5. Koroleva L. P. The Taxation of Imputed Income from Real Estate Leasing to Prevent the Shadowing and Property Inequality. Finansy: Teoriya i Praktika = finance: Theory and Practice, 2017, vol. 21, issue 4, pp. 138-149. (In Russ.)
6. Mishina E. B. Problems of taxation of income of individuals from renting property / / Innovative development of the economy. 2016. No. 3-2 (33). pp. 184-187. (In Russ.)
7. Nozdrina N. N., Schneiderman, I. M. Modern problems of development of the rental housing Population. 2016. No. 4. Pp. 94-103. (In Russ.)
8. Perevezentseva E. V. Shadow labor market of Russia: assessment of the scale and scope of distribution / / Bulletin of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2019. No. 4. Pp. 253-256. (In Russ.)
9. Pridvizhkin S. V., Shilimanov M. N., Ilyushin A. A. providing housing for a young family: rent or mortgage / / Discussion.-2018. - Vol. 88-Pp. 55-62. (In Russ.)
10. The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 N 63-FZ (as amended on 04.11.2019) // ConsultantPlus. - URL: https://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_10699/e270bffc924c8d102ca5740e5b8c405a451734a8 (date of access: 2.12.19).
DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10786
Р.С. Лаво - профессор кафедры педагогики, психологии и философии, д.ф.н., Краснодарский государственный институт культуры, [email protected],
R.S. Lavo - Professor, Department of Pedagogy, Psychology and Philosophy, Ph.D., Krasnodar State Institute of Culture.
КОММУНИКАТИВНЫЙ VS ИНФОРМАЦИОНАЛЬНЫЙ КАПИТАЛИЗМ COMMUNICATIVE VS INFORMATIONAL CAPITALISM
Аннотация. В статье рассматривается проблема концептуального оформления понятия коммуникативный капитализм, предпринятая в работах зарубежных и отечественных ученых. Концепт коммуникативного капитализма основывается на представлении социальных интеракций в результате коммуникаций, которые, по мнению отдельных ученых, и являются базисом социально-экономических процессов в современном постиндустриальном обществе. Основанием подобного методологического подхода является рассмотрение роли коммуникативного капитала, образующегося в процессе транзакций в современном обществе. В статье анализируются концепты коммуникативного, интеллектуально-информационного и информационального капиталов как различных видов нематериальных капиталов, возникающих в ходе и в результате социально-экономических процессов в современном обществе и предпринимается попытка разграничить понятия интеллектуального и информационного капиталов, занимающих значимое место в формирующемся информациональном обществе. Автор стремится доказать безосновательность как противопоставления интеллектуально-информационного капитала концепту информационного капитала, так и сомнительность формирования концепта коммуникативного капитализма с признанием ведущей роли коммуникативного капитала.
Abstract. The article considers the problem of conceptual design of the concept of communicative capitalism undertaken in the works of foreign and domestic scientists. The concept of communicative capitalism is based on the representation of social interactions as a result of communications, which, according to individual scientists, are the basis of socio-economic processes in modern post-industrial society. The basis of this methodological approach is the consideration of the role of communicative capital, formed in the process of transactions in modern society. The article analyzes the concepts of communicative, intellectual, informational and informational capital as various types of intangible capital that arise during and as a result of socio-economic processes in modern society and attempts to distinguish between the concepts of intellectual and informational capital that occupy a significant place in the emerging informational society. The author seeks to prove the baselessness of both the opposition of intellectual and information capital to the concept of information capital, and the doubtfulness of the formation of the concept of communicative capitalism with recognition of the leading role of communicative capital.
Ключевые слова. Коммуникативный капитализм. Информациональный капитализм, интеллектуально -информационный капитал.
Keywords. Communicative capitalism. Information capitalism, intellectual information capital.
В процессе современного развития цифровизации социальной среды, включая и социально-экономическую сферу, происходят очевидные и латентные изменения форм экономической активности акторов социально-экономических процессов. Профессор колледжа Хобарта и Уильяма Смита в Нью-Йорке Дж. Дин, рассмотрев теоретические аспекты развития современного общества сформулировала концепцию коммуникативного капитализма. Дж. Дин полагает, что коммуникативный капитализм, согласно концептуальному подходу Дж. Дин, является следствием информатизации и медиатизации общество на основе сетевых форм организации, которые интегрируют и подчиняют участников, контролируя и фильтруя информационные потоки и побуждая их к тем или иным формам социальной активности.[1] Согласно методологическому подходу Дж. Дин, новая стоимость создается в процессе производства и распространения контента в сетевых коммуникационных взаимодействиях,
который используется для маркетингового анализа целевых аудиторий потребителей, распространения рекламных сообщений и продвижения производимых товаров и услуг от производителя к потребителю. [2] Точка зрения Дж. Дин была поддержана В.В. Декаловым. [3]
Как полагает политолог Дж. Кин, в современной экономике информационных потоков в основные ресурсы производства превращаются время и внимание, уделяемое пользователями в своем бюджете сообщениям, циркулирующим в Интернете, которые и формируют коммуникационную составляющую современной экономической деятельности: «в эпоху коммуникационного изобилия пользователи Интернета обнаружили, что их личные данные стали топливом для быстро развивающейся в сети рыночной экономики» [4, с.48].
Цифровая эпоха развития экономики актуализировала «digital labour» или цифровую форму трудовой деятельности, которая интегрирует деятельность в области разработки и адаптации программных продуктов компьютерного обеспечения материального производства для внедрения их в современное производство, деятельность по выявлению, разработке и обработке различных материальных ресурсов, деятельность в сфере материального производства, деятельность по разработке цифровых технологий, производству и использованию инфор-мациональных форм труда. [5, P.59]
После прочтения работы Дж. Дин, однако, возникает закономерный вопрос - что общего и чем различаются информациональный и коммуникативный капиталы? Как охарактеризовать современную эпоху социального развития - как информациональную или коммуникативную?
Представляется, что Дж. Дин писала свою работу под влиянием трудов Ю. Хабермаса, который полагался на конвенциональные основания коммуникативных взаимодействий в рамках использования информационных сетевых технологий. В условиях конкурентных взаимоотношений, в том числе и с использованием информационных технологий сетевого порядка, такая интерпретация идеализирует цели использования информационных технологий в рамках различных уровней рыночной конкуренции: «Тот или иной общий для многих жизненный мир предлагает определенный запас культурных самоочевидностей, из которого участники коммуникации в своих интерпретативных усилиях заимствуют устраивающий всех образец истолкования» [6, с.202].
Позднее этот идеалистический посыл был основательно переработан и превращен в ресурс в форме нематериального капитала - коммуникативный капитал, центральной идеей которого стала привлечение внимания к сообщениям в сетевой коммуникации: [7] «коммуникативный капитал — это стоимость, возрастающая в процессе: 1) выстраивания экономических отношений с пользователями, чье внимание было удержано на участке сети; 2) отчуждения коммуникативного продукта этих пользователей и его реализации третьим лицам. Иными словами, коммуникативный капитал — так же, как и капиталы социальный и культурный, — это превращенная форма экономического капитала» [7,с.402]. Центрированность приведенного определения на сетевых формах коммуникативных взаимодействий вполне очевидна.
Информациональный капитал в социально-экономической сфере современного общества реализуется в трансформированных формах - форме интеллектуального, эмоционального, символического капиталов, представляя собой один из важных драйверов современного поступательного развития.
Развитие Интернет-коммерции, биржевой деятельности, сетевых форм производства банковского и интеллектуального капитала, экономической аналитики с использованием информациональных форм социально-экономической деятельности являются важными факторами современного развития, однако не заменяют индустриального и аграрно-промышленного производства, а содействуют снижению производственных издержек.
Нельзя отождествлять формирующееся информациональное общество с сетевым, как это представляли на этапе его генезиса ученые, которые и формировали концептуальные подходы к этому феномену современного развития базовых технологий развития общества. [8-14] Отнюдь не все сектора современного общества и современной экономики имеют сетевые основания. Именно информация и знания, воплощенные в информационном и интеллектуальном капитале, а не коммуникативные взаимодействия между акторами социально-экономических процессов являются основным производственным ресурсом в современной экономике.
Информационный капитал может пребывать в различных состояниях - рефракторном, латентном, актуальном, открытом и закрытом для ретрансляции и восприятия состояниях - например, текст, вербальная составляющая которого зашифрована. Он может сохраняться, передаваться, трансформироваться в другие формы капитала, находиться в интегрированных формах с другими видами нематериальных форм капиталов (например, в визуализированном, инфографическом, выраженном математическими символами и операторами. Информация требует от воспринимающего ее целевого пользователя владения определенным уровнем функциональной грамотности для релевантного понимания заключенного в ней смысла. В тоже время, она не предполагает определенно высокого уровня интеллектуального капитала у реципиента. Современные средства программирования цифровых технологий способны создавать простые и понятные интерфейсы, содержащие протокол работы с различными стандартизированными видами информации. Поэтому вряд ли целесообразно концептуально интегрировать интеллектуальный и информационный капиталы, как это представлено в кандидатской диссертации по экономической теории В.А. Бученкова.[15] Тем более, что если интеллектуальный капитал пребывает в инкорпорированном состоянии, ( те есть неотделим от конкретного индивида и уровня его обыденных знаний и профессиональной подготовки, а также индивидуальных аналитических способностей, сформировавшихся в процессе социализации и усвоения знаний),[16] то информационный капитал может пребывать как в инкорпорированном состоянии, так и находиться на различных неинкопорированных внешних носителях (в базах данных, архивах, библиотеках, сетевых хранилищах и т.п.).
Информационные технологии, основанные на математических алгоритмах и логически выстроенных протоколах действий оператора, являются универсальным средством анализа сложных экономических процессов и организации системы принятия управленческих системах решений. Они позволяют управлять сложными социально-экономическими процессами, создавая как дополнительную стоимость и снижая производственные и управленческие издержки, повышая качество управления.
Все сказанное выше позволяет утверждать, что концепт коммуникативного капитализма Дж. Дин является избыточным и слабо обоснованным. Представляется целесообразным использовать в методологическом аппарате экономической теории концепт информационального общества.
Источники:
1. Dean J. Blog Theory. Cambridge- Maiden: Polity Press, 2010. - 143 p.
2. Dean J. Communist Horizon. London - New York: Verso Books, 2012.-250 p.
3. Декалов В.В. Концепция коммуникативного капитализма как политическая теория медиа: гносеология и прагматика. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Специальность: 10.01.10 - Журналистика (На правах рукописи). - СПб.: СПбГУ, 2018 - 107 с.
4. Кин Дж. Демократия и декаданс медиа / Пер. с англ. Д. Кралечкина; под науч. ред. А. Смирнова. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. С.48. - 312 с.
5. Fuchs C. Critical Theory of Communication: New Readings of Lukacs, Adorno, Marcuse, Honneth and Habermas in the Age of Internet. = London: University of Westminster Press, 2016. -236 p.
6. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие: Moralbewusstsein und kommunikatives Handeln: Пер. с нем. /Под ред. Д.В. Скляднева. - СПб.: Наука, 2000. - 377, [2] с.
7. Декалов В.В. Коммуникативный капитал: концептуализация понятия // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Социология. - 2017. - Т.10.- Вып.4. - С.397-409.
8. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество.2-е изд. - М.: Academia, 2004. - 788 с.
9. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Academia, 1999. С.494-505.
10. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. - М.: ГУ-ВШЭ, 2000.- 608с.
11. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М.: Начала, 1997.- 180 с.
12. Стиглер Дж. Экономическая теория информации // Теория фирмы. Вехи экономической мысли. Вып.2. - СПб.: Экономическая школа, 1995. С. 507-529.
13. Martin W.J. The information society. - London: Aslib, 1988. - 174 p.
14. Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. - Washington: World Future Soc., 1983. - 171 p.
15. Бученков В.А. Формирование интеллектуально-информационного капитала в современной экономике. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Специальность - 08.00.01 Экономическая теория (На правах рукописи).- Орел: ФГБУ ВПО «Государственный университет - учебный научно-производственный комплекс, 2015.- 191 с.
16. Бурдье П. Формы капитала // Классика новой экономической социологии / сост. В. В. Радаев, Г. Б. Юдин ; пер. с англ. и с фр. ; под науч. ред. В. В. Радаева, Г.Б. Юдина; Национальный научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики». - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. С. 293 - 315. References:
1. Dean J. Blog Theory. Cambridge- Malden: Polity Press, 2010. - 143 p.
2. Dean J. Communist Horizon. London - New York: Verso Books, 2012.-250 p.
3. Decalov V.V. The concept of communicative capitalism as a political theory of media: gnoseology and pragmatics. Dissertation for the degree of candidate of political sciences. Specialty: 10.01.10 - Journalism (As the manuscript). - SPb.: St.Pe-tersburg State University, 2018 - 107 p.
4. Kin J. Democracy and Media Decadence/Per. from the English D. Kralechkin; under scientific. ed. A. Smirnova. - M.: Ed. House of the Higher School of Economics, 2015. С.48. - 312 p.
5. Fuchs C. Critical Theory of Communication: New Readings of Lukacs, Adorno, Marcuse, Honneth and Habermas in the Age of Internet. = London: University of Westminster Press, 2016. -236 p.
6. Habermas Yu. Moral consciousness and communicative action: Moralbewusstsein und kommunikatives Handeln: Per. with him ./Ed. D.V. Sklyadeva. - SPb: Science, 2000. - 377, [2] p.
7. Dekalov V.V. Communicative capital: conceptualization of a concept//Bulletin of the St. Petersburg university. - Sociology. -2017. - T.10. - Issue 4. - P. 397-409.
8. Bell D. The upcoming post-industrial society, 2nd ed. - M.: Academia, 2004. - 788 p.
9. Castels M. The formation of a society of network structures//New post-industrial wave in the West. Anthology. Ed. V.L. Ino-zemtseva. - M.: Academia, 1999. P. 494-505.
10. Castels M. Information era: economy, society, culture. - M.: GU-HSE, 2000.- 608s.
11. North D. Institutions, institutional changes and the functioning of the economy. - M.: Beginnings, 1997.- 180 p.
12. Stigler J. Economic information theory//Firm theory. Milestones of economic thought. 2. - SPb: Economic School, 1995. P. 507-529.
13. Martin W.J. The information society. - London: Aslib, 1988. - 174 p.
14. Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. - Washington: World Future Soc., 1983. - 171 p.
15. Buchenkov V.A. Formation of intellectual and information capital in the modern economy. Dissertation for the degree of candidate of economic sciences. Specialty - 08.00.01 Economic Theory (As a Manuscript). - Eagle: FSBI VPO "State University - Educational Research and Production Complex, 2015.- 191 p.
16. Bourdieu P. Forms of capital // Classics of a new economic sociology/composition. V.V. Radaev, G.B. Yudin; pen from
English and from French; under scientific. ed. V.V. Radaev, G. B. Yudin; National Research University "Higher School of
Economics." - M.: Ed. House of the Higher School of Economics, 2014. P. 293 - 315.
DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10787
Т.С. Ласкова - доцент кафедры информационной экономики, Факультет экономический, Южный федеральный университет, ([email protected]),
T.S. Laskova - associate Professor of information economics, Economic faculty, Southern federal university;
Д.С. Ласкова - бакалавр 2 курса направления 38.03.01 «Экономика», Факультет экономический, Южный федеральный университет, ([email protected]),
D.S. Laskova - bachelor of 2 year direction 38.03.01 «Economics», Economic faculty, Southern federal university.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ТРУДА
В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ США) INTERNATIONAL ASPECTS OF THE TRANSFORMATION OF THE SYSTEM OF COMPETENCIES OF LABOR MARKET PARTICIPANTS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF THE ECONOMY (ON THE EXAMPLE OF THE UNITED STATES)
Аннотация. Цифровая революция привела к росту электронной торговли, экономике свободного заработка, автоматизации, искусственному интеллекту и другим цифровым технологиям, которые разрушили традиционные секторы экономики, такие как производство и розничная торговля. Широкополосный и высокоскоростной выход в Интернет является одной из самых преобразующих технологий, которые только появляются. Интернет и цифровые инновации, которые он повлёк за собой, кардинально изменили характер рабочего процесса, образования, здравоохранения, общественной безопасности и доступа к государственным и финансовым услугам. Интернет-связь создала условия для развития трудовых ресурсов, бизнеса в малообеспеченных и сельских районах, преодоления проблем образования и выработки новых производственных и рознично-торговых вакансий. Широкополосная связь в настоящее время является базовой инфраструктурой, необходимой для благополучия всех сообществ. Несмотря на невероятные достижения в области широкополосных технологий, эти инновации доступны далеко не всем.
Abstract. The digital revolution has led to the growth of e-Commerce, the free-earnings economy, automation, artificial intelligence, and other digital technologies that have disrupted traditional sectors of the economy, such as manufacturing and retail. Broadband and high-speed Internet access is one of the most transformative technologies that is emerging. The Internet and the digital innovations it has brought with it have dramatically changed the nature of the workplace, education, health, public safety, and access to public and financial services. Internet communication has created conditions for the development of labor resources, business in low-income and rural areas, overcoming educational problems and developing new industrial and retail trade vacancies. Broadband is now the basic infrastructure needed for the well-being of all communities. Despite the incredible advances in broadband technology, these innovations are not available to everyone.
Ключевые слова: цифровая революция, инновации, экономика свободного заработка, электронная торговля, трудовые ресурсы, бизнес.
Keywords: digital revolution, innovation, economy of free earnings, e-Commerce, labor resources, business.
Согласно отчету Федеральной комиссии связи (FCC) о прогрессе в области широкополосной связи за 2016 год, 34 миллиона американцев не имеют доступа к фиксированной широкополосной связи со скоростью не менее 25 мегабит в секунду (Мбит/с) для загрузки документов и 3 Мбит/с для загрузки сайтов. Домохозяйства США, зарабатывающие до 25 тыс. долларов, обладают коэффициентом широкополосного принятия сигнала в 47 %, в то время как те, кто зарабатывает более 100 тыс. долларов, имеют коэффициент принятия сигнала 92 %. Такая тенденция прослеживается по всему миру и воплощается в цифровом разрыве - это разрыв между людьми, которые имеют доступ к широкополосным услугам и знают, как пользоваться интернетом, и теми, кто не имеет такого доступа или знаний. Те, кто оказался на неподходящей стороне цифрового разрыва, включая людей с низкими доходами, с менее формальным образованием, сельское население, пенсионеров и пожилых работников, а также меньшинства, страдают от дальнейшего экономического, социального, медицинского и политического неравенства в результате разъединения.
Развитие трудовых ресурсов. Развитие рабочей силы - ценный инструмент для вывода людей из нищеты и создания условий для восходящей мобильности. Преодоление цифрового разрыва является важным шагом на пути к получению экономических выгод от квалифицированной рабочей силы. Возможности рабочей силы ограничиваются, когда сообщества с низким и средним уровнем дохода (LMI) не имеют широкополосного доступа. По данным из Pew Research Center, 79 % жителей США использовали интернет при своём последнем поиске работы, при этом 37 % неширокополосных получателей интеренет-сигнала указывают, что им было бы нелегко