Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ В МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКЕ'

КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ В МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
31
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативные навыки / качественный синтез / систематический обзор / медицинское образование / компетентность / высшее образование / социальная помощь / регулярный обзор.

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Ван Ольга Толеубековна, Ахметов Аскар Жуманович, Utsaw Verma, Meezab E Rehma

Коммуникативные навыки – навыки эффективного общения. Общение врача с пациентом занимает немаловажное значение в клинической практике. Эффективная коммуникация между врачом и пациентом позволяет более точно собрать жалобы, анамнез, повышает результативность диагностики заболевания и терапевтическую приверженность лечению. Умение общаться – это не просто особенность личности, это набор навыков, которые врач приобретает в процессе обучения и совершенствует в дальнейшей клинической практике. Коммуникативные аспекты в области медицинской практики необходимы для установления позитивных отношений с пациентами, положительного эффекта со стороны здоровья и качества жизни. Повышения уровня коммуникации обуславливает эффективность в области ухода за пациентами, и качества медицинских услуг. Коммуникация, ориентированная на пациента, является ключевым компонентом ориентации на пациента при оказании медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Ван Ольга Толеубековна, Ахметов Аскар Жуманович, Utsaw Verma, Meezab E Rehma

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ В МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКЕ»

УДК 616.716 -216.1

КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ В МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКЕ

ВАН ОЛЬГА ТОЛЕУБЕКОВНА

Старший преподаватель кафедры Симуляционных и образовательных технологий,

НАО «МУС», Семей, Казахстан

АХМЕТОВ АСКАР ЖУМАНОВИЧ

Врач хирург высшей квалификационной категории, УГ НАО «МУС», Семей, Казахстан

UTSAW VERMA, MEEZAB E REHMA

Обучающиеся НАО «МУС», Семей, Казахстан

UTSAW VERMA

Студент 3542 группы «Медицина», НАО «МУС», Семей, Казахстан

Аннотация: Коммуникативные навыки - навыки эффективного общения. Общение врача с пациентом занимает немаловажное значение в клинической практике. Эффективная коммуникация между врачом и пациентом позволяет более точно собрать жалобы, анамнез, повышает результативность диагностики заболевания и терапевтическую приверженность лечению. Умение общаться - это не просто особенность личности, это набор навыков, которые врач приобретает в процессе обучения и совершенствует в дальнейшей клинической практике. Коммуникативные аспекты в области медицинской практики необходимы для установления позитивных отношений с пациентами, положительного эффекта со стороны здоровья и качества жизни. Повышения уровня коммуникации обуславливает эффективность в области ухода за пациентами, и качества медицинских услуг. Коммуникация, ориентированная на пациента, является ключевым компонентом ориентации на пациента при оказании медицинской помощи.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, качественный синтез, систематический обзор, медицинское образование, компетентность, высшее образование, социальная помощь, регулярный обзор.

Коммуникативные навыки являются важным аспектом при взаимоотношении медицинского работника с пациентами. Масштабное значение имеет квалифицированное общение среди всех специальностей в области здравоохранения. Теоритические и практические навыки коммуникации в медицинской деятельности несут положительную динамику при уходе за пациентами разной степени тяжести и повышают качества оказания медицинских услуг. Базовые знания коммуникативных навыков включают вербальные и невербальные средства, целью которых является создание совместной интерпретации для всех участников [1].

Коммуникативные навыки (CS) состоят из эффективной передачи информации, включая вербальное общение, такое как речевые единицы и стратегии слушания, и невербальное общение, такое как жесты и выражения, зрительный контакт и язык тела. Они представляют собой инструмент, который может позволить пациенту понимать и обрабатывать информацию во время оказания медицинской помощи специалистам посредством сочувствия, осознанного совместного выбора и участия пациента [2, 3]. CS, когда в центре внимания находится пациент, побуждает медицинских работников выявлять потребности и планировать лечение с помощью знаний и предоставления терапевтической и поддерживающей среды для совместного принятия решений [4], а также способствует большей приверженности к лечению и изменениям в поведении [5].

В диалог между специалистами и пациентами входят различные аспекты, такие как потребности пациента, страдания, которые он проявляет, и эмоциональную доступность профессионала, которые не позволяют предсказуемости пережитого опыта, тем самым оправдывая необходимость общения по аспектам здравоохранения, быть приоритетом [6]. Аттри [7] отмечает, что пациенты понимают общение с профессионалами как необходимое для качественного ухода и считают общение полезным, когда оно осуществляется конструктивным, обнадеживающим и поддерживающим образом. Неудовлетворенность пациентов сосредоточены на предполагаемом сбое в общении и неспособности адекватно, передать чувство заботы [8]. Таким образом, эмоциональные аспекты, связанные с общением с пациентом, представляют собой проблему для специалистов и медицинских служб [9].

Коммуникации в информировании пациентов о состоянии своего здоровья, заболеваниях и лечении; установление доверительных отношений, эмпатии, активного слушания, поддержке; и содействие личному размышлению об их коммуникативных действиях и междисциплинарное сотрудничество имеют большую значимость для медицинских работников [10]. Повышения уровня коммуникативных навыков (CST) продуктивно сказаться на самоэффективности профессионалов [11], на развитие предоставляемых услуг и на возможности минимизации ошибок, что должно быть приоритетом, учитывая, что эти навыки не могут быть улучшены только клиническими методами, опыт [12].

Эффективное общение между врачом и пациентом повышает безопасность пациентов и улучшает их впечатления [13, 14]. Это также улучшает приверженность к лечению и снижает количество исков о злоупотреблении служебным положением и выгорания среди врачей [15,

Коммуникации, ориентированной на пациента, показывают улучшение удовлетворенности пациентов и приверженности лечению, а также улучшение показателей здоровья, таких как снижение уровня дискомфорта и беспокойства, а также улучшение психического здоровья. Системное бучение коммуникативным навыкам может увеличить производительность, эффективность работников в сфере здравоохранения, повысить качество медицинских услуг и удовлетворенность пациентов.

1. Хиггс Дж., Макаллистер Л., Сефтон А. Коммуникация в науках о здоровье. 3-е изд. Южный Мельбурн, Виктория, Австралия: Oxford University Press, 2012: 368. [Google Scholar]

2. Ditton-Phare P, Loughland C, Duvivier R, Kelly B. Коммуникативные навыки в обучении психиатров: систематический обзор современных подходов. Aust New Zeal J Psychiatry. 2017; 51: 675-692. DOI: 10, 1177 / 0004867417707820. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

3. Хаскард К.Б., Уильямс С.Л., ДиМаттео М.Р., Розенталь Р., Уайт М.К., Гольдштейн М.Г. Обучение общению врачей и пациентов в первичной медико-санитарной помощи: влияние на участие и удовлетворенность. Health Psychol. 2008; 27: 513-522. DOI: 10.1037 / 02786133.27.5.513. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

4. Персон С., Банерджи С.К., Манна Р., Шен М.Дж., Хаммондс С., Койл Н. и др. Сочувствие к пациентам: разработка, внедрение и оценка модуля обучения коммуникативным навыкам для медсестер онкологии. Советы по обучению пациентов. 2016; 99: 610-616. DOI: 10.1016 / j .pec.2015.11.021. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

5. Магуайр П. Ключевые коммуникативные навыки и способы их приобретения. BMJ. 2002; 325: 697-700. DOI: 10.1136 / bmj. 325.7366.697. [CrossRef] [Google Scholar]

6. Skär L, Söderberg S. Жалобы пациентов на медицинские встречи и общение. Nurs Open. 2018; 5: 224-232. DOI: 10.1002 / nop2.132. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

7. Аттри М. Опыт пациентов и родственников, а также перспективы получения медицинской помощи «хорошего» и «не очень» качества. J Adv Nurs. 2001;33: 456-466. DOI:10.1046/ j.1365-2648.2001.01689.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

1б].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

8. Мур П.М., Ривера С., Браво-Сото Г.А., Оливарес К., Лори Т.А. Тренинг коммуникативных навыков для медицинских работников, работающих с онкологическими больными. Кокрановская база данных Syst Rev.2018; 7: CD003751.[Google Scholar]

9. Циммерманн С., Дель Пикколо Л., Бенсинг Дж., Бергвик С., Де Хаес Х., Эйде Х. и др. Кодирование эмоциональных сигналов и опасений пациентов в медицинских консультациях: определения кодирования эмоциональных последовательностей в Вероне (VR-CoDES) Patient Educ Couns. 2011; 82: 141-148. DOI: 10.1016 / j.pec.2010.03.017. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

10. Девежель М. Коммуникативная тренировка: навыки и не только. Советы по обучению пациентов. 2015; 98 (10): 1287-1291. D0I:10.1016/ j.pec.2015.08.011. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

11. Лорд Л., Кларк-Картер Д., Гроув А. Эффективность вмешательств по обучению коммуникативным навыкам при нераковой помощи в конце жизни в больницах неотложной помощи: систематический обзор. Поддержка Palliat. 2016; 14: 433-444. DOI: 10.1017 / S1478951515001108. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

12. Пильник А., Труссон Д., Бик С., О'Брайен Р., Голдберг С., Харвуд Р. Использование анализа разговоров для информирования ролевой игры и моделирования взаимодействия при обучении навыкам общения для медицинских работников: определение возможностей для дальнейшего развития с помощью обзорного обзора. BMC Med Educ. 2018; 18: 267. DOI: 10.1186 / s12909-018-1381-1. [CrossRef] [Google Scholar]

13. Комитет Института медицины по качеству медицинской помощи в А.В: Человеку свойственно ошибаться: создание более безопасной системы здравоохранения. Л. Т., Корриган Дж. М., Дональдсон М. С., редакторы. Вашингтон: National Academies Press (США) Copyright 2000 Национальная академия наук; 2000. [Google Scholar]

14. Хаусберг М.К., Хергерт А., Крегер С., Буллингер М., Роуз М., Андреас С. Повышение коммуникативных навыков студентов-медиков: разработка и оценка программы подготовки бакалавров. BMC медицинское образование. 2012; 12: 16. DOI: 10.1186 / 14726920-12-16. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

15. Мур П.М., Ривера Меркадо С., Грез Артигес М., Лори Т.А. Тренинг коммуникативных навыков для медицинских работников, работающих с онкологическими больными. Кокрановская база данных Syst Rev.2013; 2013 (3): Cd003751. [PubMed] [Google Scholar]

16. Bylund CL, Brown RF, Lubrano di Ciccone B, Diamond C, Eddington J, Kissane DW. Оценка компетентности фасилитатора в комплексной программе обучения коммуникативным навыкам. Med Educ. 2009; 43 (4): 342-349. DOI: 10.1111 / j.1365- 2923.2009.03302.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.