Л. И. Плотникова
КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ НОВЫХ СЛОВ НА ЭТАПАХ ИХ ПОРОЖДЕНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
И ЯЗЫКОВОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ
Исследование особенностей процесса словотворчества предполагает разноаспектное изучение нового языкового материала с учетом причин и механизма образования, особенностей функционирования и перспектив закрепления новых слов в языковом лексиконе. Коммуникативно-когнитивный подход, учитывающий различные аспекты анализа новых слов - ономасиологический, синтаксический, когнитивный, семантический, словообразовательный, позволяет соединить этапы порождения, функционирования и узуализации в целостную, системно организованную структуру.
Вопросы языковой креативности составляют один из наиболее интересных аспектов исследований отечественных и зарубежных лингвистов. Механизм, определяющий творческую природу речевой деятельности индивида, имеет сложную структуру и, в первую очередь, связан с мышлением как особым видом познавательной деятельности человека.
Наиболее ярко креативные способности языковой личности проявляются в словотворчестве. Создание новообразований - это та сфера номинативной деятельности, в которой находят выражение творческие возможности индивида, направленные на создание таких лексических единиц, которые соответствуют требованиям определенного коммуникативного акта и отражают познавательную деятельность человека.
Коммуникативно-когнитивный подход, на наш взгляд, является приемлемым и плодотворным для исследования особенностей словопроизводственного процесса новообразований, так как он способствует, с одной стороны, эффективному анализу инновации в определенном речевом акте, а с другой стороны, позволяет определить структуры знаний, репрезентированных на языковом уровне новым словом [Кубрякова 2004].
Новообразования - это, как правило, слова производные, представляющие собой сложные структурно-семантические образования, поэтому они позволяют демонстрировать связи и отношения, существующие между концептуальными структурами сознания. Можно считать, что каждой части производного слова соответствует определенный элементарный концепт. Следовательно, словообразовательная структура новообразования позволяет установить отношения между ними. Этим определяется актуальность использо-
вания языкового материала как основы для реконструкции когнитивных процессов.
На выявление особенностей механизма выбора необходимого слова и создания новообразований был направлен проведенный нами лингвистический эксперимент. Для этого информантам в качестве стимулов было предложено 10 номинативных рядов (в терминологии В. М. Никитевича [Никитевич 1985]), составленных на основе материалов из различных текстов, в которых сознательно была опущена словообразующая форма. От испытуемых требовалось заполнить пробел, то есть подобрать отсутствующее слово.
Языковой материал, полученный от информантов, можно назвать «словами-самоделками», «словами-экспромтами», созданными «по случаю» и запрограммированными экспериментальной ситуацией. Они различны по структуре, отдельные из созданных слов представляют самые невероятные конструкции, однако в условиях эксперимента они являются ценным и незаменимым материалом и оказывают большую помощь исследователю, так как на их примере можно продемонстрировать отдельные особенности процесса словотворчества.
Номинативный ряд, который ставит информанта в условия ограниченного выбора, в то же время задает основное направление и мотив поиска. Его можно считать искусственно созданным мотивационно-побуждающим этапом, своеобразным «мотивом-стимулом». На формирующем этапе замысел превращается в определенную смысловую структуру. Во внутренней речи из смыслов складывается значение, которое репрезентируется на этапе реализации. К примеру, информантам были предложены детерминирующая и предицирующая формы (термины В. М. Ники-
тевича) следующего номинативного ряда: противник рыночных реформ - тот, кто против рыночных реформ. Они обусловили создание следующих слов, полученных от информантов: антирыночник (34), противорыночник (18), анти-рынщик (9), контррыночник (8), антиреформист (6), антирынковец (4), антиреформенник (3), антиреформатор (3), рынкогуб (2), реформопро-тивник (1), рынконенавистник (1), антирынре-форматор (1), антирынреформист (1), дерефор-матор (1), антирефорынщик (1), арынкист (1).
Результаты свидетельствуют о том, что 34 информанта (из 100) создали для указанного номинативного ряда «ожидаемое» нами слово антирыночник, объективировавшее лицо и его характеристику - «которое против реформ». Данные элементарные концепты по-разному объективированы в новообразованиях противорыночник, антирынщик, антирынковец, контррыночник, арынкист.
В отдельных ответах репрезентированы концепты лица, признака и объекта: антиреформист, антиреформенник, антиреформатор, реформо-противник, дереформатор. Лишь в трех случаях получил языковое выражение развернутый объект «рыночные реформы»: антирынреформатор, антирынреформист, антиреформрынщик. Слова такого типа единичны, они очень громоздки, обладают непрозрачной структурой и сложны для восприятия. Очевидно, этим объясняется тот факт, что 87 информантов создали не композиты, а простые по структуре слова (префиксальные и префиксально-суффиксальные).
Анализ результатов эксперимента привел к следующим выводам. Формирующий и реализующий этапы в порождении слова можно назвать этапами выбора. Мыслительный процесс направлен на выбор компонентов разных пространств, или полей: 1) ономасиологического поля -выбор его компонентов заключается в соотнесении обозначаемого понятия с определенной категорией и субкатегорией (во всех примерах эксперимента это субстантивы со значением лица); 2) когнитивного поля, компонентами которого являются элементарные концепты, выявляющие связи и отношения между концептуальными структурами сознания; 3) номинативного поля, образуемого различными по структуре означающими одного номинативного ряда; 4) словообразовательного поля, представленного набором деривационных средств, которые являются строительным материалом для конструирования необходимой словообразующей формы. Таким обра-
зом, создание нового слова в первую очередь связано со стратегией выбора. Насколько он будет удачным, зависит от многих факторов и качеств личности.
Результаты эксперимента позволили говорить о том, что в использовании словообразовательных средств и моделей проявляется избирательность. Из предицирующей формы информантом, как правило, в первую очередь выделялось то, что представлялось ему наиболее важным, то есть осуществлялся выбор основных семантически значимых элементов ситуации. Это выражалось в отборе тех составляющих когнитивного поля, которые соответствовали индивидуальным знаниям информантов, связанным с личным опытом, интеллектом, творческими способностями.
Известно, что каждый человек по-своему представляет мир посредством языка. Этим, на наш взгляд, объясняется «разброс» ответов информантов, полученных для каждого номинативного ряда. Причем выявилась тенденция: чем сложнее понятие, подлежащее объективации, тем больше «разброс» ответов. Результаты проведенного эксперимента позволили сделать ряд выводов и обобщений, послуживших основой для разработки интегративной речемыслительной модели словопроизводства.
Проведенный эксперимент послужил импульсом и основой для описания интегративной речемыслительной модели производства нового слова. Данная модель опирается на предпринятое орловскими учеными описание процесса словопроизводства, протекающего по словопроизводственной модели, и является продолжением уже осуществленного этапа. При этом модель понимается нами, прежде всего, как модель динамическая, выявляющая механизм образования нового слова. Она представляется как комплексная, не «плоскостная», а объемная, объединяющая ряд частных моделей разных уровней. Эти мыслительные уровни словопроизводства, на наш взгляд, коррелируют с выделенными при описании эксперимента полями: номинативным, ономасиологическим, когнитивным и словообразовательным. Соответственно, мы выделяем следующие частные модели словопроизводства.
Ономасиологическая модель (ОМ) составляет основу логического моделирования словопроизводственного процесса. ОМ - это определенная схема, которая отражает ход мыслительной деятельности, направленной на выбор необходимой категории в соответствии с развернутым описанием. Ее можно отнести к первому, ономасиологи-
ческому уровню, основными единицами которого являются понятийные категории, составляющие основу номинации. Например:
«Акунисты»: «Его (Б. Акунина - Л. П.) книги расходятся миллионными тиражами; у него есть полчища самоотверженных почитателей, именующих себя «акунистами». - КП, 24-31 мая 2002:
«акунист» - тот, кто увлечен творчеством Б. Акунина: тот, кто... соотносит понятие с суб-стантивом, обозначающим лицо (языковым средством его выражения в данном примере является суффикс -ист) + основа слова Акунин (усеченная), выражающего мотивировочный признак.
Второй, глубинный, уровень представлен когнитивной моделью (КМ), предполагающей выявление концептуальной организации знания и представляющей развертывание ономасиологической модели за счет фоновых знаний и опыта говорящего. Поэтому основными единицами когнитивного уровня являются концепты как результаты освоения «кусочков» действительности.
В когнитивной лингвистике последнего десятилетия довольно активно разрабатывается теория концептуальной интеграции, предполагающая исследование процессов взаимодействия и слияния ментальных пространств, результатом которых является новая структура - интегрированное пространство (Л. Г. Бабенко, Н. Н. Болдырев, Е. С. Кубрякова, М. В. Никитин и др.). Соответственно, основу когнитивной модели составляет концептуальный анализ, предполагающий выявление тех концептов, которые лежат в основе наименования. Эти элементарные, или базовые концепты, соответствующие аргументам пропозиции, объединяются в определенную концептуальную схему, которая объективируется в новом слове.
Следовательно, когнитивная модель - это модель мыслительного уровня, которая представляет собой концептуальную схему (то есть состав и интеграцию элементарных концептов), отражающую способ концептуальной организации знания. Например:
Отменитель: концептуальная схема включает базовые элементы субъекта и производимого им действия: 8-Яв!.-У (субъект характеризуется по выполняемому действию). Речевой контекст помогает «развернуть» ономасиологическую модель за счет фоновых знаний:
«Вчера ты вдруг отменил намеченное совещание, сегодня отменяешь нашу встречу и переносишь ее на неопределенный срок. Что произошло? С чего это ты вдруг стал таким резким отменителем?». - Из разг. речи. Отменитель -
не просто тот, кто все всегда отменяет, а тот, кто в силу определенных обстоятельств вынужден нарушить определенную договоренность и отменить намеченное.
На следующем уровне - словообразовательном - словопроизводственного процесса в работу активно включается словообразовательная модель (СМ). Это схема, отражающая вербализацию базовых концептов, представленных в КМ, с помощью различных словообразовательных правил и средств. Как показал проведенный с информантами эксперимент, если даже создание слова «подсказано» имеющимися компонентами одного номинативного ряда, и в этом случае могут быть выбраны самые различные словообразовательные модели и средства. Ср. ответы информантов: тот, кто любит смотреть телесериалы - телесериало-ман, телеман, сериалолюб, сериалофан, телесе-риалист, телесериалофил, телесериальщик, те-лесериальник, мыльник, мыльнолюб и др. [Плотникова 2003].
Таким образом, речемыслительная модель словопроизводства может быть представлена как интегративная модель, объединяющая частные модели разных уровней, и обозначена как инте-гративная речемыслительная модель словопроизводства (ИРМС). Каждая из моделей, входящих в состав ИРМС, «работает» на соответствующем уровне. Выделение данных уровней условно, так как они неразрывно связаны и взаимообусловлены. Тем не менее, специфика «работы» частных моделей, а также различие компонентов перечисленных уровней являются, на наш взгляд, достаточно убедительным основанием для их выделения.
В качестве примера приведем ономасиологическую группу номинаций лица, характеризующегося чрезмерным пристрастием к чему-либо. В ней отмечены слова, в которых репрезентантом субъекта является компонент -ман. Он не только указывает на лицо, но и выражает значение чрезмерного пристрастия к чему-либо: газетоман, джазоман, компьютероман, кофеман, пепсиман, пивоман, пиццеман, сериаломан и др.
Объект пристрастия в подобного рода словах назван в первой части слова, а вторая составная часть этих слов называет страстного любителя того, что/кто названо/назван в первой части слова:
«Поттероманы»: «Итоги конкурса для пот-тероманов подведены!» - КП, 17.05.2002. - Исходное знание (Гарри Поттер - известный герой популярных книг английской писательницы Ро-улинг + -ман - чрезмерно увлеченный чем/кем-либо) позволяет вывести новое знание: поттеро-
маны - о тех, кто чрезмерно увлечен похождениями Г. Поттера.
«Телесериаломаны»: «К восторгу телесериа-ломанов - эксклюзив «Дикая Роза. Пять лет спустя». - Москвичка, сентябрь 1996. С.1. - Возросшая в последнее время популярность телесериалов (многосерийных телевизионных художественных фильмов) и закрепленное за компонентом -ман значение позволяют вывести новое знание: телесериаломаны - те, кто являются страстными поклонниками телесериалов.
Таким образом, в новообразованиях ОМГ объективируется объединение концептуальных пространств лица (страстного любителя, поклонника) и объекта (предполагающего предмет пристрастия, увлечения).
Продуктивность данной модели в современном русском языке подтверждается активным созданием новых слов, при этом наименования, обозначающие объект чрезмерного увлечения, представлены очень широко и разнообразно в тематическом плане. Новизна и необычность таких слов во многих случаях создается контрастом между нейтральной, а в некоторых новообразованиях - сниженной первой частью и книжной - второй (ср.: библиоман, балетоман - салатоман, трепоман).
Выделенный нами в качестве приоритетного коммуникативно-когнитивный подход позволяет более полно выявить функционально-эстетическое назначение нового слова в определенном тексте, например, поэтическом, также с учетом ономасиологической, когнитивной и словообразовательной составляющих текста.
Известно, что язык - это способ выражения творческой индивидуальности поэта и его художественного метода. Необходимость сказать новое слово побуждает авторов искать необычные формы выражения. Особенность отбора лексических средств создает особую картину мира поэта. Принадлежность к разным направлениям свидетельствует о разнообразии творческих установок в работе над новым словом. Следовательно, историю поэзии можно рассматривать как историю различного отношения к слову, и к новому слову в частности.
Коммуникативно-когнитивный подход к анализу новых слов в поэтическом тексте предполагает исследование их в контексте всего творчества поэта, с учетом реальной обстановки, идейной платформы, основной идеи произведения, его жанровой и стилистической отнесенности. Анализ ономасиологической составляющей текста
предполагает определение той реалии объективной действительности, которая обозначается автором в связи с замыслом всего произведения. Она соотносит новое слово с определенной категорией, позволяющей определить тот класс, разряд и ономасиологическую группу слов, к которым новое слово относится.
Анализ когнитивной составляющей выявляет концептуальную организацию нового слова, то есть позволяет говорить об индивидуальных концептах, преломленных сквозь призму авторского мировоззрения и отражающих то видение мира, которое сложилось у поэта и требует своего обозначения.
Словообразовательная составляющая позволяет определить форму выражения того индивидуального смысла, который является результатом сложного процесса восприятия, анализа и отражения мира автором. При этом выявляются словообразовательные модели и деривационные средства, выбранные художником слова в соответствии с замыслом произведения и используемые им как средства языковой репрезентации индивидуально-авторских концептов в процессе словотворчества.
Так, одним из ярких представителей так называемой «эстрадной поэзии» является А. Вознесенский. Язык его произведений отличают игра слов, широкое использование каламбуров, новые ритмико-синтаксические конструкции. К перечисленным особенностям необходимо отнести и активное создание поэтом новообразований. Ярким примером, демонстрирующим целый каскад индивидуально-авторских слов, является стихотворение «Антимиры». Коммуникативно-когнитивное направление анализа выявляет следующие особенности данного текста.
Ономасиологическая составляющая, связанная с определенной реалией объективной действительности, свидетельствует о том, что созданные поэтом новообразования Антибукашкин, антиголова, антимашины, антимирок, антимиры, антимужчины выражают идею противопоставления как сущности нашего бытия. Данная идея находит проявление в создании автором антонимических пар, которые относятся к различным классам явлений: со значением лица (мужчины - антимужчины), обозначающих конкретные предметы (машины - антимашины) и личные имена (Бу-кашкин - Антибукашкин).
Когнитивная составляющая обусловлена теми индивидуальными знаниями, которые объективированы в новых словах. Она соотносится с общей
идеей текста - идеей противоречия индивидуальных мирков совмещан, неомещан, кабарышень и кабабушек антимиркам инакомыслящих. Эта авторская идея организована такими индивидуальными концептами, для которых нет однословных обозначений в русском языке. Для их репрезентации А. Вознесенский создает ряд новообразований.
Организующим началом стихотворения является новообразование антимиры, не случайно вынесенное автором в заглавие, так как в нем нашла выражение идея противопоставления, положенная поэтом в основу всего стихотворения. Противоречия жизни обозначены и парами противопоставленных узуальных слов, например: оазисы - Каракумы, глупые - умные.
Словообразовательная составляющая данного текста находит проявление в активном использовании автором приставки анти-, выражающей основную идею произведения. Слова, образованные при помощи данного префикса, относятся к потенциальным словам и созданы узуальным способом словообразования.
Таким образом, предложенный в качестве примера фрагмент коммуникативно-когнитивного анализа поэтического текста подтверждает, что данный аспект способствует выявлению функционально-прагматических особенностей новообразований, описанию индивидуально-авторских концептов, отражающих субъективное видение мира, а также способов языковой репрезентации этих концептов, то есть представляет комплексное исследование нового слова, что дает возможность по-новому подойти к проблемам словотворчества.
Проведенный нами разноаспектный анализ новообразований на различных этапах их «жизни» позволил выявить параллелизм перечисленных выше составляющих на этапах порождения, функционирования и языкового закрепления новых слов. Следовательно, процесс узуализации также может быть исследован с учетом ономасиологической, когнитивной и словообразовательной составляющих. Это позволило выявить особенности этапа активизации новых слов как одного из наиболее значимых этапов языкового закрепления инноваций и сделать определенные выводы.
Ономасиологическая составляющая обнаруживает обусловленность активизации новых слов такой реалией объективной действительности, которая представляется наиболее важной в определенный период жизни общества. Это позволяет говорить о том, что процесс узуализации социально
обусловлен и соотносится с особенностями общественного развития. В речи, как правило, оперативно отражаются все противоречивые явления нашей жизни, язык же включает в свою систему лишь те слова, в которых отразились факты национальной культуры. Анализ новообразований, появившихся в конце 70-х годов ХХ века (на основании данных ежегодных выпусков «Новое в русской лексике. Словарные материалы-77, 78...), подтвердил данное положение. Так, довольно широко представлена в количественном отношении группа слов, обозначающих достижения цивилизации. Они возникли в качестве названий приборов и явлений, связанных с различными изобретениями: микропередатчик, робототехника, микрокомпьютер, микропроцессор, сверхтехника, гидроавтоматика, микрокалькулятор; с появлением новых машин: мотокар, трабант, автоскрепер, веломобиль, аммиаковоз, различных приспособлений и аппаратуры со стереофоническим эффектом: стерео-установка, стереокинокамера, стереосистема, сте-реодиапозитив; промышленных и сельскохозяйственных приспособлений и устройств: половосборник, электроопрыскиватель, электрополировщик, самоспасатель и др.
Среди слов, обозначающих новые экономические реалии, были отмечены, например, следующие: планово-бюджетный, штатно-финансовый, хозяйственно-оперативный, финансово-хозяйственный, валютно-экономический, товарно-сырьевой, среднесдельный и др.
Когнитивная составляющая предполагает исследование семантики на глубинном уровне, с которым связаны процессы формирования значения слов. Анализ активизирующихся слов (слова, включившиеся в процесс языкового закрепления, названы нами узуализатами) показал, что большая часть среди них - это слова однозначные (87 % субстантивов; 95,4 % адъективов; 77 % глаголов; 99,7 % наречий). Исследование узуализатов-полисемантов свидетельствует о динамике их смысловой структуры и позволяет сделать вывод о том, что соотношение между языковой формой и концептуальной структурой может изменяться на разных этапах жизни нового слова. У многозначных узуализатов отмечены такие виды семантической деривации, как расширение значения (более 80 % полисемантов) и деривация на основе метонимии. Непродолжительный временной отрезок, выбранный нами для исследования, не позволил данному явлению проявиться более широко и выявил лишь 2 вида.
Словообразовательная составляющая позволила определить особенности структуры слов-узуализатов. Среди субстантивов основная часть активизировавшихся слов - это суффиксальные образования (45 %) и композиты (33 %), среди адъективов - композиты (54 %) и префиксальные образования (23 %), среди глаголов - префиксальные (45 %) и префиксально-суффиксальные (26 %) слова, среди наречий - суффиксальные новообразования (74 %). Абсолютное большинство узуализатов построено по известным языку продуктивным словообразовательным моделям. Выбор из всего арсенала словообразовательных средств национального языка наиболее приемлемых способов образования и словообразовательных моделей не случаен. Очевидно, именно данное строгое следование правилам словообразования и соответствие действующим в языке моделям позволило новообразованиям сначала активизироваться, а затем закрепиться в языке.
Таким образом, исследование новообразований с коммуникативно-когнитивных позиций позволяет представить интегративную речемысли-тельную модель словопроизводства, включающую ряд частных моделей разных мыслительных уровней. Исследование особенностей «работы» каждой из них дает возможность не только более полно и последовательно описать механизм образования, функционирования и языкового закрепления нового слова, но и объединить данные этапы в целостную, системно организованную структуру.
Список литературы
Никитевич В. М. Основы номинативной деривации. - Минск: Вышэйшая школа, 1985.
Плотникова Л. И. Словотворчество как феномен языковой личности. - Белгород: БелГУ, 2003.
Кубрякова Е. С. Язык и значение. - М.: «Языки славянской культуры», 2004.
L. I. Plotnikova
COMMUNICATIVE-COGNITIVE APPROACH TO THE RESEARCH OF NEW WORDS AT THE STAGES OF THEIR DEVELOPING, FUNCTIONING AND ENTERING
IN THE LANGUAGE
The investigation of peculiarities of word-building process demands thorough studying of new language material with account of reasons and mechanisms of developing, functioning and further entering in the language system. Communicative-cognitive approach that takes into consideration different aspects of analysis of new words - onomasiological, syntactic, cognitive, semantic, word formative allows to join the stages of developing, functioning and being fixed in the language together in a coherent, sys-temically organized structure.