Научная статья на тему 'Коммерческая концессия, франчайзинг, франшиза: соотношение понятий'

Коммерческая концессия, франчайзинг, франшиза: соотношение понятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3286
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФРАНШИЗА / ФРАНЧАЙЗИНГ / ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гудим Екатерина Романовна

В статье анализируется соотношение основных понятий в отечественном франчайзинге. Рассматриваются подходы к определению сущности коммерческой концессии как правового явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммерческая концессия, франчайзинг, франшиза: соотношение понятий»

КОММЕРЧЕСКАЯ КОНЦЕССИЯ, ФРАНЧАЙЗИНГ, ФРАНШИЗА: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ Гудим Е.Р.

Гудим Екатерина Романовна - студент, Юридический институт Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Аннотация: в статье анализируется соотношение основных понятий в отечественном франчайзинге. Рассматриваются подходы к определению сущности коммерческой концессии как правового явления.

Ключевые слова: франшиза, франчайзинг, договор коммерческой концессии.

Для полного понимания сущности коммерческой концессии и сопутствующих ей франчайзинга и франшизы, необходимо раскрыть каждое из понятий и соотнести их друг с другом. Необходимо начать с наиболее широкого понятия - франчайзинг.

Франчайзинг можно представить в качестве некого экономического явления, которое предполагает собой установление долгосрочного делового сотрудничества и партнерских связей, в рамках которых франчайзером (правообладателем) осуществляется передача исключительных прав в пользование, а также обучение технологиям производства, техническое и материальное обеспечение франчайзи (пользователя) всем необходимым для осуществления предпринимательской деятельности1.

Наиболее краткое и точное определение франчайзинга дает С. И. Ненашев, который высказывает позицию о том, что франчайзинг не столько правовой, сколько функциональный термин. Именно по этой причине отношения, подразумеваемые под франчайзингом, «рождаются в недрах бизнеса, а не в нормотворческих лабораториях». Но не стоит забывать, что любые общественные отношения, а в особенности экономические, нуждаются в правовом урегулировании, ведь чем сложнее общественные отношения, тем большая возникает необходимость в определении их правового статуса.

Однако отсутствие законодательного урегулирования не влечет невозможность развития франчайзинга, а лишь создает некоторые сложности для этого. В подтверждение данной позиции можно сказать, что лишь в немногих странах франчайзинг имеет специальное законодательное регулирование. К таким странам в частности относятся: Россия, Украина, Казахстан, Франция - единственная из европейских государств, имеющая отдельный закон, США - как на федеральном уровне, так и в некоторых штатах существуют собственные законы.

Например, в США термин «франчайзинг» употребляется в двух различных смыслах предпринимательских отношениях:

• во-первых, «бизнес-формат» франчайзинг - данная разновидность соответствует европейской версии франчайзинга, представляющая собой договор, по которому франчайзи перенимает предпринимательскую систему и методы франчайзера, использует его торговую марку и фирменное наименование.

• во-вторых, так называемый «товарный» франчайзинг - эта же разновидность соответствует договору, по которому франчайзи лишь продает товары, произведенные франчайзером или обозначенные его торговой маркой либо фирменным наименованием, не получая никакой помощи от франчайзера и не находясь под его контролем.

Проект Федерального закона «О франчайзинге», который год назад был отклонён в первом же чтении, содержит основные понятия. В данном проекте франчайзинг

1 Сосна С.А. Франчайзинг: монография / С. А. Сосна, Е. Н. Васильева. Москва: Академкнига, 2009. С. 71-84.

определяется как система отношений, в которой фанчайзор (по проекту -правообладатель) предоставляет франчайзи право пользования на комплекс принадлежащих франчайзору исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации в обмен на прямое или косвенное финансовое вознаграждение в целях продажи продукта или услуг франчайзора по заранее определенным правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор в рамках и в период действия специально заключенного обеими сторонами договора1.

Под самой же франшизой, согласно Принципам европейского договорного права, законодателем понимается договор, в соответствии с которым одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) за вознаграждение право вести предпринимательскую деятельность в сети франчайзера и другие права интеллектуальной собственности, ноу-хау и метод ведения бизнеса2. Итак, под термином «франшиза» понимается непосредственно само разрешение от франчайзера на использование его товарного знака, деловой репутации и иных, входящих в предмет договора исключительных прав, юридически оформленных договором.

Упомянутый ранее проект закона содержит совершенно иное понятие франшизы. Под франшизой было предложено понимать комплекс благ, состоящий из прав пользования брэндом и бизнес-системой франчайзора, а также иных благ, необходимых для создания и ведения бизнеса по бизнес-системе франчайзора, который является объектом договора франчайзинга. Получается, что в данном проекте происходит смешение понятия «франшиза» с предметом договора франчайзинга. Однако, исходя из мировой практики и законодательного урегулирования, такой подход считается противоречивым относительно устоявшемуся пониманию самой сущности «франшизы».

Таким образом, получается, что экономический аспект франчайзинга является преобладающим и как способ осуществления предпринимательской деятельности употребляется в контексте намного чаще, чем как гражданско-правовое явление. Однако любая деятельность, в особенности экономическая должна законодательно регулироваться. Экономический и правовой аспекты франчайзинга напрямую зависят друг от друга и не могут отдельно существовать: осуществление предпринимательской деятельности по франшизе (экономический аспект) возможно только при заключении гражданско-правового договора по передаче комплекса исключительных прав между сторонами (правовой аспект).

Итак, с правовой точки зрения франчайзинг на сегодняшний день используется в качестве обозначения одного из видов гражданско-правового договора, по которому одна сторона - франчайзер обязуется предоставить другой стороне - франчайзи разрешение на

3

коммерческое использование комплекса исключительных и иных прав .

Франчайзинг является системой договорных отношений крупных производителей либо продавцов с более мелкими фирмами, в которых обязательства по продвижению товара сопряжены с использованием на основе лицензии фирменного наименования или товарного знака головной фирмы, а также с соблюдением ее технологий производства, рекламной политикой, стратегии по продажи товаров, а франшиза - это непосредственно само разрешение на использование комплекса исключительных прав, т.е. деловой

1 О франчайзинге. [Электронный ресурс]: проект № 503845-6 федер. закона, внесен на рассмотрение 21.04.2014. отклонен 16.03.2016 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.07.2017.).

2 Принципы Европейского договорного права. [Электронный ресурс]: Кафедра коммерческого права и основ правоведения МГУ. Режим доступа: mgu-commercial-law.narod.ru/ (дата обращения: 12.07.2017).

3 Брагинский М.И. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. Книга третья. / М. И. Брагинский В.В. Витрянский. Москва: Статут, 2005. С. 977.

репутации, товарного знака, знака обслуживания, секрет производства и другие исключительные права, предоставляемые в пользование по договору.

В российском праве франчайзинг законодательно закреплен как договор коммерческой концессии и в главе 54 ГК РФ. Коммерческой концессией законодательно регулируется способ осуществления предпринимательской деятельности, в котором одна сторона - правообладатель, являющийся профессиональным участником предпринимательской деятельности, предоставляет другой стороне - пользователю, который в свою очередь также является профессиональным участником, в соответствии с условиями заключённого между сторонами договора право использовать в предпринимательской деятельности комплекса исключительных прав.

В отечественном юридическом сообществе с момента введения в действие части 2 ГК РФ, отсутствует единое мнение о тождественности договора коммерческой концессии с франчайзингом. Так, позиция профессора В. В. Витрянского о том, что понятие «коммерческая концессия» было использовано как наиболее подходящее по смыслу термину «франчайзинг», следовательно, можно предположить, что данные понятия являются тождественными, является преобладающей на сегодняшний день1.

Список литературы

1. Брагинский М.И. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. Книга третья. / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. Москва: Статут, 2005. С. 977.

2. О франчайзинге. [Электронный ресурс]: проект № 503845-6 федер. закона, внесен на рассмотрение 21.04.2014, отклонен 16.03.2016 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.07.2017).

3. Принципы Европейского договорного права. [Электронный ресурс]: Кафедра коммерческого права и основ правоведения МГУ. Режим доступа: mgu-commercial-law.narod.ru/ (дата обращения: 12.07.2017).

4. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. / Б.И. Пугинский. Москва: Статут, 2000. С. 217-218.

5. Франчайзинг: коммерческая концессия / С.А. Сосна [и др.]. Москва: Академкнига, 2005. С. 10.

1 Брагинский М.И. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. Книга третья. / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Москва: Статут, 2005. С. 977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.