УДК 195.9 (075)
ББК 88
Фоминых Екатерина Сергеевна
преподаватель кафедра специальной психологии Оренбургский государственный педагогический университет
г. Оренбург Fominykh Ekaterina Sergeevna Lecturer Chair of Special Psychology Orenburg State Pedagogical University Orenburg
Коммуникативные установки студентов-инвалидов как условия
виктимности
Communicative Attitudes of Disabled Students As a Condition of Victim
Syndrome
В статье исследуется специфика виктимности студента-инвалида; выявляются преобладающие типы и модели виктимной активности на основе личностно-психологических особенностей. Раскрывается роль коммуникативных установок студента-инвалида как условий виктимной деформации личности.
The article examines the specific victim syndrome of disabled students; identifies the dominant types and models of victim activity on the basis of personal and psychological features; describes the role of communicative attitudes of disabled students as conditions of victim personality deformation.
Ключевые слова: виктимность, виктимное поведение, виктимная
активность, установка.
Key words: victimization, victim behaviour, victim activity, attitude.
Активные политические, социально-экономические, культурные реформы последних десятилетий привели к возникновению ряда негативных тенденций и явлений общественного развития. Одним из них является усиление виктимности личности, при которой своеобразие психологических и поведенческих особенностей создает особую ситуацию уязвимости, предрасположенности к превращению в жертву социализации. Одним из самых высоковиктимных статусов обладают люди с инвалидностью (А.В. Мудрик, 2007).
Инвалидность создает препятствия для гармоничного развития личности не столько в силу физиологических неблагоприятных условий, сколько их социальных последствий. Ведь наличие у индивида, физических отклонений и недостатков существенно влияет на то, как воспринимают его и как общаются с
ним окружающие. А реакция на собственный дефект □ это прежде всего отражение тех социальных реакций, которые человек получает (Р.Бернс, 1986).
Цель нашего исследования заключалась в анализе психологических предпосылок виктимности студента-инвалида. Для этого были поставлены следующие задачи:
1. изучить специфику виктимности личности студента-инвалида;
2. установить связь процесса виктимизации студентов-инвалидов с коммуникативными установками.
Исследование проводилось на базе Оренбургского государственного педагогического университета. Экспериментальную группу составили 102 студента-инвалида (30 юношей и 72 девушки), из них 3 □ I группы, 7 □ II группы, 92 □ III группы; 85 студентов □ инвалиды детства.
В диагностическом эксперименте были использованы «Методика исследования склонности к виктимному поведению □ (О.О. Андроникова, 2003) и «Методика исследования коммуникативных установок личности» (А.Н. Ивашов, Е.В. Заика, 1991).
Исследование склонности к виктимному поведению помогает выявить некоторые аспекты поведения личности, связанные с реализацией внутренней потенциальной виктимности, и определить ведущий тип виктимной активности [1]. Теоретическим основанием диагностики является представление о том, что человек является носителем внутренних психологических причин виктимного поведения, которые при определенных внешних обстоятельствах могут реализоваться в таком поведении на основе как негативных, так и положительных мотивов. Выявление устойчиво повторяющихся «Стандартных» способов поведения, позволяет выделить следующие социальнопсихологические типы жертв: агрессивные (поведение связано с намеренным созданием конфликтной ситуации); активные (жертвы, которые активно
способствуют причинению им вреда); инициативные (поведение носит в
общем положительный характер, но приводит к причинению вреда); пассивные (лица, которые не оказывают сопротивления по объективным или субъективным причинам); некритичные (характерна неосмотрительность, легкомысленность, неумение оценить ситуацию) [4].
Рассмотрим полученные нами данные о наличии в структуре личности студента-инвалида склонности к виктимному поведению (Диаграмма 1).
Диаграмма 1
Профиль виктимного поведения студентов-инвалидов
В ходе исследования было выявлено преобладание следующих показателей:
• 62,7 % испытуемых находятся в пределах ниже нормы по шкале реализованной виктимности, что указывает на внутреннюю готовность в виктимному способу поведения (они нечасто попадают в критические ситуации, либо у них уже успел выработаться защитный способ поведения, позволяющий избегать опасных ситуаций); 23,5 % -выше нормы - испытуемые достаточно часто попадают в неприятные, опасные для его здоровья и жизни ситуации, чаще всего вследствие стремления к агрессивному, необдуманному действию спонтанного характера (данную подгруппу составили преимущественно респонденты мужского пола - 19 человек).
• ниже нормы по шкале склонности к самоповреждающему и
саморазрушающему поведению (73,5 %) □ модель активного
виктимного поведения □ повышенная забота о собственной безопасности, стремление оградить себя от ошибок, неприятностей, подверженность страхам, тревожность, мнительность;
• ниже нормы по шкале склонности к гиперсоциальному поведению
(64,7 %) □ модель инициативного виктимного поведения □
пассивность, равнодушие в явлениям, происходящим вокруг, что может быть последствием как обиды на внешний мир, так и формирования в результате ощущения непонимания, изолированности от мира, отсутствия чувства социальной поддержки и включенности в социум.
• выше нормы по шкале склонности к зависимому и беспомощному поведению (66,7 %) □ модель пассивного виктимного поведения □ характерна установка на беспомощность, нежелание делать что-то самому, без помощи других; имеют ролевую позицию жертвы; вовлекаются в кризисные ситуации с целью получения сочувствия и поддержки окружающих; среди личностных особенностей выделяются робость, скромность, внушаемость, конформность;
• выше нормы по шкале склонности к некритичному поведению (44,1 %) □ модель некритичного виктимного поведения □ отмечается неосмотрительность, неумение правильно оценивать жизненные ситуации в результате каких-либо личностных (алчность, корыстолюбие, щедрость, доброта, отзывчивость и др.) или ситуативных факторов: эмоциональное состояние, возраст, уровень интеллекта, заболевание [3].
Итак, для студентов-инвалидов характерным является преобладание склонности к гиперсоциальному, зависимому и беспомощному, некритичному, самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Специфика их личности определяет один из внутренних механизмов виктимной активности.
По-мнению Д.В. Ривмана (2002), виктимные предрасположения, виктимная способность □ относительные специфические личностные
качества. Они существуют объективно только как системные элементы. Если конкретная ситуация их реализации есть лишь частный случай на уровне единичного факта, то качествами виктимной потенции их делает состояние общества. Субъективные качества виктимности объективируются как элементы системы «человек □ среда □
Типичное поведение людей в определенных ситуациях есть выражение их внутренней сущности, основанной на совокупности характерных мотивов, побуждений, стабильных, устойчивых отношений к явлениям действительности, другим людям, фактам, обстоятельствам жизненной обстановки. В качестве системообразующего признака в системе внутренней регуляции поведения В. А. Ядов (2003) выделял диспозиционно-установочные явления □ различные состояния предрасположенности или предуготовленности человека к восприятию условий ситуации, его поведенческих готовностей, направляющих деятельность.
Установка □ важнейший компонент структуры личности, это система социальной ориентации, которую человек для себя принял и с точки зрения которой решает многие жизненные вопросы (А.Г. Здравомыслов, В. А. Ядов, 1965). Установки формируются как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей (Л. Д. Столяренко, 2002).
Коммуникативные установки переживаются как личное отношение к чему-либо, как личностный смысл данного объекта (явления), и обеспечивают готовность строить отношения в определенном стиле и с определенным типом предпочитаемых партнеров [2].
Исследование коммуникативных установок личности студентов-инвалидов было направлено на выявление их собственных позиций в общении, с которых они строят взаимоотношения со своими партнерами, с одной стороны, и предпочитаемых позиции других людей, с которыми инвалидам удается установить глубокие взаимоотношения □ с другой.
Позиции в общении рассматриваются в контексте трансактого анализа Э. Берна и позволяют выявить как их основу ведущие эго-состояния □ Дитя, Родитель, Взрослый □ и ведущий тип общения личности: гармоничный, формальный, отгороженный, конфликтный.
Так, собственные эго-состояния студента-инвалида проявляется в качестве «Ребенка» (Д) (73,5 %) □ слабого, беззащитного, неспособного противостоять трудностям; «Родителя» (Р) - 15,7 %; «Взрослого» (В) - 10,8 %. Среди предпочитаемых эго-состояний наибольший процент у «Родителя» (44%) - сильного, мудрого, способного обеспечить комфорт, защиту. Позиции «Взрослый» и «Дитя» - 28,4 и 24,5 % соответственно (Диаграмма 2).
Диаграмма 2
Собственные и предпочитаемые эго-состояния студентов-инвалидов
80
70
60
50
40
30
20
10
0
□ собственные позиции
предпочитаемые позиции
д
в
Каждое из эго-состояний обуславливает следующие типы общения (график 1).
Г рафик 1
Собственные и предпочитаемые типы общения студентов-инвалидов
При сопоставлении полученных данных из двенадцати возможных комбинаций у студентов-инвалидов преобладают следующие позиции (Таблица 1):
р
Таблица 1
Иерархия собственных и предпочитаемых позиций в общении
студентов-инвалидов
Собственные позиции студентов-инвалидов Предпочитаемые позиции студентов-инвалидов
«Дитя-отгороженный» (38,2%)-стремится плыть по течению, избеганием ответственности, предпочтением быть беззаботным и иметь покровительство. «Родитель-гармоничный» (47,1 %) □ опекает другого, всегда готов оказать поддержку, тревожится за других, доброжелательно и доступно объясняет, сглаживает конфликты.
II
«Дитя-формальный» (14,7 %) □ стремится соблюдать правила и нормы, ориентируется на авторитеты, чувствителен к похвалам и трекам, полагается на других. «Взрослый-гармоничный» (10,8 %) □ заключает взаимный договор, творческий союз, солпереживает и понимает других, обменивается мыслями и чувствами.
I] [I
«Дитя-гармоничный» (12,7 %) -общаясь оригинальничает, острит, играет, использует уловки в своих интересах, притворяется и фантазирует. «Взрослый-формальный» (10,8 %) □ собирает факты, хладнокровно рассчитывает и взвешивает, заранее планирует, обладает «железной» логикой, умеет держать себя в руках.
Основываясь на диспозиционной теории В.А. Ядова, а также на утверждении о том, что установки являются психологической формой проявления норм виктимности (Т.В. Варчук, К.В. Вишневецкий, 2009), с учетом полученных данных мы можем заключить, что важным условием виктимности студента-инвалида является наличие в структуре личности позиции «Ребенка» (отгороженного, формального, гармоничного),
определющей склонность к гиперсоциальному, зависимому и беспомощному, некритичному, самоповреждающему и саморазрушающему поведению.
Результатом виктимизации является дефицит, либо система взаимосвязанных дефицитов (Е.В. Руденский, 2004), применительно к нашему исследованию □ это дезадаптивный стиль реагирования субъекта, приводящий к ущербу для физического или эмоционально-психического здоровья (О.О. Андроникова, 2005). Социальным индикатором психологического
здоровья студентов является развитость их жизненных сил, представляющая не только физическое здоровье, но и возможности психики, социального
потенциала, общественных связей, умений, навыков, знаний человека (М.Б. Лига, 2006). Учет этих особенностей является важным элементом работы по девиктимизации студента-инвалида в процессе психологического сопровождения в образовательном учреждении.
Таким образом, на основании сказанного, мы можем заключить следующее:
1. Внутренний механизм виктимной деформации личности связан с личностно-психологическими качествами, которые в совокупности с внешними условиями обуславливают склонность к реализации отдельных типов виктимности активности. Для студентов-инвалидов характерным является преобладание склонности к гиперсоциальному, зависимому и беспомощному, некритичному, самоповреждающему и саморазрушающему поведению.
2. Жизненные позиции, установки, занимающие центральное место в
структуре личности и в системе внутренней регуляции поведения, являются важными условиями виктимности. Закрепление личности студента-инвалида в виктимном статусе обусловлено преобладанием собственной позиции СРебенкаП (отгороженного, формального, гармоничного) - слабого,
беззащитного, неспособного противостоять трудностям, и предпочитаемой позиции «Родитель» способного обеспечить комфорт и покровительство.
Библиографический список
1) Андроникова, О.О. Проблема диагностики виктимного поведения [электронный ресурс] // URL: info@obrazovanie9.ru (дата обращения: 20.03.2011)
2) Ивашов, А.Н., Заика, Е.В. Методика исследования коммуникативных установок личности / А.Н. Ивашов, Е.В. Заика //Вопросы психологии. П1991.- №5.- С. 162-166.
3) Малкина-Пых, И.Г. Виктимология. Психология поведения жертвы / И.Г. Мылкина-Пых. □ М.: Эксмо, 2010. □ 864 с.
4) Ривман, Д.В. Криминальная виктимология. □ СПб.: Питер, 2002. □ 304 с.
Bibliography
1) Andronnikova, O.O. The Problem of Victim Behaviour Diagnostics [Electronic Resource] / O.O. Andronnikova. □ Access Mode: info@obrazovanie9.ru (Date of Access: 20.03.2011)
2) Ivashov, A.N., Zaika, E.V. Methods of Persons Communicative Attitudes Researching / A.N. Ivashov, E.V.Zaika // Questions of Psychology. - 1991. - № 5. P. 162-166.
3) Malkina-Pykh, I.G. Victimology. Psychology of Victim Behaviour / I.G. Malkina-Pykh. -M.: Eksmo, 2010. □ 864 p.
4) Rivman, D.V.Criminal Victimology. - SPb.: Piter, 2002. - 304 p.