Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность инспекторов ДПС ГИБДД'

Коммуникативная компетентность инспекторов ДПС ГИБДД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1366
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ИНСПЕКТОРЫ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / SKILLS OF COMMUNICATION / PATROLMEN OF THE MAIN DIRECTORATE FOR ROAD TRAFFIC SAFETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Борисова Светлана Евгеньевна

В статье рассматриваются отдельные составляющие коммуникативной компетентности инспекторов дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения. В их числе выделяется умение производить позитивное впечатление, визуально оценивать мотивы поведения участников дорожного движения, корректно общаться и пользоваться властными полномочиями, оказывать помощь участникам дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Борисова Светлана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative Competence of Patrolmen of the Main Directorate for Road Traffic Safety

The author considers different parts of communicative competence of patrolmen of the Main Directorate for Road Traffic Safety. It’s necessary to emphasize the skill to maintain a positive image, visually estimate motives of conduct of road users, properly communicate and use powers, give help to road users.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность инспекторов ДПС ГИБДД»

УДК 159.9:34.01

I КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ | ИНСПЕКТОРОВ ДПС ГИБДД

С. Е. Борисова

В статье рассматриваются отдельные составляющие коммуникативной компетентности инспекторов дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения. В их числе выделяется умение производить позитивное впечатление, визуально оценивать мотивы поведения участников дорожного движения, корректно общаться и пользоваться властными полномочиями, оказывать помощь участникам дорожного движения.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, коммуникативные умения, инспекторы дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

В современный период особое значение придается повышению профессионализма сотрудников органов внутренних дел, составляющей которого выступает коммуникативная компетентность. Это подтверждают материалы расширенного заседания коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации, состоявшегося 8 февраля 2013 г. В своем выступлении министр внутренних дел В. А. Колокольцев отметил, что основой эффективности деятельности органов внутренних дел является качественный кадровый состав, а продолжающие службу сотрудники должны отвечать профессиональным и морально-

нравственным критериям, предъявляемым обществом 1. Наше исследование проведено в целях изучения психологической сущности коммуникативной компетентности инспекторов ДПС ГИБДД.

Коммуникативная компетентность представляет собой сложное социально-психологическое образование, выражающееся в способности человека адекватно оценивать себя, свое место среди других людей, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния партнеров по общению, прогнозировать проявления межличностных отношений, выбирать и реализовывать оптимальные способы общения с окружающими 2.

Е. А. Козловская предлагает ряд рекомендаций по организации психологической подготовки инспектора к профессиональному общению с участниками дорожного движения и называет при этом ряд профессионально значимых умений и способностей инспектора ДПС ГИБДД 3. В ходе анализа результатов проведенного нами научного исследования мы взяли за основу предложения Е. А. Козловской.

Одной из важных характеристик, тесно связанной, на наш взгляд, с понятием имиджа, выступает внешний вид инспектора ДПС ГИБДД.

Внешний облик, как отмечает Е. А. Козловская, а именно манеры, жесты, мимика, походка образуют своеобразную знаковую систему, на которой строится диалог инспектора с участником дорожного движения. Во многом благодаря внешнему облику инспектор способен расположить к доброжелательному общению участников дорожного движения 4.

Проведенные нами исследования показывают, что, с точки зрения участников дорожного движения, отсутствие у инспекторов ДПС ГИБДД умения производить позитивное впечатление на окружающих, затрудняет взаимоотношения с инспекторами. Специалисты в области психологии общения утверждают, что мнение, сложившееся в самом начале, часто определяет отношение к человеку или событию, т. е. первая информация оказывается сильнее предыдущей. Данный феномен получил в социальной психологии название «эффект первичности». Поэтому очень важно при встрече с новым человеком произвести на него благоприятное впечатление 5. Безусловно, формирование первого впечатления о собеседнике происходит под влиянием совокупности объективных и субъективных факторов, среди которых существенную роль играют манеры общения и внешний вид человека.

Анализ бесед со слушателями ФПиПК Орловского юридического института МВД России, повышавшими квалификацию по направлению «Начальники (заместители начальников) отделов (отделений) ДПС управлений (отделов) ГИБДД территориальных органов МВД России на региональном уровне» с 13 по

27 марта 2012 г., подтвердил значимость субъективного впечатления об инспекторе.

Так, при анализе видеоматериалов тактико-психологического этапа VIII Всероссийского конкурса профессионального мастерства на звание «Лучший сотрудник дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России» слушатели обратили внимание на следующее обстоятельство. Даже при грамотных и профессионально-компетентных действиях инспектора ДПС ГИБДД, в случае недостатка личного обаяния и уверенности в себе, он может не вызвать доверия и показаться не совсем убедительным в глазах участника дорожного движения, что, в свою очередь, способно затруднить эффективность выполнения служебных функций.

Умение визуально оценивать мотивы поведения участников дорожного движения также является профессионально важным для инспектора ДПС ГИБДД. В различных ситуациях оценка собеседника служит основой для предвидения его намерений и планирования профессионального общения. При этом среди познавательных качеств, наиболее затрудняющих взаимоотношения с участниками дорожного движения, опрошенными названы низкий уровень наблюдательности и внимательности инспектора ДПС ГИБДД.

Особую значимость имеет способность осуществлять визуальную диагностику состояний и намерений участников дорожного движения в экстремальных ситуациях, в том числе в ситуациях дорожно-транспортных происшествий или ситуациях, в которых, в соответствии со ст. ст. 18-24 Федерального закона «О полиции», сотрудник имеет право применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие 6.

Стоит подчеркнуть, что ситуации применения оружия сотрудником полиции иногда влекут тяжелые последствия для всех действующих лиц. Известны примеры, когда применение оружия инспектором ДПС ГИБДД в целях самообороны и защиты напарника вели к последствиям, связанным с физическим и моральным ущербом, психотравмирующим воздействием указанных ситуаций, переживанием опасений по поводу недостаточной правовой защищенности инспектора ДПС ГИБДД 7.

В связи с этим важно не только совершенствование правовой основы деятельности сотрудников полиции, но и усиление роли психологов подразделений Госавтоинспекции в морально-психологической подготовке личного состава. В частности, важно участие психолога в формировании психологической готовности инспектора ДПС ГИБДД к несению службы с оружием, совершенствовании тактико-психологической составляющей его деятельности, закреплении умений

соблюдать меры личной профессиональной безопасности и грамотно использовать сведения о визуальной психодиагностике.

Коммуникативная компетентность инспектора ДПС ГИБДД тесно связана с указанием Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (далее — Административный регламент), утвержденного приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185, о необходимости корректного обращения к гражданам. Так, в разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на «Вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку.

В ходе беседы слушатели ФПиПК высказали мнение о допустимости замены сложных юридических терминов и формулировок на более простые, доступные восприятию и пониманию фразы. При этом имелось в виду использование таких фраз в устной речи инспекторов ДПС ГИБДД в беседе с участниками дорожного движения, а также подчеркивалось, что обучение инспекторов ДПС ГИБДД таким речевым приемам является одной из задач моральнопсихологической подготовки.

В связи с этим можно высказать предположение о необходимости внесения ряда дополнений в Административный регламент. Это связано не только с принятием Федерального закона «О полиции», но и с накопленным опытом реализации Административного регламента, динамично развивающимися требованиями к сотрудникам Госавтоинспекции, осознанием возрастающей роли человеческого фактора в обеспечении безопасности дорожного движения и необходимости учета психологии участников дорожного движения.

В ходе просмотра видеоматериалов тактикопсихологического этапа VIII Всероссийского конкурса профессионального мастерства слушатели ФПиПК сформулировали рекомендацию относительно одной из ситуаций, сопровождавшейся предварительными вопросами: «Как оценили бы психологи эту ситуацию, если бы инспектор ДПС ГИБДД после установления факта, согласно которому водитель трезв, отпустил бы его? Если бы инспектор ДПС ГИБДД не стал оформлять нарушение Правил дорожного движения, согласно которому водитель не включил сигнал поворота, предусматривающее штраф в размере 100 рублей?». Сотрудники ГИБДД предложили отпустить водителя транспортного средства, ограничиваясь пред-

упреждением, так как в противном случае в данной ситуации высока вероятность жалобы на инспектора ДПС ГИБДД. В этом, в частности, заключаются учет человеческого фактора, психологии участника дорожного движения и психологическая компетентность инспектора.

Здесь можно сделать вывод, что от инспектора ДПС ГИБДД требуется гибкость поведения, умение находить оптимальное решение, проявляя юридическую и психологическую грамотность одновременно. Необходимость следовать принципу законности и учет человеческого фактора могут вступать в определенное противоречие друг с другом, а высокий уровень профессиональной компетентности в целом предусматривает умение находить оптимальные решения в рамках закона в конкретной ситуации.

Профессионально важным для инспекторов ДПС ГИБДД является умение пользоваться властными полномочиями. Инспектор наделен большими юрисдикционными полномочиями, но он не должен злоупотреблять ими. Властью следует пользоваться, не обращая ее в средство удовлетворения личных потребностей. На практике нередки случаи, когда инспектор навязывает свою волю и заставляет участников дорожного движения беспрекословно подчиняться распоряжениям, не желая выслушивать их объяснения 8. Однако здесь требуются демонстрация профессионализма и компетентности инспектора в выполнении административных функций, умение убеждать нарушителя в неправомерности его действий.

Как подчеркивает Ю. В. Юринова, реализация властных полномочий сотрудниками ГИБДД по своей сути является одним из видов правоприменительной деятельности, требующей высокого уровня профессиональной подготовленности и развитых личностных качеств. Автор выделяет виды наиболее значимых отклонений от правомерной реализации властных полномочий сотрудниками ГИБДД (должностные злоупотребления, включающие злоупотребление должностными полномочиями и получение взятки; превышение должностных полномочий; неприменение властных полномочий в ситуациях, в которых это предусмотрено законодательством) и предлагает разработанную и апробированную ею программу профессионально-психологического тренинга реализации властных полномочий сотрудниками ГИБДД 9. Добавим, что подобные программы заслуживают ак-

тивного внедрения в деятельность психологов подразделений ГИБДД.

Самостоятельного внимания требует совокупность профессионально важных знаний, умений и навыков, проявляющихся при оказании инспекторами ДПС ГИБДД помощи участникам дорожного движения. При этом особую значимость имеют вопросы оказания инспекторами ДПС ГИБДД первой медицинской помощи. Целесообразно обучать инспекторов ДПС ГИБДД приемам оказания до-психологической помощи пострадавшим в дорожнотранспортном происшествии, направленным, в частности, на поддержание словесного контакта с пострадавшим и стабилизацию его эмоционального состояния. Это, в свою очередь, будет способствовать эффективному выполнению сотрудниками функциональных обязанностей.

Нами рассмотрены отдельные умения, составляющие коммуникативную компетентность инспекторов ДПС ГИБДД, важную для взаимоотношений с участниками дорожного движения. Проведенный анализ свидетельствует о необходимости повышения качества морально-психологической подготовки инспекторов, а также о возрастающей роли психологов подразделений ГИБДД и насущности такой задачи их работы, как совершенствование коммуникативной компетентности инспекторов ДПС.

1 Расширенное заседание коллегии МВД [Электронный ресурс] // Президент России. 08.02.2013 г. URL: Шр://президент. рф/пеш8/17461 (дата обращения: 19.02.2013).

2 Караяни А. Г., Цветков В. Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях : учеб. пособие. М., 2009. С. 30.

3 Козловская Е. А. Профессиональное общение и разрешение конфликтных ситуаций в деятельности инспектора ГАИ с участниками дорожного движения : метод. рекомендации. М., 1995. С. 5-7.

4 Там же. С. 5.

5 Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. М., 2004. С. 32.

6 Федеральный закон «О полиции». М., 2011. С. 37-45.

7 Об этом см.: Пьяный за рулем [Электронный ресурс] // Первый канал. Документальный фильм. 19 мая 2009 г. URL: http:// www.1tv.ru/documentary/fi=5958 (дата обращения: 17.10.2011).

8 Козловская Е. А. Указ. соч. С. 6.

9 Юринова Ю. В. Профессиональная психологическая подготовка сотрудников ГИБДД к реализации властных полномочий // Ученые записки Ун-та им. П. Ф. Лесгафта: Научнотеоретический журнал. 2010. № 7(65). С. 89-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.