ, услуг о привлечении иностранного высококвалифицированного специалиста обыкновенная деловая виза аннулируется и одновременно оформляется обыкновенная рабочая виза.
Прибывшим высококвалифицированным специалистам и членам их семей на срок действия трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ, оказание услуг по их заявлению в письменной форме территориальным органом исполнительной власти в сфере миграции может быть оформлен вид на жительство. Вид на жительство выдается на срок действия разрешения на работу, выданного для осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста.
Работодатели, заказчики работ, услуг обязаны ежеквартально уведомлять федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, его уполномоченный территориальный орган об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения)
высококвалифицированным специалистам. Для контроля за соблюдением
работодателями, заказчиками работ, услуг, условий привлечения и использования высококвалифицированных специалистов налоговые органы по запросу федерального органа исполнительной власти в сфере миграции предоставляют информацию о начисленных и об уплаченных суммах налога на доходы физических лиц в отношении высококвалифицированных специалистов. Информация используется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции исключительно в целях контроля за соблюдением работодателями, заказчиками работ, услуг условий привлечения и использования высококвалифицированных специалистов, не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Выводы
В процессе коммуникации с иностранными
высококвалифицированными специалистами используются
информационно-телекоммуникационные сети общего пользования, в том числе сеть Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. В федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, его уполномоченный территориальный орган может быть представлено на бумажном носителе или подано в электронной форме: ходатайство о привлечении высококвалифицированного специалиста с приложением необходимых документов; уведомление об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам; заявление о продлении срока действия разрешения на работу высококвалифицированному специалисту с приложением необходимых документов.
Подводя итоги, следует отметить, что создана правовая и организационная основа привлечения на российский рынок труда внешних трудовых мигрантов. Вместе с тем необходимо обратить особое внимание на развитие коммуникационной составляющей во внешней трудовой миграции, которая позволит более активно и масштабно продолжать работу по привлечению иностранных высококвалифицированных специалистов в нашу страну.
Источники
Акумова Н.В. (2014).Социально-трудовые отношения и внешняя трудовая миграция: взаимовлияние и трансформация на современном этапе развития России. Москва: Московский экономический ин-т. 89 с.
Волох В.А. (2015) Управление процессами внешней трудовой миграции: учебник для подготовки бакалавров по направлению 38.03.02 Менеджмент. Москва: ГУУ. 275 с.
Егоров И. Нет мира без границ // Российская газета. 1019. 28 мая.
Иностранная рабочая сила на российском рынке труда: новые подходы к учету и анализу внешней трудовой миграции: материалы Всероссийской научно-практической конференции. (2016) Брянск: Новый проект. 211 с.
Иностранные трудовые мигранты в России / отв. ред.-сост.: И.Е. Калабихина, соред.: П.Г. Газизуллина. (2013). Москва: Анкил. 190 с.
Малышев Е.А. (2015). Внешняя трудовая миграция в Российской Федерации: теория, история, административно-правовые методы государственного управления: монография. Москва: Юрлитинформ. 162 с.
Малышев Е.А. (2017)/ Государственное управление в сфере внешней трудовой миграции: теория и практика = Public administration inex ternallabor migration: theoryandpractice: монография. Москва: Юстицинформ. 238 с.
Практика использования патентов на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами в Российской Федерации: (результаты исследования) (2012). Москва: Бюро Международной организации по миграции (Бюро МОМ) в Москве. 93 с.
Регулирование внешней трудовой миграции: проблемы, пути решения: монография. (2009). Воронеж: Научная книга. 179 с.
Рубинская Э.Д. (2011). Международная миграция рабочей силы в России в условиях ее интеграции в мировую экономику: состояние, правовое обеспечение, организация. Ростов-на-Дону: Северо-Кавказская акад. гос. службы. 294 с.
Шитова Н.Б. (2014). Внешняя трудовая иммиграция: дифференцированный механизм правового регулирования = Foreignlaborimmigration:
differentiatedmechanismoflegalregulation.Нижний Новгород: РастрНН. 138 с.
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2018 года № 1385 «Об установлении на 2019 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018, № 48, ст. 7408.
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2018 года № 1494 «Об определении потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на 2019 год» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018, № 51, ст. 8005.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 2496-р «Об установлении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2019 год» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018, № 48, ст. 7460.
Российский статистический ежегодник. 2018 // URL: http://www.gks.ru.
Труд и занятость в России 2017. Статистический сборник //URL:http://www.gks.ru.
Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3032; 2018, № 1 ст. 77, 82; № 27, ст. 3951; № 30, ст. 4551; № 53 (часть I), ст. 8454.
Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3032; 2018, № 1 ст. 77, 82; № 27, ст. 3951; № 30, ст. 4551; № 53 (часть I), ст. 8454.
COMMUNICATION WITH EXTERNAL LABOUR MIGRANTS IN THE RUSSIAN LABOUR MARKET
Averin A. N.
Russian presidential Academy of national economy and public administration, Moscow, Russian Federation.
Abstract: the article analyzes the communicative component of attracting and using foreign workers in the Russian labor market. The main attention is paid to the consideration of communication between employers, customers of works, services and foreign workers, interaction of state bodies, primarily Federal and territorial bodies in the field of migration with external labor migrants, employers, customers of works, services in the field of communication,
Keywords: civil contract, customer of works, services, communication, patent, invitation to work, employer, labor market, labor contract, migrant worker.
For citation: Averin A. N. Communication with external labor migrants in the Russian labor market// Communicology: electronic scientific journal. 2019. Volume 4. No. 2.
Inf. about the authors: Averin Aleksandr Nikolaevich, doctor of philosophical Sciences, Professor of the Institute of law and national security of the Russian presidential Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation. 119 571. Moscow, Vernadsky Ave. 82. E-mail: averin.ranepa.ru
Received: 20.04. 2019. Accepted:22.06.2009
References:
Akulova N. In. (2014).Social and labor relations and external labor migration: mutual influence and transformation at the present stage of development of Russia. Moscow: Moscow economic Institute 89 p.
Egorov I. there is No world without borders // Rossiyskaya Gazeta. 1019. May 28.
Foreign labor force in the Russian labor market: new approaches to accounting and analysis of external labor migration: proceedings of the all-Russian scientific and practical conference. (2016) Bryansk: New project. 211 p.
Foreign labour migrants in Russia / resp. ed.-comp.: I. E. Kalabikhina, sored.: P. G. Gazizullina. (2013). Moscow: Ankil. 190 PP.
Malyshev E. A. (2015). External labor migration in the Russian Federation: theory, history, administrative and legal methods of public administration: monograph. Moscow: Yurlitinform. 162 p.
Malyshev E. A. (2017)/ Public administration in the field of external labor migration: theory and practice = Public administration inex ternallabor migration: theoryandpractice: monograph. Moscow: Yustitsinform. 238 p.
Regulation of external labor migration: problems, solutions: monograph. (2009). Voronezh: Scientific book. 179 p.
Rubinskaya E. D. (2011). International labour migration in Russia in the context of its integration into the world economy: state, legal support, organization. Rostov-on-don: North Caucasus Academy. public service. 294 p.
Shitova N. B. (2014). External labour immigration: differentiated mechanism of legal regulation = Foreignlaborimmigration:
differentiatedmechanismoflegalregulation.Nizhny Novgorod: Restrn. 138 p.
The practice of using patents for employment of foreign citizens in the Russian Federation: (results of the study) (2012). Moscow: Bureau of the International organization for migration (IOM Bureau) in Moscow. 93 PP.
Voloh V. A. (2015) Management of external labor migration: textbook for bachelors in the direction of 38.03.02 Management. Moscow: goo. 275 p.
Federal law of 25 July 2002 No. 115-FZ "On the legal status of foreign citizens in the Russian Federation" //Assembly of legislation of The Russian Federation, 2002, No. 30, art. 3032; 2018, No. 1 art. 77, 82; No. 27, art. 3951; No. 30, art. 4551; No. 53 (part I), art. 8454.
Federal law of 25 July 2002 No. 115-FZ "On the legal status of foreign citizens in the Russian Federation" //Assembly of legislation of The Russian Federation, 2002, No. 30, art. 3032; 2018, No. 1 art. 77, 82; No. 27, art. 3951; No. 30, art. 4551; No. 53 (part I), art. 8454.
Labor and employment in Russia 2017. Statistical compilation //URL:http://www.gks.ru.
Order of the Government of the Russian Federation of November 15, 2018 № 2496-R "On the establishment of a quota for the issuance of temporary residence permits to foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation for 2019" // Collection of legislation of the Russian Federation. 2018, No. 48, art. 7460.
Resolution of the Government of the Russian Federation of 14 November 2018 No. 1385 "On the establishment for 2019 of the permissible share of foreign workers used by economic entities operating in the territory of the Russian Federation certain types of economic activities" // Collection of legislation of the Russian Federation. 2018, № 48, Art. 7408.
Resolution of the Government of the Russian Federation of December 6, 2018 No. 1494 "On determining the need to attract foreign workers arriving in the Russian Federation on the basis of a visa, including priority professional qualification groups, and approval of quotas for 2019" // Assembly of legislation of the Russian Federation. 2018, № 51, article 8005.
Russian statistical yearbook. 2018 // URL: http://www.gks.ru