Кангиева Алие Меметовна1 E-mail: aliye.kangiyeva@gmail.com
Коммуникативная позиция наставника в суфийской педагогике
УДК: 378
Аннотация.
В статье показаны противоположные тенденции между упразднением роли учителя в современном мире, с одной стороны, и увеличением интереса к институту наставничества в бизнесе, образовании, науке, с другой. Раскрыты возможности суфийских коммуникативных моделей для современных образовательных систем. Показаны метафоры и поэтические фигуры, через которые ученик традиционно выражал свою любовь к учителю. Сделан вывод о том, что индивидуация ученика и раскрытие его потенциала происходит исключительно через фигуру Другого, в частности, через учителя и наставника.
Ключевые слова:
муршид, мюрид, суфизм, суфийская педагогика, суфийская коммуникативистика, коучинг в образовании, теория привязанности, Ньюфелд, Ашык Сейрани, мевлюд.
Говоря об образовании в XXI веке, футурологи и социологи науки озвучивают противоположные прогнозы: от исчезновения профессии учителя, замены живых людей «цифровыми учителями» - до формирования института наставничества как фундаментального в образовании и во всех основных сферах жизни человека и общества, науки, искусства, политики и до бизнеса. Действительно, развитие технологий привело к тому, что поиск информации не требует обращения к авторитетным, экспертным инстанциям и даже ребенок сегодня способен найти в планшете ответы на интересующие его вопросы об устройстве мира и человека. Живое общение во всех сферах вытесняется виртуальными операциями, вся окружающая человека реальность сливается в единое полотно гипертекста, с неопределенным автором и безликим собеседником. Провозглашенная Бартом «смерть автора» и «смерть субъекта» [8, с. 156] ощущается сегодня всеми, кто глубоко погружен в виртуальную коммуникацию, будучи оторван от живого общения.
С другой стороны, на фоне разрушающейся коммуникации между живыми людьми, островки реального живого общения приобретают все большую важность. Человек сегодня все реже обнаруживает свою способность строить крепкие связи, доверительные близкие отношения, связи рушатся на базовом уровне - между родителями и детьми, между супругами, между старшим поколением и молодежью. Система передачи опыта, знаний, мудрости и традиций с появлением цифровых технологий подверглась реальной угрозе. В этой связи возникает вопрос: а может ли человек, изъятый из системы реальной коммуникации с себе подобными, изъятый из традиции живого общения и передачи опыта, из иерархического контекста передачи культуры от старших к младшим - собственно, оставаться человеком? Способен ли такой человек к воспроизводству культуры, науки, технологии? Способен ли воспроизвести себя самого или в условиях разрушения связей с живыми людьми сам человек как разумное осознающее себя и мир существо -оказывается на грани исчезновения?
Эти тенденции, будучи осмыслены философами и учеными современности привели к возникновению философии Другого, коммуникативной философии. Это событие в философии науки было названо «коммуникативным поворотом». Социогуманитарные науки вслед за Бахтиным, Толстым, Хабермасом, Дерридой, Апелем [2, с. 285], приходят к осознанию того факта, что становление человека происходит только в обществе Других, отличных от самого человека, и, в то же время, конституирующих его. Коммуникативный поворот в философии отразился и в сфере образования, причинив появление коммуникативной педагогики, где вся система образования ставит во главу угла отношения между учителем и учеником.
Из спортивной психологии и менеджмента в современное образование и науку приходит такое
1 Кангиева Алие Меметовна, к.филол.н., научный сотрудник НИИ крымскотатарской филологии, истории и культуры этносов Крыма ГБОУВО РК КИПУ имени Февзи Якубова (Симферополь, Крым)
направление современной психологии, как коучинг, которое основали Тим Гоулви и Томас Леонард [7, с. 30]. В вузах и школах используются коучинговые образовательные технологии, когда преподаватель выступает для ученика не только источником информации, но и наставником, способствующим максимальному раскрытию потенциала учащегося. Преподаватель-коуч помогает ученику обнаружить в себе таланты и способности, услышать свои собственные мотивы и желания и реализовать весь свой личностный потенциал на благо себе, Родине, обществу. Коучинг в образовании становится крайне востребован, повышая в разы мотивацию, успеваемость, качество усвоения информации и творческого воспроизведения усвоенного в процессе обучения.
В рамках девелопментаристской психологии особый интерес вызывает развитая и углубленная Ньюфелдом вслед за Боулби теория привязанности, согласно которой воспитание и обучение может происходить исключительно в четком иерархическом взаимодействии, где есть старший, авторитет, «заботливый альфа-взрослый» и есть тот, кто принимает заботу в отношениях доверия и уважения. Основанный Ньюфелдом институт, имеющий филиалы на территории России, устами авторов монографий и преподавателей обосновывает мысль о том, что высокую мотивацию учащихся, их вовлеченность и ответственность можно сохранить исключительно в отношениях привязанности к учителю, когда ученик «отдает сердце» учителю, и лишь после этого учитель имеет возможность завладеть умами учеников.
Особый интерес фигура учителя вызывает в культуре традиционных обществ, в частности в исламской культуре и суфизме, где шейх, наставник, муршид, устаз - всегда были ключевыми в формировании духовного облика ученика [1, с. 57]. Многочисленные литературные произведения, дидактические сочинения, в прозаической и поэтической форме увековечивают фигуру наставника в культуре народов Российской Федерации.
Все изложенное указывает на актуальность данного исследования в условиях трансформации системы образования и разрушения классических традиций в построении отношений «учитель-ученик» в постмодернистском культурно-историческом пространстве.
Цель данной работы - раскрыть роль наставника в суфийской педагогике на примере ритуальных суфийских текстов, а также иных суфийских произведений. Объектом данной работы является институт наставничества в суфийской педагогике.
Методологической базой исследования выступает коммуникативный метод, обоснованный Хабермасом, Апелем, Бахтиным, Выготским, когда связь «Я и Другой» постулируется как формирующая человека, а Другой утверждается как фактор индивидуации человека, раскрытия его личностного потенциала. Также используется сравнительно-исторический метод, с помощью которого показывается диалектическое единство традиционных и современных подходов к пониманию института наставничества. Метод синергии помогает объединить духовную традицию и современные научные открытия.
Настоящее исследование поможет преподавателям развить и укрепить связь с учащимися в контексте доверия и уважения и обогатить представление о преподавании современными технологиями в психологии и менеджменте образования, с одной стороны, - и актуализирует традиционный опыт и культуру предыдущих поколений в повышении качества образования, с другой. Все изложенное обосновывает практическую значимость настоящего исследования.
«Amicus verus - rara avis» («верный друг - редкая птица»), писал римский комедиограф Плавт. Связь с другим человеком, которая может быть выражена в виде любви, верности, доброты, представляет собой предмет исследования ученых, поэтов, писателей на протяжении тысячелетий. Философская мысль на протяжении последних двух тысячелетий курсировала от позиции «я - ничто» в средневековой традиции до утверждения картезианцев «я мыслю» (под которым подразумевалось «мой разум почти всемогущ») в эпоху возрождения, викторианства. К XXI веку, если провести параллели между цивилизационными трансформациями в массовом сознании и филогенезом, то от картезианского инфантилизма (эгоцентризма, иллюзии всемогущества разума и интеллекта) человечество приходит к философии зрелости, философии Другого, коммуникативной философии, педагогике, лингвистике, психологии. Античные «агапе» и «филиа», сторге, изрядно деконструированные в постмодерне, вновь кладутся в основу ориентиров и смыслов бытия. Близость, верность, взаимность, понимание, служение, доброта берутся за основу взаимодействия как отправная и конечная точка в науках социогуманитарного цикла и в, особенности, в педагогике. Так возникает коммуникативная педагогика [6, с. 100].
Различные научные феномены рассматриваются как коммуникативная модель, где особое значение приобретает именно «пространство между» коммуникантами, между учеником и учителем, «в котором
разворачиваются смыслы» [4, с. 95]. На базе гуманистических концепций психологии оформляется трансперсональная психология, которая со временем включается в академический перечень психологических дисциплин и включает в себя прежде всего «меж-персональный», коммуникативный аспект. В педагогике, психологии и философии коммуникативистика, представленная Хабермасом, Апелем, Бахтиным, Выготским, Эко, Луизой Розенблат и др. раскрывается как учение о связи с Другим как конституирующем элементе. Коммуникативистика может быть прочитана в теории делиберативной демократии в политологии (Хабермас), в теории активной среды Выготского, в теории коллективного бессознательного К.-Г. Юнга, в теории поля, гештальт-психотерапии (Перлз, Левин) и др.
Суфийская педагогика также раскрывается сквозь коммуникативную парадигму, и может быть эффективно применена в педагогических исследованиях, как в качестве теоретического метода, так и на практике. Рассматривая взаимоотношения учителя и ученика в суфизме как коммуникативную модель, мы будем использовать понятие «суфийская коммуникативная педагогика» под которой мы понимаем такой способ взаимодействия учителя и ученика, в котором именно связь, правильно выстроенные отношения обеспечивают всю дальнейшую эффективность образования, высокий уровень знаний, практических и теоретических навыков и реализацию потенциала воспитанника, ученика в конечном итоге. Сам факт обращенности ученика к учителю производит в ученике изменения, глубинную психологическую трансформацию, к которой стремится вся система образования, становится причиной индивидуализации ученика и раскрытия его личностного потенциала. Учитель, ориентированный на построение отношений доверия и уважения, готовый взять на себя ответственность и заботу об ученике - в дальнейшем будет именоваться в настоящем исследовании наставником. Коммуникативное пространство между наставником и учеником, с одной стороны, иерархично, поскольку ученик смотрит на наставника как на авторитет, эксперта и некий идеал, а с другой стороны, надежно, ведь наставник готов взять на себя ответственность за отношения с учеником и в случае необходимости искать способы завладения вниманием, умом и «сердцем» ученика и, в конечном итоге, отвечает за процесс учебы.
Таким образом, коммуникативная педагогика может рассматриваться как система построения таких отношений между наставником и учеником, где ценность представляет сама личность и ее потенциал, а наставник через метод упреждающего доверия, заботы и ответственности обеспечивает контекст для раскрытия индивидуальности и личностного потенциала ученика.
Говоря о современном институте наставничества хочется затронуть такое современное явление, как коучинг. Основатели современного коучинга как способа раскрытия личностного потенциала в различных сферах, Тим Гоулви и Томас Леонард, составили свое учение на пересечении спортивной психологии, менеджмента и психологии. Сегодня коучинговые технологии хорошо зарекомендовали себя как в бизнесе, политике, медицине, так и в образовании и науке. Гоулви и Леонард вряд ли изучали фундаментально философию Востока и Запада, прежде чем предложить миру новую технологию в сфере самопознания и достижения целей. Однако интуитивно им удалось интегрировать лучшее из различных систем и учений: в коучинге можно найти отголоски феноменологии - когда коуч помогает клиенту отрефлексировать его опыт; коммуникативной философии - это требование к коучу развивать свой коммуникативный разум, адресовать клиенту признание и понимание, глубокое и качественное слушание; это философия Другого, майевтика и сократовская педагогика, когда знание приходит к ищущему через адресованный ему же Вопрос.
Изучая Исламскую культуру и институт традиционного наставничества, суфизм и взаимодействие учителя и ученика - мы можем найти в коучинге отголоски и этих учений, и практик: в частности, работа через метафоры и глубинные уровни бессознательного. В педагогическом преломлении коучинг помогает сформироваться педагогу как истинному наставнику в противовес тем тенденциям по упрощению и обезличиванию образования, которые сегодня наблюдаются в мире.
Коучинг эффективен, технологичен, глубок, поэтому, нам представляется, что использование технологий коучинга может углубить связь наставника и ученика в ходе обучения.
В эпоху фастфуда, когда «фастфудизация бытия» проникает в сознание человека на огромной скорости, наблюдая за способом общения учителей и учеников, напрашивается метафора «фастфуд-наставничества». «Фастфуд-наставничество» - это форма взаимодействия с учеником, когда преподаватель, научный руководитель либо супервайзер вместо включенности в процесс развития конкретного ученика снабжает его «информационным фастфудом», который плохо усваивается и слабо способствует реальному личностному росту учащегося. При этом выпускается из виду важная истина: сообщение - не означает
понимание. Предоставление информации (даже академически точной, верной, полезной) не означает трансформацию в адресате, интериоризацию этой информации, ее усвоение, преобразование во внутренний опыт и, как финальная точка любого образования, раскрытие личности ученика и его таланта, индивидуация воспитанника.
Наставник ведет к пониманию, проясняет и раскрывает, а не снабжает информацией. Наставник становится причиной стремления к цели, помогает точно следовать пути - а не технологично отвечает на все запросы. Так же, как не всякое желание означает истинную потребность, так и не каждый вопрос ученика ведет к раскрытию его личности. Наставник, в отличие от «фастфуд-наставника» отличает желания ученика от его потребностей, и, видя шире, чем сам ученик - удовлетворяет образовательные потребности, а не желания воспитанника. Выражаясь метафорой, наставник делает так, чтобы ноги ученика окрепли, око сердца увидело ясно цель и это ориентированное на цель зрение не покинуло ученика до конца его пути.
Коучинг в образовании предполагает веру в потенциал Человека. Коуч не лепит из кучи глины скульптуру, не рисует картину на белом листе, не играет симфонию в сердце ученика. Коуч-преподаватель будит в своем воспитаннике Скульптора, Художника, Писателя и Поэта. Коуч показывает ученику его самого как Художника. Ученик начинает вдруг замечать в своих руках палитру, кисти, видит перед собой белый холст. Он находит в себе талант и Волю, любовь, способность услышать внутри себя гармонию, целостность. Ученик видит себя художником, который способен все это вылить на холст. Он сам в состоянии написать картину своей жизни. Он чувствует художником лишь себя. Ученик строит связи с Другими открыто, но рисует себя и свою жизнь сам как Субъект Воли, выбора, субъект успеха, носитель смыслов и завоеватель Побед.
В коучинге установлен запрет на директивное, подавляющее поведение педагога, навязывание, напор. Коуч-наставник отличается уважением к Другому и красотой глубокого слушания. Да, в системе педагогического коучинга в отличие от классической коучинговой деятельности есть иерархия. Однако внутри иерархии прежде всего наблюдается манифестация личности ученика. Несмотря на установление границы прав и обязанностей. Эти границы не подавляют волю и индивидуальность учащегося.
Разбудить в каждом ученике Скульптора своей жизни, увидеть себя субъектом Выбора, Воли, Ответственности и Счастья в конечном итоге, увидеть в себе потенциал дотянуться головой до небес. Отзеркалить ученику его же самого так, чтобы он увидел свою силу, свои ресурсы, свои таланты, свою уникальность и красоту и смог реализовать себя, живя в едином ритме с вселенной - и есть призвание коуча-педагога. Коуч-педагог - это учитель, который смотрит на учеников как на звездное небо, где каждая Воля в сердце каждого ученика автономна, где звезды объединились в созвездия, и каждая звезда сияет по-своему великолепно. И не нужно ее переделывать, нужно научиться раскрыть ее сияние.
Коуч-педагог - это тот, кто способен увидеть даже в 3-хлетнем маленьком человеке, по ту сторону озорных глаз - Автономную Волю, как гейзер, живую, неугасимую Волю, которую не нужно ломать, не нужно гасить, не нужно подавлять и ей что-то навязывать. Нужно ее уважать и рассказывать про Ответственность.
Коуч рассказывает про Ответственность каждого Субъекта Воли. Коуч-наставник доносит мысль: «Твои действия важны. Их последствия огромны. Одно твое слово может стать причиной спасения жизни миллионов. Одно твое слово может убить. Один твой взгляд может оставить рану на сердце. Один твой взгляд, полный тепла и ласки, может рану вылечить и сердце спасти. Твои поступки важны. Их вес огромен. Ты важен. Будь осторожен со своими словами, мыслями, планами, убеждениями и желаниями. Ты - очень важен. Последствия твоей жизни - уходят в вечность. Ты не улитка и не цветная капуста [10]. Каждое твое слово, каждая твоя произвольная мысль может оставить след в вечности. Об этом - твоя ответственность».
Человек осознанный знает, что он - не вещь. Он Субъект Автономной Воли, а его ответственность -рассказывает про важность, силу, значимость, ценность его поступков. Это, в конечном итоге, про потенциал его величия и почета. Человек не вещь: у его поступков, даже, казалось бы, маленьких и незначительных - могут быть последствия, уходящие в Небеса. Коуч - это человек который раскрывает ученике его самого как Мастера своей жизни и показывает ему почет ответственности. Помогает увидеть ответственность не как бремя, а как почет, помогает увидеть свой выбор не как страх и растерянность, а как меч, мастерски овладев которым, человек достигает Победы.
Качество образования, усвоения знания, мотивация учащихся существенно возрастают при условии, что между учителем и учащимся сформирована крепкая привязанность в терминах девелопментаристской психологии и Гордона Ньюфелда в частности.
Формированию такой привязанности ученика к наставнику, через которого он имеет возможность
впитать важность служения на благо обществу, Родине и человечеству в целом, способствует традиционная ритуальная поэзия, где описываются образы идеальных наставников, к которым человек может мысленно обращаться за моделью поведения и мысленной поддержкой. Отдельным ритуалом считается мысленное либо вербальное обращение к наставнику - Тавассуль, в котором ученик получает духовную поддержку от праведника. Человек, идущий по пути к Богу, ощущает себя бедняком, факыром, мискином, нуждающимся в духовном руководстве учителя, который может заблудится в своих мыслях и чувствах без его духовной поддержки. Человек будто просит наставника взять за руку и вывести к вершинам милосердия, доброты, прощения, искренности. Связь между учителем и учеником настолько важна, что даже у самого Мухаммада был учитель - архангел Гавриил. Учитель и воспитатель всей своей жизнью рассказывает о Боге. Его личность - будто отдельная книга, читая которую человек постигает предельные основы бытия через язык действий, слов, чувств учителя.
Особое значение фигура учителя получает в суфизме, где ученик (мюрид) дает наставнику (муршиду) клятву о верности и вверяет себя учителю «будто труп в руках мойщика» [9, с. 98].
Именно шейх-муршид своей высокой культурой, духовной красотой и заботой об ученике разжигает в сердце ученика любовь и привязанность к учителю. На шейхе лежит большая доля ответственности за отношения. Наставник обеспечивает мюриду опыт крепкой безопасной любви. Задача шейха-наставника - быть тем, кого можно безопасно любить, строить связь так, чтоб ученик был предан и верен. Известный суфийский поэт Ашык Сейрани так описывает своего учителя:
«indim jeyhin bahgesine Laie sümbül güllerine §eyhimi ben vasfedeyim Lalesiyle, sümbülüyle» («Спущусь я в сад шейха, к тюльпанам, гиацинтам, Опишу я шейха моего
тюльпанами, гиацинтами...») /пер. наш - А. К./ [11, с. 46].
Мы видим, что воспитанники шейха сравниваются с садом, а сам шейх настолько прекрасен своей духовной красотой в глазах суфия, что он описывает его образ через метафоры цветов.
Задача наставника - быть тем, на ком с радостью остановится взгляд и сердце ученика. Это нужно не ради себя, а ради Другого, ради ученика. Нужно быть тем человеком, которого в радость любить и со взглядом, на которого сердце вспоминает Творца.
Шейху не нужно требовать любви, обижаться, не получив ее, наказывать либо приказывать - шейх является тем огнем, возле которого хотят греться люди. Т.е. шейх представлял собой человека, который заботится о чувствах других и хочет причинить им радость, ведя путем реализации духовного потенциала ученика.
Этому учит культура общения между учеником и учителем в религии, этика, ахлякъ. Ахлякъ - это искусство быть людям в радость. Заботиться о других и поэтому быть опрятным и чистым, иметь угощения на столе и в своем сердце, заботиться о семье и о гостях, поэтому держать дом в красоте и порядке; думать о родных, поэтому дарить им и навещать, звонить, помогать; заботиться так, чтобы забота им была в радость. Не требовать любви, а быть тем, кого можно любить, ради ученика, помня, как сильно нуждается ученик в щедром прекрасном наставнике. Наставник - тот человек, кого можно любить, источник блага. Другие получают возможность проживать свой опыт любви рядом с шейхом. Рядом с муршидом сердце способно цвести и источать аромат, петь, писать стихи, вдохновлять на творчество и на подвиги. Миссия наставника в исламской культуре, искусство тончайшее и мудрость в том, чтобы ученик научился любить безопасно, отдавая сердце, радуясь, доверяя. Быть тем, кого можно любить, - не для себя, а для другого, даря ему опыт любви. Разжигать огонь любви в других, но не от ущербности своей, голода и нужды, а от щедрости, помогать другому любить. Своим видом, речью и содержанием сердца, чувствовать свою ответственность за любовь другого к себе [5, с. 47].
Также описывает поэт-дервиш Ашык Сейрани свою преданность учителю:
«Bir üstada olsam girak Yakin olurdu irak»
(«Стать бы мне свечой учителя,
Близко бы стало далёкое...») /пер. наш - А. К./ [11, с. 46].
Говоря про роль наставника в суфийской коммуникативной педагогике, следует остановиться на фигуре пророков, которые в суфизме почитаемы и любимы именно как образцы наставничества, заботы, идеальные модели учителей. В религиозной культуре уделяется большое значение воспитанию в сердце ученика любви к пророкам. Научая себя любви к пророку Мухаммаду, человек в целом учится любить учителя, испытывать тепло и близость к такому же, как он, из плоти и крови - но более старшему, мудрому, надежному и верному. Любовь к Мухаммаду и его братьям-пророкам: Исусу, Моисею, ко всем, начиная от праотца Адама, жизненно необходима для суфия и совершенства его культуры. Огонь этой любви следует разжигать изучением его богатой духовной жизни, размышлением о красоте его внешнего облика и его сердца. Личность Мухаммада представляет собой классического наставника, воплотившего в себе личностный подход, коммуникативные модели в воспитании и раскрытие потенциала каждого, кто получал от него богооткровенное знание.
Формированию института наставничества в суфийской педагогике в крымскотатарской духовной культуре способствует также ритуальное почитания пророков, ритуальные поэмы, такие как мевлюды и касыды, которые помогают установить более крепкую связь с первыми наставниками человека - пророками.
Фигура пророка Мухаммад раскрывается в суфизме через метафору зеркала, заглянув в которое каждый может увидеть отраженную истину о Боге. Каждый человек так или иначе является зеркалом истины о Боге. И самым совершенным зеркалом, самым совершенным учителем и наставником в суфийской культуре признается Мухаммад. Согласно преданиям, красоту Мухаммада воспевают не только люди, но и ангелы на небесах. Более того, в Священном Писании Всевышний восхваляет Мухаммада как совершенное творение и такого наставника, сама жизнь которого является даром от Всевышнего человечеству. Сам Мухаммад - это проявление Милости Бога к своим творениям. Пророк постулируется как дар для мироздания.
В тасаввуфе социум рассматривается как сложная система зеркал. Каждый человек - фрагмент вселенского зеркала. Зеркало не есть бытие объекта, оно указывает на объект. Вся вселенная - словно гигантское зеркало для отражения Истины о Боге. Люди отражают друг друга бытие Бога в себе. Самым чистым, совершенным зеркалом, незамутненным, без трещин и изъянов, был Мухаммад. И, будучи наставником для людей, он учил каждого отражать своей жизнью истину о Творце.
В суфийской педагогике ученики учатся видеть в Мухаммаде учителя, который будто бы прочитал книгу вселенной, разъяснил ее смысл и наполнил ее красотой. В традиционной религиозной культуре постулируется, что Мухаммад своим бытием будто вобрал в себя океан, небо, солнце и космос, а в своем сердце будто впитал океан любви, океан смыслов, океан понимания, знания, тепла, небо смирения и вселенную истины. В культуре почитания пророка указывается, что человек онтологически нуждается в фигуре совершенного наставника и без него чувствует себя будто осиротевшим, брошенным и одиноким. Человек нуждается в красоте, доброте и силе учителя, совершенной моделью которого по милости Творца стал Мухаммад.
Среди традиционных ритуальных текстов крымских татар, которые и по сей день можно услышать на собраниях по случаю рождения ребенка, бракосочетания, других значимых событий - текст поэмы Сулеймана Челеби «Мевлид-и шериф. Весилетун неджат» («Мавлид благословенный. Путь спасения»). Само слово «Мевлюд» обозначает с арабсого «рождение». И первоначально эти поэмы писались для выражения радости в связи с появлением на свет Мухаммада. Однако позднее Мевлюд стал сопровождать крымских татар во всех значимых событиях, превратившись в неотъемлемую грань духовной культуры. Мевлюд и по сей день служит формированию нравственных идеалов, установок и ориентиров на примере образа пророка Мухаммада, как личности, обладающей прекрасными чертами (скромность, терпение, щедрость, простота, великодушие, аскетизм, милосердие и т.д.).
В поэме Сулеймана Челеби, чтение нараспев которой является основой празднования Мевлюда, можно встретить такие слова:
«Ярадылмыш джумле олды шадуман,
Гъам гидуб алем янъыдан булды джан.
Джумле зеррат-ы джиЬан идуб нида,
Чагърышубан дедилер ки: "Мерхаба!"
Мерхаба, Ьэй, алий султан, мерхаба,
Мерхаба, Ьэй, кяни ирфан, мерхаба.
Мерхаба, Ьэй, джан-ы джанан, мерхаба,
Мерхаба, Ьэй, дерде дерман, мерхаба.
Мерхаба, Ьэй, асий уммет мельджеи,
Мерхаба, Ьэй, чаресизлер эшфе'ыи.
Мерхаба, Ьэй, къуррет-уль-айниль-Халиль,
Мерхаба, Ьэй, хасс-ы Махбуби Джелиль.
Мерхаба, Ьэй, рахметен лиль-алемин,
Мерхаба, сенсинъ шефи'уль-музнебин.
Ьэй, джемалы кунь, юзи бедри мунир,
Ьэй, къаму душмушлере Сен дестегир.
Дестегирсинъ Сен къаму уфтаденинъ,
Ьэм пенахи бенде-и азаденинъ.
Ьэй, гонъюллер дердининъ дерманы сен,
Ьэй, ярадылмышларын Султаны сен.
Гер дилерсиз, буласыз оттан неджат,
Ашкъ иле, дерд иле айтынъ ассалят»
(«Наполнилось радостью все сотворенное
Ушла печаль и оживилось мироздание
Все частички этого мира воскликнули: «Приветствуем тебя!»
Приветствуем тебя, о Великий правитель!
Приветствуем тебя, о Источник познания,
Приветствуем тебя, о любимый друг,
Приветствуем тебя, о исцеляющий наши болезни,
Приветствуем тебя, о надежда грешной общины,
Приветствуем тебя, о заступник беспомощным,
Приветствуем тебя, о услада наших глаз, наш близкий человек,
Приветствуем тебя, о особенный, любимый Всевышнего,
Приветствуем тебя, о милость ко всем мирам,
Приветствуем тебя, о заступник грешных,
О многогранная красота, о полная луна,
О помощник всех упавших,
Ты помощник всех споткнувшихся,
Ты опора свободных рабов,
О исцеление для болезней сердец,
О султан всех сотворенных
Если ищите спасения от огня, то найдете,
С любовью и болью повторяйте Эсселят - приветствие Пророку») /пер. наш - А. К./ [3, с. 54].
В этих строках мы видим, какой любовью преисполнен автор поэмы к своему первому учителю и идеалу наставничества и духовного руководства. Эти чувства любви к наставнику и радости автор поэмы Сулейман Челеби старается передать всем исполнителям и слушателям поэмы.
Особое внимание шейха всегда уделяется контролю над сердцем, поскольку в исламской ортодоксии сердце почитается «правителем», султаном над всеми органами. Сердце приказывает рукам, ногам, губам, языку шевелиться и совершать поступки. Выражаясь метафорой, султан должен быть умным, здоровым, сильным. А тело и всё, что в нем - это владения султана, его королевство. В королевстве должно быть все чисто, красиво, а все подчиненные должны любить султана и слушаться. Тогда в королевстве будет сила и красота. И сам человек будет счастлив.
Отдельное внимание уделяется грехам сердца, когда «султан» слаб и бессилен. Он не знает, что происходит в его владениях, куда идут ноги, что делают руки, что говорит язык. О чем думает ум. Никто не слушает султана, не уважает. А султан все пустил на самотек. В таком королевстве везде болезни и хаос. Такой султан не приведет человека к силе. Сердце-султан должно очень любить Творца и очень бояться Его. Сила сердца-правителя в том, чтобы всегда помнить о Боге, тогда сердце будет здоровое, а человек будет счастлив.
Суфийский учитель учит ученика осознавать себя и наблюдать за своими поступками, словами, контролировать намерения и желания, побеждать те желания, которые ему вредят. Такой ученик обретает «царя в голове», но не через подавление его спонтанности, а через надстройку над ней наблюдателя.
Сегодня мир проживает кризис мотивации в разных сферах, в образовании, в том числе. Человечество занято поиском цели, этому посвящена львиная доля неакадемического частного образования, направленного на саморазвитие и личностный рост. Люди ищут свои желания, свое вдохновение, стараясь пробудиться ото скуки, апатии и бесцельности. Человечество ищет смыслы, находит, но разочаровывается, чувствует истощение и усталость. В то время, как смыслы всегда коммуникативны, смысл бывает только там, где есть Другой. Все прочее - игра с самим собой, имитация встречи, разговор со своим отражением в зеркале, который не позволяет выйти за свои пределы навстречу к реальности Другого, в нем нет динамики, нет заботы, нет бытия. На рынке образовательных программ по саморазвитию и обретению собственной миссии часто говорят слушателям про любовь, радость, счастье, про миссию, самореализацию, цели, ресурсы. Но в отрыве от реальной живой коммуникации с Другим, носителем иной воли и иного сознания смыслов быть не может.
Мы можем говорить про коммуникацию с собой, в определенном контексте, заботу о себе и встречу с собой. Однако в терминах коммуникативной педагогики и философии, коммуникация - это встреча двух сознаний, а не просто связь чего-то с чем-то, взаимосоотнесенность и корреляция. Смыслы, предельные смыслы бытия, смыслы в философском понимании возможны между двумя субъектами Воли, Знания, Действия, Выбора. Поэтому компульсивный поиск мотиваторов, целей, «батареек», «энергетиков» обречен на неудачу, пока взгляд не будет обращен к Другому: все, что не строит связи с Другим - бессмысленно.
Смысл в духовной религиозной традиции - это информация о Бытии, полученная не как сенсорный опыт, а как отраженный в сознании свет. Поэтому учитель не продуцирует смыслы, как модно сейчас говорить везде, от образования, бизнеса до философии, а учитель проясняет бытие, помогает прийти к алетейе эллинов.
Коммуникация наставника и ученика - это «ты как опыт», а не «ты как мыслительная конструкция». Это попытка прожить бытие другого сквозь свое бытие. На уровне сенсорики, интеллекта, эмоциональной эмпатии, и, видимо, в силу нераскрытости феномена истинной сущности человека, его психики и души - на неких иных уровнях, которые мы условно назовем уровнем духа.
Сущность человека целокупна и монолитна. Дух, душа, тело смешаны в нем как вода и молоко в одном стакане. Однако порой он проявляет качества, препятствующие ему обрести смыслы, а порой, напротив, чувствует вдохновение для размышлений, познания, развития. Первые качества в религиозных науках называют нафсом и одно из направлений наук о сердце - психологическое, посвященное глубинной личностной трансформации, требует от человека воспитания своего нафса, своей природы, переводя его с уровня на уровень. Отделение нафса, вожделеющей, страстной природы, порой схожей с животными, порой схожей с гневливыми бесами, осуществляется умозрительно, в качестве ментального эксперимента, поскольку работать с чем-либо возможно после его отделения от своей сути, от своего центра. Отдельно «я», сердце как центр моей души и отдельно то, на что «я», сердце, влияет, чем управляет. Теоретическая диссоциация позволяет человеку как раз работать со своим естеством, трансформируясь лишь благодаря собственному усилию-к-Ты, благодаря своему волевому выбору к Другому, будучи причиной себе, не ища причин во внешнем мире, не ища внешних мотивов и рычагов. Достаточно движения внутреннего «я» к «ты» и самотрансформации в результате этого. Это есть взрослость, самоактуализация, ответственность, которую принял человек на заре своего бытия. И эта работа ведется для того, чтобы облегчить человеку путь обретения смысла. Надрациональность смысла также связана с его коммуникативной природой и с непредсказуемостью воли другого. В моменте обретения смысла всегда остается некая неопределенность, незавершенность, незавершенность - зависимость от воли другого. Смысл взаимен, а значит, он возникнет только когда Другой, «не-Я», «Ты» даст совет, примет мою заботу, устремит свой взор на меня, ответит мне, захочешь встретиться. Встреча - это пересечение двух автономных воль. Такая трактовка смысла учит смирению в поиске смысла.
В этом смысле, сообщенность важнее, чем сообщение. Разум не так важен, как связь. Связь может быть регламентирована через диалог, открытость, признание - но суть связи пока не может быть схвачен.
В суфийской педагогике мы видим созвучность коучинговым технологиям, а также теории привязанности Ньюфелда как направлению в девелопментаристской психологии. Модель наставничества в суфийской педагогике могла бы обогатить современные образовательные традиции, поскольку внедрение института
наставничества между учителем и учеником существенно повышает качество образования и вовлеченность ученика в процесс обучения. При этом учитель берет на себя ответственность за наставничество и старается не только формально передавать информацию, но и проявляет заботу о реализации потенциала ученика, а ученик имеет возможность наилучшим образом понять себя и свои способности и реализовать себя как личность через индивидуацию с помощью учителя, в коммуникативном контексте признания, принятия и доверия.
В ходе теоретического исследования роли наставника в суфийской педагогике нам удалось показать, что сегодня традиционная культура взаимоотношений учителя и ученика претерпевает серьезные трансформации. На помощь им приходят современные открытия в психологии и нейронауках - современные инновационные образовательные технологии. Эти технологии можно успешно обогащать традиционным интеллектуальным и культурным наследием, в частности, суфийскими коммуникативными моделями.
В настоящей работе были освещены возможности коучинга в образовании при построении связи ученика и наставника и было показано что коучинг в образовании имеет важное значение для построения пространства коммуникации между учеником и учителем.
Были раскрыты положения девелопментаристской психологии, в частности, теории привязанности Гордона Ньюфелда, которые помогают в формировании связи ученика с наставником. Было показано, что именно через доверие и любовь к наставнику происходит наиболее качественное обучение на высоком уровне мотивации и вовлеченности в процесс образования. Нам удалось показать, каким способом можно обогатить современную систему образования традиционным опытом взаимодействия учителя и ученика в исламской культуре.
В работе была раскрыта роль наставника в формировании мотивации ученика, его вовлеченности в образовательный процесс и в повышении качества его успеваемости в целом.
Также нами были представлены поэтические метафоры, помогающие осмыслить роль наставника в духовной культуре человечества.
В работе затронута проблема баланса между рациональным поиском и иррациональным следованием, доверием учителю; проблема выбора, критического анализа и «принятия на веру» согласно исламской ортодоксии. В исследовании проведены параллели между восточной традицией наставничества, с одной стороны, и ролью педагога, ментора, коуча в традиции современного образования (классического, профессионального), с другой; актуализированы проблемы философии образования в эпоху постмодерна, очерчены тенденции в формировании этико-философских, религиозных концептов в сознании современного человека с оглядкой на истоки этого сознания. Показана преемственность между ростом популярности института наставничества, коучинга в политике и бизнесе в современном мире - и средневековой традицией наставничества. Сделан вывод о том, что рост интереса к интерсубъективности как к явлению в постмодернистской и коммуникативной философии, литературе, образовании созвучен с пониманием роли Другого в целом и Учителя, в частности - в средневековую эпоху.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что техническая роль учителя как передатчика информации уменьшается с развитием технологий, но в то же время, стремительно возрастает роль учителя как наставника, как фактора построения отношений, в которых ученику адресуется упреждающее доверие, демонстрируется личный пример и модель, при этом учитель выступает как живой носитель ценностных ориентиров и картины мира, фактор построения межличностных отношений и, в конечном счете, индивидуализации ученика.
Kangiyeva Aliye Memetovna.
The Communicative Position of the Mentor in Sufi Pedagogics
Summary. The article shows the opposite trends between the abolition of the role of a teacher in the modern world, on the one hand, and an increase of interest in the institution of mentoring in business, education, science, on the other. The possibilities of Sufi communicative models for modern educational systems are revealed. There were shown are metaphors and poetic figures through which the murid traditionally expressed his love for the teacher. It is concluded that the individualization of the student and the disclosure of his potential occurs exclusively through the figure of the Other, in particular, through the teacher and mentor.
Keywords: murshid, murid, Sufism, Sufi pedagogy, Sufi communication, coaching in education, attachment-based developmental model, Neufeld, Ashik Seyrani, mewlud
Литература
1. Бартольд В. Ислам и культура мусульманства / В. Бартольд. - М.: Изд-во МГТУ, 1992. - 143 с.
2. Бахтин М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа / М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - С. 281-307.
3. Буюрынъыз дувагъа! Амма башта намазгъа / терт. эт. Аджи Мухаммед-Риза Фазыл, Аджи Абдульваит Сахтара - Симферополь: Къырым девлет окъув-педагогика нешрияты, 2007. - 120 с.
4. Маниковская М. Коммуникативное пространство художественной культуры / М. Маниковская // Философия и общество. - 2005. - № 1 (38). - С. 93-114.
5. Масиньон JI. Методы художественного выражения у мусульманских народов / Л. Масиньон // Арабская средневековая литература. - 1978. - С. 46-60.
6. Менеджмент в высшем образовании / пер. с англ. и ред. И. Ганчеренка. - Минск: РИВШ БГУ, 1997. - 48 с.
7. Мэрилин Аткинсон. Путь к изменению. Трансформационные метафоры / А. Мэрилин. - М.: Альпина Паблишер, 2017. - 54 с.
8. Постмодернизм: энциклопедия / сост. и науч. ред. А. Грицанов, М. Можейко. - Минск: Интерпрессер-вис: Кн. дом, 2001. - 1038 с.
9. Путь к совершенству. - Сб. статей о суфизме / сост. Ю. Санюк, Г. Хабибуллина и др. - Изд. 1-ое. - К.: АЯ ГРУП, 2016. - 256 с.
10. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм / Ж.-П. Сартр. [Электронный ресурс]. URL: http://scepsis. net/library/id_545.html
11. Yüksel Hasan Avni. ħik Seyrärn bibliyografyasi: hayati, edebi sahsiyeti ve jiirlerinden örnekler / H.A. Yüksel. -Ankara: Kültür Bakanligi, 1991 - 72 s.
со