Научная статья на тему 'Коммерческая тайна и меры по ее защите'

Коммерческая тайна и меры по ее защите Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3872
629
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА / TRADE SECRET PROTECTION / ЗАЩИТА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / FEDERAL LAW / ИНФОРМАЦИЯ / КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ / INFORMATION CONFIDENTIALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Давыдова Ольга Борисовна

В данной статье проводится анализ понятия коммерческой тайны, определены условия наступления ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну организации, способных нанести ей ущерб. Описаны обязательные меры, направленные на установление и поддержание режима коммерческой тайны. Разработан ряд мероприятий, которые помогут защитить коммерческую информацию от кражи, хищения, фальсификации, утечки, передачи конкурентам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммерческая тайна и меры по ее защите»

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА И МЕРЫ ПО ЕЕ ЗАЩИТЕ Давыдова О.Б. Email: [email protected]

Давыдова Ольга Борисовна — студент-магистрант, кафедра управления правоохранительной деятельности, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в данной статье проводится анализ понятия коммерческой тайны, определены условия наступления ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну организации, способных нанести ей ущерб. Описаны обязательные меры, направленные на установление и поддержание режима коммерческой тайны. Разработан ряд мероприятий, которые помогут защитить коммерческую информацию от кражи, хищения, фальсификации, утечки, передачи конкурентам.

Ключевые слова: коммерческая тайна, защита, федеральный закон, информация, конфиденциальность.

TRADE SECRET AND ITS PROTECTION MEASURES Davydova О-B.

Davydova Olga Borisovna - Student-Magistrant,

DEPARTMENT OF LAW ENFORCEMENT, ST. PETERSBURG UNIVERSITY OF MANAGEMENT AND ECONOMICS TECHNOLOGIES, ST. PETERSBURG

Abstract: this article analyzes the notion of commercial secrecy, defines the conditions for liability arising in accordance with the legislation of the Russian Federation for disclosure of information constituting a commercial secret of the organization, capable of inflicting damage on it. Mandatory measures aimed at establishing and maintaining a regime of commercial secrecy are described. A number of measures have been developed that will help protect commercial information from theft, embezzlement, falsification, leakage, transfer to competitors. Keywords: trade secret protection, the federal law, the information confidentiality.

УДК 346.9

Трансформация труда, появление товарного рынка, и последующая за ней конкуренция, требующая от производителей превосходства над фирмой-конкурентом, повлекли за собой потребность сохранения информации, обладающей особой важностью. В связи с ростом конкуренции на экономическом рынке организации предпринимают любые шаги, для того чтобы завладеть информацией, являющейся коммерческой тайной сторонних предприятий. Сложно представить преуспевающую экономическую систему, у которой бы не была развита система информационных связей, а также их активной эксплуатации как потребителями, так и производителями. С одной стороны, обмен информацией стал значительно проще, с другой -увеличивается риск раскрытия тайной информации.

Согласно Федеральному закону «О коммерческой тайне» № 98-ФЗ от 29.07.2004 к информации, представляющей из себя коммерческую тайну, относятся «сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны» [1].

Коммерческую тайну можно определить, как совокупность конфиденциальных данных не являющихся государственной тайной, представляющих из себя определенную долю ценности для субъекта предпринимательства, при разглашении которых велика вероятность нанесения ущерба организации.

Исходя из вышеупомянутого определения коммерческой тайны следует, что одним из основных признаков, характеризующих информацию, как производственный секрет, является деятельность, направленная на обеспечение конфиденциальности данных сведений.

Стоит отметить, что предусмотренная законодательством ответственность может наступить только при соблюдении данного условия. Иначе, сведения о производстве, технологиях,

разработках, финансовом положении, разглашение которых нанесет ущерб организации, не подпадут под правовую защиту государства.

К обязательным мерам, направленным на установление режима коммерческой тайны относятся:

• Определение перечня информации, составляющего коммерческую тайну;

• Ограничение доступа к такому виду информации, способом утверждения индивидуального порядка ее использования, а также установление контроля за соблюдением данного режима;

• Ведение журнала лиц, которыми был получен доступ к секретной информации;

• Определение важности коммерческой информации для предприятия;

• Обязательное подписание соглашения о неразглашении коммерческой информации при приеме сотрудника в штат организации;

• Все материальные носители информации в обязательном порядке помечаются грифом «Коммерческая тайна» с указанием владельца данного вида информации [3].

В статье 6 Федерального закона «О коммерческой тайне» указано, что «по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления организация предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами» [2].

Для того чтобы защитить информацию от кражи, хищения, фальсификации, утечки, передачи конкурентам необходимо:

• Создать типизированное делопроизводство, отличающееся особым способом для хранения, передачи, а также доступа к документам, составляющим коммерческую тайну. Материальные и цифровые носители секретной информации помечаются по установленным правилам.

• Составить список администраторов, компетенция которых позволяет разграничивать доступ к информации, связанной с коммерческой тайной;

• Ограничить группы лиц с возможностью доступа к информации, находящейся под защитой;

• Формировать общий порядок получения конфиденциальных сведений;

• Исполнять условия, позволяющие сохранить коммерческую тайну на всех этапах деятельности организации.

• Обеспечить сохранность данных при проведении деловых переговоров, внутренних совещаний, прелиминарии, заключении договоров, использовании технических средств по работе с информацией;

• Обеспечить взаимодействие нормативного характера с представителями государственных структур, уполномоченных на осуществление контрольных проверок;

• Использовать предохранительные меры, а именно, наличие внутреннего и внешнего охранного поста;

• Проводить ликбез сотрудников, деятельность которых связана с коммерческой тайной, о правилах информационной безопасности.

Данное исследование позволяет сделать вывод, что секретные данные фирмы - это одно из средств, способствующее достижению экономических целей, спрос на которое носит возрастающий характер. Таким образом при соблюдении мер, рассмотренных в данной работе, сведения организации, относящиеся к коммерческой информации, не попадут к фирмами-конкурентам и не причинят ущерб.

Список литературы / References

1. Федеральный закон «О коммерческой тайне» № 98-ФЗ от 29.07.2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48699/ (дата обращения: 24.05.2018).

2. Колебошин Г.М. Особенности охраны конфиденциальной информации, составляющей секрет производства.: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук, канд. юр. наук, Москва, 2007. 16 с.

3. Смирнова В. Положение о коммерческой тайне: все, что нужно знать работодателю, 2017. № 21. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kontur.ru/articles/4838/ (дата обращения: 24.05.2018).

ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИХ АРБИТРАЖНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Евсеева Е.А. Email: [email protected]

Евсеева Екатерина Александровна — бакалавр, кафедра управления правоохранительной деятельностью, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье анализируются положения российского законодательства об арбитраже, регулирующего правовой статус и деятельность постоянно действующих арбитражных учреждений. Арбитражная реформа 2016 — 2017 годов полностью изменила статус постоянно действующих третейских судов, установила ряд требований к организациям, при которых они могут быть созданы. Кроме того, новое законодательство об арбитраже детально регламентирует порядок образования постоянно действующих арбитражных учреждений, порядок осуществления ими деятельности, а также основания и порядок прекращения деятельности. Данные положения анализируются в статье с указанием ряда проблем правовой регламентации в данной сфере. Ключевые слова: арбитраж, третейский суд, арбитражное учреждение.

LEGAL STATUS OF PERMANENT ARBITRATION INSTITUTIONS

Evseeva Е.А.

Evseeva Ekaterina Aleksandrovna — Bachelor, DEPARTMENT OF LAW ENFORCEMENT,

SAINT-PETERSBURG UNIVERSITY OF MANAGEMENT TECHNOLOGIES AND ECONOMICS, SAINT-

PETERSBURG

Abstract: the article analyzes the provisions of Russian legislation on arbitration, regulating the legal status and activities of permanent arbitration institutions. The arbitration reform of 2016 - 2017 completely changed the status of permanent arbitration courts, established a requirements for organizations under which they could be created. In addition, the new legislation on arbitration details the procedure for the formation of permanent arbitration institutions, the procedure for their implementation of activities, as well as the grounds and procedure for termination of activities. These provisions are analyzed with a number of problems of legal regulation in this direction. Keywords: arbitration, arbitration court, arbitration institution.

УДК 347.918.2

Действующим законодательством предусмотрены различные способы защиты гражданских прав. В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), защиту гражданских прав могут осуществлять суд, арбитражный суд или третейский суд. Арбитраж (третейское разбирательство) - один из наиболее эффективных альтернативных способов разрешения споров. Основные нормативно-правовые акты в данной сфере -Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-Ф3 «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее - Закон об арбитраже), Закон РФ от 07.07.1993 № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже», а также отдельные положения материального и процессуального законодательства, и ряд подзаконных актов.

Арбитраж может быть осуществлен как третейским судом, сформированным для разрешения конкретного правового конфликта (ad hoc), так и в рамках постоянно действующего арбитражного учреждения (далее - ПДАУ). Регламентации правового статуса ПДАУ посвящена глава 9 Закона об арбитраже. ПДАУ - подразделение некоммерческой организации (далее - НКО), выполняющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража. ПДАУ не является юридическим лицом (далее - ЮЛ) и может быть создано только при НКО (новелла третейской реформы). Это обусловлено борьбой законодателя с аффилированностью в сфере третейского разбирательства. Возникает вопрос: в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.