УДК 342.12
КОММУНИКАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ НАРОДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Л.А.Мищенко
Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: mishenko.1948 @ mail, ш
В данной статье объясняется народное инструментальное искусство как система специфических условностей, кодов и как коммуникативный канал передачи музыкальной информации из поколения в поколение, от автора музыки (анонимного) или композитора к исполнителю, от исполнителя к слушателю.
На конкретных примерах показаны функции современных направлений в народном инструментальном искусстве на основе творческой деятельности различных коллективов, которые расширяют границы функционирования народного инструментального искусства, выходят за пределы фольклорного музицирования, обогащая академическими традициями и проникая в сферу «элитарного» искусства.
Современное народное инструментальное искусство выполняет коммуникативные функции меяеду прошлым и будущим, что сегодня является механизмами и путями трансляции важной информации об истории, культуре и искусстве далекого прошлого России, Европы, Востока, а также способствует совершенствованию народного инструментализма.
Ключевые слова: народное инструментальное искусство, исполнительство, музыкальная коммуникация.
На протяжении многих веков народные музыкальные инструменты и фольклорная (народная) музыка развивались в тесной взаимосвязи с историей народов, их этнокультурными особенностями и религией. В процессе эволюции народное музыкальное инструментальное творчество шло своим путем, не вступая в противоречия с профессиональным, «высоким» искусством. В культуре ряда стран мы наблюдаем взаимодействие народно-художественного (профанного) и профессионального (часто сакрального) творчества.
Исследования инструментальной музыки, народных инструментов России и различных народов, дают представление о великом предназначении инструментального искусства, а также ценности русской национальной инструментальной культуры и ее неповторимой самобытности. На протяжении всей истории человек посредством инструмента выражал свое конкретно-чувственное отношение к другим людям и окружающему миру.
Анализ многообразия форм и функций народного инструментального творчества и мелоса народной музыки обнаруживает общие черты, и даже единые истоки развития музыкального инструментального творчества. Прослеживается тесная взаимосвязь и взаимопроникновение народной музыкально-инструментальной культуры и «высокого», «элитарного» национального и мирового искусства. В России, как и других странах, это приводит к синтезу народного, «низкого» и элитарного, «высокого» видов художественного творчества и как следствие - к появлению академического, профессионального исполнительства на народных инструментах, созданию системы специального образования, появлению композиторской школы.
Народно-инструментальное искусство - это огромный пласт мировой музыкальной культуры человечества. К сожалению, до настоящего времени недостаточно глубоко и всесторонне исследовано. Что следует иметь в виду под народноинструментальным искусством? Прежде всего, это искусство бесписьменной традиции, которое в процессе эволюции стало не только профессиональным, но и вобрало в себя творческую деятельность мастеров по созданию музыкальных инструментов и их усовершенствованию, сочиненные произведения в разные исторические периоды, как безизвестными авторами, так композиторами и исполнительство на этих инструментах. К этому стоит добавить весьма важную особенность, рассматриваемая проблема имеет межнациональную связь, историческую обусловленность. Поэтому данное искусство следует рассматривать как систему специфических условностей, кодов и как коммуникативный канал передачи музыкальной информации из поколения в поколение, от исполнителя к слушателю, от композитора к исполнителю.
Звучание музыки - это та реальность, когда человек, соприкасаясь с ней, через музыку и музыкальный опыт получает знания. Стоит согласиться с Ю.М. Лотманом в том, что выступая механизмом памяти, символы переносят какие-либо образования и тексты из одного пласта культуры в другой.
Инструментальная музыка - явление эстетического порядка и носит творческий, деятельный характер. Человек создал в музыкальном искусстве материальные и духовные ценности и способствует их воспроизводству, сохранению, регуляции, развитию и передачи специфической информации. Такая информация в музыкальной деятельности передается с помощью музыкального языка, различных способов её прочтения. В процессе создания произведения композитором, идет преобразование идеи и содержания произведения в графические знаки - ноты, клавиры, партитуры, обозначения темпов, штрихов, агогики и т.д. В процессе исполнения произведения идет коммуникация произведения слушателю, постижение и восприятие людьми данной информации и все это зависит от богатства ассоциативного мышления, музыкального опыта и т.д. Этот процесс способствует тому, что полученная информация, может стать основой для создания новой информации. В таком процессе музыка выступает в роли информации, передающей опыт накопленных знаний между различными эпохами, поколениями людей. Музыка и её язык является средством коммуникации и передачи информации в культурном социуме, моделируя явления жизни, внутренние переживания. В ней выражен весь богатый мир человеческих переживаний, чувств, различного рода эмоций и передается все это с помощью сложной системы знаков и символов. Помимо звучания и записи нот, в музыке есть и формальные аспекты языка - это выражения синтаксиса, форма и фактура произведения.
Музыка, записанная нотами, по сути, условна и только сознание человека, его интеллектуальное мышление наделяет её смыслом. Она является миром символов, смысл которого передавать информацию, складывающуюся из звуков, ритмов, темпов, ладов, мелодии, гармонии.
«Как всякая знаковая система, искусство имеет свой исторически и национально обусловленный код, свою систему условностей. Общение между народами и освоение культуры прошлого делают эти исторически и национально обусловленные системы общедоступными, вводят их в арсенал художественной культуры человечества. Коммуникативно-информационная функция искусства позволяет людям обмениваться мыслями, дает возможность человеку приобщаться к историческому и националь-
ному опыту, далеко отстоящему от него эпохально и географически. Тем самым искусство повышает духовный потенциал и общность человечества»1.
Музыкальное искусство, в том числе инструментальное, объединяет людей, формирует строй чувств и мыслей людей, формирует целостную личность, обладает большим спектром функций, что подтверждается многими примерами из истории человечества и на некоторых из них необходимо остановиться. Уже доказано, что информация, передаваемая при помощи музыкальных инструментов и на языке музыки, более доступна, нежели язык слова и обладает большим спектром функций.
По мнению Ю. Борева искусство обладает рядом функций - катарсическо-компенсаторной, внушающей, эстетической, гедонистической. К этому стоит добавить и другие, такие как образовательная, воспитательная, развлекательная, организующая, дисциплинирующая. На наш взгляд, народно-инструментальное искусство в своей основе имеет системообразующую функцию по формированию интеллектуально-гармоничной личности и направлено на социализацию личности. Воздействие искусства на личность имеет общечеловеческое, историческое и национальное значение. Народная музыка и народные музыкальные инструменты это мировое взаимосвязанное и взаимообусловленное социокультурное явление.
Народно-инструментальное искусство, без преувеличения, имелось во всех странах на ранних исторических периодах развития, но в настоящее время, у ряда народов пришло в забвение. Более того, анализируя устройство, форму и способы звукоизвлечения ряда инструментов приходим к пониманию того, что у разных народов многие инструменты очень схожи и в этой связи для ученых, исследовавших историю инструментов, зачастую трудно определить их первородность. На это указывает доктор искусствоведения М.И. Имханицкий «...при подходе с позиций "первород-ности", аналоги русским рожкам, жалейкам, свирелям обнаруживаются в простейших дудочках древних Китая, Индии, Египта; гуслям щипковым - в древневосточном псалтериуме; всегрифные щипковые ("тамбуровидные") имеют истоки в древнем тамбуре, уде; русский смычковый гудок - в древнеарабском ребабе и т.д. При этом не имеет значения и тот факт, появились ли идентичные инструменты у разных народов независимо друг от друга или были привнесены от одного народа к другому. В основу определения инструмента в качестве народного более логично положить не этническую "исконность" прототипа, не фактор "создания народом", "изготовление в народе", как это определяется во многих авторитетных современных справочниках и научных изданиях, а критерий традиционности бытования»2.
Как известно, музыкальные инструменты возникли в глубокой древности и выполняли на ранних исторических этапах утилитарную функцию: использовались в обрядах и жертвоприношениях, в военном и охотничьем деле, в сельскохозяйственных работах. Особенно на ранних этапах исторического развития общества музыкальные инструменты были средством социального общения, что не утратило своей актуальности и сегодня.
Постепенно музыкальные инструменты совершенствовались, равно как и исполнительство на них, что в итоге привело к созданию условий для становления и развития исполнительского искусства. На первых порах становления самостоятельного направления инструментального искусства в основе исполняемых произведений
1 Борев Ю.Б. Эстетика/Ю.Б. Борев. - 3-е изд. - М.: Политиздат, 1981. - С. 142.
2 Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах/ М.И. Имханицкий. -М.: РАМ им. Гнесиных,2002. - С.18.
лежали народные песни, национальные наигрыши, появилась музыка сопровождающая танцы, песню.
Инструментальное искусство на протяжении веков развивалось с учетом потребностей общества, отражая социальные и исторические особенности эпох. Если на ранних этапах развития инструментальное искусство было бесписьменным, безавтор-ским, то в последствие, с появлением композиторского искусства, появляются имена создателей более совершенных инструментов и профессиональных исполнителей, которые дарили своё искусство слушателям.
В настоящее время музыкальная народно-инструментальная культура является той доминантой, вокруг которой необходима выработка единого отношения к прошлому в контексте мировой музыкальной культуры. Именно она несёт в себе то, что создано человеком в прошлом и будет в будущем и в этом велика социальная значимость народной музыкальной инструментальной культуры.
Инструментальная музыка - явление эстетического порядка и носит творческий, деятельный характер. Во многих определениях известных ученых, музыкантов, творческих людей в краткой форме изложена суть музыки, а вместе с тем инструментального искусства в жизни человека и общества. «Музыка - универсальный язык человечества» (Г. Лонгфелло), «Музыка является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душа» (Б. Ауэрбах), «Музыка - посредница между жизнью ума и жизнью чувств» (Л. Бетховен), «Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник выражения там, где речь умолкает» (Э. Гофман), «Музыка показывает человеку те возможности величия, которые есть в его душе» (Р. Эмерсон).
Процесс совершенствования всех направлений в искусстве привел к появлению профессионального, классического направлений. А народные, профанные музыкальные инструменты во многих странах развивались своим путём, не вступая в противоречия с профессиональным элитарным искусством. Оба направления в искусстве выполняли свои особые функции - транслировали из века в век музыкальную информацию, знакомя слушателей с творениями далекого прошлого. В этом смысле музыкальные инструменты выполняли и выполняют функцию транслятора информации о временах, народах, его жизни, труде, быте досуге, развлечениях.
В настоящее время актуализируется проблема контактов и культурных связей между народами и странами. Причиной тому служит интенсивный обмен культурными, экономическими, образовательными достижениями. По существу идет стремительный диалог между странами и культурами. Говоря о диалоге между странами, следует особо выделить такой процесс и в образовательной, и музыкальной сферах. Достижением последнего времени стало обучение студентов в разных странах. Не миновали этой участи и творческие вузы, такие как институты искусств и культуры. Сегодня российские студенты, в том числе из периферийных вузов, получают возможность по взаимообмену обучаться в вузах своего профиля в разных странах, где налажены культурно-образовательные контакты, а также посещать многие страны с творческими поездками - в Европе, на Ближнем и Дальнем Востоке, Латинской Америке, Африке.
За рубежом российские музыкально-творческие коллективы показывают национальную музыкальную культуру, народные танцы, песни, костюмы. А демонстрация народного искусства песни и танца идет при непосредственном участии народных музыкальных инструментов.
С древнейших веков человечество стремилось к культурной коммуникации через знакомство с искусствами разных стран и народов. Это осуществлялось посредством изучения всего ценного как в своей культуре, так и в культурах других цивили-
заций. К примеру, русичами взаимствовались из других культур и цивилизаций музыкальные инструменты. Где-то шло подражание в создании национального варианта инструментов и их использовании, а в большинстве своем шёл процесс усвоения идей и ценностей на основе взаимопонимания и диалога культур. Музыкальное инструментальное искусство являлось и является самим коротким путём постижения культуры разных стран, оно не требует переводчиков.
Если обратимся к давней истории музыкального искусства, то найдем массу артефактов, говорящих о том, что многие музыкальные инструменты завозились в Россию из разных стран путешественниками, торговыми людьми и музыкантами. Эти инструменты (гармоники, мандолины, скрипки, различные духовые, ударные и клавишные) приживались на данной территории, равно как и исконно русские народные инструменты благодаря российским музыкантам оседали далеко за рубежами страны и до сих пор культивируются в социокультурном пространстве США, Канады, Австралии, Германии, Польши и мн.др. странах. К таким феноменам следует отнести балалайку, оркестры и ансамбли русских народных инструментов, с которыми познакомил В.В. Андреев весь мир в конце XIX - начале XX столетий.
Сегодня можно наблюдать процесс уравновешенного взаимодействия музыкальных культур, в результате которого сохраняется национальная самобытность и развитие культурного многообразия. В таком процессе укрепляется международная система доверия и взаимопонимания. Как часто мы наблюдаем события такого порядка, прежде чем страны установят политические и экономические связи, им предшествует музыкальный «десант», который выполняет функцию моста в налаживании межгосударственных контактов. Музыканты профессионалы и любители быстрее всего находят точки взаимодействия и понимания в том, что культурные ценности, духовную самобытность одного народа можно представить в музыке инструментальной, вокальной, танцевальной. А это в свою очередь стимулирует обратный процесс, т.е. желание познать культуру и искусство другого народа.
Диалог подразумевает разговор между двумя или несколькими лицами, а, по мнению культуролога А.И. Арнольдова, он обозначает «некую золотую середину между опасной человеческой изолированностью и массовой унификацией. Диалог предполагает, что все люди различны, но ценя свою индивидуальность, они одновременно уважают и другого человека, внимательно выслушивая его, искренне стремятся его понять и воспринять»3.
Особенно показателен диалог в музыкальной культуре восточных славян. В настоящее время в различных странах проводится бесчисленное количество фестивалей и конкурсов народной музыки, где важную роль выполняют народные музыкальные инструменты - струнные, ударные, духовые. Зачастую инструменты в разных странах схожие по внешнему виду и различны по функциональному назначению. Но в целом они дают представление об особенностях музыкальной культуры, мелосе и ритмике того или иного народа.
Смысл всех международных музыкальных мероприятий (фестивалей, конкурсов) сводится к тому, чтобы народы стали мирно жить и трудиться, ставя во главу угла общечеловеческие ценности, чтобы культурное сотрудничество несло взаимообо-гащение и дополняло друг друга. Страны и народы, включающиеся в процесс культурного диалога, должны быть ориентированы на открытость и взаимодействие, на способность к пониманию иных духовных и материальных ценностей музыкальной культуры, желание интегрироваться в общую музыкальную культуру, но при этом со-
3 Арнольдов А.И. Диалог культур: веление времени/ А.И. Арнольдов. - М., 2001. - С.23.
хранять свою уникальность, самобытность, неповторимость. Для таких процессов характерно не только общение, но творческая коммуникация, передача сведений о произведениях, написанных для народных музыкальных инструментов разных стран, знакомство с творчеством коллективов, произведениями композиторов.
По мнению Ю. Борева: «Художественная коммуникация - это осуществление интеллектуально-творческой взаимосвязи автора и реципиента, передача последнему художественной информации, содержащей определенное отношение к миру, художе-
4
ственную концепцию, устойчивые ценностные ориентации» .
Если мы говорим об инструментальном искусстве, то имеем в виду создателей инструментов, композиторов и исполнителей, которые создают свои произведения для зрителя, слушателя. В таком процессе имеется три звена: создатель (композитор) - процесс трансляции (коллективом или отдельным исполнителем) - слушатель, зритель.
С появлением композиторов и искусства создания музыкальных произведений стало появляться новое направление в искусстве - инструментальная музыка - как образное осмысление действительности, как процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в художественном образе, как творчество, направленное на отражение интересующего не только самого автора, но и других людей средствами музыкальных инструментов. Для человечества музыкальное искусство наряду с наукой стало одним из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.
В масштабах всего общества, музыкальное инструментальное искусство стало особым способом познания и отражения действительности, одна из форм художе-ственно-музыкальной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры, как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.
Музыкальный инструментарий, как и вся инструментальная музыка, в своём развитии прошли такие же исторические периоды, как и другие виды искусств и формировались в условиях конкретных исторических, экономических, политических условиях той ли иной страны.
В исследованиях древнейших пластов инструментального искусства ученые использовали самые различные артефакты - археологические находки, летописи, устное народное творчество, административно-духовную литературу и др. Картину музыкальной жизни средневековой Европы, к примеру, можно реконструировать по изображениям на рельефах, в рукописях, на картинах и на церковных витражах. Разные источники свидетельствуют, что музыкальная инструментальная культура, к примеру, Средневековья, была менее богатой, чем в древних цивилизациях Греции и Рима. Очевидно, не существовало четкой границы между народной и профессиональной музыкой.
Музыкальные инструменты в Европе, в средневековый исторический период, чаще всего использовались для аккомпанемента пению, менестрели и трубадуры предпочитали бурдонные инструменты типа харди-гарди и волынки. На инструментарий Западной Европы этого периода сильное влияние оказывала ближневосточная традиция. Завоевание арабами Испании и крестовые походы на Ближний Восток привели к введению в обиход неизвестных ранее инструментов, а также к усовершенствованиям прежних.
4 Борев Ю.Б. Эстетика. - 3-е изд. - М.: Политиздат, 1981. - С.318.
Сегодня роль коммуникативного канала - из прошлого Средневековья в настоящее время, выполняют музыкальные коллективы старинной музыки. Эти коллективы уникальны, т.к. работают в том жанре и играют музыку на инструментах далекого Средневековья, не покидая установленных исторических границ. Ярким примером тому, являются ансамбли старинной музыки из г. Москвы «Пфайфер», ансамбль «Ладъ», исполняющие музыку средневековья, барокко и ранней классики. Эти коллективы можно назвать аутентичными, т.к. музыканты играют на инструментах европейского Средневековья, восстановленные или вновь созданные, но аналогичные старинным.
Так, в составе ансамбля «Пфайфер» (художественный руководитель В. Парун-цев), на протяжении всей истории коллектива, использовались и используются различные инструменты далекого исторического периода - блокфлейты и волынки, средневековая арфа и колесная лира (харди-гарди), крумхорны и щипковые инструменты (мандолина, уд, лютня барочная и ренессансная, теорба, саз, лютневидная гитара, средневековая арфа), перкуссия (многочисленные и разнообразные ударные). Все это расширяет репертуарные возможности и позволяет коллективу включать в программы позднего средневековья и ренессанса образцы ранней британской, шотландской, арабской музыки.
А самое главное - коллективы исполняют музыку той исторической эпохи, которая заявлена в названии коллективов. Творчество этих музыкантов позволяет современным слушателем познакомиться и познать инструментальное искусство исторически и пространственно удаленного, приобщиться к искусству европейских народов и первых композиторов прошлого.
Наряду с исполнительской деятельностью, в коллективах идет постоянный поиск нового. Музыканты ведут большую исследовательскую работу, что объединяет их и исполняемую музыку, делает её интересной и привлекательной для слушателей.
Важнейшим коммуникативным каналом в трансляции инструментального искусства прошлого являются международные фестивали. Так ансамбль «Пфайфер» принял участие фестивале «Бах XXI век», «Музыка дворцов», «Корни и крона», участвовал в мастер-классах Рене Клеменчича и Михаэля Поша. Ансамбль старинной музыки «Пфайфер» ведет большую просветительскую работу с разными социальными группами населения. Ими была подготовлена театрализованная программа для детей и родителей «Баллады о Робине Гуде». Также в программе коллектива есть рассказ о музыке высокого Средневековья и Возрождения, особенностях звучания инструментов и музыкантах данных эпох, есть программа, посвященная морской тематике, так характерной для Средневековья.
Проекты ансамбля «Ладъ» - это озвучивание произведений первых композиторов: опер «Коронация Поппеи» Монтеверди, «Альцеста» Лю ли, первой русской комической оперы на сюжет О.Аблесимова с музыкой М.Соколовского «Мельник -колдун, обманщик и сват» и «Реквиема» Фукса, а также постановка оперы «Данаиды» Сальери.
География концерно-гастрольной деятельности ансамблей велика и обширна -это Германия, Австрия, Италия, Испания и многие другие страны и города. Это те векторы в деятельности коллектива, которые способствуют популяризации инструментальной музыки, выполняя просветительскую, образовательную, воспитательную, эстетическую и коммуникативную функции.
Музыканты исполняют старинную европейскую музыку на музыкальных инструментах, которые сейчас уже не существуют и были специально ими воссозданы и изготовлены на заказ специалистами из Европы.
Важно и то, что коллективы стали пропагандировать своё искусство и на периферии российского социокультурного пространства. В Белгороде московский ансамбль старинной музыки «Пфайфер» выступил 30 апреля 2013. в Выставочном зале «Родина», а 2 -5 мая 2013 года концерт состоялся в рамках праздника средневековой культуры, проводимого белгородским муниципальным молодёжным клубом «Хранители». Ансамбль исполнял подлинную средневековую музыку, восстановленную по старинным источникам, на реконструированных музыкальных инструментах той эпохи: блокфлейты, средневековая арфа, лютня, колесная лира, крумхорны, разнообразные ударные. Так жители Белгорода получили возможность прикоснуться к далекому европейскому Средневековью, посредством народных музыкальных инструментов, которую подарил им ансамбль старинной музыки «Пфайфер».
Ансамбль исполнителей старинной музыки «Ладъ» (руководитель А. Семёнов), представляет историческую эпоху барокко и ранней классики. Отличительная особенность ансамбля является использование подлинников или копий инструментов ХУП-ХУШ веков. Музыканты в совершенстве владеют этими инструментами и исполняют музыку теми приёмами и в тех манерах, какие были приняты в период создания произведений, т.е. барокко и ранней классики. В 1993 году ансамбль стал лауреатом VIII Международного конкурса аутентичных ансамблей им. Ван Вассенера в Амстердаме.
Записи программ на различные современные носители - это еще один из каналов трансляции инструментального искусства. Сюда можно отнести записи оперы «Мельник - колдун, обманщик и сват», сборника российских песен Г.Теплова «Между делом безделье». В деятельности коллектива есть и совместные работы - с ансамблем «Мадригал» - компакт-диска «Барокко в Германии» (Букстехуде, Телеман, Бах, Шмельцер), а также программы «Барок-н-ролл» (остинатная, танцевальная и медитативная музыка ХУ1-ХУШ веков).
Сегодня представления о музыке и звучании очень древних инструментов далекого прошлого европейской музыкальной инструментальной культуры дают нам и отдельные инструменты. Примером тому служит карильон, установленный в Белгороде, звучание которого белгородцы имеют возможность слушать каждый день утром и днём в выходные дни на Соборной площади города. Карильон - это ударный колокольный инструмент, пришедший в Россию из Европы.
В России на сегодняшний день всего четыре инструмента и один из них находится в г. Белгороде. Другие инструменты находятся в г. Санкт-Петербурге, на западном побережье Крестовского острова (Приморского парка Победы), в Петергофе, в Кондопоге.
Имеются карильоны и в таких городах мира как: Киев, Каунас, Клайпеда, Белград, Берг, Канберри, Калгари, Мехико (специальная башня высотой 125 метров, самый высокий в мире карильон), Рига.
Устроен карильон следующим образом - на площадке в подвешенном состоянии находятся колокола на различной высоте, отлитые из латуни. Устройство очень похожее на колокольни, которые используются в ансамбле «Колокола России», но звукоизвлечение осуществляется при помощи ударов кулаками по клавиатуре.
Кстати сказать, для г. Белгорода карильон приобретен губернатором для областной филармонии. Наряду с органом, в концертах будет звучать и карильон, принося необыкновенное наслаждение любителям музыки. Принято считать, что только богатые города мира имели возможность приобрести такой удивительный и вместе с тем очень дорогой инструмент. Вероятно, наш Белгород относится к таким городам. Но самое главное то, что город, благодаря музыкантам из разных оркестров, равно
как и концертным выступлениям всемирно известных инструменталистов, оркестров, ансамблей является перекрестьем и пространством для музыкальной коммуникации разных музыкальных культур и исторических эпох.
Появление карильона в Белгороде - это огромное культурное событие. Оно знакомит нас не только с удивительным звучанием инструмента, но и переносит нас в те далекие времена, когда мастера и музыканты создали такие инструменты. Но прежде, чем в России появились эти инструменты, в широком использовании были била и колокола.
Ряд ученых утверждают, что колокола были завезены в Россию из Китая, но есть и другое мнение - колокольное искусство явление сугубо русское, зародившееся еще до принятия христианства и достигшее высот искусства в своем развитии в XVII веке. Колокола в старые времена выполняли различные функции.
С принятием христианства колокола стали атрибутом церкви, поэтому она вырабатывала систему игры, перешедшую в строгую музыкальную традицию. Такая традиция была полностью подчинена тому или иному празднику, обряду, социальному событию.
По утверждению известного исследователя, знатока и ценителя колокольного звона С.В. Смоленского (1843-1904): «Колокольный звон - это один из кладезей народной музыкальной мудрости, искусство народное, созданное и обдуманное простыми людьми - звонарями, певцами, дьячками-пономарями - и хранимое ими в бесписьменной форме, главным образом по преданию. Он также писал (1907г.): «Полагаю, что музыканты не потеряют зря время и не пожалеют, если надумают вникнуть в русский колокольный звон. Колокольные звоны как произведения народного творчества должны быть записаны и обследованы нашими музыкантами-теоретиками у талантливых звонарей»5.
К сожалению, данная область народного музыкального творчества изучена очень слабо. В книге К. Верткова «Русские народные музыкальные инструменты» колокола описаны в двух абзацах, больше информационного материала имеется в работе А. Банина «Русская инструментальная музыка фольклорной традиции».
В мире колокола были известны с древних времён как сигнальный инструмент. В IV-VI вв. в Европе началось производство больших колоколов. Их применяли в праздничных шествиях, для созыва населения, сбора войска и объявления тревоги, подачи сигналов потерпевших бедствие и т.п.
С середины IX в. колокольный звон становится частью церковного обряда. Для колоколов сооружались специальные звонницы и колокольни. Во время церковного звона использовались различно настроенные колокола, на которых использовались определенные (для каждого случая) звоны.
На Руси колокола стали использоваться с XI века. В православной церкви колокольную игру называют благовестом, в несколько колоколов одновременно - трезвоном. Колокольный звон был записан и положен на ноты А.А. Израилевым в 70 годы XIX столетия. Он изобрел акустический прибор для определения числа колебаний звучащего колокола, благодаря чему стало возможным настраивать колокола в определенный тон6.
При изготовлении колоколов, как правило, использовалась бронза. Самые большие колокола были отлиты в России и весили 35, 50 и более тонн. Царь-колокол
5 Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции/ А.А. Банин. - М.: ГРЦРФ, 1997.-С. 129.
6 Там же.
в Московском Кремле весит более 200тонн. Колокола имеют определенную высоту звука. Процесс отливки и настройки колоколов был весьма трудоёмким и длинным. Так, по утверждению АА. Банина, «на изготовление и настройку праздничных колоколов ростовской звонницы потребовалось 7 лет. Первым был отлит колокол «О» в 1682г., «Е» - в 1686, «С» - в 1689г. «Характерно то, что при их одновременном звучании звучит «До мажорное» трезвучие в большой октаве7.
Искусство игры на колоколах передавалось бесписьменным путём и в каждой местности были свои отличительные перезвоны. Но, тем не менее, выработались определенные типы звонов, сложившиеся в русскую музыкальную традицию - это позывные, похоронные, встречные, проводные, будничные, постные, праздничные и
др-
По мнению знатоков в русской колокольной музыке улавливаются ритмика плясовых песен и что-то общее с игрой на гуслях. Умельцы игры на них достигали высокого исполнительского мастерства и владели различными приёмами звонов, отличавшиеся большим мелодическим и ритмическим многообразием. Превосходными считались московские, новгородские, владимирские, псковские звонари.
На Руси, как в древние века, так и сейчас звук на колоколе извлекался путем удара языка о корпус, в других культурах, например в Китае, наоборот ударяли извне по колоколу.
Уникальным явлением для музыкальной культуры Китая были оркестры, в основе своей состоящие из колоколов, расположенных в три ряда. Из анализа раскопок древних захоронений исследователи пришли к выводу, что в далеком прошлом численный состав оркестра провинции Хубэй доходил до 124 человек. Располагался такой оркестр по трем сторонам света, и с каждой стороны был ряд ударных инструментов - в основном колоколов. Наличие подобных инструментов создавало определенное тембровоколористическое звучание, а большое количество исполнителей и инструментов придавало мощь звучанию, что в свою очередь ассоциировалось с мощью государства.
По принадлежности к обслуживающей сфере китайские оркестры народных инструментов имели определенные названия: «увеселительные» - играли на банкетах, торжественных встречах, представлениях, «военные» - сопровождали войска в походах, сражениях, при победоносных возвращениях. Но самую ответственную роль оркестры выполняли в жертвоприношениях. Они являлись своеобразным посредником между миром духов и миром людей, между человеком и Вселенной.
В России в настоящее время колокольная музыка начала возрождаться не только благодаря массовому восстановлению христианских православных храмов, но и как музыкально-исполнительское искусство. Ряд современных музыкантов профессионалов, пришли к пониманию того, что русская культура колокольного звона уникальна и она достойна возрождения и развития.
Так появился коллектив «Колокола России», художественный руководитель Г. Филимонова. Целью коллектива стало возрождение древних православных колокольных традиций. Уникальное направление их деятельности — это воспроизведение творчества русских и зарубежных композиторов, использовавших в своих произведениях музыку колокольного звона.
Музыканты владеют виртуозной техникой колокольного звона, что позволяет им играть как традиционные русские звоны, так и различные музыкальные композиции, раскрывая всю красоту звучания этого уникального инструмента, в том числе
7 Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции/ А.А. Банин. - М.: ГРЦРФ, 1997.-С. 128.
исполняя музыку М. Бородина, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, С. Прокофьева, С. Рахманинова, а также участвовать в Рождественских и Пасхальных праздниках в Кремле, Храме Христа Спасителя и на других площадках.
Коллектив сотрудничает с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Государственным Академическим оркестром народных инструментов России им. Н.П. Осипова, Президентским оркестром, оркестром О.Лундстрема, Калининградским симфоническим оркестром и известными хоровыми коллективами: Государственным Академическим русским народным хором им. М.Е. Пятницкого, Госу-дарственным Академическим русским хором им. А.В. Свешникова и другими прославленными коллективами.
Завораживающие звуки колокольного звона не оставляют равнодушными зрителей на концертах с участием ансамбля «Колокола России». Коллектив много и успешно гастролирует как в России, так и за её пределами - в Америке, Швейцарии, Испании, Югославии, Греции, Германии, Польше, Финляндии, Эстонии, Индии, Корее, Франции.
Важную роль в коммуникации инструментального искусства Запада, выполняют выше названные коллективы, но особого внимания заслуживают коллективы, которые возрождают исконно русские традиции инструментального искусства. Сегодняшним музыкантам, любителям старинной музыки, просто заинтересованным людям, помогают познакомиться с музыкой и инструментами далекого прошлого России музыканты-исследователи, занимающие реконструированием музыкальной древности. Рассматривая российские коллективы, занимающиеся возрождением старинной музыки и инструментов, уместно также назвать такой коллектив как оркестр «Гусля-ры России». Для этого коллектива принципиальной позицией является использование разнообразного репертуара, который включает в себя не только обработки народных песен и фольклорных наигрышей, но и сочинения современных композиторов, произведения русской и мировой музыкальной классики - в оригинальных, неповторимых аранжировках для «гусельного оркестра».
Ведущее направление работы другого коллектива, «Ансамбля рожечников» — возрождение традиционной рожечной культуры. Стиль, в котором играют музыканты, сложился во Владимирской области в середине ХГХ-го века. Репертуар ансамбля составляют рожечные наигрыши и песни Владимирской, Ярославской, Костромской областей России. Московский хор рожечников неоднократно принимал участие в многочисленных всероссийских и международных фестивалях и конкурсах, имеет звание лауреата московского международного конкурса «Этника» 2003 г.
Сегодня многие такие ансамбли досконально исследуют не только жанр и стиль, в котором работают, возрождают не только исконно русские инструменты, коллективное музицирование на них, но и традицию ансамблевого исполнительства. Особого внимания среди этих коллективов заслуживает ансамбль древнерусской музыки и народной импровизации «Русичи». Это единственный в России коллектив, исполняющий в концертной форме русскую национальную музыку на уникальных реконструированных древнерусских музыкальных инструментах ЕХ-ХУШ вв. Именно этот коллектив предоставляет возможность слушателям мысленно перешагнуть в далекое прошлое нашей страны. Особого внимания заслуживают такие программы, как: «Уникальная музыка древней Руси», «Не посрамим земли русской», «Вольница», «Бывали дни веселые», и мн.др.
Отрадно отметить, что в настоящее время многие музыкальные коллективы, наряду с концертной деятельностью ведут большую исследовательскую работу. К числу таких коллективов следует отнести фольклорный ансамбль «Живая Старина».
Участники ансамбля ведут активное изучение и пропаганду региональной русской старожильческой ангарской традиции пения и локальной ангарской народной культуры. Знакомство с традицией ансамбль осуществляет в фольклорно-этнографических экспедициях в районах края. В коллективе «Живая старина» — звучит русская этническая инструментальная музыка, наполненная духом русского веселья, с инструментальными версиями самых знаменитых русских народных песен.
Классическую музыку, равно как и произведения композиторов разных времён и народов транслируют такие всемирно известные народно-инструментальные коллективы, как: «Терем квартет», «Белый день», «Скоморохи», «Сказ», «Скиф» и многие другие высоко профессиональные инструментальные ансамбли и народнооркестровые коллективы. Деятельность этих коллективов стала объектом ряда исследований ученых искусствоведов, культурологов, педагогов.
Для науки важно исследовать то, что упущено, не исследовано, не изучено по тем или иным причинам. Таким слабо исследованным направлением в народноинструментальной музыке является народно-музыкальная культура казачества.
За последние 10 лет в России создано достаточно много музыкальных казачьих коллективов - это «Волюшка», «Терские казаки», «Вольница», «Сибирское сказание», «Багатица», «Донские казаки», ансамбль казачьей песни «Казачья душа», ансамбль казачьей песни «Криница», вокально-хореографический ансамбль «Родник» и мн. др.
Начало этому направлению было положено Государственным академическим Кубанским казачьим хором — старейшим и крупнейшим национальным казачьим коллективом России.
Основой народной музыкальной культуры казачества была и есть песня. Идейное содержание казачьей песни представляет собой сложное историческое явление. В них удивительным образом соседствуют ярко выраженные мотивы любви к Родине, проявление народного героизма, осмысление происходящих событий. Вместе с тем в них отражены мировоззренческие взгляды казачества, раскрывающие истинные чувства и настроения служилого сословия. Частично сохранившиеся в служилой среде исторические песни, мотивы вольности, патриотизма, воспевание исторических побед русского оружия позволяют судить о стремлении казачества выразить в песенном творчестве неуемную тягу к осуществлению свободолюбивых мыслей, лучшей доле.
Боевое, патриотическое, воинственное начало в казачьей духовной культуре в немалой степени выражалось через инструментарий. Такой нишей была область танцевальной музыки, которая требовала четкой ритмики, яркого ударного и духового инструментария.
Представления о казачестве прошлого и настоящего дают современные музыкальные коллективы. И они могут быть объектом научного исследования. Таким примером служит кубанский казачий вокально-инструментальный квартет «Кумовья» (1998 г.). Этот коллектив выступает наследником и продолжателем великих традиций культуры кубанского казачества. В названии квартета нашли отражение народные обрядовые элементы. Состав ансамбля такой: Александр Сафонцев, художественный руководитель, (тенор, балалайка, гитара, жалейки), Андрей Алексеев (бас, народные духовые инструменты), Роман Петернёв — заслуженный артист Кубани (баритон, Бас-балалайка) и Фёдор Каражов — заслуженный артист Адыгеи (баян).
Музыкантов объединило стремление найти свой оригинальный репертуар и сценический облик, реализовать свое понимание высокопрофессиональной работы с фольклорным материалом. В этом стремлении они пошли по единственно верному пути - обратились к еще сохранившимся подлинным образцам народного музицирования.
Квартет поет и играет, используя при этом более десятка народных инструментов. Кроме патриотических песен и композиций в творчестве коллектива ярко представлены также и шуточные, игровые народные песни, песни военных лет и современных композиторов. Кубанский казачий квартет «Кумовья» активно гастролирует по России, был в таких странах, как: Норвегия, Япония, Австралия, Бейрут, Америка, Г ватемала.
Анализируя данное направление в народном музыкальном творчестве России, следует сказать, что на сегодняшний день таких коллективов достаточно много. Все они на практическом уровне занимаются проблемой возрождения уникальной культуры казачества и знакомят зрителей и слушателей с ранее неизвестной культурой.
Рассматривая инструментальную культуру России, следует выделить и такой аспект, который в науке исследован недостаточно глубоко - это региональная инструментальная культура. Огромную роль в сохранении старинных музыкальных инструментов сыграла провинция, с её уникальной культурой. В определенные исторические периоды, особенно начиная с XIX века, шел процесс обмена культур и их вза-имообогащение, а в последствии некоторые формы и элементы западной культуры перешли в российскую, что явилось стимулом в её дальнейшем развитии.
Особый пласт в провинциальной музыкальной инструментальной культуре занимает фольклор. В отличие от любительского музицирования и возвышеннопросвещенного профессионального искусства, он пропитан крестьянским бытом и жизнью, религиозно-мифологическим содержанием. Крестьянское окружение, патриархальный уклад жизни Белгородской провинции испокон веков воздействовали своими художественными традициями на социум, среду обитания человека.
При рассмотрении народного музыкального инструментального творчества на Белгородчине следует сказать об известных исполнителях бесписьменной традиции, игравших на народных музыкальных инструментах в XX веке. Особого почтения в народе заслуживали балалаечники, которые восхищали слушателей своеобразной манерой игры, виртуозностью, артистичностью. К таковым относятся А. Т. Харыбин (Красногвардейский район), Е. Сапелкин, М.С Базарова и И.И Базаров (с. Незнамово, Ст. Оскол), которые играли на 3 и 6 -струнных (с удвоенными струнами) балалайках. Виртуозными исполнителями жалеечниками были М. Сычев, Д. Капустин и др. В с. Незнамово (Старооскольский район) в 50 годы прошлого столетия был народный ансамбль из 4 балалаек, одной гитары, 2 мандолин, 2 гармошек, ложек, рубеля, бубна, руководимый талантливым музыкантом-самоучкой Базаровым М.И.
В различных краеведческих документах, говорится об использовании музыкантами глиняных свистулек, рожков, рубелей, гребенок, пустых бутылок, ложек, барабанов, бубнов, гармошек. Своей игрой музыканты создавали определенный микроклимат в деревне, сплачивали, организовывали досуг, создавали праздничное настроение при проведении любых праздников. Творчество белгородских музыкантов-инструменталистов, равно как традиции изготовления и использования различных инструментов в календарно-обрядовой и праздничной культуре региона, были предметом исследований фольклористов и музыковедов из С-Петербурга, Москвы.
В России благодаря всесторонней деятельности В.В. Андреева русские народные инструментальное искусство перешло из сферы бесписьменного и любительского в профессиональное искусство, достигнув академических высот благодаря исполнителям, композиторам и мастерам по изготовлению инструментов. Этот аспект в науке исследован на достаточно хорошем уровне.
Итак, анализируя эмпирический материал по народному инструментальному искусству, на основе творческой деятельности ряда народно-инструментальных коллективов, на конкретных примерах показаны коммуникативные функции современных направлений.
Следует также подчеркнуть то, что современные инструментальные коллективы развивают исторические традиции инструментального фольклора прошлого, осуществляют эту передачу информации во многом на практическом уровне, через профессиональное исполнительство. Но самое главное - они расширяются границы функционирования народного инструментального искусства, выходя за рамки фольклорного музицирования, обогащая его академическими традициями, проникая в сферу профессионального искусства. Этим современное народно-инструментальное искусство обеспечивает движение вперед, предоставляя широкую перспективу нового взгляда на народный инструментализм и его коммуникативные возможности в современном обществе. А поскольку формирование специалистов, которые могли бы продолжить в дальнейшем это направление, находится в системе подготовки кадров в специализированных учебных заведениях, то проблема плавно перетекает в эту плоскость.
В настоящее время в системе профессионального обучения исполнителя-инструменталиста на народных инструментах - руководителя коллектива-педагога, имеются государственные образовательные стандарты нового поколения, обеспечивающие достойное содержание так называемого «национального компонента». Инструменталист-народник по сути своей профессии, должен знать и глубоко изучать свои корни и помнить о том, что все великие композиторы в своём творчестве обращались к народным истокам, к музыкальному фольклору, к русской песенности, к народным текстам, к народным инструментам.
Достаточно вспомнить слова М.И. Глинки: «создает музыку народ, а мы, художники, её аранжируем». Венгерский композитор 3. Кодай призывал «выращивать высшую художественную музыку из корня народной». Тот же автор утверждал, что прививать всеобщую любовь и понимание к народной музыке оказывается очень нелегко. Известный культуролог А.Я. Гуревич в работе «Категории средневековой культуры» писал: «Понять культуру прошлого можно только при строго историческом подходе, только измеряя ее соответствующей меркой. И далее автор пишет: «Тоже и в музыке. Мы не можем, игнорируя систему ценностей, лежащих в основе мировоззрения людей разных эпох и национальных культур, познать их музыкальный язык». Другой автор, ученый философ Ю.М. Лотман утверждал, что «язык искусства в своей сущности является определенной художественной моделью мира, а модель мира мировоззрение и весь культурно-исторический опыт человечества меняется в
ходе эволюции. Это особенно заметно при изучении исторически удаленных от нас
- 8
явлении» .
Народное музыкальное инструментальное творчество - это уникальное явление мировой музыкальной культуры человечества. Это явление историческое и основано на нерасторжимом единстве мастерства создателей инструментов, сочинительского творчества (композиторского) и исполнительского искусства.
Чтобы выявить роль и место народного музыкально-инструментального творчества в культуре России и различных стран и народов на фоне панорамного взгляда на историю и музыкальную культуру народов мира, влияние его на воспитание чело-
8 Лотман Ю.М. Структура художественного текста/ Ю.М. Лотман. - М., 1970. - С.7.
века и формирование этнокультурных музыкальных и общечеловеческих культурных ценностей необходимо знать историю музыки.
Говоря о символах и знаках, следует сказать, что музыка выражает в символах эпоху её направление, стиль, колорит; в символах читается национальная особенность музыки и инструментов, на которых музыканты доносят информацию до слушателя; она становится средством общения, коммуникативного коллективного творчества, дает обобщенное, символическое представление о музыкальных произведениях.
Резюмируя выше изложенное, следует сказать, что народное музыкальное инструментальное искусство прошло оценку временем. Современные коллективы народно-инструментального направления вобрали в себя самые лучшие образцы материальной и духовной культуры, унаследовав самое ценное от предыдущих веков и народов мира, обогатив новым содержанием и самобытными национальными чертами, создав предпосылки к дальнейшему развитию музыкального инструментального творчества и трансляции информации следующим поколениям.
Список литературы
1. Арнольдов, А.И. Диалог культур: веление времени/ А.И. Арнольдов. - М., 2001.
2. Банин, А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции/ А.А. Банин. - М.: ГРЦРФ, 1997.
3. Борев, Ю.Б. Эстетика/Ю.Б. Борев. - 3-е изд. - М.: Политиздат, 1981.
4. Вертков, К.А.Русские народные музыкальные инструменты/К.А. Вертков. - Л.: Музыка, 1975.
5. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры /А.Я..Гуревич,- М.: Аспект-Пресс, 1995.
6. Имханицкий, М.И. О сущности русских народных инструментов и закономерностях их эволюции //Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных инструментах/ Труды ГИПИ им. Гнесиных. - М., 1981
7. Имханицкий, М.И. Новые тенденции в музыке для народного оркестра / М.И. Имханицкий. -М. 1981.
8. Имханицкий, М.И. История исполнительства на русских народных инструментах/ М.И. Имханицкий.-М.: РАМ им. Гнесиных,2002.
9. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста/ Ю.М. Лотман.- М., 1970.
COMMUNICATIVE FUNCTIONS OF FOLK MUSICAL TOOL ART:
PAST AND THE PRESENT
L.A. Mishchenko
Belgorod State Institute of Arts and Culture e-mail: mishenko.1948 @ mail.ru
This article deals with the popular instrumental art as a system of specific conventions, codes and as a communicative channel transferring music information from generation to generation, from music website (anonymous) or composer to performer, from the performer to the listener.
The functions of modem trends in the national instrumental art are based on the creative activities of the various groups which push the boundaries of folk instrumental functioning art, beyond the folk music-making, enriching by academic traditions and penetrating into the sphere of «elitist» art. It is proved by specific samples.
The contemporary folk instrumental art carries out the communication functions between the past and the future, which is today the mechanisms and pathways in translation the most important information about the history, culture and art from remote past of Russia, Europe, East, and also which helps in improving the people's instrumentalism.
Keywords: folk instrumental art, performance, musical communication.