Научная статья на тему 'Коммуникативно-деятельностная организация текста советской радиодрамы 60-х – 70-х гг. Xx века: специфика главного героя'

Коммуникативно-деятельностная организация текста советской радиодрамы 60-х – 70-х гг. Xx века: специфика главного героя Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
199
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИОДРАМА / ДРАМА 60–70-Х ГГ. XX ВЕКА / СПЕЦИФИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ / DRAMA OF THE 60-S – 70-S OF THE XXTH CENTURY / RADIO PLAY / SPECIFIC FEATURES OF THE PROTAGONIST

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ковалева П. И.

В статье исследуется специфика главного героя советской радиопьесы 60-х – 70-х гг. XX века. Рассматриваются сходства и различия радиодрамы и традиционной драмы рассматриваемого периода. На примере радиопьес из сборника «Млечный путь» представляется один из возможных вариантов типологизации героя советской радиодрамы 60–70-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative and activity organization of the text of soviet radio plays of the 60-s 70-s of the XXth century: specific features of the protagonist

The article studies the specific features of the protagonist of the soviet radio plays of the 60-s – 70-s of the XXth century. Attention is paid to the similarity and differences of radio plays and classical drama of the given period. One of the possible typologies of the protagonist of the soviet radio plays of the 60-s – 70-s is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Коммуникативно-деятельностная организация текста советской радиодрамы 60-х – 70-х гг. Xx века: специфика главного героя»

Драфт: молодая наука

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ ИНТЕРМЕДИАЛЬНОСТИ

КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТА

СОВЕТСКОЙ РАДИОДРАМЫ 60-х - 70-х гг. XX века: СПЕЦИФИКА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ

Аннотация. В статье исследуется специ фика главного героя советской радиопьесы 60-х - 70-х гг. XX века. Рассматриваются сходства и различия радиодрамы и традиционной драмы рассматриваемого периода. На примере радиопьес из сборника «Млечный путь» представляется один из возможных вар антов т полог зац героя советской рад одрамы 60-70-х гг.

Ключевые слова: радиодрама, драма 60-70-х гг. XX века, специ фика л тературного героя.

Период 60-х - 70-х гг. XX века отмечен появлением новых тенденций в развитии советской драматургии. «Обращение к миру чувств, углубление интереса к частной жизни, исторической памяти и тради -ц , по ск нац ональных корней отказ от футур ст ческой устрем-ленност позволяет говор ть о новой тенденц в драме театральном искусстве этого времени», - пишет исследователь С.Я. Кагарлицкая [Кагарлицкая 1998: 71]. Согласно Б.С. Бугрову, определяющим в драматургии 50-х - 70-х гг. становилось размежевание героев по их этиче-ск м деалам качествам, степен духовной зрелост , поведен ю в

отвественные моменты жизни [Бугров 1986: 95]. Радиодрама как феномен на стыке л тературы, театра рад о, следуя общ м тенденц ям драматург рассматр ваемого пер ода, обладает также спец ф че-ск м чертам , характерным л шь для данной жанровой нвар ац .

Радиопьеса Андрея Вейцлера «Засада» - яркий пример столкновения противоположных не только с идеологической, но и с нравственной точки зрения персонажей. Фабула пьесы строится вокруг подпольщика Елисеева и находящегося на службе у гестаповцев Крю-

П.И. КОВАЛЕВА

(г. Челябинск, Россия)

УДК 821.161.1-31 ББК Ш33(2Рос=Рус)63-3

Драфт: молодая наука

кова. Героев связывает долгая история взаимоотношений, начало которым полож ла еще гражданская война, во время которой он уже был врагам : Ел сеев боролся за Советскую власть, а Крюков был в стане белогвардейцев. Слушатель застает Ел сеева в плену у Крюкова. Спец ф ка рад одраматург позволяет автору постро ть пьесу так м образом, чтобы слушатель мог слышать внутренн е монолог героев, что заметно ус л вает конфл кт про зведен я. Пьеса заканч вается смертью обо х героев.

Образ Ел сеева полностью соответствует образу настоящего героя военного времени. Храбрый, преданный Родине, он также воплощает идеал верного друга, любящего мужа и заботливого отца. Именно жене, еди нственной любви его жизни, и посвящены последние мысл героя. Следует отмет ть, что это менно мысл , не кр к как в случае с Крюковым, а сокровенные мысл , которые герой хран т в душе, в тайне ото всех.

МЫСЛИ ЕЛИСЕЕВА. <...> Как в грудь ударило. Ну и пусть... Не взяли меня живым. Не взяли. Нет... Еще один патрон. Он не должен пропасть... Неужели не подниму руки? Во весь рост встали. Думают, убит я уже... Сам полковник ко мне шагает. А у меня есть еще патрон. Обидно. Только я соберусь... Все силы1...На! Получай, полковник (Вы1-стрел). Это ты1, Лиза? Лиза? Ты1 не открыгвай глаза. Не надо. Спи... Просто мне пора. Ты1 слыкишь, Лиза?

Негромко, издалека повела свою мелодию медная эскадронная труба

[Вейцлер 1979: 143].

Внешняя сдержанность пр внутренней чуткост скренност героя также является неотъемлемой чертой положительного героя советской драмы.

На первый взгляд, автор рисует Крюкова абсолютно негативным персонажем. Предательство Род ны, сотрудн чество с немцам , алчность не оставляют герою шанса на жалость со стороны читателя / слушателя. Между тем, и Крюкову не чужды настоящие чувства.

ЕЛИСЕЕВ. Ты1 интересовался, как тогда мыг банду твою обнаружили?

КРЮКОВ. Ну?

ЕЛИСЕЕВ. Вот Лиза нам и помогла.

КРЮКОВ. Предала?

ЕЛИСЕЕВ. Не предала. Просто прекрасно наше задание вытолни-ла. Она быта комсомолкой... Синичка...

КРЮКОВ. «Синичка», выгходит. Вот оно как. А ведь я страдал по ней... Как страдал... Вы1 ведь сами знаете, я в отряде хозяином полныт

Драфт: молодая наука

был. Все мое. А ее, Лизавету, даже пальцем ни-ни... Я ведь, дурак, жениться на ней думал. Чтоб все законно... На всю жизнь дальнейшую, думал... Вот у вас семья имеется. Сыт выгрос, говорите. А у меня никого. А почему? Я, может, все эти годыг о Лизе память хранил. Может, я... А она, мечта моя.. Да... А не врете? Хотя для чего врать-то... Тогда бы1 узнал — пристрелил суку своими руками.

ЕЛИСЕЕВ. Хватит, Крюков [Вейцлер 1979: 136].

Узнав, что Синичка была женой Елисеева, Крюков готов расправиться с врагом в ту же минуту, рискуя даже сорвать засаду. Горечь Крюкова не дает сомневаться в искренности его чувств, превращая его в жертву идеологического конфликта, коснувшегося всех сторон человеческой ж зн , особенно уязв в частную ж знь советского человека. Таким образом, характерная для драматургии соцреализма клиширо-ванность персонажей, в рад одраме постепенно уступает место более сложной нюанс ровке характера.

Еще од н т п чный пр мер неоднозначност героев советской радиодрамы - пьеса Александра Мишарина «Пять разговоров с сыном». Уже в самом названи е читается предполагаемая структура и герои пьесы. Пять разговоров отца Анцупова с сыном Валерием - это пять наиболее важных этапов становления личности Валерия, которого впервые слушатель встречает в его двенадцать лет. На протяжении пьесы становится очевидной эволюция характера Валерия и роль, которую в ней грают урок отца.

Характер Анцупова - твердый, бескомпромисный, что также отражает черту воспитываемую в советском труженике. За идею он готов рисковать званием Г ероя Советского Союза и вступить в стычку с ди -ректором завода, как это делает Анцупов. Пр этом, пр всей кр т ч-ност Анцупова по отношен ю к деятельност д ректора завода Т то-ва, герой не может не пр знать заслуг упорство характера, способ-ствовавш е продв жен ю его по карьерной лестн це передавш еся по наследству дочери Ирине. «Узнаю Сергея Ивановича Титова, его характер», - говорит Анцупов об избраннице сына [Мишарин 1979: 164].

Пятый разговор, последний перед отъездом Анцупова на Алтай, ключевой в радиопьесе. Радиопьеса заканчивается типичным для русской литературы конца XIX «уходом» старшего Анцупова, который уезжает на Алтай помогать со строительством нового завода [Журчева 2009: 22]. Мотив ухода здесь напрямую связан с основной идеей произведения. «Учись жить без отца, Валерий. Когда-нибудь всем приходится привыкать» [Мишарин 1979: 175], - слова героя словно подво-

Драфт: молодая наука

дят к лог ческому завершен ю ц кл ж зненных уроков, данных Анцуповым сыну. Анцупов научил Валерия всему, что знал и умел, и тот хорошо запомн л урок отца. Теперь пр шло время Валер ю уч ть сына, передавая мудрость з поколен я в поколен е.

В радиопьесе «Млечный путь» Севера Г ансовского уход Старика прод ктован его ощущен ем ненужност , непр годност в современном мире. Человек «небольшой», в жизни «ничем не отмеченный», он не желает больше быть обузой для бл зк х.

ГОЛОС. Вы1 ощущаете себя одиноким и ненужныгм?

СТАРИК. Нет. Не совсем так. Дома обо мне все заботятся. Даже слишком заботятся — вот это и мучает. Они вообще-то неплохие — зятья, невестки, внуки. И все время в командировках, экспедициях. Друзей у них много, с которыгми они там в пути сходятся. Квартира большая, постоянно новыге люди. А сами родныге уезжают часто и передают меня с рук на руки, чтоб я один не оставался. Утром, бывает, выйдешь в столовую - а там совсем незнакомыге. Меня увидали: «Здрасьте, Пал Иваныгч, здрасьте. Мы тут завтрак приготовили, и эти таблетки вам обязательно надо принять». Но ведь видно же, что у них на столе свои бумаги, в уме свои дела... Словом, путаюсь я тут, отвлекаю. И решил уйти.

ГОЛОС. Куда?

СТ РИК. Пройду последний раз те места, где воевал, строил. Где был молодым и сильным, не стариком, как сейчас. В деревню загляну, откуда сам родом, может, работу найду какую немудрящую. Я же для людей делать привык, не брать, не тянуть к себе. Но дома для меня делают все, а я - ничего. Знаете, как неловко, что Таня, внучка, по два раза в день прибегает... У нее в институте дел хватает, да ведь и молодая, погулять надо. она ко мне. Я говорю, что не надо. Только разве им что-нибудь докажешь? [Гансовски й 1979: 25].

Архет п ухода, в данном случае, необход м автору для доказательства мысл , обратной сомнен ям героя: каждый, даже самый «небольшой» человек на земле нужен важен как для отдельной семь , так для всей Вселенной.

Стар к воплощает в пьесе образ «маленького человека», который, между тем, кард нально отл чается от схожего образа в л тературе

XIX века. Глубоко несчастные в своей маленькой драме Гоголевски й Акакий Акакиевич Башмачкин или Пушкинский Самсон Вырин не выдерживают испытаний судьбы и так и погибают, не замеченными и ненужным . Стар к Севера Гансовского - человек обыкновенный, «рядовой, как все», сожалеющ й, однако, что сделать удалось так мало и жизнь «как сквозь пальцы просыпалась, исчезла». Эта требовательность к себе, совестл вость скромность есть главные черты «ма-

Драфт: молодая наука

ленького человека» советской рад одрамы. Он обладает всем чертам полож тельного героя соцреал зма, за мствованным в русской классике: не требующий многого, он сам готов обеспечить себя всем необходимым, чувствуя себя «неловко», если приходится беспокоить других; работящий он и в семьдесят пять лет готов выполнять самую простую, но все же работу, ибо не привык «тянуть к себе». Неудовлетворенность слож вшейся судьбой для него не повод сдаваться, а повод изменить жизнь, повлиять на нее. Так, не говоря никому из близких, Старик собирается уйти из дома, вновь пройтись по местам, «где воевал, строил». Именно в этот момент, момент сбора, его и застает Голос з будущего, который дает Стар ку возможность пообщаться с сам м собой только в юност . Изумлен е героя быстро сменяется желанием помочь Юноше не допускать ошибок Старика, однако необычная встреча меняет отношен е Стар ка к прож той ж зн .

Оглядываясь назад, Стар к сравн вает прож тую ж знь с ж з-нью людей «полезных профессий»: «Вот ученый, к примеру. Он лекарство изобрел либо закон вывел, которым люди до сих пор пользуются. Или художник. Его самого давно уже нету, а на картину в музее приходят, смотрят. Теперь меня взять... Работал-работал, руки всегда в мозолях, но все как сквозь пальцы просыпалось, исчезло» [Гансовски й 1979: 24]. При этом, герой «для людей делать привык», не для себя. Позже автор разв вает эту мысль, подводя Стар ка ч тателя / слушателя к мысл о том, что любая, даже самая «немудрящая» работа важна как для настоящего, так и для будущего: «То, что ты в старости не поймешь структурныш анализ, не важно - это ведь твой труд в том, что молодые теперь могут заниматься наукой» [Там же: 24], -говорит Старик Юноше, которым когда-то был он сам.

Достоверно и точно создается речевой портрет Старика. Его язык переполнен разговорным фразам простореч ям : «толкуют», «нету», «увидали», «немудрящую», - которые особенно выделяется на контрасте с речью Г олоса, использующего лекси ку из области математики , физики («парабола», «преобразователь волн»), а также сложные с нтакс ческ е конструкц с об л ем эмоц онально-окрашенных лексем, более характерных для литературной речи («бесчисленные века», «величие происходящего», «грандиозный», «вселенский»). Грамма-т ческ е формы, употребляемые Голосом, также резко контраст руют с речью Стар ка. Так, напр мер, употреблен е кратк х пр лагатель-ных в качестве менной част составного- менного сказуемого меет исключительно книжный характер («вселенная полна энергией», «чудовищна сама мысль»). Следует отметить, что речь Голоса имеет характер лозунга более напом нает доклад на тему пропаганды современ-

Драфт: молодая наука

ных дост жен й отечественной наук . Так м образом, речевой портрет в рад одраме является средством создан я характера персонажа, при этом в радиодраме по сравнению с традиционной драмой его зна-чен е знач тельно возрастает. Предполагаемое отсутств е в зуальной карт ны действ я , как следств е, ремарок дв жен я внешнего облика героев, придает особое значение описанию характуров и происходящих событий с помощью звука: диалогов / монологов героев; ав-торск х ремарок, характер зующ х шумы, эмоц , музыку, указан я звукореж сееру; средства художественного монтажа.

Другой типичный герой советской радиодрамы - молодой современник. И если Старику уже, скорее всего, не удастся увидеть «светлое будущее», то 16-летний Торька Родионов («Остаюсь ивой внук Торька...», Е. Астахов [Астахов 1979: 66]), недавняя студентка Лена Калинина («Билет на Лебединое озеро», А. Пинчук [Пинчук 1979: 144]) или молодой Валерий Анцупов только начинают свою жизнь. Уделяя пристальное внимание внутреннему миру героев, его нравственным установкам, драматурги второй половины XX века проявлял особый нтерес к молодеж 60-х гг. Род вш сь в 30-40-е гг., он , с одной стороны, переж л страшные годы войны, скорее всего, потерял одного л обо х род телей не збежно получ л пс холог че-скую травму на всю ж знь; с другой же стороны, менно он представляют собой будущее страны, тех, кто пр зван продолж ть дело отцов «довест до ума» стро тельство счастл вого коммун ст че-ского будущего, соответствуя пропагандируемым идеалам.

Изображение положительного героя зачастую происходит на контрасте с героем отр цательным. Т п чный пр мер - прот вопоставле-ние Торьки Родионова и Сашки Будылева в радиопьесе «Остаюсь твой внук Торька.». Не дости гший возраста, необходимого для начала полноценной трудовой деятельност , Торька все же пытается устро-ться на завод, мечтая науч ться управлять трактором. Ему удается уговор ть главного нженера Горыш на разреш ть ему помогать рабочей бр гаде в течен е неполного рабочего дня, но большую часть времен он провод т с Сашкой Будылевым, вод телем бульдозера. Поверхностный, алчный беспечный Будылев «не учитель и не друг» молодому Торьке, по мнен ю остальных членов бр гады. Давая возможность молодому парню практ коваться на тракторе, Будылев «чистеньким ходит», вызывая негодован е коллег т п чного советского ч тателя / слушателя. Пр этом для Торьк не меют н какого значения комфорт и «гарнитур югославский», которому так радуется Бу-дылев, он готов на любые жертвы, л шь бы получ ть заветную работу трактор ста. В ответственный момент, когда на участке Сашк Буль-

Драфт: молодая наука

дозера прорвала вода, Сашка трус т пытается бежать, брос в бульдозер участок на растерзан е ст х . Торька же, р скуя ж знью обо х, в тоге показывает невероятную храбрость в тоге спасает бульдозер, остановив воду.

Автор рисует Торьку наивным, доверчивым парнем, которому и в голову не пр дет, что Сашка, по его мнен ю, воплот вш й его мечту стать трактористом в жизнь, может его эксплуатировать. Одновременно Торька демонстр рует с лу характера, ночуя вторую ночь на дебаркадере, давая Горыш ну понять, что не отступ тся, пока не получ т своего. Пр этом есл на вность, согласно автору, скорее дело возраста, то твердость характера - свойство, которому Сашке всем советск м подросткам, постоянной ауд тор советской рад одрамы, сто т еще поучиться у молодого Тория. Тот факт, что Торик пишет именно дедушке, а не матери или отцу, тоже неслучаен. Отсутствие родителей, которых он, скорее всего, потерял во время войны, делают его героем своего времени, объясняют нехарактерную возрасту самостоятельность, которая не вызывает у современн ков уд влен я.

ГОРЫШИН. Скажите, Родионов, вы1 приехали сюда, надеюсь, с согласия родителей ?

ТОРЬКА. У меня дедушка только.

ГОРЫ1ШИН (после паузыг). Итак, на моих - двадцать сорок пять. Тыг сегодня в ночную, Петрович? [Астахов 1979: 69]

Главный нженер Горыш н все пон мает не задает л шн х вопросов. Трудоголик (на что указывает и время на часах, когда он по-прежнему на заводе, тот факт, что позже он заснет у телев зора на самом ответственном моменте матча люб мого хоккея), любящ й заботливый отец и энтузиаст своего дела, он также изображен исключи -тельно полож тельным героем, который позже сможет по-настоящему оценить поступок скромного Т орьки и даже написать его деду письмо о заслугах внука, понимая насколько важно это для Т ория.

Иначе формируется характер молодого Валерия Анцупова в рад опьесе «Пять разговоров с сыном». Автор показывает героя сквозь призму времени, тем самым демонстрируя читателю / слушателю эволюцию в его характере и взглядах. При этом он ставит перед героем по-настоящему непростые с точк зрен я нравственного выбора задач , далеко не всегда Валер й делает прав льный, наче говоря, достойный советского граждан на выбор. Так м образом, автор дает понять, что любой человек, даже когда-то совершивший оши бку, может змен ться стать пр знанным членом советского общества.

Драфт: молодая наука

Герой советской радиопьесы 60-70-х гг. XX века - молодой со-временн к, как прав ло, потерявш й на войне одного л обо х род -телей стоящ й перед выбором дальнейшего ж зненного пут . Сомневаясь, пробуя совершая ош бк , он самостоятельно пр ход т к соц ал ст ческ м деалам, пропаганд руемым государством, тем самым подтверждая, что он являются ед нственно верным ж знен-ным ор ент рам для советского человека. Другой т п чный герой радиодрамы - представитель предыдущего поколения, простой тружен к, переж вш й ужасы войны, по-прежнему верящ й в деалы рево-люц готовый жертвовать своей судьбой рад счастья будущ х поколен й. Спец ф ка воспр ят я рад одрамы сключ тельно на слух, ус л вает роль речевой характер ст к персонажа друг х изобразительных средств, передающих звуковые образы. Клиширо-ванность персонажей драмы соцреализма уступает место сложной нюанс ровке характера, которая не позволяет дел ть героев на полож -тельных отр цательных не дает однозначных ответов на сложные вопросы, которые став т рад одрама, предоставляя ч тателю / слушателю возможность самому оцен ть слова поступк героев.

ЛИТЕРАТУРА

Астахов Е. «Остаюсь твой внук Торька...» // Млечный путь. Советски е радиопьесы. - М.: Искусство,1979.

Бугров Б.С. Русская советская драматургия 50-х - 70-х годов: основные тенденци и разви тия: ди сс. на сои ск. уч. ст. доктора филол. н. - М., 1986.

Вейцлер А. Засада // Млечный путь. Советски е радиопьесы. - М.: Искус-ство,1979.

Гансовский С. Млечный путь // Млечный путь. Советск е рад опьесы. -М.: Искусство,1979.

Журчева О.В. Формы выражения авторского сознания в русской драме

XX века: автореф. ди сс. на сои ск. уч. ст. д. филол. н. - Самара, 2009.

Кагарлицкая С.Я. Социокультурные механизмы универсализации художественного мышления в отечественной драме 60-80-х годов. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. философских наук. - М., 1998.

Мишарин А. Пять разговоров с сыном // Млечный путь. Советски е радиопьесы. - М.: Искусство,1979.

Пинчук А. Билет на «Лебединое озеро» // Млечный путь. Советские радиопьесы. - М.: Искусство,1979.

© Ковалева П.И., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.