Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе
УДК: 37.037.1
Глущенко К.С.
студентка психолого-педагогического факультета Филиала СГПИ в г. Железноводске, Россия
Величко И.В.
доцент кафедры историко-филологических дисциплин
кандидат филологических наук Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК СТРУКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Компетентностный подход предполагает формирование у школьников ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетенция. Данная компетенция является структурным образованием и включает в себя несколько уровней, без овладения которыми невозможно ее формирование.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, единицы коммуникативной компетенции, уровни коммуникативной компетенции.
С 2015-2016 учебного года вступил в силу Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Особенность ФГОС ООО — деятельностный характер. Целью обучения становится достижение учащимися определенного деятельностного результата, что определяет отбор содержания образования, формы преподавания, а также и подходы к оценке. Основой данного стандарта стал компетентностный подход в обучении [3]. Компетентностный подход предполагает необходимость переосмысления целей, задач, содержания, принципов и методов обучения в соответствии с современными требованиями — формировать в первую очередь личность обучающегося, способную к адекватному поведению в сфере вербальной коммуникации. В качестве конечной цели освоения школьного курса «Русский язык» видится языковая личность, поэтому ФГОС ООО вводит понятие компетенции и её видов — лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой.
Одними из первых к понятию коммуникативной компетенции обратились ученые-психологи. Компетенция коммуникативная (в социальной психологии) — система знаний, умений и навыков, необходимых личности для коммуникации с другими членами общества. В состав нее входят знание личностных особенностей людей, их понимание, умение правильно воспринимать и оценивать людей, предсказывать их поведение, оказывать на них влияние и многое другое, от чего может зависеть успешность общения и взаимодействия человека с людьми.
В настоящее время коммуникативная компетенция определяется как овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах. Для формирования коммуникативной компетенции учащихся необходимо, чтобы коммуникативной компетенцией обладал учитель. И учитель, и ученик должны быть готовы к сотрудничеству, обладать способностью адаптироваться к быстро меняющимся условиям общения, мотивацией к поиску и изучению новой информации, уметь критично и самостоятельно мыслить, уметь контролировать свою деятельность, ясно формулировать свои цели и ценности, а также использовать эмоции в процессе общения.
Коммуникативная компетенция представляет собой структурное образование, она состоит из определенных единиц и включает в себя следующие уровни: языковую, речевую,
Таврический научный обозреватель www.tavr.science
дискурсивную, культуроведческую и риторическую компетенции. Единицами коммуникативной компетенции, по мнению Л.А. Петровской, являются:
- сферы речевой активности;
- тематика, ситуации речевой деятельсноти;
- речевые действия;
- роли собеседников коммуникации (сценарии их коммуникативного поведения);
- тактика коммуникации в ситуациях при выполнении программы поведения;
- правила построения текстов различных видов;
- минимальные составляющие языка [2].
Уровни коммуникативной компетенции включают в себя набор знаний и умений, необходимых для свободной и эффективной речевой деятельности:
- языковая компетенция включает в себя знания обо всех уровнях языка: фонетическом, лексическом, словообразовательном, морфологическом, синтаксическом, — а также умения пользоваться всеми единицами и средствами языка в соответствии с его нормами;
- речевая компетенция представляет собой знания о способах возникновения и предоставления мыслей в готовом виде при помощи возможностей языка и умение пользоваться такими способами в процессе речевой деятельности;
- дискурсивная компетенция — знания об особенностях протекания речевого события и умения управлять им;
- культуроведческая компетенция представляет собой осознание языка как способа выражения культуры определенной нации, знания о тесной взаимосвязи языка и историческом развитии народа; владение нормами русского речевого этикета, культурой общения на межнациональном уровне; умения учитывать данные сведения в процессе коммуникации и корректировать свою речевую деятельность в соответствии с нормами социального поведения, присущими конкретному народу;
- риторическая компетенция — знания о риторических моделях создания текстов различных жанров и способность осознанно создавать, произносить и оценивать авторско-адресный текст риторического жанра в соответствии с поставленной целью и определенной ситуацией публичной речи [1].
В.И. Тесленко и С.В. Латынцев выделяют четыре уровня сформированности коммуникативной компетенции:
1) базовый уровень, на котором высшую ступень занимает репродуктивный уровень заданий;
2) оптимально-адаптивный, когда учащиеся не обладают в нужной мере всеми составляющими коммуникативной компетенции, но при этом показывают свою готовность к её проявлению (хотя нерегулярно) и обладают заметным потенциалом;
3) творческо-поисковый — учащиеся демонстрируют достаточное развитие коммуникативной компетенции, успешно действуют в проблемных ситуациях, готовы к адаптации в информационной среде;
4) рефлексивно-оценочный — учащиеся самостоятельно выделяют интересующие их проблемы и организуют коммуникативные ситуации для их разрешения.
Самая высшая степень проявления коммуникативной компетентности заключается в готовности личности использовать сформированные у неё знания, умения, способы деятельности для организации информационной среды с целью разрешения проблемных ситуаций, в которых эта личность заинтересована. Для этого должны быть выражены:
1) определённые качества гуманистической направленности;
2) речевые знания, умения и навыки и речевая техника (когнитивная, аффективная, регулятивная);
3) готовность к реализации коммуникативных знаний, умений и навыков в сфере профессиональной деятельности и желание осуществлять эту готовность.
Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе
Литература
1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34-42.
2. Методика преподавания русского языка в школе / под ред. М.Т. Баранова. — М.: Просвещение, 2000. — 368 с.
3. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 112 с.