Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Дата публикации: 1.09.2018 № 4 (34). С. 239-245. УДК 159.9.07
Н. В. Фомина, Т. В. Маясова, А. В. УнгинА
Коммуникативная толерантность студентов, будущих врачей и учителей, и ее влияние на восприятие профессионально-трудной ситуации общения
Настоящая статья посвящена сформированности коммуникативной толерантности у представителей помогающих профессий - будущих врачей и учителей. Формирование коммуникативной толерантности в процессе профессионального общения людей, осуществляющих свою профессиональную деятельность в группе «человек-человек», способствует лучшему пониманию и познанию друг друга, а также - является важнейшим фактором эффективной профессиональной деятельности. Особую актуальность данная проблема получает в контексте конструктивного реагирования в социально-напряженных и конфликтных ситуациях, которых достаточное количество в профессиональной деятельности педагогов и врачей.
В статье выявляется различие толерантных коммуникативных установок к партнеру профессионального общения у студентов педагогов и медиков. В результате проведенного исследования доказывается существование различий восприятия студентами педагогами и врачами сложных коммуникативных ситуаций профессиональной деятельности. Проведенный корреляционный анализ показывает наличие связей между характеристиками коммуникативной толерантности и восприятием трудных ситуаций взаимодействия с партнерами по общению.
Ключевые слова: коммуникативная толерантность, коммуникативные установки, эмоционально-напряженные ситуации, оценка эмоциональной значимости ситуации, оценка когнитивной трудности ситуации, контроль ситуацией, перспективность будущего развития
Communicative Tolerance in Students - Future Physicians and Teachers, and its Impact on Occupationally-Complicated Communicative Situation Perception
The present article is concerned with communicative tolerance formedness in representatives of nurturant professions - future physicians and teachers. Communicative tolerance formation in occupational communication process of people executing their professional activities in "person-person" group promotes better understanding and cognition of each other, and furthermore - is the most important factor of efficient professional activities. Special actuality the given problem acquires in context of structural response in socially challenging and conflict situations, abundant in occupational activities of teachers and physicians.
The article discloses the difference of tolerant communicative settings towards professional communication partner in students - teachers and physicians. The conducted investigation resulted in demonstration of differences in perception by students - teachers and physicians the complicated communicative situations in their occupational activities. The conducted correlative analysis shows the availability of bonding among communicative tolerance characteristics and complicated situations perception in interaction with communication partners.
Key words: communicative tolerance; communicative settings; emotionally challenging situations; evaluation of emotional significance of situation; evaluation of cognitive difficulty of situation; situation control; future development prospectivity
Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Accepted: 15 June 2018 Published: 1 September 2018 No. 4 (34). pp. 239-245.
п. V. FOMiNA, T. V. MAYASOVA, A. v. UNGiNA
_Введение
риоритеты новой образовательной политики высшей школы ориентированы на овладение студентами профессиональными компетенциями. Для будущих специалистов социономической сферы, деятельность которых и успех в ней тесно связаны с общением, одной из важных компетенций является способность к построению адекватного перцептивного образа партнера по общению, отражающего особенности его индивидуальности. В русле компетент-ностного подхода профессиональная компетентность врачей и педагогов, работающих в системе «человек - человек», актуально рассматривать не только через призму их базовых знаний и умений, но и через систему ценностных позиций, общих аспектов мировидения, ведущих мотивов их деятельности, а также стиль взаимоотношений между людьми, направленностью на партнера по взаимодействию [1; 2; 13]. Следовательно, встает проблема определения личностных качеств, детерминирующих отклик личности в профессиональных коммуникациях, поскольку «психологические характеристики наблюдателя активно включены в создание им перцептивного образа [3, с.13]. Данный факт делает социальное восприятие субъектным процессом.
Одним из важнейших качеств специалистов социономической сферы является коммуникативная толерантность, которая обозначается как «системообразующий фактор» и может рассматриваться как преходящее состояние и как устойчивая личностная позиция [1] Таким образом, коммуникативная толерантность активизирует систему ценностей и смыслов личности, ее мотивационную направленность, а также показывает способы эмоциональной саморегуляции [1; 6; 7; 15; 16].
Коммуникативная толерантность, являясь важнейшим качеством личности педагога и врача, транслирует его систему ценностей, мотивов, детерминирует характер психологических знаний (например, о способах совладения со стрессом, специфике поведения людей различных типов личности), а также включает в себя сформированного некоторых специальных навыков: умения устанавливать контакт, слушать; «читать» невербальный язык коммуникации; строить беседу, формулировать вопросы [2; 9; 12; 13].
Особую актуальность данная проблема получает в контексте конструктивного реагирования в социально-напряженных и конфликтных ситуациях, которых достаточное количество в профессиональной деятельности педагогов и врачей. Как для врача, так и для педагога, крайне важно уметь контролировать собственные эмоции, сохранять уверенность в себе в сложных ситуациях, а также управлять эмоциями партнера по общению. Адекватная коммуникация подразумевает верное восприятие партнера по общению и пра-
вильное реагирование на его поведение. Независимо от личностных особенностей партнера по общению и врач, и педагог должны умело с ним взаимодействовать, решая профессиональные задачи, в том числе и в сложных, конфликтных ситуациях, которые нередко возникают в коммуникации [9; 14].
Таким образом, ситуация профессионального общения из социальной становится психологической, в которой огромную роль играет личность с ее коммуникативными толерантными установками, направленными на другого человека, влияющие на поведение и деятельность профессионала.
_Материалы и методы исследования
Выборку респондентов составили студенты педиатрического факультета Приволжского исследовательского медицинского университета (ПИМУ) и в количестве 48 человек и студенты Нижегородского государственного педагогического университета (НГПУ) в количестве 40 человек. Все студенты обучались на 4 курсе. Все они к моменту исследования уже имели опыт профессиональной практики в больницах и школах. Средний возраст студентов - 21,4 года.
Целью нашего исследования является изучение особенностей социальной перцепции (а именно, коммуникативной толерантности) по отношению к партнеру по общению и ее влияния на восприятие эмоционально-напряженной ситуации общения будущими врачами и учителями.
Мы предположили, что: 1) социально-перцептивный профиль, связанный с толерантными коммуникативными установками к партнеру профессионального общения у студентов педагогов и медиков будет различаться в аспекте принятия личности партнеров, оценочной позиции, общей терпимости к «инакости» другого человека; 2) характер восприятия трудной ситуации общения будет связан с характеристиками коммуникативной толерантности.
Методы и методики исследования: «Тест коммуникативной толерантности» В.В. Бойко [4], методика Е. Борисовой, Е. Старченковой «Эмоционально напряженные ситуации» [5]. Достоверные различия между выборками респондентов определялись с помощью ^критерий Стьюдента, для анализа связи характера восприятия трудной ситуации общения и коммуникативными установками использовался метод корреляционного анализа Пирсона. Все расчеты проводились с помощью компьютерной программы SPSS-15.
_Результаты и их обсуждение
Для исследования толерантных коммуникативных установок студентов мы использовали сокращенный вариант методики В.В. Бойко, состоящий из пяти шкал. Был вычислен интеграль-
ный показатель коммуникативной толерантности, оценивая который, надо иметь в виду, что чем больше баллов по шкале, тем ниже уровень коммуникативной толерантности, тем меньше испытуемый терпим к людям в данном аспекте отношений с ними и тем сложнее ему наладить эффективный процесс общения.
В результате диагностики уровня коммуникативной толерантности по интегральному показателю у студентов-врачей, студентов-педагогов оказалось, что 14,5% студентов-врачей и 11,7% студентов-педагогов показывают высокий уровень коммуникативной толерантности. Средний уровень коммуникативной толерантности выявлен у 38,4% студентов-врачей и 48,3% студентов-педагогов. Низкий уровень коммуникативной толерантности демонстрируют 47,2% студентов-врачей, 40,0% студентов-педагогов. Таким образом, можно констатировать, что более трети студентов, будущих педагогов и врачей
обнаруживают низкие толерантные коммуникативные установки по отношению к партнеру по общению, эти респонденты в настоящее время не способны к принятию психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Принимая во внимание тот факт, что коммуникативная толерантность является стержневой и систематизирующей характеристикой (по В.В. Бойко), определяющей жизненный и профессиональный путь личности, а также коррелирует с нравственными, характерологическими и интеллектуальными качествами индивида, можно предположить наличие у данной группы респондентов некоторых нарушений психического здоровья, внутренней гармонии, способности к саморегуляции [3; 8].
Результаты исследования и достоверность различий по показателю - коммуникативной толерантности студентов - будущих педагогов и будущих врачей представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ коммуникативных толерантных установок студентов - будущих педагогов и врачей
Исследуемые показатели Студенты-педагоги Студенты-врачи ^критерий р-значимость
Мср. Ст. откл Мср. Ст. откл
Принятие-непринятие индивидуальности другого человека 7.68 3.57 9.74 2.97 2.18 0.04
Установка на безоценочное восприятие другого человека 6.87 4.26 8.31 3.86 1.66 0.10
Эмоциональная саморегуляция 7.28 2.94 7.21 3.18 0,10 0.92
Склонность к перевоспит партнера 7.18 3.09 5.15 4.27 2,67 0.01
Нетерпимость к дискомфортным состояниям партнера 4.29 3.69 6,53 3.63 2,51 0.01
Общая коммуникативная толерантность 33.30 10.90 36,96 9,24 1,15 0.25
Анализируя полученные результаты, можно отметить, что респонденты - будущие врачи показывают более низкий уровень общей коммуникативной толерантности в отличие от студентов-педагогов, что в целом характеризует их как людей, с трудом признающих личностные различия в чертах личности, поведении, мнении другого человека, доминирование собственной личности, своего собственного мнения. Достоверные различия получились по показателю «принятие индивидуальности другого» (р<0,04), что свидетельствует о том, что будущие врачи более нетерпимы к партнеру по общению, не принимают его таким, какой он есть, в его личностной неповторимости, инди-
видуальности, не способны лояльно относиться к различиям между собой и другим человеком, могут общаться свысока, обесценивать пациента. Интересно заметить, что наиболее частой ассоциацией самовосприятия будущих врачей является ассоциация «я - бог» [10], что можно интерпретировать как восприятие себя истиной в последней инстанции, возвышенное, особенное положение, данное врачу теми уникальными знаниями и умениями, которыми он обладает. В реальной практике это оборачивается нежеланием услышать партнера, принять его переживания, не обесценивая их. Не случайно такое взаимодействие часто оборачивается конфликтом [11].
Обнаружено, что будущие врачи достоверно менее лояльны и терпимы к дискомфортным состояниям окружающих (р<0,01). С одной стороны, можно предположить, что для врача дискомфорт другого вызывает незамедлительную реакцию, направленную на оказание необходимой помощи, а с другой стороны - это свидетельство той раздражительности, агрессивности на страдание пациента, с которой часто сталкиваются пациенты на приеме и вне его. Педагоги, напротив, достоверно выше, чем врачи, готовы перевоспитывать партнера (р<0,01), навязывать свой взгляд и образ жизни, что выступает в качестве ведущей детерминанты поведения. И студенты-врачи, и студенты-педагоги показали достаточно высокую оценочную позицию, что также свидетельствует о критичном оценочном восприятии партнера, категоричности, нетерпимости к недостаткам. И хотя достоверных различий по этому критерию выявлено не было, можем заметить, что он несколько выше также у врачей. По показателю «эмоциональная саморегуляция» нами также не выявлены достоверные различия между группами. Средние значения по данному показателю демонстрируют равные способности студентов обеих групп сдерживать агрессию и сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуника-
Сравнительный анализ восприятия эмоц студентами - будущим
бельными качествами у партнеров.
Далее мы проследили, как воспринимают студенты, будущие педагоги и врачи, профессионально трудные ситуации общения, поскольку с коммуникативными ситуациями напрямую связана профессиональная деятельность.
В этом отношении мы использовали субтест методики Е. Борисовой, Е. Старченковой «Оценка профессионально трудных ситуации» с оценкой ситуации общения по шкале Ликерта через полярные категории. Дается оценка эмоциональной значимости ситуации, ее когнитивной трудности, управляемости (контроля) ситуации, перспективы будущего развития. По заданным шкалам рассчитывается общий индекс стрессогенности ситуации [5]. Мы попросили респондентов вспомнить реальную профессиональную ситуацию общения с пациентом, учащимся (может быть, с родственниками пациента или родителями ученика) из практики работы, которую они для себя обозначили как эмоционально-напряженную. Трудность ситуации определялась субъективным восприятием ее субъектом общения. Для нас важно было оценить не содержательный аспект ситуации, а субъективный, связанный с ее восприятием студентами. Полученные результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
1нально-напряженной ситуации общения педагогами и врачами
Исследуемые показатели Студенты-педагоги Студенты-врачи ^критерий р-значимость
Мср. Ст. откл Мср. Ст. откл
Оценка эмоциональной значимости ситуации 11.07 2.57 8.32 2.06 2.78 0.01
Оценка когнитивной трудности ситуации 7.56 2.47 7.68 2.13 0.20 0.84
Неуправляемость (контроль ситуацией) 8.19 1.94 7.64 1,89 0.98 0.33
Бесперспективность будущего развития 7,11 2.95 10.50 2.47 2.89 0.05
Индекс стрессогенности 33.93 7.81 34.14 5.82 0.58 0.56
Полученные данные показывают, что для обеих исследуемых групп трудная ситуация общения оценивается в зоне повышенной стрессогенности. Такой показатель для студентов, пока не имеющих навыка взаимодействия с партнером по профессиональному общению, скорее всего является оправданным и показывает их сопричастность, включенность в анализ ситуации, заинтересованность в профессиональной деятельности.
И будущие педагоги, и будущие врачи не воспринимают ситуацию общения с пациентом как когнитивно трудную, о чем свидетельствуют средние оценки в обеих группах. Нами были обнаружены средние баллы в двух группах по пока-
зателю контроля, управляемости ситуации. Эти результаты свидетельствуют о том, что студенты обеих групп в профессиональном общении не испытывают сильного беспокойства, повышенных затрат ресурсов и воспринимают ситуацию как достаточно прогнозируемую, с возможностью быстрого реагирования и принятия решения.
Педагоги достоверно эмоциональнее включаются в трудную ситуацию общения, она сильнее затрагивает их эмоционально, наблюдается высокая степень значимости ситуации общения (р<0.01). Медики эмоционально включаются меньше, демонстрируя отстранённость, дистан-цированность от трудной ситуации общения,
что, возможно, позволяет принимать более взвешенные и конструктивные решения, и является показателем эмоционального здоровья личности. Однако студенты-врачи оценивают трудную ситуацию общения как менее перспективную (р<0.05), она в большей степени, чем у педагогов воспринимается ими как безнадежная и неожиданная. Действительно, врачам часто приходится общаться с «трудным пациентом», который приходит на прием в подавленном эмоциональном состоянии, с нарушением не только соматического, но и психического здоровья, поэтому предсказать развитие данной ситуации бывает для них трудно. Следовательно, в сложной, конфликтной ситуации общения с пациентами студенты априори выбирают путь ухода от ситуации, не стремятся ее решать.
Анализ связи восприятия эмоционально-напряженных ситуаций взаимодействия с партнерами по профессиональному общению с характеристиками коммуникативными толерантности показал следующее.
В группе студентов-педагогов толерантное отношение к партнеру по общению мало связано с их восприятием трудной ситуации общения (г=0,1). Возможно это связано с тем, что студенты-педагоги априори больше погружаются в ситуацию общения, что позволяет воспринимать трудную ситуацию из роли педагога, предполагающей идею личностной направленности на партнера. Этому способствует и информационная среда обучения будущих педагогов в вузе, где важный смысловой акцент связан с идеей диалога.
Отрицательная корреляционная связь обнаружена между эмоциональной оценкой ситуации как важной, значимой и эмоциональной саморегуляции в трудной ситуации профессионального общения (г=-0,44; р<0,05). Данный факт говорит о том, что неумение скрывать, сглаживать неприятные чувства по отношению к партнеру эмоционально обесценивает ситуацию общения с ним, позволяет личностно не включаться в ситуацию. Отрицательная связь выявлена между оценочной установкой по отношению к партнеру и когнитивной значимостью ситуации (г=-0,46; р<0,05). Можно предположить, что оценочная позиция учителя не позволяет ему включаться в ситуацию, искать способы ее решения, формируя устойчивые стереотипы восприятия. Положительная связь обнаружена между показателями терпимости к физическому и психическому состоянию партнера и оценкой перспективы будущего развития ситуации (г=0,48, р<0,05), т.е. можно предположить, что чем более тонко педагог будет относиться к переживаниям партнера, сострадать ему, тем больше шансов справиться со сложной ситуацией общения,
У студентов-медиков таких связей обнаружено значительно больше. Так, отрицательные связи обнаружены по показателю «принятие индивидуальности другого» и показателями вос-
приятия эмоционально-напряженных ситуаций с партнерами по общению: оценка когнитивной трудности ситуации (г=-0,56, р<0,03), контролируемость ситуации (г=-0,38, р<0,05) общая стрессогенность ситуации (г=-0,38, р<0,05). Отрицательные связи обнаружены между оценочным восприятием партнера по общению и когнитивной сложностью ситуации (г=-0,58, р<0,02). Непринятие того, что другой - это другой, с его личностной позицией, собственным мировиде-нием, оценочная позиция по отношению к партнеру, восприятие себя истиной в последней инстанции («я - бог») делает ситуацию коммуникативно сложной, запутанной, включаются домысливания, подтексты, актуализация которых часто приводит к конфликтам, что повышает общую стрессогенность ситуации, делает ее неконтролируемой, непредсказуемой. Напротив, установка на безоценочное принятие пациента в профессиональном общении дает возможность уйти от стереотипного восприятия партнера, увидеть его индивидуальные черты и сосредоточиться на содержательных моментах общения, связанных с лечением больного человека. Чем выше степень принятия другого, тем спокойнее субъект воспринимает трудную коммуникативную ситуацию с пациентом.
Обнаружена связь установки на эмоциональную саморегуляцию в общении и подконтрольностью ситуации (г=0,38, р<0,05). Эмоциональная саморегуляция дает возможность оценить перспективы развития ситуации и сделать ее контролируемой, управляемой. Отрицательные связи в группе будущих врачей выявлены в показателях «нетерпимости к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер» и оценкой управляемости ситуации (г=-0,48, р<0,05), а также оценкой перспективы будущего развития ситуации (г=-0,44, р<0,03) и общей стрессогенностью (г=-0,46, р<0,05). Таким образом, отношение терпимости к пациенту, его состоянию, чувствам, принятие его личности, что отражают коммуникативные толерантные установки, крайне важно для развития профессионального общения будущих врачей и педагогов.
_Выводы
Таким образом, наше исследование показало, что толерантные коммуникативные установки к партнеру профессионального общения у студентов - педагогов и медиков различаются. Будущие врачи статистически достоверно менее терпимы к партнеру и к его дискомфортным состояниям, что будет негативно сказывается на атмосфере общения в целом, а также влиять на стратегию подбора лечения для конкретного пациента. Педагоги достоверно выше, чем врачи, готовы перевоспитывать партнера, поучать его. Подобная установка может быть маркером профессиональной неопытности, а также свидетельством
доминантной позиции в диалоге с учениками.
Тем не менее, и будущие врачи, и будущие учителя выявили невысокий уровень коммуникативной толерантности к партнеру, что ставит задачи развития данного качества в образовательной среде вуза.
Существуют различия восприятия студентами педагогами и врачами сложных коммуникативных ситуаций профессиональной деятельности. Студенты-врачи меньше эмоционально реагируют на партнера, могут удерживать границы общения, демонстрируют большую отстранённость, дистанцированность от трудной ситуации общения, однако в отличие от педагогов, воспринимают эмоционально-напряженную ситуацию общения как безнадежную и сложно управляемую.
Коммуникативные толерантные установки влияют на восприятие студентами эмоционально-напряженных ситуаций профессионального общения. У студентов-медиков это проявляется выше. Установка на принятие индивидуальности
другого делает общение с ним более понятным, формируется тенденция сглаживать конфликты, менее стрессогенно реагировать на ситуацию. Оценочная позиция по отношению к партнеру делает общение с ним более сложным для врачей, а нетерпимость к эмоциональному состоянию пациента влечет за собой недооценку перспектив решения проблемы и не позволяет контролировать ситуацию общения, что безусловно, приводит к повышению уровня общей стрессогенности. Такая ситуация обуславливает необходимость внедрения в курс профессиональной подготовки будущих врачей психологических дисциплин, раскрывающих идеи социально-перцептивных механизмов коммуникации и повышающих общий уровень профессиональной коммуникативной компетентности.
Для будущих педагогов важной является задача регуляции эмоционального напряжения в сложных ситуациях общения, развитие качеств эмоционального интеллекта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева Е.В., Братченко С.Л. Психологические основы толерантности учителя. СПб.: СПбАППО, 2003. С. 165-172.
2. Бабенко П.А. Формирование толерантности как профессиональной компетентности в процессе подготовки будущих врачей: автореф. дисс... канд. пед. наук. Краснодар, 2009. 25 с.
3. Барабанщиков В.А. Экспрессии лица и их восприятие. М.: Изд-во Институт психологии РАН. 2012. 341 с.
4. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ, 1996. 472 с.
5. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.
6. Кожухарь Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении // Вопросы психологии. 2006. № 2. С. 3-12.
7. Колот С.А. Влияние толерантности на формирование эмоциональных функциональных состояний [Электронный ресурс] // Science and Education a New Dimensión. Pedagogy and Psychology, 2014, no, II (9), Issue 19. URL:www.seanewdim.com (дата обращения: 26.06.2018).
8. Осипова А.Н., Маясова Т.В. Сравнительный анализ уровня коммуникативной толерантности у студентов педагогов и юристов // В сборнике: Педагог 3.0: подготовка учителя для школы будущего. 2016. С. 174-181.
9. Паина Л.И., Неволина В.В. Значение развития коммуникативной толерантности у студентов в социокультурной среде медицинского вуза // Дискуссия. 2015. № 1(53). С. 132-136.
10. Фомина Н.В., Ревина И.А. Возможности проективных методов в анализе социальных представлений пациентов о взаимодействии с врачом // Материалы Международной научно-практической конференции «Психоанализ, психологические практики и педагогические технологии в образовании, консалтинге и бизнесе» / Под ред. проф. С.В. Чернова. М.: Издательство Института Непрерывного Профессионального Образования, 2014. С. 61 - 67.
11. Фомина Н.В., Фомин И.В., Федосеева Т.Е. Отношение врачей и пациентов к лечению болезни как социально-психологическая проблема (на примере лечения артериальной гипертонии) // Вестник Мининского университета. 2016. № 2. С. 28-44.
12. Чижкова М.Б., Петрова Е.И. Изучение коммуникативной толерантности как профессионально важного качества будущих медицинских работников // Вектор науки ТГУ. 2012. № 1(12). С. 275-277.
13. Ядрина С.Р. Формирование толерантности студентов медицинских специальностей в условиях многонациональной образовательной среды // Вестник ЧГПУ. 2011. №6. С. 183-189.
14. Hamilton P. Ethical dilemmas in training tomorrow's doctors / P. Hamilton // Paediatric Respiratory Reviews, 2009. Vol. 7, no. 2, pp. 129-134.
15. Kumar B. Students work to foster tolerance / B. Kumar. CAN MED ASSOC J. 1997. 15. p. 370.
16. Morris J.A., Feldman D. C. The dimensions, antecedents, and consequences of emotional labor // Academy of Management Review. 1996. Vol. 21. pp. 986-1010.
REFERENCES
1. Alexeeva E.V., Bratchenko S.L. Psychological basis of the teacher's tolerance. Saint-Petersburg, SPbAPPO Publ., 2003. pp. 165-172. (in Russian)
2. Babenko P.A. Formation of tolerance as a professional competence in the process of training future doctors: author's abstract. Diss ... PhD Ped. Sci., Krasnodar, 2009. 25 p. (in Russian)
3. Barabanschikov V.A. Expression of the face and their perception. Moscow, Institute of Psychology, Russian Academy
of Sciences Publ.. 2012. 341 p. (in Russian)
4. Boyko V.V. The energy of emotions in communication: a look at yourself and others. Moscow, Filin Publ., 1996. 472 p. (in Russian)
5. Vodopyanova N.E. Psychodiagnostics of stress. Saint-Petersburg, Peter Publ., 2009. 336 p. (in Russian)
6. Kozhuhar G.S. The problem of tolerance in interpersonal communication. Voprosy Psychologii. 2006. no. 2. pp. 3-12. (in Russian)
7. Kolot S.A. The influence of tolerance on the formation of emotional functional states. Science and Education a New Dimension. Pedagogy and Psychology, 2014, no, II (9), Issue 19. Available at: www.seanewdim.com (accessed 26 June 2018). (in Russian)
8. Osipova A.N., Mayasova T.V. Comparative analysis of the level of communicative tolerance among students of teachers and lawyers // In the collection: Teacher 3.0: preparing a teacher for the school of the future. 2016. pp. 174-181. (in Russian)
9. Paina L.I., Nevolina V.V. The significance of the development of communicative tolerance among students in the sociocultural environment of a medical college. Discussion. 2015. no. 1 (53). pp. 132-136. (in Russian)
10. Fomina N.V., Revina I.A. Possibilities of projective methods in the analysis of social representations of patients on interaction with a doctor // Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Psychoanalysis, psychological practices and pedagogical technologies in education, consulting and business" / Ed. prof. S.V. Chernov. Moscow: Publishing House of the Institute of Continuing Professional Education, 2014. pp. 61-67. (in Russian)
11. Fomina N.V., Fomin I.V., Fedoseeva T.E. The attitude of doctors and patients to the treatment of the disease as a social and psychological problem (on the example of treatment of arterial hypertension). Bulletin of the Minin University, 2016. no. 2. pp. 28-44. (in Russian)
12. Chizhkova M.B., Petrova E.I. The study of communicative tolerance as a professionally important quality of future medical workers. Vector of Science TSU. 2012. no. 1 (12). pp. 275-277. (in Russian)
13. Yadrina S.R. Formation of tolerance of students of medical specialties in conditions of a multinational educational environment. Bulletin of CSPU. 2011. no. 6. pp. 183-189. (in Russian)
14. Hamilton P. Ethical dilemmas in training tomorrow's doctors. Pediatric Respiratory Reviews, 2009. Vol. 7, no. 2, pp. 129-134.
15. Kumar B. Students work to foster tolerance / B. Kumar. CAN MED ASSOC J. 1997. No. 15. p. 370.
16. Morris, J.A., Feldman, D. C. The dimensions, antecedents, and consequences of the emotional labor. Academy of Management Review. 1996. Vol. 21. pp. 986-1010.
Информация об авторах Фомина Наталья Вячеславовна
(Россия, Нижний Новгород) Доцент, кандидат психологических наук, доцент
кафедры практической психологии Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет) E-mail: fominataly@yandex.ru
Information about the authors
Natalia V. Fomina
(Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor, PhD in Psychological Sciences, Associate Professor
of Practical Psychology Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: fominataly@yandex.ru
Маясова Татьяна Викторовна
(Россия, Нижний Новгород) Доцент, кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет) E-mail: vip.mayasova@mail.ru
Tatiana V. Mayasova
(Russia, Nizhny Novgorod)
Associate Professor, PhD in Biological Sciences, Associate Professor of the Department of physiology and human life safety. Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: vip.mayasova@mail.ru
Унгина Анна Владимировна
(Россия, Нижний Новгород) Врач, ГБУЗ НО «Городская больница № 38» E-mail: ungina@rambler.ru
Anna V. Ungina
(Russia, Nizhny Novgorod) Doctor of "City hospital № 38" E-mail: ungina@rambler.ru