СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
П роблемы теории, методологии и истории социологии
YAK 316.454 ББК 60.524.224
Е.А. ШУКЛИНА
E.A. SHUKLINA
КОММУНИКАТИВНЫМ ПОДХОД: КОННЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ФУНШИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
COMMUNICATIVE APPROACH: CONCEPTUAL PATTERNS, METODOLOGICAL ASPECTS AND FUNCTIONAL FEATURES
Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 16-03-00051 «Нелинейная динамика образовательных общностей в мегаполисе в условиях социальной неопределенности»
В статье анализируется коммуникативный подход как общенаучный метод и социологическая методология. Осуществлена систематизация концептуальных моделей коммуникативного подхода с позиций социологического знания. Представлен анализ их методологических особенностей и функциональных характеристик.
In the article communicative approach is analyzed as a general scientific method and sociological methodology. Conceptual patterns of communicative approach on the part of sociological cognition are systematized. The analysis of their methodological aspects and functional features is presented in the article.
Ключевые слова: коммуникативный подход, коммуникация как нарратив, коммуникация как дискурс, социосемиологическая модель коммуникации, символически-интеракционистская модель коммуникации, конструктивистская модель коммуникации, драматургическая модель коммуникации, системная модель коммуникации, бихевиористская модель коммуникации.
Key words: communicative approach, communication as narration, communication as discourse, social-and-semiological pattern of communication, symbolic-and-interactional pattern of communication, constructivist pattern of communication, dramatic pattern of communication, system pattern of communication, behaviouristic pattern of communication.
Коммуникативный подход является важным общенаучным методологическим средством познания действительности, выступая при этом самостоятельным видом социологической методологии, как, например, институциональный, деятельностный и др. подходы. Его актуализация в последние десятилетия связана с растущим интересом к исследованиям феномена коммуникации и всему разнообразию ее проявлений.
Процессы систематизации и обобщения знания, реализуемые в рамках социологии коммуникации и инициируемые ею, идут по пути включения в ее арсенал всего богатейшего теоретического материала, накопленного в рамках социологической науки. Предложенная в данной статье типология может послужить основой их дальнейшей разработки и конструктивной критики.
Теоретико-методологические основания коммуникативного подхода, с нашей точки зрения, базируются на трех типах коммуникативных технологий, где коммуникация представлена как:
- форма организации языковой среды, являющейся условием социального взаимодействия;
- смыслопорождение, конструирование смысло-символьного пространства;
- способ функционирования социальных систем.
При рассмотрении первого типа технологий можно выделить следующие концептуальные модели коммуникации [2, 4, 9]:
1) нарративную (коммуникация как нарратив);
2) дискурсивную (коммуникация как дискурс);
3) социосемиологическую (где коммуникация - это средство постижения реальности через освоение знаковых систем).
В рамках второго типа технологий целесообразно рассмотреть [1, 3,
7]:
4) символически-интеракционистскую модель коммуникации, в которой коммуникация объясняет сущность социального бытия на основе смысло-символьного взаимодействия;
5) конструктивистскую модель коммуникации, трактуемую как конструирование реальности;
6) драматургическую модель коммуникации, трактуемую как игра созданными смыслами.
В границах третьего типа технологий предполагается выделить для анализа [5, 6, 8]:
7) системную модель коммуникации, где коммуникативное взаимодействие выступает в качестве средства воспроизводства и функционирования институциональных и системных характеристик общества в целом и его отдельных подсистем;
8) бихевиористскую модель коммуникации, трактуемую как система обменных процессов в обществе.
Мы рассматриваем коммуникацию на различных уровнях теоретического знания, поскольку методологические стандарты самой социологической науки задают единство макро- и микроподходов к ее анализу, что обусловлено взаимосвязью глобальных изменений с индивидуально-личностными процессами саморазвития, самореализации.
Каждый из выделенных нами аспектов коммуникации полифункционален, как мы увидим из дальнейшего анализа. Именно поэтому он лишь с определенной долей условности является конкретизацией той или иной коммуникативной технологии. Тем не менее частичное совпадение («пересечение») функциональных характеристик выделенных нами коммуникативных моделей не лишает каждую из них ее специфических особенностей.
Коммуникация как нарратив
Нарратив - это коммуникативное взаимодействие, рассматриваемое в контексте повседневности (М. Хайдеггер, Ж-Ф. Лиотар, Ф. Джеймисон, Х. Уайт и др). Нарратив - монологическое индивидуальное повествование, рассказ, передача историй, сюжетов, мифов, легенд, сказок. Это языковая игра, передающая правила социальной жизнедеятельности, способ закрепления социального порядка. Данное взаимодействие создает языковую среду, обусловливающую процессы индивидуального и группового конструиро-
вания мира и являющуюся условием самоидентификации личности рассказчика и личности слушателей. Суть нарратива - в воспроизводстве культурных смыслов и значений жизненного мира человека, в поддержании смыслового единства и преемственности его жизнедеятельности. Нарратив интенциона-лен, поэтому выступает как посредник между миром культуры и человеческой чувственностью, эмоциональностью.
Можно выделить несколько функций нарративной коммуникации:
- познавательную;
- коллективного воспроизводства смыслов и значений (социальных символов);
- включения индивида в социум;
- обучающую;
- индивидуализации;
- группообразования;
- социального контроля;
- адаптационную.
Нарративная коммуникация является способом познания мира и средством формирования обыденного мышления. Через коммуникативное взаимодействие осуществляется освоение всех социокультурных реалий, формирование обыденных представлений о различных сферах человеческой жизни. Данный вид коммуникации позволяет осваивать ценности, нормы, традиции, стереотипы поведения. Он достаточно универсален и имеет огромный познавательный потенциал, поскольку нарратив - это аксиологическое знание, связанное с высоким уровнем саморефлексии, основанное не только на «субъкт-объектном» и «субъект-субъектном», но и на интерсубъектном взаимодействии. Приобщение ко всем культурным универсалиям имеет коммуникативный характер нарративного типа. Так, например, процесс образования представляет собой детально разработанную нарративную технологию коммуникации, в которой мощные пласты знаний, препарированные педагогами в индивидуализированные, понятийно и сюжетно доступные формы, доносятся до учащихся.
Нарративная коммуникация - это процесс смыслопорождения, коллективного воспроизводства смыслов и значений. Нарративная история изначально ориентирована на реакцию аудитории, которая обогащает ее разнообразием смысловых оттенков. Строго говоря, любая нарративная история - это результат коллективного творчества, процесс коллективного создания смысловой конструкции, на своем завершающем этапе обретающей статус социального символа.
Нарративная коммуникация - это средство включения индивида в социум. В рамках этого взаимодействия индивидуальные состояния обретают социальный смысл, встраиваются в существующую культурно-нормативную систему. Нарратив - это способ коллективного осмысления индивидуальных проявлений личности, посредством которого ее поведение, потребностно-мотивационные и ценностно-нормативные характеристики получают легитимность.
Нарративная коммуникация реализует также обучающую функцию, включая человека в смысловой континуум социума, демонстрируя ему разнообразие способов осмысления и оценки социальных реалий. В процессе взаимодействия человек не только получает информацию, но и учится оценивать и осмысливать действительность, формирует представления о типичном и нормативном. Данное взаимодействие не только организует поведение индивида, но и делает его понятным, «осмысленным» в рамках определенного социокультурного контекста.
Нарративная коммуникация - это не только средство включения индивида в социум, но и условие самореализации и самоутверждения личности. Она осуществляет функцию индивидуализации, выступая способом социальной легитимации индивидуальных проявлений. Будучи ориентирова-
на на сохранение индивидуального разнообразия, нарративная коммуникация адаптирует индивидуально-личностные проявления к широкому смысловому диапазону, в ней человек обретает право на экстраординарность и уход от обыденности. Собственно, нарративная история и выступает как повествование об экстраординарном. Ее временной континуум простирается от мифологических сюжетов до необычайных случаев сегодняшнего дня, оценочный диапазон охватывает все многообразие характеристик явлений.
Несмотря на то, что нарративная история ситуативна и ее содержание, да и само появление, порой кажется случайным, тем не менее она является важным способом организации коммуникативного пространства личности. Как средство воспроизводства и трансляции смысла она несет в себе организующее начало и является основой группообразования. Собственно, идеология любых формальных и неформальных групп основана на нар-ративе как способе «цементирования» их единства. Существование груп-пообразующего нарратива возможно лишь на конвенциональных условиях принятия повествования, его смысла, содержания, формы, субъекта и характера его воздействия на окружающих.
Нарративная коммуникация - это средство социального контроля, она обеспечивает адекватность понимания нормативного, способствует развитию, обогащению, дифференциации нормативного поведения, упорядочивает соотношение нормы и отклонения в обыденном сознании и действии человека. Она - одно из самых «мягких» средств контроля, поскольку давление нарратива минимально, он воспроизводит нормативные структуры повседневности ненавязчиво, исподволь, в условиях конвенциональности, взаимной заинтересованности коммуникантов, бережного отношения к индивидуальности. Механизм нарративной коммуникации заключается в постоянном сопоставлении индивидуальных случаев с нормативными образцами, а его результат - встраивание индивидуального в социокультурный контекст.
Нарративная коммуникация - средство адаптации личности к социальной среде. Она выполняет функцию сопровождения и контроля адаптационного процесса, оценки его результата. Нарративом обусловливаются широта смыслового диапазона и интерпретирующие возможности адаптан-та. Включение личности в коммуникацию через принятие нарративных символов, ее идентификацию с групповыми ценностями, нормами и, наконец, самоидентификацию с социально заданными ролями обусловливает успешность адаптационного процесса. Оптимальная адаптация, в свою очередь, является средством конструктивизации и редукции конфликтов.
Итак, нарративная коммуникация выполняет ряд функций, наиболее значимые из которых: смыслопорождение, индивидуализация, обеспечение единства и преемственности жизнедеятельности личности и социальной группы, познавательная, обучающая, демонстрационная, адаптирующая, социального контроля и др.
Рассматривая механизмы нарративной коммуникации, необходимо отметить, что ее субъектами выступают «личность - личность», «личность -группа», «группа - группа» и более крупные социетальные образования, например, «группа - общество в целом», когда речь идет о метанарративах в условиях индустриального общества.
Нарративная коммуникация может быть массовой и межличностной, различаясь средствами трансляции информации, диапазоном воздействия и социальными функциями. Нарратив можно рассматривать и как автокоммуникацию - истории самому себе про самого себя как средство самоидентификации.
Отмечая особенности нарративной коммуникации, необходимо указать, что она монологична, поскольку представляет собой поток сознания и действия, организующей силой которого выступает человеческая интенцио-нальность. Интенциональность лежит также и в основе восприятия и понимания монолога.
Для нее характерно, с одной стороны, переплетение реального и вымышленного, с другой - стремление к воссозданию правдоподобия. В нарра-тиве допускается «небрежность» в манипулировании историей, и в то же время ему свойственна событийная последовательность.
В первую очередь нарратив реализуется как повседневное общение. Вплетаясь в ткань обыденных действий, он воспроизводит основные конструкты повседневности. Однако в условиях индустриального и постиндустриального обществ, отличающихся усложненными способами трансляции информации, нарратив обретает характеристики тотальности.
Появление «книжной» культуры позволило расширить границы межличностных контактов, сделав текст заместителем одной из сторон коммуникативного взаимодействия. Нарративная коммуникация становится профессиональным видом деятельности, она обрела профессионалов в лице литераторов, религиозных деятелей, философов и самых различных представителей гуманитарного и естественнонаучного знания.
Собственно в индустриальном обществе нарратив трансформируется в метанарратив, когда повествование транслируется уже на все общество в целом, оказывая на него унифицирующее воздействие. Метанарративы объединяют знание, легитимность и власть и становятся механизмом легитимации знания, обслуживающего властные структуры и являющегося социально полезным.
Метанарративу как коммуникативному взаимодействию свойственны ряд особенностей. Во-первых, в содержательном плане - это отход от индивидуальных характеристик говорящего, рациональность, ориентация на диспозицию «истинное - ложное». Метанарратив - деиндивидуализированное знание, знание личностно не окрашенное, содержащее истины предельных значений и ориентированное на дихотомию истинного и ложного. Во-вторых, метанарратив имеет свои особенности и в плане осуществления и организации взаимодействия, он представляет собой институциализированный способ трансляции информации и является, как правило, опосредованным типом коммуникативного взаимодействия («книжная», «экранная» культура).
Эти характеристики сужают индивидуализирующие возможности метанарратива, а для субъекта осложняют процессы личностной самоидентификации, самоотождествления в процессе коммуникативного взаимодействия. Под воздействием метанарратива путь к самоидентификации осуществляется через общее к единичному.
Давление доктринального метанарратива - это то, от чего в первую очередь избавляется информационное общество. В постиндустриальном обществе метанарративы утрачивают свои легитимирующие способности. Здесь коммуникация выступает как бесконечное разнообразие выборов языковых игр и форм самореализации, с ними связанных. Коммуникативные взаимодействия характеризуются многообразием, отсутствием давления метанар-ратива, отказом от поиска истины, объединяющей все знание. Многообразие мира предполагает многообразие форм знания. Знание как лингвистический, исторический, социальный конструкт конвенционально. Отказ от претензий на всеобщую истину, нормативность в знании приводит сосуществованию двух тенденций: с одной стороны, к деконструкции субъекта, с другой -к его ориентации на активное самоконструирование.
Плюрализация общества в целом и его информационной сферы в частности приводит к возрождению первоначальных функций нарратива, связанных с индивидуализацией личности. Сам он как вид коммуникативного взаимодействия не исчезает, поскольку остается потребность в индивидуально-личностном толковании социально значимого знания. Тем не менее усложненность социальной среды и социальных контактов не позволяет полностью вернуться к нему как «мононарративу», он, скорее, возрождается в качестве «полинарратива», подключая личность к разным коммуникативным средам, тем самым предоставляя ей широкие возможности самореализации.
Коммуникация как дискурс
Центральное понятие данной коммуникативной модели - дискурс. Истоками его содержания можно считать коллективное сознание Э. Дюркгей-ма, принятие перспектив другого Г. Мида, коммуникативное действие, рациональную реконструкцию Ю. Хабермаса. Понятие актуализировано в социологии развитием интерпретативных парадигм, при которых обоснование теории общества осуществляется исходя из анализа интерактивных и коммуникативных отношений, а в основе теоретизирования уже лежит не трудовая деятельность, а коммуникационные процессы. При помощи коммуникативной рациональности объясняются процессы символического воспроизводства жизненного мира (контекста процессов понимания. - Ю. Хабермас) социальных групп.
Символическое самовоспроизводство и самоинтерпретация жизненного мира - основа дискурса. Дискурс - коммуникативное взаимодействие, основанное на интерсубъективном понимании людей, имеющих общий жизненный мир. Дискурс базируется на коммуникативной рациональности и является формой аргументации коммуникативного действия.
Дискурс трактуется двояко, как: 1 - свободная коммуникация в контексте единого смысло-символьного коммуникативного пространства; 2 - само коммуникативное пространство, представляющее интерсубъективный консенсус относительно целерационального.
Коммуникация как дискурс реализуется в границах интерсубъективных значений, базируется на понимании (как онтологической характеристике бытия), предполагает согласие участников коммуникации на уровне интерпретации и практики, выражается через удовлетворение взаимных ожиданий коммуникантов. Дискурс основывается на коммуникативной компетентности субъектов, включающей в себя их навыки владения языком, знание условий и нормативных ограничений социума, а также их смысловые интерпретации. Коммуникативная компетенция как становление смысла и значения языковых выражений реализуется через дискурсивную практику.
Дискурс предполагает наличие коммуникационной общности. Это может быть какая-либо социальная группа или общество в целом. Данная общность выступает субъектом истины, ее носителем. Познание истины ограниченно в дискурсе. В теоретическом дискурсе особое место занимает идеальная коммуникационная общность, предполагающая неограниченные возможности соглашения. Существующий зазор между реальной и идеальной коммуникационными общностями определяет направления познания и социальной деятельности. Стремление к развитию связано с ликвидацией диспропорций и асимметрий в реальной коммуникативной общности как на социетальном уровне (например, достижение экологической безопасности общества), так и на групповом и индивидуальном (разрешение межличностных конфликтов). В основе этого движения лежит дискурсивная практика.
Дискурс - гарант базового консенсуса, поддерживаемого традицией, с одной стороны, и открытого для интерпретаций - с другой. Это свободная коммуникация, осуществляемая без давления инструментальной рациональности. Тем не менее, поскольку противостояние «жизненный мир - система» искажает коммуникацию, то дискурс - в то же время и глубинная герменевтика, позволяющая найти эти искажения, вызванные давлением идеологии. Дискурс лежит в основе процесса эмансипации знания и борьбы против искажения коммуникации тонко легитимированной репрессией.
Представление об искажениях коммуникации предполагает наличие комплекса научного знания, где должны присутствовать теория нормальной коммуникации и социальные дисциплины, выявляющие источники искажающего воздействия идеологии. Они позволяют реконструировать социальный
объект. В их основе - дискурсная теория истины, которая объясняет логику познавательного процесса и исследовательской деятельности.
Дискурс тесно связан с процессом познания, поскольку познание в коммуникации интерсубъективно, конвенционально, создается языковыми формами взаимопонимания. Познание - соглашение, оно гарантирует интерсубъективную значимость знания. Научное исследование реализуется в процессе кооперации коммуникационной общности ученых. Дискурсивная рациональность проявляется в их равноправной дискуссии.
Реконструкция объекта, связанная с ликвидацией искажений коммуникации, возможна с помощью дискурса на теоретическом и практическом уровнях для общества в целом и отдельного индивида. Теоретический дискурс лежит в основе рациональной реконструкции, которая определяет априорные условия знания и взаимодействия. На уровне общества осуществляется анализ глубинных структур организационного и технического знания, описывающего различные формы социальной интеграции. Выдвинутые положения открыты для проверки в дискурсе. Их особое значение заключается в том, что они дают возможность диагностировать современные проблемы развития общества в целом и его отдельных подсистем.
На индивидуальном уровне искажения коммуникации связаны в условиях постиндустриального общества с самыми различными факторами, например, ростом взаимного непонимания частной сферы и общественности, углублением провинциализации жизненных миров и др. Эти искажения снимаются не только с помощью познания общества, но и благодаря саморефлексии. Она позволяет выявить детерминанты, которые символически опосредуют практическую деятельность и общую картину мира, сформированную у человека. На примере психоанализа это видно особенно хорошо. Такой терапевтический процесс связан с выявлением у индивида проблем интерпретации символических структур, обнаружением механизмов подавления, блокирующих нужные интерпретации, осознанием скрытого содержания символического действия, получением правильной интерпретации и ее интенциональным принятием пациентом.
Диалоговые процессы лежат в основе самопонимания, самоформирования. Они помогают осознать структуры искажения, связанные с доминированием, скрытыми репрессиями, идеологическим воздействием. В процессе саморефлексии наиболее явно проявляется интерес к знанию во имя знания, он начинает коррелировать с потребностью индивида в автономии, самодостаточности. У человека формируется эмансипационный когнитивный интерес (Ю. Хабермас), который обеспечивает связь между теоретическим знанием и повседневностью. Человек, имеющий дискурсивную практику, осознанно и активно занимается самообразованием, понимая, что знание -это отрефлексированная форма процессов обучения. Эмансипационный когнитивный интерес лежит в основе самопостроения, самоформирования личности, в этом его особое значение для индивидуально-личностного развития. Кроме этого, эмансипационный когнитивный интерес является стимулом развития гуманитарного знания, дискурсивный характер которого служит основой его реализации.
В контексте дискурсной модели можно выделить следующие функции коммуникации:
- познавательную;
- эмансипации знания;
- рефлексивную (для индивидуальных субъектов коммуникации);
- диагностическую (для диагностирования современных проблем развития общества, отдельных социальных групп и индивидов);
- достижения консенсуса (для социальных групп, общностей и общества в целом).
Социосемиологическая модель коммуникации
Основное направление анализа коммуникации в рамках социосемиоло-гической модели - исследование текста как вида знакового общения, реализующего социальные связи посредством трансляции знания от одного социального объекта к другому.
Текст - модель реальности, обладающая сложной смысловой структурой и являющаяся основой интерпретации. Как многосмысловое единство, он выступает носителем социальных символов, обладает исторической памятью, с одной стороны, и способностью генерировать новые значения - с другой.
Саму реальность тоже можно рассматривать как текст. С появлением «книжной» культуры смена видов коммуникации приводит к текстуализации реальности. Реальность как текст подвержена интерпретациям; если в эпоху модернизма они «организуют» метатекст культуры, то в постмодернизме происходит их деконструкция. Полифония и децентрированность - новые характеристики текстовой реальности.
Коммуникация, обслуживающая текст, также многообразна, как и сами тексты. Развитие коммуникации и эволюция текстов - два взаимообус-ловливающих процесса.
Коммуникативная деятельность в рамках социосемиологической модели представляет собой вид текстовой деятельности. Это освоение субъектом социально значимой информации, представленной в текстовом виде, ее интерпретация и интериоризация. Текст здесь выступает не как языковая единица, а в качестве содержательно-смысловой целостности, соотносимой с коммуникативно-познавательным намерением субъекта и коммуникативно-мотивационным действием создателя текста. Оппонентами субъекта коммуникативной деятельности являются типизированные социальные конструкты, нормы, ценности, представленные с различной степенью обобщенности в виде текста как квинтэссенции культуры.
Коммуникация как текстовая деятельность - наивысший уровень знакового общения. Это осознанная, целенаправленная, мотивированная деятельность, предполагающая заранее выработанные инструментальные навыки и социально-психологические характеристики субъекта. Данное коммуникативное взаимодействие предполагает практическое овладение навыками работы с текстами, формирование потребностно-мотивационной сферы текстовой деятельности, оптимизацию социокультурного взаимодействия «субъект коммуникации - затекстовая реальность».
Структура текстовой деятельности включает процедуры восприятия, понимания, интерпретации и порождения текстов. Данные единицы коммуникативно-познавательного действия субъекта, и особенно последняя, обусловливают подлинную диалогичность и завершенность коммуникации.
Текстовая деятельность как самостоятельный вид коммуникативной деятельности определяет стратегию решения коммуникативно-познавательных и социально-практических проблем субъекта, но в силу их сложности и многообразия (профессиональных, морально-этических, эстетических, социально-психологических и других проблем) имеет многоуровневую структуру.
Ключевым для социосемиологической трактовки коммуникации является понятие «смыслового контакта». Смысловой контакт - это ведущее условие коммуникативной деятельности, поскольку выступает базой для восприятия и понимания текстов, а также интерпретативных и текстопорождающих усилий субъекта. Условием текстовой коммуникации является знание со-циокода, который организует деятельность и общение. Смысловой контакт предполагает идентичность социокультурного кода для субъектов коммуникации. Бесспорно, существует коммуникативная деятельность и за пределами смыслового взаимодействия, например, неосознанно перенимаемые соци-
окультурные стереотипы (обычаи, ритуалы). В данном случае она выступает как стихийный процесс, детерминируемый внешним воздействием, а не собственными усилиями личности. Наличие смыслового контакта дифференцирует коммуникативную деятельность по степени осознанности, уровню мотивированности, характеру самоорганизационных усилий субъекта.
Необходимо отметить, что смысловой контакт определяет и уровень диалогичности коммуникации, что в свою очередь является показателем ее социальной эффективности. Эффективная (диалогичная) коммуникация оптимизирует социальные связи, усиливает социокультурный взаимообмен, является базой духовного производства общества и основой социальных инноваций. Актуализируя обмен деятельностью между социальными субъектами, она воздействует на общественное сознание и общественную практику людей.
Социальная роль коммуникативной (текстовой) деятельности видится в усвоении и трансляции опыта, ценностей, норм, идеалов, воспроизведении социокультурных образцов, реализации функции социальной памяти, актуализации сознания и практической деятельности личности, формировании общественного мнения и общественного сознания в целом.
Социальным смыслом и результатом коммуникативной (текстовой) деятельности является также процесс самоорганизации знания социального субъекта. Он может быть рассмотрен как автокоммуникация. Субъект осваивает содержательную сторону текста, интуитивно постигает его контекстовую нагрузку, вступая в определенные отношения с его собственной индивидуальной либо групповой социальной памятью, порождая диалог как механизм автокоммуникации. Автокоммуникация предполагает рефлексивную активность субъекта, которым является и личность, и группа (общность), и общество в целом.
На индивидуальном уровне автокоммуникация - это индивидуально-личностное смыслопорождение, когда текст, выступающий ее источником, обрастает новыми значениями, ассоциациями, имеющими глубоко личностный смысл. На групповом уровне автокоммуникация порождает целостное знание как определенный тип субкультуры, на социетальном - происходит процесс формирования ментальности. Автокоммуникация разных уровней существует в единстве. Так, сокровенные личностные открытия тем не менее довольно часто не выступают в роли приватных. Будучи обнародованы, они подчас имеют сильный общественный резонанс, что еще раз подтверждает их социальную обусловленность и многоуровневую детерминацию.
Символический аспект коммуникативной (текстовой) деятельности заключается в том, что текст является не только выразителем определенного социального символа, но и несет в себе стратегии его достижения. Распознавание и освоение символики текста реализуется в индивидуальных и групповых жизненных стратегиях, является отражением регулятивных возможностей социальных символов. В данном случае текст выступает как социальная модель жизненного пути.
Все три рассмотренные выше модели коммуникации: нарративная, дис-курсная, социосемиологическая - взаимосвязаны, между ними нет непроходимой грани, в той или иной мере они реализуют общие функции, при анализе одной из них необходимо обращаться к методологическим возможностям другой. Тем не менее, выступая в качестве объекта анализа, каждая из указанных моделей специфична, автономна и самодостаточна. Переходя к анализу следующего аспекта коммуникативного подхода, связанного с исследованием технологий смыслопорождения, рассмотрим три коммуникативных модели: символически-интеракционистскую, конструктивистскую и драматургическую.
Символически-интеракционистская модель коммуникации
Данная модель представляет собой объяснение коммуникации как смысло-символьного взаимодействия. В ее основе - антропологическая теория коммуникации, в контексте которой специфически человеческая коммуникация возможна за счет создания общезначимых символов (Дж. Г. Мид), а социальное действие реализуется, когда действующие в состоянии учитывать смысл, подразумеваемый друг другом (М. Вебер).
Коммуникация обусловлена взаимным принятием коммуникантами ролей друг друга и пониманием перспектив действий, с ними связанных. Сама социальная роль, ее содержание формируется во взаимодействии. Принятие роли другого стимулирует процессы саморефлексии, оптимизирует управление собственным процессом коммуникации.
Коммуникативное взаимодействие - предпосылка возникновения идентичности. Идентичность - это не собственно индивидуальное, а осознание, рефлексия социального в себе, она формируется, когда в процессе коммуникации индивид «тематизирует» себя. Идентичность - осознание Я как носителя социальных свойств. Идентичность и интеракция взаимно переходят друг в друга. Сформировать у человека целостную идентичность способен обобщенный другой - социальная группа, потребности, интересы, цели которой учитывает в процессе коммуникации участник взаимодействия. Всеобъемлющим обобщенным другим выступает общество.
В процессе коммуникативного взаимодействия, с одной стороны, осваиваются и творятся новые стороны идентичности, и личность, рефлексируя, обретает многогранность; с другой - создается, воспроизводится и усложняется смысло-символьная среда коммуникации, определяющая структуру и характер социального действия. Действующий индивид создает свой социальный мир в процессе коммуникации с другими людьми, его несоответствие общепринятому социальному порядку является основой формирования идентичности и предпосылкой социальных изменений. Символически-интеракционистская модель коммуникации подчеркивает то, что человек выступает творцом социального порядка, а не принудительно подчинен его действию. Это связано с тем, что социальное действие не может быть объяснено только социальными нормами, но и содержит их интерпретацию.
Коммуникация является основой постоянного воспроизводства смысла социального взаимодействия. В процессе коммуникации воспроизводятся нормативно-принятые социальные символы, они переопределяются участниками взаимодействия благодаря взаимной интерпретации ими социальных действий. Определение ситуации с двух сторон в процессе коммуникации служит основой формирования структурных условий социального взаимодействия. Смысло-символьное пространство коммуникации создает базу социального действия и социального творчества. Повторяющиеся и заранее предусмотренные, получившие смысл и значение формы социальных действий составляют сущность социальности.
В контексте символически-интеракционистской модели можно выделить два вида коммуникации: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя коммуникация - это социальная интеракция с самим собой, она представляет собой принятие роли другого участника интеракции и реакцию на внутреннюю коммуникацию другого.
Внутренняя коммуникация реализует следующие функции:
- субъективного присвоения идентичности;
- субъективного присвоения социального мира (включая демонстрацию себе объектов и их интерпретацию);
- организации индивидом своих действий на основе этой интерпретации;
- создания и воспроизводства смысло-символьного коммуникативного пространства (через учет значений социальных действий другого в процессе их взаимной демонстрации);
- создания собственного символического мира в непрерывном процессе социальной интеракции («мира для себя» и «мира для других»).
Внешняя коммуникация предполагает такие типы взаимодействия, как «субъект - субъект», «субъект - социальная группа». Она реализует следующие функции:
- формирует, воспроизводит, транслирует, трансформирует социальные смыслы и значения;
- через созданное смысло-символьное пространство коммуникативного взаимодействия определяет содержание социальных действий и воздействует на процессы социального структурирования;
- осуществляет непрерывный процесс взаимного согласования действий членов общества.
Коммуникация как конструирование реальности
Функциональное предназначение данной коммуникативной модели заключается в конструировании смысла субъектами коммуникации, осуществляющемся в процессе постоянного воспроизводства ими жизненного мира через рутину повторения и накопления социального запаса знания. Смысл -это отношения, связи между субъектами, имеющие для них значение.
Смысл возникает на основе универсальных структур субъективной ориентации, которые создаются и воспроизводятся в рамках коммуникативного взаимодействия. Именно коммуникация ставит субъектов в ситуацию постоянного взаимного толкования и самоистолкования, сравнения своего предыдущего социального опыта с новым. Этот процесс упорядочивает субъективный опыт человека, его отношения и связи, обусловливая повседневное «теоретизирование». Смысл постигаемых субъектом значений организует определенным образом его социальное пространство и социальное время. Смыслообразующая составляющая коммуникации обусловливает самоорганизацию субъекта.
«Смыслопорождение в себе» не остается только «для себя», но значимо и для других, понятно другим и тем самым является формой организации не только отдельного субъекта, но и более крупных социальных образований, социальных групп, общностей, общества в целом. Коммуникативное смыслопо-рождение, по большому счету, определяет формы социальной жизнедеятельности человека и их временные характеристики, т. е. темпоральную структуру. Коммуникативные процессы могут замедлять и убыстрять ход исторических событий, определять широту их пространственной локализации. В рамках конструктивистской коммуникативной модели смыслопорождающая функция коммуникации является основной.
Коммуникация определяет процессы конституирования сознания человека и конструирования им повседневного мира. Именно поэтому также одной из существенных функций коммуникации выступает легитимация (объяснение и оправдание) субъективной реальности и социального порядка.
Коммуникация реализуется как в рамках тематического ядра, так и в тематическом поле человеческого сознания. В первом случае коммуникация осуществляется по поводу актуальных для человека явлений, которые новы, не типизированы, активно осваиваются и переживаются субъектом. Данный вид коммуникативного взаимодействия особенно значим для человека, поскольку в нем новые для субъекта явления «тематизируются», т. е. ставятся в определенную смысловую связь, обретая типичность. Во втором случае - тематическом поле сознания - феномен существует уже в качестве типичного, поэтому коммуникативное взаимодействие здесь - это способ воспроизводства стереотипного, устоявшегося, обычного.
Коммуникация выполняет функцию воспроизводства и трансляции знания разного уровня:
1) первичного, дотеоретического, нерефлексируемого, принимаемого на веру («несомненный мир» - это знание того, что знают все);
2) повседневного «теоретизирования» как основы здравого смысла;
3) теоретического, систематизированного и обслуживающего отдельные социальные институты;
4) символического (символический универсум), являющегося матрицей всех значений.
Разные уровни знания порождаются и транслируются с помощью различных видов коммуникации. Первый уровень знания предполагает рутинную коммуникацию, которая реализуется в рамках тематического поля. Она основана на механизмах копирования, подражания. Здесь субъективная реальность и социальный порядок не подвергаются сомнению, они легитимированы рутиной повседневной жизни, свободно транслируются и интернализи-руются в процессе коммуникации.
Второй уровень знания - повседневное «теоретизирование» - осваивается в контексте более сложного коммуникативного взаимодействия, поскольку столкновение субъекта с альтернативным поведением и знанием приводит к появлению обобщенного другого и возникновению дистанции между Я и реальностью, а также необходимостью ее интерпретации и самоинтерпретации Я. Механизм коммуникативного взаимодействия здесь значительно более сложен, он связан со смыслопорождением, основанном на межличностных контактах, и реализуется в рамках тематического ядра. Этот вид коммуникации можно назвать интерпретативным, он реализуется, как правило, в контексте межличностного взаимодействия и предполагает активные процессы смыслопорождения на уровне обыденного сознания.
Третий уровень - теоретическое знание, оно порождается в некоторых сферах предельных значений, обслуживает их и транслируется через институциональные каналы коммуникации, что еще более усложняет ее технологию. Это институциональная коммуникация.
И наконец, четвертый уровень знания - символический универсум -представляет собой тип автокоммуникации, свойственный крупным социальным образованиям и обществу в целом. Символический универсум - это способ самоописания системы, ее символического воспроизводства и саморегуляции. Он стихийно воздействует на всех представителей коммуникативной общности, которые в той или иной мере усваивают, воспроизводят и творят фрагменты символического знания, необходимые для их жизнедеятельности. Этот вид коммуникации можно назвать универсумным.
Коммуникативные взаимодействия, воспроизводящие смысловую структуру жизнедеятельности человека, реализуются в двух режимах: стихийно и институционально. Значимой функцией коммуникации выступает процесс институциализации. Институциализация - это форма объективации коммуникативной деятельности и способ ее организации. Она создает условия для устойчивых коммуникативных взаимодействий через систему формальных и неформальных нормативных требований, санкций, совокупность социальных ролей и т. д. Коммуникация, в свою очередь, - важнейший фактор институциализации.
С помощью целого спектра социальных институтов через коммуникативное взаимодействие целенаправленно осуществляется социализация человека, в процессе которой он усваивает смысловое содержание реальности, являясь одновременно и его творцом. Процесс социализации можно рассматривать как функцию конструктивистской модели коммуникации.
Подводя итог, необходимо отметить, что основными функциями коммуникации как конструирования социальной реальности выступают:
- смыслопорождение;
- легитимация субъективной реальности и социального порядка;
- воспроизводство и трансляция знания разных уровней - от дотеоре-тического до создания символического универсума;
- институциализация;
- социализация.
Драматургическая модель коммуникации
Коммуникация в драматургическом контексте ее понимания - это театрализация жизненной практики отдельных индивидов и социальных групп, необходимая для поддержания их жизнедеятельности и реализации жизненно важных целей. Это индивидуальная и коллективная игра, предполагающая ролевое взаимодействие. В коллективной игре субъект коммуникации отождествляет себя с целями всей группы и осваивает и реализует совокупность ролей, необходимых для группового взаимодействия. В коллективной игре осуществляются основные цели группы, и индивид как участник коммуникативного взаимодействия стоит на их страже.
Индивидуальная игра связана с реализацией индивидуальных целей личности, ее развитием, осуществлением карьерных устремлений, защитой от угрозы индивидуальности человека, исходящей со стороны общества и отдельных людей (И. Гофман). В коллективной и индивидуальной игре часто важным является то, что роли скрывают истинное лицо человека, превращаясь в маски его самости.
Ключевым звеном коммуникативного взаимодействия выступает придание определенного смысла какой-либо ситуации и поддержание его с помощью определенных приемов и знаковых средств (например, создание атмосферы аристократичности в доме, демонстрация жесткости в ведении дел и т. д.). Драматургическая модель коммуникации реализует манипулятивную функцию и связана с управлением впечатлениями. Она предполагает наличие знакового инструментария и определенных способов его использования.
Коммуникация как драматургическое действие должна быть определенным образом организована. Необходимые для этого средства коммуникации напрямую связаны с социокультурными и субкультурными особенностями социальной среды и социальных групп, представители которых вступают во взаимодействие.
В первую очередь, это «фасад», представляющий собой вещное оформление коммуникативного пространства (своего рода сценические декорации, в которых происходит взаимодействие) и стандартный набор языковых выражений, которые использует индивид осознанно или нет. «Фасад» можно подразделить на личный и социальный. «Личный фасад» включает внешние особенности, манеру одеваться и говорить, социальные символы и демонстрирует личные ожидания коммуниканта. «Социальный фасад» демонстрирует социальные ожидания группы.
Фасад играет важнейшую роль в процессе коммуникации. Он красноречиво демонстрирует ценностно-нормативные характеристики социальной группы, вступающей в коммуникацию, доносит до сведения сторон характер субкультурных особенностей коммуникантов и говорит о планке их притязаний. Фасад - это коллективное исполнение роли, участниками которой выступают люди, вещи, знаки, символы. С его помощью решается одна из важнейших проблем коммуникации - презентация.
Фасад - часть драматургического взаимодействия. Его социальный смысл заключается в том, что он институциализирован, т. е. является внешней формой демонстрации специфики социального института, в рамках которого реализуется коммуникация. Это могут быть внешняя обстановка (в официальном учреждении) или домашняя (в семье), манеры одеваться и говорить, свойственные тем социальным ролям, которые исполняют люди. За спиной исполнителя - вся мощь социального института, обусловленная сформированными стереотипами поведения и действия, предписаний и санкций. Задача коммуниканта - не ошибаться в нюансах, играть роль, поддерживая иллюзию незыблемого порядка, демонстрируя свое единение с социальной средой либо (в зависимости от роли) конфронтацию с ней. Собственно, характер взаимодействия коммуниканта с фасадом является одной из интерактивных мер предосторожности, защищающих субъекта коммуникации.
«Личный фасад» связан с реализацией двух видов коммуникации: произвольным самовыражением и непроизвольным самовыражением. Произвольное самовыражение предполагает осознанное управление впечатлениями и передачу информации с помощью традиционных, нормативно одобряемых средств взаимодействия. Непроизвольное самовыражение - это случайное, часто невербальное самовыражение, с помощью которого люди невольно выдают себя.
«Социальный фасад» - это театральная сцена с декорациями, которая в обычной жизни делится на «сценическое пространство» и «закулисную зону». Первое - это место безупречного исполнения перед «зрителем» повседневных рутинных практик, во второй готовится данное выступление, в этой зоне отступление от ритуала - норма. Ритуалы (как неотъемлемая часть коммуникативного действия) выполняют функцию идеализации значимых для группы ценностей, с их помощью осуществляется драматическое возвышение этих ценностей. Ритуалы создают ценностно-нормативные и поведенческие рамки для ролей, реализуемых в данном коммуникативном взаимодействии.
Одно из ведущих понятий рассматриваемой коммуникативной модели -идентичность. Но в данном контексте это, скорее, фантом, т. е балансирование между уникальностью и тотальным давлением социальных институтов, ставящих под угрозу сохранение индивидуального в человеке.
В основе драматургической модели коммуникации - следование так называемому интеракционному порядку, который является одной из форм интеракционной защиты. Знание всех ритуалов интеракционного порядка, театрализаций, натяжек, обманов, приукрашиваний позволяет дать комплексный анализ коммуникационного взаимодействия в любых сферах жизнедеятельности: бизнесе, политической игре, религиозных акциях, бытовых взаимодействиях, производственных контактах и т. д.
Основными функциями драматургической модели коммуникации можно назвать: манипулятивную, защитную, демонстрационную, организационную, а также функции сплачивания группы, воспроизводства субкультурных стереотипов, реализации прагматических целей личности.
Системная модель коммуникации
Переход к рассмотрению системного аспекта коммуникации предполагает смену методологических ориентиров, смещение акцентов от микро- к макроанализу. Вместе с тем использование в исследовании данной коммуникативной модели только макроподхода является не вполне корректным, что связано с деструкцией в современной социологии классической системной модели коммуникации, неадекватностью ее методологических средств способам воспроизведения коммуникативного взаимодействия. Эсхатология системной модели коммуникации связана с именами Т. Парсонса, Р. Мертона, а ее новое возрождение - с концепциями Дж. Александера, Н. Лумана, Э. Гид-денса и др.
Если в классических системных моделях коммуникация - это средство обслуживания систем, способ их функционирования, а ее назначение инструментально, то в современных трактовках - это способ бытия социального. Представления о структурной социальности в настоящее время модернизированы и смягчены теорией структурации Э. Гидденса, «многомерной социологией» Дж. Александера, теорией коммуникативного действия Ю. Хаберма-са, «мир-системной» моделью И. Валлерстайна, теорией тавтологии Н. Лума-на и др. Структура воспроизводится и сохраняется через коммуникацию как процесс, развернутый во времени, через постоянное воспроизводство социальных связей в конкретных взаимодействиях людей. Структура социального целого связана с индивидуальными процессами самореализации. Индивидуальные коммуникативные взаимодействия рассматриваются как «клеточка» создания и развития структуры социального целого.
Структура - это динамичный процесс, представляющий собой взаимную координацию коммуникативных взаимодействий и их условий, средств и результатов. Структура представляет собой взаимообусловленность социального и индивидуального, группового и личностного. Анализ структуры как отражения индивидуальных взаимодействий позволяет раскрыть специфику индивидуального через его социальные роли и место в системе глобальных взаимодействий. В системной модели коммуникации главной является проблема уравновешивания разных форм коммуникативных взаимодействий как средств передачи социального опыта. Здесь коммуникация реализует функции стабилизации системы и социокультурной трансляции.
Система конституируется смыслом, который воспроизводится в рамках ее коммуникационных процессов. Самореференция (самоорганизация) системы осуществляется как единство структуры и действия. Смыслоструктуриру-ющая система сама себя познает через создание социальной теории и соци-осемантический анализ своего историко-культурного развития (Н. Луман).
Элементами социальной системы выступают коммуникации, но различного уровня - от коммуникаций как интеракций, предполагающих межличностное взаимодействие, до коммуникаций как средства воспроизводства социального порядка, общества в целом и его подсистем. Эти уровни не существуют в отрыве друг от друга, но, будучи взаимосвязанными, они сильно различаются между собой. Глобальные изменения социальных систем обусловлены в первую очередь общественными коммуникациями, а повседневный интерактивный опыт воздействует на них опосредованно. Системная модель коммуникации делает акцент на полисубъектное взаимодействие.
Воспроизводство системы предполагает различие в уровнях коммуникации, что способствует процессам дифференциации системы, поэтому коммуникация выступает способом ее усложнения, самоорганизации и управления.
Системная модель коммуникации предполагает анализ не только дея-тельностной и процессуальной, но и предметно-вещественной стороны взаимодействия. Предметная сторона взаимодействия рассматривается как условие коммуникации, это превращенная форма человеческой деятельности и способов самореализации человека, представленная в опосредованном виде.
Основными социальными функциями системной модели коммуникации являются:
- реализация функционирования социальной системы;
- поддержание ее стабильности;
- дифференциация и развитие системы;
- самоорганизация и управление;
- трансляция социокультурного опыта;
- самопознание социальной системы.
Бихевиористская модель коммуникации
Особенности данной коммуникативной модели состоят в том, что она формировалась как методология, редуцирующая социальные аспекты коммуникации к психологическим и естественнонаучным, и представляла собой попытку объяснить функционирование социальных систем, исходя из анализа элементарных коммуникативных поведенческих актов.
Коммуникация, интерпретируемая в рамках теории обмена (П. Блау, Дж. Хоманс), - это взаимодействие индивидов с целью удовлетворения своих потребностей. Она рассматривается как интеракция, подкрепляемая достижением наград и избеганием наказаний. На основе данного коммуникативного взаимодействия складываются социальные отношения и социальные структуры. Характер коммуникативного взаимодействия определяют властные и статусные отношения между субъектами.
Следуя положениям Хоманса, можно сформулировать условия осуществления коммуникации:
- коммуникация возникает на основе потребностей субъектов;
- она базируется на добровольных действиях, которые вероятностно обусловлены ответным вознаграждением;
- она становится стабильной, повторяющейся, если вознаграждается позитивными последствиями для индивида;
- сложившиеся представления об успешности коммуникации будут стимулировать новые коммуникативные взаимодействия в ситуациях аналогичных или схожих;
- они будут тем вероятней, чем ценнее достигнутые ранее результаты;
- коммуникация базируется как на социальном кредите субъекта (оказанные другому услуги), так и на социальном долге (просьба о помощи);
- коммуникацию «сопровождает» спектр эмоциональных реакций на полученное вознаграждение, распространяющихся от агрессивности и недовольства до удовлетворенности и счастья;
- коммуникация «обедняется» в случае пресыщения коммуникантов получаемым вознаграждением.
Структура коммуникации в рамках бихевиористской модели выглядит следующим образом: коммуникативный резерв субъектов, являющийся условием коммуникации и представляющий собой совокупность услуг, которые одна сторона потенциально способна предоставить другой (необходимо отметить, что условия социального обмена заранее не оговариваются, иногда они даже неотрефлексированы субъектами); установление доверия, необходимого для обмена (проверка взаимной надежности, оценка возможных рисков); непосредственно коммуникативное действие, реализуемое в режиме «санкции - награды» и сопровождающееся получением вознаграждений и наказаний.
Коммуникация интенциональна, предполагает наличие определенной потребностно-мотивационной структуры взаимодействующих субъектов. Поведенческие организмы в рамках коммуникации преследуют свою субъективную пользу, разнообразно реагируют на внешние раздражители и создают сложную структуру межличностного взаимодействия. Коммуникативные взаимодействия независимо от их характера и продолжительности, будучи обусловлены индивидуальными (в первую очередь психологическими) особенностями субъектов, являются основой образования и поддержания социальных структур. Так, социальные институты можно рассматривать как взаимопереплетение индивидуальных поведенческих стратегий.
Этот уже не психологический, а социальный аспект коммуникации как обмена особенно рельефно прослеживается в анализе коммуникативного взаимодействия как характеристики эмерджентности системы. Здесь коммуникация выступает в качестве способа связи между элементами системы, обусловливает ее целостность и специфические свойства, не сводимые к свойствам элементов.
Тип субъекта коммуникации определяет уровень коммуникативного взаимодействия: микроуровень - взаимодействие в малых группах, макроуровень - взаимодействие групп, социальных страт, общностей. Коммуникация обменного типа типологизируется также в зависимости от базовых аспектов композиции социальной системы: форм неравенства и разделения труда, этнического разнообразия, религиозности и др. Еще одним критерием типоло-гизации может выступать сфера обменного взаимодействия: экономическая, политическая, религиозная, образовательная и т. д. Уровни и виды обменной коммуникации специфичны, особое место в их анализе занимает возможность исследования влияния коммуникаций макроуровня на особенности индивидуальных взаимодействий. С другой стороны, поскольку микрокоммуникация сама воспроизводит указанные выше структуры, то важно проанализировать ее социальные роли.
Анализ коммуникации как обмена в первую очередь связан с исследованием социокультурной сферы. Любые обмены определяются социокультурными механизмами взаимодействия и, в первую очередь, ценностно-нормативной системой, которая задает временные, пространственные, символические рамки обмена.
В каждой отдельной сфере жизнедеятельности механизм обмена специфичен. Интересен анализ особенностей обменной коммуникации и власти, поскольку широта возможностей предоставления вознаграждений непосредственно связана с властными полномочиями, а коммуникативные обменные процессы порождают дифференциацию власти.
Экономические обмены - еще одна специфическая форма коммуникативного взаимодействия. Она выступает частным случаем социального обмена, поскольку многие социальные выгоды и вознаграждения не имеют экономической цены, не могут стать объектом купли-продажи и, как правило, заранее официально не оговариваются.
Образовательная коммуникация сплошь пронизана обменными процессами. Система оценивания результатов образовательной деятельности, уровень престижности учебных заведений, одобрение/неодобрение ближайшего окружения задают диапазон «санкций - вознаграждений» коммуникативного взаимодействия в сфере образования.
Коммуникация в сфере культуры выстроена на базовых отношениях «талантов и поклонников». Религиозная коммуникация обменного типа -особый обмен с символической сферой, обусловливающий духовный комфорт личности.
Самостоятельной областью исследования обменной коммуникации является повседневность. Изучение микроуровня процессов обмена становится особенно продуктивным в сочетании с макроанализом, это позволяет избавиться от психологического редукционизма и осуществлять собственно социологический анализ коммуникативного взаимодействия в рамках бихевиористской модели.
Необходимо отметить, что в качестве методологии эмпирических исследований бихевиористская модель коммуникации очень продуктивна, она сочетает в себе методологические преимущества структурного и деятель-ностного подходов, социально-психологические и собственно социологические методы, позволяет соотносить макро- и микроуровни анализа, проводить комплексные сравнительные исследования социокультурного плана.
Особая роль бихевиористской коммуникативной модели заключается в ее больших возможностях в сфере прогнозирования. Понятие диффузного обмена (отложенного, несиюминутного вознаграждения) в рамках конкретного социокультурного контекста создает базу для социальных прогнозов в самых различных сферах жизни: политической, экономической, духовной и др.
Среди базовых функций обменной коммуникации можно выделить следующие:
- воспроизводство институциональной системы общества (в рамках отдельных институтов это самостоятельные функции. Например, дифференциация власти - в политических институтах, селективная - в сфере образования, просветительская - в области культуры и т. д.);
- воспроизводство ценностно-нормативной сферы общества и его подсистем, определяющее и контролирующее механизмы обмена;
- реализация индивидуальных обменов как способа удовлетворения социальных потребностей личности и основы институцианальной системы общества.
Заканчивая теоретическое обоснование концептуальных моделей коммуникации, необходимо отметить, что анализ их методологических особенностей и функциональных характеристик способствует дальнейшему развитию методологической базы коммуникативного подхода в сфере социологии.
Литература
1. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания [Текст] / П. Бергер, Т. Лукман. - М. : Медиум, 1995. - 323 с.
2. Витгенштейн, Л. Философские исследования [Текст] / Л. Витгенштейн. -М. : АСТ, 2011. - 320 с.
3. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни [Текст] / И. Гофман. - М. : Канон-Пресс-Ц, 2000. - 304 с.
4. Дридзе, Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации [Текст] / Т.М. Дридзе. - М. : Наука, 1984. - 227 с.
5. Луман, Н. Глоссарий [Текст] / Н. Луман // Социологический журнал. -1995. - № 3. - С. 125-127.
6. Луман, Н. Общество общества. Часть V Самоописания [Текст] / Н. Луман. -М. : Логос, 2009. - 320 с.
7. Мид, Дж. Г. Избранное [Текст] : сб. переводов / Дж. Г. Мид // РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии ; сост. и пер. В.Г. Николаев ; отв. ред. Д.В. Ефременко. - М., 2009. - 290 с.
8. Хоманс, Дж. Социальное поведение как обмен [Текст] / Дж. Хоманс // Современная зарубежная социальная психология. - М. : Изд-во Московского университета, 1984. - С. 82-91.
9. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию [Текст] / У. Эко. - СПб. : Петрополис, 1998. - 432 с.