Научная статья на тему 'Коммуникативные поля агротуризма'

Коммуникативные поля агротуризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
209
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОТУРИЗМ / АГРОТУРУСЛУГИ / КОММУНИКАТИВНОЕ ПОЛЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ АГЕНТ / ПЕРМАКУЛЬТУРА / WWOOF / RURAL TOURISM / RURAL TOURISM SERVICES / COMMUNICATIVE FIELD / SOCIAL AGENT / PERMACULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Пыняев Сергей Викторович

В статье осуществляется попытка конструирования коммуникативных полей агротуризма. Определяются социальные агенты данных полей и характер их взаимоотношений. Выявляется корреляция между агротуристскими ценностями и существующими агротуруслугами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE FIELDS OF RURAL TOURISM

The article presents an attempt of constructing communicative fields of rural tourism. The author determines social agents of such fields and the character of their interaction, and reveals the correlation between rural tourism values and existing services in rural tourism industry.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные поля агротуризма»

УДК 338.48 : 316.77

Пыняев Сергей Викторович

Pynyaev Sergey Viktorovitch

аспирант кафедры менеджмента туристического бизнеса Саратовского государственного технического университета тел.: (8452) 41-70-71

PhD student of the Travel Industry Management Department, Saratov State Technical University tel.: (8452) 41-70-71

КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОЛЯ АГРОТУРИЗМА

COMMUNICATIVE FIELDS OF RURAL TOURISM

Аннотация:

The summary:

В статье осуществляется попытка конструирования коммуникативных полей агротуризма. Определяются социальные агенты данных полей и характер их взаимоотношений. Выявляется корреляция между агротуристскими ценностями и существующими агротуруслугами.

The article presents an attempt of constructing communicative fields of rural tourism. The author determines social agents of such fields and the character of their interaction, and reveals the correlation between rural tourism values and existing services in rural tourism industry.

Ключевые слова:

агротуризм, агротуруслуги, коммуникативное поле, социальный агент, пермакультура, WWOOF.

Keywords:

rural tourism, rural tourism services, communicative field, social agent, permaculture, WWOOF.

Современный мир мобильностей предоставляет человеку широчайший спектр возможностей в сфере профессиональной, творческой, досуговой самоидентификации и самореализации. Отправляясь в отпуск или на уикенд, горожанин спешит расстаться со своей работой и прочими обязательствами, окунувшись в беззаботный мир, особым образом сконструированную реальность туризма. В погоне за новыми впечатлениями и желая скорее сменить свою социальную роль работника-исполнителя на роль клиента-потребителя, люди открывают для себя все новые (или хорошо забытые старые) досуговые практики. Так многие жители мегаполисов успели забыть о загородном сельском укладе жизни, который превратился для многих из них из вчерашней малой родины в место туристского паломничества. Данный социальный феномен получил названия «сельский туризм», или «агротуризм».

Интерес потребителей к агротуризму вызван следующими обстоятельствами:

1. В связи ограниченным временным ресурсом горожане испытывают потребность в отдыхе выходного дня в зоне 3-часовой доступности.

2. Офисная гиподинамия вынуждает горожан изыскивать все более активные и созидательные формы проведения уикенда.

3. Многие жители мегаполисов успели забыть о сельском укладе жизни, который превратился для многих из них из вчерашней малой родины в место туристского интереса.

Обстоятельства, усиливающие интерес к агротуризму со стороны организаторов услуг:

1. У многих владельцев как личных подсобных хозяйств (ЛПХ), так и крупных агрохолдингов наблюдается стремление к диверсификации своей экономической деятельности, в том числе путем организации агротуристских услуг.

2. Наметилась тенденция к субурбанизации населения крупных городов. Многие горожане селятся в селах, на пустырях, создают новые поселения и общины (например, экопоселения). В поисках альтернативных источников заработка, дауншифтеры прибегают к созданию агротуристских практик.

3. На фоне возросшей конкуренции, многие базы отдыха стали предлагать агротурист-ские в дополнение к традиционным досуговым услуги практикам.

С позиций теории поля агротуризм представляет собой поле с особым распределением коммуникаций между ключевыми акторами. П. Бурдье ввел понятия поля, габитуса и социального агента. Поле, по Бурдье, — это специфическая система объективных связей между различными позициями, находящимися в альянсе или в конфликте, в конкуренции или в кооперации, определяемыми социально и в большой степени не зависящими от физического существования индивидов, которые эти позиции занимают [1, с. 476]. Для схематизации некоторых коммуникативных полей агротуризма необходимо установить связи между различными акторами, присутствующими в данных полях. Характер отношений между агротуристами (потенциальными или действующими) и организаторами агротуруслуг (потенциальными или действующими)

во многом определяется взаимосвязью между ценностями туристов и теми услугами, которые им предоставляются (см.: таблица 1).

Таблица 1 - Взаимосвязь агротуристских ценностей и агротуруслуг

№ Ценность Услуга

1 Экологичность Услуги агротуризма соответствуют современным экологическим нормам.

1.1 Питание Питание экологически чистыми продуктами питания, выращенными (собранными) на территории данной фермы или близлежащей территории.

1.2 Проживание Проживание в экологически благоприятном районе, удаленном от источников загрязнения окружающей среды. Размещение в экологически чистом жилье.

1.3 Досуг Осуществление досуговых практик, оказывающих незначительное антропогенное воздействие на природу.

2 Активность Агротуризм предполагает активное времяпрепровождение.

2.1 Физическая

2.1.1 Спорт Спортивные соревнования, семейные эстафеты, корпоративные состязания. Сопутствующие виды: пеший, водный, велотуризм.

2.1.2 Сельхозработы Сбор урожая, заготовка кормов, работа в поле.

2.2 Умственная

2.2.1 Творческая самореализация Участие в ремесленных, кулинарных работах.

2.2.2 Краеведение и агроведение Знакомство с сельским укладом жизни, традициями и обычаями. Знакомство с пермакультурой.

3 Мобильность Агротур является доступным по времени видом отдыха выходного дня.

Такие ценности, как экологичность и активность (прежде всего умственная), тесно взаимодействуют в коммуникативном поле пермакультуры (permaculture) - сокращение от англ. (permanent agriculture). Автором термина принято считать австралийского ученого Билла Мол-лисона, который в 1974 г. определил пермакультуру, как систему проектирования для создания жизнеспособных окружающих человека сред [2, с. 10]. Ценностные основы пермакультуры нашли свое воплощение в экопоселениях. Повсеместное развитие экопоселений закономерно привело к появлению в 1990 г. организации «Глобальная есть экопоселений» - GEN (Global Ecovillage Network). Первое экопоселение в России возникло в 1993 г. в Ленинградской области. Многие экопоселенцы декларируют агротуризм одним из основных источников дохода.

Рис. 1 - Структура коммуникативного поля пермакультуры

В рамках исследования агротуризма целесообразно рассмотреть коммуникативное поле WWOOF. Аббревиатура расшифровывается двумя способами «World Wide Opportunities on Organic Farms» (Всемирные возможности на органических фермах), или «Willing Workers on Organic Farms» (Добровольные работники на органических фермах) набор международных программ агротуризма, позволяющих совместить туризм с работой в органическом сельском хозяйстве (то есть производящем экологически чистую продукцию) [3]. В программу входят более 30 стран участниц, еще 40 стран являются неофициальными участницами (в том числе Россия). Участники WWOOF работают на фермах в среднем 4-6 часов, в обмен на что они получают от фермеров бесплатное питание, проживание и возможность познакомиться с сельскохозяйственным укладом в другой стране. Сроки пребывания варьируются от нескольких недель до нескольких месяцев.

Рис. 2 - Структура коммуникативного поля WWOOF

Некоторые коммуникативные поля агротуризма носят более локальный характер, что зачастую позволяет более детально определить их структуру и характер взаимодействия наполняющих их акторов. В подтверждение вышеупомянутого тренда баз отдыха Саратовского региона на внедрение элементов агротуризма в свою деятельность рассмотрим опыт базы отдыха «Избушка». База находится в 35 км от центра Саратова. Турбаза оборудована комфортабельными кондиционируемыми и отапливаемыми домами для гостей и работает на круглогодичной основе.

Отличительной чертой и гордостью базы отдыха является страусовая ферма и прудовое хозяйство. Владимир Васильевич (начальник хозяйственно -технического отдела) поддерживает профессиональные контакты с владельцем страусовой фермы в пос. Лысые Горы -Алексеем Викторовичем Мусатовым. Происходит обмен опытом. Мусатов привозит яйца в «Избушку» для инкубации. Турбазу периодически посещают энтузиасты, планирующие заниматься разведением страусов.

Страусовое яйцо является изюминкой местного меню. Продаются страусовые перья. На ферме имеется большое поголовье цесарок (более 200 особей), кур, разводимых главным образом на яйцо. Местная птица и рыба являются важной составляющей меню ресторана. Есть и пони, на котором осуществляются прогулки. В перспективе хозяева планируют завести пятнистых оленей.

Рис. 3 - Структура коммуникативного поля базы отдыха «Избушка»

Основной категорией посетителей базы отдыха являются семейные люди среднего возраста с высоким уровнем заработка. Значительную часть посетителей составляют организованные группы школьников, гости свадеб, корпоративные клиенты, семьи с детьми. Все катего-

рии посетителей (за исключением школьников) рассматривают ферму скорее, как интересное дополнение к загородному отдыху выходного дня, нежели как самоцель поездки на турбазу.

Итак, коммуникативные поля агротуризма различаются структурой, размером, составом присутствующих в них социальных агентов. Тем не менее они имеют ряд общих черт, проявляющихся в корреляции агротуристских ценностей и агротуруслуг. Во всех трех представленных полях присутствуют такие социальные агенты, как агротуристы, поставщики услуг (фермеры, экопоселенцы, сотрудники баз отдыха), СМИ, власть.

Ссылки:

1. Бурдье П. Социальное пространство: поля и прак-

тики / пер. с франц. Н.А. Шматко. М., 2005.

2. Moiiison B. introduction to permacuiture: The Rurai

Education Center, Wiiton, NH USA, 1981. URL:

www.barkingfrogspermacuiture.org/PDC_ALL.pdf (дата обращения: 15.10.2011).

3. URL: http://www.wwoofinternationai.org/history.php

(дата обращения: 02.12.2011).

References (transliterated):

1. Burd'e P. Sotsial'noe prostranstvo: polya i praktiki / transl. from French. N.A. Shmatko. M., 2005.

2. Mollison B. Introduction to permacuiture: The Rural Education Center, Wilton, NH USA, 1981. URL: www.barkingfrogspermaculture.org/PDC_ALL.pdf (date of access: 15.10.2011).

3. URL: http://www.wwoofinternational.org/history.php

(date of access: 02.12.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.