КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ
М. Мавлонов
Доцент, кандидат психологических наук НУУз имени Мирзо Улугбека
Хурсаной Мамаджон кизи
магистрант НУУз имени Мирзо Улугбека
Содержание категории общения многообразно: это не только вид человеческой деятельности, но и условие, и результат этой же деятельности: обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроениями. Оно связывает людей не только передачей информации, но и практическими действиями, элементом взаимопонимания.
Структуру общения мы можем охарактеризовать путём выделения в ней трёх взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. При этом надо помнить, что в реальности мы имеем дело с процессом общения как единым целым.
Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле этого слова) состоит во взаимном обмене информацией между партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только предаётся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Выделяют два типа информации - побудительную и констатирующую.
Интерактивная сторона общения (от слова "интеракция" - взаимодействие) заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность.
Перцептивная (социально-перцептивная) сторона общения есть процесс воспитания, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определённых межличностных отношений и означает, таким образом, процесс восприятия "социальных объектов". В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть, напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.
Специфика межличностной коммуникации раскрывается прежде всего в процессе обратной связи, наличии коммуникативных барьеров, феномене коммуникативного влияния и существования различных уровней передачи информации (вербального и невербального) и др.
Проведенные нами эмпирические исследования показали, что важное место в Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan
National University of Uzbekistan 355 www.ares.uz
структуре профессиональной деятельности учителей занимает коммуникативные умения, такие как:
1. Умение через верно созданную систему общения, организовывать совместную творческую работу с классом;
2. Умение достичь эмоционального благополучия на всех этапах учебной работы;
3. Умение преодолеть стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к отдельным учащимся в процессе учебно-воспитательной работы;
4. Умение создавать в классе творческую атмосферу для совместных коллективных поисков и раздумий;
5. Умение находить педагогический такт, "общий язык" с учащимися в процессе совместной работы;
6. Умение управлять общением в процессе организации и проведении классных и внеклассных работ;
7. Умение "транслировать" в класс собственную расположенность, дружественность детям и др.
Группа коммуникативных умений в структуре личности педагога занимает особое место. Так как, общение как средство воздействия на личность учащихся является одним из главных орудий педагога. Это категория умений ранжировались следующим образом: умение находить педагогический такт, "общий язык" с учащимися в процессе педагогической работы (4,24), К.3.=0,63. Респонденты важность этого умения мотивируют тем, что для благополучного проведения педагогической работы умение находить правильный подход к учащимся, находить контакт с детьми являются важным моментом в процессе проведения учебно-педагогической работы; Следующее, умение управлять общением в процессе организации и проведении учебно-педагогической работы (4,03), К.З.=0,55. Это видимо связано с тем, что в процессе педагогической деятельности управление детей при помощи общения еще больше способствуют получению необходимой информации об учащихся.
Следующим в иерархии коммуникативных умений, респонденты указывают, умение достичь эмоционального благополучия на всех этапах педагогической работы (4,00), К.З.=0,48; Эксперты указывают, что с целью получения необходимой информации об учащихся необходимо учителю на всем протяжении педагогической работы вести себя уравновешенным, терпеливым.
Сравнительно низкую оценку в этой группе умений получили такие, как умение создавать в классе творческую атмосферу для совместных коллективных поисков и раздумий (3,74), К.З.=0,22; умение через верно созданную систему общения, организовывать совместную с учащимися педагогическую работу (3,62), К.З.=0,11, это видимо связано с тем, что не всем педагогам удается создавать такую систему общения.
Google Scholar
National University of Uzbekistan
Scientific Library of Uzbekistan www.ares.uz