Научная статья на тему 'Коммерциализация новации в России'

Коммерциализация новации в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ НОВАЦИИ / НОВАЯ ЭКОНОМИКА / МЕТОДОЛОГИЯ / INNOVATION INFRASTRUCTURE / COMMERCIALIZATION OF NOVATIONS / NEW ECONOMY / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Атаманов Никита Павлович, Гедич Валентина Георгиевна

Рассматривается один из вызовов современного мира – инновационный. Характеризуется качество российской инновационной инфраструктуры в её собственных единицах и примерах культурных образцов. Выделен особый аспект проблемы коммерциализации новации, понятый в логике пересечения инновационной и экономической инфраструктур при переходе к инновационной экономике. Для раскрытия этого аспекта проблемы рассмотрены факторы экономической инфраструктуры, актуализированные становлением инновационного мира. Особое внимание уделяется проработке базовых понятий в инновационной проблематике в целом. В их числе – понятия инфраструктуры и инновационного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOVATION COMMERCIALIZATION IN RUSSIA

The article describes one of the challenges of the modern world – the innovative one. It characterizes the quality of Russian innovation infrastructure in its own units and examples of cultural models. A particular aspect of the problem of innovation commercialization that is understood in the logic of the intersection of innovative and economic infrastructures under the transition to the innovative economy is identified. To develop this aspect of the problem the authors examine the factors of the economic infrastructure updated by the formation of the innovative world. The article focuses on the study of the fundamental concepts in innovation-related issues in general and on the concepts of infrastructure and innovative business in particular.

Текст научной работы на тему «Коммерциализация новации в России»

УДК 001.895

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ НОВАЦИИ В РОССИИ

© Н.П. Атаманов1, В.Г. Гедич2

Иркутский государственный университет, Институт математики, экономики и информатики, 664003, Россия, г. Иркутск, б. Гагарина, 20.

Рассматривается один из вызовов современного мира - инновационный. Характеризуется качество российской инновационной инфраструктуры в её собственных единицах и примерах культурных образцов. Выделен особый аспект проблемы коммерциализации новации, понятый в логике пересечения инновационной и экономической инфраструктур при переходе к инновационной экономике. Для раскрытия этого аспекта проблемы рассмотрены факторы экономической инфраструктуры, актуализированные становлением инновационного мира. Особое внимание уделяется проработке базовых понятий в инновационной проблематике в целом. В их числе - понятия инфраструктуры и инновационного бизнеса. Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: инновационная инфраструктура; коммерциализация новации; новая экономика; методология.

NOVATION COMMERCIALIZATION IN RUSSIA N. P. Atamanov, V.G. Gedich

Irkutsk State University,

Institute of Mathematics, Economics and Information Science, 20 Gagarin Blvd, Irkutsk, 664003, Russia.

The article describes one of the challenges of the modern world - the innovative one. It characterizes the quality of Russian innovation infrastructure in its own units and examples of cultural models. A particular aspect of the problem of innovation commercialization that is understood in the logic of the intersection of innovative and economic infrastructures under the transition to the innovative economy is identified. To develop this aspect of the problem the authors examine the factors of the economic infrastructure updated by the formation of the innovative world. The article focuses on the study of the fundamental concepts in innovation-related issues in general and on the concepts of infrastructure and innovative business in particular. 10 sources.

Key words: innovation infrastructure; commercialization of novations; new economy; methodology.

Введение

С тех пор как Россия начала строить рыночную экономику, прошло больше 20 лет. Однако за это время эффективная экономическая инфраструктура ещё не создана, не удалось преодолеть уже ставшие традиционными проблемы с качеством государственного аппарата и его решениями, бюджетной, налоговой и судебной системами. Сейчас, когда весь мир говорит об инновациях, в стране также делаются попытки перехода к инновационной экономике. На этом пути возникают и новые проблемы, в их числе проблема коммерциализации новации, которая заключается как в преодолении недостатков сложившейся экономической инфраструктуры, так и в необходимости складывания новой для страны инновационной инфраструктуры.

Ситуация: инновационный мир наступает

Инновационный мир, о котором совсем недавно говорили как о будущем, в настоящее время всё более проявляется и опознается. Появляются новые технологии и схемы организации, которые уже не под-

чиняются законам «старой» экономики. Это означает, что сегодня мир начинает жить по другим законам, законам новой экономики. Если, например, в традиционной экономике ставится задача удовлетворить предложением существующий спрос, то в инновационной экономике речь будет идти о возможных спросе и предложении. Скажем, до появления автомобиля человек не знал, что это такое, и спроса на него быть не могло. Логика традиционной экономики не рассматривает спрос на вещи, которых нет. То есть в «мире лошадей» человек может желать улучшенную повозку с лошадью и удовлетворяется потребность в повозке, а не в автомобиле или самолёте. Инновационная экономика рассматривает возможный спрос в структуре возможного предложения: по нашему примеру - спрос на автомобиль в «момент» его появления. И в этом смысле инновационная экономика является не экономикой реальных спроса и предложения, а возможных, которых нет, но обязательно будут.

Возможности нового экономического роста и развития в инновациях уже видят во многих странах. Но

1Атаманов Никита Павлович, аспирант, тел.: 89500685058, e-mail: [email protected] Atamanov Nikita, Postgraduate, tel.: 89500685058, e-mail: [email protected]

2Гедич Валентина Георгиевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и управления, тел.: 89642783295, e-mail: [email protected]

Gedich Valentina, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Management, tel.: 89642783295, e-mail: [email protected]

преимущество будет у тех, кто сможет возглавить инновационный тренд. Для этого ими проводится соответствующая инновационная политика и строится инновационная инфраструктура.

Власть в России выражает готовность входить в инновационную экономику, однако запустить процесс организованного перехода, на наш взгляд, пока не получается. Шаги, которые сегодня предпринимаются, часто не помогают, а порой создают и дополнительное сопротивление изменениям существующей системы.

Становление инновационного мира

Переход к инновационному миру обусловлен появлением самого инноватора. Именно он может «увидеть» такую новацию, которая способна трансформировать мир и тем самым стать инновацией. В этом процессе происходит трансформация сложившейся системы, становление инновационного мира и собственно самого инноватора [3].

Распространенное понимание процесса рассматриваемых нами изменений как развитие инноваций или экономики не отражает сути этого процесса. Развитие как процесс подразумевает наличие «зародыша», который растёт при определённых условиях. В инновациях такого зародыша нет, поскольку сам инно-ватор своими действиями привносит в мир будущую новацию, а не развивает уже имеющееся.

Базовый процесс инновации можно точнее характеризовать как процесс становления. Когда новация попадает в сложившуюся систему, она в ней создает дисбаланс. Не каждая новация примется системой или может её трансформировать. Процессом становления вырабатывается новая ориентация в человеческом мире.

Течение самого процесса становления несёт в себе черты экологического свойства, качества соразмерности и эволюционности. Иными словами, инновационный мир как инновационная экосистема налагает ограничения на способы своей организации и переходов активных позиций по всем узловым точкам жизненного мира сообщества людей. В то же время правильная инновационная политика государства может оказывать значительное влияние на темп инновационных изменений. В её основе - формирование инновационной инфраструктуры.

Инновационная инфраструктура

Под инфраструктурой понимается общая система, на которой «располагаются» другие структуры. Например, если интернет рассматривать как инфраструктуру, то социальные сети и различные бизнесы, использующие интернет, это «структуры над структурой». Общей системой для них является сеть, по которой движется информация. При этом инфраструктура - это не только материальный объект, в том смысле, что, например, интернет - это как «соединенные проводами компьютеры». Инфраструктура есть возможность, которая создается за счет доступа к сети и информации с помощью «проводов». А это означает, что функциональный смысл инфраструктуре придают свойства и правила её устройства.

Не всякая совокупность компьютеров и «прово-

дов» (или дорог, или самолётов, или городских коммуникаций и т. п.) является инфраструктурой. Если, например, эта «общая система» доступна не всем, или правила подключения к ней для некоторых потенциальных потребителей являются дискриминирующими, то получается, что инфраструктуры в её сущностном смысле нет. И поэтому даже электроэнергетические сети в России не являются в полном смысле инфраструктурой, поскольку подключение к ним, особенно частному бизнесу, обусловлено массой искусственных препон, создаваемых «заинтересованным» чиновничеством. Так же не является инфраструктурой система судов, если ею осуществляется избирательное правосудие.

Укажем на важнейшие признаки инфраструктуры:

— Избыточность (позволяет обеспечивать сосуществование и функционирование различных по природе структур, а также подключение новых);

— Сетевой принцип построения (позволяет обеспечивать возможность использования всей структуры). Например, при отключении какого-то компьютера, сервера или провайдера сеть остаётся функционирующей за счет соединений и возможностей связи с другими компьютерами и серверами;

— Инфраструктура не принадлежит никому в отдельности (позволяет обеспечивать равенство доступа потребителей к инфраструктуре). Например, провайдеры могут строить свои сети и организовывать доступ в интернет. При этом им принадлежат проведенные ими сети и оборудованные места подключения к Сети, но сам интернет никому не принадлежит. Равенство потребителей, в данном случае в доступе к информации, обеспечивается за счет конкуренции провайдеров, а не за счёт, например, их «коллективной воли».

Инновационная инфраструктура собирает на себе и выстраивает связи между ведущими учеными, инвесторами, инновационными бизнесами, специалистами и экспертами. «Общей системой» здесь являются связи, которые позволяют этим участникам свободно взаимодействовать. В настоящее время здесь появляются и создаются новые комбинации этих связей, возникают такие структуры, как индустриальные парки, бизнес-инкубаторы, особые экономические зоны, инновационные кластеры и т. д. Для выполнения своих задач они привлекают новых участников, тем самым развивая и расширяя инновационную инфраструктуру.

Итак, инновационная инфраструктура позволяет любому участнику, будь то ученый, которому необходимо финансирование и оборудование для исследований, или инвестор, который хочет вложить свои средства в прибыльный бизнес и т. д., подключиться к ней и получить то, что ему «нужно». Инфраструктурой, как было показано выше, содержание «нужного» не нормируется и не определяется.

Создание инфраструктуры - дорогостоящее дело. Оно не под силу отдельному предпринимателю и даже их локальным сообществам. Поэтому её созданием занимаются государства или крупные международные компании. Но поскольку смысл инфраструктуры в «доступности для всех», то с созданием одной нет

необходимости создавать такую же новую. То есть, если есть доступный интернет, зачем создавать новый? Поэтому тот, кто первым создаёт инфраструктуру и может контролировать её, тот вырывается в лидеры.

Именно по такому инфраструктурному основанию сейчас сменился сам тип лидерства стран. В современном мире господство уже не у тех, кто производит конечную продукцию или технологии, а у тех, кто держит мировую инфраструктуру. Поэтому страны строят и развивают инновационную инфраструктуру, конкурируя между собой. И там, где будут точно выстроенные условия в соответствии с понятием инфраструктуры, там будут и ведущие ученые, и инвесторы, и инновационные компании, и передовые технологии.

Попытки создания инновационной инфраструктуры в России пока малоуспешны. Они уступают в качестве западным аналогам и не доводятся до образца культуры. Этого не отрицают и сами экономические власти. Например, Минэкономразвития, анализируя существующие программы развития «инновационных кластеров», считает, что кластеров в чистом виде в России собственно еще и нет. Кластерами часто называют постсоветские территориально-производственные комплексы (ТПК), моногорода, многопрофильные агломерации вокруг крупных вузов и учреждений РАН, отраслевые ассоциации и профильные агломерации, инициативы отдельных предпринимателей в виде попыток формирования совместных парт-нерств [8]. Российские бизнес-инкубаторы воспринимаются экспертами преимущественно как офисные помещения, поскольку те испытывают острый дефицит в квалифицированных наставниках и учителях бизнеса и не имеют их. Индустриальные парки так же уступают по качеству зданий, их инфраструктуры и квалификации административного персонала западным аналогам.

Таким образом, подытожим, что системных прорывов в складывании инновационной инфраструктуры в России пока нет. Феномен «Сколково» в настоящей статье не рассматривается, он требует отдельного анализа. Соглашаясь в том, что эту площадку можно рассматривать как экспериментальную с отработкой, по словам бывшего вице-премьера В. Суркова, «инновационной среды», обратим внимание на «элитарный» характер этого проекта. Вход в этот проект, в замысле вице-премьера, возможен лишь по специальному разрешению, когда входящим была бы подтверждена принадлежность к так называемому креативному классу. Ему приписывается определение будущего. Ему создаются максимально льготные условия, благодаря чему он не пойдёт в оппозицию и не станет заниматься политической деятельностью [2]. Но, главное, проект «Сколково» - модернизационный в своём замысле. Тем более важно рассмотреть проблематику инновационного мира в логике его становления, одновременно стягивая процессы возникновения и мира и его актора-инноватора.

Коммерциализация новации

Любая новация, входя в экономическую форму ор-

ганизации хозяйства, оценивается в денежном эквиваленте. То есть здесь необходимо определять стоимость новой вещи или услуги, чтобы на этой основе можно было сделать расчёт окупаемости затрат и размера получаемой прибыли. Тогда бизнес сможет рассчитать получаемую прибыль, инвестор - доход от своих вложений, а государство - сгенерировать затраты на содержание инновационной инфраструктуры.

Для коммерциализации новации необходим специфический расчет. Он не является сугубо экономическим и даже предпринимательским, хотя в себе их сворачивает. Такой расчёт следует назвать инновационным. Именно им в поле будущего начально выделяются (или рассчитываются) такие новые вещи (новации), которые впоследствии станут мирообразую-щими вещами (инновациями). Так, например, в своё время мирообразующей вещью стал интернет. Из новых «будущих» - можно назвать 3D-принтер. Вокруг такой мирообразующей вещи создается новый образец жизни, в котором появятся новые производства, бизнесы, рынки, ценности, правила жизни и сами новые люди. Собственно коммерческая (предпринимательская) компонента этого расчета (схемы) состоит в том, чтобы прибыль от новой вещи, которая будет производиться и потребляться, когда жизнь без неё будет невозможно даже представить (как, например, сейчас без интернета или мобильного телефона), начать получать до её появления на рынке. Например, через известный механизм акционирования. Когда схема сработает, то появится предложение в виде новации, спрос на эту новацию, и за счет его удовлетворения - реальная прибыль. Экономическим расчётом балансируются затраты и результаты в денежной форме.

Отсутствие конкуренции у бизнеса, который входит с инновацией на рынок первым, позволяет ему получать сверхприбыль, по сути, как плату за эффективную схему организации. Это собственно и стимулирует компании и государства вкладывать средства в научные исследования и инновационную инфраструктуру в целом. По мнению генерального директора проекта «Глобальный индекс инноваций» Чандраджит Банерджи (Chandrajit Вапег|ее): «...чем более ограниченными ресурсами располагает экономика, тем больше в действительности у нее может быть стимулов для развития инноваций». Это подтверждается рейтингом по индексу инноваций: лидерами являются Швейцария, Швеция и Сингапур. Россия занимает лишь 51-е место между Республикой Молдова и Румынией [7].

В механизме коммерциализации новации важное место принадлежит качеству экономической инфраструктуры. Среди факторов этого качества выделим следующие.

1. Отношение к собственности и ее защита.

Существующая система власти в России не может обеспечить защиту активов и собственности бизнеса, а также защиту интеллектуальной собственности. Такие действия власти, как дело Юкоса, Магнитского, демонстрируют, что, даже если действовать в рамках закона, риск лишиться собственности и бизнеса в Рос-

сии велик. Поэтому, в частности, российский бизнес предпочитает пользоваться уже готовыми технологиями и мало заинтересован в разработке собственных.

Отношение российской власти к собственности обусловило её характерное, не соразмерное культуре власти воздействие на судебную систему, которая, в свою очередь, всё более выходит из правового поля. Из-за практики рейдерских захватов и силового давления власти на бизнес многие российские предприниматели просто покидают страну или регистрируют свою собственность в иностранных юрисдикциях. Сегодня более 70% российских компаний работают в оффшорах [10]. Туда же, под защиту английского права, уводят свой бизнес и крупнейшие государственные компании, хотя это негативно отражается на наполнении бюджета страны. Например, по данным Счетной палаты России, более 80 % экспортного угля продается через оффшоры, причём по цене на 30-54% ниже мировой [10].

Среди граждан России наблюдается снижение желающих стать предпринимателями. По данным глобального мониторинга предпринимательства (GEM) этот показатель в 2012 году был самый низкий за историю мониторинга с 2006 года: лишь 2,2% граждан хотели бы стать предпринимателями. При этом в России только 4,3% трудоспособного населения в 2012 году имели собственный бизнес [4].

2. Бюджетное финансирование и софинансирова-

ние.

В России существуют проблемы с созданием эффективных схем бюджетного финансирования и со-финансирования. Бизнес не включен в процессы финансирования и разработки необходимых ему новаций. Часто на нужные бизнесу новации не хватает (или не выделяется) финансирования, а созданные новации оказываются невостребованными. По данным исследования ОПОРЫ России, только 25% опрошенных учёных пытались коммерциализовать продукты своей интеллектуальной деятельности, а результата достигли только 4% [5].

3. Налоговая нагрузка.

Налоговое законодательство в России создает непомерно большую налоговую нагрузку на производителя. При малом налоге на доходы физических лиц, равном 13%, юридическим лицам необходимо дополнительно оплачивать обязательные социальные отчисления. Эти отчисления (на социальное страхование, в Пенсионный Фонд, в Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования) создают дополнительную нагрузку на бизнес. Высокая ставка рефинансирования Центрального Банка не позволяет бизнесу брать кредиты под низкие проценты, что также увеличивает эту нагрузку. В 2012 году уровень налоговой нагрузки был на уровне 54,1% от прибыли. По мнению уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Б. Титова, налоговая нагрузка более 30% уже не дает развиваться бизнесу. Для сравнения: в США налог на прибыль и НДС само предприятие не платит, а социальные взносы и подоходный налог также существенно ниже, чем в России. По мнению экспертов, в целом российские налоги на

предприятие выше, чем в США, более чем в 4 раза [1].

4. Силовой ресурс власти.

Российские чиновники часто используют власть для давления на бизнес, вымогательства взяток и рейдерских захватов. Инструментом при этом выступают силовые структуры. Они безосновательно вторгаются в деятельность предприятий, якобы для проведения проверок и оперативных мероприятий. Только незначительная часть из них заканчивается возбуждением уголовного дела. «Однако последствия такого вторжения в хозяйственную деятельность в ряде случаев весьма разрушительны - от подрыва деловой репутации до банкротства предприятий», -отмечает генеральный прокурор Юрий Чайка [9]. В то же время, размер этой незначительной части столь масштабен, а характер деяний, квалифицируемых российскими судами как уголовные преступления современного предпринимательства, столь неправосуден, что в обществе вызревает идея необходимости предпринимательской амнистии.

Названные компоненты экономической инфраструктуры отчётливо характеризуют такие интегральные показатели, как деловой климат и деловая активность. Эти показатели для России являются неблагоприятными. Так, в рейтинге Всемирного банка Doing Business 2013 года по показателю деловой активности Россия находится на 112-м месте. По-прежнему негативным образом в России складывается ситуация с получением разрешения на строительство объектов (178-е место), организацией внешней торговли (162-е место), защитой интересов инвесторов (117-е место), получением заемного капитала (104-е место), обеспечением стартовых условий для бизнеса (101-е место) и подключением к электросетям (184-е место) [6]. Следствием неблагоприятного климата является снижение деловой активности, выражаемой в темпах роста национальной экономики. Она снижается. По прогнозам Минэкономики в 2013 году этот темп не превысит 3 %, что делает практически невозможными мо-дернизационные рывки.

Методологическая проблема

Создание инновационной инфраструктуры в России наталкивается на очень серьёзную, на наш взгляд, проблему методологической проработки инновационной темы в целом. Суть этой проблемы - в обслуживании процесса перехода к инновационному миру соразмерной ему системой понятий [3]. Это позволяет опознавать вещи инновационного мира и различать их. На одно из них было указано выше: это понятие инфраструктуры. Другое важнейшее - это понятие инновационного бизнеса. Например, если государство осуществляет поддержку инновационного бизнеса, то выделенные средства должны использоваться по назначению. А для этого, в первую очередь, необходимо отличить инновационный бизнес от традиционного.

Удержать сущностные отличия внешне неразличимых вещей - это значит правильно выбрать направление действий. Традиционный бизнес занимается извлечением прибыли из существующей деятельности, а инновационный - включается в создание

нового образца жизни. Поэтому инноватор ни с кем не конкурирует, а значит, он «обречён» на получение сверхприбыли. Он будет её получать, пока этот образец не освоят другие.

Освоение понятия «инновационный бизнес» должно, в частности, сопровождаться созданием механизмов и критериев для выделения бизнеса действительно инновационного. Сейчас на практике поддержку государства используют бизнесы, подражающие инновационному, или те, которые чиновник посчитал инновационными (или с кем чиновник «договорился»). То есть, выделяя средства на развитие «чего-то хорошего», государство фактически лишь декларирует переход к инновационной экономике, но на деле не происходит ни развития инновационного бизнеса, ни инновационной инфраструктуры, как и пополнения бюджета за счет налогов от инновационной деятельности.

Требуется, на наш взгляд, и освоение в России самого понятия коммерциализации новации. Его обычно подменяют понятием экономизации. Отсюда проистекают как попытки форсировать «экономику» инноваций, так и решения «залить» проблему деньгами. Денег на «решение» инновационной проблемы выделяется немало, но движения в ней по большому счёту не происходит. Методологический контекст этого заключения как раз и обусловлен уровнем понятийной культуры. Так, если экономизация имеет дело с существующим спросом и предложением, то в коммерциализации движутся принципиально иные «сущности» возможного спроса и возможного предложения. Здесь, в частности, «чистая» экономика трансформируется в экономическую политику, социоэкономику и

пр. Но это является лишь следами инновизации, захватывающей и трансформирующей узкую предметность традиционного «мира экономики».

Сложнее понять, что инновация не «продаётся» и не «доводится до потребителя». Эти вещи относятся к новации. Любая инновация есть одновременно и новация. Но не любая новация становится инновацией. Инновация - это и вещь, и мирообразующий компонент будущего (возможности). Не имея, например, развитой экономики логистики, сегодня нельзя продать ни один изготовляемый продукт. Но для осуществления инновации потребность создаётся сама (самосоздаётся) и одновременно с самим потребителем. Процесс коммерциализации замыкается не на денежном эквиваленте выгоды, а на том, «без чего сегодня обойтись нельзя», а «завтра» без этого не смогут обойтись все (многие). Таков потребитель «мира инновации», мира иной культуры со всеми проблемами её понимания. Недаром Стивен Гайгер, бывший управляющий директор фонда "Сколково", обозначая трудности понимания, указал на то, что инновации -это культура, которую нельзя скопировать.

Заключение

Коммерциализации новации в России препятствуют выделенные нами три фактора: сложившаяся экономическая инфраструктура, несоответствие единиц инновационной инфраструктуры соответствующим понятиям и качеству культурных образцов, которые уже есть в западных странах, а также недостаточная проработанность методологической проблемы инновации в пространстве её теоретического и практического освоения.

Библиографический список

1. Абрамов М. Для решения экономических проблем России нужны новые подходы [Электронный ресурс] // Эхо Москвы: радиостанция 2013. URL: http://echo.msk.ru/pda/blog/ abramovmd/1010222-echo/ (дата обращения: 14.05.2013).

2. Айвазян А. Сурков в Лондоне [Электронный ресурс] // PublicPost: электронное периодическое издание. 2013. URL: http://publicpost.ru/theme/id/3743/surkov_v_londone_ya_russkiy / (дата обращения: 14.05.2013)

3. Гедич В.Г., Атаманов Н.П. Организация перехода в мир инновации // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). 2012. № 2. URL: http://eizvestia.isea.ru/reader/ article.aspx?id=12264. (дата обращения: 03.04.2013). (Идентификац. номер статьи в НТЦ «Информрегистр» 0421200101 \0083)

4. Глобальный мониторинг предпринимательства (GEM) [Электронный ресурс] // Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета: [сайт]. [2012]. URL: http://www.gsom.spbu.ru/research/eship/projects/ gem/ (дата обращения: 15.04.2013).

5. Итоги анализа ОПОРЫ национальной инновационной системы [Электронный ресурс] // ОПОРА РОССИИ: [сайт]. [2010]. URL: http://opora.ru/legal/discussions/431/10736/ (дата

обращения: 05.04.2013).

6. Петяев А. Россия поднялась на 112-е место в рейтинге Doing Business [Электронный ресурс] // Forbes: электронный журнал. 2012. URL: http://www.forbes.ru/news/177336-rossiya-podnyalas-na-112-mesto-v-reitinge-doing-business (дата обращения: 11.04.2013).

7. Россия - информация о государстве [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий: [сайт]. [2013]. URL: http://gtmarket.ru/countries/russia/russia-info (дата обращения: 02.05.2013).

8. Тарасенко В. Инновационные кластеры по-русски [Электронный ресурс] // РБК daily: ежедневная деловая газета. 2012. URL: http://www.rbcdaily.ru/politics/562949984682052 (дата обращения: 16.04.2013).

9. Число зарегистрированных экономических преступлений снизилось на 15% [Электронный ресурс] // РИА Новости: сетевое издание. 2013. URL: http://ria.ru/incidents/20130221/ 923975396.html (дата обращения: 10.04.2013).

10. Яшина Г.А. Родные оффшоры [Электронный ресурс] // Капитал страны: федеральное интернет-издание. 2013. URL: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/228201/ (дата обращения: 15.04.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.