КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ И ИХ УСПЕШНОСТЬ В УЧЕНИИ
М.В. Воробьева
Подростковый возраст (отрочество) это переход от детства к взрослости. Это период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с окружающими.
Как отмечается в исследованиях отечественных психологов (И.В.Дубровиной, И.А.Зимней, И.С.Кона, Р.В.Ов-чаровой, А.А.Реана, Н.Н.Толстых), привлекательность занятий и интересы подростка в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Естественно, что коммуникативная сторона является важнейшей составляющей его учебной деятельности, которая осуществляется в общении с учителями и со сверстниками.
Учеба в школе занимает большое место в жизни подростка. Учебная деятельность составляет основу социальной ситуации развития в подростковом возрасте. Учение представляет собой субъектную деятельность, в которой подросток, выступая как субъект, осваивает общественно-значимой опыт и превращает его в личное достояние [6].
С содержательной стороны учебная деятельность, как все другие основные виды деятельности, включает и познавательные, и преобразующие (трудовые), и ценностно-ориентировочные элементы, реализация которых возможна только в процессе взаимодействия с другими людьми: педагогами, одноклассниками [1].
В отрочестве меняется внутренняя позиция по отношению к школе и учению. Так, если в детстве, в младших классах, ребенок был психологически поглощен самой учебной деятельностью, то теперь подростков в большей мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками. Именно взаимоотношения становятся основой внутреннего интереса в отрочестве [2;3].
Подросток, не игнорируя учение, придает особое значение общению. В общении со сверстниками он расширяет границы своих знаний, развивается в умственном отношении, делясь своими знаниями и демонстрируя освоенные способы умственной деятельности. Общаясь со сверстниками, подросток постигает разные формы взаимодействия человека с человеком, учится оценивать реальные результаты и возможные последствия своего и чужого поступка, высказывания, эмоционального проявления.
Эрудированный подросток пользуется авторитетом у сверстников, что побуждает его приумножать свои знания. При этом сами по себе знания доставляют подростку истинную радость и развивают его мыслительные способности. Знания, которые получает подросток в процессе учебной деятельности в школе, также могут приносить ему удовлетворение [4].
Как отмечается в ряде исследований, направленность на познавательную деятельность на достаточно высоком уровне имеется лишь у 40% старшеклассников. Что касается представителей подросткового возраста, то у подавляющего большинства учащихся особенно важную роль играют общение со сверстниками и другие побуждения. Исходя из этого, следует полагать, что познавательная деятельность может быть для ученика внутренне более приемлемой, если она позволяет одновре-
менно удовлетворять те потребности, которые у него более развиты [2; 4; 5].
Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других - быть признанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения учащихся средних классов.
Разными способами стараются подростки завоевать симпатию и уважение товарищей, занять заметное положение в классе.
Одни ради этого по-разному "геройствуют". Нередко, чтобы "прогреметь", подросток нарочно нарушает требования взрослых и правила дисциплины. Такие поступки имеют смысл саморекламы.
Другие ребята ради завоевания симпатий и популярности всячески стараются развлечь товарищей: паясничают, выкидывают всевозможные номера с расчетом на зрителей и слушателей. Отношение одноклассников к такому подростку во многом зависит от других его качеств, но все же, как правило, классные шуты и "клоуны" не пользуются уважением товарищей, хотя и являются "заметными" в классе: к ним относятся терпимо, если ребятам хочется повеселиться, а в других ситуациях школьники сердятся, обижаются, одергивают их, гонят от себя. Старшие подростки считают такое поведение глупостью, "младенчеством".
Заинтересованность подростка в уважении и признании сверстников делает его чутким к их мнениям и оценкам. Замечания, недовольство и обиды товарищей заставляют его задуматься о своих поступках, обращают его внимание на себя, помогают увидеть и осознать собственные недостатки. Потребность в хорошем отношении товарищей вызывает желание исправить их. Умение ориентироваться на требования сверстников, учитывать их - очень важное качество подростка, которое необходимо для благополучия в отношениях с товарищами.
Развитие внутренней жизни подростка, как подчеркивает И.С.Кон, рождает у него потребность в личном друге, с которым можно всем поделиться и обо всем посоветоваться, найти у него поддержку и помощь. Поэтому возникают особые требования к дружеским отношениям - откровенности и пониманию, чуткости и отзывчивости, сопереживанию и умению хранить тайну. Общение, в котором каждый раскрывает другому самое важное и сокровенное, обогащает обоих, позволяет лучше понять и осознать то, что происходит в собственной душе [2].
Дружба подростков очень эмоциональна, насыщена множеством переживаний по поводу их отношений, а сами отношения являются предметом размышлений каждого.
Подросток старается разобраться и понять, что именно в отношениях и товарище ему нравится и не нравится: он анализирует и оценивает его поступки и собственные, сравнивает товарища с собой, старается понять цели и мотивы поступков, особенности его отношения и своего к нему.
Исключительная важность товарищеских и дружеских отношений заключается в том, что подростки, в полном смысле слова, воспитывают друг друга. Каждый предъявляет другому целую систему требований и следит за их выполнением, а если они не выполняются, то в качестве наказания используется такое сильное средство, как отказ от общения. Подростки очень тяжело переживают такую ситуацию.
Если отношения с одноклассниками не ладятся, если
близких товарищей нет или дружба вдруг распалась - это драма для подростка. Даже временные неполадки с одноклассниками переживаются остро. Переживание одиночества тяжко и невыносимо для подростка. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками толкает его на поиск товарищей и друзей за пределами школы. Как правило, он их находит. Не обязательно они бывают плохими, но возможность отрицательного влияния велика: когда подросток одинок, он часто становится неразборчивым в выборе товарищей и уже доволен тем, что его приняли в компанию.
Таким образом, подростковый возраст характеризуется важными изменениями в социальных связях и социализации, так как постепенно решающее значение в жизни подростка все больше обретает не семья, а группа сверстников, выступающих источником референтных норм поведения и получения определенного статуса.
Анализ теоретических положений, отражающих проблему соотношения учения и общения в психологии подростка, позволил предположить, что успешность в учебной деятельности школьников-подростков и их успехи в общении с одноклассниками тесно связаны между собой, но эта взаимосвязь имеет неоднозначный характер.
Для проверки данного предположения мы провели эмпирическое исследование, в котором участвовали школьники 9-х классов средней школы №11 города Кургана в количестве 60 человек.
Одной из задач нашего исследования было определение успешности учения, которую мы устанавливали с помощью метода экспертных оценок. В качестве экспертов выступили учителя и классные руководители.
На основании их оценок все девятиклассники, участвующие в эксперименте, распределились по трем группам успешности: хорошо успевающие; среднеуспеваю-щие; слабоуспевающие.
Для выявления успешности подростков в общении с одноклассниками мы использовали метод социометрии, в котором были представлены три критерия: структурно-организационный, интимно-личностный и критерий, позволяющий выявить социометрический статус школьников-подростков в совместной деятельности.
Анализ результатов социометрии по всем критериям показал, что в группу "звезд" попали большинство учащихся с хорошей и средней успеваемостью, а группу "изолированных" и "отвергаемых" в основном составили слабоуспевающие подростки. Результаты выборов по отдельным критериям подтверждают общие показатели: по структурно-организационному критерию и, особенно, по критерию совместной деятельности "звездами" являются большей частью хорошо успевающие учащиеся. По критерию интимно-личностного общения одноклассники выбирают чаще всего среднеуспевающих учеников. Слабоуспевающие получили наибольшее по сравнению с другими учащимися количество отрицательных выборов как по критерию структурно-организационного взаимодействия и критерию совместной деятельности, так и в интимно-личностном общении. В то же время, количество "слабых' учащихся, составивших группу "предпочитаемых", примерно равно количеству школьников с хорошей и средней успеваемостью, оказавшихся в такой же социометрической группе. Отсюда следует, что девятиклассники воспринимают этих ребят как "своих", но не рассматривают их как близких друзей или организаторов школьных дел.
В дополнение к социометрической методике для изучения успешности общения подростков с одноклассниками мы использовали методику определения уровня
коммуникативных и организаторских склонностей "КОС".
Анализ результатов показал, что коммуникативные склонности наиболее выражены у слабоуспевающих учащихся: 83% от общего числа представителей данной группы характеризуются высоким уровнем развития общих коммуникативных способностей. В то же время, развитие организаторских способностей у большинства школьников со слабой успеваемостью соответствует низкому уровню. Высокий уровень организаторских способностей выявился у большинства хорошо успевающих девяти-классников(54%). При этом данная группа школьников показала средние значения по уровню развития коммуникативных склонностей. Среднеуспевающие учащиеся в большинстве своем составили группу со средним уровнем развития коммуникативных склонностей и организаторских способностей.
Исследование коммуникативных качеств девятиклассников мы продолжили в направлении изучения их мотивации аффилиации, эмпатийных способностей, особенностей поведения в конфликте.
Используя для диагностики учащихся опросник "Мотивация аффилиации" (РС.Немов, 1995), мы не выявили значимых различий у школьников с разной успешностью в учении. Все девятиклассники, независимо от успешности в учении, показали результаты, соответствующие среднему уровню аффилиации, то есть потребность подростков в установлении и сохранении на долгое время добрых, эмоционально положительных отношений с окружающими людьми выражена умеренно. Для всех школьников, участвующих в эксперименте, также средней оказалась тенденция "быть отвергнутым", которая проявляется высокой чувствительностью к отвержению, в неуверенности, скованности, недоверии к окружающим.
Для изучения эмпатийных способностей старших подростков мы использовали методику В.В.Бойко,кото-рая позволяет определить наиболее предпочитаемый канал эмпатии (рациональный канал; эмоциональный канал; интуитивный канал; установки, способствующие эмпатии; проникающая способность к эмпатии; идентификация в эмпатии), а также общий уровень развития эмпатийных способностей.
Результаты диагностики показали, что школьники с разной успеваемостью в общении используют разные каналы эмпатии, то есть не обнаружилось преобладания какого-либо канала эмпатии, выделяемого учащимися из разных групп успешности в учении.
Также не выявились значимые различия в уровне развития эмпатийных способностей у подростков, относящихся к разным группам успешности в учебе. Большинство учащихся независимо от успеваемости характеризуются средним уровнем развития эмпатии.
Определяя характер поведения подростков в конфликтных ситуациях с использованием методики К.Томаса, мы установили, примерно 30% учащихся независимо от успешности в учебе выбрали "сотрудничество" как наиболее подходящую для себя стратегию поведения в конфликте. Кроме того, около 25% от общего числа девятиклассников, составляющих разные группы успешности, предпочли использовать несколько стратегий. При этом обнаружилась некоторая связь между успешностью школьников в учении и их выбором предпочитаемой стратегии поведения в конфликте. Хорошо успевающие учащиеся выбрали наряду со стратегией "сотрудничества" "компромисс", среднеуспевающие предпочли кроме "сотрудничества" "приспособление", а слабоуспевающие в качестве второй по значимости выбрали "избегание".
Полученные результаты говорят о том, что в классе все учащиеся стремятся сохранять положительное отно-
шение друг к другу. В то же время, осознавая свои возможности для реализации этой задачи, школьники с разной успешностью в учении выбирают разные способы ее решения, ассоциируя их со стратегиями поведения в конфликтных ситуациях.
Для изучения взаимосвязи успешности в учении и характера сформированности коммуникативных качеств старших подростков мы применили корреляционный анализ с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Результаты корреляционного анализа показали наличие умеренных положительных корреляций между успешностью в учебной деятельности девятиклассников и некоторыми их коммуникативными качествами: мотивацией аффилиации и эмпатийными способностями. В частности, обнаружилась умеренная положительная корреляционная связь между успешностью в учении и такими качествами как боязнь быть отвергнутым и другим мотивом аффилиации - стремлением к людям.
Также выявилась умеренная положительная корреляционная связь между уровнем успеваемости старших подростков и таким их коммуникативным качеством, преобладающим в эмпатийных способностях, как эмоциональный канал эмпатии.
Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Девятиклассники с разной успешностью в учении характеризуются и разной успешностью в общении, что находит свое отражение в их социометрическом статусе в классе: "звездами" являются хорошо - и среднеуспева-ющие учащиеся, а "изолированными" и "отвергаемыми"-слабоуспевающие школьники.
2. Коммуникативные качества подростков с разной успеваемостью имеют определенные отличительные особенности: коммуникативные склонности наиболее выражены у слабоуспевающих учащихся, но развитие организаторских способностей у большинства школьников со слабой успеваемостью соответствует низкому уровню. Высокий уровень организаторских способностей и средний уровень коммуникативных склонностей выявился у большинства хорошо успевающих девятиклассников. У среднеуспевающих девятиклассников обнаружился средний уровень развития коммуникативных склонностей и организаторских способностей.
3. Обозначилась некоторая связь между успешностью школьников в учении и их выбором предпочитаемой стратегии поведения в конфликте. Хорошо успевающие учащиеся выбрали наряду со стратегией "сотрудничества" "компромисс", среднеуспевающие предпочли кроме "сотрудничества" "приспособление", а слабоуспевающие в качестве второй по значимости стратегии выбрали "избегание".
Представленные результаты исследования подтверждают наше предположение о том, что в старшем подростковом возрасте успехи в учении неоднозначно взаимосвязаны с успешностью в общении. Слабоуспевающие подростки не популярны в классе, так как не компетентны в учебной деятельности. В то же время, их признают своими, так как они всегда проявляют интерес и готовы к общению. Но именно учащиеся со слабой успеваемостью нуждаются в более пристальном внимании к себе со стороны психологов и педагогов с целью оптимизации их общения с одноклассниками, которое, в свою очередь, будет способствовать формированию у таких школьников положительной учебной мотивации.
Список литературы
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов.- М.:
Логос,2001.
2. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1982.
3. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учебное
пособие для студентов психол. факульт. универерситетов. - М.: Академия, 2003.
4. Прихожан А.М.,Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. - М.:
Знание,1990.
5. Психология подростка: полное руководство /Под ред. А.А.Реана. -
СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
6. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.:
Просвещение, 1991.
ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЕ ЛИЧНОСТИ
И.А. Николаева
Ценности являются предметом изучения во многих дисциплинах - философии, социологии, культурологии, социальной психологии и других социальных и гуманитарных дисциплинах. В большинстве современных подходов рассматривается культурно-историческое бытие ценностей, их содержание, а также главная их характеристика
- иерархия.
Для нас представляет интерес бытие ценности в индивидуальном сознании личности. Мы не рассматриваем ценность как нечто внешнее и имеющее внешнюю природу по отношению к индивидуальному сознанию. Мы не согласны с таким подходом, что человек "узнает" о ценностях как о чем-то внешнем по отношению к нему и усваивает их либо отвергает. Мы исходим из того, что природа ценности не только культурно-исторична, но и психологична. Природа ценности - в пристрастности, эмоциональной избирательности человеческой психики, сознания.
Данное утверждение приводит к тому, что в психологии ценности могут и должны изучаться с принципиально иных позиций, чем это делается в массовых исследованиях до сих пор. В психологии возможно не только содержательное изучение ценностей личности и их иерархии, соответствующее культурно-историческому подходу к ценностям, но структурное и динамическое изучение их общепсихологических характеристик. Общепсихологическое изучение ценностей означает, в том числе, подход к ценностям как к психическим процессам, состояниям и свойствам личности. Описаниями разнообразных проявлений ценностной сферы личности насыщена художественная и философско-психологическая литература, но систематическое психологическое изучение их структуры и, тем более, взаимосвязей отсутствует.
Понимая ценность как общепсихологические явление - как ценностное состояние индивидуального сознания, как устойчивое свойство ценностной сферы личности, как ценностный процесс, осуществляемый индивидуальным сознанием, еще раз подчеркнем нерасторжимость ценности и сознания. "Ценностные состояния" -это состояния сознания, окрашенные ценностными переживаниями или переживаниями ценностных отношений. В отличие от эмоций, ценности как состояние и как процесс появляются на уровне человеческой психики, сознания и соответствуют более высокому уровню отражения, который отличается от прежнего масштабом пространственно-временного отражения.
Генетическую взаимосвязь эмоций и ценностей обосновывают в своих работах Б.С. Алишев, Л.М. Веккер, А. Ленгле, Р.Х. Шакуров.
В концепции Б.С. Алишева [1] личностные ценности
- это высокая степень обобщения индивидом функцио-