Научная статья на тему 'Коммуникативно-этические речевые качества как показатель профессиональной компетентности педагога'

Коммуникативно-этические речевые качества как показатель профессиональной компетентности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / КОММУНИКАТИВНАЯ ЭТИКА / РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF UNIVERSITY / COMMUNICATIVE ETHICS / SPEECH CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васёв Дмитрий Валерьевич

Речевая коммуникация важнейший показатель профессиональной компетентности педагога, требующий умения выразительно и образно говорить, стилистически правильно и доходчиво излагать мысли, создавать благоприятную для общения атмосферу, прогнозировать воздействие слова на учащегося, устанавливать контакт с подростками разного психологического типа. Выпускники педагогических вузов обязаны профессионально владеть профильной дисциплиной и литературной речью, доступной как для восприятия, так и для подражания. Коммуникативно-этическое межличностное общение в культурно-образовательной среде вуза способствует приобретению социального опыта, формированию и укреплению убеждений и взглядов, повышению культурного уровня, образованности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE AND ETHICAL SPEECH QUALITIES AS AN INDICATOR OF TEACHER''S PROFESSIONAL COMPETENCE

Speech communication is the most important indicator of teacher’s professional competence, requiring the ability to expressively and figuratively speak, stylistically correctly and intelligibly express thoughts, create a favorable atmosphere for communication, predict the impact of a word on students, establish rapport with teenagers of different psychological types. Graduates of pedagogical universities have to professionally master the profile discipline and literary speech, easy-to-understand both for perception and for imitation. Communicative and ethical interpersonal communication in cultural and educational environment of university promotes the acquisition of social experience, formation and strengthening of believes and views, raising the cultural level and education of students.

Текст научной работы на тему «Коммуникативно-этические речевые качества как показатель профессиональной компетентности педагога»

1УДК 378 ББК 74.58

КОММУНИКАТИВНО-ЭТИЧЕСКИЕ РЕЧЕВЫЕ КАЧЕСТВА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Д. В. Васёв

Аннотация. Речевая коммуникация - важнейший показатель профессиональной компетентности педагога, требующий умения выразительно и образно говорить, стилистически правильно и доходчиво излагать мысли, создавать благоприятную для общения атмосферу, прогнозировать воздействие слова на учащегося, устанавливать контакт с подростками разного психологического типа. Выпускники педагогических вузов обязаны профессионально владеть профильной дисциплиной и литературной речью, доступной как для восприятия, так и для подражания. Коммуникативно-этическое межличностное общение в культурно-образовательной среде вуза способствует приобретению социального опыта, формированию и укреплению убеждений и взглядов, повышению культурного уровня, образованности студентов.

Ключевые слова: культурно-образовательная среда вуза, коммуникативная этика, речевая культура.

COMMUNICATIVE AND ETHICAL SPEECH QUALITIES AS AN INDICATOR OF TEACHER'S PROFESSIONAL COMPETENCE

D. V. Vasyov

Abstract. Speech communication is the most important indicator of teacher's professional competence, requiring the ability to expressively and figuratively speak, stylistically correctly and intelligibly express thoughts, create a favorable atmosphere for communication, predict the impact of a word on students, establish rapport with teenagers of different psychological types. Graduates of pedagogical universities have to professionally master the profile discipline and literary speech, easy-to-understand both for perception and for imitation. Communicative and ethical interpersonal communication in cultural and educational environment of university promotes the acquisition of social experience, formation and strengthening of believes and views, raising the cultural level and education of students.

Keywords: cultural and educational environment of university, communicative ethics, speech culture.

Культура речевой коммуникации - это принятое и одобряемое обществом на данном историческом отрезке общение, отражающее внутреннюю культуру человека. В речевых, языковых формах во все века проявлялся уровень культуры, образованности человека. Логическое мышление, интуиция и воображение, ценностные ориентации и нравственность, самооценка и самоанализ, вера - все это связано с внешней и внутренней речью, ее культурой. «Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она "затягивает"» (Д. С. Лихачев). На речевое взаи-

модействие людей с целью их взаимопонимания направлены языковые средства и нормы, объединяющие говорящих на одном языке; этому служат речевые модели, позволяющие понять не только то, что сказано, но и то, что хотели сказать, подразумевали. В межличностном общении с помощью высказываний выражается образованность и воспитанность, речевая коммуникация способствует формированию и укреплению убеждений и взглядов, помогает в приобретении социального опыта.

Происходившие в 1990-е гг. преобразования в политической, экономической, духовной жизни российского общества требовали непрерывного реформирования школы. Были

упразднены октябрятская, пионерская и комсомольская организации, которые худо-бедно объединяли идеологически и культурно развивали подрастающее поколение. Глобализация, технократизм, стремительно увеличивающийся поток информации, возросший темп жизни привели к смене эмоционального восприятия мира - оно стало жестким, рациональным. Стала преобладать обыденность восприятия: видим не живописную речушку, а ландшафт; не скверик с укромными скамеечками, полными тайн, а возможную развязку дорог на его месте; не вникаем в суть текста, а довольствуемся схемами и тестами. Времени на размышление, анализ, обдумывание нет - действуй по схеме, следуй рекламе, за тебя все уже продумали и решили. В трудовую жизнь вступило новое поколение, нацеленное в основном на удовлетворение материальных потребностей.

Познать человека как субъекта социокультурной деятельности можно посредством исследования результатов этой деятельности, выраженных, прежде всего, в речевой форме. «Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека - точный показатель его человеческих качеств, его культуры», - подчеркивал выдающийся филолог, культуролог, искусствовед Дмитрий Сергеевич Лихачев. Молодежь сегодня общается на языке, порожденном глобальной сетью Интернет. Интернет, гаджеты постепенно вытеснили получение знаний, социального опыта посредством чтения, когда через образы «книжных героев» формировались кругозор, когнитивно-речевые, этические, культурные качества личности. Особенность Интернет-коммуникации - в осознанном нарушении речевых норм русского языка с целью ускорения общения, усиления эмоциональной окраски или просто из-за незнания правил написания слов; нарушении правил пунктуации; применении жаргонизмов; смешении английских и русских слов, написании слов без пробелов и т. д.

Теория воздействия языка на формирование системы представлений человека о мире, разработанная американским языковедом и культурологом Э. Сепиром, допускает, что представления, формирующие картину мира,

входят в значение слов в неявном виде; человек принимает их не задумываясь, на веру. Индивидуум, пользуясь словами, содержащими неявные смыслы, не осознавая принимает и заключенный в них взгляд на мир. Слова способны замещать те вещи, о которых говорят, но их самих невозможно заменить никакой вещью. Слова обозначают связи между предметами и явлениями окружающей жизни; с их помощью устанавливаются временные, причинно-следственные и другие отношения; они выражают нравственные правила, требования к поведению. Значения слов, воплощаемые в тексте, имеют определенную информационно-смысловую структуру, направленную на познание мира. Слово социально по своей природе: из встречи слов рождаются образы, эмоции; передать мысль с помощью слов можно не всегда, но они в состоянии всколыхнуть у собеседника сходные мысли и эмоции. Точно подобранное и выразительно произнесенное слово настраивает психофизически студентов на выполнение поставленных задач.

Оптимальное общение базируется на соблюдении коммуникативных и этических норм. При коммуникации отношения строятся между объектами (отправитель - получатель, адресант - адресат), этические отношения возникают между субъектами (личностями). Коммуникативное общение - в основном обмен информацией, этическое - эмоционально-личностное восприятие и нравственная оценка допустимости или недопустимости конкретных явлений. Этические и языковые нормы строго кодифицированы, они регулируют содержательную и моральную стороны общения. Коммуникативные нормы более вариативны, ре-верберируют сам процесс общения. При речевой коммуникации возможности субъективного варьирования речи не беспредельны, ключом к пониманию, восприятию и интерпретации служит свободное владение собеседников языком общения. Коммуникативно-когнитивный аспект речи важен при построении диалога, связанность которого обеспечивается согласованностью стимулов и реакций: вопрос требует ответа, точка зрения - возражения или согласия, неодобрение или обвинение стимулируют оправдание. Уровень общей и речевой культуры сегодняшних студентов показывает,

что у них недостаточно коммуникативных навыков для адаптации в новой обстановке; нет навыка чтения вслух; трудности в понимании прочитанного, при пересказе текста. Это следствие того, что при обучении в школе не был сформирован понятийный аппарат, не заложены основы критического и творческого мышления, не выработаны умения анализа и синтеза. Педагог, по определению российского лингвиста, доктора филологических наук Б. Н. Головина, должен в совершенстве владеть:

• правильной речью - это постановка ударений, грамматика, лексика, соблюдение норм литературного языка;

• коммуникативно-целесообразной речью - это уместность, точность, логичность, чистота речи;

• действенной речью - это изменение внешнего и внутреннего поведения под воздействием речи.

Образовательно-воспитательный процесс, осуществляемый в вузе, направлен на освоение студентами профессиональных компетенций, постижение морально-этических ценностей, являющихся основой социальной и профессиональной деятельности. Роль преподавателя в двустороннем процессе «преподаватель - студент» крайне сложна. С одной стороны, педагог активно влияет на студентов, стараясь изменить их ценностные установки, воспитать ответственное отношение к профессии, с другой стороны, он должен регулировать это влияние, чтобы сохранить индивидуальность личности. Относясь к студенту как к социально зрелой личности, преподаватель постоянно повышает планку достижений каждого студента, открывает новые горизонты развития, при этом усиливая результат своей верой и поддержкой. Студент готов к изменению, сотворчеству, состязательности, обретению от обучения удовлетворения.

Важную роль в осуществлении образовательного и воспитательного процесса играет культурно-образовательная среда учебного заведения, обеспечивающая максимальное совмещение во времени теории и практики, знаний и требований жизни, стимулирующая творческую активность, инициативность, профессиональный рост студентов. Культурно-образовательная среда вуза определяется единством:

• пространственно-семантическим - архитектура вузовского здания; дизайн интерьера, учебных аудиторий, рекреаций, символика;

• содержательно-методическим - концепция образования, формы, методы и средства обучения, методическое обеспечение;

• коммуникативно-организационным - субъект-субъектное взаимодействие, особенности управленческой культуры.

Педагогическая система, культурно-образовательная среда вуза используют достижения науки, техники, общества, что дает возможность подготовить специалиста знающего - имеющего системные знания, умения, навыки; понимающего - себя, других людей и культуры; умеющего вписаться в сложный окружающий мир.

В высшем учебном заведении происходит не просто обучение профессии педагога, а образование и воспитание личности. Образованный выпускник от обученного отличается тем, что он не только получил знания, но и умения добывать, применять и передавать эти знания, научился самостоятельно анализировать и критически осмысливать информацию, логически убедительно, интонационно точно выстраивать текст. В отличие от учебного процесса, где центром обучения является преподаватель, в центре образовательно-воспитательного процесса находится студент, субъектное становление которого включает аспекты: профессионально-социальный, индивидуально-ценностный, операционально-деятельностный. Профессионально-социальный аспект предполагает идентификацию субъекта с социокультурным и профессиональным окружением; осмысление обучения как инструмента, способствующего усвоению общественного опыта, норм, правил, традиций. Индивидуально-ценностный аспект рассматривает раскрытие и проявление «Я» студента в социальной и профессиональной деятельности. Операциональ-но-деятельностный аспект объединяет педагогическую деятельность преподавателя и лич-ностно-профессиональное развитие студентов через совокупность методов и форм организации их взаимодействия. Преподаватель как педагог, исследователь, психолог, фасилитатор помогает связать теорию с профессиональной деятельностью, преобразовать теоретические знания в практические нужного способа дей-

ствия. При такой организации формируется устойчивая мотивация к овладению профессией; студент постепенно продвигается от первичного к более высокому уровню познавательной самостоятельности.

Путь к познанию лежит через владение языком, речью, общением. Большинство студентов, считая русский язык родным, знакомым с рождения, не считают нужным продолжать его изучение и совершенствование при получении профессии. Выпускные и промежуточные экзамены в школах, профессиональных учебных заведениях СССР основывались на устном или развернутом письменном ответе. С переходом на аттестацию выпускников школ при помощи ЕГЭ, всеобщему тестированию в техникумах и вузах отпала необходимость грамотно, связно, убедительно - устно и письменно - излагать свои мысли. Задача преподавателя на протяжении всех лет обучения - вернуть студентам навыки чтения вслух, умения слушать и слышать, убеждая их в том, что только через эмоциональное восприятие, анализ и осмысление текста можно пробудить интерес к преподаваемому предмету. При чтении вслух учебного материала импровизация преподавателя заключается в его умении мгновенно реагировать на восприятие студентов, побуждая их к обсуждению смыслов, логическо-конструктивному выстраиванию текстов. «Чтение вслух дает нам такую силу анализа, какой никогда не будет иметь тот, кто читает про себя», - писал французский прозаик Эрнест Легуве. Педагог не должен чрезмерно упрощать речь, ему необходимо постоянно работать над достижением такой техники речи, когда она становится естественной. Речевая выразительность, артистизм педагога способствуют творческому усвоению информации; формируют у студентов умение рассуждать, искать новые грани проблем в уже известном материале; пробуждают интерес к работе с книгой, прививают вкус к образной речи, мотивируют взыскательность в межличностных отношениях. На занятиях преподаватель, активно внушая, воздействует на формирование у студентов познавательных, эмоциональных, духовно-нравственных качеств. Студенты же сначала подражают мимике, манерам, внешним чертам поведения, действиям преподавателя, а затем постепенно вырабатывают

свой стиль. Учитель может владеть всеми педагогическими технологиями, методами и средствами обучения, но профессионал ли он? Почему авторская методика, эффективно воспитывающая и развивающая личность в одном образовательном учреждении, в другом не дает желаемых результатов? Очевидно, потому, что «истинно хороший учитель не может быть рабом ни программ, ни методик; он всегда должен оставаться свободным и самостоятельным деятелем» (П. Ф. Каптерев). Студент усваивает при обучении ровно столько, насколько он сам нацелен на познание, развитие, совершенствование, насколько он инициативен, деятелен в процессе освоения компетенций. Диалог преподавателя и студента дает возможность критически осмыслить прошлое, разбираться в настоящем, прогнозировать будущее. Точка зрения студента так же важна, как и мнение преподавателя. Раскрыть творческий потенциал студентов позволяет предоставление им определенной независимости и права на самобытность. Творчеству научить нельзя, но можно пробудить, развить в студентах способность видеть, воспринимать вещи по-своему, по-новому, держа руку на пульсе времени за счет создания стимулирующих условий; именно творчество является для человека ценностью, а не преобразование как таковое. Анкетирование подтвердило уверенность студентов в том, что когнитивно-коммуникативные этические речевые качества позволяют успешно учиться, выстраивать межличностные отношения, способствуют карьерному росту. Если студент решил стать педагогом не потому, что ему нравится поучать других, не преследуя еще какую-либо выгоду, а потому, что психологически он идентифицирует себя с этой профессией и в другой себя просто не мыслит, то он готов целенаправленно ей учиться.

Развитие каждого человека - это движение от одного поколения к другому. С появлением человека на свет живущие поколения расступаются, предоставляя ему жизненное пространство, подстраиваются под него и его заставляют приспосабливаться к существующим условиям. Входя в жизнь, новое поколение присваивает коммуникативно-речевые отношения, сложившиеся в обществе, постепенно превращая их в индивидуальные отношения.

Разрыв связи поколений, как разрыв связи времен, может привести к общественному, а затем и природному коллапсу. Каждое новое поколение имеет своих героев, свои образы и идеалы, знаковые фигуры времени. Отсвет поколения отражается и на всех живущих, которые любят их, подражают им.

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил, Другой, который мы от века,

Творим по мере наших сил.

(У. Шекспир).

Речевое сознание, определенное мировоззрение, сформированные в культурно-образовательной среде вуза, полученные знания и умения, владение профессиональными компетенциями, педагогическая подготовка, предвидящая требования, которые, возможно, будут предъявлены в будущем, обеспечат выпускникам успешное вхождение в профессиональную деятельность, связанную с обучением и воспитанием подрастающего поколения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация: учебник. - 2-е изд., пер. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2016. - 272 с.

2. Колесникова И. А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2007. - 336 с.

3. Ксенофонтова А. Н. Педагогическая теория речевой деятельности. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 327 с.

REFERENCES

1. Goykhman O. Ya., Nadeina T. M. Rechevaya kommunikatsiya: uchebnik. Moscow: INFRA-M, 2016. 272 p.

2. Kolesnikova I. A. Kommunikativnaya deyatel-nost pedagoga: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. Moscow: Aka-demiya, 2007. 336 p.

3. Ksenofontova A. N. Pedagogicheskaya teoriya rechevoy deyatelnosti. Moscow: Aspekt Press, 2010. 327 p.

Васёв Дмитрий Валерьевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры режиссуры и мастерства актера Пермского государственного института культуры e-mail: [email protected]

Vasyov Dmitry V., PhD in Education, associate Professor, directing and acting Department, Perm state Institute of culture

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.