■ ■ ■ Коммуникационное взаимодействие врача и пациента в условиях цифрового здравоохранения1
Дмитриева Е.В.
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России (МГИМО), Москва, Российская Федерация.
Аннотация. В статье раскрывается значение и роль основных компонентов цифрового здравоохранения: телемедицины, искусственного интеллекта, средств дистанционного мониторинга, электронных карт, мобильного здоровья для улучшения здоровья индивида и человеческого потенциала в целом. Особое внимание уделяется мобильному здоровью (mHealth), которое позволяет существенно улучшить коммуникационное взаимодействие между врачом и пациентом, обеспечивает максимальный охват при минимальных затратах, оказывает наиболее существенное воздействие на изменение поведения в сфере охраны здоровья и формирования здорового образа жизни.
Дается характеристика коммуникационного взаимодействия врача и пациента в формате мобильного здоровья. Анализируется воздействие новых форм коммуникации на решение различных задач, в том числе информирования пациента об определенных рисках здоровью, сопровождения в процессе лечения и реабилитации лиц, имеющих различные формы аддикции, информирование здоровых клиентов. В статье приводятся примеры реализации подобных программ и оценка их эффективности.
Ключевые слова: цифровое здравоохранение, мобильное здоровье, изменение поведение, коммуникационные программы
Для цитирования: Дмитриева Е.В. Коммуникационное взаимодействие врача и пациента в условиях цифрового здравоохранения // Коммуникология. 2020. Том 8. № 3. С. 150-162. DOI: 10.21453/2311-3065-2020-8-3-150-162.
Сведения об авторе: Дмитриева Елена Викторовна - д. социол.н, профессор кафедры социологии Московского Государственного Университета Международных отношений МИД России (МГИМО МИД России), директор Фонда содействия национальным проектам в области общественного здоровья «Здоровье и Развитие». Адрес: 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 76. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию: 02.09.2020. Принята к печати: 14.09.2020.
Цифровое здравоохранение2, появившееся относительно недавно, охватывает все больше сфер, сопряженных со здоровьем человека и населения, давая возможность справиться с серьезными вызовами, с которыми сталкиваются системы здравоохранения во всем мире. Различные формы цифровых техно-
1 Статья написана при поддержке РФФИ, грант № 20-011-31613 «Возможности и границы применения цифровых коммуникаций для развития человеческого капитала».
2 Digital health // Wikipedia [el. source]: https://en.wikipedia.org/wiki/Digital_health.
логий способны снизить стоимость лечения, расширить доступ к услугам, улучшить качество оказываемой помощи и повысить рациональность использования национальных ресурсов, направленных на охрану здоровья. Эти инновации приобретают особое значение в условиях роста нагрузки на систему здравоохранения, связанной с увеличением продолжительности жизни индивидов, высокой динамикой числа людей с хроническими заболеваниями, атипичным течением болезней, психоэмоциональной неустойчивостью индивидов и различными видами расстройств, а также прежде не встречавшимися разновидностями неврозов (ощущение одиночества, ожидания бессонницы и т.д.), ожирением, гиподинамией и различными формами аддикции.
ВОЗ относит к термину "цифровое здравоохранение" такой тип здравоохранения, где вся информация и услуги, связанные со здоровьем, передаются при помощи электронных средств, а также, где используется «искусственный интеллект» - анализ больших данных для характеристики состояние здоровья населения1. Искусственный интеллект способствует большей эффективности и персональной ориентированности систем здравоохранения. Его внедрение позволяет расширить функции здравоохранения от раннего выявления онкологических заболеваний до оценки предрасположенности индивида к определенным патологиям и разработки схем лечения, лекарственных препаратов, адаптированных к индивидуальным потребностям пациентов на основе анализа больших данных. С помощью искусственного интеллекта разрабатываются алгоритмы, например, компьютерного зрения, которые позволяют анализировать и интерпретировать информацию на изображениях и помогают врачам быстрее и точнее проводить компьютерную и магнитно-резонансную томографию.
В России, в последнее десятилетие началось использование цифрового здравоохранения, в частности активно внедряется система ЕМИАС - единая медицинская информационно-аналитическая система. Многие частные и государственные лечебные учреждения уже используют электронные медицинские карты, где хранятся полные истории болезни пациентов. Однако применение таких карт все еще не позволяет пациентам свободно выбирать клинику и специалиста, поскольку информация из карты не передается за пределы лечебного учреждения.
К технологиям, составляющим основу цифрового здравоохранения, относятся также телемедицина, мобильные телефоны и приложения, портативные устройства, робототехника. Персонифицированные, портативные средства дистанционного мониторинга позволяют индивидам осуществлять самостоятельный контроль за своим здоровьем, например, отслеживать частоту сердечных сокращений, уровень глюкозы в крови, давление и т.п., а также при необходимо-
1 Симпозиум ВОЗ «Будущее состояние цифровых систем здравоохранения в Европейском регионе» (2019) [эл. ресурс]: https://www.euro.who.int/ru/media-centre/events/ events/2019/02/who-symposium-on-the-future-of-digital-health-systems-in-the-european-region/news/news/2019/02/what-you-need-to-know-about-digital-health-systems.
сти передавать данные врачу. Подобные технологии позволяют сделать мониторинг за здоровьем более доступным индивиду, обеспечивают право на контроль и управление собственным состоянием. Благодаря самомониторнигу снижается количество визитов к медицинским специалистам и тем самым снижается нагрузка на систему здравоохранения. Кроме того, цифровые технологии оказывают существенное содействие врачам в клинической практике, сопровождении пациентов в процессе реабилитации, повышая число положительных исходов болезней и улучшая качество и помощи, и здоровья.
Телемедицина позволяет, оперативно передавать рентгеновские снимки и изображения, полученные в результате компьютерной и магнитно-резонансной томографии, в медицинские центры на расстоянии тысяч километров от места оказания помощи. В ситуации, когда там нет профильного специалиста или необходимо дополнительное экспертное мнение для принятия решения возможно провести консилиум и оказать индивиду необходимую помощь в полном объеме. Подобные технологии позволяют устанавливать максимально эффективную организационную коммуникацию, когда специалисты могут взаимодействовать, обсуждать, оперативно ставить диагноз и проводить необходимые мероприятия по спасению жизни или сохранению здоровья человека.
За последние годы в России сформировалась технологическая база для дистанционного оказания услуг населению и консультирования пациентов посредством мобильной связи. По данным исследования «Индекс здоровья будуще-го-2018», 82% населения России хотели бы дистанционно консультироваться с врачом1. При этом, исследование продемонстрировало, что 34% тех жителей России, кто в настоящее время не пользуется цифровыми медицинскими технологиями, отметили, что начнут делать это, когда будут уверены в конфиденциальности своих данных. В настоящее время использование телемедицины в России затруднено из-за недостаточной проработанности законодательной базы, обеспечивающей как хранение и передачу личных данных пациента, так и обеспечивающих регулирование правовых рисков врача.
Потенциальная роль цифрового здравоохранения невероятно велика и, по оценке экспертов, позволяет врачам дистанционно отслеживать здоровье пациентов, способствует увеличению средней продолжительности жизни населения РФ до 76 лет, продлению активного и трудоспособного возраста граждан до 5-6 лет после достижения пенсионного возраста2.
Цифровое здравоохранение соединяет цифровые технологии со сферой здоровья, обществом в целом, использует информацию и коммуникационные тех-
1 Кузнецов М. (2019). Цифровое здравоохранение - это не только электронная карта и чат с врачом // Ведомости, 24 декабря 2019 года [эл. ресурс]: ИНр8://шшш.уес1ото8й. ш/8а1евс1ера11теп!/2019/12/24/ !81^оуое-2с1гауоо11гапеп1е--е!о-пе-!о!ко-е!ейгоппауа-ка11ач-сИа!-8-угас1"ют.
2 Гусев А. (2017). О проекте «Цифровое здравоохранение» [эл. ресурс]: ИКрв:// шшш.кт18.ги/Ыод/о-ргоеЙе-!81^оуое-2с1гауоок11гапеп1е/.
нологии для решения проблем в сферах лечения и профилактике. Более того, по мнению экспертов ВОЗ, именно этот технологический прорыв позволит сделать необходимый акцент на превентивной, пациенто-ориентированной медицине1. Информация, доставленная на мобильные устройства пользователей с напоминанием о необходимости пройти обследование, сделать своевременную вакцинацию, помогает людям жить более здоровой жизнью, повышает качество здоровья населения и человеческого потенциала.
Одним из важных элементов цифрового здравоохранения является мобильное здоровье. Название берет свое начало от англ. Mobile health или mHealth, под которым подразумеваются проекты в сфере общественного здравоохранения, основанные на использовании мобильных устройств с целью диагностики, информирования, образования и мотивации пациента, а также формирования приверженности к лечению и посещению врача. В таких программах сотовые телефоны, смартфоны, планшетные компьютеры, КПК и подключаемые к ним модули дают возможность индивиду получить своевременное напоминание о приеме препарата, а также аккумулируют информацию о состоянии человека на мобильный телефон/смартфон с рекомендациями по различным вопросам лечения, профилактики и др. Коммуникационные кампании, использующие мобильные телефоны пользователей для доставки им сообщений, направлены на информирование населения о здоровье и профилактике болезней, изменение поведения и улучшение показателей индивидуального и общественного здоровья и благосостояния. Более того, программы в вышеназванной сфере обеспечивают максимальный охват при минимальных затратах, оказывая наиболее существенное воздействие на изменение поведения и формирование здоровье сберегающих технологий.
Мобильное здоровье существенно улучшает коммуникационное взаимодействие между врачом и пациентом, не ограничивая консультации специалиста только рамками лечебного учреждения. Такой контакт через мобильные устройства предоставляет индивидам не только необходимую им медицинскую, но и психологическую информацию. Последняя существенно повышает приверженность лечению, создает ощущение большей сопричастности, комфорта в процессе лечения/реабилитации, позволяет врачам дать больше рекомендаций, чем отводится в рамках стандартного медицинского приема и установить более тесный контакт с клиентом. Такое расширенное сотрудничество в рамках мобильного здоровья повышает коммуникативную адекватность и решает вопросы коммуникационного взаимодействия врача и пациента, к которым обращались известные социологи: Т. Парсонс, М. Соколовска, Э. Фридсон, И. Ильич [Parsons 1972; Sokolowska; Freidson; Illich 1976] и др.
1 Симпозиум ВОЗ «Будущее состояние цифровых систем здравоохранения в Европейском регионе» (2019) [эл. ресурс]: https://www.euro.who.int/ru/media-centre/events/ events/2019/02/who-symposium-on-the-future-of-digital-health-systems-in-the-european-region/news/news/2019/02/what-you-need-to-know-about-digital-health-systems.
Питирим Сорокин, не посвящая отдельных трудов вопросам коммуникации в здравоохранении, затрагивал эту тему в работе, написанной в 60-е гг. ХХ века «Главные тенденции нашего времени». Он считал, что отношения врача и пациента должны быть доверительными, носить конфиденциальный характер, характеризоваться эмпатией между ними, когда врач заинтересован в пациенте, а больной чувствует себя комфортно и свободно. В качестве подтверждения ученый приводит результаты обследования больных в Бостонской психиатрической клинике. Так, на дружественных обращения пациенты реагировали в дружелюбной манере в 73% случаев общения, в 16 % они реагировали в агрессивной манере, в 11 % - нейтрально. Обратная ситуация складывалась в ответ на агрессивные обращения. Агрессивно ответили на них 69 % пациентов, дружелюбно - 25% и индифферентно - 6 % [Сорокин: 275].
Польский социолог Магдалена Соколовска [Боко^эка] выделяла два типа врача в зависимости от их отношения к пациенту. Первый тип - это врач, который ориентирован на индивида, второй - врач, видящий за индивидом социальную группу. Индивидуалистическая ориентация в медицине связана с характером медицинского знания, нацеленностью его категориального аппарат на человека и отдельный взятый организм. Не случайно в этой связи говорят о методологическом «органоцентризме» клиницистов.
В современной медицине врачи второго типа, ориентированные на понимание болезни как совокупности причин социального характера, составляют пока немногочисленную группу. Быть профессионалом, работающим в сфере общественного здоровья, социальной медицины или социальной гигиены - непросто. Врачу требуется преодолеть сопротивление внутри себя, отказавшись от «настоящей медицинской работы».
Помимо изменения роли врача в обществе меняется и круг его обязанностей. В последнее время отмечается следующая тенденция: все больше индивидов идет к медикам со своими психологическим проблемами. Подобный визит не только обращение по поводу болезни, но и потребность в общении, скрытое желание снять внутренние коллизии, «открыть душу». Однако большинство врачей полагает, что эти вопросы не имеют прямого отношения к их профессиональной компетенции или не заслуживают внимания и траты времени. Тем не менее функции врачей расширяются в контексте гуманизации здравоохранения. Врачи все больше внимания уделяют профилактике, психосоматическим расстройствам, реабилитации пациентов после различных заболеваний, дают рекомендации по здоровому образу жизни, предлагают менять стиль поведения пациентов.
Еще более значительные задачи возложены на врачей, оказывающих помощь пациентам, получившим в силу разных причин инвалидность. В их обязанности входит оказание помощи больному не только по восстановлению физиологического и психологического состояния, но и содействие в социальной интеграции, воссоздании отношений с семьей, друзьями и коллегами. С точки зрения социологии, последнее приобретает особое значение, так как одна из важней-
ших функций врача - вернуть индивида в общество, а не только возвратить его к здоровому состоянию. По мнению Т. Парсонса [Parsons 1951], болезнь, являясь дисфункциональным явлением, требует от индивида выключения из системы привычных социальных отношений и обращения за медицинской помощью. На начальном этапе болезни общество создает условия, при которых индивид исключается из системы привычных социальных отношений, вокруг него формируется благоприятная эмоциональная среда. При этом пациент должен ориентироваться на скорейшее выздоровление, чтобы участвовать в общественной и экономической жизни. Врач в этой системе выполняет следующие ключевые функции: «функционально конкретен», применяет свои знания к лечению заболевания; «эмоционально нейтрален», объективен и беспристрастен во взаимоотношениях с пациентом; «коллективно-ориентирован», оказывает лечение в соответствии с требованиями; «универсален», подчиняется общим, предъявляемым ко всем больным правилам, а не требованиям конкретного пациента.
Уникальную роль в формировании доверительных отношений между врачом и клиентом, в предоставлении дополнительной информации, при сопровождении в сложных ситуациях может оказать коммуникация, осуществляемая с помощью мобильных технологий. Коммуникационное взаимодействие в формате мобильного здоровья может быть направлено на информирование пациента об определенных рисках здоровью, сопровождение в процессе лечения и восстановление (например, медико-психологическая поддержка пациентов, имеющих различные формы аддикции - наркозависимых пациентов, проходящих де-токсикацию; а также клиентов, отказывающихся от табачной зависимости), мониторинг участников клинических исследований (наблюдение за состоянием, корректировка поведения и т.п.), информирование здоровых людей (беременных женщин, родителей с детьми, подростков и др. категорий населения) и т.д. Подобные программы играют важную роль в формировании поведения в отношении здоровья среди членов целевой аудитории, на которую осуществляется воздействие. В коммуникационной программе важно мотивировать представителей данной группы к желаемому поведению, поддержать тех, кто не утвердился в своем поведении и сомневается.
Отдельно следует отметить программы мобильного здоровья в лечении и реабилитации клиентов с различными формами зависимостей, так как они позволяют предоставлять контент в максимально индивидуализированном формате, оказывать психологическую поддержку за пределами лечебного учреждения, предоставлять экстренную помощь в случае «срыва пациента». Например, пациенты, использующие психо активные вещества обычно испытывают социальное давление, страх перед участием в программах, из-за боязни раскрытия их статуса и социального неодобрения. Наиболее доступным, «конфиденциальным» средством доставки сообщений в этом случае является мобильный телефон. Однако в подобных программах по сопровождению наркозависимых пациентов важна не только модель информационного сопровождения пациентов, но и система их вовлечения в программу, которая может быть осуществлена через
врачей, которым доверяют пациенты, а также через лечебно-профилактические учреждения и группы взаимопомощи [Карпец].
Программа по сопровождению пациентов, отказывающихся от табачной зависимости, обеспечивает взаимодействие между врачом и пациентом за пределами лечебного учреждения. Все советы медицинского и психологического характера разработаны врачами и психологами с тем, чтобы ежедневно сопровождать пациента, давать нужную информацию и обеспечивать коммуникационное взаимодействие на постоянной основе и давать консультации в экстренной ситуации. Таким образом, программа обеспечивает постоянную связь между врачом и пациентом в формате индивидуального протокола, который сопровождает пациента через мессенджеры каждый день в формате сообщения на каждый день, кнопки «скорой помощи», приложения и т.п.
При всей широте и сложности коммуникативного взаимодействия врача и пациента, коммуникативная проблематика в сфере здоровья и здравоохранения не сводится только к системе «врач-больной». С середины ХХ века-начала XXI века здоровье населения все больше определяется информационным воздействием, влиянием СМИ, телевидения, а затем и интернета. Одним из видов массовой коммуникации в сфере здравоохранения в СССР было санитарно-гигиеническое просвещение населения. В конце 80-х начале 90-х гг. в связи с реформой социально-политической системы оно было утрачено и возобновлено в начале XXI века в формате новых информационных кампаний.
Наряду со сложившейся практикой проведения исследований в области теории и практики коммуникации, которые ведутся с конца 50-х гг XX века в западноевропейской социологической мысли сложились отдельные направления. В англоязычной литературе есть устоявшийся термин коммуникация по поводу здоровья (health communication). Коммуникация по поводу здоровья -это разновидность взаимодействия между людьми, содержанием которого является здоровье. L. Pettegrew считает, что основной акцент необходимо сделать на трансакциях, имеющих отношение к здоровью и факторах, влияющих на это взаимодействие [Pettegrew]. Трансакции носят разноплановый характер и могут быть представлены в разных форматах, например, вербальном и невербальном, письменном и устном, личном и безличном, проблемно ориентированным, направленным на отношения и т.п.
Особую актуальность и новые формы коммуникация по поводу здоровья получила с появлением новых информационных технологий, в частности мобильных телефонов и смартфонов. Согласно социологическим исследованиям, 92% россиян имеют как минимум один мобильный телефон. Доступность, распространенность и удобство мобильных устройств оказывает существенное влияние на формирование паттернов поведения, в том числе в отношении здоровья. Все большее число сервисов доступных через интернет или по телефону, стремится развивать мобильный формат. По данным исследований Фонда «Здоровье и Развитие», треть респондентов проводит 3 и более часов в день на своем
мобильном устройстве, что делает данный канал связи наиболее привлекательным для различных групп населения.
Проведенное Фондом «Здоровье и Развитие» исследование среди беременных женщин и женщин с детьми, показало высокую востребованность интернета в данной целевой аудитории. На вопрос к каким источникам чаще всего обращаются женщины за дополнительной информацией на темы, связанные с беременностью/материнством, лидирует интернет (92,1%), что превышает консультации у врача (85.2%).
80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%
Диаграмма 1. Распределение ответов на вопрос «К каким источникам Вы обращаетесь за дополнительной информацией?» / Distribution of answers to the question "What sources do you apply for additional information?"
С учетом возникших в последние годы технологических возможностей в сфере мобильных технологий и сформировавшихся предпочтений пользователей, в России, была разработана коммуникативная программа СМС маме для удовлетворения потребностей пользователей в информации о детско-материнском здоровье. Все сообщения для данного сервиса разработаны ведущими специалистами Министерства здравоохранения РФ и экспертами ФГБУ «Научный
центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова Министерства здравоохранения Российской Федерации». Для индивидуальной доставки контента каждому пользователю согласно его персональным параметрам (срок беременности, дата родов, день рождения ребенка) был разработан уникальный искусственный интеллект, сопровождающий пользователя в течение всего срока беременности и первых лет жизни ребенка. Одно из преимуществ сервиса заключается в том, что он учитывает разнообразие предпочтений пользователей в отношении каналов доставки на мобильные телефоны и смартфоны, предлагая пользователю на выбор максимальное число компонентов: мессенджеры, мобильные приложения, email, вебинары, социальные сети, YouTube и другие. Все сообщения создавались с учетом изучения ожиданий представителей целевой аудитории от программы, тестировался текст и инфографика по каждой из ключевых тем программы, изучались каналы предоставления информации.
Разработанная система мониторинга эффективности коммуникативной кампании показала, что более 94% пользователей остаются активными подписчиками всего срока действия программы - 9 месяцев беременности и первый года ребенка. Программа оказывает влияние на изменение поведения пользователей. Так, женщин, бросивших курить в период беременности, среди пользователей программы СМСмаме в 3 раза больше, чем среди респондентов контрольной группы. Число тех, кто использует витамины и фолиевую кислоту среди пользователей программы СМСмаме в 2 раза превышает аналогичное среди контрольной группы. Более 90% респондентов сообщили, что следуют рекомендациям, указанным в сообщениях.
Одной из главных задач программы является повышение заинтересованности будущих и состоявшихся матерей в своем здоровье, мотивация участников на поиск дополнительной информации, касающейся беременности и своевременное обращение к врачу для обсуждения значимых для данного периода беременности или возраста малыша вопросов. На вопрос «Консультируетесь ли вы с врачом по вопросам, поднятым в программе «СМСмаме» треть респондентов 35,8%, ответили положительно (да, иногда - 26,7%, да, регулярно - 9,1%).
Об эффективности программы свидетельствуют следующие данные - большинство участников (56,9%) регулярно сохраняют смс-сообщения с целью вторичного обращения к ним, 25,8% - иногда сохраняют полученную информацию. Еще один критерий, по которому можно выявить отношение респондентов к программе: рекомендуют ли участницы рассылку своим знакомым и друзьям. Из общего числа опрошенных 28,5% советовали подписаться на рассылку хотя бы один раз и 49,4% рекомендовали 2 раза и более. Эти показатели являются весьма значимыми, так как большинство участников (77,9%) рекомендуют рассылку на уровне межличностной коммуникации. Это еще раз показывает востребованность и актуальность предлагаемого целевой аудитории контента, а также положительную оценку со стороны подписчиков.
4,4%
26,0
34,8%
■ Да, регулярно Да, иногда Редко
Нет
Диаграмма 2. Распределение ответов на вопрос «Стимулирует ли Вас информация из программы СМСмаме обсуждать возникающие актуальные вопросы при посещении врача?» / Distribution of answers to the question "Does information received by SMSMother motivate you to discuss emerging topical issues
when visiting a doctor?"
Постоянная система мониторинга и оценки коммуникационной программы позволяла в зависимости от расширения возможных каналов доставки сообщений, менять их формат, а также в зависимости от пожеланий целевой аудитории вводить новые темы или расширять имеющийся контент.
Заключение. Цифровое здравоохранение оказывает существенное влияние на сложившиеся модели взаимодействия пациента и врача. Особую роль играет мобильное здоровье, которое позволяет обеспечить взаимодействие между клиентом и медицинским работником за пределами лечебного учреждения, давать информацию по индивидуальному протоколу в зависимости от профиля индивида (возраст, пол, заболевание, психологические особенности и т.п.). Программы в сфере мобильного здоровья могут быть направлены на решение различных задач от сопровождения в случае болезни, реабилитации, лечения, информирования о графике приема лекарств, вакцинации до профилактики заболеваний и поддержания оптимального психологического состояния.
Эффективность коммуникации в мобильном здоровье определяется методологией и методикой написания контента программы, балансом сообщений «медицинского» и «психологического характера», соответствием канала коммуникации предпочтениям целевой аудитории, частотой отправки сообщений и т.п.
Важным фактором приверженности программе является психологическое сопровождение пациента, а не только медицинская информация.
Программы мобильного здоровья позволяют сделать медицинскую помощь доступной различным группам населения, вне зависимости от региона проживания и обеспечивают запросы индивидов в высококвалифицированной специализированной информации. Возможности применения коммуникационных программ, основанных на цифровых технологиях в сфере здоровья достаточно широкие и варьируются от информирования об услугах в сфере здравоохранения до повышения заинтересованности индивида о проблемах здоровья и их разрешении; влиянии на взгляды людей, закрепления позитивных действий, направленных на сохранение и поддержание оптимального физического состояния. Цифровая коммуникация призвана устранить барьеры к получению информации о здоровье, повысить коммуникативную адекватность во взаимодействии врача и пациента, оказать населению поддержку в сложных эпидемиологических условиях.
Источники
Карпец А.В., Чернышова О.В., Дмитриева Е.В., Фролов С.А., Орлова М.О.. (2011). Модель медико-социальной маршрутизации стационарных наркологических пациентов с разными уровнями мотивации к лечению и риска ВИЧ-инфицирования // Вопросы наркологии. №1. С.72-80.
Сорокин П. (1997). Главные тенденции нашего времени. М.: Наука.
Ханов А.М. (2018). Цифровое здравоохранение: ожидание и перспективы [эл. ресурс]: https://medvestnik.ru/content/interviews/Cifrovoe-zdravoohranenie-ojidaniya-i-perspektivy.html.
Freidson E. (1970). Profession of Medicine: A study of the Sociology Applied Knowledge. New York: Dodd, Mead and Co.
Illich I. (1976). Limits to Medicine. London: Marion Boyars.
Illich I. (1995). The epidemics of modern medicine // Health and Disease. Ed. Gray A. Buckingham. Philadelphia: Open University Press.
Parsons T. (1972). Definition of Health and illness in the light of American values and social structure // Patients Physicians and Illness. Ed. E. Jaco. New York: Free Press.
Parsons T. (1951). The Social System. New York: Free Press.
Pettegrew L.S. (1982). Some boundaries and assumption in health communication // Exploration in provider and patient interaction. Louisville, KY: Humana.
Sokolowska M. (1993). Two Basic Types of Medical Orientation // Concepts of Health and Illness and Disease: A Comparative Perspective. Ed. C. Currer and M. Stacey. Oxford: Berg Publishers Limited.
■ ■ ■ Patient - Health Care Provider Communication in the Digital Era1
Dmitrieva E.V.
Moscow State Institute of International Relations (MGIMO-University), Moscow, Russia.
Abstract. The paper gives an overview of digital health components and their role in individual and collective health including telemedicine, artificial intelligence for health, wearable devices, mobile phones and mobile health. A particular focus is given to mobile health that significantly improve health care provider - patient communication, ensure maximum coverage with minimum resources, influence behavior change communication and stimulate healthy lifestyle. Mobile health application may vary from prevention risky behavior among patients, ensuring proper treatment and rehabilitation of the patients with various form of addictions, providing information on health to various target groups. The article gives examples of such programs and their effectiveness.
Keywords: digital health, mobile health, behavior change communication, communication programs
For citation: Dmitrieva E.V. (2020). Patient - health care provider communication in the digital era. Communicology. Vol. 8. No. 3. P. 150-162. DOI: 10.21453/2311-3065-20208-3-150-162.
Inf. about the author: Dmitrieva Elena Viktorovna - Dr.Sc.(Soc.), Professor of the Department of Sociology, MGIMO-University; CEO at Health and Development Foundation. Address: 119571, Russia, Moscow, Vernadsky Av., 76. E-mail: [email protected].
Received: 02.09.2020. Accepted: 14.09.2020.
References
Freidson E. (1970). Profession of Medicine: A study of the Sociology Applied Knowledge. New York: Dodd, Mead and Co.
Illich I. (1976). Limits to Medicine. London: Marion Boyars.
Illich I. (1995). The epidemics of modern medicine. In: Health and Disease. Ed. Gray A. Buckingham. Philadelphia: Open University Press.
Karpets A.V., Chernyshova O.V., Dmitrieva E.V., Frolov S.A., Orlova M.O. (2011). Model of medical and social routing of inpatient drug addiction patients with different levels of motivation for treatment and the risk of HIV infection. Issues of Narcology. No.1. P.72-80 (In Rus.).
Khanov A.M. (2018). Digital Health: Expectations and Prospects [el. source]: https://medvestnik. ru/content/interviews/Cifrovoe-zdravoohranenie-ojidaniya-i-perspektivy.html (In Rus.). Parsons T. (1951). The Social System. New York: Free Press.
Parsons T. (1972). Definition of Health and illness in the light of American values and social structure. In: Patients Physicians and Illness. Ed. E. Jaco. New York: Free Press.
1 The study was funded by the Russian Foundation for Basic Research (RFBR) No. 20011-31613.
Pettegrew L.S. (1982). Some boundaries and assumption in health communication. In: Exploration in provider and patient interaction. Louisville, KY: Humana.
Sokolowska M. (1993). Two Basic Types of Medical Orientation. In: Concepts of Health and Illness and Disease: A Comparative Perspective. Ed. C. Currer and M. Stacey. Oxford: Berg Publishers Limited.
Sorokin P. (1997). The basic trends of our time. Moscow: Science (In Rus.).