Коммуникативное пространство сельской молодежи
Попова М.В.
В статье анализируются результаты исследования коммуникативного пространства и социальных связей сельской молодежи. Выявляются основные тренды конструирования коммуникации, традиционные и новаторские векторы социального взаимодействия в селях, мотивы и условия аттрактивности и социальной активности. Анализируются причины и формы территориальной идентичности и социальной солидарности.
Ключевые слова: коммуникативное пространство, социальные связи, жизненные стратегии, сельская молодежь, традиции, территориальная идентичность, социальная солидарность
Popova M.V.
Communicative space of rural youth
The article analyzes the results of the study of the communicative space and social relations of rural youth. The main trends of communication design, traditional and innovative vectors of social interaction in mudflows, motives and conditions of attractiveness and social activity are identified. The reasons and forms of territorial identity and social solidarity are analyzed.
Key words: communicative space, social connections, life strategies, rural youth, traditions, territorial identity, social solidarity
Сельская молодежь отдельная социальная группа в системе общественного воспроизводства любой территории. Она обладает особым социальным контекстом формирования и развития. С одной стороны - она обладает всеми характеристиками молодежи в целом, с другой - имеет четкие пространственно-территориальные ограничения и преимущества формирования (О. А. Полюшкевич [6, 7, 8], С. В. Малых [4]). Одни исследователи указывают на особый менталитет и добродушность сельской провинциальной молодежи (И. А. Журавлева [1], Р. В. Иванов [2,3], А. А. Пашков [5]), другие акцентируют внимание на ограниченности ресурсов и перспектив развития молодого поколений (Ш. Ф. Фарахутдинов [11,12]). Сама ресурсность и в тоже время ограниченность сельских территорий выступает определяющим фактором в формировании социальных связей (М. В. Попова [9, 10])
Несомненным остается тот факт, что коммуникативное пространство и социальные связи сельской молодежи являются специфическим объектом социального развития локальных территорий.
Традиционно, молодые люди опираются на родственные связи и семейный ресурс, поддержку друзей и близкого круга знакомых, для решения своих повседневных (досуг, обучение, работа) и стратегических (саморазвитие, хобби, профессиональная и социальная реализация) задач. Но сегодня появляются исследования, которые показывают существенное изменение в данных отношениях, формирование недоверия и сдержанности не просто в обществе, но и между близкими членами общества (Р. В. Иванов [3], И. А. Журавлева [1]). Уменьшение социальной поддержки, ограничение возможностей приобретения и постройки своего жилья, ограниченных возможностях, образования и работы - приводит к политике жесткой
экономии и ограничения социальных представлений о своем будущем. В условиях однобокого информационного формата о территории, перспективах роста и изменений (С. В. Малых [4]), происходит перекос внимания молодых людей в восприятии себя, своего будущего и в целом жизненных траекторий.
В своем исследовании мы постарались выявить коммуникативное пространство сельской молодежи. Коммуникативное пространство -это пространство условий, действий и ожиданий людей в определенной ситуации. Оно формируются какими-то потребностями, мотивами, стимулами в рамках определенной территории и локального времени. Для этого постарались очертить потребности, мотивы и стимулы сельской молодежи и как они удовлетворяются через социальное взаимодействие.
Исследование проходило в 2018 году в Иркутской области. В нем приняли участие 860 молодых людей, в возрасте от 16 до 30 лет, все они проживают в сельской местности. Общие данные: 60% женщины и 40% мужчины; 45% состоят в браке и 55% не замужем и не женаты; 35% имеют высшее, 40% средне-специальное и 35% имеют среднее образование, 42% проживают в своих домах или квартирах, 58% в домах или квартирах родителей или других родственников.
В ходе исследования мы выявили определенный круг потребностей молодых людей, который вполне вписывается в потребности абсолютно любой молодежи: быть независимыми и успешными, активными и целеустремленными, материально обеспеченными и креативными.
А именно, потребности описанные в пирамиде А. Маслоу являются базовыми для сельской молодежи И если проследить, социальные связи базируются в основном на эти потребности.
Физиологические (органические) потребности (23%): хорошая еда, крыша над головой, сон, сексуальные притязания и т.д. («Да было бы что поесть и крыша над головой - вот что важно в этой жизни, родители всегда помогут -я прежде всего с ними общаюсь» (Татьяна, 23 года), «Важно чтобы не один спал в постели и еда на столе была, для этого и работать готов и в огороде впахивать, иначе у нас никак» (Николай, 29 лет).
На втором месте - потребность в безопасности (22%): чувство безопасности, чувство за-
щищенности. («Я чувствую себя в безопасности только когда рядом со мной мужик, чтобы был, а иначе не как у людей» (Нина, 30 лет), «Я чувствую себя защищенным только тогда, когда у меня есть свой угол, своя семья, свой огород -гарантии в стабильности»» (Николай, 28 лет).
На третьем месте - потребность в любви (20%): любить и быть любимым, потребность в заботе и внимании. («Я хочу любви, чтобы до смерти... любви, чтобы все завидовали, любви чтобы ночами не спать» (Лейла, 16 лет). «Я хочу женского тепла и заботы, нежности и ласки, заботы и внимания» (Матвей, 29 лет).
На четвертом месте потребность в уважении (15%): признание, уважение, одобрение. («Я хочу чтобы меня уважало все село - за слово верное и дело смелое» (Прокоп, 27 лет), «Одобрение нужно каждому. И от родителей и от соседей, а еще лучше от главы нашего села или района. Самым уважаемым буду тогда у нас» (Роман, 30 лет).
На пятом месте, познавательные потребности (12%): знать что-либо, понимать процессы. «Я хочу быть профессионалом, агрономом с большой буквы. Надо поднять наш район, как это было в СССР»» (Тарас, 30 лет). «Я знаю, как можно наладить производство в нашем селе, уже начал меры предпринимать, чтобы и мне хорошо было и односельчанам» (Сергей, 28 лет).
На шестом месте эстетические потребности (6%): творческая реализация, украшение дома, улицы, села. «Яумею и люблю вышивать бисером, хочу все дома на селе украсить своими работами. И мне хорошо и людям в радость» (Мария, 24 года). «Ялюблю вырезать по дереву и свой дом украсил как в сказке, ко мне и из других деревень и мои соседи обращаются, чтобы резные ворота сделал или ставни или еще что... я думаю, если каждый будет делать то, что ему по душе так и жить лучше будет» (Савелий, 27 лет).
На седьмом месте самоактуализация (2%): я есть. «Я уже живу и это радость»» (Ольга, 22 года).
Мотивами для сельской молодежи выступает - работа - 30%, здоровье (22%) и отношения (создание семьи) 48%. Социальные связи по поводу работы устанавливаются на рабочем месте: либо как коллеги, но они же становятся потом и дружескими или даже родственными. По поводу здоровья - с врачами или местными целителями (бабушками), которые тра-
вами и прочими народными методами лечат все хвори. По поводу отношений со сверстниками - для формирования дружеских и семейных отношений.
Интернет как инструмент установления социальных связей далеко не для всех является основным каналом (лишь 8% имеют и поддерживают связи по интернету и ив основном это бывшие односельчане - одноклассники, кто переехал в город).
«Я общаюсь только с теми, кого знаю, а знаю я все село, так как тут родился и вырос. Родственники и друзья - это святое. Там же жену встретил, с 5 лет дружим и вот уже 10 лет как муж и жена живем» (Александр, 25 лет). «На селе всё про всех все знают. Но общаюсь я конечно с подругами и соседями, да с одноклассниками» (Елена, 18 лет).
Стимулами для сельской молодежи, позволяющей устанавливать социальные связи являются потребности и мотивы о которых было сказано выше. «Да я стал дружить с нашим главой, чтобы! субсидию получить от властей на открытие семейной фермыI. Субсидию получил, но еще общаемся, мало ли где еще поможет» (Петр, 28 лет). «Я дружбу вожу с водителем нашего главыI - он человек знающий и в курсе всех веяний. Всегда дельные вещи подсказывает» (Максим, 29 лет).
Таким образом, ограниченный сектор возможностей для установления социальных связей сельской молодежи позволяет регулировать и формировать свой контент взаимодействия, обусловленный четкой схемой социальных потребностей, мотивов и стимулов. Сельская молодежь достаточно рациональна и воспринимает социальное взаимодействие как ресурс достижения определенных благ, посредством сети социальных связей, что в общем-то совпадает с общемировыми процессами социального взаимодействия. Но при этом она более подчеркнуто высвечивает важность социальных ресурсов людей наделенных властью (формальной или номинальной), формирует уважение и почет и это приводит к тому, что данные должности или ниши являются приоритетными для сельской молодежи, она стремиться войти в группы тех, кто может на них претендовать.
Параллельно с этим, молодые люди подчеркивали важность территориальной идентичности. При том, что уехать из села хотело бы
более половины респондентов (58%) из-за ограниченности перспектив роста, но забывать свою Родину никто не намерен, поддерживать социальные связи стремятся все, даже те, кто уже уехал. На новом месте далеко не сразу формируется новый круг и социальные связи с родным селом поддерживают уехавших, и одновременно выступают социальным лифтом для тех, кто только желает это сделать. «Я поддерживаю связи с теми, кто уехал год, два, пять и более лет из нашего села, мало ли что. Вон я в город в больницу поехала - так есть у кого остановиться» (Лилиана, 30 лет). «Яобщаюсь со своими подругами, кто уехал в город - сама хочу также, но пока не получается из-за мужа -у него тут хорошая работа, а там пока неизвестно когда будет» (Анна, 27 лет).
Коммуникативное пространство сельской молодежи - это калька нашего общества, с той лишь разницей, что много лишнего, что есть в окружении городской молодежи не имеет влияния на сельскую, и потому, более выпукло подчеркивает базовые устремления при установлении социальных связей. Последние строятся на социально-историческом опыте, закрепленном традиционным образом жизни провинциального села и эмоциональными связями между членами сельских общин, которые сформировались ранее, а в современном обществе находят лишь новые формы подкрепления.
В целом, коммуникативное пространство сельской молодежи - являются приоритетным в сфере изучения процессов территориальной идентичности и формирования социальной солидарности как внутри отдельного региона, так и в рамках целой страны.
Литература
1. Журавлева И. А. Системный подход к управлению устойчивым региональным развитием // Социальные проблемы и безопасность российских регионов Материалы второго Байкальского научного социологического симпозиума. 2015. С. 28-34.
2. Иванов Р. В. Изменение смыслов патриотизма в молодежной среде (2010 и 2017 гг.) // Социология. 2018. № 2. С. 108-112.
3. Иванов Р. В. Толерантность молодежи -миф или реальность // Вестник Московского института государственного управления и права. 2017. № 4 (20). С. 32-36.
4. Малых С. В. Восприятие территории Иркутской области через новостные телекоммуникации // Телекоммуникационные технологии: Актуализация и решение проблем подготовки высококвалифицированных кадров в современных условиях Сборник научных материалов. Хабаровск. 2018. С. 643-646.
5. Пашков А. А., Фарахутдинов Ш. Ф. Актуальные проблемы современной сельской молодёжи // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 1-3 (55). С. 149-151.
6. Полюшкевич О. А. Символическое значение территории в сознании сибиряков // Социология. 2018. № 2. С. 113-117.
7. Полюшкевич О. А. Символическое конструирование территориальной идентичности (на примере топонимики Иркутска) // Управленческое консультирование. 2017. № 11 (107). С. 8094.
8. Полюшкевич О. А. Территориально-пространственные символы социокультурной солидарности Сибири // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2017. № 4 (47). С. 293-300.
9. Попова М. В. Бренд сельских территорий // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований Материалы XV Межрегиональной научной конференции молодых ученых. 2017. С. 159-161.
10. Попова М. В. Бренд территории как ресурс развития (на примере Байкальского региона) // Социология. 2018. № 3. С. 118-125.
11. Фарахутдинов Ш. Ф. Коммуникационное пространство сельских территорий как фактор аттрактивности экономически активной молодёжи // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, перспективы материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск. 2018. С. 1017.
12. Фарахутдинов Ш.Ф. Современная сельская молодежь: в поисках исследовательских подходов // Биосферное хозяйство и устойчивое развитие сельских территорий Сборник материалов VI международной научно-практической конференции. 2016. С. 38-42.