Научная статья на тему 'Коммуникативная компетенция как структурное образование'

Коммуникативная компетенция как структурное образование Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
596
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЕДИНИЦЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / УРОВНИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Глущенко К. С., Величко И. В.

Компетентностный подход предполагает формирование у школьников ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетенция. Данная компетенция является структурным образованием и включает в себя несколько уровней, без овладения которыми невозможно ее формирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетенция как структурное образование»

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

УДК: 37.037.1

Глущенко К.С.

студентка психолого-педагогического факультета Филиала СГПИ в г. Железноводске, Россия

Величко И.В.

доцент кафедры историко-филологических дисциплин

кандидат филологических наук Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК СТРУКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Компетентностный подход предполагает формирование у школьников ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетенция. Данная компетенция является структурным образованием и включает в себя несколько уровней, без овладения которыми невозможно ее формирование.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, единицы коммуникативной компетенции, уровни коммуникативной компетенции.

С 2015-2016 учебного года вступил в силу Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Особенность ФГОС ООО — деятельностный характер. Целью обучения становится достижение учащимися определенного деятельностного результата, что определяет отбор содержания образования, формы преподавания, а также и подходы к оценке. Основой данного стандарта стал компетентностный подход в обучении [3]. Компетентностный подход предполагает необходимость переосмысления целей, задач, содержания, принципов и методов обучения в соответствии с современными требованиями — формировать в первую очередь личность обучающегося, способную к адекватному поведению в сфере вербальной коммуникации. В качестве конечной цели освоения школьного курса «Русский язык» видится языковая личность, поэтому ФГОС ООО вводит понятие компетенции и её видов — лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой.

Одними из первых к понятию коммуникативной компетенции обратились ученые-психологи. Компетенция коммуникативная (в социальной психологии) — система знаний, умений и навыков, необходимых личности для коммуникации с другими членами общества. В состав нее входят знание личностных особенностей людей, их понимание, умение правильно воспринимать и оценивать людей, предсказывать их поведение, оказывать на них влияние и многое другое, от чего может зависеть успешность общения и взаимодействия человека с людьми.

В настоящее время коммуникативная компетенция определяется как овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах. Для формирования коммуникативной компетенции учащихся необходимо, чтобы коммуникативной компетенцией обладал учитель. И учитель, и ученик должны быть готовы к сотрудничеству, обладать способностью адаптироваться к быстро меняющимся условиям общения, мотивацией к поиску и изучению новой информации, уметь критично и самостоятельно мыслить, уметь контролировать свою деятельность, ясно формулировать свои цели и ценности, а также использовать эмоции в процессе общения.

Коммуникативная компетенция представляет собой структурное образование, она состоит из определенных единиц и включает в себя следующие уровни: языковую, речевую,

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

дискурсивную, культуроведческую и риторическую компетенции. Единицами коммуникативной компетенции, по мнению Л.А. Петровской, являются:

- сферы речевой активности;

- тематика, ситуации речевой деятельсноти;

- речевые действия;

- роли собеседников коммуникации (сценарии их коммуникативного поведения);

- тактика коммуникации в ситуациях при выполнении программы поведения;

- правила построения текстов различных видов;

- минимальные составляющие языка [2].

Уровни коммуникативной компетенции включают в себя набор знаний и умений, необходимых для свободной и эффективной речевой деятельности:

- языковая компетенция включает в себя знания обо всех уровнях языка: фонетическом, лексическом, словообразовательном, морфологическом, синтаксическом, — а также умения пользоваться всеми единицами и средствами языка в соответствии с его нормами;

- речевая компетенция представляет собой знания о способах возникновения и предоставления мыслей в готовом виде при помощи возможностей языка и умение пользоваться такими способами в процессе речевой деятельности;

- дискурсивная компетенция — знания об особенностях протекания речевого события и умения управлять им;

- культуроведческая компетенция представляет собой осознание языка как способа выражения культуры определенной нации, знания о тесной взаимосвязи языка и историческом развитии народа; владение нормами русского речевого этикета, культурой общения на межнациональном уровне; умения учитывать данные сведения в процессе коммуникации и корректировать свою речевую деятельность в соответствии с нормами социального поведения, присущими конкретному народу;

- риторическая компетенция — знания о риторических моделях создания текстов различных жанров и способность осознанно создавать, произносить и оценивать авторско-адресный текст риторического жанра в соответствии с поставленной целью и определенной ситуацией публичной речи [1].

В.И. Тесленко и С.В. Латынцев выделяют четыре уровня сформированности коммуникативной компетенции:

1) базовый уровень, на котором высшую ступень занимает репродуктивный уровень заданий;

2) оптимально-адаптивный, когда учащиеся не обладают в нужной мере всеми составляющими коммуникативной компетенции, но при этом показывают свою готовность к её проявлению (хотя нерегулярно) и обладают заметным потенциалом;

3) творческо-поисковый — учащиеся демонстрируют достаточное развитие коммуникативной компетенции, успешно действуют в проблемных ситуациях, готовы к адаптации в информационной среде;

4) рефлексивно-оценочный — учащиеся самостоятельно выделяют интересующие их проблемы и организуют коммуникативные ситуации для их разрешения.

Самая высшая степень проявления коммуникативной компетентности заключается в готовности личности использовать сформированные у неё знания, умения, способы деятельности для организации информационной среды с целью разрешения проблемных ситуаций, в которых эта личность заинтересована. Для этого должны быть выражены:

1) определённые качества гуманистической направленности;

2) речевые знания, умения и навыки и речевая техника (когнитивная, аффективная, регулятивная);

3) готовность к реализации коммуникативных знаний, умений и навыков в сфере профессиональной деятельности и желание осуществлять эту готовность.

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

Литература

1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34-42.

2. Методика преподавания русского языка в школе / под ред. М.Т. Баранова. — М.: Просвещение, 2000. — 368 с.

3. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.