Dmitrieva Elena Ermolaevna COMMUNICATIVE-SPEECH DEVELOPMENT .
psychological science
УДК 159.922.7
DOI: 10.26140/knz4-2020-0902-0019
КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
© 2020
SPIN: 8029-6485 AuthorID: 710975 ResearcherID: K-2048-2017 ORCID: 0000-0002-8279-7767 ScopusID: 57203927736
Дмитриева Елена Ермолаевна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры «Специальной педагогики и психологии» Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603950, Россия, Н. Новгород, улица Ульянова 1, e-mail - [email protected]) Аннотация. В статье представлены результаты теоретико-экспериментального изучения коммуникативно-речевого развития дошкольников с интеллектуальными нарушениями, обоснованы задачи и психологические условия оптимизации коммуникативно-речевого развития этих детей. В статье отражены результаты сравнительного исследования коммуникативно-речевого развития, его качественно-количественные характеристики у различных групп дошкольников с интеллектуальными нарушениями (с задержкой психического развития, легкой умственной отсталостью) и дошкольников с нормальным психическим развитием. Экспериментальные данные свидетельствуют о несформированности у дошкольников с интеллектуальными нарушениями возрастных форм общения со взрослым и сверстником, о незрелости потребностно-мотивационных установок на общение, о бедности речевых средств коммуникации с партнером по теме, функции и содержанию. В исследовании реализован коммуникативный подход к диагностике речевого развития дошкольников с интеллектуальными нарушениями. Бедность потребностно-моти-вационной сферы общения с партнером у этих детей, по данным экспериментального изучения, определяет низкий уровень реализации их речевой коммуникации. Расширении сферы коммуникативных отношений дошкольников с интеллектуальными нарушениями с субъектами социального пространства, усложнение коммуникативных задач, решаемых детьми в общении с партнерами, рассматривается в качестве психологического условия оптимизации их коммуникативно-речевого развития.
Ключевые слова: дети с интеллектуальными нарушениями, задержка психического развития, легкая умственная отсталость, коммуникативно-речевое развитие, коммуникативная деятельность, формы общения, потребности, мотивы, средства общения, вербальное общение, вербальное общение, коммуникация.
COMMUNICATIVE-SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS WITH INTELLECTUAL DISORDERS
© 2020
Dmitrieva Elena Ermolaevna, Doctor of Psychology, Professor, Professor
of the Department of «Special Pedagogy and Psychology» Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina (603950, Russia, N. Novgorod, Ulyanov Street 1, e-mail - [email protected]) Abstract. The article presents the results of a theoretical and experimental study of the communicative-speech development of preschool children with intellectual disabilities, substantiates the tasks and psychological conditions for optimizing the communicative-speech development of these children. The article reflects the results of a comparative study of communicative-speech development, its qualitative and quantitative characteristics in various groups of preschool children with intellectual disabilities (with mental retardation, mild mental retardation) and preschool children with normal mental development. The experimental data indicate the lack of education among preschoolers with intellectual disabilities of age-related forms of communication with adults and peers, the immaturity of need-motivational attitudes to communicate, and the poverty of verbal communication with a partner on the subject, function and content. The study implemented a communicative approach to the diagnosis of speech development of preschool children with intellectual disabilities. The poverty of the need-motivational sphere of communication with a partner in these children, according to experimental studies, determines the low level of implementation of their speech communication. Expanding the sphere of communicative relations of preschool children with intellectual disabilities with subjects of the social space, the complication of communicative tasks solved by children in communication with partners, is considered as a psychological condition for optimizing their communicative and speech development.
Keywords: children with intellectual disabilities, mental retardation, mild mental retardation, communicative-speech development, communicative activity, forms of communication, needs, motives, means of communication.
ВВЕДЕНИЕ
Реализация социальной и образовательной интеграции детей с интеллектуальными нарушениями предъявляет высокие требования к коммуникативно-речевому развитию этих детей. Особую актуальность эта проблема приобретает в дошкольном детстве. В рамках ФГОС ДО в области коммуникативно-речевого развития дошкольников предусмотрено овладение речью как основным коммуникативным инструментом, развитие навыков активного взаимодействия со сверстниками [1]. Изучение особенностей коммуникативно-речевого развития дошкольников с интеллектуальными нарушениями, возможностей компенсации коммуникативно-речевой сферы психики этих детей позволяет оптимизировать процесс социализации дошкольников с интеллектуальными нарушениями, возможности их адаптивного поведения в социуме (Е.Е. Дмитриева [2, 3], Е.Е. Дмитриева, В.А.
Конакова [4], Т.И. Кузьмина [5], Т.А. Померанцева [6] и др.).
Анализ научных данных свидетельствует о нарушениях коммуникативно-речевого развития детей с интеллектуальными нарушениями: о снижении потребности в общении как базовой предпосылки развития коммуникации, о неустойчивости мотивационных установок на общение [4, с. 22-23; 8; 9, с. 268-269]; о несформирован-ности всех сторон речи и бедности вербального общения [10, с. 24-25], о недостаточной коммуникативной насыщенности речи, неспособности к диалогическому общению [11, с. 22; 12, с. 16-17].
Однако, недостаточно изученными остаются теоретические основы коммуникативно-речевого развития детей с интеллектуальными нарушениями, факторы его определяющие. Отсутствует единая концептуальная основа, в рамках которой были бы классифицированы и
психологические науки
Дмитриева Елена Ермолаевна КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ...
проанализированы особенности и закономерности коммуникативно-речевого развития детей с интеллектуальными нарушениями.
МЕТОДОЛОГИЯ
Цель проведенного нами исследования - экспериментальное изучение особенностей коммуникативного-речевого развития дошкольников с интеллектуальными нарушениями в сравнении со сверстниками с нормальным психическим развитием, определение психологических условий оптимизации их коммуникативного-речевого развития.
В исследовании приняли участие 60 детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 8 лет) с интеллектуальными нарушениями (30 детей с задержкой психического развития (ЗПР) и 30 детей с легкой умственной отсталостью (ЛУО), а также 30 детей с нормальным психическим развитием (НПР).
Теоретическая платформа исследования - реализация коммуникативного подхода к диагностике и коррекции речевой коммуникации дошкольников с интеллектуальными нарушениями. Содержание потребностно-мотива-ционных установок детей с интеллектуальными нарушениями на общении с партнером определяет качественные характеристики их речевой коммуникации (Г.В. Чиркина [13], Е.Е. Дмитриева [14], О. Н. Двуреченская [15] и др. [16, 17, 18]).
Теоретические подходы к моделированию диагностического этапа исследования были определены в рамках деятельностного подхода к коммуникативному развитию дошкольников (М.И. Лисина [19]). Развитие общения дошкольников с партнером (взрослым, сверстником) - это процесс качественных преобразований структурных компонентов коммуникативной деятельности (потребностей, мотивов, средств общения). Формы общения со взрослым и сверстником, отражающие уровень развития структурных компонентов коммуникативной деятельности (потребностей, мотивов, средств) на этапе дошкольного детства, рассматривались нами в качестве диагностических эталонов коммуникативного развития дошкольников с интеллектуальными нарушениями.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Представим качественные характеристики форм общения со взрослым у дошкольников [17, с. 23-24]
Ситуативно-личностная форма общения (СЛФО) -2м - 1г - потребность во внимании и доброжелательности, личностный мотив общения экспрессивно-мимические средства общения.
Ситуативно-деловая форма общения (СДФО) - 1г -3г - потребность в сотрудничестве, деловой мотив, изобразительные средства общения, ситуативная речь.
Внеситуативно-познавательная форма общения (ВПФО) - 3г - 5л - потребность в уважении, познавательный мотив, речевые средства общения.
Внеситуатинов-личностная форма общения (ВЛФО)
- 6 - 7 лет - потребность во взаимоотношении и сопереживании, личностный мотив, речевые средства общения.
Представим качественные характеристики форм общения со сверстником у дошкольников [17, с. 48].
Эмоционально-практическая форма общения (ЭПФО) - 2г - 4г - потребность в соучастии, самовыражение, личностно-ситуативный мотив, экспрессивно-мимические средства общения, ситуативная речь.
Ситуативно-деловая форма общения (СДФО) - 4г
- 6л - потребность в сотрудничестве, поиск доброжелательного внимания сверстника, деловой мотив, ситуативная речь как средство общения.
Внеситуативно-деловая форма общения (ВДФО) - 6л -7л - потребность в сотрудничестве, уважении, взаимопонимании и сопереживании; деловой, познавательный, личностный мотивы, речевые средства общения.
Для диагностики форм общения со взрослым и сверстником использовали адаптированный к изучаемой
категории детей диагностический комплекс и систему качественно-количественных оценок коммуникативно-речевого развития дошкольников [15, с.119-120].
Представим результаты диагностического изучения коммуникативно-речевого развития дошкольников в сфере общения со взрослым.
Таблица 1 - Ведущие формы общения со взрослым у дошкольников с ЗПР, ЛУО И НПР.
Формы общения со Дошкольники с ЗПР Дошкольники с ЛУО Дошкольники с НПР
взрослым Кол-во % детей Кол-во % Кол-во % детей
детей детей детей детей
СДФО 22 73,3 27 90,0 4 13,4
ВПФО 7 23,4 3 10,0 10 33,3
ВЛФО 1 3,3 - - 16 53,3
Всего 30 100,0 30 100,0 30 100,0
Дети с интеллектуальными нарушениями (с ЗПР и ЛУО) отстают в развитии коммуникативной деятельности от их сверстников с НПР. У дошкольников с ЗПР (в 73,3 % случаев), у дошкольников с ЛУО (в 90 % случаев) доминирует ситуативно-деловая форма общения. Ведущая потребность в общении со взрослым - потребность в сотрудничестве, ведущий мотив - деловой. Дети видели во взрослом помощника в решении практических задач. Мы не обнаружили у этих детей стремления к практическому сотрудничеству. Нами был зафиксирован небольшой процент дошкольников с интеллектуальными нарушениями (23,4 % детей с ЗПР; 10% детей с ЛУО), у которых в общении со взрослым доминирует внеситуативно-познавательная форма общения. Однако, качественные характеристики поведения этих детей в ситуации познавательного общения свидетельствуют о бедности и ситуативном характере познавательных речевых контактов ребенка.
У дошкольников с НПР доминируют внеситуативные формы общения со взрослым (86,6%). Мы наблюдали устойчивый интерес этих детей к явлениям физического и социального мира, высокую речевую активность в общении с партнером, вариабельность познавательных и личностных контактов со взрослым.
Анализ речевых контактов дошкольников различных групп в общении со взрослым свидетельствует о том, что у дошкольников с ЗПР в общении со взрослым преобладали речевые контакты (в 65% случаев). Речевые контакты детей - преимущественно ситуативные (85% у детей с ЗПР; 97% у детей с ЛУО). По теме у дошкольников с интеллектуальными нарушениями преобладали "несоциальные" высказывания (соответственно 88% у детей с ЗПР и 97% у детей с ЛУО); по функции преобладали просьбы о помощи (соответственно 27% у детей с ЗПР и 41% у детей с ЛУО), по содержанию - констатирующие высказывания (соответственно 75% и 78%).
У детей с НПР - преобладали речевые контакты (87%), внеситуативные (84%), по теме - социальные (56%), по функции - вопросы (33%), по содержанию -классификационные высказывания (52%) и оценочные высказывания (36%).
Итак, анализ речевых контактов дошкольников с интеллектуальными нарушениями свидетельствует о низком уровне переработки словесной информации, используемой детьми в общении со взрослым, о бедности их речевых контактов.
Представим результаты экспериментального изучения коммуникативного развития детей экспериментальной группы в сфере общения со сверстником. Ведущие формы общения со сверстником представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Ведущие формы общения со сверстником у дошкольников с ЗПР, с ЛУО и НПР
Формы общения со сверстником Дошкольники с ЗПР Дошкольники с ЛУО Дошкольники с НПР
Кол-во детей % детей Кол-во детей % детей Кол-во детей % детей
ЭПФО 6 20,0 17 56,6 2 6,7
СДФО 20 66.7 13 43,4 11 36,7
ВДФО 4 13,3 - - 17 56,6
Всего 30 100,0 30 100,0 30 100,0
Эмоционально-практическая форма общения со
Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 2(31)
49
Dmitrieva Elena Ermolaevna COMMUNICATIVE-SPEECH DEVELOPMENT .
psychological science
сверстником - ведущая у дошкольников с ЛУО (56,6%). У дошкольников с ЗПР она доминировала в 20% случаев, у дошкольников с НПР в 6,7% случаев. Дети проявляли интерес к сверстнику, подражали его действиям, соучаствовали в играх-забавах. Контакты были эмоционально насыщенными, сопровождались резкими интонациями и криками. Ситуативно-деловая форма общения со сверстником доминировала у 66,7% дошкольников с ЗПР и у 43,4% дошкольников с ЛУО. Однако, в ситуации практического взаимодействия дети не пытались согласовать свои действия с партнером, сотрудничать с ним. Эпизодически дети пытались привлечь внимание партнера к своим действиям, продемонстрировать свои умения. Данная форма общения доминировала в 36,7% случаях у дошкольников с НПР. Поведение этих детей качественно отличалось от поведения дошкольников с интеллектуальными нарушениями. Дети проявляли интерес, чувствительность к действиям партнера, вели диалог и сотрудничали с партнером для достижения общего результата.
У дошкольников с ЗПР в 13,3% случаев доминировала внеситуативно-деловая форма общения с партнером. У дошкольников с НПР данная форма общения - ведущая. Дошкольников с этой формой общения отличали партнерские отношения, готовность к общению на темы вне связи с ситуацией общения, способность к взаимопониманию и сопереживанию. У дошкольников с НПР в общении со сверстником мы наблюдали ситуации "чистого" общения, обсуждение интересующих их тем.
Анализ речевых контактов дошкольников экспериментальной группы со сверстником свидетельствует о том, что у детей с ЗПР в общении с партнером преобладают речевые средства (78%), у детей с ЛУО - неречевые (60%). В 92% случаев у детей с ЗПР и 98% случаев у детей с ЛУО отмечается ситуативный характер речевых контактов. По теме преобладают "несоциальные" высказывания (84% у детей с ЗПР; 95% у детей с ЛУО), по функции, содержанию констатирующие высказывания (72% у детей с ЗПР, 100% у детей с ЛУО).
У дошкольников с НПР в общении с партнером-ровесником преобладали речевые средства общения, внеситуативные речевые контакты (85%), по теме - социальные высказывания (53%), по содержанию - классификационные (28%) и оценочные высказывания (29%).
Таким образом, речевые контакты детей с интеллектуальными нарушениями в общении с партнером-ровесником - ситуативны и отличаются недостаточной тнматической, функциональной и содержательной вариабельностью.
ВЫВОДЫ
Итак, результаты диагностического изучения сферы общения у дошкольников с интеллектуальными нарушениями (детей с ЗПР и ЛУО) свидетельствуют об отставании их коммуникативном развитии. В общении с партнером доминирует потребность в эмоционально окрашенных контактах, потребность в практическом взаимодействии. Дети обнаруживают низкую чувствительность к партнеру, их интересует процессуальная сторона действий, дошкольники не умеют взаимодействовать и вести диалог.
Ограниченный диапазон коммуникативных задач, которые дошкольники с интеллектуальными нарушениями решают в общении с партнером, определяет бедность речевых средств, используемых детьми в общении со взрослым и сверстником. Большую роль в общении этих детей занимают невербальные средства (экспрессивно-мимические), ситуативная речь. Речевые контакты отличаются бедностью речевой коммуникации по теме содержанию, функциональной направленности.
Сказанное актуализирует задачи своевременного выявления и преодоления коммуникативно-речевого недоразвития дошкольников с интеллектуальными нарушениями.
Результаты исследования позволяют предположить,
что важнейшее психологическое условие оптимизации коммуникативно-речевого развития дошкольников с интеллектуальными нарушениями - это реконструкция и обогащение их потребносто-мотивационной сферы общения, расширение решаемых ребенком коммуникативных задач в общении со взрослым и сверстником. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального стандарта дошкольного образования".
2. Дмитриева Е.Е. Психологические особенности социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья: монография/ Е.Е. Дмитриева, О.Н. Двуреченская // М.: Флинта; Н. Новгород: Мининский университет, 2017. 136 с.
3. Дмитриева Е.Е. Психолого-педагогические условия образовательной интеграции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Особые дети в обществе: сборник научных докладови тезисов выступлений участников IВсероссийского съезда дефектологов / под ред. О.Г. Приходько, И.Л. Соловьевой: М., 2015. С. 60-64.
4. Дмитриева Е.Е., Канакова В.А. Развитие субъективной активности в общении со взрослым и сверстником у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / Субъективно-деятельностный подход в специальном и инклюзивном образовании: сб. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (8 ноября 2019г., г. Н. Новгород) — Н. Новгород: Мининский университет, 2019. С. 17-23.
5. Кузьмина Т.И. Диагностика Я — социального у младших школьников с интеллектуальными нарушениями // Вестник Мининского университета. Том 7, № 4. 2019 г.
6. Померанцева Т.А. Основные компоненты социализации и индивидуализации младших школьников в современном социокультурном обществе //Вестник Мининского университета Н. Новгород, 2018. № 3. С.8
7. Соловьёва О.В. Особенности коммуникативно-речевых стратегий у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. т. 15. С. 2171-2175. - URL: http://e-koncept.ru/2016/96354.htm.
8. Дмитриева Е.Е., Давыдова Ю.П. Коммуникативное развитие умственно отсталых дошкольников и младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6
9. Дмитриева Е.Е. Двуреченская О.Н. Развитие общения со взрослым и сверстником у умственно отсталых дошкольников /Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-4. С 262-270.
10. Тригер Р.Д. Особенности устной речи детей с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2017. № 4. С. 18-25.
11. Вольская О.В. Особенности вербального общения дошкольников с задержкой психического развития /Экология человека. 2006. №1. С. 21-23.
12. Андреева Е.И. Специфика межличностного взаимодействия дошкольников с интеллектуальной недостаточностью со сверстниками /Е.И. Андреева, Л.С. Медникова // Дефектология. 2015. № 1. С. 11-18.
13. Чиркина Г.В. Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: монография. Приморский университет, 2009. 403 с.
14. Дмитриева Е.Е., Двуреченская О.Н. Развитие общения со взрослым и сверстником у старших дошкольников с общим недоразвитием речи: монография. Н. Новгород: Мининский университет, 2017. 102с.
15. Дмитриева Е. Е. Коммуникативный подход к изучению речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи /Е.Е. Дмитриева, О.Н. Двуреченская //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. №8. С. 118-122.
16. Николаева Е.А. Влияние профиля латеральной организации мозга на усвоение орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 162-165.
17. Задумова Н.П., Мазакина Н.А. Механизмы нарушений звуко-произношения у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 85-88.
18. Двуреченская О.Н. Реализация деятельностного подхода к изучению коммуникативного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи / О.Н. Двуреченская, Е.Е. Дмитриева // Дефектология. 2018. №3. С.
19. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка /Под ред. Рузской А.Г.: М., 2010. 384с.
Статья поступила в редакцию 25.03.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020