Изучаем законодательство
КОММЕНТАРИИ К ЗАКОНОПРОЕКТУ «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
О.Г. КОГАН, г. Санкт-Петербург ЭКСПЕРТ ЖУРНАЛА «МЗ»
Еще раз о планировании
В соответствии со ст. 6 Проекта Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, как работающие, так и неработающие.
Таким образом, неработающие иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие на территории Российской Федерации, получают право на ОМС и соответственно право в полном объеме получать плановую медицинскую помощь, предусмотренную программой ОМС, как амбулаторную, так и стационарную.
В настоящий момент, согласно ст. 18 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, только постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
То есть количество застрахованных по ОМС в связи с принятием законопроекта существенно увеличивается за счет временно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. При этом планирование расходов на оказание медицинской помощи в 2011 году, которое идет в регионах уже сейчас, осуществляется без учета этой категории граждан, так как закон еще не принят и оснований для учета численности временно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства при расчете размера взноса на ОМС неработающего населения нет.
Далее, согласно ч. 1 ст. 35 законопроекта, решением специально создаваемой комиссии медицинским организациям устанавливается объем медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования. Реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, формируется в уведомительном порядке к 1 ноября (п. 2 ст. 11 Проекта Федерального закона) и содержит не только наименования и юридические адреса медицинских органи-
№В Менедже1
2010 здравоохранения ,
Изучаем законодательство
заций, но и перечень услуг, оказываемых данными медицинскими организациями в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. При этом объем средств на реализацию программы ОМС к 1 ноября уже определен (и, как обычно, ограничен).
Таким образом в случае принятия законопроекта мы получаем непрогнозируемое количество застрахованных по ОМС, а также непрогнозируемое количество медицинских организаций, желающих оказывать медицинскую помощь по программе ОМС.
Договор страхования отсутствует
В законопроекте отсутствует упоминание о договоре страхования. Между тем обязанность заключить такой договор (между страхователем и страховщиком) установлена Гражданским кодексом Российской Федерации.
В случае, если указанные в статье 7 законопроекта страхователи будут наделены только функциями плательщиков страховых взносов, Федеральный фонд и территориальные фонды будут наделены функциями страхователей в системе обязательного медицинского страхования, а страховые медицинские организации будут являться страховщиками, договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенный между территориальным фондом и страховой медицинской организацией, будет являться договором страхования, заключенным между страхователем и страховщиком. В этом случае сохранятся система договорных отношений, предусмотренная Гражданским кодексом Российской Федерации, а также положительный опыт взаимодействия страхователя и страховщика.
Выбор врача — повод для оказания платных услуг?
В соответствии с п. 5 ст. 12 Законопроекта застрахованное лицо имеет право на
выбор врача с учетом его согласия, оказывающего медицинскую помощь в выбранной застрахованным лицом медицинской организации.
С целью сохранения преемственности в системе оказания медицинской помощи и сбалансированности объемов оказания этой помощи в рамках Программы обязательного медицинского страхования целесообразно было бы гарантировать право застрахованного на выбор лечащего врача и на выбор врача-специалиста при наличии медицинских показаний, определенных лечащим врачом. В противном случае страховая компания получит неконтролируемый поток счетов за оказанные медицинские услуги (в том числе дорогостоящие), для которых не было медицинских показаний, но которые она обязана оплатить, а пациенты, нуждающиеся в специализированной медицинской помощи, своевременно не попадут на прием к нужному специалисту.
Что касается формулировки «выбор врача с учетом его согласия», которая также имеет место и в «Основах законодательства об охране здоровья граждан», следует задуматься, а не содержит ли она коррупционной составляющей. Что нужно, чтобы получить согласие врача? Заплатить в кассу или лично врачу, чтобы он дал свое согласие?
Если бы законопроект о медицинском страховании в РФ вносился на рассмотрение Государственной Думы одновременно с законопроектом о государственных гарантиях оказания бесплатной медицинской помощи, вопросов было бы меньше. Но, поскольку это не так, есть надежда, что подзаконные акты, а также новый нормативный акт о правилах предоставления платных медицинских услуг позволят решить этот вопрос к обоюдной пользе как для пациента, так и для исполнительного органа государственной власти, осуществляющего планирование объемов медицинской помощи в рамках программы ОМС.
-G
1енеджер №8
здравоохранения ЗОЮ