ЭКОНОМИКА, ПРАВО, ОБРАЗОВАНИЕ
Н. В. Василенко
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПОСТРОЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА
Инновационный рынок стимулирует прежде всего производство инноваций, наказывая хозяйствующих субъектов, неспособных к эффективной инновационной деятельности. Понимание инновации как прибыльной реализации творческой идеи, предполагающей некоторое улучшение в тренде базисных инноваций, создает предпосылки для эффективного управления предприятиями и организациями в современных условиях. Проблеме построения нового бизнеса на основе коммерциализации перспективной с точки зрения возможности получения дохода и посвящена данная статья.
Если трактовать инновации как новую комбинацию ресурсов, приводящую к лучшему по какому-либо критерию результату, то инновационная экономика должна быть основана на постоянных улучшающих изменениях в технологиях, продуктах, организационных структурах и пр. Так, по мнению Ж.-Ж. Ламбена, «инновация — это товар, услуга, концепция, технология, представляющие собой новое решение проблемы потребителя, более эффективное по сравнению с конкурентами или содержащие новую либо дополнительную функцию» [1].
Для осуществления непрерывных изменений постоянно нужны новые идеи. Следовательно, интерес представляет определение инновации как «прибыльной реализации творческой стратегии» Э. Дандона [2]. Э. Дандон формулирует и требования к инновационной идее. По его мнению, она должна быть креативной, то есть содержать определенной степени новизну; реалистичной, то есть осуществимой посредством воплощения идеи в конкретный продукт или услугу; стратегичной, то есть ориентированной на долгосрочный период организационного развития; прибыльной, то есть способной принести денежный доход.
Современные авторы полагают, что инновационные идеи могут быть получены при помощи:
- анализа текущего состояния бизнеса;
- изучения текущих и потенциальных нужд потребителя с использованием различных методов, в том числе прямого наблюдения, фокусных групп и т. п.;
- исследования решений для продуктов и услуг иной категории;
- изучения эталонных преимуществ;
- отслеживания тенденций изменения технологии.
При этом инновационная идея должна быть не просто реализована, она должна быть «принята» рынком и принести доход. Это и означает коммерциализацию.
Обобщая вышесказанное, будем понимать под инновацией процесс реализации предпринимателем (в широком смысле) новой идеи в любой сфере жизнедеятельности человека, способствующей удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий предпринимателю экономический эффект. Важно понимать, что издержки, связанные с необходимыми изменениями, сопровождающими инновации, должны приносить предпринимателю-инноватору дополнительный доход, стимулирующий его на дальнейшие усовершенствования или осуществление изменений. Исходя из этого, можно получить формулу инновации: «инновация = идея +изменение + доход».
Исследования, проведенные В. А Антонец., Н. В. Нечаевой, К. А. Хомкиным и В. В. Шведовой позволяют сделать вывод, что сегодня коммерциализация инновационной идеи означает в первую очередь построение бизнеса [3]. При этом технология представляет собой формализованную и алгоритмизированную форму знания о том, как и какие ресурсы следует соединить, чтобы произвести и реализовать инновацион-ный(ую) продукт/услугу. Авторы указывают на две фундаментальные стратегии извлечения дохода за счет технологической формы выражения творческой идеи:
- передача на коммерческих условиях прав на технологию;
- применение технологии в собственном производстве.
При этом в инновационной экономике первая из стратегий — продажа технологий — применяется в сочетании со второй и все чаще используется как самостоятельная посредством введения в хозяйственный оборот портфеля прав на объекты интеллектуальной собственности. Следует отметить, что закрепление прав собственности на новые технологии или их элементы может осуществляться для достижения двух целей:
- получения конкурентного преимущества на рынке соответствующего инновационного продукта (или услуги);
- включения в процесс трансфера технологий путем передачи прав на объект интеллектуальной собственности другим заинтересованным лицам, которых, как правило, больше одного.
Очевидно, что новая технология или ее элементы станут производственным ресурсом либо у изобретателя-проектировщика, либо у последующих владельцев соответствующих прав. При этом оборот прав на рынке интеллектуальной собственности отличается от привычной схемы перехода материальных производственных ресурсов от одного владельца к другому, так как передача прав на использование одного и того же объекта интеллектуальной собственности может осуществляться неоднократно. При востребованности может возникнуть множество цепочек взаимосвязи, отсюда указанные коммерциализации технологий и рассматривают как самостоятельные. Как показывает практика, намерения владельца прав относительно их использования определяют форму их правовой защиты, способ описания объектов и количество охранных документов.
Обобщение существующих в литературе подходов позволяет сделать вывод, что практическая реализация указанных стратегий находит выражение в трех инновационных бизнес-моделях:
- лицензирования, предполагающей, что компания предпочитает получать прибыль от своих идей и интеллектуальных активов, не вкладывая средства в коммерциализацию продукта (или услуги) (например, Dolbi);
- «дирижирования», основанной на сотрудничестве с другими компаниями, разделяющими между собой доходы и риски (например, Apple, Boeing);
- интеграционная, в рамках которой компания полностью контролирует инновационный процесс с целью сохранить контроль за собой и получить основную долю прибыли, принимая на себя большую часть инвестиций и соответственно рисков (например, BMW, Intel).
Как видим, эти модели различаются между собой особенностями распределения между участниками рисков, преимуществ и доходов. В таблице описаны условия предпочтительного использования каждой из моделей.
Условия применения бизнес-моделей
Название бизнес-модели Условия применения
Модель лицензирования - недостаток или отсутствие ресурсов для коммерциализации; - блокирование входа на рынок продукта конкурентами, например, посредством высоких технологических барьеров или доступа к сырью; - использование лицензии как инструмента конкурентной борьбы на рынке инновационных продуктов (или услуг) или на рынке стандартов
Модель «дирижирования» - наличие у компании качеств безусловного технологического лидера; - вступление на «незнакомую территорию» (новые рынки, районы, бренды) и необходимость разделить риски; - наличие надежных партнеров с комплементарными ресурсами, в частности финансовыми
Интеграционная модель - достаточное количество ресурсов; - опасение кражи имплицитных составляющих технологии, в том числе идей, не подлежащих правовой охране; - нежелание брать на себя риск контрагентов; - возможность контроля над затратами и сроками коммерциализации
Механизм построения инновационного бизнеса в рамках второй стратегии — применение технологии в собственном производстве — может быть представлен в виде совокупности взаимосвязанных процедур.
Результаты исследований А. В. Власова и Т. Л. Коротковой [4] позволяют сделать вывод, что в основу такого механизма могут быть положены цепочка создания стоимости М. Портера [5], а также процессы создания и освоения новой техники (СОНТ) [6]. В традиционном варианте цикл создания и освоения новой техники состоит из следующих линейных этапов:
- финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
- описание идеи;
- проведение конкретной научно-исследовательской работы (НИР) и выражение изобретения или идеи в определенной натуральной форме;
- проведение опытно-конструкторских работ (ОКР);
- опытное производство (изготовление продукции, выпуск всего комплекта документации, проект условий);
- промышленное производство с решением задач качества, количества и сроков поставки и т. п.;
- реализация продукции;
- выполнение гарантийных обязательств относительно качества продукции.
В традиционной трактовке цикла СОНТ не учитываются основные этапы, связанные с деятельностью компании, внедряющей инновационную технологию на рынке. На практике различают два способа коммерциализации технологий:
- «выталкивание на рынок», означающее, первичность технологии (разработчик не столько приспосабливается к имеющемуся спросу на рынке, сколько пытается привлечь внимание к своей разработке и вызвать спрос на нее);
- «втягивание на рынок», подразумевающее приоритет предпочтений потребителя (разработчик пытается определить возможный спрос на рынке и затем сориентировать на него разработку).
По мнению В. Ш. Каганова, «наивысшим уровнем трансфера и коммерциализации научно-технических разработок является формирование новых рыночных потребностей на основе достижений науки и техники» [7]. По мнению многих авторов, коммерческий успех закладывается на этапе отбора инновационных идей. В. А. Антонец, Н. В. Нечаева, К. А. Хомкин, В. В. Шведова предлагают порядок оценки инновационных технологий, состоящий из нескольких последовательных процедур:
- оценка полезности технологии — направлена на выявление технических преимуществ рассматриваемой технологии;
- определение прав интеллектуальной собственности;
- маркетинговые исследования и конкурентный анализ;
- определение стоимости технологии.
Для «правильного» выбора технологии как основы построения инновационного бизнеса важно учитывать, что его эффективность будет положительной в том случае, когда и экономическая, и технологическая ее составляющие имеют положительную величину. Это объясняется тем, что, если нововведение приводит к технологической эффективности, но не имеет спроса, общая его эффективность будет отрицательной. Процесс формирования затрат и результатов нововведения представлен на рисунке.
Жизненный цикл нововведения
Динамика затрат — доходов в жизненном цикле нововведения: 10 — 11 — научные исследования и исследование рынка; 11 — 12 — разработка и создание прототипа (затраты); 12 — 13 — подготовка производства и пусковые издержки (затраты); 13 — 14 — выход на рынок и признание потребителем (доходы); 13 — 16 — снижение производственных издержек за счет роста масштабов, накопления опыта нововведений в процессах, организации и управлении (затраты); 14 — 15 — стабилизация объемов производства, расширение спроса за счет модернизации, экономии на разнообразии (включения новых групп потребителей) и снижения цен (доходы);
15 — 16 — сокращение спроса в результате исчерпания экономического и технологического потенциалов [8]
Важно понимать, что только реализация нововведения на рынке способна компенсировать издержки его создания. Ступенчатое нарастание спроса возможно в результате улучшения (движение по технологической траектории) посредством:
- удовлетворения дифференцированных потребностей, например, за счет заполнения относительно узких рыночных «ниш»;
- уменьшения удельных издержек производства в результате экономии на масштабах выпуска, накопления опыта в производстве и обращении, освоения нововведений в технологических процессах, организации и управлении.
В большинстве исследований внимание сконцентрировано на рассмотрении условий формирования концепции нововведения, НИОКР, опытном производстве, выходе на рынок, росте и насыщении спроса (период Оз - t5)). Однако по мере исчерпания экономического и технологического потенциалов технологии и, следовательно, основанного на ней бизнеса, наступает период морального старения, в течение которого потребители могут переключаться на другие, новые товары и услуги.
Для непрерывного функционирования бизнеса завершающий этап жизненного и рыночного циклов технологии, на которой он был первоначально основан, крайне важен. Необходимо своевременное и быстрое переключение ресурсов в более перспективные области. При этом момент времени t5 в условиях конкуренции выступает слишком поздним сигналом для осуществления перехода на новую технологическую траекторию. Подготовка к преодолению технологического разрыва должна начаться значительно раньше.
Необходимость перелива капитала как обязательного условия научно-технического прогресса Л. Туроу описывает так: «Если мы не в состоянии научиться принципам деинвестирования, мы не в состоянии конкурировать в современной экономической гонке. Мы продолжаем описывать экономический рост в терминах инвестиций и новой продукции, однако деинвестирование — необходимая предпосылка. Для того чтобы перевести трудовые ресурсы и капитал в новые области, мы должны быть в состоянии высвободить их из старых областей с низкой эффективностью» [9]. Такая макроэкономическая трактовка задачи структурного перераспределения капитальных и трудовых ресурсов применима и на микроуровне, трансформируясь в задачу обновления структуры выпуска на основе преодоления технологических разрывов как необходимого условия эффективного хозяйствования.
А. В. Власов и Т. Л. Короткова [10] предлагают рассматривать становление инновационного бизнеса как особый специфический технологический процесс и выделяют в нем шесть этапов:
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские процессы по созданию инноваций;
- обеспечение поставок материалов и сырья для инновационных процессов;
- реализация современных технологий в процессе создания и освоения инноваций;
- разработка новых форм товародвижения инноваций;
- генерация и внедрение маркетинговых инноваций;
- обеспечение процессов послепродажного обслуживания инноваций.
Рассмотрим особенности каждого этапа более подробно.
На первом этапе — научно-исследовательские и опытно-конструкторские процессы по созданию инноваций — новые перспективные технологии и продукты рождаются на пересечении направлений, определяемых:
- потребностями человека и общества в условиях инновационной экономики;
- тенденциями развития науки и техники.
На втором этапе достигается обеспечение поставок материалов и сырья для инновационных процессов посредством ряда процедур:
- поиск партнеров (поставщиков, дистрибьюторов, авторизованных дилеров, торгового персонала и др.), необходимы оценка их надежности, качества поставляемой продукции;
- достижение договоренности о ценах и ценовой политике;
- заключение договоров с целью застраховать фирму от различных рисков.
Непосредственно закупка сырья, материалов и услуг коммерческого характера сопровождается операциями транспортировки грузов и их хранения; складированием, комплектацией, доводкой и привязкой материальных ценностей к конкретным условиям разработки и производства инновационной продукции.
Реализация современных технологий в процессе создания и освоения инноваций представляет собой содержание третьего этапа становления инновационного бизнеса. На этом этапе важно учитывать, что помимо традиционных процессов, связанных с созданием и освоением новшеств (конструирование, технологическая и организационная подготовка, освоение в опытном производстве, переход на серийное производство, комплектация, транспортировка, хранение и пр.), в настоящее время могут быть задействованы следующие наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения:
- бизнес-моделирование;
- тренинг; консалтинг;
- аудит;
- инжиниринг.
Важнейшая особенность четвертого этапа — разработка новых форм товародвижения инноваций — состоит в том, что дистрибьюторская сеть в инновационном бизнесе является не только проводником инноваций к потребителю, но и обеспечивает обратную связь покупателя и производителя инновационного товара, что важно для доработки инновационного продукта или услуги.
Исследования показывают, что все чаще предпочтения покупателя становятся центральным звеном во всей распределительной сети, стимулируя эволюцию форматов товародвижения. В силу этого в основе формирования распределительной сети инновационного бизнеса должны лежать маркетинговые исследования предпочтений потребителей-новаторов и ранних последователей. Прежде всего такие исследования должны быть направлены на определение рыночной ниши целевого рынка сбыта для инновационного бизнеса. Для выбранных сегментов в соответствии с реализуемой стратегией маркетинга разрабатывается товарный ассортимент и комплекс услуг, ценовая политика, методы распространения товаров и методы стимулирования.
Цель пятого этапа — генерация и внедрение маркетинговых инноваций — заключается в ускорении процесса получения дохода. В современных условиях сокращения жизненного цикла изделий и ускорения смены версий в товарных линиях в качестве наиболее приемлемой концепции реализации указанного этапа может быть предложена концепция инновационного маркетинга, согласно которой организация должна непрерывно совершенствовать и внедрять инновационные инструменты и методы маркетинга, применяя их на всех этапах жизненного цикла продукции.
Важность шестого этапа — обеспечение процессов послепродажного обслуживания инноваций — определяется тем, что для того чтобы в современных конкурентных условиях обеспечить коммерческую эффективность и рентабельность новинки, необходимо добавление к ее базовым функциям новинки сервисных функций. Исследования показывают, что в современной экономике сервисные компоненты, дополняющие товар, играют решающую роль при выборе нового товара потребителем. Предпочтение, как правило, отдается тем изделиям, к которым прилагаются новые креативные сервисы.
Адаптированная к рынку модель инновационного бизнеса должна включать все этапы коммерческой деятельности, в том числе процессы позиционирования и продвижения инновационных разработок, продуктов и услуг к потенциальному потребителю, стимулирование сбыта, поставки и контроля качества материалов, сырья, комплектации, соответствующих создаваемым инновациям, а также информационных и коммуникативных отношений с поставщиками и потребителями и другими заинтересованными лицами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шкарупа Т. В. Маркетинг инновационных товаров: разработка и продвижение: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Новосибирск, 2011. 15 с.
2. Коптелов А. Создание процесса управления инновациями в компании // Финансовая газета. 2011. № 18.
3. Антонец В. А., Нечаева Н. В., Хомкин К. А., Шведова В. В. Инновационный бизнес: формирование моделей коммерциализации перспективных разработок. М.: Дело, АНХ, 2009. 320 с.
4. Короткова Т. Л., Власов А. В. Коммерциализация и маркетинг инноваций: Монография. М.: Креативная экономика, 2012. 166 с.
5. Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993.
6. Создание и освоение новой техники (СОНТ). URL: www.orgpromen.ru (Дата обращения 23.06.2012).
7. Каганов В. Ш. и др. Коммерциализация научно-технических разработок / Мухин А. П., Арзамасцев Н. В., Ващенко В. П., Вершинин И. Д., Каганов В. Ш., Коротаев В. П., Сафарова М. А., Толоконников А. В., Шмелев А. С. М.: АМиР, 2001. 192 с.
8. Попов М. Е. Технология и ее роль в инновационном развитии общества // Вестник Донского государственного технического университета. 2011. Т. 11. № 8-2. С. 1368.
9. Стерлин А. Р. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях: опыт развития и новые явления / А. Р. Стерлин [и др.]. М.: Наука, 2002. 187 с.; Управление жизненным циклом продукции / А. Ф. Колчин, М. В. Овсянников, А. Ф. Стрекалов [и др.]. М.: Анахарсис, 2002. 304 с.
10. Короткова Т. Л., Власов А. В. Коммерциализация и маркетинг инноваций: Монография. М.: Креативная экономика, 2012. 166 с.
М. С. Васильева
HOMO FREELANCERUS (ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ АНТРОПОЦЕНТРИЗМЕ)
Современный этап социально-экономических отношений, характеризующийся процессом глобализации рынка, в значительной мере определил и сдвиги в понимании места и функции человека в мире. Современное мышление ориентирует на мировой спрос, изучение и применение достижений, содержит понимание почти что любого хозяйственного комплекса как части всемирного. Развитие и углубление международной интеграции, выход на мировые рынки, создание совместных организаций требуют как обширного кругозора, специального обучения, так и психологической готовности кадров к значительному расширению поля деятельности. Понятно, что в таких условиях от субъекта хозяйственной деятельности требуется определение новых подходов, критериев, которые впоследствии, как представляется, могут изменить условия общественной хозяйственной жизни. Нижеследующая теоретическая модель является попыткой представить специфику выделения и общие направления трансформаций такого явления, как фриланс.
Начиная с середины — конца 1980-х годов исследователи склоняются к условному разделению человеческой деятельности на два глобальных вида, по которым определяются основополагающие черты субъекта истории: Homo sociologicus и Homo economicus [1].
Главная черта Homo sociologicus является «отказ от акцента на личном интересе индивида» [3]. Основные части социологической модели раскрыл голландский социолог С. Линденберг [3] в акрониме SRSM (socialized, role-playing, sanctioned man): социализированный человек; человек, исполняющий роль, и человек, подвергающийся санкциям. Основу его концепции составляют взгляды французских просветителей,