УДК 94:[266.3 + 271.2(470.57-25)]"1878/1896"
Шарафутдинов Артем Альбертович тренер тренингового центра «Тринити»
КОМИТЕТ ПРАВОСЛАВНОГО МИССИОНЕРСКОГО ОБЩЕСТВА УФИМСКОЙ ЕПАРХИИ: ОРГАНИЗАЦИЯ МИССИОНЕРСТВА (1878-1896 ГГ.)
Sharafutdinov Artyom Albertovich Coach of "Trinity^" training center
THE COMMITTEE OF THE ORTHODOX MISSIONARY SOCIETY OF UFA DIOCESE: ORGANIZATION OF MISSIONARY ACTIVITY (1878-1896)
Аннотация:
В статье рассмотрена специфика развития миссионерской деятельности Комитета православного миссионерского общества Уфимской епархии в период с 1878 до 1896 г. Охарактеризована миссионерская работа епископа Дионисия, инициировавшего создание и распространение миссионерских школ в Уфимской епархии. Сделан вывод, что в рассмотренный период на территории Уфимской епархии проводилась успешная миссионерская работа.
Ключевые слова:
миссионерская деятельность, православное миссионерское общество, Комитет православного миссионерского общества, миссионерские школы, Уфимская епархия, епископ Дионисий.
Summary:
The article deals with the specific features of missionary activity development of the Committee of Orthodox Missionary Society in Ufa diocese during the period from 1879 to 1896. The author considers the missionary work of Bishop Dionysius, who initiated creation and spread of missionary schools in the Diocese of Ufa. It is concluded that the missionary work was developing rapidly and efficiently during this period in the territory of Ufa diocese.
Keywords:
missionary activity, Orthodox Missionary Society, Committee of Orthodox Missionary Society, missionary schools, Ufa diocese, Bishop Dionysius.
Целью статьи является рассмотрение истории образования Уфимской епархии и исследование ее деятельности в период с 1878 по 1896 г. Изучение истории миссионерской работы в Башкирии является особенно актуальным по причине большой полиэтничности и поликонфесси-ональности населения региона.
Миссионерская деятельность в Башкирии, в том числе деятельность Комитета православного миссионерского общества, освещалась в работах И.П. Барсукова [1], И. Златоверховни-кова [2], П. Мышкина [3], О.С. Павловой [4], Ю.Н. Сергеева [5], О.Б. Феклиной [6] и др.
Православное миссионерское общество было образовано в городе Москве в 1870 г. с целью распространения православия в инородческой среде. После образования Миссионерского общества по епархиям стали открываться его комитеты, призванные оживить миссионерскую работу на местах. До учреждения Комитета миссионерская деятельность Уфимской епархии была направлена на создание и организацию школ для детей инородцев. Численность таких школ в 1877 г. достигла 13 [7, а 56].
Руководство Уфимской епархии, признавая необходимость организации структуры, которая бы осуществляла миссионерскую деятельность, выступило инициатором создания Комитета православного миссионерского общества (ПМО). Открытие Епархиального комитета православного миссионерского общества произошло 21 ноября 1878 г. в Уфе в ходе собрания под председательством епископа Никанора в Уфимской епархии [8, с. 131]. В результате избрания губернатор В.Д. Левшин стал товарищем председателя. Восемь человек, видных представителей Уфимской губернии, в результате избрания стали членами комитета, а также были избраны казначей и секретарь.
С момента создания Комитета значительно оживилась миссионерская работа. В 1880 и 1881 гг. его деятельность была сосредоточена на открытии инородческих училищ. Через них предполагалось просвещать большие массы некогда крещеных инородцев, многие из которых лишь формально именовались православными и фактически сохраняли образ жизни и веру предков. В 1880 г. Комитетом ПМО было открыто миссионерское училище в д. Кармале Белебе-евского уезда, причем из средств Комитета были выделены 50 р. на содержание этого училища [9, а 243]. В 1881 г. Комитетом было открыто миссионерское училище в д. Степановке, приписанное к Белебеевскому собору [10, а 148]. Комитет оказывал поддержку ранее открытым миссионерским школам. Кроме того, в функции Комитета входили сбор и перераспределение миссионерской литературы [11, а 147].
С 1881 г. началось совершение богослужения на родных языках инородцев и поучения в церкви и домах священников из среды инородцев. Число таких священников было очень невелико. По вопросу недостатка в епархии духовных лиц, знающих инородческие языки, преосвященный Никанор обращался к известному педагогу, миссионеру Н.И. Ильминскому с просьбой рекомендовать лиц для замещения вакансий в инородческих приходах Уфимской епархии. Именно под руководством Н.И. Ильминского в 1870-х гг. осуществлялся процесс создания инородческих школ в Уфимской епархии. При помощи Н.И. Ильминского и его учеников 4 октября 1882 г. в городе Бирске была открыта инородческая учительская школа для подготовки учителей миссионерских школ. При школе был открыт отдельный храм, в котором богослужения совершались на инородческих языках [12, с. 280-281].
С 12 декабря 1883 г. до 8 сентября 1896 г. председателем Комитета ПМО был выдающийся епископ, миссионер-аскет, влюбленный в свое дело [13; 14, с. 60], Дионисий (Хитров), бывший перед тем епископом Якутским. Управление Уфимской епархией стало для владыки Дионисия делом всей жизни. Именно с этим периодом истории Уфимской епархии связан расцвет миссионерской деятельности Комитета.
Владыка Дионисий в своих проповедях подчеркивал необходимость использования языка, понятного инородцам, как в преподавании, так и при совершении богослужений. Поэтому необходима была подготовка священников, способных вести проповедь на языках инородцев в любом месте [15, с. 11]. В связи с этим Комитетом православного миссионерского общества прилагались большие усилия для создания приходов в населенных пунктах, где проживали крещеные инородцы и единоверцы, а также велась работа по увеличению грамотности среди них.
К концу 1883 г. в состав Комитета ПМО входило уже 257 действительных членов [16, с. 439]. В октябре 1885 г. епископ Дионисий выступил с ходатайством перед Святейшим синодом об организации на территории Уфимской епархии приходов для инородцев и единоверцев. Священный синод одобрил предложение епископа Дионисия, было осуществлено финансирование на создание 21 прихода для инородцев и 6 приходов для единоверцев [17, с. 34]. К 1897 г. трудами Комитета миссионерского общества были возведены 44 церкви для инородцев. В большинстве случаев в качестве источника финансирования для строительства выступали «депозиты преосвященного» [18, с. 250], то есть его личные средства. В связи с успехами миссионерской работы в Уфимской епархии для нее Священным синодом были учреждены должности трех епархиальных миссионеров, деятельность которых оплачивалась из государственной казны [19, с. 34].
Одним из важнейших результатов деятельности Комитета миссионерского общества выступило значительное увеличение количества миссионерских школ в Башкирии. К 1885 г. были созданы уже 38 школ для миссионеров, в 36 из которых обучалось 1 206 чел. [20, с. 256], и 75 православных училищ для инородцев, в которых обучалось 3 466 учеников. Среди учителей, преподававших в инородческих школах Уфимской епархии, были выпускники Казанской крещено-татарской школы (21 чел.) и Симбирской чувашской учительской школы (4 чел.) [21, с. 251].
С 1878 по 1897 г. в результате деятельности Комитета начали функционировать больше 100 школ [22, с. 33]. За период с 1890 по 1897 г. количество крещеных татар увеличилось на 6 998 чел., чувашей - на 17 098, черемисов - на 3 008 (в два раза), вотяков - на 1 111 (более чем в два раза), башкир - на 315 чел. В целом количество крещеных инородцев за эти семь лет увеличилось приблизительно на 44 тыс. чел. Отчасти этот рост был обусловлен естественным приростом населения, но эти цифры однозначно свидетельствуют о том, что в указанный период в Уфимской епархии практически отсутствовало «отступничество» и, кроме того, происходил рост количества обращающихся в православие.
За период, в течение которого епископ Дионисий управлял епархией и руководил Комитетом миссионерского общества, приблизительно 2 000 старообрядцев, 263 башкира и 315 татар стали православными [23, с. 258]. К концу XIX в. в Уфимской епархии насчитывалось 144,5 тыс. крещеных инородцев [24, с. 206].
Таким образом, делаем вывод о том, что с 1878 по 1896 г. на территории Уфимской епархии проводилась успешная миссионерская работа.
Ссылки:
1. Барсуков И.П. Памяти Дионисия, епископа Уфимского. СПб., 1902.
2. Златоверховников И. Уфимская епархия. Географический, этнографический, административно-статистический очерк. Уфа, 1899.
3. Мышкин П., свящ. Миссионерские труды преосвященного Дионисия, епископа Уфимского и Мензелинского. Уфа, 1901.
4. Павлова О.С. Деятельность Православного Миссионерского общества в Уфимской епархии во второй половине XIX века // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2014. № 36.
5. Сергеев Ю.Н. Уфимская епархия в 1799-1917 гг.: историография вопроса // Вестник Башкирского университета. 2005. № 4 (10).
6. Феклина О.Б. Миссионерство в Уфимской епархии: 1865-1883. Уфа, 2011.
7. Отчет Уфимского комитета ПМО за 1885 г. // Уфимские епархиальные ведомости. 1886. № 10.
8. Отчет по Уфимскому миссионерскому комитету за 1879 г. // Там же. 1880. № 4.
9. Златоверховников И. Указ. соч. С. 243.
10. Отчет по Уфимскому миссионерскому комитету за истекший 1881 год // Уфимские епархиальные ведомости. 1882. № 5.
11. Там же. С. 147.
12. Златоверховников И. Указ. соч. С. 280-281.
13. Барсуков И.П. Указ. соч.
14. Сергеев Ю.Н. Указ. соч. С. 60.
15. Уфимские епархиальные ведомости. 1890. № 1.
16. Отчет по Уфимскому миссионерскому комитету за истекший 1883 год // Уфимские епархиальные ведомости. 1883. № 15.
17. Отчет Уфимского комитета ПМО за 1885 г. С. 34.
18. Златоверховников И. Указ. соч. С. 250.
19. Мышкин П., свящ. Указ. соч. С. 34.
20. Златоверховников И. Указ. соч. С. 256.
21. Там же. С. 251.
22. Мышкин П., свящ. Указ. соч. С. 33.
23. Уфимские епархиальные ведомости. 1898. № 11.
24. Златоверховников И. Указ. соч. С. 206.
References:
1. Barsukov, IP 1902, Memory Dionysius, bishop of Ufa, St. Petersburg.
2. Zlatoverhovnikov, I 1899, Ufa diocese. Geographical, ethnographical, administrative and statistical essay, Ufa.
3. Myshkin, P priest, 1901, Missionary work Bishop Dionysius, bishop of Ufa and Menzelinsk, Ufa.
4. Pavlova, OS 2014, 'The activities of the Orthodox Missionary Society in the Ufa diocese in the second half of XIX century', Actual questions of social sciences: sociology, political science, philosophy, history, no. 36.
5. Sergeev, YN 2005, 'Ufa diocese in 1799-1917 gg .: historiography problem', Bulletin of the Bashkir University, no. 4 (10).
6. Feklina, OB 2011, Missionary Work in the Ufa diocese: 1865-1883, Ufa.
7. 'Report of the Ufa CSI Committee for 1885' 1886, Ufa diocesan statements, no. 10.
8. 'Report on the Ufa Missionary Committee for 1879' 1880, Ufa diocesan statements, no. 4.
9. Zlatoverhovnikov, I 1899, Ufa diocese. Geographical, ethnographical, administrative and statistical essay, Ufa, p. 243.
10. 'Report on the Ufa Missionary Committee for the past 1881' 1882, Ufa diocesan statements, no. 5.
11. 'Report on the Ufa Missionary Committee for the past 1881' 1882, Ufa diocesan statements, no. 5, p. 147.
12. Zlatoverhovnikov, I 1899, Ufa diocese. Geographical, ethnographical, administrative and statistical essay, Ufa, pp. 280-281.
13. Barsukov, IP 1902, Memory Dionysius, bishop of Ufa, St. Petersburg.
14. Sergeev, YN 2005, 'Ufa diocese in 1799-1917 gg .: historiography problem', Bulletin of the Bashkir University, no. 4 (10), p. 60.
15. Ufa diocesan statements 1890, no. 1.
16. 'Report on the Ufa Missionary Committee for the past 1883' 1883, Ufa diocesan statements, no. 15.
17. Report of the Ufa committee MIPs for 1885, p. 34.
18. Zlatoverhovnikov, I 1899, Ufa diocese. Geographical, ethnographical, administrative and statistical essay, Ufa, p. 250.
19. Myshkin, P priest, 1901, Missionary work Bishop Dionysius, bishop of Ufa and Menzelinsk, Ufa, p. 34.
20. Zlatoverhovnikov, I 1899, Ufa diocese. Geographical, ethnographical, administrative and statistical essay, Ufa, p. 256.
21. Zlatoverhovnikov, I 1899, Ufa diocese. Geographical, ethnographical, administrative and statistical essay, Ufa, p. 251.
22. Myshkin, P priest, 1901, Missionary work Bishop Dionysius, bishop of Ufa and Menzelinsk, Ufa, p. 33.
23. Ufa diocesan statements 1898, no. 11.
24. Zlatoverhovnikov, I 1899, Ufa diocese. Geographical, ethnographical, administrative and statistical essay, Ufa, p. 206.