ТОЧКА ЗРЕНИЯ
УДК 316.7
Н.Ю. Ланцевская, Шадринск
Коммуникационная проектная деятельность как механизм укрепления
корпоративной культуры вуза
В статье рассматривается вопрос механизмов укрепления корпоративной культуры вуза. Обосновывается актуальность развития вуза как корпорации, обозначаются основания корпоративной культуры. Анализируется коммуникационная проектная деятельность вуза как ресурс корпоративной культуры. Акцентируется внимание на необходимости развития уникальных событийных проектов вуза.
Корпоративная культура, вуз, коммуникационные проекты, событийные мероприятия.
N. U. Lantsevskaya, Shadrinsk
Communication of project activities as a mechanism of strengthening the
corporate culture of the University
The article discusses the question of the mechanisms for strengthening the corporate culture of the University. Relevance of the development of the University such as corporations, denoted with the Foundation of the corporate culture. Analyzed communication ofproject activities of the University as a resource of corporate culture. The article focuses on the need for the development of unique event projects of the University.
Keywords: corporate culture, University, communication projects, events.
В среде российского высшего образования в настоящее время формируются новые социальные и экономические отношения, основанные на необходимости развития конкурентоспособности организации. Вузы включаются в конкурентную борьбу друг с другом за внимание абитуриентов. Успех в данном деле обеспечивается благодаря наличию четкой стратегии развития учебного заведения, передовых научных технологий, специалистов высокой квалификации, ориентации на формирование не просто профессиональных качеств выпускника, но и компетенций, удовлетворяющих запросы современного общества и рынка труда. Одним из ключевых факторов успеха вуза в актуальных условиях является развитая корпоративная культура. По словам исследователей Р.В. Ленькова и Е.И. Боровлевой, акцент на проблемах корпоративной культуры вуза - это «это теоретическая и практическая необходимость, отвечающая современным реалиям» [3]
Важность обращения вуза к теме корпоративной культуры объясняется еще и тем, что образовательное учреждение обязано формировать у выпускников готовность и способность к корпоративной деятельности: работа в команде, ориентация на общую цель и интересы.
Существует немало определений корпоративной культуры. Наиболее обстоятельное определение, на наш взгляд, дано в работе «Управление персоналом» (под редакцией Т.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина): «корпоративная культура - это система
материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной компании, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды» [5]. Вслед за исследователем А.П. Ханевичем выделим базовые сущностные черты корпоративной культуры вуза: «совокупность ценностей образовательной деятельности, разделяемых большинством профессорско-преподавательского состава: компетентность, профессионализм, ответственность, самоценность высшего образования, любовь к профессии» [4]. Итак, основа корпоративной культуры - цели и ценности, объективированные в материальном и духовном аспектах, отражающиеся в предметах, словах, образах, атмосфере и ритуалах. В идеале каждый член корпоративной культуры должен являться ее адептом, то есть быть заинтересованным, включенным ее носителем, продвигать ценности своей организации, поддерживать корпоративный образ. По словам Е.А. Кавериной, «важно создать единый корпоративный организм, в котором «душа» и «тело» аутентичны корпоративному мифу»
[3] .
Одним из эффективных средств формирования и укрепления корпоративной культуры вуза выступает проектная деятельность в сфере коммуникаций. Конечно, речь идет и о печатных и электронных корпоративных изданиях, и о личных встречах руководства вуза с внутренней и внешней аудиторией. Но в нашей статье мы сделаем акцент на коммуникационных проектах вуза как системе стратегически обоснованных, продуманных событий, нацеленных на актуализацию, укрепление и продвижение корпоративных ценностей и традиций.
Коммуникационные проекты должны обеспечивать, прежде всего, эмоциональную вовлеченность целевой аудитории, а само продвижение корпоративных ценностей осуществляется косвенно, без прямых деклараций. По словам Е.А. Кавериной, вовлечение целевых аудиторий в яркие, интересные, запоминающиеся коммуникационные проекты обеспечивает усвоение корпоративной информации на эмоциональном уровне [3]. Проведенное исследование корпоративной культуры Шадринского государственного педагогического университета (ШГПУ) показало, что в вузе реализуется следующие виды мероприятий: научно-педагогические (внутривузовские, региональные, всероссийские и международные конференции), декада науки и культуры, олимпиады, конкурсы; информационно-имиджевые: день открытых дверей, День науки, профориентационные мероприятия; праздничные (приуроченные к календарным праздникам, Последний звонок, вручение дипломов); социокультурные: социальные акции, спортивные мероприятия, развлекательные. Однако данные события в не являются уникальными, характерными исключительно для корпоративной среды ШГПУ. Думается, что таким специфическим проектом для ШГПУ может стать ряд событий, актуализирующих педагогическую сущность вуза, его направленность на подготовку учителей, проводимые совместно со школами.
Технологическая цепочка формирования имиджа вуза посредством событийных мероприятий включает в себя:
1. Принятие вузом решения о необходимости маркетинга вуза посредством
уникальных мероприятий;
2. Разработка маркетинговой программы событийных мероприятий вуза;
3. Проведение мероприятий с привлечением различных партнеров (культурная сфера, наука, образование, бизнес, власть);
4. Интерес у целевой аудитории к уникальным событийным мероприятиям вуза;
5. Повышение доверия к вузу, укрепление идентичности его сотрудников, укрепление положительного имиджа вуза.
6. Обратная связь: вуз выбирается потребителем.
Итогом эффективных коммуникационных проектов станет укрепление идентичности внутренней аудитории вуза, повышение лояльности и чувства сопричастности жизни вуза, формирование позитивной и креативной рабочей атмосферы, коллективная ответственность за полученные результаты, выявление скрытых профессиональных и личностных резервов сотрудников и студентов, получение позитивного внимания от потенциальных работодателей будущих выпускников вуза, партнеров в сфере науки, культуры, органов власти, инвесторов, ну и, конечно же, главных объектов, на которых направлены проекты - абитуриентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Каверина, Е.А. Коммуникационные проекты и специальные события как технологии развития корпоративной культуры вуза (на примере организации коммуникационных проектов РГПУ им. А. И. Герцена) [Электронный ресурс] / Е.А. Каверина // Вестник ННГУ. - 2009. - № 5. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kommunikatsionnye-proekty-i-spetsialnye-sobytiya-kak-tehnologii-razvitiya-korporativnoy-kultury-vuza-na-primere-organizatsii. - 28.05.2017.
2. Кузнецова, Е.В. Event -маркетинг высшего учебного заведения [Электронный ресурс] / Е.В. Кузнецова // Вusiness. Education. Law. Bulletin of Volgograd business institute. - 2015. - November. - № 4 (33). -Режим доступа: http://vestnik.volbi.ru/upload/numbers/433/article-433 - 1538.pdf.
3. Леньков, Р.В., Корпоративная культура как фактор эффективности вуза [Электронный ресурс] / Р.В. Леньков Е.И. Боровлёва // Науковедение : Интернет-журн. - 2013. - №5 (18). - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n7korporativnaya-kultura-kak-faktor-effektivnosti-vuza. - 28.05.2017.
4. Сидельник, Э. А. Корпоративная культура вуза [Электронный ресурс] / Э.А. Сидельник // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2012. - № 10. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/artide/n/korporativnaya-kultura-vuza. - 28.05.2017.
5. Управление персоналом [Текст] : учебник для вузов / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М. : ЮНИТИ, 2007.